Мать и отец: какая разница? Уважайте их на людях и в уединении.

Отец и мать

Ф. М. Достоевский родился в Москве 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье главного врача Марьинской больницы в Москве. В этой семье было восемь человек детей, но одна девочка умерла ещё младенцем. Отец Достоевского Михаил Андреевич пятнадцатилетним мальчиком попал в Москву, здесь окончил медицинскую академию, участвовал в Отечественной войне 1812 года.

Это был человек тяжелого нрава, вспыльчивый, подозрительный и угрюмый. На него находили припадки болезненной тоски; жестокость и чувствительность, набожность и скопидомство уживались в нем.

Он доходил до патологических преувеличений в своих обидах и фантазиях. Он был способен обвинить жену в неверности на седьмом месяце её беременности и мучительно пережить свои сомнения. Почти такой же болезненный характер носили и вспышки его гнева.

Мать Достоевского - Мария Федоровна происходила из купеческого рода Нечаевых.

У матери Ф. Достоевского была «веселость природного характера», ум и энергия. Хотя она полностью признавала авторитет главы семьи, но сама не была пассивной и безгласной. Она любила своего мужа настоящей горячей и глубокой любовью.

Ее письма к нему дышат и наивной преданностью, и большим поэтическим настроением: для мало образованной женщины тридцатых годов прошлого столетия она писала письма исключительно хорошо, с тем литературным даром, который передала детям.

Мягкая, добрая и нежная, она в то же время отличалась и практичностью, и вела хозяйство и в городе и деревне крепкой рукой. Внешность её отличалась женственностью и хрупкостью: её здоровье было ослаблено частыми родами.

У неё открылся туберкулез, она много болела, проводила целые дни в постели, и дети подходили к её кровати и целовали тонкую руку с синими прожилками.

На всю жизнь мальчик Федор, будущий писатель, запомнил болезнь матери - и в его сознании любовь и жалость, женское и увядающее слилось в безраздельном, волнующем и трогательном единстве.

В 1837 году мать Достоевского умерла от чахотки. После смерти жены отец писателя вышел в отставку и поселился в своем небольшом имении в Тульской губернии, имении, состоявшем из двух деревень - Даровое и Черемашня.

Здесь он стал пьянствовать, развратничать и истязать крестьян. Один крестьянин села Даровое - Макаров, помнивший отца Достоевского, отзывался о нем так:

«Зверь был человек. Душа у него была темная - вот что… Барин был строгий, неладный господин, а барыня была душевная. Он с ней нехорошо жил, бил её. Крестьян порол ни за что».

В 1839 году крестьяне убили отца. Младший брат писателя Андрей рассказал в своих воспоминаниях:

«Отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильной грубостью и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: „Ребята, карачун ему“. И с этими возгласами крестьяне в числе 15 человек накинулись на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним».

Когда умерла его мать, Ф. Достоевскому ещё не было 16 лет, когда убили его отца, ему было 18 лет.

В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, отец внушал им почтение и страх, и ходили они по струнке, не допускались никакие фривольности. О женщинах разрешалось говорить лишь в стихах. Никаких флиртов и явных увлечений у братьев Достоевских в отрочестве быть не могло: их никуда не пускали одних, без провожатых, карманных денег им не давали. Развлечений дома было мало, и все они носили невинный характер.

Сестры, которые были моложе Федора, и крестьянские девочки летом - вот то женское общество, какое находил вокруг себя подросток до 16 лет. Его первые эротические ощущения были, конечно, связаны с этими детскими воспоминаниями - и это впоследствии нашло отражение в его жизни и творчестве. Во всяком случае, Достоевский-писатель обнаружил повышенный интерес к маленьким девочкам, вывел их в нескольких романах и повестях, а тема растления малолетней неотступно привлекала его: недаром он посвятил ей потрясающие страницы в «Униженных и оскорбленных», «Преступлении и наказании» и «Бесах».

После смерти матери отец отвез Михаила (старшего брата) и Федора в Петербург и поместил их в Инженерное военное училище. Из монастырского затворничества дружной семьи Федор попал в бюрократическую атмосферу закрытого учебного заведения: новичков или «рябцов», как их называли, цукали и истязали воспитанники старших классов. Сверстники встретили молодого Федора Достоевского насмешками: он был замкнут и робок, у него не было ни манер, ни денег, ни знатного имени.

