Мавзолей - система подавления сознания. Мавзолей ленина - психотропное оружие коммунистов Тип мавзолея

Погребальные сооружения, появившиеся ещё в IV веке до нашей эры, получили большое распространение в разных уголках мира. Пользуются популярностью мавзолеи и сейчас, выделяясь на кладбищах своими внушительными размерами и формами.

10. Махабат Макбара (Mahabat Maqbara), Индия

Вдоль оживлённой дороги в центре города Джунагадх (Junagadh) можно увидеть одну из малоизвестных индийских, но, тем не менее, потрясающих архитектурных сооружений. Превосходная смесь готики и исламского орнамента, комплекс Махабат Макбара остаётся одной из наиболее сохранившихся индийских тайн.

Это поразительное сооружение является мавзолеем визира Бахадуддинбая Хасейнбая (Bahaduddinbhai Hasainbhai), одного из главных аристократов при дворе Наваба Махабат Хана II Джунагадха. Строительство комплекса с жёлтыми стенами было начато в 1878 году Махабатом Ханжи (Mahabat Khanji), а завершено в 1892 году его преемником Бахадуром Ханжи (Bahadur Khanji).

Кульминацией нескольких десятков лет работы стали сложные резные внутренние и внешние фасады, прекрасные арки, окна во французском стиле, колонны и великолепные серебряные дверные проёмы. На соседней мечети каждый минарет сверху вниз окружён спиралевидными лестницами. Оба сооружения увенчаны характерными крышами-»луковицами».

9. Мавзолей Ленина, Россия


Мавзолей Ленина, расположенный на Красной площади в центре Москвы, в настоящее время служит местом упокоения Владимира Ленина. Тело вождя революции находится на всеобщем обозрении почти со дня его смерти в 1924 году с редкими исключениями в военный период.

Через два дня после смерти Ленина архитектору Алексею Щусеву было поручено построить сооружение, приспособленное для того, чтобы посетители могли видеть его тело. Деревянный мавзолей был построен на Красной площади у Кремлёвской стены, а гроб с телом Ленина был помещён внутрь, пока патологоанатом Алексей Иванович Абрикосов не определил, что тело можно сохранить на более продолжительный период. В 1930 году тело Ленина было помещено в новый мавзолей из мрамора, порфира, гранита и лабрадорита.

8. Тадж-Махал (Taj Mahal), Индия


Император моголов Шах-Джахан построил Тадж-Махал в Агре, Индия, в память о своей любимой жене, умершей при родах в 1631 году. Белый мраморный монумент с тенистыми садами строился более 15 лет. Он широко считается одним из самых прекрасных когда-либо созданных сооружений.

7. Мавзолей Руфины Камбасерес (Rufina Cambaceres Mausoleum), Аргентина

Молодая аргентинская женщина впала в кому в 1902 году и была объявлена мёртвой в возрасте 19-ти лет. Через несколько дней после похорон девушки рабочие услышали крики, доносившиеся из её могилы. Когда могилу вскрыли, Руфина была действительно мертва, однако на её лице и стенках гроба были царапины, вероятно, оставленные в попытке выбраться.

Позже её мать построила грандиозный мавзолей в стиле модерн со скульптурно выполненными орхидеями. Хотя история трагической смерти девушки никогда не была подтверждена, она покорила сердца тысяч посетителей, а сама Руфина стала навсегда известна как «женщина, которая умерла дважды».

6. Мавзолей Уильяма Маккензи (William MacKenzie), Англия


4,5-метровая пирамидальная гробница британского гражданского инженера и проектировщика Уильяма Маккензи придаёт необычный вид кладбищу церкви Святого Андрея на Родни-стрит в Ливерпуле.

Мавзолей расположен в районе, считающемся одним из наиболее посещаемых в Ливерпуле. Поразительно неправдоподобная местная легенда гласит, что Маккензи якобы замурован сидящим за столом с выигрышной комбинацией карт, которые он держит своими костлявыми пальцами. Как заядлый картёжник он поставил на карту и проиграл свою душу в игре в покер с дьяволом и подумал, что если никогда не будет похоронен, то сатана никогда не сможет получить свой выигрыш.

5. Мавзолей Николаса Кейджа (Nicolas Cage), Новый Орлеан, США


Признанный актёр Николас Кейдж, ставший объектом многочисленных шуток и мемов, уже давно известен своим эксцентричным поведением как перед объективом камер, так и вне съёмочной площадки. Кажется, Кейдж планирует продолжить это делать также и после смерти, судя по странному мавзолею пирамидальной формы, который он приобрёл на знаменитом кладбище в Новом Орлеане.

Пустая могила представляет собой пустой 9-футовый камень (2,74 м), который разительно контрастирует с окружающими его надземными захоронениями, разрушающимися на протяжении вот уже более двух столетий. На пирамиде ещё не выгравировано ничьё имя, но она украшена латинским изречением «Omni Ab Uno», которое можно перевести как «Всё от одного».

4. Мавзолей Энрике Торреса Белона (Enrique Torres Belón), Перу


У пыльной дороги между озером Титикака и бывшей столицей инков Куско (Перу) расположен тихий городок Лампа (Lampa). Основанный в XVI веке, этот испанский колониальный форпост известен более современным дополнением - странным мавзолеем, примыкающим к его исторической церкви.

Рядом с храмом апостола Сантьяго находится причудливый мавзолей Энрике Торреса Белона, представляющий собой пещеру из костей, увенчанную алюминиевой репликой «Пьеты» Микеланджело. Гробница выстлана висящими человеческими скелетами и сотнями черепов, которые были эксгумированы из могил городского кладбища и подземных усыпальниц, находящихся под церковью.

На дне находится чёрный мраморный крест, освещение которого подчёркивает зловещие тени, отбрасываемые мрачными настенными «декорациями».

3. Мавзолеи наркобаронов, Мексика

С внешней стороны кладбище Хардинес-дель-Умайя (Jardines del Humaya Cemetery) в Кульякане (Culiacan), Мексика, выглядит довольно обычно, но чем дальше вы по нему идёте, тем больше у вас создаётся впечатление, что это место похоже на богатый пригород с роскошными особняками огромных размеров. На самом деле это - всемирно известные мавзолеи некоторых самых безжалостных наркобаронов Мексики.

