Маяковский пьеса краткое содержание. В

Владимир Владимирович Маяковский

«Клоп»

Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трёх картин — в 1929 г., остальных шести картин — в 1979 г.

Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс — парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше. С будущей тёщей Розалией Павловной, которой «нужен в доме профессиональный билет», Пьер Скрипкин разгуливает по площади перед огромным универмагом, закупая у лотошников все, по его мнению, необходимое для будущей семейной жизни: игрушку «танцующие люди из балетных студий», бюстгальтер, принятый им за чепчик для возможной будущей двойни, и т. д. Олег Баян (бывший Бочкин) за пятнадцать рублей и бутылку водки берётся организовать Присыпкину настоящее красное трудовое бракосочетание — классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество. Их разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина, работница, бывшая возлюбленная Присыпкина. В ответ на недоуменные вопросы Зои Присыпкин объясняет, что он любит другую. Зоя плачет.

Обитатели молодёжного рабочего общежития обсуждают женитьбу Присыпкина на парикмахерской дочке и смену им фамилии. Многие его осуждают, но некоторые его понимают — сейчас же не 1919 г., людям для себя пожить хочется. Баян обучает Присыпкина хорошим манерам: как танцевать фокстрот («не шевелите нижним бюстом»), как незаметно почесаться во время танца, — а также даёт ему другие полезные советы: не надевайте двух галстуков одновременно, не носите навыпуск крахмальную рубаху и т. д. Внезапно раздаётся звук выстрела — это застрелилась Зоя Березкина.

На свадьбе Пьера Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс Олег Баян произносит торжественную речь, затем играет на рояле, все поют и пьют. Шафер, защищая достоинство новобрачной, затевает ссору за ссорой, завязывается драка, опрокидывается печь, возникает пожар. Прибывшие пожарные недосчитываются одного человека, остальные все погибают в огне.

Спустя пятьдесят лет на глубине семи метров бригада, роющая траншею для фундамента, обнаруживает засыпанную землёй замороженную человеческую фигуру. Институт человеческих воскрешений сообщает, что на руках индивидуума обнаружены мозоли, являвшиеся в прошлом признаком трудящихся. Проводится голосование среди всех районов федерации земли, большинством голосов принимается решение: во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества индивидуума воскресить. Этим индивидуумом оказывается Присыпкин. Вся мировая пресса с восторгом сообщает о его предстоящем воскрешении. Новость передают корреспонденты «Чукотских известий», «Варшавской комсомольской правды», «Известий чикагского совета», «Римской красной газеты», «Шанхайской бедноты» и других газет. Размораживание проводит профессор, которому ассистирует Зоя Березкина, чья попытка самоубийства пятьдесят лет назад не удалась. Присыпкин просыпается, с его воротника на стену переползает размороженный вместе с ним клоп. Обнаружив, что он попал в 1979 г., Присыпкин падает в обморок.

Репортёр рассказывает слушателям о том, что в целях облегчения Присыпкину переходного периода врачами было предписано поить его пивом («смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых»), и теперь пятьсот двадцать рабочих медицинской лаборатории, хлебнувших этого зелья, лежат в больницах. Среди тех, кто наслушался романсов Присыпкина, исполняемых им под гитару, распространяется эпидемия «влюблённости»: они танцуют, бормочут стихи, вздыхают и проч. В это время толпа во главе с директором зоологического сада ловит убежавшего клопа — редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого.

Под наблюдением врача в чистой комнате на чистейшей кровати лежит грязнейший Присыпкин. Он просит опохмелиться и требует «заморозить его обратно». Зоя Березкина приносит по его просьбе несколько книг, но он не находит себе ничего «для души»: книги теперь только научные и документальные.

Посреди зоологического сада на пьедестале задрапированная клетка, окружённая музыкантами и толпой зрителей. Прибывают иностранные корреспонденты, древние старики и старухи, с песней подходит колонна детей. Директор зоосада в своей речи мягко упрекает профессора, разморозившего Присыпкина, в том, что он, руководствуясь внешними признаками, ошибочно отнёс его к «гомо сапиенс» и к его высшему виду — к классу рабочих. На самом же деле размороженное млекопитающее — человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью, откликнувшийся на данное директором зоосада объявление: «Исходя из принципов зоосада, ищу живое человечье тело для постоянных обкусываний и для содержания и развития свежеприобретенного насекомого в привычных ему, нормальных условиях». Теперь они помешены в одну клетку — «клопус нормалис» и «обывателиус вульгарно. Присыпкин в клетке напевает. Директор, надев перчатки и вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Тот вдруг видит зрителей, сидящих в зале, и кричит: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю?» Присыпкина уводят, клетку задёргивают.

