Мамаево нашествие.

Мамаево нашествие Ирон. О неожиданном появлении многочисленных и неприятных гостей, посетителей и т. п. Спешно вызывались начальники уездов, получали стремительные внушения и мчались в свои области делать порядок или беспорядок… Что только не делалось в это время… Громы, молнии… Иродово избиение младенцев и Мамаево нашествие (Куприн. Папаша). - По имени татарского хана Мамая, совершившего в XIV в. опустошительное нашествие на Русь и разгромленного русскими в Куликовской битве (1380 г.).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Мамаево нашествие" в других словарях:

    Мамаево нашествие - неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей. Мамаево – от имени татарского хана Мамая, который совершил в XIV веке опустошительное нашествие на Русь … Справочник по фразеологии

    Мамаево нашествие - Разг. Неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей. Ф 1, 321; БТС, 518. /i> Выражение языковая реминисценция опустошительного нашествия на Русь татарского хана Мамая в XIV веке. БМС 1998, 399 …

    мамаево нашествие - О неожиданном появлении множества неприятных посетителей, гостей и т.п … Словарь многих выражений

    НАШЕСТВИЕ - Мамаево нашествие. Разг. Неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей. Ф 1, 321; БТС, 518. /i> Выражение языковая реминисценция опустошительного нашествия на Русь татарского хана Мамая в XIV веке. БМС 1998, 399.… … Большой словарь русских поговорок

    Мамаево побоище - Куликовская битва Монголо татарское иго миниатюра из летописи XVII века Дата … Википедия

    Разг. Экспрес. Шумная, крупная драка или ссора; беспорядок в доме. Ну, что тут началось, можете себе представить: друг друга не признают, стрельба, кутерьма мамаево побоище (В. Рудный. Гангутцы). По имени татарского хана Мамая, совершившего в XIV … Фразеологический словарь русского литературного языка

    нашествие - я; ср. 1. Вторжение неприятеля в чью л. страну, на чью л. территорию. Н. монголов на Русь. Н. Наполеона. Гитлеровское н. Мамаево н. 2. Разг. Неожиданный приход, появление кого л. в большом количестве. Н. неожиданных гостей. Н. ревизоров, комиссий … Энциклопедический словарь

    мамаево побоище - 1) О большой ссоре, драке. 2) О полном беспорядке. По имени татарского хана Мамая, совершившего в 14 в. опустошительное нашествие на Русь и побеждённого русскими под руководством Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 г … Словарь многих выражений

    нашествие - я; ср. 1) Вторжение неприятеля в чью л. страну, на чью л. территорию. Наше/ствие монголов на Русь. Наше/ствие Наполеона. Гитлеровское наше/ствие. Мамаево наше/ствие. 2) разг. Неожиданный приход, появление кого л. в большом количестве. Наше/ствие… … Словарь многих выражений

    мама́ев - а, о. ◊ мамаево нашествие шутл. о неожиданном появлении множества неприятных посетителей, гостей и т. п. мамаево побоище шутл. 1) о большой ссоре, драке. [Досужев:] Все лавочники от вас разбегаются, как от чумы; из всякой малости вы заводите… … Малый академический словарь

Ирон. О неожиданном появлении многочисленных и неприятных гостей, посетителей и т. п. Спешно вызывались начальники уездов, получали стремительные внушения и мчались в свои области делать порядок или беспорядок… Что только не делалось в это время… Громы, молнии… Иродово избиение младенцев и Мамаево нашествие (Куприн. Папаша). - По имени татарского хана Мамая, совершившего в XIV в. опустошительное нашествие на Русь и разгромленного русскими в Куликовской битве (1380 г.).

  • - см. Инвазия...

    Экологический словарь

  • - что Хаотичная драка; разгром. Имеются в виду крупные разрушения или беспорядок, произведённые лицом или группой лиц. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х устроил мамаево побоище...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Разг. Крупная ссора, драка; беспорядок, разгром. ДП, 582; ФСРЯ, 325; БТС, 518; ЗС 1996, 352; Мокиенко 1986, 33-34; БМС 1998, 453...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...
  • - Пр. о...

    Орфографический словарь русского языка

  • - НАШЕ́СТВИЕ, -я, ср. Вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение. Н. Наполеона. Н. вражеских орд. Н. саранчи. Н. гостей...

    Толковый словарь Ожегова

  • - НАШЕ́СТВИЕ, нашествия, ср. Вторжение неприятеля в страну. Нашестие Батыя на древнюю Русь в 13 веке. Нашестие французов в 1812 г. || перен. Неожиданное появление, наплыв кого-нибудь куда-нибудь...

    Толковый словарь Ушакова

  • - наше́ствие I ср. 1. Вторжение масс неприятеля в страну. 2. перен. разг. Неожиданное появление, приход кого-либо. II ср. Появление кого-либо - животных, рыб, насекомых и т.п. - в каком-либо количестве...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - мам"аево поб"оище, мам"аева поб"...
  • - наш"...