Говорят, с собой в загробную жизнь ничего не возьмёшь, но это не значит, что некоторые люди не пытаются это сделать или, по крайней мере, забирают всё своё, чтобы оставить у порога к загробной жизни. Даже будучи мёртвыми, члены картеля Синалоа любят не что иное, как выставлять напоказ свой нарочитый образ жизни в виде замысловатых мавзолеев, которые стоят гораздо дороже, чем дом среднестатистической семьи.

Кладбище Хардинес-дель-Умайя прославилось своими мавзолеями, похожими на часовни, на которые приезжают посмотреть не только со всех частей страны, но также и люди из других стран, приезжающих в Мексику только ради этого.

И эти экстравагантные мавзолеи изумляют не только своими впечатляющими фасадами. Согласно некоторым сообщениям, многие из них оснащены современными удобствами, о которых многие мексиканцы могут только мечтать, такими как, например, круглосуточное кондиционирование воздуха, гостиные, спальни, полностью оборудованные кухни, пуленепробиваемое стекло, системы сигнализации и Wi-Fi, чтобы пришедшие родственники и друзья могли провести время с удовольствием, посещая могилу.

2. «Беверли-Хиллз мёртвых» (Beverly Hills of the Dead), Филиппины


Смерть не ставит крест на роскошном образе жизни некоторых богатых китайских жителей Манилы. Они похоронены своими близкими на гигантском кладбище, известном как Китайское кладбище Манилы (Chinese Cemetery of Manila). Это место представляет собой отдельный небольшой район с множеством могил размером с особняк в комплекте со всеми современными удобствами!

Огромные мавзолеи, выстроенные по обеим сторонам улиц по всему кладбищу, оборудованы всем самым передовым, включая полностью функционирующие кухни, ванные комнаты с роскошными элементами декора и шикарными спальнями для посещающих их родственников. Некоторые мавзолеи даже обзавелись постоянными жителями, которые, кажется, не прочь разделить своё жизненное пространство с мёртвыми.

1. Мавзолей Хумаюна (Humayun’s tomb), Индия


Эта гробница, возведённая в 1570 году, имеет особое культурное значение, поскольку стала первым садом-мавзолеем на индийском субконтиненте. Она вдохновила собой несколько значительных архитектурных новшеств, увенчавшихся строительством Тадж-Махала.

Мавзолей стоит на высокой, широкой террасированной платформе с двумя глубокими сводчатыми кельями со всех четырёх сторон. Он имеет форму неправильного восьмиугольника с четырьмя длинными сторонами и скошенными краями и увенчан 42,5-метровым двойным куполом, выложенным мрамором и обрамлённым столбовидными киосками (шатрами). Купола центральных шатров украшены блестящей керамической плиткой, а в середине каждой стороны глубоко утоплены большие арочные своды с несколькими небольшими сводами, установленными на фасаде.

Сад-мавзолей Хамаюна также называют «спальней моголов» - там похоронено более 150 членов семьи.

«Утром, часов в одиннадцать, 23 января 1924 года я собрал первое заседание специалистов по вопросу об устройстве могилы для Владимира Ильича, хоронить которого решено было на Красной площади возле Кремлевской стены, а над могилой соорудить Мавзолей». В. Д. Бонч-Бруевич.


27 января во время официальной процедуры похорон ровно в 16.00 телеграфные агентства Советского Союза сообщили: «Встаньте товарищи, Ильича опускают в могилу!»

Зиккурат (зикку-рат, зиггурат) : в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами (Словарь архитектурных терминов).

А.И.Абрикосов – непререкаемый авторитет в области анатомии – считал борьбу за сохранение тела бессмысленной, ибо на нем появилась пигментация и начался процесс высыхания тканей. Он заявлял тогда, что современная наука не обладает методами сохранения тела человека на долгие сроки.

21 марта 1924 г. после переговоров некого В. Збарского с создателем и руководителем ВЧК-ОГПУ Ф. Дзержинским было принято решение приступить к бальзамированию. Почему решили всё-таки бальзамировать тело «Ленина»? Официальная версия: потоки писем, телеграмм об увековечении памяти вождя, просьбы оставить тело Ленина нетленным, сохранив его на века. (Однако таких писем в архивах не обнаружено. В письмах предлагалось лишь увековечить память Ленина в грандиозных сооружениях, памятниках.)


За проект саркофага берется известный архитектор-модернист К.С.Мельников, явно посвященный во все тонкости замысла. Б.И.Збарский на прямой вопрос, кому первому пришла в голову идея об увековечении тела вождя, всегда уклончиво отвечал: «Стихийно».

Рецепт для бальзамирования профессор Збарский «изобрел» за три дня, хотя те же северные корейцы, имея куда более продвинутые технологии, работали над консервацией Ким Ир Сена больше года. То есть рецепт Збарскому опять кто-то, видимо, подсказал. А чтобы рецепт не уплыл из круга своих профессор Воробьев, помогавший Збарскому, и тоже волей не волей узнавший о секрете – довольно скоро «случайно» умер на операции.

Щусев объяснял сам (в «Строительной газете» №11 от 21 января 1940 года)
- ему было поручено точно воспроизвести форму второго (деревянного) Мавзолея в камне : За пять лет образ мавзолея стал известным во всех уголках земного шара. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуру мавзолея - мне было поручено точно воспроизвести ее в камне. То есть, иначе говоря, кто на самом деле «спроектировал», покрыто тайной.

"Если индивидуальные периоды сопровождаются распадением и отмиранием частей тела, то точно так же общие периоды наций связаны с гибелью отдельных частей «национального тела».
...органическое телесное бессмертие индивида возможно только за счет всего народа в целом."
Пауль Каммерер (нем. Paul Kammerer; 17 августа 1880, Вена, Австрия - 23 сентября 1926, Пухберг-ам-Шнеберг) - австрийский биолог оккультист.

Крупская (супруга Бланка-Ульянова), когда ей показали мумию после очередного парада, как-то обмолвилась, что «Владимир Ильич выглядит как живой». Лицо у него даже порозовело пока он лежал перед толпами демонстрантов.

Зиккурат – это ритуальное архитектурное сооружение, сужающееся кверху наподобие многоступенчатой пирамиды – такой же, что стоит на Красной площади. Однако зиккурат – это не пирамида, поскольку у него на вершине всегда стоит небольшой храм.