Место действия – Тамбов. Первые три картины – это1929 год, остальные шесть – 1979 год. Когда-то герой был рабочим партийцем и носил имя Иван Присыпкин. Теперь он переименовал себя на Пьра Скрипкина и хочет жениться на маникюрше и кассирше в парикмахерской Эльзевире Давидовне Ренессанс. Она маникюрша и кассирша в парикмахерской. Бывший Бочкин, теперь Олег Баян за 15 рублей и бутылку водки согласен заняться организацией классовой свадьбы. Разговор Бочкина и Присыпкина о предстоящем торжестве слышит работница Зоя Березкина, которая раньше была возлюбленной последнего. Ей обидно. Пока все обсуждают предстоящую свадьбу, Зоя стреляется.

Свадьба. Баян толкает речь, потом играет на рояле, все пьют и поют. В завязавшейся драке опрокидывается печь и образовывается пожар. Все погибли в огне, но пожарные не досчитались одного человека.

Через 50 лет при рытье траншеи находят замороженного человека, на руках которого мозоли. Проголосовав «за», решили воскресить. Это был Присыпкин. Пресса всего мира сообщает о воскрешении представителя трудящихся прошлого. Размораживает профессор, ассистентом у него Зоя Березкина (50 лет назад ей не удалось себя убить). Когда Присыпкин проснулся, с его воротника на стену переполз размороженный вместе с ним клоп. Поняв, что он в 1979 году, Присыпкин упал в обморок. Чтобы облегчить ему пребывание в будущем, его поят пивом. А романсы Присыпкина распространяют влюбленность. Толпа занята поимкой редкого животного клопа, чтобы изучать его.

Присыпкин наблюдается. Он хочет опохмелиться и просит, чтобы его обратно заморозили. Принесенные Зоей книги приводят его в шок: они все научные и документальные. В центре зоосада клетка, в которой сидит Присыпкин. Директор зоосада упрекает профессора, что тот неправильно определил размороженного Присыпкина к виду «гомо сапиенса», а он человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью.

В связи с этим клопа и Присыпкина поместили в одну клетку, чтобы клоп мог обкусывать и развиваться. Выведенный на трибуну, Присыпкин обращается к гражданам с призывом, когда это их успели разморозить и почему он только страдает. Его уводят, а клетку задергивают.

Сочинения

Сатирическое изображение современника в драматургии В.В. Маяковского (на материале пьес "Клоп" и "Баня") Юмор и сатира в пьесах "Клоп" и "Баня"

В 20-е годы прошлого столетия В.В. Маяковский обращается к театру и пишет ряд пьес. Объясняется это тем, что поэт стремился к большему – к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. Так, в 1928 году на свет появилась сатирическая пьеса «Клоп».

Сюжет произведения Владимира Маяковского «Клоп», его основная тема, а впоследствии и костюмы, и декорации к одноименному спектаклю – во всём чувствовался дух времени. Это был период НЭПа – новой экономической политики молодого Советского государства, целью которого было возрождение частного предпринимательства и рыночной экономики. С одной стороны, это благотворно сказалось на восстановлении народного хозяйства. А с другой – появился новый общественный класс, так называемые «нэпманы» – частные торговцы, ремесленники, лавочники. Они были далеки от романтического революционного чувства всеобщего равенства и благоденствия. Мало интересовало их и классическое искусство. Новые богачи создавали собственное искусство и моду, в которых царили мещанский вкус, полная аполитичность, а кое-где и откровенная пошлость. В пьесе автор высмеивает и осуждает именно эту романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы. Он уверен, что через 50 лет его главных героев – мещан, будут считать животными, и поместят в клетку вместе с клопом. Произведение «Клоп» можно читать онлайн или скачать бесплатно на нашем сайте.

«Клоп»


Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвящена одной из центральных тем его зрелого творчества - критике мещанства, разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. Главный герой имеет два имени. Одно приземленное, обыденное (Присыпкин). А другое - изысканное, утонченное (Пьер Скрипкин).

Женские образы противопоставлены по этому принципу: простое и скромное имя Зоя Березкина и изысканные иностранные (Эльзевира Давидовна, Розалия Павловна).

Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется прием многоголосья: рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйственных продуктов. Сдавались в аренду отдельные предприятия. Открывались мастерские.

