Маргиналы и социальная структура современного российского общества. Социальная роль маргиналов

Описание.

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным).

Выдержка из работы.

Социальная роль маргиналов

Контрольная работа

На тему:

«Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры»

Волгоград 2004

Введение

1. Понятие «маргинальность»

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского

общества

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности,

периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным

общностям (национальным, классовым, культурным).

Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:

Находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и

Испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Маргинал, просто говоря,- «промежуточный» человек. Маргинальность

(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие,

обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между

какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на

его психику.

Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек,

пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не

рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура

еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей,

причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические,

социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную

общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем

установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от

установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и

приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с

новой средой.

В отличии от «классической» возможна и обратная последовательность

маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса,

человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется.

Ведь деклассирование - понятие прежде всего социально-психологическое, хотя

и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не

является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы

пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет

психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет

безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников

интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак?

Прежде всего- в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести.

Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при

отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо

Скорее он откажется работать вообще! Физическая невозможность халтурить

отличает кадрового рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и

интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна.

В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании

социальной структуры общества.

1. Понятие «маргинальность»

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии.

Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и

использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной

ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной

принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего

вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности

служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней

средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и

ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или

промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип

маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не

рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно

преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения

новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что

состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется

надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского,

результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е.

последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также

учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые,

закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах

мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее

движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В

обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и

масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах

переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие

годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений

внутри общества.

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо

учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском,

накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин

существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может

быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О

естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам

экономического, социального или культурного характера, в силу которых во

всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся

элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает

само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом,

стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно

схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может

быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а

маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным

явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной

устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит,

как правило, в результате сознательно проводимой властью политики

искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное,

дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже

миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась

осознанная политика маргинализации в отношении политических противников

режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и

ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в

послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых

сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие

группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели

аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930

по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как

тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и

призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение –

аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким

образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе

колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим

элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже

экономических проблем (создание системы принудительного труда).

К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно

к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых

рассматриваются проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой

половины ХХ века. Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с

экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему

принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и

важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского

общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах

процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым

сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества,

если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки

традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая

социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более

архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди

отечественных обществоведов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций

1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском

обличии.

В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные

рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого слоя.

Восленский прямо утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного

общества и номенклатура сама по сути является маргинальной группой.

Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),

анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также

приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и

сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер

изменений социальной структуры невозможно.

И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном

преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий

государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть

дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества

обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о

насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и

оригинальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей

рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской

политикой. В частности, ею уделено особое внимание осуществлению сталинским

режимом социальной политики насильственного переструктурирования общества

путем использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных

групп к разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения

социальной структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает

несоответствие марксистских доктринальных установок о классовом характере

общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую

систему отношений.

В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует отметить

появление первых исследовательских работ, посвященных "лишенцам" (А.

Добкин, М. Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н.

Ивницкий, В. Данилов и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г.

...

Похожие работы:

Диссертация

Стремилова, Ольга Владимировна

Ученая cтепень:

Кандидат социологических наук

Место защиты диссертации:

Хабаровск

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Социальная структура, социальные институты и процессы

Количество cтраниц:

Глава 1. Маргинальность как социальное явление: теоретико-методологические аспекты.

1.1. Понятие маргинальность: история возникновения.

1.2. Маргинальность в американской и европейской традиции.

1.3. Взгляд на проблему маргинальное™ в отечественной социологической литературе.

1.4. Маргинальная структура российского общества.

Глава 2. Мигранты как маргинальный слой в социальной структуре Хабаровского края.

2.1. Мигранты как фактор формирования маргинального социума на Дальнем Востоке.

2.2. Маргинальное пространство Хабаровского края.

2.3. Отношение к мигрантам со стороны местного сообщества как один из факторов сохранения состояния маргинальное™.

2.4. Маргинальная ситуация и конструктивные формы выхода из состояния маргинальное™.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Маргинальные слои в социальной структуре российского общества"

Актуальность темы исследования.

Перемены, сопровождающие изменение устоявшихся традиций и ценностей привели к резкому изменению социальных ролей и статусов огромного количества людей. Усилилась необходимость точной самоидентификации собственного бытия человека по многим позициям в рамках социума. Лишившись привычных ролей и функций, социальные группы и отдельные индивиды попали в состояние неопределенности, промежуточности. В социологической литературе это трактуется понятием маргинальности.

В центре нашего внимания - исследование поведения мигрантов как маргинального слоя.

Самой злободневной и актуальной проблемой, возникшей в связи с маргинализацией, явилась проблема адаптации в новой среде для мигрантов. Маргинальный статус мигрантов обуславливается тем, что переезд в Россию позволяет снять культурную маргинал ьность (осуществляется смена социального окружения, люди становятся «типичными » по своим этническим характеристикам и образу жизни), однако, теряя важнейшие ресурсы, они переходят в ситуацию структурной маргинальности. Значительная нисходящая мобильность, неопределенный правовой статус, недостаток ресурсов для жизнеобеспечения, невозможность применить профессиональные знания и опыт также создают маргинальность промежуточности, переходности, трансформации базового социального статуса.