Терафим – это некий «заклятый предмет», «собиратель» магической, парапсихической энергии, которая, как утверждают маги, окутывает терафим слоями, формируемые особыми обрядами и церемониями. Эти манипуляции называются «творение терафима», поскольку – «изготовить» терафим невозможно.


По аналогии с изготовлением терафимов в других культах (Вуду и некоторых религий Ближнего Востока) внутри забальзамированной головы (во рту или вместо удаленного мозга) скорее всего была помещена золотая пластинка, видимо ромбической формы, с магическими ритуальными знаками. В ней была заключенная все мощь терафима, позволяющая его хозяину взаимодействовать с любым металлом, на котором тем или иным способом были начерчены определенные знаки или изображение всего терафима: через металл в находящегося с ним в контакте человека как бы перетекала воля хозяина терафима: под страхом смерти заставляя своих подданных носить на шее «ромбики», царь Вавилона в той или иной степени мог контролировать их владельцев.

Легко видеть, что руки мумии в зиккурате на Красной Площади, сложены в виде мудры. Несмотря на то, что мумию регулярно полоскают в ваннах с разными растворами и переодевают, руки Бланку каждый раз «случайно» складывают в одно и то же положение. Однако, «случайность» такая объяснима с точки зрения взаимодействия с тонкими энергиями. Согласно учению - открытая левая рука принимает энергию извне, а правая, сжатая в кулак – замыкает в теле и преобразует её. На фотографии, которую мы привели выше, это вполне видно.


Мавзолей со срезанной гранью



Профиль Мавзолея совпадает со схемой простейшей телевизионной антенны – такие раньше и на крышах стояли, и в доме были у каждого. Подобные же антенны до сих пор стоят на радио и телемачтах. Принцип их пирамидальности простой: такие лестничные контуры усиливают сигнал, каждый последующий контур добавляет излучению мощности. Естественно, зиккурат не передаёт радиоволны, как антенна. Но физиками показано, что радиоволны, звуковые волны и волны в жидкости имеют много общего. У них одна основа – волна. Поэтому принципы работы всех волновых устройств одинаковы, будь то волны звука, света или волны какого-то
непонятного излучения, которое сегодня для удобства называют энергоинформационным.

Обратите внимание: потолок «мавзолея» тоже ступенчатый, как и внешняя пирамида. Это контур в контуре, работающий по типу усиливающего трансформатора. Современными приборами показано, что внутренние углы затягивают информационную энергию из внешнего пространства, а внешние её излучают. То есть потолок усыпальницы энергию впитывает, верхняя самая надстройка – излучает (там несколько десятков коротких внешних углов-рёбер). О какой энергии идёт речь? Смотрите сами:


Еще есть в «мавзолее» и другой угол. На самом деле это даже не угол, а три угла: два внутренних, втягивающих энергию подобно чаше, и третий – внешний. Он делит выемку пополам, направляясь вовне подобно шипу. Это более чем оригинальная архитектурная деталь, причём деталь абсолютно несимметричная – он один такой тройной угол. И он направлен на марширующие к «мавзолею» толпы.

Такие странные тройные углы называются сегодня психотронными устройствами. Принцип прост: внутренний угол (например, угол комнаты) втягивает некую гипотетическую информационную энергию, внешний угол (например угол стола) – излучает.

Стены облицованы гранитом, который в своем составе имеет кварц. Кристаллы кварца используются в любом цифровом устройстве и называются кварцевые резонаторы. Представляют из себя пластину с напыленными площадками из серебра, к которым приварены выводы. Кварц имеет свойства катушки и конденсатора. При приложении к нему напряжения, его пластина меняет геометрические размеры, при снятии напряжения, она восстанавливает форму, при этом на выводах возникает разность потенциалов. Кварцевый резонатор используют как особо стабильный компонент для генерации тактового сигнала для процессоров.

Как работает мавзолей?

Для работы этого устройства нужна энергия. Она берется либо из земли в точке пересечения линий сетки Хартмана, либо от внешнего источника – людей. Эта энергия модулируется трупом в мавзолее, внося чуждую нам информацию и излучается из щелей наверху.

В начале 20-х годов прошлого века Пауль Кремер издал ряд публикаций, в которых оперируя такой чисто абстрактной на тот момент вещью как «гены» (о ДНК тогда еще не знали) вывел целую теорию о способах воздействия на гены той или иной популяции гипотетическим излучением, исторгающимся из мертвых или умирающих тканей.

По большому счету это была теория о том, как испортить генофонд целого народа , заставляя людей некоторое время стоять перед специальным образом обработанным трупом или ретранслируя «излучение» этого трупа на всю страну. На первый взгляд чистая теория: какие-то «гены», какие-то «лучи», хотя магам такая процедура была прекрасно известна еще во времена фараонов и управлялась законами асимптотической магии.

По этим законам внешний вид и самочувствие фараона каким-то сверхъестественным путем ретранслировались на его подданных: болел фараон - болел и народ, делали фараоном какого-то урода и мутанта - мутации и уродства начинали появляться у детей по всему Египту.
Потом эту магию люди забыли, точнее - людям активно помогли её забыть. Но проходит время и люди понимают, как работает система ДНК - понимают с точки зрения молекулярной биологи.

А потом проходит еще несколько десятилетий и появляется такая наука как волновая генетика, открываются такие явления как ДНК-солитоны - то есть сверхслабые, но чрезвычайно устойчивые акустические и электромагнитные поля, генерируемые генетическим аппаратом клетки. С помощью этих полей клетки обмениваются информацией как друг с другом, так и с окружающим миром, включая, выключая или даже перестраивая те или иные области хромосом. Это научный факт, никакой фантастики. Осталось только сопоставить факт существования ДНК-солитонов и факт посещения зиккурата с мумией ДЕСЯТКАМИ МИЛЛИОНОВ человек, подавлящее большинство которых - русские.

Что делать?

Когда в древнем Риме языческим императорам надоели бунты евреев, то они использовали вполне конкретную магическую методологию. В 132 году нашей эры после подавления очередного восстания по приказу императора Адриана Иерусалим вместе с храмом был разрушен до основания, затем местность вокруг города вспахали плугом по кругу. После этого на всей обозначенной площади языческие жрецы провели обряд очищения местности от нечистых сил.