    Русский орфографический словарь

  • - ожесточенная драка, разгром Мамай - жестокий татарский воевода и разрушитель, разбитый наголову в битве на Куликовом поле...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ожесточенная драка разгромъ. Поясн. Мамай - жестокій татарскій воевода и разрушитель, разбитый на голову въ битвѣ на Куликовомъ полѣ ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ирон. О неожиданном появлении многочисленных и неприятных гостей, посетителей и т. п. Спешно вызывались начальники уездов, получали стремительные внушения и мчались в свои области делать порядок или...
  • - Разг. Экспрес. Шумная, крупная драка или ссора; беспорядок в доме. - Ну, что тут началось, можете себе представить: друг друга не признают, стрельба, кутерьма - мамаево побоище...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - В доме-то у них словно Мамай воевал...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - баталия, непорядок, драка,...

    Словарь синонимов

"Мамаево нашествие" в книгах

автора

Мамаево побоище в годовщину Октября Когда ктото пытается объяснить взаимную нелюбовь соседних народов, я вспоминаю о вражде родов войск армии одного государства. Потребность в ненависти свойственна природе людей, и повод для вражды они ищут в отличиях себя от тех, с кем

Мамаево побоище в годовщину Октября

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Мамаево побоище в годовщину Октября

Из книги автора

Мамаево побоище в годовщину Октября Когда кто-то пытается объяснить взаимную нелюбовь соседних народов, я вспоминаю о вражде родов войск армии одного государства. Потребность в ненависти свойственна природе людей, и повод для вражды они ищут в отличиях себя от тех, с кем

Мамаево побоище в годовщину Октября

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Мамаево побоище в годовщину Октября Когда кто-то пытается объяснить взаимную нелюбовь соседних народов, я вспоминаю о вражде родов войск армии одного государства. Потребность в ненависти свойственна природе людей, и повод для вражды они ищут в отличиях себя от тех, с кем

Мамаево побоище

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Мамаево побоище В широком приволье заволжских степей Собралось, к набегу готово, Татарское войско, и в ставке своей Мамай собирает ордынских вождей, К ним гордое держит он слово: «Москва позабыла Батыевы дни; Князья ее дерзки и смелы. Пусть ныне изведают снова они, Сколь

Нашествие

Из книги Цезарь автора Геворкян Эдуард

Нашествие К этому времени механизм функционирования республики представлял собой вполне жизнеспособную трехчленную структуру. На самом верху находился сенат из трехсот сенаторов. Первым в их списке был старейший, которого называли принцепсом (princeps). У него

6. НАШЕСТВИЕ

Из книги Соколы Троцкого автора Бармин Александр Григорьевич

6. НАШЕСТВИЕ С наступлением зимы жить стало труднее. В России большевики уже три месяца были у власти. Со дня на день мы ожидали сообщения о их свержении. Троцкий вел переговоры в Брест-Литовске. Мы, молодежь, заинтересованно обсуждали эту ситуацию. Она казалась нам очень

Нашествие

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Нашествие Немцы двигались без остановки, молниеносно захватили Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Бессарабию. Бои уже шли в Белоруссии, на Украине. Народ встречал немцев хлебом-солью. Растерянность была такая, что казалось, армия не отступает, а в панике бежит. Им доставались

Мамаево побоище: урок истории

Из книги автора

Мамаево побоище: урок истории Вначале дела были грустные. Подвигу всегда предшествует трагедия.В 1223 году русские (заступились за родственников-половцев и) дали сражение монгольским захватчикам на реке Калке. Это была трагическая история (один князь Мстислав погиб, еще

Мамаево побоище

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Мамаево побоище Из-за моря, моря синего,Из-за тех же гор из-за высоких,Из-за тех же лесов темных,Из-за той же сторонушки восточныяНе темная туча поднималася -С силой Мамай соряжаетсяНа тот же на красен Киев-градИ хочет красен Киев в полон взять.И брал он себе силы

Мамаево побоище

Из книги 10 мифов Древней Руси. Анти-Бушков, анти-Задорнов, анти-Прозоров автора Елисеев Михаил Борисович

Мамаево побоище Миф десятый. «А на Куликовом поле свободу Руси добыли благословение Сергия Радонежского да подвиг монаха Александра Пересвета. А где были язычники?Как это ни покажется удивительным – на Куликовом поле же и были. Да и с Сергием Радонежским и двумя

Мамаево побоище: школьная версия

Из книги Загадки поля Куликова автора Звягин Юрий Юрьевич

Мамаево побоище: школьная версия Вот примерно так могло происходить то, что именуется Куликовской битвой. Но мы-то привыкли совершенно к другой истории. Вот такой:«В 1380 году Мамай начал готовить новый поход на Русь. Он хотел полностью восстановить власть Золотой Орды над

МАМАЕВО ПОБОИЩЕ

Из книги Святители и власти автора Скрынников Руслан Григорьевич

МАМАЕВО ПОБОИЩЕ Летом 1379 года в Москве произошли события, омрачившие «золотой век» боярства. 30 августа незадолго до обеда «убиен бысть Иван Васильев сын тысяцкого: мечем потят бысть на Кучкове поле у града у Москвы повелением князя великого Дмитрия Ивановича». Бежав в