Реплики продавцов создают в художественном пространстве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мелкобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискуссионном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Комический эффект усиливается тем, что Присыпкин называет их «аристократическими чепчиками».

Пошлость в этом образе сочетается с невежественностью. Когда Баян предлагает Пьеру сыграть эпиталаму о боге Гиме-нее, тот спрашивает в ответ: «Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи?».

Мещанскую психологию Присыпкина с возмущением критикуют его товарищи по общежитию. Дело не в том, что он покупает себе новый галстук, а в том, что достижение внешнего лоска становится для него самоцелью. При этом Присыпкин не соблюдает элементарный правил гигиены. Вместо того чтобы поменять носки, он замазывает дырку на них чернильным карандашом.

Романтическое начало соседствует в тексте пьесы вместе со сниженными образами. «Так, так, тихим шагом, как будто в лунную ночь, в мечтах и меланхолии из пивной возвращаетесь», - повествует Баян.

Центральное сюжетообразующее событие в пьесе - свадьба Присыпкина (Пьера Скрипкина) с Эльзевирой. Пошлость, показуха, желание героев шагать во всем в ногу с эпохой подчеркиваются даже в ремарках: «Пьер целует степенно и с чувством классового достоинства». Казенные штампы звучат м в репликах персонажей. «Какими капитальными шагами мы идем вперед по пути нашего семейного строительства!» - восклицает Баян. Подобные высказывания заставляют соотнести семейную историю с историей страны. Новая экономическая политика с тем разгулом мещанства, который она привнесла, явно не по душе автору пьесы. Свадьба не случайно заканчивается пожаром. В.В. Маяковский не видит перспективы в этой политике. Не о таком светлом будущем мечтает автор.

В построении сюжета пьесы В.В. Маяковский широко использует фантастику. В пятом действии возникает интересный образ - так называемый институт человеческих воскрешений. В нем как раз и воскрешают Присыпкина. Первое, о чем беспокоится герой, поняв, ч го попал в будущее, это то, что у него за пятьдесят лет «в профсоюз не плочено».

За это время ценности и привычки в обществе поменялись кардинальным образом. Пиво, например, стали называть отравляющей смесью. Сатирически высмеивает поэт и «приступы острой влюбленности». Ушли в прошлое и танцы далекой эпохи. В конце пьесы Присыпкин попадает в зоопарк вместе с клопом. Показывая его посетителям, директор зоопарка объясняет: «Их двое - разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... «обывателиус вульгарис». Примечательны надписи на клетке: «Осторожно

Плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши - оно выражается».

Пьеса «Клоп» гневно высмеивает обывателей, стремящихся обрядиться в мещанские одежды. Таким образом, В.В. Маяковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как драматург. Его небольшое по объему драматургическое наследие внесло значительный вклад в развитие русской сатиры.

Краткое содержание Клоп

Тамбов. Первые три картины происходят в 1929 году, остальные шесть картин – пятьдесят лет спустя. Бывший работник и партиец Иван Присыпкин собрался жениться. Для благозвучия он сменил имя на Пьер Скрипкин и стал брать уроки хороших манер у нового приятеля из домовладельцев Олега Баяна (бывший Бочкин). Невеста Пьера, Эльзевира Давидовна, была парикмахерской дочерью. Сама она работала кассиршей и маникюршей в парикмахерской. Будущая теща, Розалия Павловна Ренессанс, помогала ему готовиться к свадьбе. Вместе они разгуливали на площади у лотков, закупая все, что нужно для начала семейной жизни. Купили какую-то игрушку, бюстгальтер, который жених принял за чепчик для двойни и т.д.

Олег Баян за символическое вознаграждение и бутылку водки обещал устроить незабываемую «красную» свадьбу. Их разговор услышала бывшая невеста Пьера – Зоя Березкина . Когда она просила объяснить, что все это значит, будущий жених ответил, что полюбил другую. Зоя расплакалась. Все рабочее общежитие обсуждало грядущую свадьбу, а также новую фамилию Присыпкина. Многие его осуждали. Зоя пыталась застрелиться. Баян на свадьбе произносит речь, а затем играет на рояле. Все танцуют, веселятся. Шафер, изрядно выпив, затевает ссору за ссорой. Начинается драка, а затем пожар из-за опрокинутой печи. Все гости сгорели. Прибывшая бригада ­пожарных не досчиталась одного человека. Это был Присыпкин.