Наконец в торжественной форме были заложены языческие храмы, и город получил новое имя Элия-Капитолина. Римляне знали, что делать, поэтому мы вполне можем использовать их традицию. Мавзолей нужно срыть до основания, выкорчевать с Красной площади все компоненты так называемого «революционного некрополя» и снять с башен Кремля сатанинские звезды. После этого разровнять землю вокруг этого места и провести очистительный обряд по изгнанию бесов и удалению трупных нечистот.

Чего только не предлагали архитекторы, участвующие в конкурсе на проект гробницы: и маяк в виде Эйфелевой башни, и гигантский глобус со статуей Ленина, и каменный корабль, и мраморную глыбу, по которой ходил паровоз, и даже гигантский небоскреб. Но победила идея Щусева.

Владимир Ильич вечен. Имя его навсегда, на вечные времена вошло в историю России, в историю человечества. Как нам почтить его память? Чем отметить его надгробие? У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все многообразие архитектурного творчества. Позвольте и Мавзолей, который мы будем сейчас воздвигать в память Владимира Ильича, сделать производным от куба.

Правда, этот первый мавзолей был временным и простоял лишь до весны 1924 года. Ко второму временному деревянному Мавзолею уже были пристроены с двух сторон трибуны. Эти формы воссоздали при проектировании третьего и последнего зиккурата. Но построили его уже из железобетона и кирпича, а облицевали гранитом, мрамором, лабрадором, порфиром.

Щусев также стал автором и первого саркофага для тела Ленина. Но его проект признали технически трудным, и архитектор К.С. Мельников в течение месяца разработал и представил 8 новых вариантов.

Выбрали один из саркофагов Мельникова. Он стоял в мавзолее до окончания Великой Отечественной войны. Кстати, на время войны, в июле 1941 года, тело Ленина эвакуировали в Тюмень. Сопровождал русскую мумию академик Збарский с женой и сыном. Им дали отдельное купе, где Збарский с супругой заняли верхние полки, а сын и тело Ленина - нижние.

В Тюмени тело вождя хранилось в нынешнем здании главного корпуса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, на втором этаже в аудитории 15. В апреле 1945 года тело Ленина вернулось в Москву. Но оно плохо перенесло путешествие и покрылось плесенью. Возможно, это случилось потому, что сопровождающие обменивали спирт, выделенный на уход за телом, на маргарин.

Однако мумию восстановили. Тогда же обновили интерьер Мавзолея, и заменили саркофаг Мельникова саркофагом по проекту А.В. Щусева.

В то время казалось, что вскоре наука сделает прорыв, и Ленина оживят. Поэтому для сохранения его тела в конце 1939 года в составе Минздрава СССР появилась научно-исследовательская лаборатория при Мавзолее.

Вопросы температуры и влажности атмосферы саркофага и тела, состав пропитывающих растворов, содержание профилактических мер, цветность кожных покровов, фоторегистрация объемов и рельефа лица и кистей рук, исследование процессов разрушения тканей - вот далеко не полный список задач лабораторией. При этом, чтобы «принять работу» пригласили Надежду Крупскую и брата В.И. Ленина. Увиденное вызвало у них шок: покойный выглядит так, будто умер вчера, а не несколько месяцев назад.

Сотрудники лаборатории также бальзамировали Георгия Димитрова (1949 год, Болгария), маршала Хорлогийна Чойбалсана (1952 год, Монголия), Иосифа Сталина (1953 год, СССР), Клемента Готвальда (1953 год, Чехословакия), Хо Ши Мина (1969 год, Вьетнам), Агостиньо Нето (1979 год, Ангола), президента Кооперативной Республики Гайана Линдон Форбс Бернхема (1985 год, Гайана), Ким Ир Сена (1995 год, КНДР). Сохранились тела лишь четырех забальзамированных вождей - Ленина, Хо Ши Мина, Ким Ир Сена и Мао Цзэдуна.

Способ бальзамирования тела Ленина постоянно совершенствуется: сначала ученые предполагали, что тело вождя будет храниться без изменений всего 20-30 лет, сейчас - уже более 100. Известно, что мумия требует особой вентиляции и температурного режима. Периодически ее обновляют, погружая в специальный раствор, и каждые несколько лет сменяют костюм Ильича. Мало кто из прошлого поколения помнит, что некогда на вожде был не гражданский костюм, а военный френч.

После смерти Иосифа Сталина его тело тоже забальзамировали и поместили в Мавзолей.

Так как плиту необходимого для Мавзолея размера было непросто найти, на уже установленной гранитной плите в 1953 году поверх надписи «Ленин» краской нанесли «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись «проступала» сквозь верхний слой. А в 1958 плиту заменили на новую с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН».

Но недолго лежал Сталин в Мавзолее: после развенчания «культа личности» в 1961 году его захоронили в некрополе у Кремлевской стены, а гранитная плита с именем Ленина вернулась на место.

В 1970-х годах в Мавзолее появился пуленепробиваемый саркофаг.

Такие меры предосторожности были неслучайны - на тело Ленина покушались несколько раз. Например, 19 марта 1934 года Митрофан Михайлович Никитин пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя, но ему помешали охрана и посетители. Никитин застрелился.

20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло. Пострадал саркофаг и 14 июля 1960 года, когда житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло. Тогда осколки повредили кожу забальзамированного тела Ленина.

9 сентября 1961 года Л.А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него и затем бросила камень, завернутый в носовой платок, сопроводив свои действия ругательствами. Стекло саркофага тогда разбилось, но тело Ленина не пострадало.

В сентябре 1967 года житель Каунаса по фамилии Крысанов взорвал начиненный взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. Террорист и еще несколько человек погибли. А 1 сентября 1973 года неизвестный взорвал самодельное взрывное устройство внутри Мавзолея.

Путеводитель по архитектурным стилям

В обществе нередко поднимают вопрос о захоронении останков Ленина.

Например, в 1994 году под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина» на Красной площади проводила несанкционированную акцию партия «Демократический союз». А 20 января 2011 года Владимир Мединский поднял вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея.

Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело - главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на , но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство - концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. И ходим мы по кладбищу.

