Максимальное удаление от солнца. Задачи окружного тура городской олимпиады

Муниципальный этап

по английскому языку

9-11 классы

2010 г.

Олимпиада по английскому языку включает в себя следующие разделы:

I. Письмо .(45 минут)

Участникам предлагается написать сочинение на конкретную тему. Объем сочинения не должен превышать 200-250 слов.

II. Лексико-грамматический тест . (45 минут)

Тест состоит из двух частей A и B. В первой части участникам предлагается выбрать единственно правильный ответ из четырех вариантов. Во второй части требуется п реобразовать слова, напечатанные прописными буквами в скобках, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.

III. Чтение . (60 минут)

Первая часть (A) нацелена на полное понимание предложенного фабульного текста путем выполнения задания на выбор правильного варианта.

Вторая часть (В) представляет собой страноведческий тест с заданиями на частичное понимание.

IV. Аудирование .(30 минут)

Участникам предлагается прослушать текст и выполнить задание на определение истинности высказывания.

V. Устная речь .

Устная речь представлена в двух частях: монологическое высказывание и диалог по предложенным темам.

Критерия оценивания

Письмо – 20

Лексико-грамматический тест – 20

Чтение - 20

Аудирование – 20

Устная речь – 20

Максимальное количество баллов - 100

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

по английскому языку

9-11 классы, 2010 год

Часть 1. Письмо

It is no wonder that the Internet has become one of the most important things of our everyday life. It suggests a lot of social projects like “Odnoklassniki”, “In the Contact”, “Facebook”, etc.

Ответьте на вопрос: “What are the advantages and drawbacks of such type of communication and the way of making friends?” и напишите сочинение (200 – 250) слов .

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

по английскому языку

9-11 классы, 2010 год

Часть 2. Лексико-грамматический тест

Выберите правильный ответ, обводя его кружком.

1. This money ______ not enough to buy the book.

a) are c) have

b) is d) has

2. She made her husband ______ the tree.

a) to cut down c) to have cut down

b) cut down d) cutting down

3. You _______ nothing unless you ______ a microscope.

It is the most interesting specimen I ______.

a) see, don"t use, ever see c) will see, use, have ever seen

b) will see, don"t use, have ever seen d) won"t see, won"t use, ever saw

4. You ______ to prepare the room for our guests. They _____ arrive tomorrow or the day after.

a) must, must c) can, can

b) may, may d) need, may

5. She looks ______ today.

a) happily c) happy

b) nicely d) beautifully

6. His hands are dirty. He ______ the car.

a) repaired c) will repair

b) repairs d) has been repairing

7. The ______ document worried me.

a) lost c) losing

b) being lost d) having lost

8. It was far ______ than he expected, so he made up his mind to spend twice as ______ money as he had wanted.

a) more cheaper, more c) the cheapest, the most

b) more cheap, a lot d) cheaper, much

9. It is ______ how ideas come, like a _______ of lightening.

a) funnily, stroke c) funny, clap

b) funny, flash d) funnily, bit

10. Near the centre of _____ City there stand ____ St. Paul"s Cathedral, ____ Bank of England, ____ Royal Exchange, ____ Stock Exchange, and the rest of ____ London"s financial district.

a) the, the, the, the, the, the c) ____, _____, the, _____, _____, the

b) the, _____, the, the, the, _____ d) ____, the, ____, _____, _____, _____

11 . They don"t think so, ______.

a) so do you c) neither I do

b) so I do d) neither do I

12. Nobody knew where ______ at the moment.

a) she was c) she is

b) she has been d) she had been

13. She kept ______ they must be economical ______ they were not rich.

a) on saying, though c) saying, since

b) say, till d) to say, as

14. _____ computers are used extensively in scientific _____ to solve mathematical problems, display complicated data, or model systems that are too ______ or impracti cal to build.

