«Мечеть Парижской Богоматери»: антиутопия? скандал? предупреждение? «Мечеть Парижской Богоматери»: роман-предупреждение.

В 2005 году была опубликована книга, которая называлась «Мечеть Парижской Богоматери». Это издание сразу привлекло к себе отечественных и зарубежных читателей и вызвало массу споров. Само название и жанр этого произведения были весьма необычны, отсюда и полярность представленных отзывов.

Рассмотрим содержание этого романа поподробнее.

Что это за произведение?

Книга Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» была написана под впечатлением от путешествия писательницы по Европе, когда ее поразило количество мусульманских иммигрантов, которые с довольным видом разгуливали по историческому центру Парижа.

Роман написан в жанре антиутопии, он представляет собой предупреждение писательницы, являющейся христианкой, всему европейскому христианскому миру. Сама Чудинова называет свое произведение «романом-миссией».

Сегодня данная книга издана не только на русском, но и на многих европейских языках. Долгое время ее не издавали во Франции, ссылаясь на то, что данный текст не политкорректен. Однако сейчас есть и ее французское издание.

Спустя время, в 2011 году, данная книга была экранизирована отечественным режиссером Владимиром Синельковым.

Сюжет романа

Действие романа происходит приблизительно в 2048 году. В это время практически вся Франция становится мусульманской страной: приехавшие в начале века в нее иммигранты полностью захватили власть в свои руки и поработили исконное население. Мусульмане судят новых французов по насильно заставляют людей западноевропейского происхождения принимать ислам.

Всех, кто хочет остаться христианином, загоняют в гетто с ужасными условиями содержания. Гордость и сердце Парижа - собор Парижской Богоматери - превращен в мечеть.

Однако находятся люди, которые готовы оказать сопротивление существующему порядку вещей. Возглавляет женщина, которая родилась в России. Зовут ее София Севазмиу-Гринберг. Она объединяет вокруг себя католиков, которые понимают, что их борьба, скорее всего, закончится поражением, однако хотят довести эту борьбу до конца.

Группа католиков захватывает у мусульман Мечеть Парижской Богоматери, священник переосвящает культовое сооружение, и оно вновь превращается в христианский храм. После проведенной здесь мессы собор взрывают сами католики.

К слову сказать, в книге Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» ясно и понятно для читателей говорится о том, что причиной победы мусульман над католической Францией стал либерализм, излишняя толерантность, разрушение начал католической веры и потеря интереса к миру традиционных ценностей.

Отзывы читателей

В России это произведение было встречено по-разному. Одни читатели увидели в нем пророчество о событиях, которые ожидают толерантную Францию и другие страны европейского мира, другие критиковали книгу за чересчур резкое отношение к мусульманству.

В православной среде оценки тоже разнились. Были священники, которые говорили о книге «Мечеть Парижской Богоматери» как о важном произведении, необходимом для прочтения, другие представители русской православной церкви считали, что данная книга может разжечь вражду между русскими мусульманами и русскими христианами.

Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери»: авторское прочтение текста

Сама писательница охотно дает интервью, в которых рассказывает, что подвигло ее на написание романа. В частности, она указывает на то, что именно в сектантских течениях мусульманства скрывается достаточно сильная агрессивность, направленная против большинства простых людей. Ваххабиты-террористы взрывают самолеты, убивают ни в чем не повинных людей, они жестоки и кровожадны.

По ее мнению, первой под ударами этого страшного и сильного мусульманского сектантского течения может пасть Франция - страна, в которой идеи либерализма и были рождены.

Финал своего произведения, когда огромный собор взлетает на воздух, Елена Чудинова трактует как событие, чем-то напоминающее исчезновение чудесного града Китежа, который ушел под воду, чтобы не попасть в нечестивые руки. Писательница говорит о том, что финал ее произведения глубоко трагичен.

