Маресьев летчик в годы войны. Алексей Маресьев: жизнь и война настоящего человека

А. П. Маресьев - пример воли, мужества, жизнелюбия. От своей мечты он не смог отказаться, даже когда потерял ноги, он к ней упрямо шел, так как любил небо. Никогда не кичился своими победами, да и не считал их подвигами. Алексей Петрович просто не умел и не хотел жить по-другому.

Труд - благо

Алексей Маресьев, подвиг которого вошел в историю, появился на свет на земле города Камышина, что на реке Волге, 20 мая 1916 года последним, четвертым ребенком. Характеризуя своих братьев, он говорил, что старшие были умные, а он в летчики пошел. В три года Алексей остался без отца, он погиб от ран, едва вернувшись с Первой мировой войны, работая окопным солдатом. Воспитанием мальчиков занималась одна мать. Скромный доход уборщицы деревообрабатывающего завода и волевой характер женщины, воспитывающей четверых детей в одиночку, позволили мальчикам приучиться к труду, а также понять, что значит жить честной жизнью. На закате своей жизни Алексей Маресьев, подвиг которого является примером для подражания, назовет главное положительное качество человека

Здоровье

Будущий Герой Советского Союза легендарный летчик Маресьев (подвиг его знает каждый школьник) в детстве особым здоровьем не блистал, скорее наоборот. Про себя говорил, что был похож на китайца, а не на русского пацана, потому как из года в год болел малярией. В юности у Алексея были серьезные проблемы с суставами, они доставляли ему немало страданий, боли были настолько сильными, что он не мог передвигаться. Мучили его и постоянные мигрени. Точный диагноз так и никто не установил. С таким слабым здоровьем ни о каком летном военном училище даже и думать не приходилось, но он думал и мечтал.

Направление

По окончании школы Алексей учится на токаря по металлу в училище при деревообрабатывающем заводе, где и начинает свою трудовую деятельность. Затем он отправляет документы в авиационный институт (МАИ). Мечта должна была уже осуществиться, он так близок к ней, но вдруг райком комсомола родного города направляет его на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Крепко разозлившись, сгоряча отвечал, что не поедет, документы отправил в МАИ. На что ему предложили сдать комсомольский билет. Но Алексей был не из робкого десятка, взял и выложил его на стол. Но вернувшись домой, пришлось все рассказать матери, она была идейная, долго плакала и причитала. Но все обошлось, к счастью, Алексей успокоил мать и отправился в комсомольскую ячейку.

Мечта - реальность

Маресьев Алексей Петрович... Подвиг его никогда не забудут потомки, но как бы сложилась его жизнь, не отправься он на Дальний Восток? Стал бы он летчиком? Перед отъездом Алексей проходил медкомиссию, к нему обратилась женщина-врач, по-матерински, сказав, что он может и не ехать, но если ступит на ту землю, то все его болезни пройдут. Тогда Алексей подумал, что если выздоровеет, то и летчиком станет. Как в воду глядела... После приезда на Дальний Восток его здоровье пошло на поправку. Помог климат, как говорил сам Алексей Петрович.

Прибыв на место, Алексей работал обычным лесорубом, пилил лес, строил бараки, кварталы, одновременно посещал аэроклуб. Здоровье заметно улучшилось, а вместе с ним появлялась уверенность в своих силах. Он прилагал много усилий, чтобы мечта стать профессиональным летчиком превратилась в реальность.

Младший лейтенант

Первые уроки он получил на Амуре, затем, после призыва в 1937 году в армию, был направлен в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин, но там ему еще не удалось полетать. Это случилось, только когда он был принят в Батайское авиационное училище имени А. Серова. В 1940 году он его оканчивает в звании младшего лейтенанта и остается там работать инструктором. В Батайске же он получает весть о войне.

А. П. Маресьев: подвиг (краткое описание)

В августе 1941 года его командировали на Юго-Западный фронт, на август пришелся первый боевой вылет. Начальные опыты полетов в авиационном училище не прошли даром, в начале 1942 года его нашла удача в настоящем бою. Вам наверняка уже интересно, какой подвиг совершил Алексей Маресьев.


Упорное стремление к высокому профессионализму дало свои результаты, он был хорошим учеником и отлично усвоил все, что говорили преподаватели. Алексей Маресьев подвиг совершал не задумываясь: сбитые немецкие машины шли одна за другой. Первый уничтоженный немецкий самолет Ju-52 открыл счет победам над неприятелем, к концу марта талантливым летчиком было подбито уже 4 вражеских самолета. Затем его переправляют на Северо-Западный фронт.

