Материал по обществознанию (7 класс) на тему: анализ контрольных работ. Анализ диагностической контрольной работы по обществознанию в режиме статград

Анализ итоговой контрольной работы по обществознанию для 11 класса за 3 четверть 2015-2016 учебного года.

Цель работы : систематизация и контроль качества знаний обучающихся в курсе «Обществознание 11 класс».

Тесты в контрольной работе взяты из Открытого банка заданий на сайте ФИПИ.

Текст контрольной работы представлен в2-х вариантах. Каждый вариант состоит из 21 задания. Задания 1-12 предусматривают выбор одного ответа, 14,15 - содержат вопросы на приведение в соответствие понятий и их определений. Задание 16,17 –это задания на выбор нескольких ответов. Задание 13 предусматривает определение характера суждений, задания 18.1-18.4 –это работа с документом. В задании19 нужно поработать с круговой диаграммой для нахождения правильного высказывания из нескольких предложенных. Задание 20 направлено на формирование у обучающихся умения составлять предложения,раскрывающие суть понятия. В задании 21 необходимо высказать своё мнение по предложенному высказыванию, написать эссе.

В классе 24 учащихся.

Контрольную работу выполняли: 19 учащихся.

Из них выполнили

На «5» – 1 чел. (5%)

на «4» – 12 чел.(63%)

на «3» – 5чел.(27%)

на «2» – 1чел.(5%)

Качество знаний-68%

При выполнении тестовых заданий были допущены следующие ошибки:

–на умение выделить однозначный ответ (5 уч-ся), на умение выделить ответ методом отрицания (10 уч-ся), на умение выполнения задания по диаграмме(5 уч-ся),на знание понятий (12 уч-ся).При работе с заданиями по выбору из перечня нужных позиций ошибки допустили 12 учащихся.

–на умение определить характер суждений -7 учащихся

В заданиях по работе с текстом ошибки допустили: 18.1-16 обучающихся,18.2 -17 обучающихся,18.3 -6 обучающихся,18.4-3 обучающихся, но к заданию 18.3-5 обучающихся не приступили, к заданию 18.4 -13 обучающихся не приступили.

В задании22(написание эссе) ошибки были допущены 8 учащимися,3 обучающихся не приступили к выполнению задания.

Предполагаемые причины допущенных пробелов в знаниях:

1) Неустойчивое внимание на уроках.

2) Невнимательное прочтение задания и недостаточный анализ его условия.

3) Недостаточное усвоение материала.

4) Несистематическая подготовка домашних заданий.

5) Пропуски учащимися уроков.

Способы устранения ошибок:

1)Индивидуальная работа с учащимися.

2) Работа над ошибками совместно с учителем.

3) Подробный анализ и решение заданий, аналогичных заданиям контрольной работы.

4) Повторить теоретические сведения по всем разделам обществознания.

Учитель Жадовец Е.Н.

За 2014-15 уч. год

Итоговое повторение по материалу курса Обществознание в 9 классе

«5» - нет

«4» - 2 чел.

«3» - 6 чел.

«2» - чел.

Качество знаний – 75 %

Процент успеваемости – 100%

Анализ контрольных работ по обществознанию и истории

За 2014-15 уч. год

Обществознание в 11 классе

«5» -2 чел.

«4» -

«3» -

«2» -

Качество знаний – 100%

Процент успеваемости – 100%

Итоговое повторение по материалу курса истории России в 11 классе

«5» - 2 чел.

«4»

«3»

«2»

Качество знаний –100%

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки:


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 10 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 2 чел.

«5» - нет

«4» -1нет.

«3» - 1 чел.

«2» - нет

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, большинство учащихся слабо владеют обществоведческой терминологией и имеют недостаточные знания в области экономики. Трудности возникают и с распознаванием признаков понятий и их характерных черт.

работа по обществознанию была представлена в 1 варианте.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 10 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - 1 учащ.

«3» -1 чел.

«2» -нет.

