Мастер-класс "«Способы и приемы создания образов воображения. Способы создания образов творческого воображения

  • I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  • III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  • 1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

    2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

    3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

    4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Митрофанушки, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.



    5. Типизация это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

    6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.

    7. Перемещение это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

    8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и ее сестры Тани. Точно так же слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.



    Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

    2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

    3. Что дает человеку знание основных законов памяти?

    4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

    5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

    6. Какая информация передается в долговременную память?

    7. Перечислите основные процессы памяти.

    8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

    9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

    10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

    11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

    12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

    13. В чем специфика словесно-логического мышления?

    14. В чем отличие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

    15. В чем специфика творческого воображения?

    16. Назовите виды воссоздающего воображения.

    17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

    18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

    19. Как можно использовать аналогию и перемещение при понимании других людей?

    20. Каковы особенности памяти у детей?

    21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание 1

    Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:

    § врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

    § экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

    § свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

    § ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

    § режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

    Задание 2

    Как вы объясните описанные факты?

    § Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти и роль была забыта им совершенно.

    § В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор – синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет».

    Задание 3

    § Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

    § Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

    § Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

    § Художник разрабатывает проект оформления актового зала.

    § Ребенок слушает сказку «Три поросенка».

    Задание 4

    Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

    Задание 5

    Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

    § Раскройка портнихой деталей будущего платья.

    § Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

    § Проектирование дизайнером интерьера помещения.

    § Решение студентом задачи по теоретической механике.

    § Собирание ребенком сооружения из игрового конструктора.

    § Составление архитектором будущего плана постройки.

    Задание 6

    Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?

    § Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

    § Составить предложение из данного набора слов.

    § Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

    § Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

    Дубровина И.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения // Практическая психология и логопедия. - №4 (33). – 2008. – С.46-49

    В образах воображения всегда есть черты различных образов, известных чело­веку. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

    Комбинирование - сочета­ние отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

    Но комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Например, у А. С. Пушкина:

    У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый. Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

    Частный случай комбинирования - агглютинация (от лат. аggluttnare - приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, например кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет. Это сказочный образ - не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела оправданно. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - изобрели самолет. В технике это аэросани, танк-амфибия и т. д.

    С помощью комбинирования свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки.

    «Бином» - значит «состоящий из двух частей». Для бинома берутся два слова. Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...».

    Дж. Родари сравнивает сочетания «конь - пес» и «шкаф - пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - вто­рое сочетание. «Это, - пишет Дж. Родари, - открытие, изобретение, стимул». Это и есть «бином фантазии».

    Акцентирование - подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто поль­зуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувели­чивая, заостряя отдельные черты персонажей.

    Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

    а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

    б) гиперболизация - преувеличение или миниатюризация - преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

    Преувеличение и утрирова­ние отдельных черт часто используются в сказках, художественных произведениях. Например, у любопытного Буратино длинный нос. Очень большой нос и у героя пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Этот нос во многом определяет характер героя. Вот что по этому по­воду говорит один из персонажей:

    «А нос! Не только он велик,

    Он прямо ненормален!..

    Натура Сирано недаром так горда,

    И нос с гасконской гордо­стью он носит;

    Но каждый, увидав тот нос, невольно спросит:

    «Когда ж его он снимает?» Господа!

    Его он не снимает никогда».

    Эти приемы очень широко используются в самых разных видах деятельности человека. Напри­мер, в технике с помощью миниатюризации создали микросхемы, без которых невозможны были бы многие современные приборы.

    Противопоставление - это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. У изобретателей этот прием называется «сделай наоборот». Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему веле­нию» - печка начинает ездить. Можно сделать вредное полезным. При ангине, например, нельзя есть ничего холодного. Но иногда больным ангиной специально дают мороженое. Можно превратить постоянные признаки предмета во временные и наоборот.

    Существует знаменитая задача, которую психологи предлагали многим людям. Придумал ее психолог К. Дункер. Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую - гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.

    Лишь немногие из тех, кому предлагалась эта задача, смогли ее решить, да и то только после подсказки экспериментатора.

    В чем трудность этой задачи? Обычно на одну чашу весов сразу ставят предмет, который надо взве­сить, и больше его не трогают, а все внимание сосредоточивается на другой чаше весов, куда кладут разные предметы - их называют разновесы - для того, чтобы чашки весов выровнялись. Эти разно­весы добавляют, убирают, меняют. Так и действовали большинство из тех, кто участвовал в этих опытах. И мало кто догадался," что здесь требуется «действие наоборот» - совершить действие над предметом, который взвешивается. Проще говоря, зажечь свечу, которая будет сгорать, и ее вес уменьшится.