Современное понимание описанных в книге событий

После первого издания книги ее оценивали более критично, чем сегодня. На данном этапе книга «Мечеть Парижской Богоматери» находит достаточно много читателей, обеспокоенных ростом исламского радикализма в странах Европы. Ситуация с иммигрантами из мусульманских стран в последние годы значительно ухудшилась, самые страшные прогнозы стали сбываться.

Это и делает книгу Елены Чудиновой более популярной. Некоторые критики говорят, что писательнице удалось увидеть то, чего еще 10 лет назад европейцы не понимали.

Насколько это произведение будет полезно для людей спустя десятилетия, сегодня сказать трудно. Это зависит в первую очередь от того, насколько реалистичными окажутся прогнозы о мусульманском культурном вторжении в Европу.

Елена Чудинова: «Во Франции меня называют русской Кассандрой»

Еще в 2005 году русская писательница, живущая во Франции, опубликовала книгу с провокационным названием - «Мечеть парижской Богоматери»

В романе-утопии описывается Франция , живущая по шариату. Некогда христианская страна добровольно отказалась от своих традиционных ценностей, но «свято место не бывает пусто». На смену христианству пришел ислам. Через несколько месяцев после выхода книги, по Франции прокатилась первая волна бунтов устроенных «детьми гастарбайтеров». Уже тогда книгу сочли пророческой. После показательного расстрела карикатуристов, мрачная утопия стала еще реальнее. Корреспондент КП встретился с Еленой Чудиновой и поговорил о невеселом настоящем меняющейся Европы , и немного - о нашем будущем.

«Большая игра в поддавки»

Ваша книга «Мечеть Парижской Богоматери» вышла почти девять лет назад. В России она считалась бестселлером. А как ее тогда восприняли во Франции? Был успех, пресса?

В России книга «прозвучала», хоть и с купюрами и критикой, но обсуждалась на центральных телеканалах. Во Франции она представлена только на правых и консервативных ресурсах и в католической среде. У нас известна лишь партия семьи Ле Пен, но спектр правых политиков во Франции несколько шире . Есть партия Филиппа Де Вилье, есть партия Мегре — отделившийся от Ле Пена правый, более радикальный и католический блок. Во Франции книга широко известна в узких кругах, извините за трюизм.

Насколько этот круг узкий? Если не ошибаюсь, только за партией Мари Ле Пен — 25% голосов избирателей? Это немало!

Понимаете, Франция сейчас - это Советский Союз 70-х годов. Люди считающие себя недовольными, фрондирующими, в то же время двигаются в русле официальной идеологии. Режим не тоталитарен, промывание мозгов есть, но оно мягкое. Попробуйте перед средним французом, встреченным на улице, раскритиковать идеологию толерантности! Он на вас очень странно посмотрит.

Меня поразил памятный митинг после расстрела карикатуристов. Он мне напомнил достаточно бессмысленные первомайские демонстрации «за мир» и «за все хорошее против плохого». В стране случилась трагедия невиданного масштаба, причины понятны, только их никто так и не озвучил...

Да, в очередной раз сказали своим радикалам-исламистам - «вы тут ни при чем». Это просто потрясающая игра в поддавки! Вы только вдумайтесь — не вчерашние мигранты оправдываются - «мы такие же граждане Франции и сами хотим найти убийц», нет! Все строго наоборот. Прогрессивная общественность бегает за ними после каждого теракта и говорит - «ведь вы это осуждаете». Воинствующие исламисты соглашаются, но так, через губу.

Сколько еще Франции надо наступать на эти грабли, пока они не разобьют стране лоб? Сколько лет у нее в запасе?