Качество знаний – %

Процент успеваемости – 100 %


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 8 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 10 чел.

«5» - чел.

«4» - чел.

«3» - чел.

«2» - чел.

Качество знаний – %

Процент успеваемости – %

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, недостаточные знания понятийного аппарата по теме « Политика», трудности с анализом правовых ситуаций.


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 8 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 5 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний –40 %

Процент успеваемости – 90 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по истории России 17 – 18 веков, учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 7 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» -3 чел.

«4» -3 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: трудности с дачей точного определения понятиям, а также с формулировкой собственного суждения по темам « Человек» , « Труд».

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 7 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» -

«4» - 5 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -1 чел

Качество знаний – 42 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития Руси 10 16 веков.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ входного мониторинга по истории в 6 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» - 3чел

«4» - 4 чел

«3» - 1 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний – 78 %

Процент успеваемости – 89 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития стран Древнего мира.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольных работ по обществознанию в 9 классе

Количество учащихся, написавших работу – 12 чел.

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 8 чел.

«2» - 0 чел.

Качество знаний – 33,3 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки – наибольшие трудности связаны с

освоением темы « Политика» и « Экономика». Учащиеся не всегда умеют

иллюстрировать теоретические суждения.

Анализ контрольных работ по истории в 9 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу –7 чел.

«5» - 0 чел.

«4» - 2 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 0 чел.

Качество знаний –75%

Процент успеваемости – 100%

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольных работ по обществознанию в 11 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу – чел.

«5» - нет

«4» -2 чел.

«3» - нет

«2» - нет

Качество знаний – 100%

Процент успеваемости – 100%

работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольных работ по истории в 11 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - 2 чел.

«3» -нет.

«2» -нет.

Качество знаний –100 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: Высокая концентрация теоретического материала и дат неизбежно привели к трудностям их запоминания.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 10 классе

Количество учащихся, написавших работу – 2 чел.

«5» - нет

«4» -1нет.

«3» - 1 чел.

«2» - нет

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, большинство учащихся слабо владеют обществоведческой терминологией и имеют недостаточные знания в области экономики. Трудности возникают и с распознаванием признаков понятий и их характерных черт.

работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 10 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - нет.

«3» -2 чел..

«2» -нет.

Качество знаний –0 %

Процент успеваемости – 100 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по истории России 20 века.

работа по истории была представлена в 1 варианте.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по истории в 6 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –9 чел.

«5» - 3чел

«4» - 4 чел

«3» - 1 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний – 78 %

Процент успеваемости – 89 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития зарубежных стран в средние века и средневековой Руси.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 7 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 12 чел.

«5» -3 чел.

«4» -3 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: трудности с дачей точного определения понятиям, а также с формулировкой собственного суждения по темам « Человек и закон » ,

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 7 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –12 чел.

«5» -

«4» - 5 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -1 чел

Качество знаний – 42 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 8 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 10 чел.

«5» -1 чел.

«4» -5 чел.

«3» - 3 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 60 %

Процент успеваемости – 90 %

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, сфере экономики,недостаточные знания понятийного аппарата по теме « Политика», трудности с анализом правовых ситуаций.

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 8 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –10 чел.

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -нет.

Качество знаний –40 %

Процент успеваемости – 100 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по зарубежной истории и истории России, учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Сложности возникают с выявлением причинно – следственных связей. Учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности

Школьникам сложно давать ответы в развернутой письменной форме, сформулировать и аргументировать собственную позицию, выявлять причинно-следственные связи и закономерности;

Основные затруднения у учащихся возникли при работе с текстом. Они недостаточно владеют различными способами чтения (просмотровым, поисковым, прицельным); не умеют удерживать в памяти информационные фрагменты и соединять их в общую информационную картину; невнимательны к деталям, порой весьма значимым;

Ученики не умеют давать полную характеристику деятельности историческим личностям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

Однако результаты работ позволили сделать следующие позитивные выводы:

Учащиеся в целом умеют работать с историческими понятиями, понимают их смысл и значение;

Достаточно хорошо понимают общее содержание текста;

Ученики умеют составлять хронологические таблицы, сопоставляя при этом исторический материал;

В целом дают ответы на вопросы, привлекая дополнительные знания и личный опыт.