    Прием «все наоборот» использован в пылесосе. Обычно пылесос всасывает воздух, а вместе с ним и пыль. Но в некоторых моделях предусмотрена операция, которая позволяет пылесосу, наоборот, выдувать воздух. Такие пылесосы используют для окраски стен и потолков.

    Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

    Этот механизм часто используется при создании литературных образов - на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. М. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо.

    Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.


    Похожая информация.


    Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

    Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

    Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

    Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

    Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

    В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



    Виды воображения

    При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

    Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

    Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

    В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

    Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

    Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

    Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

    1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

    2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



    3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

    Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

    Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

    Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

    Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

    Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

    К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

    Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

    Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

    Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

    Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

    Литература

    1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

    2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

    3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

    4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

    5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

    6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

    7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

    8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

    9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

    10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

    План-задание для самостоятельной работы

    1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

    2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

    3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

    4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

    Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

    Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае?»

    Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

    5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

    ” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

    ” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

    ” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

    ” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

    Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

    6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

    Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

    Городской дом

    Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

    Небольшой низкий дом

    Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

    Замок

    Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

    Просторный сельский дом

    Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

    Двери

    Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

    Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

    Трубы

    Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

    Сделайте выводы из проделанной работы.

    7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

    В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

    Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

    «... старый старичок

    Худой, как зайцы зимние,

    Весь бел, и шапка белая,

    Высокая, с околышем

    Из красного сукна,

    Нос клювом, как у ястреба,

    Усы седые, длинные

    И – разные глаза:

    Один, здоровый – светится,

    А левый – мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!

    (Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

    Виды образов воображения

    1. Образы предметов и явлений, на данный момент не наблюдаемых, но принципиально доступных для восприятия (существовали в прошлом, известные по описаниям).

    2. Образы объектам, наблюдаемых в силу ограниченности органов чувств, но фиксированные приборами (радиация, магнитное поле).

    3. Образы объектов, которые должны быть созданы человеком или возникнуть в процессе развития (план дома, прогноз).

    4. Образы объектов, не существовали, не существуют и не возможны в будущем (сказочные герои).

    Образы воображения возникают как новый синтез элементов, выделенных в известных предметах и явлениях. При создании образов воображения используется ряд психологических средств. Наиболее известные из них следующие.

    Гиперболизация - преувеличение или уменьшение объектов и их свойств (ковер-самолет, великан, лилипут, гномы).

    Акцентирование - преувеличение отдельных частей с целью вызвать к ним внимание (в карикатурах, шаржах).

    Дополнение - к образу определенного предмета добавляются элементы других в необычном сочетании (модернизация техники).

    Агглютинация - сочетание элементов разных образов (русалка, кентавр, экскаватор).

    Реконструкция - по части образа достраивается целостная структура (работа реставраторов, археологов).

    Типизация - выражение общих признаков группы объектов в конкретном образе (герои художественной литературы Иван Чипка - гиблое сила).

    Символика - предоставление образа дополнительное значение, не следует из его внешних признаков (голубь - символ мира, символы в украинских вышиванках).

    Аллегория - предоставление образа скрытого значения (в баснях действуют звери, а читатель имеет в виду людей).

    Аналогия - моделирование новых образов на основе их сходства с реально существующими. Например, бионика проектирует технику с использованием принципов функционирования живых организмов ("электронный глаз", локатор).

    4. Виды и индивидуальное своеобразие воображения

    Виды воображения выделяют по нескольким критериям.

    По характеру цели деятельности

    По новизной результатов деятельности

    Между продуктивной и репродуктивной воображением нет резкой границы, творческая включая репродуктивные элементы и - наоборот.

    Художественная. Ее образы чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.). Оказывается в работе над произведениями искусства, позволяет художникам подробно и четко видеть воплощаемые ими явления, события. И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану", признавался, что у него голова идет кругом от их шума. Г. Флобер почувствовал привкус яда в тот момент, когда описывал самоубийство героини романа «Мадам Бовари».

    Техническая. Преобладают образы пространственных отношений, геометрических фигур и построений. Фиксируются в виде чертежей, схем, рисунков, на основе которых создается новая техника - изобретения.

    Научная. Оказывается в научном поиске и открытиях. Предусматривает организацию эксперимента, постановку гипотез, обобщения, учета системы фактов, способность менять взгляд на нее, видеть ее в различных ракурсах.

