Маяковский лошадь и верблюд. Стихи о разнице вкусов

«Стихи о разнице вкусов» Владимир Маяковский

Лошадь сказала, взглянув на верблюда: "Какая гигантская лошадь-ублюдок". Верблюд же вскричал: "Да лошадь разве ты?! Ты просто-напросто - верблюд недоразвитый". И знал лишь бог седобородый, что это - животные разной породы.

Анализ стихотворения Маяковского «Стихи о разнице вкусов»

Немногие знают о том, что у Маяковского была тайная жена – гражданка США русского происхождения Элли Джонс. Поэт с ней познакомился, благодаря футуристу Давиду Бурлюку, в 1925 году, во время своего пребывания в Америке. Владимир Владимирович не владел английским языком. Джонс выступала в роли его персональной переводчицы. Отношения молодых людей длились недолго. В 1926-ом у пары родилась дочь. Ее назвали в честь матери – Элли. Маяковский роман с американкой, естественно, предпочитал скрывать. В СССР поэта вряд ли бы похвалили за любовную связь с девушкой, семья которой эмигрировала из России из-за Великой Октябрьской революции. После своего путешествия по США Маяковский виделся с Джонс лишь однажды. Их встреча состоялась в Ницце, в 1928-ом. Владимир Владимирович просил возлюбленную о новых свиданиях, но получил решительный отказ. Впоследствии Элли-младшая приезжала в Россию, навещала могилу отца и даже написала книгу об отношениях матери со знаменитым поэтом. По мнению некоторых литературоведов, «Стихи о разнице вкусов» созданы под косвенным влиянием встречи в Ницце. Есть версия, что Маяковский посвятил их малышке Элли. Не зря по стилю и тематике стихотворение относится к детским, хотя в нем и употребляется ругательство «ублюдок».

Под названием «Стихи о разнице вкусов» произведение впервые появилось в 1929 году в январском номере журнала «Чудак». С тех пор оно всегда печаталось в составе так называемого «парижского цикла». При этом написано стихотворение, скорей всего, не во французской столице, а в Ницце. Там у поэта было гораздо больше шансов повстречать верблюда, нежели в Париже. Не исключено, что образ седобородого бога родился у Маяковского при воспоминании о каком-нибудь старом арабе-погонщике.

«Стихи о разнице вкусов» открывают сборник «Туда и обратно», изданный в 1929 году. В книге они сопровождены надзаголовком «Вместо предисловия». Кто-то воспринимал такое расположение произведения как очередную шутку гениального Маяковского, кто-то – как эпатаж, якобы поэт пытался обратиться к ярым сторонникам «классовой чистоты» советской литературы. Если принять во внимание, к какому моменту жизни Владимира Владимировича относятся «Стихи о разнице вкусов», все вопросы отпадут. Исчезнет и необходимость трактовки произведения в качестве аллегории несовместимости мира социалистического с миром капиталистическим.

Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра - так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.

Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город - «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».

Роман «Жизнь Арсеньева» - совершенно новый тип бунинской прозы. Он воспринимается необыкновенно легко, органично, поскольку постоянно будит ассоциации с нашими переживаниями. Вместе с тем художник ведет нас по такому пути, к таким проявлениям личности, о которых человек часто не задумывается: они как бы остаются в подсознании. Причем по мере работы над текстом романа Бунин убирает «ключ» к разгадке своего главного поиска, о котором вначале говорит открыто. Потому поучительно обратиться к ранним редакциям, заготовкам к роману.