Модель диагностических КИМ ЕГЭ по обществознанию была преемственна с моделью 2014 г.

Диагностическая работа состоит из 3 частей, которые различаются по содержанию, уровню сложности и числу заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных; часть 2 включает в себя 8 заданий с кратким ответом; часть 3 содержит 9 заданий с развернутым ответом (ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме; задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки).

4 задания части 3 (С1-С4) объединены в составное задание с фрагментом текста и преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний, на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулировку и аргументацию оценочных суждений, связанных с положениями текста. Задание С5 выявляет уровень понимания и применения теоретических понятий в задан-ном контексте; С6 - задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни; С7 - задание-задача, требующая анализа представ-ленной информации, в том числе статистической и графической; С8 - задание, требующее составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. В каждом варианте КИМ задания С1-С8 представляют любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение). Завершает работу альтернативное задание (С9), требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из пяти, предлагаемых учащимся в виде афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением).

Задания различаются по характеру и уровню сложности. Задания повышенного и высокого уровней трудности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную, по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета учитывается при подборе источников информации, используемых в работе. Это, как правило, неадаптированный текст из публикаций научного, научно-популярного, социально-философского характера. Кроме того, для заданий на различение суждений, отражающих факты и оценочные высказывания, конструируется небольшое сообщение, по стилю приближенное к информационным сообщениям СМИ.

2. Основные результаты ДКР по обществознанию

В ДКР принимало участие 35 человек: 13 человек из МАОУ «СОШ №46», 7 человек из ГБОУ "СОШ №2", 14 человек из ГБОУ "СОШ №3", 1 человек - "Прокоп-Салдинская СОШ". Общий процент выполнения по школам - 51%.

Средний балл по 59-бальной шкале составил 16 балла (40 б. по 100-бальной шкале):

Наиболее общую картину итоговых показателей дает распределение участников экзамена по первичным и тестовым баллам. Смотри (результаты ДКР по обществознанию).

3. Анализ выполнения диагностической работы по объектам контроля

Среди заданий с выбором ответа более низкими показателями отличаются задания на оценку верности двух суждений. Такие показатели не случайны и соответствуют присвоенному этой категории заданий повышенному уровню сложности. При их выполнении учащимся приходится оперировать не отдельными понятиями и их признаками, а более сложными логическими единицами - суждениями. Каждое из двух приведенных в задании суждений следует рассмотреть с позиции их соответствия современным научным представлениям в области обществознания. Эти суждения связаны общим предметом рассмотрения, который указывается в условии.

Наиболее успешно задания части 1 выполняются применительно к социальной сфере жизни общества. Этот наиболее компактный и проработанный в учебниках раздел курса, очевидно, хорошо усваивается учащимися.

В разделе «Человек и общество» по-прежнему более низкие показатели приходятся на задания, связанные с проблемами познания.

Знания по экономическому разделу курса несколько улучшились по сравнению с результатами прошлых лет. В частности, учащиеся стали лучше справляться с заданием А8, представляющим информацию в графическом виде. Вместе с тем имеются пробелы в знаниях некоторых базовых экономических понятий, таких как «спрос», ВВП, «государственный бюджет».

В области политологии по-прежнему вызывает затруднение понятие «форма государства».

Сложными среди правовых вопросов остаются вопросы гражданства, правовых форм субъектов хозяйственной деятельности.

Обратимся к другим частям работы.

Рассмотрим эти показатели с точки зрения сформированности у выпускников отдельных умений и способов деятельности, поскольку выполнение каждого из этих заданий предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В1 направлено на умение выявлять структурные элементы с помощью схем и таблиц. Задание В4 предполагает выбор необходимой позиции из предложенного списка и направлено на выявление такого умения, как умение соотнести понятие и его признаки. наконец, задание В2 - на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне.