В 1838 году Достоевский был худощав, угловат, одежда сидела на нем мешком, и хотя в нем ощущалась доброта, вид и манеры его были угрюмы и сдержанны. Он был нелюдим, держался особняком, порою бывал смешным и, вероятно, показался неоперившимся птенцом всем этим дворянским сынкам, которые в семнадцать лет уже познали тайны любви в объятиях крепостных девок или петербургских проституток. Федор же мог гораздо лучше рассуждать о Пушкине, которого он боготворил (после смерти поэта он попросил у отца разрешения носить траур), о Шиллере, об исторических героях, чем о женщинах. Только два-три приятеля знали, что, несмотря на внешнюю вялость и холодность, он был горячим, порывистым юношей, порою резким на язык. Уже и тогда отличался он восторженным идеализмом и повышенной, болезненной впечатлительностью. Он избегал ходить в гости, не умел держать себя на людях и страшно смущался в женском обществе. В начале 1840 года он упал в обморок, когда на вечере у Вьелгорских его представили известной в те годы красавице Сенявиной. Обморок этот носил характер нервного припадка.

Смерть отца произвела потрясающее впечатление на Федора. Его ошеломили все обстоятельства этого страшного конца, в котором соединились и разврат, и пьянство, и насилие, и элементы тайны, и ряд загадочных бытовых деталей. Все эти факты и переживания так глубоко запечатлелись в его памяти, что через сорок лет он использовал их в «Братьях Карамазовых», обрисовывая портрет старика Карамазова. Его самый глубокий и сложный роман - «Братья Карамазовы» - построен вокруг темы отцеубийства, и все творчество Достоевского посвящено вопросам о преступлении и наказании в самых различных видах.

Поведение отца в Даровом и его любовные похождения были той психологической основой, на которой вырос образ сладострастного старика Карамазова. Вопрос об отношениях отца и сына составляет одну из главных тем «Подростка», и взаимоотношения между родителями и детьми входят в завязку «Неточки Незвановой», «Униженных и оскорбленных», отчасти «Идиота» и ряда других произведений.

Частые недомогания Достоевского в молодости были проявлениями острого невроза, а не действительными припадками.

Формирование личности Достоевского происходило в молодые годы тяжело и болезненно, порою мучительно. Ряд факторов поддерживал и нервозность, и впечатлительность, и патологическую мнительность юноши. То, что было ему внушено воспитанием, привычки замкнутого и чинного уклада, созданного набожным отцом и хлопотливой его женой, уклада нисколько не идиллического, но стройного и ясного, разрушились от соприкосновения и с новой петербургской действительностью, и со страстями, вдруг доказавшими непрочность семейных устоев. Смерть матери, алкоголизм отца, его любовницы, ненависть крестьян, убийство и обман, продажность чиновников, лицемерие окружающих - все это были тревожные вести о пугающем ином мире. А тут ещё приходилось жить в военном училище, терпеть несправедливость и противоречия чуждой среды. Сирота без помощи и опоры, в 18 лет лишившийся семьи, одинокий и мнительный, он жестоко страдал от контраста между честным и суровым кругом детства и новой казенной и бездушной обстановкой. То, что его волновало и интересовало, не находило отклика в Инженерном училище. Он мечтал о творчестве, литературе и свободе: в жизни ждало его злобное высокомерие сверстников и глупость и тупость начальников. Порою восторг пробуждавшейся мысли, острота новых впечатлений и размах мечтаний так захватывали его, что предстоящая карьера превращалась в кошмар. «У меня есть прожект сделаться сумасшедшим», - поверяет он брату Михаилу свою тайну. «Сделаться сумасшедшим» - то есть предохранить себя от того, чтобы к нему приставали люди с их практическими требованиями, жизненными правилами, условностями и стандартами, остаться свободным и независимым за оградой мнимого безумия. В 18 лет он пишет пророческие слова:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Из книги Крупская автора Кунецкая Людмила Ивановна

ОТЕЦ И МАТЬ Длинные гулкие коридоры кадетского корпуса кажутся бесконечными двум маленьким мальчикам, недавно приехавшим в Петербург из далекой Казанской губернии. Братья Крупские, да и сопровождающий их дядя чувствуют себя неуверенно в огромной приемной начальника

Из книги Эйзенштейн автора Шкловский Виктор Борисович

Дед, отец, мать и бабка Иван Иванович Конецкий родом был из Тихвина.Город Тихвин стоит при речке Тихвинке; было в нем тогда два монастыря, 1120 домов, из них 47 каменных, все тихо, если не праздник. С пристани города Тихвина отправлялось в год по 150 судов, не считая

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

ГЛАВА 4. НАШ ОТЕЦ И ЕГО ДЕТИЩЕ – МУЗЕЙ. НАША МАТЬ. ДВА ЖЕНСКИХ ПОРТРЕТА. ДЕДУШКА И ТЬО Отец наш – профессор Московского университета – читал там и на Высших женских курсах историю изящных искусств. Он был много лет директором Румянцевского музея и основал Московский Музей

Из книги Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения автора Енко Т.