Через пятьдесят лет строители, роя траншею, обнаружили замерзшее человеческое тело. В Институте человеческих воскрешений выявили, что этот индивидуум, возможно, был трудягой, так как на руках у него мозоли. После всеобщего голосования было решено воскресить его. На эксперименте, в качестве ассистентки профессора, присутствовала и Зоя Березкина, выжившая в 1929 году после попытки самоубийства. Замороженным индивидуумом оказался не кто иной, как Иван Присыпкин. Эта находка стала всемирной сенсацией. О предстоящем воскрешении писали во многих газетах. Когда Присыпкин проснулся, вместе с ним оживился и клоп на его воротнике. Переходный период для экспоната оказался трудным. Сначала, узнав, что он в 1979 году, он упал в обморок. Затем его решили поить пивом, чтобы облегчить его состояние.

Присыпкин постепенно набирает популярность у толпы. Люди с удовольствием слушают его романсы под гитару, танцуют, поют и бормочут стихи. Тем временем, директор зоологического сала пытается поймать клопа, так как это редчайший вид вымершего насекомого. Присыпкин все время находится под наблюдением врачей. Зоя по его просьбе носит ему книги, но, ни одна ему нравится, так как все книги теперь только научного характера. Он мечтает, чтобы его заморозили обратно. Вскоре «клопус нормалис» помещают в клетку зоосада, как редчайший экспонат. Директор зоосада дает объявление, что для содержания и питания насекомого требуется живое человеческое тело. ­

Присыпкин теперь тоже в зоосаде, в качестве корма для ценного насекомого. Он помещен в задрапированную клетку и представлен как «обывателиус вульгарис» – обыкновенное млекопитающее, имеющее почти человеческую внешность. Показывая этот экспонат зрителям, директор зоосада с укором отмечает, что профессор ошибочно отнес его к классу рабочих «гомо сапиенс». Теперь в зоологический сад приходят толпы зрителей, иностранных корреспондентов и колонны детей. В конце пьесы Присыпкин обращается к экскурсантам с вопросом, когда же всех разморозили и почему он в один в клетке.

Анализ комедии Маяковского «Клоп»

Феерическая комедия В. В. Маяковского «Клоп» посвяще­на одной из центральных тем его зрелого творчества - кри­тике мещанства, разоблачению его низменной сущности. По­казателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. Главный герой имеет два имени. Одно призем­ленное, обыденное (Присыпкин). А другое - изысканное, утонченное (Пьер Скрипкин).

Женские образы противопоставлены по этому принципу: простое и скромное имя Зоя Березкина и изысканные ино­странные (Эльзевира Давидовна, Розалия Павловна).

Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется прием многоголосья: рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйст­венных продуктов. Сдавались в аренду отдельные предпри­ятия. Открывались мастерские.

Реплики продавцов создают в художественном простран­стве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мел­кобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискусси­онном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Коми­ческий эффект усиливается тем, что Присыпкин называет их «аристократическими чепчиками».

Пошлость в этом образе сочетается с невежественностью. Когда Баян предлагает Пьеру сыграть эпиталаму о боге Гиме­нее, тот спрашивает в ответ: «Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи?».

Мещанскую психологию Присыпкина с возмущением критикуют его товарищи по общежитию. Дело не в том, что он покупает себе новый галстук, а в том, что достижение внешнего лоска становится для него самоцелью. При этом Присыпкин не соблюдает элементарный правил гигиены. Вместо того чтобы поменять носки, он замазывает дырку на них чернильным карандашом.

Романтическое начало соседствует в тексте пьесы вместе со сниженными образами. «Так, так, тихим шагом, как будто в лунную ночь, в мечтах и меланхолии из пивной возвращае­тесь», - повествует Баян.

Центральное сюжетообразующее событие в пьесе - свадьба Присыпкина (Пьера Скрипкина) с Эльзевирой. По­шлость, показуха, желание героев шагать во всем в ногу с эпохой подчеркиваются даже в ремарках: «Пьер целует сте­пенно и с чувством классового достоинства». Казенные штам­пы звучат и в репликах персонажей. «Какими капитальными шагами мы идем вперед по пути нашего семейного строитель­ства!» - восклицает Баян. Подобные высказывания заставляют соотнести семейную историю с историей страны. Новая экономическая политика с тем разгулом мещанства, который она привнесла, явно не по душе автору пьесы. Свадьба не слу­чайно заканчивается пожаром. В. В. Маяковский не видит пер­спективы в этой политике. Не о таком светлом будущем меч­тает автор.