Сложным для учащихся является задание В6, предполагающее включение понятий и терминов в определенный смысловой контекст.

Приведенные данные показывают, что задания части 2 диагностической работы не являются, в принципе, непреодолимыми даже для выпускников с минимальной подготовкой. Так, более половины выпускников верно систематизировали понятия предложенного логического ряда и выбрали лишние (В2); большая часть учащихся смогли классифицировать по определенным основаниям несколько позиций в задании на установление соответствия (В3), преобразовать информацию о конкретном социальном объекте (В7).

Однако невысокий результат выполнения задания В6 свидетельствует об отсутствии системных знаний курса и низкой коммуникативной культуре выпускников. В целом, учащиеся, не набравшие минимального балла за это задание, не освоили ни одного из умений, проверяемых заданиями части 2 экзаменационной работы.

Задания части 3 проверяют наиболее сложные, как правило комплексные, умения и компетенции выпускников. Исключения составляют задания С1 и С2, предполагающие деятельность на воспроизводящем уровне.

Приведенные данные показывают, что с первыми двумя заданиями к фрагменту текста справляется подавляющее большинство участников экзамена. Следует отметить, что задания С1 и С2 работают на получение экзаменуемыми со слабой обществоведческой подготовкой минимального балла ЕГЭ, поскольку для их выполнения особенно важно владение общеучебными умениями, связанными с чтением и пониманием текста. При этом значительная часть выпускников со слабой подготовкой не освоила в полной мере и этих умений.

Результаты ДКР показали, что при выполнении заданий С1 и С2 возникают затруднения у некоторых выпускников с хорошей и отличной подготовкой. Интересно, что результаты выполнения задания С1, предполагающего поиск в тексте информации, представленной в явном виде, выпускниками с отличной подготовкой несколько ниже результатов выполнения задания С2, требующего некоторого преобразования информации текста. Возможно, этот факт свидетельствует о том, что в процессе обучения школьников этой группы особое внимание уделяется решению задач преобразующего и творческого характера в ущерб отработке ряда познавательных действий репродуктивного характера. В итоге, некоторые наиболее подготовленные выпускники затрудняются в извлечении из текста информации по заданным вопросам, но без проблем анализируют отдельные идеи текста с привлечением контекстных обществоведческих знаний.

Необходимо отметить и тот факт, что большинство учащиеся практически не приступали к выполнению части С, а, если и приступали, то выполнили лишь первые два задания.

Те учащиеся, которые выполняли задания С4, С5, С6 и С7 в целом с заданиями справились и продемонстрировали умение применять знания о характерных чертах социальных объектах и аргументировать собственную позицию, а также способность устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

К выполнению задания С8 приступили лишь 16 % учащихся. С составлением плана в той или иной мере справились двое выпускников, выполнявших это задание.

Составление плана по определенной теме предполагает владение комплексом знаний и умений: знаний круга основных понятий, положений, выводов по данному вопросу; умение вычленить основные аспекты темы, ее структурные компоненты, придать им форму лаконичных формулировок пунктов плана, отражающих суть вопроса; умение логически выстроить установленные структурные единицы, придать плану завершенную форму.

Анализ результатов ДКР показал, что выпускники нередко затрудняются в определении границ темы. С одной стороны, упускаются ее важные аспекты, с другой стороны, привлекаются позиции, не являющиеся для данной темы характерными. Нередко встречаются планы, по своей форме отвечающие структуре плана сложного типа, но по существу не раскрывающие вопроса.

Отдельно необходимо остановиться на выполнении задания С9. Это задание выполняли наиболее подготовленные учащиеся. Некоторые учащиеся не приступали к написанию обществоведческого эссе.

Экзаменующиеся выбирали самостоятельно, какую из пяти предложенных тем раскрывать в своём эссе.