Представители КПРФ называют свои аргументы в защиту Мавзолея:
- Ленин уже похоронен (тело покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей);
- в других странах также есть мавзолеи известных персон и захоронения в открытом для обозрения саркофаге (например, саркофаг русского хирурга Николая Пирогова, гробница маршала Пилсудского, мавзолей Гранта в Манхеттене, мавзолей Ататюрка в светской Турции, гробница Наполеона);
- не существует указания самого Ленина о том, чтобы его похоронили на Волковском кладбище, но он покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены;
- мавзолей и некрополь героев советской эпохи являются историческими «державными захоронениям» на Красной площади (как и захоронения на территории собора ).

Сейчас Мавзолей открыт для посещения. Доступ в музей и к захоронениям у кремлевской стены бесплатный и осуществляется через контрольно-пропускной пункт у , где производится проверка металлодетектором.
При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой. Также нельзя проносить с собой сумки, рюкзаки, пакеты, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью.

Говорят что...

...когда спешно готовили котлован для первого Мавзолея, саперы ночью произвели 40 взрывов мерзлой земли у Кремлевской стены. Москвичи тогда сутки гадали, не начался ли переворот в стране. Дальше - больше! Прорвало канализационные трубы, и место для будущего траурного зала затопило фекалиями. Патриарх Тихон тогда глубокомысленно заметил: «По мощам и елей». По иронии судьбы с трех сторон от мавзолея находились общественные туалеты.
...в середине 2011 года в интернете появилось видео, где Ленин приподнялся в саркофаге, затем лег обратно. Сначала никто не воспринял запись всерьез, относя ее к разряду шуток с использованием монтажа. Однако она попала в руки исследователей из Америки по паранормальным явлениям. Запись тщательно исследовали, и ученые сообщили, что не нашли фальсификации.
При этом посетители не раз уже встречали призрак Ленина в Мавзолее. Иногда привидение выходит наружу - прогуляться к могиле жены. А когда на Красной площади проходил концерт Пола Маккартни, призрак Ленина испугался ревущей музыки, присел на корточки и закрыл уши руками.
...Ленин убивает и после смерти: от саркофага из пуленепробиваемого стекла отскакивают пули и ранят тех, кто покушается на тело вождя.
...под саркофагом Ленина замурована голова расстрелянного императора Николая II .
...после строительства трибуны на Мавзолее конструкцию в народе назвали «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» .
...Хрущев решил, что на XXII съезде КПСС с предложением о выносе из мавзолея тела Сталина обязательно должен выступить грузин. Это дело поручили Мжаванадзе, но он сразу же «заболел» и на заседание не явился. Тогда с предложением выступил Джавахарнадзе, и вскоре в Грузии сожгли его дом.

Ленин - не только гриб!

Н аткнулся в сети на заХадочный материал о многострадальном мавзолее Ильича.
Не смог пройти мимо этой животрепещущей идеи, привожу с изменениями и дополнениями, как мавзолей и Ильич излучают лучи и всех нас зомбиируют (с картинками). Расскажу о строительстве каждого мавзолея и заодно хочется узнать ваше мнение, не пора ли его отнести на погост? Может знаменательное событие и берегут на столетие его смерти, но и столетие революции, в том числе, дата знаменательная...

Одним из главных сакральных символов коммунизма является Мавзолей Ленина. Внешне Мавзолей возведен по принципу древних вавилонских капищ, из которых самый известный — Вавилонская башня, упоминаемая в Библии. В книге пророка Даниила, написанной в VII веке до Рождества Христова, говорится: "Был у вавилонян идол по имени Вил". Не правда ли, странное совпадение с инициалами В.И. Ленина?

Начну с истории и строительства маволеев. Как известно, Ленина решили не хоронить в связи с большим потоком желающих с ним попрощаться. Поток прощающих не прекратился даже сегодня. Специально водил одного сына а затем и второго смотреть Ильича. Старший сказал: "Ура! Идем живого Ленина смотреть!". Младший воспринял просмотр спокойно. На вопрос о впечатлениях (после выхода) ответил: "Какой-то он небритый совсем"...))) а потом еще и шутили, мол "В гробу я видел вашего Ленина". И не поспоришь.

Первая усыпальница вождя, сколоченная за неделю по проекту архитектора А. В. Щусева, была деревянной, неказистой и имела форму куба с надстройкой в виде ступенек, к которой с двух сторон примыкали Г-образные пристройки с лестницами.

Посетители спускались по правой лестнице, обходили саркофаг с трех сторон и выходили по левой лестнице. Через два месяца временный мавзолей был закрыт и власти задумались о новом более вменяемом мавзолее, соответствуюзим Великине лежащей в ней личности. Был объявлен конкурс, который сам по себе достоин отдельного большого поста.

Приведу лишь некоторые картинки из общего обилия народного творчества (многие картинки кликабельны).

Предпочтение вновь было отдано зиккурату Щусева.Строительство нового деревянного Мавзолея, продлилось с марта по август 1924 года.

Второй Мавзолей представлял собой более крупную (высота 9, длина 18 метров) усеченную ступенчатую пирамиду, лестницы теперь были включены в общий объем здания.

На башнях Кремля еще двухглавые орлы.

Но хотелось чего-то более долговечного. Вернее - вечного! Как египетские пирамиды.

И тогда начали строить третий Мавзолей, который был открыт в октябре 1930 года и стоит по сей день.

Спроектировал тот же архитектор Щусев. Как рассказывал сам архитектор, ему было поручено точно воспроизвести в камне форму деревянного Мавзолея.

В период 1941-1946 Мавзолей был пуст. Тело вывезли из столицы в Тюмень уже в начале войны, и марширующие перед Мавзолеем 7 ноября 1941 года войска перед боями за Москву проходили мимо пустого зиккурата.

Теперь пришло время ИНТРИГ И РАССЛЕДОВАНИЙ!

Кровавая Площадь. На ней Зиккурат.
Свершилось. Я близко. Ну что же, я рад.
Спускаюсь в зловонную, страшную пасть.
На скользких ступенях легко и упасть.
Здесь смрадное сердце старинного зла,
Тела что и души сжирает дотла.
Гнездо свое свил здесь столетнее зверь.
Для бесов на Русь тут распахнута дверь.

Николай Федоров


По некоторым данным, если Мавзолей вынуть из земли и поставить на ее поверхность, его высота будет якобы с 10-этажный дом. Длина мавзолея по фасаду - 24 метра, высота - 12 метров. Верхний портик смещен к кремлевской стене. Пирамида мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов.

