Мастер гарнитура из 12 стульев 5 букв.

10 выбрали

...Десять стульев из дворца. Ореховые.

Эпохи Александра Второго. В полном порядке.

Работа мебельной мастерской Гамбса.

И.Ильф и Е.Петров. «Двенадцать стульев»

«Гостиный гарнитур... Обитый английским ситцем в цветочек… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…» Или «двенадцать ореховых стульев фабрики Гамбса» из гарнитура генеральши Поповой. Помните? Разумеется, помните – как и многие поколения читателей, а затем и телезрителей.




Благодаря Ильфу, Петрову и придуманной ими истории о зашитых в стул сокровищах о творениях мастера Гамбса слышали даже те, кого совершенно не интересует старинная мебель.

А тем, кого она интересует, есть куда податься – гамбсовская мебель хранится во многих музейных собраниях (начиная с Эрмитажа) и украшает интерьеры различных дворцов и усадеб.



Кстати, информация для москвичей и гостей столицы: в Историческом музее работает очень любопытная выставка, которая так и называется «Гамбсова мебель».


Именно она вдохновила меня на эту статью, но вместо ставшей привычной в моем исполнении экскурсии по залам я хочу предложить вам познакомиться с творчеством мастера Гамбса и его наследников в целом.

История «гамбсовых мебелей» в России началась еще в конце XVIII века, когда в 1790 году молодой амбициозный ученик знаменитого мебельного мастера из Пруссии Давида Рёнтгена приехал в Санкт-Петербург. Его звали Генрих Даниэль Гамбс, и он прибыл в молодую столицу вместе со своим учителем и комплектом мебели, изготовленным по заказу императорской семьи. Приехал – и остался, грамотно оценив обстановку мебельного рынка Северной Пальмиры.

В бурно развивающемся городе, где особняки росли как грибы после дождя, а денег на их обстановку никто не жалел (нужно же было соответствовать!), мебельных мастеров катастрофически не хватало. Так что, Генрих Гамбс оказался в нужном месте и в нужное время, обладая, к тому же, нужными талантами. Молодой мастер был не только достойным учеником поставщика королевских дворов Европы, в совершенстве овладевшим секретами и тонкостями мебельного ремесла, но и прекрасным коммерсантом. Он сумел найти деньги, убедив австрийского купца Отта стать сооснователем мебельной фирмы «Отт и Гамбс», и высокородных заказчиков в лице членов императорской семьи.

Вскоре нарядные бюро, шкафы, столики, каминные экраны и комоды красного дерева, украшенные золоченой бронзой, слоновой костью, вышивками и камеями появились в Михайловском замке, Зимнем дворце и загородных царских резиденциях.

Так что, гамбсовские «стулья из дворца» - вовсе не преувеличение. Были там и стулья, и кресла, и даже банкетки.

Чуть позже появились и необычные стулья в неоготическом стиле, который активно завоевывал позиции в модных интерьерах.

Но Генрих Гамбс обставлял не только императорские резиденции – его мебель, известную своим качеством, можно было увидеть во многих богатых домах Санкт-Петербурга. Комплект или даже один предмет мебели от Гамбса считался прекрасным подарком – например, на свадьбу или новоселье. Кстати, впоследствии интерьер можно было дополнять другими предметами мебели, отлично сочетающимися друг с другом. Мебель из красного дерева с позолоченными латунными накладками во французском стиле «жакоб» с легкой руки мастера Гамбса стала очень популярной в России.

Яркой новинкой для русских заказчиков стало использование в мебели вставок из стекла. Техника росписи цветного стекла с зеркальной амальгамой называлась «эгломизе» и была изобретена во Франции. Но в Европе в этой технике исполняли лишь мелкие вставки для табакерок или шкатулок, а Гамбс применил ее в крупных предметах интерьера.

Генрих Гамбс связал свою жизнь с Санкт-Петербургом навсегда – он принял российское подданство и получил звание придворного, нет, не мебельщика, а механика! Почему механика? Благодаря всяким скрытым в мебели механизмам и «секретам»: потайным ящичкам, замаскированным нишам, встроенным часам и музыкальным шкатулкам, и прочим хитростям. Подобные штучки считались в те времена очень модными.