Процессы ускоряются. Возьмем этот теракт. Либеральная пресса, как заклинание повторяет: «не надо провоцировать и обижать»! Но, поймите, терроризм не надо провоцировать, он сам себя провоцирует. Если вы пройдете с карикатурой на Магомеда по Елисейским полям, на вас никто не обратит внимания. Провокатор назначается. Мы помним с чего начались предыдущие парижские бунты - с гибели трех афрофранцузских подростков. Все как-то само вспыхнуло. Но в те же самые дни, в Марселе погибли двое таких же подростков, которые тоже убегали от полиции. На краденом мопеде врезались в стенку. Никто не обратил на это внимания, такие подростки гибнут всегда, они в «группе риска». Кто-то решает, когда на такое проишествие нужно отреагировать. 12 сентября 2006 года, в Регенсбургском университете папа Римский Бенедикт XVI выступил с лекцией, посвященной историческому исследованию исламистского экстремизма и джихада. При этом он процитировал высказывание православного византийского императора Мануила II Палеолога о том, что бесчеловечно нести ислам с помощью меча. Кто-то присутствовал в зале и доложил куда надо о том, что Папа был неосторожен в высказываниях. Бунт созрел, нужен был только повод. Кроме угроз убить Папу, были совершены нападения на христианские церкви и миссии в Африке и на Ближнем Востоке, в Сомали была убита 65-летняя медицинская сестра-монахиня... Задабривание терроризма, это путь в никуда. Если никто не будет заикаться о радикальном исламизме в связи с этими терактами, в следующий раз придут на показ какого-нибудь французского модельера, потому что в его коллекции платьев открыты руки, спины и декольте. А это противоречит шариату, и вообще - проповедь бесстыдства. Повод найдется всегда, если есть злая воля. А она есть!

- А какой конечный результат ожидают руководители этого процесса?

Установление халифата. По их идеологии, земля принадлежавшая хотя бы когда-то мусульманам, принадлежит им всегда. Вспомним историю, где Карл Мартелл (правитель Франкского государства в 717-741 годах. - Ред.) разбил мусульман? Под Пуатье (один из старейших городов Франции. - Ред.)? Значит, это мусульманская земля? При османах магометане были и под Веной , например. Получается, с их точки зрения, им принадлежит вся Европа?

«Союз деструкторов»

- Как людям с такими взглядами удалось найти союзников в европейском обществе?

Объясню. Это союз деструкторов. Либералы разрушают Европу изнутри, радикалы-исламисты взламывают снаружи. И пока они разрушают, они в союзе. Немыслимое сочетание — демонстрацию в Кельне против строительства мечети избивали магометанские радикалы и активисты-геи. Они оказались совместимы в неприятии исторического духа Европы, который является цементом христианской цивилизации. В том числе и нашей. И даже неверующие люди зачастую не понимают — сколько этого духа в них самих. Они это поймут, когда их насильно заставят поменять идентичность полностью. Пока им только запрещают выставлять рождественские вертепы в окнах первых этажей...

А вот за что умерли карикатуристы? За то, что у них не было ничего святого? Их мученичество только в профессиональном долге. Они умерли за право поливать всех грязью и решительно над всем смеяться. Эти люди умерли в состоянии страшного греха, радоваться их смерти - это не просто безумие, это предательство. Не нам их судить, и давайте не путать убийц и жертв, на этом стоят наши враги. Ведь все погибшие, какие бы они не были - жертвы новой экспансии.

- Во Франции как-то экономически обосновывают въезд мигрантов из бывших колоний?

Экономическую базу подводили 50 лет назад. Сейчас все идет по инерции. Первое поколение мигрантов работают за копейки, конкурируя с местными. Второе поколение комси -комса , третье поколение уже не работает ни дня в своей жизни, сразу садится на социалку. Оно уже рождается «пострадавшим от колониализма, от расизма, от исламофобии». Подростки сидят на уроках и делают вид, что учатся, а учителя делают вид, что учат, потому что учителя уже отчаялись вырвать их из этой среды - это бесполезно. Потом они заканчивают школу - получают пособие, муниципальное жилье, и медицинскую помощь и в свободное время многие могут заниматься - сутенерством, наркоторговлей...