a) The, researches, cost c) ____, research, costly

b) The, research, cost d) ____, researches, costly

15. Is _______ knocking at the door?

a) nobody c) somebody

b) anybody d) some

16. Alaska _____ to the United States since 1867, when it _____ from Russia by Secretary of State William H. Seward.

a) belonged, has been bought с) has been belonged, was bought

b) had belonged, has been bought d) has belonged, was bought

17. Tourism is _____ important; the country _____ 1.2 million visitors in 1998.

a) increasingly, has had c) increasingly, had

b) more increasingly, had d) the most increasing, has had

18. Their house is ______ to the school.

a) close c) near

b) nearly d) closely

19. Have you had your lunch _______ ? – No, I"m going to do it now.

a) already c) just

b) still d) yet

20. They were designed to serve ______ all-inclusive textbooks and thus differed _____ modern encyclopedias, which serve chiefly _____ reference sources.

a) as, in, as c) like, in, like

b) like, from, like d) as, from, as.

Преобразуйте слова, напечатанные прописными буквами в скобках, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.

Scarlet fever is an (1) ______ (INFECTION) disease, caused by bacteria, which usually enter the body through the nose or mouth. The disease most (2) _____ (COMMON) affects children between the ages of two and ten. The typical (3) _____ (INITIALIZE) symptoms of the disease are head ache, sore throat, chills and fever. From two to three days after the first (4) ______ (APPEAR) of symptoms, red spots may emerge on the tongue, called “straw berry tongue”. A characteristic skin (5) ______ (ERUPT) appears on the chest and usually spreads over the entire body except the face. The fever, which frequently runs as high as 40° to 40.6°C, generally lasts only a few days but may extend to a week or (6) _____ (LONG). The rash usually fades in a week, and at that time the skin begins to peel. Other diseases may become (7) ______ (COMPLICATE) of s carlet fever, for example, pneumonia. Since the introduction of penicillin, however, scarlet fever can be cured w ithout the (8) ______ (OCCUR ) of permanent after-effects.

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

по английскому языку

9-11 классы, 2010 год

Часть 3. Чтение

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 5.

There are still some rich people in the world. Many of them lead lives of particular pleasure. But rich people do have their problems. They are seldom problems of finance, since most rich people have enough sense to hire other people to take care of their worries. But there are other, more genuine problems. They are the problems of behaviour.

Let me tell you a story which happened to my uncle Octavian a full thirty years ago. At that time I myself was fifteen. Uncle Octavian was then a rich man. He was a charming host whose villa was very popular among the great. He was a hospitable man until January 3, 1925.

There was nothing special about that day in the life of Uncle Octavian, except that it was his fifty-fifth birthday. As usual on such a day he was giving a party for twelve people. All of them were old friends.

I, myself, aged fifteen, was deeply privileged. As a special surprise on this happy day, I was allowed to come down to dinner. It was exciting for me to be admitted to such company, which included a newspaper editor of exceptional intelligence and his fabulous American wife, a recent prime-minister of France and a German prince and a princess. Even today, 30 years later, one may fairly admit that the company was unbelievably great. But I should also stress that they were all old and close friends of Uncle Octavian.

Towards the end of a wonderful dinner, when dessert had been brought in and the servants had left, my uncle leant forward to admire a magnificent diamond ring on the princess"s hand. She was a pretty woman. She turned her hand gracefully towards my uncle. Across the table, the newspaper editor leant across and said: "May I also have a look?" She smiled and nodded. Then she took off the ring and held it out to him. "It was my grandmother"s – the old empress," she said. "I have not worn it for many years. It is said to have once belonged to Genghis Khan".

There were exclamations of delight and admiration. The ring was passed from hand to hand. For a moment it rested on my own palm, gleaming splendidly. Then I passed it on to the neat person. As I turned away again, I saw her pass it on.