Отец и мать Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье главного врача Марьинской больницы в Москве. В этой семье было восемь человек детей, но одна девочка умерла еще младенцем. Отец Достоевского – Михаил Андреевич пятнадцатилетним

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

МАТЬ И ОТЕЦ Когда 9 октября 1901 г. мои родители поженились, заголовки в прессе говорили об этом событии как о союзе двух наиболее влиятельных семей Америки: сына и наследника Джона Д. Рокфеллера и дочери Нельсона Олдрича, лидера республиканского большинства в Сенате США и,

Из книги Не утоливший жажды (об Андрее Тарковском) автора Гордон Александр Витальевич

«Зеркало»: мать и отец Мы жили в Игнатьеве в общем восемь лет, в разные годы, когда растили и сына, и дочь. На месте, где стоял хутор Горчаковых, собирали землянику, ползали под кустами. Штаны на коленках становились красно-зелеными от ягод и травы…Но в лето 1973 года, когда в

Из книги Наталья Гончарова автора Старк Вадим Петрович

Отец и мать Наталья Гончарова была в семье Николая Афанасьевича Гончарова и Натальи Ивановны, урожденной Загряжской, пятым ребенком. В записи о ее рождении, сделанной дедом Николаем Афанасьевичем, значится, что крестным отцом был Загряжский, без указания имени и

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

1. Дедушки и бабушки. Отец и мать. Первые годы жизни Для того чтобы история ранних лет моей жизни была понятна как следует, мне необходимо начать с дедушек и бабушек, потому что именно в них и находятся истинные корни всего, что произошло впоследствии, несмотря на то что

Из книги Гончаров без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Отец Александр Иванович и мать Авдотья Матвеевна Александр Николаевич Гончаров:Об отце его известно мне очень мало. Говорили, что он был человек ненормальный, меланхолик, часто заговаривался, был очень благочестив и слыл «старовером». Занимался он хлебной торговлей и,

Из книги От Алари до Вьетнама автора Вампилов Базыр Николаевич

Отец и мать Мой отец был не похож на других бурят. Он был высокого роста, волосы его были черны как смоль, а когда он смеялся, на смуглом лице сверкали белоснежные зубы.Мы унаследовали от отца не только любовь к книге и родному краю, но и большой оптимизм, доброе отношение к

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Отец и мать Джордж Сорос (George Soros, имя при рождении – Дьёрдь Шварц) родился 12 августа 1930 года в Будапеште в еврейской семье. Его отец Тивадар Шварц, талантливый и энергичный человек, работал адвокатом. Дьёрдь восхищался смелостью отца, который в 1914 году ушел на фронт,

Из книги Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие автора Оболенский Игорь Викторович

Мария Миронова (жена Александра Менакера и мать Андрея Миронова) Мать. «Я прожила жизнь хорошо» ИЗ ДОСЬЕ: «Мария Владимировна Миронова - актриса, народная артистка Советского Союза. Выступала на эстраде в дуэте со своим мужем, актером Александром Менакером. Дебютировала

Из книги Лев в тени Льва. История любви и ненависти автора Басинский Павел Валерьевич

Отец, сын, мать Воспоминания Льва Львовича о приезде с женой в Ясную Поляну в сентябре 1896 года расходятся с впечатлениями других участников этого события, включая саму Дору. Как пишет ее сын Павел, «мама? нашла, что все, а особенно “старик”-свекор – очень милые и приятные

Из книги Наперекор Сталину автора Ротшильд Ги де

Мой отец и моя мать Мой отец, Эдуард де Ротшильд, был на шестнадцать лет старше моей матери. Высокий, стройный, с тонкими правильными чертами лица, с орлиным профилем, он отличался какой-то особой, лишь ему присущей элегантностью. И это не относилось только к его одежде, хотя

Из книги Повесть о моей жизни автора Кудрявцев Федор Григорьевич

Отец и мать Вдали от больших городов, в стороне от железной дороги и от крупных сел, в глухом уголке Ярославской губернии, тесно прижавшись друг к другу, почти смыкаясь своими концами и околицами, стояло, да стоит и теперь, несколько небольших деревень и село. Село