Вскоре Гамбс стал единоличным владельцем фирмы, расширил ее, привлекая к работе сыновей, и построил для своей семьи дом на Итальянской улице. Любопытно, что сейчас именно на этой улице стоит памятник, пусть косвенно, но связанный с деятельностью Гамбса:

Даже не знаю, случайность ли это?

«Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая похвала была бы излишня», - так писали о Генрихе Гамбсе современники. Его мебель служила образцом для подражания, а сам мастер был настоящим законодателем мебельной моды на протяжении нескольких десятилетий.

При сыновьях и внуках Генриха Гамбса слава фирмы не померкла. Они по-прежнему изготовляли мебель для дворцов, принимали участие в восстановлении императорских интерьеров после пожара и даже добились почетнейшего звания «Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств». Но в то же время мастера стали изготавливать и более дешевую мебель для повседневных нужд, а не для парадных покоев.

Как фамилия мастера, который сделал 12 стульев из романа Ильфа и Петрова?

    К чести своей сказать я тоже навскидку вспомнил)))) надо перечитать – замечательная книга.

    Мастер Гамбс. Очень известный мебельщик. Помню в одном из стульев в романе была найдена табличка с текстом Этим стулом мастер Гамбс начинает новую партию стульев. Кажется этот стул был вскрыт на теплоходе Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым. Помню еще, что придушенным голосом Бендер сказал кажется, есть….

    В Петербурге еще в 18 веке начал производство мастер-мебельщик из Пруссии. Его звали Генрих Даниэль Гамбс. Дело продолжили его потомки, мебель Гамбса была известна и популярна, из-за своей наджности и красоты.

    Стулья сделал уже давно покойный Генрих Гамбс.

    Гамбс являлся мебельным мастером.

    Родом он был из Пруссии.

    Работал в Санкт-Петербурге, в котором открыл мебельный магазин и продавал свою популярную мебель.

    Великий мебельный мастер Генрих Гамбс умер в том же Санкт-Петербурге в 1831 году от холеры.

    данный мастер носил фамилию Гамбс Генрих Даниэль. историческое лицо, известный мастер мебели. родом из Пруссии. мебель данного мастера фигурирует в произведения Пушкина и Тургенева. работал Гамбс в Санкт-Петербурге. где у него был мебельный магазин.

    этим полукреслом мастерЪ ГамбсЪ начинаетЪ новую партию мебели. 1865. таковы были слова выгравированные на медной табличке, найденной в одном из стульев компаньонами.

    Мастера-мебельщики по фамилии Гамбс действительно существовали в России. С конца 18 века в России начал работать Генрих Гамбс – немецкий мастер. В 1810 году ему было пожаловано звание придворного мебельщика. С 1828 года мебельную фирму возглавил сын – П. Г. Гамбс. Именно при нем с 60-х годов 19 века фирма начала изготавливать гарнитуры, похожие на тот, что был описан в книге. Мебель Гамбса высоко ценилась в России. Подобные стулья изготавливались из ореха и обшивались кожей, штофом или ситцем.

Оригинал взят у kazanocheka в Клады. Часть 2. 12 стульев от Гамбса

«Двенадцать стульев» — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7); в том же году издан отдельной книгой.
В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой.



Разворот первого журнального издания, художник М. Черемных

История, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи». Но поиск мифических (или реальных?) бриллиантов затянулся вот уже почти на 90 лет. И хотя сюжет, да и сам текст практически выучен на зубок, однако же оскомины роман не набил, и читатели, вслед за бывшим уездным предводителем дворянства, а теперь просто Кисой Воробъяниновым и самим Остапом Бендером, сбились в поисках клада,так опрометчиво спрятанного в стуле.
Да не простом, а в комплекте из 12 гамбсовких, дворцовых стульев.

— Ипполит, — повторила теща, — помните вы наш гостиный гарнитюр?

— Какой? — спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
— Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...

— Ах, это в моем доме?

— Да, в Старгороде...

— Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская ... А почему вы вспомнили?

Но Клавдия Ивановна не смогла ответить. Лицо ее медленно стало покрываться купоросным цветом. Захватило почему-то дух и у Ипполита Матвеевича. Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

— В сиденье стула я зашила свои бриллианты.