It was some 20 minutes later when the princess stood up and said: "Before we leave you, may I have my ring back?" There was a pause, while we looked expectantly at each other. Then there was silence. The princess was still smiling, though less easily. She was unused to asking for things twice. The silence continued, I still thought that it could only be a practical joke, and that one of us – probably the prince himself – would produce the ring with a laugh. But when nothing happened at all, I knew that the rest of the night would be dreadful.

I am sure that you can guess the sort of scene that followed. The guests were really confused – all of them, old and valued friends. There was a nervous search of the whole room. But it did not bring the princess" ring back again. It had vanished – a priceless thing, worth possibly two hundred thousand pounds – in a roomful of twelve people, all known to each other.

No servants had entered the room. No one had left it for a moment. The thief was one of us, one of Uncle Octavian"s close friends.

I remember it was the French cabinet minister who had already started to turn out his pockets, before my uncle stopped him. "There will be no search in my house," he commanded. "You are all my friends. The ring can only be lost. If it is not found" – he bowed towards the princess – "I will naturally repay its cost myself."

The ring was never found, it never appeared, either then or later.

To our family"s surprise, Uncle Octavian was a comparatively poor man, when he died. And I should say that he died with the special sadness of a hospitable host who never gave a single lunch or dinner party for the last thirty years of his life.

Задания 1 – 4. Ответьте на вопрос, выбрав одну букву, соответствующую правильному ответу, обводя ее кружком.

1. What kind of man was Uncle Octavian thirty years ago?

a) Uncle Octavian was a rich and snobbish man.

b) Uncle Octavian was a rich man and a charming host.

c) Uncle Octavian was a comparatively poor man who liked to invite rich people.

d) Uncle Octavian was a rude and greedy man.

2. In what way did he want to celebrate his fifty-fifth birthday?

a) He decided to invite his relatives.

b) He wanted to celebrate his birthday in a small group of three-four close friends .

c) He was giving a party for twelve people who were old and close friends of his .

d) The whole city was going to celebrate Uncle Octavian’s birthday .

3. What was peculiar about the princess’ ring?

a) Her grandmother had not worn it for many years since the princess was born.

b) The prince produced this ring at the party as a present to the princess.

c) It was a useless thing of no worth at all .

d) It was a magnificent diamond ring once belonged to an outstanding woman .

4. Who was the thief?

a) The thief was Uncle Octavian because he wanted to repay the cost of the lost ring .

b) The thief was the French cabinet minister because he tried to turn out his pockets .

c) The thief was the prince himself because he wanted to make a joke.

d) The ring was never found because Uncle Octavian didn’t want to search his close friends .

Задание 5. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос: “ Problems of behaviour– what are they? Have you ever run across them? What do you know about them?

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

по английскому языку

9-11 классы, 2010 год

Страноведческий тест

Установите, о каких национальных эмблемах Великобритании (темы A – E) идет речь в текстах 1 – 4. Используйте каждую букву только один раз. В задании одна тема лишняя.

А. ROSE D. SHAMROCK (клевер)

B. DAFFODIL (нарцисс) E. LILAC (сирень)

C. THISTLE (чертополох)

1. It is the national flower of Wales . One sort of this flower grows only in a small area around Tenby . In Wales it is traditional to wear this flower on Saint David"s Day (March 1). This has led to suggestions that the name of the plant may have been influenced by the name "Dafydd," a Welsh form of "David". In some other countries the yellow variation of the flower is associated with Easter .

2. It is the traditional floral heraldic emblem of England and takes its name and origins from the Tudor dynasty . Henry Tudor took the crown of England from Richard III in battle. That was the end of the Wars of the Roses between the House of Lancaster and the House of York . His father was Edmund Tudor from the House of Richmond , and his mother was Margaret Beaufort from the House of Lancaster; he married Elizabeth of York to stop all conflicts. The symbol is often depicted in two colours – white on red and is always described, heraldically, as "proper".

3. It is a symbol of Ireland . It is a three-leafed old white clover. The plant was traditionally used for its medical properties. According to the legend it was used by Saint Patrick to illustrate the idea of the Trinity (the unity of Father , Son , and Holy Spirit ). Organizations, businesses and places around the world with links to Ireland often use this plant to advertise their connections.