Данные показывают, что востребованными являются темы по социальной психологии и социологии.

Такие приоритеты можно объяснить рядом причин. Прежде всего, знания по социологическим сюжетам относятся, как показывают результаты экзамена последних лет, к числу наиболее проработанных вопросов курса. По этому разделу курса выпускники часто демонстрируют более высокие результаты, чем по другим разделам. Причем это относится ко всем видам заданий. Темы по социальной психологии, затрагивающие проблемы межличностного взаимодействия, общения в группе и т.п., наиболее тесно связаны с личным социальным опытом учащихся. Поэтому фактический уровень аргументации здесь наиболее очевиден. Тема из этой области всегда может выручить в тех случаях, когда нет уверенности в успешном раскрытии других тем из числа предложенных.

4. Выводы

Проверка показала, что 51% участников ДКР владеют основным содержанием курса на уровне воспроизведения готовых знаний, распознавания существенных признаков ведущих понятий. Сформированы умения: извлекать информацию из неадаптированного источника; работать с понятийными рядами; восполнять недостающее звено в схеме; извлекать информацию из графических источников, статистических данных, представленных в табличной форме.

В то же время сложными познавательными умениями преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений и процессов по-прежнему овладевает лишь небольшое количество выпускников. А это как раз тот круг компетенций, который формируется на протяжении ряда лет полноценного изучения курса при широком использовании проблемно-познавательных и поисковых методов.

Диагностическая работа показала, что более половины учащихся не умеют правильно распределять время работы: ДКР проводилась в течение 3-х часов и часть учащихся не успела приступить к выполнению заданий повышенного уровня (С6-С9). А некоторые ученики вообще покинули аудиторию через 40 - 50 минут.

Исходя из результатов, можно сделать вывод о сформированности на различных уровнях общеучебных умений учащихся.

Так, на среднем уровне у выпускников сформированы такие знания и умения как:

  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и их признаков;
  • осуществлять поиск информации и интерпретировать ее без привлечения знаний курса;
  • называть термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту;
  • применять экономические знания, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка.
  • устанавливать соответствие между понятиями и их характеристиками/ примерами
  • осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  • осуществлять поиск социальной информации по определённой теме из оригинальных текстов;
  • систематизировать социальную информацию по определённой теме из оригинальных текстов;

Затруднения в первой части вызвали задания, направленные:

  • На выявление умения классифицировать социальную информацию;
  • Применение полученных при изучении курса знаний в ситуации анализа конкретных оценочных суждений;

На низком уровне у выпускников сформированы следующие умения:

  • Умение выбирать несколько позиций из списка;
  • умение применять знания о характерных чертах социальных объектах и аргументировать собственную позицию
  • Умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.
  • Умение представить материал обществоведческого курса в сжатом виде (С8).

Доля заданий, оказавшихся в зоне повышенной трудности к общему количеству заданий составила 15% .

Результаты ДКР показали недостаточную подготовку обучающихся к выполнению заданий, требующих иллюстрирования теоретических положений фактическим материалом, к написанию эссе. Необходимо акцентировать внимание обучающихся на различии теоретических рассуждений и фактического материала (разница между аргументацией и примерами). Теоретические рассуждения включают рассуждения абстрактного характера, выявляющие причинно-следственные и иерархические связи при обязательном использовании общенаучной и специальной терминологии.

Значимой проблемой при выполнении задания С9 является критерий, требующий обозначить несколько аспектов проблемы. Большая часть учащихся не могут рассмотреть обозначенную социальную проблему (ситуацию) с различных точек зрения. В этом отношении необходимо развивать умение учащихся, начиная с основной школы, рассматривать любую социальную проблему (ситуацию) с различных точек зрения (исторический-современный, положительный-отрицательный, с точки зрения различных социальных групп и т.д.).

В соответствии с представленным анализом результатов ДКР по обществознанию нужно внести коррективы в планы индивидуальной работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ, а также организовать работу по дополнительному изучению сложных разделов и формированию навыков письменной речи в рамках элективных и факультативных курсов обществознания.