    По мотивирующей силой

    По связи с действительностью

    Люди различаются характеристиками воображения - такими, как яркость, содержательность, широта, оригинальность, легкость образования. Описание индивидуальных особенностей воображения дается как оценка превосходящих видов воображения.

    Индивидуальные особенности воображения зависят, как от физиологических, так и от личностных факторов. К физиологическим входит тип высшей нервной деятельности, преимущество первой или второй сигнальной системы. К личностным - профессиональный фактор, зависимость от образования, предшествующего опыта.

    “Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта”?.

    Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой .

    Виды воображения. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все, же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  • Функции воображения:

    • Образное представление действительности.
    • Регулирование эмоциональных состояний.
    • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
    • Формирование внутреннего плана действий.

    Способы создания образов воображения.

    Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

    Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

    Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

    Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

    Отсюда следует важный педагогический вывод: созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

    В настоящее время становится очевидным, что развитие воображения младших школьников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

    Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте.

    Продукт творческого воображения можно оценивать по двум параметрам: по его оригинальности и его значению. Креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать по избитому пути); предсказательности мышления (проникновение в неизвестное); беглость мысли (беглость речи) и т.д.

    Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение - это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.

    Воображение создает образы на основе представлений, полученных восприятием в процессе чувственного опыта и хранящихся в памяти. Представление - обобщенный образ предмета, явления, необходимый компонент речевого отражения окружающего мира. За каждым существующим представлением, образом закрепляется слово. Слово - один из инструментов общения, происходящего посредством речевой деятельности. Следовательно, воображение связано с речью, создание новых образов требует поиска слов для их обозначения.

    Взаимосвязь воображения и речи в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Основополагающей является идея Л.С. Выготского о том, что воображение позволяет овладеть человеческой речью - самым тонким орудием передачи человеческой мысли.

    Речевая деятельность осуществляется по законам языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык состоят в сложном единстве. Речь, осуществляясь по правилам языка, изменяет и совершенствует язык. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, по мнению А.И.Сорокиной, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка.

    При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

    Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности.

    Связная речь, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

    Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

    У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

    Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.

    Начинается работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого).

    • Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.
    • Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.
    • Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

    Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения - это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

    Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Е. И. Тихеева, признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает учителей от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда - необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого.

    Кого сначала вызывать для пересказа - детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает логопед (учитель). Выбор зависит от трудности текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно сначала вызвать более слабых.

    Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия.

    На уроке учитель может использовать ряд приемов, помогающих активизировать воображение школьников.

    Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным).

    Игры и задания:

    Помоги колобку

    Цель : развитие познавательного воображения, творческого мышления, памяти, речи; определение последовательности событий.

    Материал : карточки с сюжетом из сказки “Колобок” (изготавливаются из двух книжек-малышек - по карточке на каждый сюжет).

    Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

    Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

    “Путешествие на теплоходе”

    Цель : развитие воображения и связной речи.

    Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по определенному руслу.

    Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

    Цели : формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

    Запасы на зиму

    Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на неё гриб. Грибы на ветках высохнут.

    А когда придёт зима...

    Работа над предполагаемым окончанием рассказа

    Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? (Выпадет снег. Он укутает землю пушистым одеялом.)

    Чем питается белочка зимой? Чем кормит своих бельчат? (Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле орешки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и подкрепляться сушёными грибами. Так и проживёт холодную зиму.)

    Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Ребята...

    После грозы

    Черная туча скрылась за лесом. Солнечные лучи блестят в каплях дождя. Теплый ветерок дует в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Ребята...

    Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...

    Птичка и кот

    Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево...

    Про зайца

    Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую травку. Вдруг из-за куста выскочила лиса...

    Необходимо придумать продолжение рассказа, которое оценивается по следующим критериям:

    Законченность,

    Яркость и оригинальность образов,

    Необычность поворота и сюжета,

    Неожиданность концовки.

    Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

    Цели : формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

    Алёша и уточка

    Крылышко подживало.

    Составление плана рассказа. Определение последовательности частей рассказа.

    В какое время года началась история про Алёшу и уточку? Составьте об этом несколько предложений.

    Наступила осень. Стояли тёплые деньки. Ярко светило солнышко.

    Предложите первый пункт плана. (Осень.)

    Затем Алёша пошёл на пруд. Что он хотел там срезать? Составьте об этом несколько предложений.