В построении сюжета пьесы В. В. Маяковский широко ис­пользует фантастику. В пятом действии возникает интересный образ - так называемый институт человеческих воскреше­ний. В нем как раз и воскрешают Присыпкина. Первое, о чем беспокоится герой, поняв, что попал в будущее, это то, что у него за пятьдесят лет «в профсоюз не плочено».

За это время ценности и привычки в обществе поменялись кардинальным образом. Пиво, например, стали называть от­равляющей смесью. Сатирически высмеивает поэт и «присту­пы острой влюбленности». Ушли в прошлое и танцы далекой эпохи. В конце пьесы Присыпкин попадает в зоопарк вместе с клопом. Показывая его посетителям, директор зоопарка объ­ясняет: «Их двое - разных размеров, но одинаковых по суще­ству: это знаменитые «клопус нормапис» и… «обывателиус вульгарис». Примечательны надписи на клетке: «Осторожно - плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши - оно выражается».

Пьеса «Клоп» гневно высмеивает обывателей, стремя­щихся обрядиться в мещанские одежды. Таким образом, В. В. Маяковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как драматург. Его небольшое по объ­ему драматургическое наследие внесло значительный вклад в развитие русской сатиры.

Анализ пьес Маяковского «Клоп» и «Баня»

В.В. Маяковский до сих пор поражает своей гениальностью и новаторскими идеями в творчестве. И сегодня все его произведения имеют в себе актуальность и злободневную тематику. То, что поэт занимает место в истории русской литературы, говорит о его уникальности и умении подойти к вопросам современности не то чтобы с юмором, а скорее с иронией и где-то даже острой сатирой.

Маяковский затронул многие жанры литературы в своем творчестве, но конкретно произведения «Баня» и «Клоп» относятся к драматическим произведениям, в которых автор работал на основании агитационно-плакатного искусства.

Маяковский, в тот послереволюционный период, чувствовал формирование некого нового сознания у людей, укрепление социалистического строя. Он пришел к выводу, что театр и драматургия – это способ оказать назревшие проблемы общества во всем своем обличии без прикрас. Поэтому он пишет в стиле сатиры, обличая все недостатки, которые кажутся ему наиболее явными. Так в произведениях «Баня» и «Клоп» Маяковский затрагивает главным образом мещанство и бюрократизм.

Пьеса «Клоп» создает ощущение нападок в сторону мещанства, нетерпимость и боевое наступление. Автор категорически выражает свое негативное отношение к данному вопросу современности. При этом Маяковский делит мещанство на два типа проявления. Если Присыпкин, который представляется как Пьер Скрипкин, предстает перед читателем как микроб общества и использует свое пролетарское положение как прикрытие, то персонаж пьесы Олег Баян видится нам как лживый приспособленец.

Маяковский беспощадно старается разоблачить и тот и другой образ мещанина, критикуя проблему в целом.
Пьеса «Баня» разоблачает очередной недостаток общества – бюрократизм. Острота схватки между будущим и настоящим создается посредством воплощения в пьесе мечты о том, что когда-то люди смогут избежать такого порока как бюрократизм. Борьба будущего с настоящим состоит в том, что общество с бюрократическим складом сознания не сможет попасть в будущее, в коммунизм.

Отличительная черта Маяковского наблюдается в том, что с помощью разных образов и приемов он достигает острого и явного проявления проблемы, ее осуждение и высмеивание. Его симпатии всегда на стороне решительно настроенных героев, тех, кто стремится уйти от пороков реальности и создать новое будущее.

Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского - несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения «Клоп» и «Баня», «Мистерия-Буфф», мечтал написать роман. В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр.

Маяковский считал, что «театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», поэтому создает сатирические комедии, обличающие мещанство и бюрократизм, в борьбе с которыми формировался новый человек, укреплялся социалистический строй.

В пьесе «Клоп» 1929 года поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявлениях. «Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених», Присыпкин, переименовавшийся в Пьера Скрипкина, в действиях и речах выявляет свою обывательскую сущность. Обитатели «молодняцкого» общежития, люди из будущего, в которое зритель попадает вместе с героями пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, которым он поражен, как явления, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового общества. К «расчеловечиванию» Присыпкина, к превращению его в представителя вымершего рода - «обывателиус вульгарно» - сводится основное действие пьесы. Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.