4. It has been the national emblem of Scotland since the time of Alexander III (1249–1286) and was used on silver coins . According to the legend , the Norse army tried to attack the Scots army at night. During this operation one Norseman, who had no boots on, stepped upon this plant and cried with pain. The Scots woke up and met the Norse army. The plant prefers dry summer; it grows in sandy soils which are rich in salts. It may grow along roadsides, in fields, and agricultural areas.

Ответьте на вопросы, обводя правильный вариант кружком:

1) Which of these plants comes from the word "David" ?

2) Which of these plants was traditionally used for its medical properties ?

3) Which of these plants origins from the Tudor dynasty ?

4) Which of these plants woke up the Scots?

5) Which of these plants illustrates the idea of the Trinity ?

6) Which of these plants is often depicted in two colours ?

7) Which of these plants grows in sandy soils ?

8) Which of these plants is associated with Easter ?

1) A B C D E

3) A B C D E

5) A B C D E

7) A B C D E

2) A B C D E

4) A B C D E

6) A B C D E

8) A B C D E

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

по английскому языку

9-11 классы, 2010 год

Часть 4. Аудирование

Прослушайте текст и определите, какие из предложенных высказываний являются верными.

The story of the Native Americans – or the American Indians – is unique, tragic and inspiring. It is unique because the Indians were the original inhabitants of the American continent and experienced every phase of its European settlement. It is tragic because the conflict between the Indians and white people was parallel to the process of coming in contact with other industrialized societies. It is an inspiring story because the Native Americans, although lost much of their land in the 19th century, have survived, have defended their political and economic rights, and have succeeded in saving their identity and culture despite the knocks of modern civilization.

Today the Native Americans are full citizens of the United States. They are proud of their own cultural treasure, which they are trying to protect and maintain.

Marks of that treasure can be found all over the United States. Many of the proper names on the map of the United States – Massachusetts, Ohio, Michigan, Kansas – are Indian words. The Indians taught the Europeans how to cultivate crops such as corn, tomatoes, potatoes, tobacco.

About half of the Indians in the United States live in large cities and rural areas throughout the country. The rest of them live in about 300 federal reservations (land set for their use).

Today, there are about 1,4 million Native Americans, which is believed to be more than there were when the first European explorers arrived in the New World.

True or False?

1. The story of the Native Americans is one of the funniest in the history of the mankind.

2. The Indians were the original inhabitants of the American continent.

3. The Native Americans have managed to retain their identity and culture.

4. It"s almost impossible to find any marks of the Indians" culture in the USA nowadays.

5. Today all Indians live in federal reservations.

1) True False

2) True False

3) True False

4) True False

5) True False

Часть 5. Устная речь

Монологическое высказывание

Сформулируйте Ваше представление о возможности дополнительного заработка для молодежи, ответив на вопрос «What is true: concentrate on studying while at school or earn some money working part-time?».

Диалог

Many people have to work day and night without having a rest to eat properly. Discuss the problem of fast food and answer the questions: What are the reasons of fast food popularity in Russia? What effects may fast food make on our health? Where do you prefer to have a bite?

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

по английскому языку

9-11 классы, 2010 год

Keys :

Часть 2

  1. – infectious 5. – eruption
  2. – commonly 6. – longer
  3. – initial 7. – complications
  4. – appearance 8. – occurrence

Часть 3

1. – b

2. – c

3. – d

4. – d

В .

False

3) True False

4) True False

5) True False

Шкала критериев оценивания заданий в разделе «Устная речь»

Максимальное количество баллов: 20

Внимание! При оценке 0 по критерию "Содержание" выставляется общая оценка 0.