Из книги Людмила Гурченко. Я – Актриса! автора Бенуа Софья

Глава 2. Мать – из дворян, отец – из батраков Симпатичная егоза Людочка появилась в Харькове в семье Марка Гавриловича Гурченко (1898-1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917-1999). По некоторым источникам, отец будущей примадонны советского кино – урождённый

Пожалуй, нас больше не удивляет, что мужчины присутствуют при родах, встают по ночам к плачущему младенцу, меняют ему памперсы, кормят из бутылочки, купают, а когда ребенок подрастает, рассказывают ему сказки на ночь, проверяют уроки и ходят с ним по врачам. Современная семья непохожа на ту, в которой росли мы сами, не говоря уж о наших родителях, бабушках и дедушках. Распределение ролей стало более гибким. Женщины погружены в работу не меньше, а порой и больше мужчин, но это не единственная причина, почему их мужья стали активней заниматься детьми. Многим современным отцам хочется не просто продолжить свой род, но и быть ближе к детям, построить с ними доверительные, эмоциональные отношения.

Такое впечатление, что пора пересматривать функции матери и отца, особенно их роль в психическом развитии ребенка. Да, столетие назад, когда модель патриархальной семьи была еще незыблемой, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд имел все основания четко разделить материнские и отцовские функции. И сегодня в психоанализе мать отождествляется с объединением, именно она «ответственна» за душевное равновесие ребенка. Отец же воплощает закон. Благодаря ему ребенок отделяется от матери и учится правилам жизни в обществе, среди других людей. Но теперь, когда многие отцы включаются в уход с первых дней жизни ребенка, а многие матери растят детей одни (а значит, берут на себя и отцовские функции), – справедливо ли предложенное Фрейдом разделение ролей? Занимает ли отец по-прежнему особенное место?

Между властителем и приятелем

Разумеется, и сейчас отнюдь не все отцы готовы сойти с пьедестала. Авторитарный отец, как и в прежние времена, отдает приказы, диктует домочадцам свои правила, запрещает и разрешает, никогда не объясняя своих мотивов. Однако таким отцам сейчас нелегко – они вступают в противоречие с нашим временем. Хотя бы потому, что в обществе утвердилась новая концепция воспитания: она обязывает родителей считаться с желаниями ребенка и уважать его индивидуальность. «Существуют общественные организации, которые пытаются отстаивать традиционные роли в семье: отец – хозяин и добытчик, мать – хранительница очага, – комментирует семейный психотерапевт Варвара Сидорова. – Но их воинственная риторика говорит о том, что на самом деле они пытаются отрицать реальность».

Другая крайность: отцы – приятели своих детей, которые общаются с ними на равных, как бы игнорируя разницу поколений. Они всегда готовы отвлечь ребенка от уроков или мытья посуды, чтобы поразвлечься. А вот воспитание – не их забота.

Если для отцов-традиционалистов иерархия в семье – главное, то для отцов-приятелей ее не существует вовсе. «Такое отсутствие дистанции не идет ребенку на пользу ребенку, – подчеркивает психоаналитический психотерапевт Светлана Федорова. –Взрослые и дети принципиально неравны, и для ребенка очень важно принять связанные с этим ограничения». Разница поколений и принятие ограничений – эти понятия фундаментальные для воспитания. «На них строится способность уважать других людей, признавать различия между ними и стремиться к чему-то большему, – продолжает Светлана Федорова. – Но если отец сам не знает личных границ, он не может дать представление о них ребенку».

У авторитарных отцов и отцов-приятелей есть одна общая черта – «они воспринимают отцовскую роль однобоко, – считает психоаналитик Патрик Авран (Patrick Avrane). – Они не умеют быть гибкими, проявлять себя по-разному, сочетать разные качества – твердость, нежность, юмор, умение воспитывать, передавать ценности, играть». Когда отец не чувствует себя «на своем месте», это сказывается на отношениях в паре. Если мужчина ведет себя как начальник, женщина чувствует, что он отрицает ее роль в семье, а ей еще и приходится защищать ребенка от произвола. Если же муж не напоминает о правилах, то женщина живет с ощущением, что в ее семье – одни дети, которые плохо себя ведут. «А ребенок тем временем не знает, на кого из родителей опереться, кого слушаться, чью сторону занять в конфликтах», – заключает Патрик Авран.