- «Сфера услуг», специфических...

Да, но самое главное - они все время ждут сигнала по мобильному, когда и куда им приходить устраивать бунт, это очень жестко все устроено.

«Религии может противостоять только религия»

У вас есть уникальная возможность сравнивать происходящее во Франции и России, у нас этот процесс - на какой стадии?

На той стадии, которая была во Франции 50 лет назад - у нас еще наживаются на труде средне-азиатских мигрантов, но опять же сейчас я буду говорить совсем не политкорректные вещи. В России все сложнее, потому что кроме среднеазиатов есть часть внутренней элиты - это наши сограждане с Кавказа , имеющие квартиры и автомобили, которые многим и не снились. Вот это как бы контур будущего, он просматривается.

- Ваш прогноз на ближайшие годы для Франции и для России?

Меня во Франции иногда называют русской Кассандрой, а политкорректную Кассандру представить трудно...

Мой прогноз довольно мрачен, хотя я не оставляю надежды на Божье чудо, но Франция все-таки сейчас, очень увязла в тупике своего секуляризма*. Но я знаю множество французских католиков, глубоко верующих, не склонных к компромиссам. Я верю что они сумеют повести народ за собой, когда станет ясно, что против радикально-воинствующего религиозного наступления извне может противостоять только другая религия, своя, кровная.

Что же касается прогноза по России, то я вас немного удивлю. Он более оптимистичен. Вмешался фактор, не имеющий никакого отношения к религиозному противостоянию. Это фактор Новороссии , русский человек вдруг понял что есть вещи, за которые он опять готов умереть. Заметьте, с тех пор как появились мужчины, которые взяли в руки оружие, у нас как-то стало потише, лезгинок без повода на площадях поменьше, нахальных выходок поменьше, многие стали аккуратнее. Все ведь очень хорошо понимают язык силы и это может повернуться для нас во благо. С сильным лучше дружить, а не пытаться навязывать собственные законы и обычаи.

*Секуляризм - Идеология, отвергающая любые богословские системы и обосновывающая окружающую действительность, общество и человека исключительно исходя из опыта земной жизни. Так же, концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.

"Мечеть Парижской богоматери" - популярный антиутопический роман 2005 года, написанный российской писательницей Еленой Чудиновой. Действия книги разворачиваются в 2048 году во Франции. У власти мусульманские иммигранты. Убежденная христианка Чудинова считает, что ее роман выполняет определенную миссию. В связи с последними событиями в Европе, которая с трудом справляется с потоком мигрантов из Азии, книга имела большую популярность.

Сюжет романа

Роман "Мечеть Парижской Богоматери" описывает недалекое будущее. У власти в Европе - мусульмане. Во Франции узаконен шариат. Повсюду строятся мечети, а католические храмы повсеместно уничтожаются и разрушаются. Католические святые предаются поруганию. Французов обязывают принять ислам. Тех, кто этого делать не желает, отправляют в гетто. Такую картину мира рисует Елена Чудинова. "Мечеть Парижской Богоматери" - это произведение о том, как один из символов европейской культуры - собор Парижской Богоматери, воспетый еще Виктором Гюго, - превращается в мусульманскую мечеть.

Единственные, кто пытается противостоять этому мусульманскому нашествию, - это католики-традиционалисты, которым приходится уйти в катакомбы и пытаться влиять на ситуацию оттуда. Они представляют братство святого Пия. Это реальная католическая организация, появившаяся в 1970 году. Ее членами стали представители церкви, которые не приняли постановления Второго Ватиканского собора. В частности, они выступали против реформы богослужения, экуменизма, а также были не согласны с тем, что можно и нужно вести диалог со всеми мировыми религиями.

В романе Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери" традиционалисты становятся едва ли не последним оплотом той Европы, которую мы знаем сегодня.