При организации подготовки к итоговой аттестации необходимо в первую очередь использовать кодификатор и ориентировать учащихся на работу с критериями проверки, предложенных в демоверсии работы. Вся документация, регламентирующая содержание ЕГЭ по обществознанию, размещается на сайте ФИПИ.

Анализ составила:

Учитель обществознания I кв.категории Бармина Т.А

Анализ годовой контрольной работы по обществознанию в 8 классе.

Классы: 8 а, б, в, г, д; школа № 25.

УМК: Л.Н. Боголюбов

Количество выполнявших работу: 100 человек.

Успешность: 94 человека (94%)

Качество: 39 человек (39%)

ЗУНы справились справились частично не справились
1. Умеют ориентироваться в обществоведческих понятиях, называть основные признаки явлений. (А 1,2,4,5,6,8,9,11) 35,4% 64,6% 0%
2. Умеют анализировать различные высказывания (А 3,7,10,12) 18,5% 81,5% 0%
3. Умеют соотносить понятия и признаки (В) 42,7% 25,6% 25,7%
4. Умеют составлять план текста (С1) 72,1% 13,4% 14,5%
5. Умеют находить информацию в тексте и ее интерпретировать в контексте задания (С2,3) 38,7% 39,4% 21,9%
6. Умеют подбирать информацию из текста, характеризующую какое – либо обществоведческое явление, доказывать свою точку зрения (С 4,5) 26,8 % 45,3 % 27,9 %

Т.к. годовая контрольная работа, в отличие от промежуточных проверочных работ является не тематической, а межтематической, то и результаты ее несколько ниже.

Традиционно сложными заданиями являются те, которые проверяют умения анализировать различные высказывания. Эти задания сложны, поскольку требуют достаточно высокого уровня развития долговременной памяти и умений выделять логическую взаимосвязь явлений, процессов, событий. Социальный опыт не все могут применить решая задания С, если умение составлять план отрабатывается не только на уроках обществознания, то и показатель по проверке данного умения выше, чем по другим заданиям С.

На перспективу необходимо разработать подборку заданий направленных на формирование информационной компетенции, чаще включать на уроках работу с текстами.

Анализ входной контрольной работы по обществознанию в 9 классе.

УМК: Л.Н. Боголюбов
Цель: проверка ЗУНов, определение перспектив работы.

Количество выполнявших работу: 93 человека.

Успешность: 73 человека (78,5%)

Качество: 29 человек (31,2%)

Анализ по образовательным линиям:

ЗУНы справились справились частично не справились
1. Умеют ориентироваться в обществоведческих понятиях, называть основные признаки явлений. (А 2,5,7,8,9В2,3) 43,9% 56,1% 0%
2. Умеют анализировать различные высказывания (А 1,3,4,6,10) 25,5% 74,5% 0%
3. Умеют соотносить понятия и признаки (В1) 73,8% 20% 6,2%
4 . Умеют составлять план текста (С1) 53,7% 34,2% 12,1%
5. Умеют находить информацию в тексте и ее интерпретировать в контексте задания (С2) 32,9% 59,1% 8%
6. Умеют подбирать информацию из текста, характеризующую какое – либо обществоведческое явление, доказывать свою точку зрения (С 3) 30,4% 21,4% 48,2%

Проблемы и планирование работы.

Анализ входной работы показал, что определенные трудности у учеников вызывают задания на анализ различных высказываний и выделение среди них правильного, и задания на определение существенных признаков явлений и обществоведческих понятий, поэтому необходимо разработать систему заданий на дом и в классе по формированию данных умений. Необходимо включать в работу на уроках интерактивные приемы и методы (инсайт, кластеры, метод «шести шляп» и др.), направленные на развитие аналитических умений.