«Я слишком хорошо знаю, как важна семья для человека»

«Когда родилась Маша, мне было уже 42. Честно говоря, эйфории я не испытал. Скорее растерялся – надо было что-то делать с этим маленьким существом, которому в первые дни больше нужна мама, чем папа… У меня было непростое детство. Рано умерла мама, отец (Леонид Леонидов – артист Ленинградского театра комедии. – Прим. ред.) остался со мной один. Потом в нашем доме появилась женщина, отношения с которой у меня не сложились совсем. Какое-то время я жил в интернате, потом с отцом. Он то брал меня с собой в театр, то какие-то тетушки за мной ухаживали, то я был сам по себе. Дикорастущий ребенок. И только когда мне исполнилось одиннадцать, отец женился на женщине, которая смогла заменить мне мать. Поэтому я слишком хорошо знаю, насколько важна семья для человека. Сейчас Маше десять, Лене шесть. Я стараюсь дать им как можно больше тепла. С удовольствием наблюдаю, как они играют. Охотно отвлекусь от дел, если у них есть ко мне что-то важное. Сейчас учу Леньку плавать… А вообще живем без капризов и истерик. Не могу сказать, что мы как-то особенно занимаемся воспитанием, все происходит само собой. Гармония и любовь в семье – это и есть лучшее воспитание».

Записала Елена Губайдуллина

Смешение ролей

Как же отцу занять свое законное место в доме, не превращаясь ни в тирана, ни в кидалта? Ведь отцам в любом случае предъявляют претензии: они слишком навязчивы или слишком дистантны, слишком властные или слишком слабые, незрелые или косные. От них все время требуют соответствовать высокому идеалу отца – героя, защитника и спасителя. Каждый мужчина вынужден сравнивать себя с этим недостижимым идеалом и неизбежно испытывать разочарование. Несмотря на это, сегодня мы видим «новых отцов», которые пытаются если не быть идеальными, то по крайней мере избежать крайностей. СМИ и киноиндустрия одновременно пропагандируют «новое отцовство» и посмеиваются над ним, и это естественно: всякая новая тенденция в культуре воспринимается общественным мнением неоднозначно, пока не утвердится окончательно. В западных странах уже никого не удивляет, когда отцы берут отпуск по уходу за новорожденным. Один из лидеров в этом смысле Швеция, где таких отцов 90%*. В России «декретный отпуск» для мужчин еще редкость, но это, может быть, единственный показатель, по которому наши «новые отцы» сильно отстают от западных. Что же отличает «новых отцов»? Дело не только в том, что теперь они включаются в заботы о ребенке, едва он появился на свет. «Отцы сегодня не боятся проявлять теплые чувства, быть более мягкими, нежными, ласковыми, – говорит Светлана Федорова. – Ведь в каждом мужчине есть не только мужская, но и женская часть личности, в каждом живет внутренний ребенок. А с кем, как не с детьми, можно расслабиться и позволить себе быть собой?»

Кроме того, все чаще главным инструментом отцовского воспитания становится не приказ, а договор. Но это приводит к тому, что в определенном смысле роли отца и матери размываются. «Все чаще родители делят между собой авторитет и эмоции, – констатирует семейный психотерапевт. – Не только отец ухаживает за ребенком, но и мама устанавливает правила и границы. Если раньше вопросы жизни детей вне дома решал главным образом отец, то сейчас точно так же их может решать и мать».

Равные, но разные

Получается, мы перешли от резкого разграничения ролей к их полному смешению? Так что же, в наши дни отец может целиком заменить мать (как и мать отца)? Не слишком ли далеко завела нас идея равенства?

«Не стоит путать социальные роли матери и отца и их символические функции», – предостерегает Светлана Федорова. Мужчина и женщина действительно равны, когда речь идет об их месте в обществе, они одинаково способны выполнять одну и ту же работу, в том числе ухаживать за ребенком, заботиться и воспитывать его. Другое дело – символическое значение «мужского» и «женского» в бессознательном ребенка. Здесь различение необходимо – от этого зависит формирование идентичности ребенка и его психическое здоровье.

В этом смысле отец столь же незаменим, как и прежде. «В первые месяцы жизни ребенок неразрывно связан с матерью. И часто мать испытывает соблазн сохранить этот симбиоз, – рассказывает Светлана Федорова. – Но младенец растет, и ему необходимо иметь свободное, не симбиотическое психическое пространство для развития. Поэтому так важна фигура третьего – отца. Он встает между матерью и ребенком и тем самым создает для ребенка это пространство развития».