Жажда жизни

В начале апреля с молодым летчиком случилось несчастье. Самолет был подбит, а сам пилот получил тяжелое ранение в ноги. Планируя, он собирался сесть на лесном болоте, занесенном снегом, но мощности самолета не хватило, и он со всей силы рухнул на могучие стволы деревьев. Очутившись на занятой врагами территории, он всеми силами пытался пробраться к линии фронта. Сначала на больных ногах, а затем ползком в течение 18 суток он добирался к своим. Как выжил, неизвестно никому. Сам Алексей Петрович Маресьев (подвиг его сейчас кажется немыслимым) не любил вспоминать эту историю и рассказывать о ней. Им двигало, по его словам, неукротимое желание жить.

Чудесное спасение

Его обнаружили, едва живого, местные жители деревни Плав, мальчишки Саша Вихров и Сережа Малин. Сашин отец расположил раненого в своем доме. Неделю колхозники ухаживали и заботились о нем, но в деревне не было лекаря, а обмороженные ноги были сильно воспалены. Квалифицированную помощь Алексей Маресьев получил позже, когда его транспортировали в ближайший госпиталь. Ампутация ног - это было единственное правильное решение, так как начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.


Приговор

Врачи знали, какой подвиг совершил Маресьев, что значит для него профессия. Тем сложнее им было объявить ему свое заключение: к полету непригоден. Молодой, крепкий духом мужчина был сильно подавлен, но железная воля и жажда полноценной жизни не дали свыкнуться с мыслью об инвалидности и своей профессиональной непригодности. Он не мог поставить на себе крест и отказаться от военной деятельности. Мотивами к действию служили не стремление сделать карьеру или стать знаменитым, он, наоборот, сожалел о своей навязчивой известности, которая его обременяла - так он высказывался о ней в многочисленных интервью. Не мог в тяжелое время для страны стать инвалидом и обузой, уж таков был Маресьев Алексей Петрович. Подвиг от каждого нужен был Отечеству в это трудное время, и он чувствовал в себе огромные неистраченные силы. Кроме того, Алексей Петрович страстно любил небо, а заключение медиков становилось приговором.

Сила воли

Алексей Петрович обязан своим возвращением в летные войска исключительно своим качествам: упорству и силе воли. Еще лежа в госпитале, он начал тренироваться, готовя себя к полету с протезами. У него был отличный пример - Прокофьев-Северский - летчик Первой мировой войны, который воевал без правой ноги. Не только себя, но и врачей убедил он в том, что может летать.

В феврале 1943 года старший лейтенант совершил первый свой вылет с протезами вместо ног в летной школе Чувашской АССР. Добился отправки на фронт и в середине этого же года прибыл в истребительный авиационный полк.

На Брянском фронте в него не сразу поверили. Алексей Петрович переживал и очень просил дать ему шанс. Вскоре он его получил от командира Александра Числова, который был сопровождающим его первых полетов. Когда на его глазах Маресьев сбил немецкий истребитель, доверие сразу возросло.

Это была огромная победа и великий его подвиг. Лишившись обеих ног, он оказался в строю.


Следующий подвиг Маресьева: краткое содержание

На Курской дуге в кровавом сражении Алексей Маресьев доказал свое право на звание одного из лучших советских летчиков-истребителей. После ампутации ног он сбил еще 7 самолетов неприятеля и спас жизни двух советских летчиков в борьбе с превосходящими силами противника.

После завершения сражений на Курской дуге Маресьев был отправлен в лучший санаторий ВВС. Здесь же его застал указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Командир полка Н. Иванов писал, что Алексей Маресьев, подвиг которого заключался в истинном патриотизме, не жалея себя, своей крови и жизни сражался против неприятеля, добиваясь отличных результатов в бою, несмотря на физический недостаток.

Знакомство с Б. Полевым

Боевая слава о нем распространилась по всему фронту. К нему стали прибывать военные корреспонденты, в числе которых был и автор "Повести о настоящем человеке". Борис Полевой не дал герою повести настоящее имя. Так и был создан всем известный Мересьев. Остальные события, описываемые в повести, были в действительности, за исключением романа, но образ девушки понравился прототипу.