МАМАЕВО ПОБОИЩЕ

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

МАМАЕВО ПОБОИЩЕ – Держи, – Дмитрий вручил Михаилу Бренку свой островерхий, позолоченный княжеский шлем. – Стой крепко, не посрами меня. Оттуда, – он обвел рукой строящиеся на поле рати, – они будут видеть не Михаила Бренка, а одетого в злаченый доспех московского

7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту

Из книги автора

7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту 1) Тит Ливии сообщает, что именно галлы напали на римлян. Говорится о «ГАЛЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ», см. выше. В ответ на вторжение галлов римляне собирают войско,

Значение МАМАЕВО НАШЕСТВИЕ в Справочнике по фразеологии

МАМАЕВО НАШЕСТВИЕ

неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей. Мамаево - от имени татарского хана Мамая, который совершил в XIV веке опустошительное нашествие на Русь.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАМАЕВО НАШЕСТВИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАШЕСТВИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. Вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение. Н. Наполеона. Н. вражеских орд. Н саранчи. Н. …
  • НАШЕСТВИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    наше"ствие, наше"ствия, наше"ствия, наше"ствий, наше"ствию, наше"ствиям, наше"ствие, наше"ствия, наше"ствием, наше"ствиями, наше"ствии, …
  • НАШЕСТВИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. вторжение, см. …
  • НАШЕСТВИЕ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. вторжение, см. …
  • НАШЕСТВИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. война, …
  • НАШЕСТВИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. вторжение, см. …
  • НАШЕСТВИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Вторжение масс неприятеля в страну. 2) перен. разг. Неожиданное появление, приход кого-л. 3) перен. Появление в большом количестве …
  • НАШЕСТВИЕ
    наш`ествие, …
  • НАШЕСТВИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    нашествие, …
  • НАШЕСТВИЕ в Орфографическом словаре:
    наш`ествие, …
  • НАШЕСТВИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! вторжение неприятеля в страну Н. Наполеона. Н. вражеских орд. Н. саранчи. Н. гостей (перен. ; шутл.). нашествие а также …
  • НАШЕСТВИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    нашествия, ср. Вторжение неприятеля в страну (книжн.). Нашестие Батыя на древнюю Русь в 13 веке. Нашестие французов в 1812 г. …
  • НАШЕСТВИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    нашествие ср. 1) Вторжение масс неприятеля в страну. 2) перен. разг. Неожиданное появление, приход кого-л. 3) перен. Появление в большом …
  • НАШЕСТВИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. Вторжение масс неприятеля в страну. 2. перен. разг. Неожиданное появление, приход кого-либо. 3. перен. Появление в большом количестве …
  • НАШЕСТВИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. 1. Вторжение масс неприятеля в страну. 2. перен. разг. Неожиданное появление, приход кого-либо. II ср. Появление кого-либо - …
  • ВТОРОЕ НАШЕСТВИЕ МАРСИАН в Цитатнике Wiki.
  • МАМАЕВО ПОБОИЩЕ в Словаре русского языка Лопатина:
  • МАМАЕВО ПОБОИЩЕ в Орфографическом словаре:
    мам`аево поб`оище, мам`аева поб`оища (о драке; о полнейшем …
  • ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань …
  • РУССКИЕ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". По представлениям господствовавшим до Октябрьского переворота 1917 г. под понятием "русские" ("триединый русский народ") объединялись великороссы, …
  • ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Хозевит (+ 625), преподобный. Память 8 января. Родился на Кипре в …
  • ГОГ И МАГОГ
    Гог и Магог — в иудаизме и христианстве, а также в исламе воинственные антагонисты «народа Божьего», которые придут «в последние …
  • ГОГ И МАГОГ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ГОГ И МАГО’Гв иудаизме и христианстве, а также в исламе воинственные антагонисты «народа Божьего», которые придут «в последние времена» с …
  • ГОГ И МАГОГ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (еврейск.gog we ma-g?g) в эсхатологических мифах иудаизма и христианства, а также ислама (см. ЙАДЖУДЖ И МАДЖУДЖ), воинственные антагонисты «народа …
  • ТЯПКИНЫ
    Тяпкины - дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от мужа честна Василия Варгоса, по прозванию Погожий, выехавшего с Ольгердовичами …
  • РОССИЯ, РАЗД. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XVI - XVII ВЕКОВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рспехи собирательной деятельности существенно видоизменили политическую роль московских князей, превратив их из удельных вотчинников в представителей национальных интересов великорусской народности. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ МАЛОРОССИИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рерритория. Под именем Малороссии разумеются, обыкновенно, нынешняя Черниговская и Полтавская губернии, но в историческом смысле понятие Малороссии гораздо шире; она …
  • ПОГОЖЕВЫ в Краткой биографической энциклопедии:
    Погожевы - дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от литвина Василия Воргоса, прозвищем "Погожий", выехавшего к Дмитрию Донскому на …
  • ЛЕОНТЬЕВ ИВАН ЛЕОНТЬЕВИЧ (ЩЕГЛОВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Леонтьев, Иван Леонтьевич - талантливый беллетрист и драматург (1856 - 1911), более известный под псевдонимом Щеглов. По окончании Павловского военного …
  • АВЕРКИЕВ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по …
  • ЯРОСЛАВНА в Литературной энциклопедии:
    - героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII в.). Я.- реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Се-верского, …
  • ВАРИАНТЫ в Литературной энциклопедии:
    [от латинского varius — различный, разный] — разночтения отдельных слов, строк, строф, глав какого-либо произведения. Происхождение их объясняется рядом субъективных …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТЯПКИНЫ
    дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от мужа честна Василия Варгоса по прозванию Погожий, выехавшего с Ольгердовичами на Мамаево …
  • ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    \[Из этого общего очерка выделены дальше истории некоторых отдельных войн, имеющих более важное значение.\]. — I. Сношения и войны России …
  • РУССКАЯ ДРАМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Первоначальным периодом истории Р. драмы считается иногда та эпоха, когда самобытно создались народные хороводные игры, сопровождаемые диалогом. Но этот диалог …
  • РОССИЯ. ИСТОРИЯ: ХРОНОЛОГИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    b55_509-0.jpg Годы княжений и царствований здесь не помечены, так как их удобнее найти в родословных таблицах (Рюриковичей и дома Романовых). …
  • ПОГОЖЕВЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от литвина Василия Воргоса прозвищем "Погожий", выехавшего к Дмитрию Донскому на Мамаево побоище …
  • МОСКВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I b38_940-0.jpg — первопрестольная стол. России. История. — Первое летописное слово о М. относится к 1147 г., когда суздальский князь …
  • АТКИНСОН, ДВА АНГЛИЙСК. ХУДОЖНИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Atkinson) — 1) Джон Аугустус А. (1775—1829), живописец и гравер, долго жил в СПб., написал для Павла I две картины: …
  • АВЕРКИЕВ ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I современный писатель; р. 30 сент. 1836 г. в Екатеринодаре. Его предки — крестьяне Олонецкой губ. Петерб. университет оконч. в …
  • ПОБОИЩЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, ср. 1. Битва с большим количеством жертв (стар.). Ледовое п. (название битвы на льду Чудского озера в 1242 …