По-прежнему, сложности вызывает работа с текстами, если составление плана и нахождение информации в тексте решаемо для учащихся, то доказательная база отсутствует. Почти во всех работах отсутствует своя, четко сформулированная точка зрения на проблему. Необходимо рекомендовать ученикам чаще смотреть познавательные, научно-популярные программ по ТВ, читать прессу и классическую литературу.

Анализ годовой контрольной работы по обществознанию в 9 классе.

Классы: 9 а, б, в, г; школа № 25.

УМК: Л.Н. Боголюбов
Цель: проверка ЗУНов.

Количество выполнявших работу: 74 человека.

Успешность: 70 человек (94,6%)

Качество: 31 человек (41,9%)

Анализ по образовательным линиям:

ЗУНы справились справились частично не справились
1. Умеют ориентироваться в обществоведческих понятиях, называть основные признаки явлений. (А 1,2,3,4,8,9В1,3) 56,2% 43,8% 0%
2. Умеют анализировать различные высказывания (А 6,7) 48,7% 51,3% 0%
3. Умеют соотносить понятия и признаки (В2) 80% 18,7% 1,3%
4. Умеют находить информацию в тексте и ее интерпретировать в контексте задания (С2,3) 34,5% 56,8% 8,7%
5. Умеют подбирать информацию из текста, характеризующую какое – либо обществоведческое явление, доказывать свою точку зрения (С 4) 46,8% 29,1% 24,1%

Анализ входной работы показал, что определенные трудности у учеников вызывают задания на анализ различных высказываний и выделение среди них правильного, и задания на определение существенных признаков явлений и обществоведческих понятий, поэтому на уроках осуществлялась работа по формированию умений выделять главные и существенные признаки изучаемого объекта.
Процент выполнения этих заданий вырос.

Контрольная работа достаточно сложная, как и вся тема «Государство и право». Но, несмотря на сложность, такие контрольные работы проводить следует для того, чтобы ученики, ориентированные на поступление в профильный 10 класс представляли типологию и сложность тех заданий, которые могут использоваться в ГИА, в частности, особое внимание отведено вопросам, которые требуют умений применять теоретические знания при решении проблемных и ситуационных вопросов, привлекая свой жизненный опыт и информацию из различных источников информации.

Анализ показал, что необходимо на уроках включать как можно больше тестовых заданий, причем привлекая и проверяя не только знания по домашнему заданию, но и по предыдущим темам.

В прошлом году показатели по итоговому контролю были ниже, чем по входному, поэтому в этом учебном году была разработана система повторения, которая дала свои результаты – успешность выше, чем результаты входного контроля на 16,1 %; качество – на 10,7 %.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Анализ результатов репетиционной работы

по обществознанию в форме ЕГЭ в 11 классе

Дата проведения декабря 2016 год

Основной целью работы была оценка качества обществоведческой подготовки обучающихся 11 класса

Репетиционная работа состоит из одной части, которая различается по содержанию заданий. Всего 20 заданий с кратким выбором ответа. Ответом к заданиям является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр.

Содержание репетиционной работы отражало интегральный характер предмета. Все задания охватывали основные разделы курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектами проверки выступали: широкий спектр предметных умений и видов познавательной деятельности, знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, социальные качества личности и условия их формирования, важнейшие экономические явления и процессы, политика, право, социальные отношения, духовная жизнь общества.

Максимальный балл: 35б. Проходной балл: 19 б.

В репетиционной работе приняли участие 15 обучающихся из 18.

С работой справились:

5 ч. – от 25 до 32 б.

6ч. – от 19 до 22б.

4ч. – до 19 б.

Средний % выполнения заданий части 1 составил 33 %.

Не вызывают серьезных затруднений вопросы 3,5,6,8,9,12, 15,16, 18 - 75% уч-ся,а имеются затруднения по вопросам 1,2,4,7,10,11,13, 14, 17,20 -50% уч-ся.

Исходя из работы можно сделать вывод:

1. У обучающихся сформированы умения распознавать признаки понятий, характерные черты формы познания, работа с таблицами и диаграммами, установление соответствия терминов и их определений, выделение из общего.