Выбор между самолетами и девушками ему не пришлось делать, так как его жена также имеет отношение к ВВС. Маресьев говорил, что не читал повести, но книга у него была.

Герой-летчик Алексей Маресьев был не единственным прототипом "Повести о настоящем человеке". На фронте воевали многие герои, оставшиеся без конечностей, они также были отмечены званиями и орденами, Мересьев - это собирательный образ.


Маресьев - пример мужества

После войны в 1946 году Алексею Петровичу уже было тяжело летать: начали давать о себе знать старые раны, поэтому он ушел в отставку, хотя на здоровье не жаловался. Занялся педагогической деятельностью, обучая молодых летчиков. А подвел итог своей блистательной небесной истории в 50-х годах, когда совершил свои последние полеты. Затем работал в комитете ветеранов войны.

Мы знакомы только с Маресьевым-летчиком, а другая сторона его личности осталась в тени. Он являлся кандидатом наук по истории, принимал активное участие в работе общественных организаций. Этот удивительно стойкий человек не только не поддавался недугам, но и поражал окружающих своей жизнерадостностью.

В послевоенное время Маресьев, подвиг которого прославил его на всю страну (отчасти благодаря повести Бориса Полевого), приглашался на многие празднования и встречи со школьниками. Его заслуги служили примером в воспитании молодого поколения.

Подвиг Маресьева, краткое содержание которого мы рассмотрели, будут помнить потомки. За всю войну этот героический человек совершил 86 боевых вылетов, уничтожил 11 вражеских истребителей, спас жизни двум летчикам.

А. П. Маресьев покинул этот мир в 2001 году, когда за час до торжественного вечера по случаю его 85-летия всем собравшимся сообщили о случившемся у него сердечном приступе. Вечер состоялся, превратившись в вечер памяти, его начали с минуты молчания. А. П. Маресьев был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...

«Но как тяжело далась ему первая тысяча шагов! Он пытался переключить своё внимание на подсчёт, чтобы ослабить боль, но, пройдя пятьсот шагов, начал путать, врать и уже не мог думать ни о чём другом, кроме жгучей, дёргающей боли. И всё же он прошёл эту тысячу шагов. Не имея уже сил присесть, он упал лицом на снег и стал жадно лизать наст. Прижимался к нему лбом, висками, в которых стучала кровь, и испытывал несказанное блаженство от леденящего прикосновения», — эти строки из книги писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в СССР были знакомы практически всем. Повесть была включена в школьную программу, и мальчишки и девчонки с замиранием сердца следили за тем, как раненый лётчик, превозмогая нечеловеческую боль, пробирается к своим.

Лётчик Мересьев стал настоящей легендой, как и его прототип, фамилия которого отличалась всего на одну букву — Маресьев.

Было бы странным, если бы в постсоветские времена «разоблачители всего и вся» не обрушились бы и на Маресьева. Под сомнение была поставлена как достоверность «Повести о настоящем человеке», так и сам подвиг лётчика. Писали, что, дескать, Полевой и Маресьев не переносили друг друга, а сам герой много лет предавался беспробудному пьянству.

В общем, постсоветская участь Маресьева ничем не отличалась от участи других прославленных в советскую эпоху героев. С той лишь разницей, что Алексей Маресьев был жив и мог ответить «разоблачителям» лично.

Мог, но практически не делал этого. Он очень редко давал интервью. Когда один из телеканалов позвонил ему с предложением рассказать его «настоящую историю», Маресьев отрезал: «Мою настоящую историю уже рассказал Борис Полевой в „Повести о настоящем человеке“».

На вопрос о том, насколько достоверна история, рассказанная писателем в книге, Маресьев отвечал: «Процентов на 99».

Он не любил пересказывать свою военную историю, особенно историю тех дней, когда из последних сил выбирался из леса. Маресьев объяснял: вспоминать это слишком тяжело.

Некоторые любопытствующие спрашивали: почему же тогда, в лесу, страдая от голода, он не воспользовался мясом убитого медведя? Лётчик отвечал: «Да мне и в голову не приходило, что до своих придётся добираться столько дней».

В авиацию Маресьев попал, несмотря на ревматизм

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в Камышине. Алексея и его братьев воспитывала мать — отец, прошедший Первую мировую, умер от последствий многочисленных ранений, когда будущему лётчику было всего три года.