У Маяковского есть такой незамысловатый, вроде бы, стишок:
Сказала лошадь, взглянув на верблюда:
- Какая гигантская лошадь-ублюдок!
Верблюд же сказал:
- Да лошадь разве ты?
Ты просто-напросто верблюд недоразвитый!
И знал один лишь Бог седобородый,
Что это животные – разной породы.
Недавно на каком-то новостном сайте (неважно, на каком: это типично) прочёл: европейцы осознают, что народ России пока поддерживает политику Кремля, однако из-за санкций и падения цен на нефть экономическое положение будет ухудшаться – и тогда россияне неизбежно изменят своё мнение.
Повторяю, это настолько типично, что я даже не стал искать ссылку.
Подобные суждения о России для европейцев: в том числе тамошних интеллектуалов и политиков – всегда были характерны.
Однако этот гипотетический «народ России», который пока «поддерживает политику Путина» - а потом подумает-подумает, сделает правильные выводы и перестанет поддерживать – это на самом деле западный электорат. Подставленный вместо русского народа.
Это прославленный в веках способ – судить о людях по себе.
На самом же деле Россию населяют не граждане, а рабы. А раб – существо, совершенно не похожее на гражданина, - и даже противоположное, даже антагонистичное ему.
Да, внешне – вроде, похожи. Ушки, глазки. Штаны носят. Речь относительно членораздельная.
Но, как говорил профессор Преображенский, «этого ещё недостаточно, чтобы быть человеком».
Раб – это в своих общественных проявлениях не человек, а что-то вроде биоробота.
Представьте себе такую куклу: впереди у неё белая кнопка – нажмёшь на неё, кукла бьёт в ладоши, кричит «Ура!» - поддерживает. На спине – красная кнопка: нажмёшь – кукла осуждает и протестует.
Понятно, у куклы есть Хозяин: он и нажимает какую ему нужно кнопочку.
Что в России есть «народ», что он чего-то там «поддерживает» (посмотрели, подумали: а чего? разумная политика! мы поддерживаем!»), – иллюзия. Просто Хозяин нажал на нужную кнопку.
Если бы нужно было поддержать не войну с Украиной, а дружбу с Украиной – точно так же поддержали бы. Нажали на кнопку – есть реакция. Естественно, та, какая запрограммирована. Это же не живое существо, которое само решает, что ему делать – а имитирующая человека кукла.
Очень нравятся советы украинцев: вот, мы сбросили своих мерзавцев – и вы своих сбросьте. Трогательные люди!
Что ж, мол, русские, такие «верблюды недоразвитые»? Давайте, превращайтесь в нас, правильных, - в лошадей!
А верблюды не могут превратиться в лошадей. Потому что они «другой породы».
Да, русские сами себя такими выбрали, сами себя такими сделали. Но раз сделали – то вот они такие. И это объективно.
Так же объективно, как объективно, например, неумение играть на фортепиано. Бесполезно советовать: «А ты сядь, сыграй-ка «Аппассионату»!» Не сыграет. Не умеет.
«Мнения» и пр. общественные проявления рабов – суть не что иное, как автоматизированные реакции на нажатие нужной кнопки. Нажатие – Кремлём, разумеется.
Так что «изменить своё мнение» биороботы могут только и только тогда, когда Хозяин нажмёт на другую кнопку.
Для каких-то изменений в России воздействовать, таким образом, надо на Хозяина, так как только он является Субъектом, все остальные – объекты, куклы.
Но Запад продолжает жить иллюзиями, веря, что 100 миллионов «верблюдов» вот-вот – под благотворным влиянием санкций – сами себя преобразуют в добропорядочных европейских «лошадей».
Подобное чудо гораздо менее вероятно, чем подвиги барона Мюнхаузена, вроде выдёргивания себя – вместе с конём – из болота за волосы.
Но книга о многомудром Бароне – шутка, ирония. А современные европейцы – повторяю, в том числе и их политические лидеры! – вполне серьёзно верят в преображение России. Вот они увидят, что экономическое положение ухудшается – и тогда!!!........
Интересно, а как отреагировал русский народ, когда увидел, что тов. Сталин его очень подвёл: крепил-крепил дружбу с немцами, гнал тоннами в Германию стратегическое сырьё – а немцы-то взяли и на нас напали?
В трудные моменты рабы всегда сильнее всего жмутся к Барину – как псы к ногам своего хозяина.
* * *
Эта слепота для Европы может плохо кончиться.
Впрочем, если так и будет, то для развития человечества это ещё не так плохо.
Потому что мешает ему не столько Россия – сколько как раз Европа. Уверенная, что вот такие люди, слепые и безумные, живущие детскими иллюзиями, - но ездящие в «Мерседесах» и пользующиеся айфонами – это и есть Вершина Развития.
Увы. Это самое вонючее болото.
Мераб Мамардашвили говорил об «антропологической катастрофе» - и был прав.
Развились машины. А люди выродились.
Когда-то этому должен придти конец.
Может быть, и впрямь России – с её мощным ядерным потенциалом – суждено этот самый конец положить?
Потому как иначе будет эта цивилизация гнить ещё сотни, если не тысячи лет.
Что будет собой представлять человечество тогда?
Страшно представить!
Россия – территория Зла. Но Империя Зла – это Западная цивилизация, уничтожающая Человека в человеке.
И если они таки доиграются и добьются того, что начнётся Третья мировая, то поделом им.
Хорошо упакованные, но не способные самостоятельно мыслить, утратившие всякое человекоподобие – хоть и мещански благополучные – они вряд ли достойны того, чтобы долго занимать место цивилизационных лидеров.
Они его и уступят, рано или поздно.
Как это произойдёт – в каком-то смысле не так важно.
Плохо то, что пока не видно никого, кто мог бы после них подхватить знамя.
На самом деле растворяться в воздухе этот соблазнительный мираж начнёт тогда, когда люди научатся чему-то в области социального строительства и – пусть в одной какой-то маленькой стране – сумеют создать нечто отличное от Западной модели, и явно лучшее.
Именно это – а не ядерные ракеты – главная угроза Западу. И именно это его когда-нибудь неизбежно похоронит.
* * *
А пока мы, увы, будем наблюдать препирательство «лошадей» и «верблюдов», вполне в стиле персонажей Маяковского.
- А вы вот не цените величия России! А вы ценИте!!!
- А вы не цените западных ценностей! А вы оценИте!!!
Каждый видит прогресс человечества единственно в том, чтобы все вокруг стали похожи на меня, любимого. Я то – совершенен! Вот и будьте все – как я. Вот тогда заживём!
А ведь для жизни и развития человечества на самом деле нужно МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ культур, ценностей, образа жизни.
Но все дружно хотят его УНИЧТОЖИТЬ. И этим, кстати, и впрямь неотличимо похожи друг на друга.
Вместо того, чтобы искать другой способ существования, более удовлетворяющий духовным потребностям человека, препираются, кто из них «всех милее, всех румяней и белее».
Увы!
Придётся ещё подождать. Ничего с этими тупыми животными не сделаешь.