2. Значительно слабее сформированы умения называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту.

2. Следует особое внимание уделить отдельным элементам содержания курса, показатели по которым оказались ниже средних, а также проработать методические вопросы обучения отдельным видам деятельности, востребованных заданиями.

Учитель: Т. Н. Чаликова

Анализ пробного ЕГЭ по обществознанию (школьный уровень)

учащихся 11 класса.

26 декабря 2014 года проводился пробный ЕГЭ по обществознанию. Из 3 учащихся 11 класса экзамен выбрали и выполнили 3 учащихся.

Основной целью экзамена была оценка качества обществоведческой подготовки выпускников средней (полной) школы.
Содержание экзаменационной работы отражало интегральный характер предмета. Все задания охватывали основные разделы курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектами проверки выступали: широкий спектр предметных умений и видов познавательной деятельности, знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, социальные качества личности и условия их формирования, важнейшие экономические явления и процессы, политика, право, социальные отношения, духовная жизнь общества.
Пробная экзаменационная работа состояла из двух частей, которые различались по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Общее количество заданий – 36. Часть 1 содержит 27 заданий с выбором ответа. Часть П содержит 9 заданий с развернутым ответом. Эти задания требовали полного ответа (дать объяснение, обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы составлял 62 балла.

Содержательная область контрольно-измерительных материалов включала пять блоков: человек и общество; экономика; социальные отношения; политика; право. Содержание пробной экзаменационной работы соответствовало требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников 11 классов.

Пробная экзаменационная работа по обществознанию была представлена в одном варианте.
На выполнение всей работы отводилось 3 часа 55 минут (235 минут).


Все учащиеся хорошо справились с выполнением заданий 1 части. Два ученика справились с комплексом заданий части 2 (28-31) - работа с текстом; с атрибуцией документа, разъяснением сущности характеризуемой в источнике проблемы, выявлением позиций автора, определением примеров, приводимых в тексте, отличительных черт, признаков.

Наибольшее затруднение вызвало задание 36-на выявление причин и свойств социальных явлений, процессов – в них учащиеся не смогли представить собственные точки зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

При выполнении пробного экзамена учащиеся показали следующие результаты:

Ф.И.ученика

Количество баллов 1 часть

Максимум: результат

Количество баллов 2 часть

Максимум результат

Итого баллов

Кагарев Р.

35 б. 31 б.

27 б. 12 б.

43 б.

Ларичев В.

35б. 29 б.

27 б. 4 б.

23 б.

Султанов Т.

35 б. 35 б.

27 б. 12 б.

47 б.

1.Продолжить работу по подготовке учащихся 11 класса к единому государственному экзамену, учитывая ошибки, допущенные участниками при выполнении заданий.

2.Обратить внимание на оформление ответов в части 2 , которые не должны стать поводом снижения результатов и потере баллов за правильный ответ из-за заполнения бланка.

3.Нацелить учащихся в части 1 заполнять все ответы.

4.Учить их рационально распределять время при выполнении работы. 5.Донести до них, что работа должна быть оформлена аккуратно, написана

разборчивым почерком.

6.Шире использовать методики проблемного обучения, новые

технологии.

7.Учить детей сопоставлять, сравнивать суждения о социальных явлениях, выявлять признаки, систематизировать факты, понятия, извлекать информацию из источника.

8.Обратить внимание учащихся на выполнение заданий 36 , т.к. многие учащиеся не смогли представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни и личный опыт.

Задания первой части экзаменационной работы с выбором ответа направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Вторая часть работы (задания с кратким ответом) проверяет умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем, соотносить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты и мнения, идентифицировать термины и понятия в предлагаемом контексте.

Экзаменационная работа состоит из одной части, которые различается по содержанию заданий. Всего 20 заданий с кратким выбором ответа. Ответом к заданиям является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. На выполнение отводится 2 часа 10 минут (130 минут).

Задания части 1 проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.

ФИО