Сборы русских против Мамая

По мере того, как Московское княжество усиливалось, Орда стала ослабевать, так как в ней нередко происходили смуты и междоусобицы.

Московские князья пользовались этими смутами и стали платить дани меньше, а случалось, что по три года и совсем не платили дани. Ко времени Димитрия Иоанновича в Орде появился грозный воевода Мамай, который всю Орду забрал в свои руки. Послал он рать на Россию, требуя дани как при первых ханах; но Димитрий Иоаннович разбил эту рать наголову. Тогда Мамай пришел в такую ярость, что поднял всю Орду и собирался совсем разорить Русскую землю. «Возьму Русскую землю, - говорил он, - разрушу церкви и обращу русских в свою веру. Где были церкви, там построю мечети; во всех городах посажу своих начальников, а князей русских перебью».

Узнав о замыслах Мамая, Димитрий Иоаннович быстро начал готовиться к отпору. Он разослал гонцов во все стороны и призывал князей и людей русских на защиту веры православной и родной земли. Сбор был назначен в Коломне. Скоро вся северная Русь пришла в движение: ратники тысячами шли к Москве и Коломне. По совету духовенства великий князь отправил было в Орду послов и предлагал уплатить дань, но Мамай был так сердит на русских, что отказался от дани и решил разорить Русскую землю.

Димитрий Донской в обители преподобного Сергия

Пред походом великий князь Димитрий Иоаннович поехал в Троицкую обитель получить от преподобного Сергия благословение на великий подвиг. После обедни преподобный Сергий благословил великого князя и сказал ему:
- Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю. Видев твое смирение, Господь Бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит.
- Я уже это сделал, отче, - отвечал Димитрий Иоаннович, - но он еще более возносится.

Если так, - молвил преподобный, - то его ждет конечная гибель, а тебе от Господа Бога и Пречистой Богородицы и святых Его будет помощь, и милость, и слава.

В числе монастырской братии великий князь заметил двух иноков, которые отличались высоким ростом и крепким сложением. Их звали Пересвет и Ослябя. До поступления в монастырь эти иноки слыли богатырями и отличались ратными подвигами.

Отче, - сказал великий князь святому Сергию, - дай мне этих иноков от твоего полку иноческого! мне известно, что они были крепкие богатыри и великие ратники.
Преподобный Сергий приказал обоим инокам немедленно приготовиться к ратному делу. Пересвет и Ослябя охотно исполнили приказание и надели оружие. Святой Сергий дал им схимы с нашитыми на них крестами и сказал:
- Мир вам, братья мои возлюбленные о Христе! пострадайте как доблестные воины Христовы; наступило ваше время.
Отпуская великого князя и его спутников, святой Сергий осенил их крестом и окропил святою водою.

Господь будет тебе Помощником, - сказал преподобный. - Он победит и низложит твоих супостатов и прославит тебя.
Пророческие слова святого Сергия обрадовали великого князя и подали ему надежду на успех.