Помимо объективных факторов, характеризующих современную общественную ситуацию, актуальность темы обусловлена потребностью в разработке новых теоретических моделей, которые позволили бы изучать и объяснять практические проблемы современного этапа общественного развития Хабаровского края. Это в значительной степени сориентировало наше исследование относительно его содержания и направленности. Интенсивные процессы маргинализации, характерные для Хабаровского края, наряду с общероссийскими факторами обусловлены еще и рядом региональных факторов: исторически сложившимися активным переселением, колонизацией и пенитенциарными процессами на Дальнем Востоке. В связи с этим население Хабаровского края формировалось в прошлом и пополняется в настоящее время за счет маргинальных социальных элементов - беженцев, мигрантов, сезонных рабочих, вынужденных переселенцев и т.п.

Процессы миграции в Хабаровском крае, с одной стороны, обостряют проблемы занятости, с другой стороны, актуализируют проблему безработицы. Притом, что наиболее образованные активные и твердостоящие кадры покидают Дальний Восток, переезжая на запад страны, их места заполняют малообразованные мигранты. Связано это с тем, что ситуация на рынке труда складывается так, что существующая структура экономики не нуждается в трудовых ресурсах с высокой квалификацией, вакантными остаются рабочие места с тяжелыми условиями труда и относительно невысоким заработком.

Сегодняшнюю социальную ситуацию вполне можно назвать маргинальной, поскольку в ее основе пограничное, промежуточное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной системы и попыток формирования другой. В силу отдаленности Хабаровского края от центра маргинализация более специфична, что делает ее изучение наиболее интересным и актуальным, и обуславливает выбор данной исследовательской темы.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие «маргинальность » был введен в социологический оборот в 20-е годы XX века одним из видных представителей Чикагской школы Р.Э. Парком. Р. Парк употреблял этот термин для обозначения проблем социокультурной адаптации мигрантов, оказавшихся в новом, непривычном для себя социальном и этнокультурном пространстве. Применяя термин «маргинальность » в своих работах1 наряду с такими понятиями как «девиантность », «аномия », считал, что он (термин) отражает такое положение индивида в социуме, при котором личность, будучи включена в производственную деятельность, оказывается полностью исключена из культурной сферы.

Последующие исследователи проблемы маргинальности и маргиналов (Э. Стоунквист, Т. Шибутани)" продолжили развитие линии Р. Парка в подходе к анализу данного феномена, акцентируя при этом свое внимание на межрасовых и этнических аспектах проблемы. Следует отметить, что они изучали маргинальность в рамках социологии и социальной психологии, где данный феномен исследовался в качестве результата различных миграционных процессов, происходящих в обществе. Этому подходу присуща известная доля психологизма, связанная с проблемой приспособления (социализации) маргиналов в обществе и к его институтам, с восстановлением утраченных социальных и культурных связей и ролей в нем. В социологическом плане такая интерпретация маргинальности близка к позиции Э. Дюркгейма 3 в его понимании состояния аномии , как последствия разрыва социальных связей между людьми, человеком и обществом. Он изучал неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных установок индивида в контексте общественной системы норм и ценностей. Подход к проблеме маргинальности, как к явлению вторичному, сопровождающему различные, в большинстве случаев - локальные, социальные процессы, остается превалирующим в изучении данного феномена.

В общественных науках сложилось несколько тенденций в восприятии и понимании проблемы маргинальности. Это, во-первых, американская школа, продолжающая изучать маргинальность, акцентируя внимание на культурном конфликте при переходе из одной социальной общности к другой как источнике формирования маргинального типа личности. К примеру, традиции

1 Park R.E. Human Migration and the Marginal Man // American Journal of Sociology. - Chicago, 1928. - Vol. 33, №6. P. 881-803; Park R.E. Race and culture. - Glencoe: Free press, 1950.-403 p.

2 Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. - New York: Russel & Russel, 1961. 228 p.; Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Доиу: Феникс, 1998. 544 с.

J Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - M.: Наука, 1991. 574 е.; Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / пер. с фр. Ильинского. - М.: Мысль, 1994. 339 с.

Парка и Стоунквиста продолжили А. Антоновски , М.Голдберг, Д. Головенски, Н. Дики-Кларк, А. Керкхофф, И. Краусс, Т.Уиттерманс, Р. Мертон 1 и другие исследователи, сосредотачивающие внимание, прежде всего на психосоциальном влиянии на личность двусмысленности статуса и роли, которые возникают при столкновении (конфликте) культур.

В европейской литературе использование термина «маргинальность » относится к 60-70 годам XX века и получает несколько иное значение. Французские исследователи (А. Фарж, А. Турен, Ж. Леви-Стрэнже) понимают маргинальность как результат конфликта с общепринятыми нормами, как особую форму социального протеста. Немецкие и английские социологи (Я. Штумски, А. Прост, К. Рабан) рассматривают данное явление как следствие социально-экономического деклассирования. В данном случае к маргиналам относят аморфный конгломерат групп, находящихся на самой низкой ступени социальной иерархии, потерявших возможность активно участвовать в социальной жизни, контролировать общественные отношения и тем самым влиять на собственные условия жизни.

Таким образом, маргинальность в европейской социологии описывается главным образом как структурная (социальная). Как правило, главным объектом исследования маргинальное™ становятся так называемые социально-изолированые группы в структуре общества.

В отечественной науке проблема маргинальности вплоть до середины 80-х годов XX века рассматривалась как социальная патология. Термин имел негативную окраску, и уже само определение маргинальности нацеливало общество на борьбу с ней. Основное внимание в научных работах уделялось люмпенам, пауперам и их месту в социальной структуре Советского Союза. К

1 Antonovsky Л. Toward a refinement of }