Новое французское Сопротивление

Противостоять мусульманам у власти пытаются маки. Так называлась часть французского Сопротивления, действовавшая против нацистов. В 2048 году они воюют под предводительством Софии Севазмиу-Гринберг. Она россиянка, в детстве оказалась в плену у чеченских боевиков. После своего освобождения стала ярой противницей мусульманской власти. Своей главной целью маки видят тотальное уничтожение исламских главарей. Таково краткое содержание.

"Мечеть Парижской Богоматери" рассказывает о героях, которые винят во всех бедах те ценности, которые сегодня преподносятся в Европе превыше всего. Это толерантность, либерализм и атеизм. А также критикуют решения, принятые Ватиканским собором в середине XX века. Он, по их мнению, значительно снизил значимость и влияние католической церкви.

При этом большинство героев романа "Мечеть Парижской Богоматери" - реалисты. Они понимают, что ситуация зашла слишком далеко. Вернуть все на круги своя уже не удастся. Их единственная цель - умереть с высоко поднятой головой.

Развязка романа

Кульминация романа наступает, когда главные герои узнают о готовящейся тотальной ликвидации гетто по всей Франции, в которых содержатся французы, отказавшиеся принять ислам. Зачистки начнутся со столицы - Парижа.

Члены Сопротивления объединяются с католиками-традиционалистами. Они решают захватить Собор Парижской Богоматери, превращенный в мечеть. Пусть это будет не решающая, но очень символическая победа.

В финале романа последний оставшийся кюре Франции переосвящает мечеть Нотр-Дам, возвращая ей статус собора. Здание минируется. Подпольщики отчаянно держат оборону против превосходящих сил противника. Начинается последняя католическая месса Собора Парижской Богоматери. После ее окончания Нотр-Дам взрывают вместе со всеми людьми, которые находились в нем на тот момент.

Время действия романа

Книга "Мечеть Парижской Богоматери" переносит читателя в 2048 год. В ранних изданиях эта дата указывалась прямо на обложке. По мнению большинства литературных критиков, это год выбран не случайно. Он отсылает нас к другому популярному антиутопическому роману Оруэлла "1984".

В самом тексте также есть намеки, которые помогают нам понять, почему был выбран именно 2048 год. Правда, они совершенно другого толка. В частности, герои обсуждают события, которые произошли шесть десятков лет назад, когда предводитель католиков-традиционалистов рукоположил четырех священников в епископы. Произошло это в 1988 году.

История написания

Когда закончила этот роман Елена Чудинова? "Мечеть Парижской Богоматери". увидел свет в 2005-м. Через несколько месяцев в Париже произошли массовые беспорядки, в октябре и ноябре того же года. Они стали ответной реакцией иммигрантов на убийство французскими полицейскими двух подростков из Северной Африки. Во многом благодаря этому резонансному событию, книга стала бестселлером.

Роман был переведен на несколько языков. Примечательно, что французский переводчик при этом пожелал остаться анонимным.

Помимо Франции и России, книгу напечатали в Турции, Сербии, Польше и Болгарии.

Книга-скандал

Сразу после публикации этот роман получил скандальную славу. Естественно, из-за своего антиисламского характера. Положительными героями произведения выведены только православные христиане и католики-традиционалисты.

Но при этом даже многие православные литературные критики считают, что эта книга вредна. В частности, из-за того, что России необходимо искать союз с исламским миром. При этом многие мусульмане являются коренными россиянами.

Читаю сейчас книгу Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери ". Это что-то! Я давно не читал таких кинг! Книг, которые полностью тебя захватывают и не отпускают. Вот некоторые рецензии на нее:

«Мечеть Аль-Франкони (бывший собор Нотр-Дам-де-Пари) в столице магометанской Франции - каков сюжет, а каков финал! И поразительное знание и чувствование исламских реалий, да еще и поистине пророческий взгляд в наше политкорректное будущее. Это потрясающе смелая книга, и она, несомненно, вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе. Восхищаюсь смелостью Елены Чудиновой. Но, кроме всего, „Мечеть“ - еще и просто увлекательнейший приключенческий роман, прочитанный мною на одном дыхании».