Выступление русской рати в поход

20 августа 1380 года московская рать выступила в поход. Димитрий Иоаннович с князьями и воеводами горячо помолился в соборном Успенском храме, припал здесь ко гробу святого Петра митрополита, первого заступника Москвы, и просил его помощи. Из Успенского собора великий князь перешел в храм Михаила Архангела и там поклонился своим предкам; потом простился с семьею и выехал к войску.

Войско русское бодро пошло вперед. Когда перешли за Оку и приближались к Дону, прибыли разведчики и сказали: «Мамай стоит на Дону, и силы у него столько, что перечесть нельзя». Димитрий Иоаннович собрал князей и воевод на совет. Нужно было решить, переходить ли за Дон, или ожидать татар на этой стороне. Одни говорили: «Лучше оставаться на этой стороне реки. Враг силен; на всякий случай нужно удержать свободный путь позади». Другие говорили: «Лучше переправиться на ту сторону. Нечего думать о возвращении домой; пусть бьется всякий без хитрости и не думает о спасении!» В это время прибыли гонцы от святого Сергия и привезли грамоту. Преподобный благословлял великого князя и обещал ему помощь от Бога и Пресвятой Богородицы. Димитрий Иоаннович еще больше ободрился и велел переправляться через Дон.

Ночь накануне битвы

В ночь с 7 на 8 сентября русская рать перешла через Дон и расположилась близ речки Непрядвы, на поле Куликовом. Несметная татарская рать находилась на другой стороне поля, где возвышалась гора; на горе стоял сам Мамай. Ночь была тихая, звездная; только с одной стороны неба подымалась мгла и предвещала наутро туман. Великая была эта ночь; много потом рассказывали чудного, что совершилось под ее покровом.
Димитрий Иоаннович не мог уснуть в эту ночь: он то молился в своем шатре, то делал разные распоряжения. Не спалось и многим ратным людям и военачальникам. Был у великого князя боярин Боброк, который слыл очень смышленым и опытным воином.

В полночь он приехал к великому князю и вызвался указать приметы о предстоящей битве. Боброк пригласил великого князя с собой. Сели они на коней, выехали на средину Куликова поля и остановились между русскою и татарскою ратью.
Обернувшись лицом к татарскому стану, они стали прислушиваться. Из стана татарского слышались сильные крики, стук, звуки труб; за самым станом выли волки, налево зловеще кричали вороны и клектали орлы; а направо стаи гусей и лебедей плескались в речке, предвещая грозу.
- Что слышал, князь? - спросил Боброк.
- Слышал грозу великую, - отвечал Димитрий Иоаннович.
- Обернись теперь к полкам русским, - сказал Боброк. Великий князь повернул коня и стал прислушиваться. В стане русских было совершенно тихо.
- Ничего не слышу, - сказал великий князь, - только вижу я будто зарево от множества огней.

Благодари Бога, Пречистую Богородицу, великого чудотворца Петра и всех святых, - сказал Боброк, - огни - доброе знамение. Есть у меня еще примета, - продолжал Боброк.
Он сошел с коня и приник правым ухом к земле. Долго слушал Боброк, потом встал и поник головою.
- Ну что, брат, какова примета, - спросил князь.
Долго Боброк не хотел говорить, но наконец прослезился и рассказал князю:

Господин князь! Поведаю тебе только одному, а ты никому не говори. Одна примета тебе на великую радость, а другая на великую скорбь!.. Слышал я, как земля горько, горько плакала: на одной стороне будто женщина кричит татарским голосом о детях своих и бьется, проливая слезы, а на другой стороне будто девица плачет нежным голосом в великой печали. Уповай на милость Божию: ты одолеешь татар, но воинства твоего христианского падет многое множество.

Димитрий Иоаннович прослезился при этих словах и промолвил: «Да будет воля Господня!» Разъехались они по своим шатрам.
Вдруг Димитрию Иоанновичу говорят, что к нему пришли три ратника. Князь велел их пустить. И стал один рассказывать: «Стоял я сторожевым против татарского стана, и было мне виденье: от востока, вижу я, идет словно воинство великое; вдруг на это воинство с полуденной стороны идут два светлых юноши, в доспехах воинских и с мечами; и начали они воинство это рубить и словно восклицали: кто велел вам погублять отечество наше? И кого изрубили, а прочих отогнали». - «А мы, - рассказывал другой, - прилегли было; и вдруг я взглянул на небо и вижу, что в воздухе, со стороны степи, идет словно великое множество черных людей на конях и на колесницах, и вдруг появился словно в святительских ризах муж с огненным жезлом в руке, и тоже словно воскликнул: «Почто пришли вы погублять стадо мое?» и устремился на них с жезлом своим - и всех их разогнал. Я толкнул товарища, он тоже увидал и сказал мне: это никто иной, как угодник Божий святой Петр митрополит».

Выслушав их, великий князь перекрестился и сказал: «Предку моему святому Александру Невскому помогли победить шведскую рать угодники Божий святые Борис и Глеб; не они ли подвиглись и ныне нам на спасение? А святой Петр митрополит неусыпно молится за Русь пред престолом Всевышнего. Помолимся и мы, братья, чтобы помогли они нам в сей великий день».