В детстве Алёша часто болел, перенёс тяжёлую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Его мучили страшные боли в суставах, и соседи Маресьевых между собой частенько шептались: Алёшка-то долго не протянет.

Но от отца, которого Алексей почти не помнил, ему достались в наследство упрямый характер и огромная сила воли.

Он окончил школу, получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Как и многие сверстники, Алексей мечтал об авиации, дважды подавал документы в лётное училище, но получал отказ из-за перенесённых в детстве болезней. В 1934 году по комсомольской путёвке Маресьев отправился на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он начал заниматься в аэроклубе.

Мечта о профессии лётчика стала исполняться в 1937 году, когда Маресьева призвали в армию. Вначале он служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. В 1940 году Маресьев окончил Батайское авиационное училище, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища он был оставлен там инструктором.

Памятник Маресьеву в родном городе Камышине. Фото: Commons.wikimedia.org / Cezarmay

18 дней между жизнью и смертью

После начала Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

Первые месяцы войны для советской авиации были очень непростым временем. Гитлеровские асы превосходили наших лётчиков и в опыте, и в уровне техники, на которой летали. Но Маресьеву, несмотря ни на что, удалось записать на свой счёт 4 сбитых немецких самолёта.

В марте 1942 года Маресьева перебросили на Северо-Западный фронт, в район «Демянского котла». 4 апреля 1942 года, во время операции по прикрытию бомбардировщиков, атаковавших позиции окружённых немцев, самолёт Маресьева был сбит. При вынужденной посадке в глухом лесу, на территории, контролируемой немцами, лётчик получил тяжёлые травмы, но выжил.

Именно с этого момента и начинается история, описанная в книге Бориса Полевого.

Маресьев рассказывал, что историю его злоключений в лесу писатель передал очень точно — была и схватка с медведем-шатуном, и страшное чувство голода, и отчаянное желание выжить…

Он выбирался к своим 18 суток по местам, которые и десятилетия спустя оставались глухими и отдалёнными. Когда поисковики, исследовавшие местность, пригласили Маресьева побывать там, он отказался — оживлять старые воспоминания ему совершенно не хотелось.

Наткнувшиеся на него первыми отец и сын, жители деревни Плав, обошли лётчика стороной — он уже почти не отзывался на окрики, и крестьяне решили, что перед ними немец.

Спасителями Алексея стали деревенские мальчишки Серёжа Малин и Саша Вихров . Они поняли, что измученный человек — свой, и позвали на помощь взрослых.

Комиссар помог отказаться от наркотиков, а танцевать приходилось с соседом по палате

Его привезли в деревню, но врача в ней не было. Лишь спустя неделю за Маресьевым прилетел самолёт, на котором его вывезли в госпиталь в Москву.

История могла на этом и закончиться — в столицу Маресьев попал в тяжелейшем состоянии, с гангреной и заражением крови. Раненых в госпитале было много, и лётчика, как практически безнадёжного, положили на каталке в коридоре. Здесь во время обхода на него и обратил внимание профессор Теребинский . Осмотрев Маресьева, он скомандовал: «Живо на операционный стол!»

Ампутация обеих ног спасла лётчику жизнь, но, казалось, поставила точку в карьере пилота.

Но Маресьев не смирился, решив, что снова будет летать. Был и человек, который ему помог в самые сложные дни — в книге он предстал в звании полкового комиссара. После операции Маресьеву кололи сильно действующие обезболивающие, и комиссар сказал: «Алексей, от такой поддержки надо отвыкать, погибнешь». Поддержка комиссара, по признанию Маресьева, помогла ему взять себя в руки и начать бороться. Как и описано в книге, комиссар умер в госпитале.

В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя, отправив на реабилитацию в санаторий. К этому моменту он уже был уверен, что снова будет летать. Вот только подобную возможность ещё нужно было доказать врачам.

И история с танцами, так ярко описанная в книге, тоже имела место. Правда, началась она, по признанию Маресьева, с конфуза. Уговорив одну из медсестёр научить его танцевать, лётчик, никогда не делавший этого на протезах, наступил партнёрше на ногу. Поняв, что так недолго и искалечить девушку, Маресьев сменил тактику — партнёром его стал один из соседей по палате, а медсестра выступала в качестве аккомпаниатора. Потом, получив навыки, Маресьев, как и все лётчики в санатории, танцевал с медсёстрами.