«Эта книга откровенно не политкорректна, какой только и может быть настоящая антиутопия. Книга, написанная человеком, для которого Вера свята и Церковь не этнокультурный антураж, а Тело Христово. Эта книга наверняка покажется для многих обидной, подозреваю - даже оскорбительной. На самом деле все, что написано в романе - это правда. А на правду ополчаются только дураки и злодеи».

"- Кади, которого я давеча подорвал, верил, что тут же после смерти займется сексом с семьюдесятью двумя гуриями.
- Не могу поручиться, но, скорее всего, его ожидания сбылись.
Эжен-Оливье засмеялся.
- Ты напрасно полагаешь, что я шучу, - по голосу священника Эжен-Оливье понял вдруг, что тот, в самом деле, говорит без тени улыбки. - Ты знаешь, что такое гурии?
- Сногсшибательные красотки, на которых не ложится пыль и грязь.
- Добавь, не имеющие женских месячных отправлений, не стареющие и не беременеющие. Ни в одном из авторитетных исламских источников не сказано, что гурии - это то, во что превратятся после смерти правоверные женщины. Некоторые исламские богословы поздних времен пытались под такое пригнуть, но это чистой воды натяжки. Гурии изначально созданы гуриями. Добавь к этому неустанную способность к сексу.
- Грязные бредовые сказки, только и всего.
- Средневековье, плохо знакомое с исламом, оставило нам довольно детальные описания демонов, называющихся суккуб и инкуб. Инкуб нас, благодарение Богу, сейчас не интересует. А вот суккуб нам весьма интересен. Это демон в женском обличье, ищущий половой связи с мужчинами. Скажу еще раз - демон в женском обличье, а не женщина. И такая вот половая связь с демоном всегда выходит смертному боком… когда одна черноокая красотка ухватит и пойдет ублажать так, что мало не покажется, а потом перекинет другой, а если не достанет силы развлекаться, придется есть особое мясо тамошних быков, весьма умножающее мужскую силу, да жевать побыстрее, потому что третья красавица уже тянет руки… И так - вечно, постоянное, непрестанное, жуткое совокупление с нечеловеческими существами, хоть умоляй, хоть кричи, ты ведь этого хотел? Ты считал это наградой? Ты пытался ее заслужить? Так получай, получай сполна!"

кто содействовал и сопереживал написанию этой книги.

«Мечеть Аль-Франкони (бывший собор Нотр-Дам-де-Пари) в столице магометанской Франции – каков сюжет, а каков финал! И поразительное знание и чувствование исламских реалий, да еще и поистине пророческий взгляд в наше политкорректное будущее. Это потрясающе смелая книга, и она, несомненно, вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе. Восхищаюсь смелостью Елены Чудиновой. Но, кроме всего, „Мечеть“ – еще и просто увлекательнейший приключенческий роман, прочитанный мною на одном дыхании».

«Эта книга откровенно не политкорректна, какой только и может быть настоящая антиутопия. Книга, написанная человеком, для которого Вера свята и Церковь не этнокультурный антураж, а Тело Христово. Эта книга наверняка покажется для многих обидной, подозреваю – даже оскорбительной. На самом деле все, что написано в романе – это правда. А на правду ополчаются только дураки и злодеи».