Куликовская битва

Наступило утро 8 сентября. Горячая утренняя молитва укрепила Дух русских воинов; все стали по своим местам. Густой туман покрывал поле и скрывал войска. Наконец потянул ветерок и рассеял туман; яркое солнце осветило русские полки. Великий князь Димитрий Иоаннович объезжал ряды воинов и говорил: «Возлюбленные отцы и братья, Господа ради и Пречистой Богородицы и своего ради спасения подвизайтесь за веру православную и за братию нашу».

Потом отдал он своего коня и верхнюю одежду одному из бояр, а сам пересел на другого коня и надел простой плащ; вынул он из-за пазухи крест с частицами Животворящего Креста, приложился к нему, вкусил просфору от святого Сергия и, творя молитву, поехал в передовой отряд. Тщетно князья и воеводы удерживали его. «Тебе следует стоять особо от битвы, - говорили они, - и смотреть на сражающихся, а потом жаловать живых и творить память по убитым. Если же мы тебя, государь, лишимся, то уподобимся стаду овец без пастыря: придут волки и распугают нас». - «Братья мои милые, - отвечал Димитрий Иоаннович, - добрые ваши речи достойны похвалы. Но если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду вместе с вами».

Часов в одиннадцать с противоположных холмов стала спускаться татарская рать. Полкам татарским, казалось, и конца не было. Когда оба войска остановились друг против друга, выехал вперед татарин огромного роста, вызывая русских на единоборство. Увидал его инок Пересвет и сказал воеводам: «Этот человек ищет себе подобного; я хочу с ним переведаться!» - «Отцы и братья, - воскликнул Пересвет, - простите меня грешного. Брат Ослябе, моли за меня Бога! преподобный игумен Сергий, помоги мне молитвою своею!» И с копьем в руке поскакал он на врага. Татарский богатырь понесся ему навстречу. Противники ударили друг на друга с такою силой, что кони их упали на колени, а сами они мертвые свалились на землю.

Тогда обе рати бросились в битву. Такой битвы никогда еще не бывало на Руси. На пространстве десяти верст бились русские и татары; копья ломались, как солома; стрелы падали дождем; пыль закрывала солнечные лучи, мечи сверкали молниями, а люди падали как трава под косою; кровь лилась как вода и текла ручьями. Два часа уже длилось страшное побоище. Татары стали одолевать и думали уже, что русские будут побеждены.

Как вдруг свежий отряд русских вышел из засады и ударил на татар. Татары не выдержали этого натиска, дрогнули и обратились в бегство. Увидел Мамай, что татары бегут назад, сам сел скорей на коня, бросил шатер и ускакал... Русские далеко гнали татар и избили их многое множество. Весь стан и имущество татар досталось в руки победителей. Победа была великая, но вместе с тем и скорбная. От огромного русского войска осталось всего сорок тысяч. Более двухсот тысяч человек пало с обеих сторон, и Дон, как говорит сказание, три дня тек кровью...

Когда собрались оставшиеся в живых князья и воеводы, то заметили, что не было великого князя. Долго искали его по всему полю Куликову; наконец один воин нашел Димитрия Иоанновича чуть живым. Доспехи его были избиты, весь он был обрызган кровью; но он не был ранен и лишился чувств от утомления.
За эту великую победу Димитрий Иоаннович прозван Донским. Святою Церковью было установлено на вечные времена совершать поминовение убиенных на поле Куликовом в Димитровскую субботу. На самом поле поставлен памятник.

Куликовская битва. "Мамаево побоище".

Историческая справка .

Лицевой летописный свод Ивана Грозного

"М амаево побоище", или "Побоище на Дону" - так называлось это сражение между общерусским войском во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем и войсками темника Мамая и его марионеточного хана Тюляка (Тулунбека). Термин Куликовская битва был впервые применен русским историком Н. М. Карамзиным. Об этом сражении мы знаем и много, и мало.

П ервые летописные повести о Куликовской битве, созданные практически сразу после сражения, содержат минимум информации о событии. Литературные произведения XVI-XVII веков "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" насыщены различными, порой фантастическими подробностями, недостоверными фактами и историческими ошибками. В то же время ни одно событие

средневековой истории России не нашло столь широкого отражения в летописной, литературной и живописной традиции.

П ричин похода Мамая на Русь источники называют несколько.

Л етописные повести называют среди них желание Мамая отомстить за поражения в битве на реке Воже в 1378 году, где войско, посланное Мамаем, потерпело сокрушительное поражение. Был убит мурза Бегич и 5 ордынских темников.

Д ругая причина была экономической. Мамай хотел заставить Москву платить дань как при хане Джанибеке, то есть регулярно выплачивать "выход" в больших размерах (может быть в два раза), чем это было оговорено в 1371 году, когда Орда выдала ярлык князю Дмитрию Московскому на великое княжение владимирское. Пользуясь неразберихой в Орде, Москва с 1374 году вообще прекратила платить ордынскую дань. Средства были крайне необходимы Мамаю для сохранения войска и привлечения новых сторонников в борьбе за власть в Золотой Орде.