Подземная часть капища опускается в Красную Площадь на глубину 6-ти этажного дома. Под трибуной капища устроен зал заседаний и отдыха большевистских правителей. Здесь расположен буфет с яствами и хорошими винами, бильярдная и комната охраны.

Для функционирования лабораторий и манипуляций с трупом, предусмотрен грузовой лифт, на котором мумию опускают на нужный этаж для производства регламентных, профилактических и косметических работ, затем доставляют ее на рабочую отметку.


  • общая высота 36 метров, из них 12 м, - высота Мавзолея и 24 м,- высота лабораторного комплекса

  • угол наклона граней 45 градусов

  • угол наклона ребер 35 градусов

  • подошва -прямоугольник с размерами 72 х 72 м

  • расчетная диагональ основания 102 м

Есть мнение, что архитектор Щусев взял за основу проекта этого надгробного памятника Пергамский алтарь, или, как его еще называют (чур меня, чур!) - "Престол Сатаны". Упоминание о нем встречаются уже в Евангелии, где Христос, обращаясь к человеку из Пергама сказал следующее: " ...ты живешь там, где престол сатаны" (Откр.2,13).

Долгое время про "Пергамский Алтарь" был известно в основном по легендам, изображения не было. Когда же были найдены изображения так называемого "Пергамского алтаря", оказалось, что это точная копия храма для Уицилопочтли и он похож на мавзолей. Есть у него и одна маленькая но важная особенность! Странный срезанный угол с одной стороны мавзолея (он только с одной стороны). Назовем его "Странным углом" и мы к нему еще вернемся))

Мавзолей - точная копия зиккуратов Междуречья, с комнатой наверху, обрамленной колоннами, в которой, по понятиям жрецов Вавилона, отдыхали их демонические покровители. Более того, мрамор для Мавзолея был привезен из Месопотамии (современный Ирак).

ИТАК ... есть идиотское мнение, что Мавзолей — это не что иное, как психотропное оружие, система массового подавления сознания!

Сама Кремлевская Стена также превращена в грандиозную гробницу. Старинный ритуал, относящийся к Магии Смертной Силы состоит в том, что для укрепления замка или крепости в стену замуровывались люди, часто живые. Такая крепость не разрушалась и противник не мог ее взять, потому что души покойников стерегли крепость. Общее число захороненных в Кремлевской стене по разным источникам от 400 до 1000 человек.

Проект саркофага для тела был разработан архитектором К. С. Мельниковым.

Теперь главное и анти научное!

Современными приборами показано, что внутренние углы мавзолея затягивают информационную энергию из внешнего пространства, а внешние ее излучают. То есть, потолок усыпальницы энергию впитывает, а самая верхняя надстройка - излучает (там несколько десятков коротких внешних углов-ребер).

Для работы этого устройства нужна энергия. Она берется либо из земли в точке пересечения линий сетки Хартмана, либо от внешнего источника — людей. Расположение Мавзолея на Красной Площади, буквально пропитанной древними силами, и прохождение огромной массы людей в качестве посетителей Мавзолея, а также на демонстрациях обеспечивает колоссальный поток энергии. В 1924-1989 годах мавзолей посетило свыше 100 млн. человек (не считая участников парадов и демонстраций) со всего СССР. Эта энергия модулируется мумией в Мавзолее, а излучается из щелей наверху.

Для выделения энергии нужен и "странный угол" который показан выше. На самом деле это даже не угол, а три угла: два внутренних, втягивающих энергию подобно чаше, и третий — внешний. Он делит выемку пополам, направляясь вовне подобно шипу. Такой угол хорошо виден и на плане Престола Сатаны. Он направлен на марширующие к Мавзолею толпы. Такие странные тройные углы называются сегодня психотропными устройствами. Известны также разные эффекты пирамиды - негниющее, мумифицирующееся мясо, самозатачивающиеся лезвия (представил себе Ильича с ножом в руке)...

Еще о символах и сакральности...

Это арт-проект художников Ю. Шабельникова и Ю. Фесенко, осуществлённый в марте 1998 года в московской Галерее наивного искусства «Дар». Ленина они съели...

Автор заявил: "Учитывая возможную общественную реакцию, я проконсультировался с главными редакторами двух газет, с искусствоведами, с философами, с двумя священниками. Они меня успокоили и не видели ничего дурного с их точки зрения. Философы и искусствоведы рассказали про некоторые обычаи других народов: в Мексике, например, есть праздник „День мертвых“. Была даже выставка большая, организованная Мексиканским посольством, ко „Дню мертвых“, где выпекались из теста образы родственников, а потом съедались, что символизировало долгую жизнь в памяти близких. Мы были очень удивлены тем, какой резонанс вызвала эта акция. Причем, журналисты, которым за 50, восприняли акцию критически, писали: „жирными пальцами жрали Ленина“ — в советском стиле…»

Теперь даже перед парадами Мавзолей закрывают. Стесняются наверное? Хотя чего стесняться? Мавзолей там стоит идеально, как дань нашей истории, когда мы разрушали сами себя.

Инфа (С) инета в том числе и фото. Основной

ИМХО хоронить такой уникальный экспонат - грех! Китайцы прут на него лучше чем в Диснейленд! Это гениально! Одна небольшая бетонная коробка, а поток неимоверный. Надо только плату за просмотр брать... С какой стати Ленина содержат за счет бюджета и стоит это немерено. Пусть платят коммунисты раз он им так дорог. А китайцы были бы в восторге и от пластмассовой куклы, которая бы привставала на ложе, кричала ленинские лозунги показывая рукой в светлое будущее и опять умиротворенно скрещивала руки на животе... Как Вы считаете?