Картина «Портрет Героя Советского Союза, лётчика-истребителя майора Алексея Маресьева» работы художника К. Максимова. 1949 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Игорь Бойко

Любовный роман придумал писатель, а летать не давало командование полка

Зажигательный танец и лихие прыжки со стула, продемонстрированные Маресьевым, заставили медкомиссию признать его годным к полётам. Врачи, правда, не знали, что ноги, натёртые ремнями от протезов, после этих упражнений кровили у Маресьева ещё очень долго.

А вот чего на самом деле не было у реального Маресьева, в отличие от его книжного двойника, так это девушки Оли, история любви к которой проведена Полевым через всю книгу. Со своей будущей женой Галиной Маресьев познакомился уже после войны, и они прожили вместе 55 лет. Что же до Оли, то, как считал сам Маресьев, Полевой описал историю любовного романа, который был в биографии самого писателя. Борис Полевой никогда не подтверждал и не опровергал эту версию.

В начале 1943 года Алексей Маресьев начал переподготовку в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Пройдя её успешно, в июне 1943 года он добился отправки на фронт и был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

И вот здесь у Маресьева и Мересьева происходит ещё одно серьёзное расхождение в истории. Книжный Мересьев сразу вступил в бой наравне с другими, а его реальный прототип коротал время на аэродроме. Командование, несмотря на все характеристики из лётной школы, опасалось отправлять в бой лётчика без ног.

Поверил в Маресьева командир эскадрильи Александр Числов , лётчик-ас, в годы войны лично сбивший 21 вражеский самолёт и удостоенный звания Героя Советского Союза.

Числов взял Маресьева к себе в ведомые, и он не подвёл, доказав, что может участвовать в боях наравне с другими.

Семь побед лётчика Маресьева

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков, сбив сразу два вражеских истребителя Fw-190.

Часть, в которой служил Маресьев, отличилась в боях на Курской дуге, и туда стали часто приезжать военные корреспонденты, одним из которых и оказался Борис Полевой. Ему удалось вызвать Маресьева на откровенный разговор. Лётчик, к тому времени сбивший уже несколько немецких самолётов, понял, что по-настоящему смог вернуться в строй, и в этом состоянии ему захотелось выговориться, рассказать обо всём, что с ним произошло. Полевой понял, что этот удивительный рассказ может стать основой для книги.

Так и получилось, книга вышла сразу после войны, в 1946 году.

Интересно, что после той встречи Полевой потерял своего героя из виду. Он искал его, но так ничего и не смог узнать о том, что произошло с ним дальше. Возможно, именно по этой причине в книге всё-таки фигурирует лётчик Мересьев, а не Маресьев.

Сам Маресьев, когда его спрашивали об этом, шутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось.

Алексей Маресьев, вернувшись в строй после ампутации обеих ног, сбил 7 самолётов противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году он согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Сам Маресьев честно признавался — нагрузки в полётах росли, и переносить их становилось всё труднее. Он не отказывался от боевых вылетов и не жаловался, но, когда ему предложили перейти на другую работу, принял это предложение.

Лётчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева — Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

«Сколько на свете людей, на которых Полевой не нашёлся!»

В одном из своих последних интервью Маресьев довольно неожиданно ответил на вопрос, где он встретил День Победы: «На койке с крапивной лихорадкой». Оказалось, накануне лётчик позавтракал несвежей американской тушёнкой, в результате чего по всему телу пошла сыпь. Этот анекдотичный эпизод, который Маресьев не счёл нужным скрывать, хорошо показывает, что был он обычным живым человеком, а не забронзовевшим героем на постаменте.

К своей послевоенной славе он относился скептически, повышенного внимания не любил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!»

С Борисом Полевым Маресьев снова встретился так, как это и было описано в послесловии к книге — повесть была уже опубликована в журнальном варианте, её читали по радио, и лётчик однажды услышал из репродуктора свою собственную историю. Он сумел связаться с Полевым, который убедился, что его герой оказался вполне достоин обрушившейся на него известности.

В последний раз Маресьев поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте По-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Лётчик всегда жалел, что ему не удалось попробовать свои силы на реактивных самолётах.

В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, много лет работал в Советском комитете ветеранов войны, занимался общественной деятельностью. В 1967 году Маресьев участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.