Образом Олега Баяна в пьесе подчеркивается многоликость мещанства. Если Присыпкин - перерожденец, сделавший из своего пролетарского происхождения удобное прикрытие, то Олег Баян -- приспособленец, лживыми фразами прикрывающий прогнившее нутро обывателя, вскормленного старым миром и оставшегося верным ему. И этот вид мещанства не менее страшен для общества, чем присыпкинщина. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.

Пьеса «Баня» (1930 г.) направлена на не менее опасное явление - бюрократизм. Пьеса - сплав мечты и действительности, переплетение настоящего и будущего. Это достигается ис­пользованием фантастики, которая вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудаковым, которая позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты, приближаемой каждодневно беззаветным трудом тысяч людей. Острый конфликт между настоящими строителями нового общества и Победоносиковым, стоящим на пути общества к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета позволяет поэту показать неприемлемость бюрократических начал для общества будущего: машина времени сбрасывает тех, «что не нужны для коммунизма».

Политическая острота в постановке проблемы, меткость поэтического слова, изобретательность в создании сценического действия - отличительные особенности и этой пьесы Маяковского. Своими пьесами он успешно развивает комедийно-сатирические традиции русской классической литературы, традиции А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Особенно видны традиции гоголевского «Ревизора».

Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.

Проблема мещанства и бюрократизма, занимавшие В.В. Маяковского на протяжении всего его творчества, составляют и основу конфликтов его драматургии, по сути оба произведения – сатирические комедии, в которых автор высмеивает общественные пороки того времени, и в той, и в другой пьесе по замыслу автора настоящее проверяется будущим.

Как же Маяковский воплощает в произведениях свою идею?

В пьесе "Баня", в отличие от "Клопа", действия разворачиваются только в настоящем, то есть открыто в ней присутствует только один временной пласт. Изобретатель Чудаков создает машину времени, но не может добиться приема у Победоносикова. Отдельно стоит рассмотреть третье действие. Здесь автор применяет прием "пьеса в пьесе": герои оценивают сами себя, обсуждая постановку, где они же являются главными лицами. Победоносиков, конечно же, не узнает себя в зеркале сатиры. Со следующего действия начинается своеобразная вторая часть пьесы. Если в "Клопе" герой попадает в будущее, то в этой комедии наоборот – посланница из будущего, фосфорическая женщина, прилетает в настоящее и соглашается взять с собой всех желающих. При этом она предупреждает, что время само срежет балласт. Кульминация пьесы (как и в "Клопе") – в конце: после напыщенных прощальных монологов все остаются на месте. Завершается произведение вопросом, обращенным ко всем сразу – в том числе и зрителю: "Что вы этим хотели сказать, – что я и вроде не нужны для коммунизма. ".

Сюжет пьесы "Клоп", как можно заметить, идейно очень схож с сюжетом "Бани". "Бывший рабочий, бывший партиец" Присыпкин (он же – Пьер Скрипкин) бросает свою девушку, оставляет друзей и хочет жениться на дочке нэпмана, богатой парикмахерше. Брошенная девушка пытается покончить с собой; свадьба заканчивается пожаром и гибелью всех гостей. Этот сюжет, по всей видимости, символизирует отсутствие будущего для мещанства.

Особенностью композиции данной пьесы является то, что у нее есть и второй сюжет. Он связан с первым благодаря героям, но во временном отношении – второе действие происходит в будущем. Эксперимент по разморозке Присыпкина, оказавшегося во время пожара в погребе и потому выжившего, принес немало проблем в будущем. Именно здесь, в последней части, посвященной будущему, находится кульминация сатиры – Присыпкина ("обывателиус вульгарис") сравнивают с клопом ("клопус нормалис"), выжившим после заморозки.

Очень яркими и колоритными получились у Маяковского и образы героев. Основным приемом создания образов у него была социальная типизация, то есть обозначение в каждом конкретного социального типа; уже в списках действующих лиц "Бани" автор как бы "развешивает ярлыки": Чудаков – изобретатель, Моментальников – репортер, Ундертон – машинистка, Понт Кич – иностранец и т.д. Кроме того, сами фамилии героев, "говорящие", служат одним из важных средств создания образов: Победоносиков, Чудаков, Оптимистенков, Мезальянсова и другие. Кстати, и речь каждого героя индивидуализирована: кто-то говорит стихами, кто-то произносит высокие, но нелогичные по содержанию монологи, кто-то употребляет в большом количестве иностранные слова. Емкие, содержательные характеристики дает и сам автор. Как уже говорилось, в списке действующих лиц Маяковский разделяет персонажей по социальным типам, но, помимо этого, он наделяет некоторых короткими пояснениями: Победоносиков – "главный начальник по управлению согласованием, главначпупс", Велосипедкин – "легкий кавалерист" (помогающий выявлять недостатки в работе предприятий и учреждений). В пьесе "Клоп" наблюдается тот же набор средств для характеристики персонажей.