БАЛЛЫ

(максимум 10 баллов)

Взаимодействие с собеседником и оформление речи (максимум 10 баллов)

Взаимодействие с собеседником

(максимум 4 балла)

Лексическое оформление речи

(максимум 2 балла)

Грамматическое оформление речи

(максимум 2 балла)

Фонетическое оформление речи

(максимум 2 балла)

9-10

Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме. Участник высказывает интересные и оригинальные идеи .

4 балла

Участник способен логично и связно вести беседу: участник соблюдает очередность при обмене репликами, при необходимости участник начинает первым или поддерживает беседу, восстанавливает беседу в случае сбоя.

2 балла

В речи участника нет лексических ошибок; словарный запас участника богат, разнообразен и адекватен поставленной задаче.

2 балла

В речи участника нет грамматических ошибок; речь участника богата разнообразными грамматическими конструкциями.

2 балла

В речи участника нет фонетических ошибок.

Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме, однако выступление не отличается оригинальностью мысли.

Коммуникативная задача выполнена не полностью: цель общения в основном достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме: высказанные положения недостаточно аргументированы.

3 балла

В целом участник способен логично и связно вести беседу: участник соблюдает очередность при обмене репликами, но не всегда проявляет инициативу в поддержании беседы.

1 балл

Словарный запас участника в основном соответствует поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и/или имеются неточности в их употреблении.

1 балл

В речи участника присутствуют грамматические ошибки, не затрудняющие понимания или используются однообразные грамматические конструкции.

1 балл

Речь участника в целом понятна, участник допускает отдельные фонетические ошибки.

Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме: высказанных положений мало и они не аргументированы.

2 балла

Участник не способен логично и связно вести беседу: не начинает и не стремится поддерживать ее, в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника.

Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута, содержание не соответствует коммуникативной задаче.

1 балл

Участник диалога не способен вести беседу.

0 баллов

Словарного запаса не хватает для общения в соответствии с заданием.

0 баллов

В речи участника присутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание.

0 баллов

Понимание речи участника затруднено из-за большого количества фонетических ошибок.

Отказ от ответа

0 баллов

Отказ от выполнения задания по диалогу

Схема оценки выполнения письменных заданий

Баллы

Коммуникативные задачи

Языковые средства

18-20

Полная реализация коммуникативных задач

Связный текст, адекватное применение лексико-грамматических средств, их широкий диапазон. Языковые ошибки не существенны. Корректное применение формул письменной речи.

16-17

Достаточно связный, естественный текст, восприятие которого может быть затруднено некорректным применением (или отсутствием) связующих элементов. Применяются сложные синтаксические конструкции, но их виды не отличаются разнообразием.

11-15

Реализованы практически все коммуникативные задачи, но реализация их предельно упрощена.

В текстах есть грубые грамматические или лексические ошибки, искажающие смысл предложений, но их количество не велико (не более 3). Структурный и лексический диапазоны заметно ограничены, связность текста нарушена, есть некоторые нарушения, связанные с нормами оформления письменной речи.

8-10

Коммуникативные задачи в целом реализованы, поскольку понятен общий смысл текста.

Недостаточно корректный контроль структурой предложений, большое количество грубых лексико-грамматических ошибок. Восприятие текста затруднено.

Отмечаются, частично успешные, попытки реализации коммуникативных задач, но понимание текста затруднено многочисленными грубыми ошибками.

Текст трудно воспринимается из-за частых лексико-грамматических ошибок, упрощенной конструкции предложений, не соблюдения правил пунктуации, ведущей к несогласованности текста.

Несоответствие содержание поставленным задачам

Текст практически «не читаем», набор отдельных фраз и предложений с большим количеством ошибок.

1 - 2 балла могут быть сняты за

  • орфографические ошибки в словах активного вокабуляра, или в простых словах

небрежное оформление рукописи.


READING

You are going to read a magazine article about working in offices. Choose the most suitable heading from the list A-I for each part (1-8) of the article. There is one extra heading which you do not need to use.