1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков

До 85-летия герой не дожил двух дней

Все, кто его знал, говорили, что в нём не было никакого пафоса. Сам Маресьев не любил, когда его называли «легендарным», подчёркивал, что никогда ни у кого ничего не просил и ни на какие почести не напрашивался.

Некоторые вещи, происходившие вокруг его имени, ставили Маресьева в тупик. Например, появление оперы «Повесть о настоящем человеке». Поющего себя на сцене Большого театра Герой Советского Союза явно не оценил. На вопрос, как ему понравилось, Маресьев ответил коротко: «Хорошо сымитирован звук мотора».

Цельность характера помогла ему достойно пережить 1990-е, когда вокруг имени Маресьева началась возня «правдоискателей». Хотя, возможно, именно эти потуги любителей сенсаций сократили ему жизнь.

18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. Он как раз собирался на это мероприятие, когда его сразил инфаркт. Зрителям, уже собравшимся в зале, объявили о том, что Алексея Петровича Маресьева не стало.

Часто бывает так, что человек, ставший прототипом популярного книжного героя, в жизни не дотягивает до образа, созданного писателем.

Алексей Маресьев всей своей жизнью доказал, что «Повесть о настоящем человеке» — не лакированный миф, а реальная история о мужестве и силе духа. Хочется верить, что книга эта будет учить стойкости и целеустремлённости ещё не одно поколение граждан нашей страны.


Имя: Алексей Маресьев (Aleksey Maresiev)

Возраст: 84 года

Место рождения: Камышин, Саратовская губерния

Место смерти: Москва

Деятельность: военный деятель, лётчик-герой

Семейное положение: был женат

Алексей Маресьев - биография

Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии...

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.

Алексей Маресьев - мечта о небе

Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей - Алеше - едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.

В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт - «не годен». В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей Маресьев впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.

Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, Маресьев охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек - что еще нужно молодому парню?

Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» - обернувшись к посетителям, крикнула она. Маресьев сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля - придется повоевать нам».

Алексей Маресьев - на краю гибели

Первый боевой вылет в своей военной биографии Алексей совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины...

Очнулся Маресьев от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило Маресьеву, он дернулся - и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.

Алексей попытался встать - и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода... Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

Когда боли усилились, у него начались галлюцинации - он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты - немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли Маресьева в деревню.

Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Маресьев - звезда героя

Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? - думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате - комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать - было бы желание», - сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.

Прочтя ее, Маресьев воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»

После госпиталя Алексея отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами Маресьев репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.

Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Маресьев снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета...

2:1050 2:1060

К 100-летию со дня рождения легендарного советского лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева

2:1270 2:1280


20 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева — легендарного летчика, Героя Советского Союза, выдающегося патриота России. С легкой руки писателя Бориса Полевого, написавшего повесть о жизни и подвиге А.П. Маресьева, он вошел в народное сознание, как эталон "Настоящего человека" и под этим высоким званием оказался навеки вписанным в нашу историю.

3:2498

4:504 4:514

Хорошо помню, как сам в школьные годы, подобно многим моим сверстникам, зачитывался "Повестью о настоящем человеке", мысленно переживая вместе с героем все драматические этапы его эпопеи.
Бывают подвиги короткие, как вспышка, связанные с каким-то разовым волевым усилием, с некоей "высшей точкой" героизма. А вот особенность совершенного Алексеем Маресьевым, в том, что тут не определишь, где, собственно, "высшая точка" подвига. То, что он после гибели своего самолета 18 суток, двигаясь по валдайским лесам ползком, с раздробленными ногами, пробирался к своим, уже само по себе было подвигом. Но еще более поразительно то, что после ампутации двух ног Маресьев не сдался, не сломался, а совершил невероятное: преодолев массу медицинских и административных барьеров, сумел вернуться в летный строй.

4:1968

4:9


Восхищают и боевые свершения Маресьева. До случившейся трагедии он сумел сбить 4 вражеских самолета, а, совершая вылеты с ножными протезами, добавил к боевому счету еще 7 сбитых фашистских стервятников. Самые яркие эпизоды случились в июле 1943 года, в дни знаменитой Курской битвы, когда безногий летчик в первом же после возвращения в строй бою сбил "Юнкерс-87", а через несколько дней уничтожил 2 новейших немецких "Фоккевульфа-190". Официально именно за эти боевые победы А.П.Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Но в лучах этой Золотой звезды, конечно, отразилось все, что "Настоящим человеком" было пройдено до этого! 5:1678

6:504 6:514

Маресьев — тот самый случай, когда можно по праву говорить: вся жизнь — подвиг. Тем более, что и после войны он еще долгие годы приносил огромную пользу нашим ВВС, занимаясь обучением молодых летчиков. А с 1956 года, когда был образован Советский (ставший позднее Российским) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Алексей Маресьев возглавлял его.