"Клоп" полон сатиры; Маяковский верит, что будущее возможно лишь при условии уничтожения мещанства. "Бывший рабочий", попав в будущее, становится там причиной эпидемии. "Обывателиус вульгарис" оказывается страшнее, чем "клопус нормалис", поскольку заражает обывательщиной всех окружающих. Он достоин быть лишь экспонатом в зоопарке, при этом изолированным от публики, он носитель таких пороков, как пьянство, пошлость, праздность, присущие "старому" миру и невозможные в будущем. Таким образом, по Маяковскому, движение вперед не может происходить, если будут присутствовать осмеянные им пороки.

"Баня" также является сатирической комедией, ее цель – поразить бюрократизм. Пьеса изобилует бюрократами, подхалимами, просто некомпетентными людьми – но всем им не место в светлом будущем, и время отбрасывает их, как ненужный балласт. Примечательно, что именно время – будущее – выполняет эту роль, а не его представительница – фосфорическая женщина. По всей видимости, Маяковский хотел подчеркнуть, что кто-то конкретный не может изменить современный ему мир. Потому и Чудакову, искренне желавшему направить мир по пути прогресса (ведь он изобрел машину времени!), не удается что-либо изменить. В пьесе выразителями основных идей являются Чудаков, Победоносиков и фосфорическая женщина, но над всеми ними, по замыслу Маяковского, стоит время, выносящее свой приговор.

Пьеса "Клоп" Маяковского: краткое содержание, анализ

February 18, 2016

Серебряный век был небогат драматическими произведениями. Однако даже то немногое, что было опубликовано, имело социальный подтекст и в той или иной степени отражало действительность. «Клоп» Маяковского (краткое содержание мы рассмотрим в статье) — одна из таких пьес.

О произведении

Пьеса была написана в 1928 году. Жанр произведения - феерическая комедия, его обозначил сам В. Маяковский. «Клоп» (краткое содержание подтверждает это) - сатирическая пьеса, в основу которой легли материалы, собранные автором в процессе работы в различных изданиях. Именно благодаря этим наработкам появились такие персонажи, как Олег Баяна и Присыпкин.

Пьеса «Клоп» (Маяковский): краткое содержание

Место действия - Тамбов. Время действия — 1929 год в начале спектакля, 1979 год - с середины и до конца.

Главный герой Иван Присыпкин - бывший рабочий и партиец. Свое имя ему не очень нравилось, поэтому он сменил его на Пьер Скрипкин. Итак, Присыпкин собирается жениться на дочке парикмахера Эльзевире Давидовне Ренессанс, которая работает кассиршей.

Иван со своей будущей тещей ходят по универмагу и закупают все необходимое для предстоящей семейной жизни. Среди его покупок фигурки танцующих балерин, бюстгальтер, который был принят за чепчики для близнецов, и т. п.

Не просто показать советскую действительность желает Маяковский. «Клоп» (краткое содержание это иллюстрирует) — пьеса, высмеивающая мещанские пороки. Именно их олицетворяет Присыпкин.

Организовывать свадьбу вызывается Олег Баян. За работу он просит бутылку водки и 15 рублей. Взамен обещает настоящее трудовое возвышенное бракосочетание в лучших традициях современной жизни. Обсуждение торжества слышит работница Зоя Березкина. Она когда-то была возлюбленной Присыпкина. Зоя не понимает, что происходит, и просит Ивана все ей объяснить. В ответ новоявленный Скрипкин говорит, что больше не любит девушку. Зоя начинает плакать.

Действие переносится в общежитие для рабочей молодежи. Здесь все обсуждают смену фамилии Присыпкина и его грядущую свадьбу. Некоторые его осуждают, другие стараются понять - пора бы и для себя жить начать.

Баян учит Скрипкина хорошим манерам: как можно незаметно почесаться, как танцевать фокстрот, не надевать одновременно два галстука, не носить накрахмаленную рубашку навыпуск и т. п. Учение прерывается неожиданным выстрелом. Через несколько минут выясняется, что это покончила с собой Березкина.