A A problem often overlooked
B Get regular rest
C Managing your meals
D More than just keeping fit
E Changing your mind
F Effects on others
G A variety of health problems that can be solved
H Learning to enjoy exercise
I A modern problem

Find your energy again
1 ________
The offices that most of us work in aren’t the most healthy places in the world. If you work in a building that is more than 50 years old, it may not be perfectly designed for the office environment but it is probably healthier than one built recently. Even the best designed of today’s offices represent an artificial environment where it can be difficult to stay positive and bursting with energy.
2 ___________
Complaints about feeling tired, no energy, no interest in food, headaches and backache are commonplace. Office workers often say that these health problems are the inevitable consequences of working in an office. However, this is not the case. While there may be little you can do about the ever-ringing phones or the tempers of your colleagues, you needn’t feel unwell. There is plenty you can do to restore those energy levels and feelings of well-being.
3 ___________
The first thing you must address is tiredness. If at the weekend you stay up all night dancing or going to dinner parties and sleep all the following morning, you can’t expect your body to adjust on a Monday morning to a completely different routine. Some people seem to keep this lifestyle up without any trouble but for most of us it isn’t a good idea.

4 ___________
Our diets are another way we mistreat ourselves. Many office workers say they don’t have breakfast — but you really should eat something, however small, before you leave the house. And if you’re busy over lunch or have to go shopping, it’s possible to forget that too. So you get to the evening and suddenly realise how hungry you are. This is a disastrous way to manage (or not manage) your diet. Nothing is more important than eating and drinking regularly.
5 __________
You should also do a session of exercise once or twice a week in the evenings. This will help you to get to sleep and wake up refreshed in the morning. Recent American research has established that regular, vigorous exercise is a good way of improving your mood and that the effects last far longer than the session itself. It does have to be vigorous though -walking or tennis have to be kept up for at least an hour to have a positive effect.
6 ___________
All the advice on exercise says that you should choose something which you like doing. To this, many people reply: but I don’t like doing any form of exercise! Most people start off with the intention of exercising but soon lose interest. The answer here is you must do it until you get so used to doing it that you miss it when you don’t do it. In order to motivate yourself, you need to keep reminding yourself of the advantages.
7___________
If you’re working in an office with no natural light, you should go out for a walk for at least half an hour a day, even when the weather is dull and rainy. The importance of spending some time in daylight is often ignored. We now know that lack of sunlight can cause depression. It is, however, something that needn’t happen because it can easily be overcome.
8 ___________
You may be bothered by some of your colleagues’ bad temper or lateness. Think about how their behaviour influences your own state of mind and remember that you don’t need to behave in the same way. You are much more likely to enjoy your evening or weekend if you leave work feeling positive and it’s the same for your colleagues.

LISTENING

Time: 20 minutes

Listen to four people each take an item back to shop. Match each person with the item they are returning

A) Jane B) Pete C) Henry D) Karen

1. an all-in-one printer

2. a computer game

3. a mobile phone

4. an MP4 player

Listen to the receptionist tell Beata about the range of services offered at the medical practice. Write true (T) or false (F) for each sentences.

5. You can only make an appointment by phone.

6. Usually you can see a doctor in less than 24 hours.

7. Only a doctor can give vaccinations.

8. You have to call before ten thirty if you want a home visit.

9. A nurse or doctor is available seven days a week too give advice by phone.

10. there is a Well Person Clinic twice a week.

11. There is no special clinic for people with hay fever.

12. You have to ask two days in advance for a repeat prescription.

Time: 20 minutes

Read the text and mark statements 13-20 below as T (true) or F (false).