Мавзолей Ленина
Канул в лету Советский Союз, отгремела перестройка, прошел переходный период становления новой России. Но один из главных символов cоветского времени до сих пор стоит на своем месте, не давая спокойно спать и сторонникам реставрации коммунистического строя, и его противникам. Речь, конечно же, идет о последнем пристанище вождя мирового пролетариата – Мавзолее на Красной площади. Впрочем, существует гипотеза, что Мавзолей – это не только гробница, но еще и некий удивительный механизм влияния на людей, некая машина исполнения желаний советских вождей.
– Более шестидесяти лет подряд мужчины, женщины и дети в ярких одеяниях, с воздушными шарами и транспарантами шли мимо Мавзолея, с трибун которого на них смотрели вожди Советского государства. И никто во всей этой разномастной толпе даже не догадывался, что подлинная цель их визита на Красную площадь – стать жертвой чудовищного техногенного энергетического вампира, о котором на протяжении десятилетий знали только «посвященные». При этом ключ к разгадке тайны, как ни удивительно, – у всех на виду. Шагающим в праздничных колоннах стоило лишь внимательно посмотреть на правый угол Мавзолея. Тогда бы они обнаружили там странную нишу с внутренним выступающим уголком, вроде продольного шипа. Что характерно, в других углах усыпальницы подобных архитектурных деталей нет.
Однако никто из дружно шагающих мимо Мавзолея этой ниши не замечал. Тем же, кто ее все-таки видел, оставалось терзаться в догадках, что это за «украшение» и в чем его смысл.

– Действительно, сколько ни проходил мимо Мавзолея, никогда не обращал внимания на эту нишу. Но может, это просто находка архитектора при проектировании и строительстве Мавзолея? Большевики же отрицали все духовное, откуда тут мистика?

– Большевики как раз были очень неравнодушны к магии и мистике. Взять хотя бы красную звезду – магическую пентаграмму – один из главных символов Страны Советов!.. Но сейчас речь о Мавзолее. Третий (каменный) мавзолей, который сейчас стоит на Красной площади, построили в 1930 г. Комиссию по его проектированию возглавил Климент Ворошилов. Настораживающий факт. Мавзолей – это что, военно-стратегический объект особой важности, раз за него должен отвечать, выражаясь современным языком, министр обороны и глава государственного совета безопасности?..

Дальше – больше. Главным архитектором назначили Алексея Щусева, который до революции пользовался особым расположением и доверием царя и его родственников, дружил с известным иконописцем Нестеровым, мистиком Николаем Рерихом. Он был известен, главным образом, как создатель православных храмов. Погребальных сооружений Щусев никогда не строил. Согласитесь, это уж очень странный выбор! Неужели бывший царский любимец и церковный зодчий – наилучшая кандидатура в создатели гробницы для вождя мирового пролетариата и убежденного безбожника? Людей с биографией Щусева большевики обычно ставили к стенке без суда и следствия, а не поручали создавать им свои святыни! Но Сталин никогда не принимал случайных и непродуманных решений, тем более – по важнейшим политическим вопросам…

– Удивительно, неужели Мавзолей строили по канонам православного храма?

– Ничуть. Давайте посмотрим, что же получилось у этой странной пары – мастера церковной архитектуры Щусева и специалиста по госбезопасности Ворошилова. Бастион с маковками куполов? Если бы! Получился аналог магического жертвенника аборигенов Южной Америки! Сооружения, подобные Мавзолею Ленина, как и обычаи взирать с гробниц на государственные праздники, существовали только у индейцев Нового Света майя и ацтеков. Эти жестокие народы были известны своими кровавыми культами и человеческими жертвоприношениями, центральное место в которых занимали ступенчатые пирамиды-жертвенники.

– Любопытно. Но вы сказали, что нынешний Мавзолей – третий, а какими были первые два?

– Первый деревянный мавзолей построили по проекту Щусева за четыре дня – он простоял лишь до весны 1924 года. Его заменил второй – тоже работы Щусева, и тоже в виде деревянной ступенчатой пирамиды. В 1925 году Постановлением ЦИК СССР был объявлен Всенародный конкурс на лучший проект нового Мавзолея. Поступило множество работ, выполненных в самых разных архитектурных стилях и формах, был даже проект гробницы наподобие классической египетской пирамиды. Но… в 1929 году приняли решение строить в камне всю ту же ступенчатую пирамиду, копию второго Мавзолея! Вот как спустя десятилетие рассказал об этом академик архитектуры Щусев в «Строительной газете» от 21 января 1940 года: «За пять лет образ Мавзолея стал известным во всех уголках земного шара. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуру Мавзолея – мне было поручено точно воспроизвести ее в камне».

– Но это еще не говорит о том, что главную роль в выборе проекта сыграла магическая подоплека...

– Ничего подобного. Из этих слов со всей очевидность следует ряд убийственных для создателей Мавзолея выводов. Первый. Конкурсные работы 1925 года в расчет не принимались, сам конкурс был блефом с целью обмануть общество.

Второй. Широчайшая известность образа Мавзолея в 1929 году – наглое вранье. Телевидения в 1929 году не было, советских газет за пределами СССР практически никто не читал, а иностранные СМИ образ усыпальницы до «каждого уголка земного шара» за пять лет уж точно не донесли. Почему же было решено строить ступенчатую пирамиду? Истинную причину выбора подобного архитектурного решения тщательно скрывали.

И, наконец, третий вывод. Щусев утверждает, что ему было «поручено точно воспроизвести» форму второго, деревянного мавзолея, в камне. Но в действительности, ни о какой точности воспроизведения и речи идти не может. Судите сами. Длина третьего Мавзолея по фасаду – 24 метра, высота – 12 метров, в то время как высота второго – 9, а длина – 18. Пирамида третьего Мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов, второго – из шести. Наконец, последний вариант усыпальницы, сохраняя форму ступенчатой пирамиды, отличается от второго сооружения пропорциями. Получается, что построили совсем не то, что хотели. Но что заставило изменить форму Мавзолея, Щусев умалчивает…

– Наверное, просто сложно было в точности повторить в камне деревянную конструкцию, потому и изменили размеры...

– Есть и другие доказательства того, что в 1929 году никто даже не собирался строить копию второго Мавзолея. История сохранила интереснейший документ – фотографию макета Мавзолея в натуральную величину на Красной площади.

Легко заметить, что макет очень сильно отличается и от второго, и от третьего Мавзолеев. Стало быть, вторую гробницу сломали, даже не имея на руках проекта строительства третьего сооружения. Впрочем, для нас значимее другое: ясно видно, что и автор снимка, и создатели окончательного варианта Мавзолея важнейшее значение придавали нише в углу – это явно центральная деталь всего сооружения.

– Все это напоминает какую-то фантасмагорию, а не строительство гробницы...

– Большевики всегда делали только то, что хотели – исключений из этого «железного» правила не существовало! Просто истинная причина выбора формы Мавзолея и подлинная цель его создания должны были навсегда остаться тайной.