П осле поражения Бегича Мамай основательно в течение 1379 и первой половины 1380 года готовился к походу на Москву. По сообщению источников темник привлек в качестве союзника противника Москвы великого князя литовского Ягайло, а также вел переговоры с Олегом Рязанским, надеясь на старые противоречия между Москвой и Рязанью. В поход были мобилизованы все подвластные Мамаю земли правобережья Волги, Крыма и Северного Кавказа. В летописных повестях о Куликовской битве упоминаются как участники коалиции Мамая наемные отряды итальянских колоний в Крыму ("фрязы"), черкасы (адыги), ясы (осетины), бесермяне, буртасы и армяне (народы и переселенцы Волжской Булгарии). В начале лета 1380 года Мамаева Орда медленно двинулась из кочевой ставки темника в низовьях Дона на Русь, следуя вверх по течению этой реки. Мамай не спешил, так как он ожидал подхода союзников к осени для совместного движения на Русь. В начале августа войско Мамая достигло устья Воронежа. Олег Рязанский, видя у границ своего княжества сильное ордынское войско, вынужден был обещать Мамаю выплату дани и посылку военной помощи, которая, скорее всего, так и не пришла к темнику.

О нашествии Мамая на Москве стало известно в конце июля - начале августа от разведчиков или от рязанского князя. Понимая неизбежность открытого военного столкновения с войсками Мамая, Дмитрий Иванович на военном совете, в котором приняли участие ближние московские бояре и его двоюродный брат Владимир Андреевич Серпуховской, приняли решение о сборе полков и ратей всего Московского княжества и союзных князей. Тогда же решено было выслать военную разведку ("сторожу") к Тихой Сосне для наблюдения за ордой Мамая. Вероятно, к этому времени относится и поездка князя Дмитрия в Троицкую обитель к Сергию Радонежскому. Перед суровыми испытаниями самого крупного за полуторавековую историю Руси прямого вооруженного сопротивления войскам Золотой Орды Дмитрий нуждался в моральной поддержке. Учитывая то, что в это время на Руси не было митрополита, факт поездки Дмитрия к Сергию не подлежит сомнению.

С бор всего войска был назначен в Коломне 15 августа. Коломна являлась важным стратегическим пунктом на южных рубежах московской земли. Перед отправкой полков из Москвы Дмитрий, не имея сведений от первой сторожи, посылает в степь вторую. В Коломне был проведен смотр войск, собранные силы объединены в крупные воинские соединения-"полки", были назначены воеводы полков, определен походный порядок движения. Здесь в поле была отправлена третья сторожа. В Коломну к московскому князю приехали ордынские послы с требованием Мамая о выплате дани, как при хане Джанибеке. 20 августа войско Дмитрия отправилось из Коломны вверх по Оке, следуя по ее левому берегу до устья Лопасни, постоянно собирая данные о противнике. Из Коломны в поход на Дон выступили отряды и полки из городов и волостей великого княжения Москвы, Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, дружины Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского княжеств, Пскова и Новгорода Великого, а также служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Однако на Куликово поле не пришли полки Нижегородского княжества, обескровленного постоянными набегами ордынцев. Не появились и рати Михаила Тверского, который сознательно выжидал результатов похода Мамая. О сложной позиции Олега Рязанского мы говорили выше. Таким образом, силы трех великих княжеств Северо-Восточной Руси не приняли участия в битве.

У устья Лопасни к общерусскому войску присоединились полки под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и московского воеводы Тимофея Вельяминовича. 26-27 августа русские полки переправились через Оку и двинулись вдоль пограничья рязанских земель на юг на сближение с Мамаем. Смысл данного маневра заключался, по мнению большинства историков, в том, чтобы вклиниться между возможными союзниками Мамая и не дать им соединиться. Последняя остановка русских войск перед броском к Дону состоялась в местечке Березуй, куда подошли дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей. 6 сентября русские достигли Дона и встали лагерем. Согласно последним историко-археологическим исследованиям, последний участок пути русские воины двигались по сухопутной дороге, известной в более позднее время как Старая Данковская, трасса которой пролегала по водоразделу рек Дона и Мокрой Таболы. Лагерь русских войск располагался в устье реки Мокрая Табола. 7 сентября произошел бой сторожевых отрядов русского и ордынского войск, в котором победа осталась за первыми. Мамай пришел в ярость, узнав о подходе войск Дмитрия. Разведчики сообщили московскому князю, что ордынцы стоят лагерем на Гусином броду в одном переходе от русского лагеря, в верховьях реки Красивая Меча. На военном совете решено было дать сражение Мамаю за Доном. В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года полки начали форсировать Дон. Предварительно через реку перешел Засадный полк для прикрытия переправы всего русского войска. В последнее время историки оценивают численность русских войск на Куликовом поле не более нескольких десятков тысяч воинов (В. А. Кучкин). Численный перевес был на стороне Мамая. Подобное скопление воинов было огромным в глазах современников. В то время столкновение ратей, превышавших несколько тысяч, считалось крупным сражением. Поэтому в источниках приводятся столь фантастические сведения о численности участников Куликовской битвы.