За сорок шесть лет до

До двенадцати лет Соня любила Англию, чьих булыжников касаются сейчас подошвы ее кроссовок. С двенадцати по тринадцать она не любила ничего и никого – даже папу, который оказался никудышным волшебником – она плакала, кричала, звала, а он все не шел, все не спешил подхватить ее на руки, унести прочь, домой, жестоко наказать их. Прежде он мог все, он заваливал ее комнату одетыми в самые разные наряды клонами Барби, которых она терпеть не могла, покупал средневековую серию «Лего», которую она обожала; он обещал отвезти ее в Англию на каникулы, он спасал от школьных неурядиц и сновиденных кошмаров – а когда начался кошмар наяву, он оказался возмутительно не всемогущ. Еще год понадобился на то, чтобы простить папу и полюбить снова. Для этого ей пришлось стать взрослой, совсем взрослой, самой загасить последние отблески детской теплой реальности, в которой папа был больше и сильнее всех. Простить его иначе не получилось бы никак, ее ни в чем не виноватого отца, так отчаянно быстро переставшего быть и молодым и красивым.

Отец стоял в толпе рядом с Соней, обнимая ее за плечи, для чего приходилось изрядно наклоняться вправо. За последние три года Соня почти не выросла. К двенадцати годам она дотянулась до метра сорока восьми сантиметров и обещала тянуться дальше, пусть не до топ-модели, но несомненно до метра шестидесяти пяти, как была ее мама. Сейчас, в пятнадцать, в ней был метр пятьдесят. Витаминные упаковки всех цветов радуги не слишком помогали. Отец смотрел, как Соня, припрыгивая, вытягивается на носках, чтобы не упустить из-за спин шумных и веселых людей с видео и фотокамерами, глянцево благополучных людей с черными шарами микрофонов, момента, когда двери на широкую лестницу растворятся. Ведь Соню не пустили внутрь.

Как он хотел бы увести ее прочь, с этой жемчужно-серой, обернутой зеленым бархатом газонов, грациозно старинной площади, когда-то украшавшей страницы первых Сониных учебников английского языка. Он сам занимался с ней английским, отрывал по получасику, не от бизнеса, конечно, но хотя бы ото сна. Знать язык научит и дорогой репетитор, но вот любить, хвататься за грамматику самой – ну нет, такое репетитору слабо. Их черед второй, шлифовать, углублять. Конечно, дочь должна выучить язык лучше, чем знает он, его-то родители подумать не могли, что их ребенок увидит Англию. А он совершенно уверен, Соня не только увидит веселую страну много раз, но сможет, если захочет, иметь в ней старинный дом, увитый плющом, в тюдоровских крестах балок или с респектабельным георгианским фасадом – уж как ей захочется. Для кого ж он сам не успевает и замечать тех радостей, что способны дать в жизни деньги. Но теперь Соня не станет жить в Англии, едва ли она даже захочет побывать здесь еще. Он не вправе увести ее прочь, но лучше б и сейчас ей здесь не быть, не разглядывать сузившимися в ледяные щелочки глазами лиц соотечественников – и русских, и евреев, что еще обиднее, хотя он для себя уже давно не одной с ними крови. Сейчас ему родня лишь те евреи, что не соотечественники, во всяком случае пока. Как часто он об этом думает: продать дело, взять Соньку и махнуть за тридевять земель. Быть может, там не самое спокойное место, но ей там станет спокойней, особенно когда она пойдет через три года в армию, как все тамошние девчонки. Но только вот возьмут ли ее в армию? Очень даже вопрос. Нет, лучше оставаться дома, благо что-то начало меняться вокруг. О чем он сейчас, да неважно о чем, важно одно: он не вправе увести ее отсюда, подальше от этих лиц, а ведь она всех их знает, она смотрит по телевизору все новости, а не музканалы.