Every day Peru"s Machu Picchu, the Lost City of the Incas, is rediscovered by at least 1,000 tourists who are slowly destroying one of the wonders of the world. More people now come to this sacred citadel in a week than ever lived there in its 15th-cenhlry prime. The attempt to improve facilities for international visitors -better hotels, a helicopter service, and a planned cable car to replace the bus trip up the mountain -has only made the wear and tear worse. For nearly 500 years Machu Picchu was covered by impenetrable rainforests until in 1911, an American scholar-explorer, Hiram Bingham, stumbled upon it whilst he was looking for Vilacamba, the last refuge of the Incas from the Spanish conquerors. It"s easy to see why so many want to flock here. The sight of the emerald green grass slopes and stone coloured remains of Machu Picchu, flanked by its awesome, snow-capped peaks, is utterly breathtaking. It seems now, however, that Machu Picchu is falling victim to its own success. The primary concern is that the high volume of visitors is harming the site"s infrastructure. A survey by Japanese geologists at Kyoto University has suggested the earth beneath the city is moving at a rate of up to one centimetre per month. There are also fears for the welfare of the porters who carry travelers" backpacks in all weathers along the high altitude Inca Trail. As a result, the United Nations cultural agency wants visitor numbers more than halved, which means that visitors must now wait four to five days before getting a place on a trek. Despite this, Machu Picchu remains the number one must-see in South America. And, as such, the hunt is now on for new Inca ruins as a viable, ecologically sound alternative.

13. Machu Picchu used to have a population of over 7,000.

14. The improvement of facilities for tourists is causing environmental damage.

15. Hiram Bingham set out to discover Machu Picchu in 1911.

16. Machu Picchu is surrounded by mountains.

17. Machu Picchu has been too successful as a tourist destination.

18. Tourists must carry their own bags whilst they are walking along the Inca Trail.

19. The United Nations cultural agency would like to reduce the number of tourists who visit Machu Picchu.

20. Machu Picchu is no longer the most popular tourist attraction in South America because many tourists have now found some more ecological ruins to visit.

Read the text, for each question choose the correct answer: A, B, C, or D.

Dear Editor

I am writing with regards to the article "Is the TV Dead?" that appeared in your newspaper on the 4th March. The author claimed that with the rise of the Internet, the TV was becoming less and less significant in our lives.

I find it very difficult to agree with this view. The TV is still the main way most of us get our entertainment at home. It offers us the chance to see top musical artists, great films and documentaries and occasionally, thanks to important televised events, it has the power to bring the whole nation and all ages together in a way the Internet never could.

Your article was particularly critical of the TV for the poor quality of programmes available on the many channels we now have. It is certainly true that many of the channels offer nothing more than repeats or low budget programmes. However, I would argue that the majority of content on the Internet is also of questionable quality. I agree with the writer that it is easy to keep up-to-date with the latest news on the Internet, but I"m sure most of us still enjoy sitting down to the News on TV in the evening just as much.

The writer is correct in stating that the Internet has become our major source for research and I think this is its main strength. However, criticising the TV for not being as good is totally unfair. Information programmes like documentaries are made for their potential as entertainment not as research tools and as such will continue to be popular with viewers.

So in conclusion I don"t think the writer should be so quick to write the TV off. On the contrary, I think it has many more years left in it!

Yours sincerely
Samantha Johnson

    Why is the person writing this letter to the newspaper?

A to make a complaint

B to offer a different point of view

C to encourage people to watch more TV

D to persuade people to not use the Internet

    What do we learn about the writer"s opinion of TV?

A It is useful as a reference tool

B It is excellent entertainment

C It is suffering because of the Internet

D The quality of programmes is a problem

    Which of the following is seen as a problem with TV?

A the quality of some of the programmes

B the lack of entertainment programmes

C its poor use as a reference tool

D its unpopularity with younger people

    What does the writer think is the best use of the Internet?

A to buy products

B to be entertained

C to get the latest news

D to find things out

    Which of the following words describes how the writer feels about TV?

TRANSFER YOUR ANSWERS TO YOUR ANSWER SHEET

USE OF ENGLISH

Time: 10 minutes

Read the text below and choose the correct word for each space. For each question, mark the correct letter A, B, C or D on your answer sheet.