6:1199

Он был на этом общественном (но по-своему тоже боевом) посту до последнего дня своей жизни.

6:1369 6:1379


Меня лично всегда поражала удивительная скромность Алексея Петровича. Запомнилась фраза, сказанная им в одном из интервью: "Я не из легенды, я из жизни" . И ещё рассуждения о том, как неправилен журналистский штамп про то, что бойцы на фронте, мол, сражались с врагом, "не жалея жизни". "Мы — не фанатики какие-то, чтоб жизни не жалеть , — пояснял он. — Тут — другое! Родина, её свобода, благополучие близких людей были превыше всего! И во имя этого фронтовики принимали муки испытаний, были готовы к самопожертвованию. Но еще больше нам хотелось выжить для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага!". 7:3015

8:504 8:514

В то же время 100-летний юбилей Маресьева побуждает задуматься: а достаточно ли хорошо пропагандируется подвиг уникального героя в нашем обществе сегодня? Разве не печально, что из-за чехарды с образовательными стандартами "Повесть о настоящем человеке" не везде попадает в списки литературы, обязательной для изучения в школах? А взять учебники истории. Мне доводилось держать в руках такие, где о Маресьеве (как, впрочем, и о Н.Гастелло, В.Талалихине, А.Матросове и других канонических героях Великой Отечественной) дети не могли прочитать ни строчки. Да и вообще рассказ о великой битве с фашизмом укладывался в несколько абзацев. Очень важно, чтобы такое ущербное беспамятство было в конце концов изжито из нашей системы школьного образования!

8:1880

8:9


Существует кинофильм снятый по повести Б.Полевого. Но скажите, давно ли кто-то видел его по ТВ? Да и снята эта кинолента аж в 1948 году. Поэтому она, быть может, в чем-то уже неспособна удовлетворить запросы современного (особенно молодого) зрителя. Так может, настала пора нашим кинематографистам снять новый фильм о Маресьеве, рассказав о подвиге летчика современным киноязыком? 9:1215

И еще об одном хочется сказать. Очень здорово, что в целом ряде городов есть улицы Маресьева, что есть школы, носящие имя героя. Хорошо, что есть общественные организации и фонды, ставящие целью увековечивание памяти прославленного летчика. Я бы особо отметил созданный на малой родине героя — в г. Камышине Региональный общественный фонд имени А. П. Маресьева. Организаторы его взяли за правило ежегодно вручать Памятный знак "За волю к жизни" тем, кто, превозмогая какие-то увечья и физические ограничения, продолжает жить полноценной жизнью и приносить пользу стране.

9:2262

9:9

10:514 10:524

Хорошее начинание! Но вот о чем подумалось: а почему бы его не развить, делая то же самое уже не только на региональном, но и на общегосударственном уровне?

10:809 10:819

11:1324 11:1334

В Волгоградской области установили памятник самолету времен Великой Отечественной войны — Як-1. Он расположился на центральной площади города Камышин, где родился и вырос герой Советского Союза Алексей Маресьев. Макет боевой машины, на которой летчик летал до апреля 1942 года. Самолет поставили на пересечении улиц Ленина и Некрасова. Истребитель Як-1 Маресьева был сбит пятого апреля 1942 года в районе «Демянского котла». Кстати, на Валдае до сих пор идут безуспешные поиски самолета прославленного летчика.

11:2281

11:9

Что значат для нас сегодня Маресьев и его подвиг? Это не миф, не красивая легенда. Это само воплощение нашего национального характера. Это великая традиция, присущая россиянам, — никогда не сдаваться. Это вера в нашу способность выстаивать в любых испытаниях, делая даже невозможное возможным.

11:553 11:563

Личная жизнь. Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж. Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей - Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

12:2738 12:9

13:514 13:524

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме - занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

13:904

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. Борисом Полевым, который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова: «Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

13:1546

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.

В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл Павел Кадочников, хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».

Маресьев Алексей Петрович (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.