Давайте обратимся к «первоисточникам» – прообразам Мавзолея Ленина, то есть пирамидам индейцев Южной Америки. Вся жизнь майя и ацтеков – служение миру Духов, воплотившееся в религиозно-магических ритуалах жертвоприношений. В качестве жертвенников использовались ступенчатые пирамиды-гробницы самых разных форм и размеров с каменными лестницами, с алтарем на вершине.

– Что-то вроде антенны?

– Вы угадали. Ученые давно заметили сходство форм ступенчатых пирамид и антенн. Подобно антенне, пирамиды обеспечивали «настройку» индивидуального энергоинформационного канала, по которому и передавалась жизненная энергия жертв Духу-покровителю. Естественно, для более эффективного общения с конкретным Духом лучше иметь специальную, «выделенную» линию связи – специально спроектированную пирамиду.

– А как работала эта связь? Духи действительно прислушивались к просящим?

– Разумеется, такая стратегия жизни себя оправдывала. Росло благосостояние государства, процветали наука, искусство и культура, возводились великолепные дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье... Но народ, связавший свою судьбу с демоническими силами, долго существовать не может. Поэтому, когда горстка испанцев во главе с Эрнаном Кортесом 8 ноября 1519 года вступила в Теночтитлан, ацтеки оказались в их полной власти.

– Ну, с ацтеками все понятно. Но неужели Мавзолей Ленина смог сыграть такую же важную роль в жизни молодого советского государства?

– Мавзолей с самого начала создавался по законам магии как главное культовое сооружение Страны Советов. С его помощью власть имущие надеялись решить стоящие перед ними проблемы государственного масштаба. И это у большевиков блестяще получилось. Первый Мавзолей простоял всего около трех месяцев и был лишь «пробой магического пера». С помощью второго Мавзолея (как магического инструмента) преодолели разруху, ликвидировали НЭП. Сталин одолел троцкистов и ввел в стране новое крепостное право – осуществил коллективизацию. К 1929 году перед ним встали качественно новые задачи – провести индустриализацию, создать современную армию и установить режим абсолютной власти. То есть практически возродить самодержавие в новом обличье, ликвидировав не только своих политических противников, но и всех подозрительных лиц. Сталин полагал, что в решении этих задач ему поможет Мавзолей, но для этого нужно было повысить его магическую силу.

– Да. Как свидетельствуют исторические источники, индейцы каждые пятьдесят лет полностью реконструировали свои пирамиды – не только ремонтировали, но и изменяли их форму и размеры (точно так же, кстати, усовершенствуются сегодня радиоантенны, подстраиваясь под требования и возможности времени). Большевистские маги пошли проверенным путем. Судя по тому, что к 1941 году Сталин все вышеуказанные задачи выполнил, мощь модернизированной «машины для исполнения желаний» элиты государства действительно возросла.

– Фантастика! А существуют ли другие подобные техногенные магические устройства? И в чем конкретно заключается магическая суть нашего Мавзолея?

– На сегодняшний день официально узаконены как приборы, так и методы измерения биоэнергетических воздействий на человека: и положительных, и отрицательных. Факт малоизвестный, но абсолютно реальный: в России уже несколько лет существует научная измерительная аппаратура, надежно и достоверно фиксирующая работу мага, а сама магия давно стала предметом серьезных научных исследований.

Для объяснения же принципа работы Мавзолея можно обратиться к книге М. Ю. Лимонада и А. И. Цыганова «Живые поля архитектуры». Кстати, книга эта к магии и мистике никакого отношения не имеет и рекомендована Минстроем РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ в качестве учебника для архитектурно-строительных и санитарно-гигиенических специальностей ВУЗов.

– Выходит, уже в институтах изучают, как с помощью архитектуры влиять на жителей проектируемых домов?

– Да, уже довольно длительное время существует понятие энергоинформационного обмена и взаимодействия между объектами. Последствия этого взаимодействия могут быть и нейтральными, и положительными, и отрицательными. Энергоинформационный обмен может происходить через посредников (различные живые или искусственные объекты), которые усиливают или ослабляют взаимодействие. Как правило, положительный эффект связан с получением энергии, а отрицательный – с ее потерей.

– Так как же ниша в углу Мавзолея влияла на проходивших мимо нее людей?

Так для чего же все-таки создан этот архитектурный "изыск"?

– Сидеть на углу стола – и то плохая примета. Любого вида острие, направленное на человека, отрицательно влияет на его энергетику. В советское время, как, впрочем, и сейчас, люди на демонстрациях и парадах двигались в строго определенном направлении – от Исторического музея к Храму Василия Блаженного. Для удобства подобного передвижения большевики специально снесли Иверскую часовню у Исторического музея и целый квартал старинной застройки между Храмом Василия Блаженного и набережной Москвы-реки.

Так что ниша в правом углу Мавзолея смотрела навстречу человеческому потоку, «затягивая» в себя жизненные силы ничего не подозревающих людей. Если посмотреть на план Красной площади, то легко убедиться: сектор «захвата» ниши таков, что никто не может пройти мимо Мавзолея, не оказавшись в его «рабочей» зоне.

– Получается, что Мавзолей затягивал нейтрально заряженную человеческую энергию, наполнял ее определенной информацией и передавал обратно?

– Да. Горизонтальный шип в верхней части ниши, подобно углу стола, смотрел навстречу людскому морю. Расположенный поверх людских голов, этот шип служил излучателем – транслятором зомбирующих информационных программ. Управлял же процессом оператор, находящийся в (или на) Мавзолее.

– И кто, по вашему мнению, был этим загадочным оператором?

– Многочисленные фотодокументы доказывают, что во время большинства мероприятий на Красной площади над нишей чаще всего располагался Сталин.

– А как ситуация обстоит сегодня? Парады почти не проводятся, а современные руководители государства на официальных праздниках на усыпальницу вождя уже не поднимаются? Может, Мавзолей «уснул»?

– Может, и так, но смущают некоторые факты. Например, Мавзолей подозрительно часто ремонтируют. А после 1993 года в зоне захвата «ниши» разместили оппозиционную президентской власти (на тот момент) Государственную Думу, и… вскоре она стала вполне «послушной».

Так для чего же, все-таки нужно это "архитектурное излишество"?

PS. Статья. строго говоря, не совсем моя. Просто собрана из многих источников.