Разбивая диаду мать–дитя, отец устанавливает запрет на инцест – фундаментальный для человечества закон, который навсегда запечатлевается в бессознательном ребенка. Он усваивает, что не все его желания могут быть удовлетворены, в частности – желание вернуться в материнское лоно. Таким образом отец становится для ребенка символом запрета. Отец вообще, согласно психоаналитической концепции, помогает ребенку принять ограничения, которые необходимо усвоить на пути взросления: отказ от материнской груди в пользу разнообразного питания, отказ от материнских рук в пользу самостоятельной ходьбы, отказ от семейного очага в пользу детского сада, школы и, шире, – жизни в обществе. Другими словами, помогает ребенку стать самостоятельным человеком, который может жить среди других людей.

Оставаться мужчиной

Как же «новым отцам» не превратиться во вторую мать, сохранить свою отцовскую роль, столь важную для воспитания? Совместима ли она с мягкостью, добротой, нежностью, заботливостью?

Наши эксперты уверены: вопрос не в том, что мы делаем, а в том, как мы воспринимаем себя и своего партнера. «Главное, чтобы путаницы ролей не было в голове у родителей, – предупреждает Варвара Сидорова. – Ведь ребенок перенимает их взгляд на вещи». Ребенку необходимо расти в атмосфере взаимного уважения родителей, когда они поддерживают друг друга. «Ведь если папа считает, что справляется с ребенком лучше матери и даже может заменить ее, он тем самым обесценивает мать, – подчеркивает Светлана Федорова. – И наоборот, если мать говорит: «Отец ни на что не годен, я могу вырастить ребенка и без него», она обесценивает отца».

В общем, путь к отцовству – это путь к зрелости. И он всегда уникален. «Каждому отцу придется искать свой, органичный только для него путь, чтобы проявить себя таким, какой он есть, – говорит Светлана Федорова. – Искать, преодолевая внутренние преграды, конфликты и страхи». Отцам предстоит принять, что их роль постоянно меняется. Что они всегда будут несовершенны, но именно это поможет им искать свою дорогу. Что традиционная модель семьи больше не работает, а преуспеть на всех фронтах – в воспитании, в работе, в обществе – в любом случае непростая задача. Что у них впереди возрастные кризисы и чувство вины, которое может осложнить их отношения с детьми. Но что дети готовы многое им простить и со многим примириться, лишь бы отец оставался отцом».

Почему важны отцы?

Отец – глава семьи, ролевая модель, источник запретов... Но это не все: 6 научных открытий меняют привычный взгляд на родительство*.

  • Отцовские и материнские гены по-разному проявляют себя в эмбрионе. Материнские ограничивают питание ребенка в утробе, защищая мать. Отцовские же, наоборот, требуют извлекать максимум питательных веществ и энергии из организма матери, даже в ущерб ее здоровью.
  • Когда во время беременности рядом с женщиной есть мужчина, дети реже рождаются недоношенными.
  • Дети отцов, страдавших тяжелой формой послеродовой депрессии, в 8 раз чаще, чем другие дети, имеют проблемы с поведением и почти в 40 раз – в общении.
  • Если отцы уделяют мало внимания детям, в будущем те чаще обнаруживают агрессивное поведение.
  • В развитии речи отцы играют более важную роль, чем матери. Проводя с детьми меньше времени, чем матери, отцы используют больше разных слов и тем самым обогащают лексический запас ребенка.
  • Девочки, выросшие без отца, раньше достигают половой зрелости и чаще беременеют в подростковом возрасте. Одна из гипотез утверждает, что бессознательное дочери воспринимает отсутствие отца как сигнал: мужчины не остаются с женщинами надолго, поэтому ей нужно быстро находить партнеров. Г. Ч.

* Подробнее об этих исследованиях в книге П. Реберна «Отцы имеют значение?» (P. Raeburn «Do Fathers Matter?», Scientific American / Farrar, Straus and Giroux, 2014).

В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26 ). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям - отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17 )? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью - ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51 ). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27 ).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. - Р.М. ) преданием вашим (то есть человеческим. - Р.М. )» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13 ). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «...Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит...» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери...»

Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит - любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «...Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33 ). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы - «отрешиться от всего». В контексте слово «все» - это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти - то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте - и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то - на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час...

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие - это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет... Настоящая любовь не может поступать иначе.

Святые - канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой - ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто - надо попробовать быть христианином. Ведь христианство - это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство - это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ ,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку - домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан - спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте - отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать - это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным... Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам - самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая - спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Священник Игорь ФОМИН
клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми...

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом - что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж - профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее... Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь - «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.