Гостиный гарнитур, состоящий из девяти предметов мебели Г. Гамбса и два кресла, мебель находилась в гостиной императрицы Марии Александровны в старом Ливадийском дворце.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс. Это была лучшая мебель в то время, а следовательно и ужасно дорогая. Компания Генриха Гамбса занималась меблировкой комнат в Царском Селе, выполняла заказы Павла Первого, реставрировала мебельные гарнитуры в Эрмитаже. Многие из работ Гамбса того времени, выполненные по рисункам В. Бренны и А. Воронихина, украшали царские дворцы _ и до сих пор их можно видеть, например, в Павловске. Это подлинные шедевры мебельного искусства.

Стулья и кресла от Гамбса

Стулья в стилем «жакоб», очень характерном для Гамбса — мебель из красного дерева с латунными накладками.


Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели


Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.

Генрих Даниэль Гамбс (1764 _ 1831) приехал в Петербург из прусского городка Нейвид в 1795 году _ вероятно, наслышавшись о пышном дворе императрицы Екатерины II. Явился он с весьма ограниченными средствами, а посему не стал терять времени и оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под # 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены".


На Итальянской улице уже успели воздвигнуть Монумент, изображающий Остапа Бендера рядом с объектом его вожделений - гамбсовским полукреслом. Изделие мастера Гамбса действительно могло появиться на свет на этой петербургской улице - только не в здании, возле которого поставили монумент, а немного дальше, в доме # 17. Именно здесь некогда размещались фабрика и магазин знаменитого мебельщика, а впоследствии и его сына.



Стол в Павловском дворце

Спустя полтора десятка лет слава мастера достигла расцвета: он удостоился звания придворного механика, и ему разрешено было разыгрывать изделия своего ремесла в лотерею. Вот одно из газетных объявлений тех лет: "С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

Выигрыши можно видеть ежедневно...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш _ Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою".

Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Тайников не было только в стульях...


Мебель Гамбса отличалась «эгломизе» (eglomise) — расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) — для бюро, столиков и часов. Эта техника изобретена во Франции, но использовалась только для вставок в табакерки, шкатулки и прочие мелкие вещи;



Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.

После смерти Генриха мебельное производство унаследовали сыновья: Петр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины 19 века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

А в том, что она была таковой, лишний раз убеждают слова И. Пушкарева, автора книги "Описание Санкт-Петербурга", вышедшей через несколько лет после смерти мастера. В главе о мелкой промышленности он пишет: "Из множества мебельных мастеров прежде первенствовал над всеми покойный Гамбс, ...отличный художник в этом роде, и мебели его славились красотою и прочностию".

Увы, Петеру не удалось поддержать былое реноме. Уже через пару десятилетий фабрика Гамбса, очевидно, не выдержав растущей конкуренции, прекратила существование. Подробностей об этом времени сохранилось немного; известно лишь, что именно в те годы дом на Итальянской был перестроен _ по проекту начинающего архитектора Г. Боссе. Возведенное тогда зодчим двухэтажное здание на высоких подвалах (третий этаж надстроили в конце ХIХ века) во многом сохранил свой наружный облик до наших дней.


Ну а медная дощечка, которую обнаружили Остап Бендер и Киса Воробьянинов в недрах одного из 12 стульев ("Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели, 1865 г. Санкт-Петербург") является чистейшим анахронизмом: до 1865 года предприятие Гамбса просто не дожило. Впрочем, это ничуть не вредит художественным достоинствам романа: писатели имеют право на вымысел!

Интерес публики к экспонатам музея мебельного мастерства, куда компаньоны приходят в поисках стульев, был одной из социальных примет 1920-х годов: в этот период многие бывшие дворянские усадьбы преобразовались в постоянно действующие выставки. Первый мебельный музей, коллекция которого была представлена в том числе и работами Гамбса, размещался в Александрийском дворце.



выставка «Гамбсова мебель» в Государственном Историческом музее

И в наше время предметы легендарной гамбссовской мебели являются музейными экспонатами, ведь продукция фирмы Генриха Даниеля Гамбсса тала не только общепризнанным примером отличного качества и высокого вкуса, но и в определенной степени частью русской культуры и повседневной жизни



Санкт-Петербург. Мастерская Г. Гамбса. По проекту К. И. Росси. 1820-е. Царское село


Санкт-Петербургские Ведомости No 89(2479), 19 мая 2001