Продолжаем изучать пьесу «Клоп» Маяковского. Краткое содержание описывает свадьбу Эльзевиры Ренессанс и Пьера Скрипкина. Веселье в самом разгаре. Баян встает, произносит поздравительную речь, все выпивают, затем он садится за рояль и начинает играть. Компания пьет и поет песни.

Однако шафер, вступаясь за честь новобрачной, затевает ссору с гостями. Постепенно словесные оскорбления переходят в драку, в ходе которой случайно опрокидывают печь. Начинается пожар. Пожарные не успевают прибыть вовремя. Они только констатируют гибель участников торжества в огне. Недосчитались только одного человека.

Необычная находка

Действия в пьесе «Клоп» Маяковского (краткое содержание это подтверждает) возобновляются спустя 50 лет. Рабочая бригада роет траншею под фундамент будущего здания. Внезапно люди обнаруживают засыпанного землей и замороженного человека.

Находку передают в институт человеческих воскрешений, где обнаруживают мозоли на руках найденного. Из этого заключают, что этот гражданин принадлежал к рабочему классу. Среди всех районов федерации Земли проводится голосование, на котором принимается решение - воскресить индивидуума для исследования рабочего человека. Загадочным человеком из прошлого оказывается Присыпкин. Мировая пресса сообщает о воскрешении, возлагая на это большие надежды.

Разморозкой гостя из прошлого занимается профессор. Ассистирует ему Зоя Березкина - ее попытка покончить с жизнью не увенчалась успехом. Операция проходит успешно, и Присыпкин приходит в себя. Одновременно с этим оживает и клоп на его воротнике, который тут же переползает на стену. Присыпкину сообщают, что он в 1979 году. От этого известия несостоявшийся муж падает в обморок.

Описывает совершенное будущее пьеса «Клоп» Маяковского. Краткое содержание изображает мир построенного социализма, где царят свобода, равенство и братство. Однако, как только туда попадает гость из прошлого, многое меняется.

Журналисты передают последние новости из института. Присыпкину для облегчения переходного этапа было велено давать пиво - «смесь, отравляющую в огромных дозах и отвратительную в малых». Но вместе с ним напиток попробовали 520 рабочих, которые теперь находятся в больнице с диагнозом отравление. Есть пострадавшие от романсов под гитару, что исполнял Присыпкин. Их поразила эпидемия влюбленности - они вздыхают, танцуют, сочиняют стихи.

Одновременно с этим происходят не менее важные события. Директор зоологического сада с помощниками пытается поймать клопа. Это насекомое на сегодняшний день вымерло, но в начале 20 века было очень распространено.

В чистой палате лежит на белоснежных простынях грязный Присыпкин. Он просит опохмелиться и принести почитать что-нибудь «для души». Зоя Березкина доставляет ему книги. Но ни одна из них не нравится Присыпкину - они все или документальные, или научные.

Близится развязка, которую изобразил сатирически Маяковский. «Клоп» (краткое содержание по главам изложено в этой статье) завершается очень показательной сценой.

В центре зоологического сада расположена клетка. Со всех сторон ее окружают зрители. Слово берет директор зоосада. В своей речи он сообщает, что Присыпкин был ошибочно принят за гомо сапиенс высшего вида - рабочего. На самом деле это просто симулянт с человекоподобной внешностью, откликнувшийся на объявление директора о поиске человека, который бы согласился ежедневно подвергаться клопиным укусам. Теперь в клетку помещены и «обыватель вульгарис», и «клопус нормалис».

Присыпкина выводят из клетки. Он видит толпу и с радостью к ней обращается: «Братцы, и вас разморозили, идите ко мне». Присыпкина силой уводят и запирают в клетке.

Мещанство - главное, что высмеивал в своем творчестве Маяковский. «Клоп» (краткое содержание, анализ служат этому доказательством) - не исключение. И здесь главный герой — мещанин. О лживости этого человека говорит уже двойное имя. Присыпкину не нравилась его приземленная, ничем не примечательная фамилия, и он взял более изысканную и уточненную — Скрипкин.

Но это не единственная попытка изменить свое происхождение, сделаться лучше и утонченнее - он начинает учиться этикету. Тот комизм, с которым Маяковский это изображает, подчеркивает всю нелепость подобных попыток.

И только в конце пьесы Присыпкина выводят на чистую воду - выясняется, что он не рабочий, а простой обыватель, старающийся выглядеть мещанином, и место ему в одной клетке с клопом.

Послушать стихотворение Маяковского Клоп

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Клоп