Соня действительно знала их всех, вот только даже по телевизору никогда не видала прежде в одной куче. Они сбились вместе, под жадными до зрелищ стекляшками камер, возбужденные, как болельщики после матча. Вот этот примчавшийся сюда по первому свистку депутат с деревенской физиономией, одно время пытавшийся сыграть в предвыборных клипах на своем деревенском же имени: то вместе с буренками, то с «мамой» в старомодном ветхом шушуне и козьем платочке. Рассказывают, что когда Соня была маленькой, он хуже, чем обокрал сотню ее детдомовских сверстников. Сотрудники посольства в Америке целую ночь паковали гуманитарную помощь, чтобы загрузить удачно подвернувшийся пустой самолет, который он гонял на государственный счет для себя одного. Но поутру депутат выбросил ящики прямо в аэропорту – ему нужно было погрузить приобретенную для своего загородного дома сантехнику. Говорят, что об этом даже писали в газетах, но он превосходно остался депутатом. «Нашим детям не пристало принимать заграничные подачки!» – заявил он по телевизору, когда журналисты пристали с вопросами. Сюда он прилетел проверять, хороша ли тюремная камера, все ли в ней удобства довольно комфортабельны для своего постояльца. «Там ничего, все у него вполне благоустроено, душ вот, телевизор», – поделился он с журналистами, помогая своей убогой речи руками – изображал, где что стоит.

А вот эта высокая худая женщина с модной стрижкой на седых волосах, она как раз журналистка. Только она не берет сейчас ни у кого интервью, а дает их сама. Она в сотый раз рассказывает, как сидела в деревянном сортире, а солдаты подкрадывались сзади, надо думать, из выгребной ямы, и рассказывали ей, как они не хотят здесь воевать, но боятся начальства. А их совсем не боятся, они добрые и хорошие. А вот Коля, который неделю просидел с Соней в одном погребе, Коля ни за что не стал бы подползать под тот сортир. Он совсем не походил ни на какого героя, скорей на старшеклассника, надевшего великоватую солдатскую форму. Соню он называл сестренкой и пытался научить по памяти играть в «Цивилизацию», без компьютера, это он еще до плена наловчился. «Коль, ты правда так веришь в Бога?» – не удержалась Соня, узнав, в чем дело. «Ох, сестренка, да если бы, – Коля пропустил через пальцы цепочку нательного крестика. – Так, ходил с парнями на Пасху, крестный ход ночью смотреть. Красиво, конечно. А крест-то мне тетка надела, перед самым призывом. Говорила, убережет. Ну, не уберег, как видишь». – «Тогда почему?» – «Потому, сестренка, что если им так хочется, чтоб я его сам с себя снял, значит никак нельзя снимать. Значит, в нем больше смысла, чем я думал, когда был дураком счастливым. А катапульту ты изобрести не можешь, ты не открыла математику!». А потом Колю… А за свое сиденье в сортире журналистка получила премию, даже если вообще никто под него не лазил.

А рядом с ней… этот тоже журналист, но Соня видела его не по телевизору. Похожий на карлика, на мальчика-переростка со слишком большой очкастой головой. Он много снимался с ними на видеокамеру, как же Соня теперь эти камеры ненавидит! Ту, что была дома, папа выбросил, прямо на помойку, на радость кому-то, кто не знает, что в видеокамере ничего хорошего нет. А этим под ними приятно, они так и стараются сейчас попасть в кадр. Так и лезет поближе к объективу невероятно толстая тетка, похожая на раздувшуюся жабу. Другая бы при такой толщине стеснялась сниматься, но эта, как откуда-то знает Соня, безумно нравится себе такой, какая она есть: с толщиной, с тремя подбородками, с сальной каштановой челочкой, налезающей на очки. У нее очки в толстой темной пластмассе, а вот у изящного старичка, что галантно поддерживает ее под локоток, они в тонкой металлической оправе. В другой руке у старичка слишком уж нарочито потрепанный портфельчик старомодного фасона. Лицо честное и одухотворенное. Костюм уютно пузырится в коленях – добрый дедушка, навстречу которому внуки мчатся наперегонки. Когда представители одной из многих общественных организаций, чьи аббревиатуры Соня не успевает запоминать, устроили его встречу с девочкой, он задремал во время ее рассказа. Ему было скучно. Он тоже здесь, да и как же без него.