Т уманным утром 8 (21) сентября в субботу в день Рождества Пресвятой Богородицы русские полки начали разворачиваться в боевой порядок лицом на юг. Согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", далеко вперед были выдвинуты отряды Сторожевого полка. Первую линию русского строя составлял Передовой полк. За ним стояла основная линия войск Дмитрия с Большим полком в центре и крыльями (полки Правой и Левой руки). За большим полком, вероятно, располагался частный резерв. Предугадывая ход битвы, русские воеводы оставили в стороне от общей линии полков сильный общий резерв - Засадный полк. По последним научным данным русские полки выстроились, имея за спиной Дон и Непрядву, между балкой Рыбий верх и рекой Смолка, занимая фронт не более полутора километров. Склоны балки, речки и их отвершки были густо залесены. Таким образом, для наступления у Мамая оставался узкий водораздельный степной коридор, не дававший возможность ордынцам развернуться и применять излюбленные фланговые охваты.

Д алеко впереди русские воины услышали гул приближающегося ордынского войска. Мамаю понадобилось еще некоторое время, чтобы перестроить свои силы из походного в боевой порядок. Первыми в схватку вступили сторожевые отряды. Источники донесли до нас, что князь Дмитрий участвовал в схватке боевых охранений, так называемом "первом суиме". Московскому князю было важно увидеть своими глазами развернутое построение войск Мамая. Затем он отошел в Большой полк, чтобы руководить сражением. Само сражение длилось три часа - с 6-го по 9-й час по древнерусскому счету времени, то есть с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут. После схваток сторож ордынцы всей силой обрушились на Передовой полк, который практически полностью погиб, но ослабил наступательный порыв войск Мамая. Затем в бой вступили главные силы. Около двух часов русские полки сдерживали непрерывные атаки мамаевой конницы на узком и тесном пространстве "... от великой тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликовом...". Примерно в половину первого дня "начаша одолевать погани". Согласно "Сказанию...", ордынцам удалось прорваться на левом фланге русских сил и выйти в тыл Большому полку. Московский князь был ранен. Создалась критическая ситуация полного окружения и уничтожения всей рати Дмитрия Ивановича. В этот момент в бой вступил Засадный полк (о нем пишут "Задонщина" и "Сказание..."), который располагался недалеко от полка Левой руки в большом лесном массиве "Зеленая Дубрава". Введение в сражение свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию на поле боя. Среди ордынцев началась паника. Войска Мамая обратились в бегство. Преследование ордынцев возглавил Владимир Серпуховской. Оно длилось до темноты.

Р азгром противника был полным, большинство ордынских воинов было убито в бою или во время бегства. Был захвачен стан Мамая со всем имуществом и стадами. Несколько дней русские воины хоронили павших и собирали трофеи. Затем 14 сентября поредевшее русское войско двинулось назад. Во время движения отдельные отряды войск Дмитрия подверглись нападениям со стороны рязанцев. В 20-х числах сентября русское войско подошло к Коломне. Здесь войско простояло несколько дней, а затем двинулось в Москву. 1 октября москвичи торжественно встречали героев Куликовской битвы.

С. М. Соловьев писал, что Куликовская битва была "знаком торжества Европы над Азиею", носила характер их "отчаянного столкновения... долженствовавшего решить великий в истории человечества вопрос - которой из этих частей света восторжествовать над другою" . А. Е. Пресняков отмечал, что битва сгубила Мамая, но не создала перелома в русско-ордынских отношениях. Это одна из наиболее значительных битв в истории Москвы, символизировавшая основную тенденцию времени. Несомненно, Донское побоище положило начало концу ига. Можно говорить и о сдвигах в сознании. Был сломлен стереотип предшествующего столетия, о котором точно и красочно написал А. Терещенко: "Мы думали, что нельзя восстать противу угнетателей, что одна небесная сила, а не человек, могла бороться с врагами веры и народности. Утрата независимости обезоруживала нас, и мы, как низкие поклонники, не смели замышлять о справедливой свободе: деспотизм давил".

К уликовская битва показала, что есть предпосылки для окончательного освобождения, что созрели силы для отпора врагу, есть организатор их - московский князь. Беспримерный поход русских войск за Дон сделал Московское княжество признанным центром антиордынской борьбы. Противостояние Московского великого княжества с Мамаевой Ордой завершилось крахом последней. Дмитрий Донской не позволил Мамаю восстановить власть над русскими землями. Но другим невольным результатом Куликовской победы стало нарушение существовавшего почти 20 лет неустойчивого равновесия между двумя частями Орды. Объективно более всего конкретную политическую выгоду от поражения Мамая на Куликовом поле получил хан Тохтамыш. Разгром Мамая способствовал объединению Золотой Орды под его властью. Но в народной памяти Мамаево побоище, окрашенное, впрочем, в трагические тона из-за гибели многих русских воинов, осталось символом великой победы, дав мощный толчок национальному самосознанию и созиданию общерусской государственности с центром в Москве.