    Учитель попросил Алёшу сходить на пруд и срезать для урока природоведения камыш. В субботний день мальчик отправился на пруд. Он быстро дошёл до него. Увидел заросли камышей и вытащил ножик.

    Предложите второй пункт плана. (Алёша идёт на пруд.)

    Что услышал и увидел Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

    Вдруг мальчик услышал громкое кряканье. С кочки на кочку с трудом перебиралась худенькая, маленькая дикая уточка. У неё было перебито крыло.

    Предложите третий пункт плана. (Уточка с перебитым крылышком.)

    Какое решение принял Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

    Алёше стало жалко уточку. Впереди зима, она может погибнуть. Он решил забрать её домой и вылечить.

    Предложите четвёртый пункт плана. (Решение Алёши.)

    Что он сделал дома? Как ухаживал за птичкой? Составьте об этом несколько предложений.

    Дома Алёша перевязал уточке крылышко и накормил её. Уточка быстро поправилась, стала понемногу летать по комнате. Крылышко поджило.

    Предложите пятый пункт плана. (Уточка выздоравливает.)

    Прочитайте в письме конец рассказа.

    Всю зиму прожила дикая уточка у Алёши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алёша выпустил её на волю.

    Предложите шестой пункт плана? (Алёша выпускает уточку на волю.)

    Образец плана записи в тетради:

    Алёша и уточка.

    1. Осень.
    2. Алёша идёт на пруд.
    3. Уточка с перебитым крылышком.
    4. Решение Алёши.
    5. Уточка выздоравливает.
    6. Алёша выпускает уточку на волю.

    Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

    Цели : формировать умения определять и рассказывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

    Чтение середины рассказа на доске

    По дороге из школы. Дима думал о случившемся. Когда пришёл домой, он быстро спрятал свой дневник.

    Подумайте, что могло произойти и Димой в школе?

    Подумайте, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям?

    Определение темы текста, последовательности частей текста. Составление плана рассказа.

    Сколько красных строк в этом рассказе? (Три.) Значит, сколько в этом рассказе частей? (Три части.)

    Какая часть рассказа нам дана, известна? (Вторая.) Какие части нам необходимо восстанавливать, придумать? (Первую и третью части.)

    Предложите название рассказа.

    Как вы думаете, о чём первая часть рассказа? (О том, что произошло с Димой в школе.) Что могло произойти в школе?

    Предложите первый пункт плана текста. (В школе./ Двойка./ Замечание.)

    Прочитайте вторую часть рассказа. Предложите второй пункт плана текста. (Дима спрятал дневник.)

    Расскажите, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям.

    Предложите третий пункт плана. (Мама узнаёт о двойке (замечании).)

    Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Дима? Объясните.

    Образец плана:

    ... (название)

    1. В школе./ Двойка./ Замечание.
    2. Дима спрятал дневник.
    3. Мама узнаёт о двойке (замечании).

    Прослушать рассказ. Придумать аналогичный.

    У Маши день рождения

    У Маши день рождения зимой. В этот день к Маше приходят ее друзья: Лена, Коля, Сережа и Саша. Все они приносят Маше подарки. Кто принес книгу, кто игрушку, а другие приносят разные сладости.

    Машина мама печет пирог.

    Машина мама печет сладкий пирог. Пирог украсят свечами. Сколько Маше лет, столько и свечей. Все вместе дети задувают свечи, а потом пьют чай с пирогом.

    Детям весело в гостях у Маши.

    Дежурные

    Рита и Валера сегодня пришли в детский сад раньше всех. Они сегодня дежурные. Много работы у дежурных. Надо полить цветы, покормить попугая и белку. Помочь тете Вале накрыть на стол. Рита аккуратно расставляет тарелки, а Валера раскладывает ложки. Надо все сосчитать, чтобы всем хватило. А когда собираются все дети, у дежурных все в порядке.

    Вывод . Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования.

    Список литературы.

    1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 182с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
    2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М.,Воронеж: Изд-во ин-та практ.псих.,НПО "Модэк",1996.-392с.
    3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
    4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
    5. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения”/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.-256с.
    6. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. - М: АРКТИ, 2003. - 24 с. (Библиотека практикующего логопеда).
    7. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.:Дельта,1998.-208с:ил.
    8. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
    9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.
    10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.
    11. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006
    12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., с.7
    13. Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи / Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П.-2-е изд. - М.:Аркти,1997.-131с.:ил.-(Б-ка практикующего логопеда).