School in 15th century England

How different was life for school children in Tudor England, over 400 years ago? The biggest difference is that not many children (26) had the chance to go to school. Those that went were mainly boys (27) rich families could afford to pay the fees. Girls were (28) kept at home to help with housework or sent out to work to (29) some money. They weren’t (30) to go to school. At school, boys often had to speak in Latin. There were very few books, so each pupil read from a wooden board (31) . They attended school six days a week, and teachers were very (32) – boys were punished if they broke the school (33) . When boys left school, they could go to university, with some boys as (34) as fourteen attending classes. (35) , at that time there were only two universities – Oxford and Cambridge

    A even B never C just D only

    A who B which C whose D what

    A neither B or C such D either

    A collect B bring C earn D win

    A approved B allowed C agreed D admitted

    A altogether B meanwhile C otherwise D instead

    A heavy B strict C annoyed D exact

    A rules B duties C laws D orders

    A soon B small C early D young

    A Although B However C Despite D Because

Put the verbs into the right form.

Dear Anita,

Thank you for your entertaining letter, which (36 arrive) yesterday. I (37 begin) to feel much better now although my leg still (38 hurt) if I (39 walk) too far. Last weekend I (40 see) some friends who (41 spend) their summer holidays just up the road from here. They"re very nice. I hope you"ll meet them if you come here next month. I (42 get) to their house quite easily, but while I (43 come) home, my leg (44 begin) to ache really badly. So this week I (45 be) more careful.

I"m very pleased you (46 manage) to find that book about Indian music that you (47 look) for. I have some cassettes you can borrow if you (48 want)

I must stop now, because 1 (49 feel) rather tired.

Please white again and send me some books. This is a lovely place, but you know me, I (50 get) bored very quickly!

White much love,

TRANSFER YOUR ANSWERS TO YOUR ANSWER SHEET

Time: 20 minutes

Comment on the following statement.

Is the Internet the best source of information?

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 100 -120 words.

Make an introduction

Express your personal opinion and give reasons for your opinion

Make a conclusion

Name: ____________________________________________________________

School: ____________________________________________________________

2007 года) Меркурий и Венера находятся в созвездии Козерога, Марс – в созвездии Стрельца, Нептун в созвездии Козерога, карликовая планета Плутон находится на границе созвездий Стрельца и Змееносца, карликовая планета Церера находится в созвездии Рыбы, Юпитер – на границе созвездий Змееносца и Скорпиона. Уран находится в созвездии Водолея, граничащим с созвездием Козерога. Сатурн находится в созвездии Льва.

Наибольшее удаление Венеры от Солнца составляет 48˚. Нарисуйте взаимное расположение Венеры, Земли и Солнца в момент наибольшего удаления Венеры от Солнца и определите расстояние Венеры от Солнца в астрономических единицах и километрах. Наибольшая восточная элонгация Венеры произойдет 9 июня 2007 г, когда произойдет следующая наибольшая восточная элонгация Венеры? Сидерический период обращения Венеры вокруг Солнца равен Т = 0,615 года.

Линия водорода Нγ с длиной волны λ0 = 4340А, измеренная в спектре далекой галактике имеет λ = 4774А. Измеренные угловые размеры галактики равны 10"". Определите, с какой скоростью и куда движется эта галактика, на каком расстоянии она находится и каков ее линейный диаметр в парсеках. Сравните с диаметром Млечного Пути.

Решение.

20 января Солнце перешло из созвездия Стрельца в созвездие Козерога. Сейчас (днем 27 января 2007 года) Меркурий и Венера находятся в созвездии Козерога, Марс – в созвездии Стрельца, Нептун в созвездии Козерога, карликовая планета Плутон находится на границе созвездий Стрельца и Змееносца, карликовая планета Церера находится в созвездии Рыбы, Юпитер – на границе созвездий Змееносца и Скорпиона. Уран находится в созвездии Водолея, граничащим с созвездием Козерога. Сатурн находится в созвездии Льва.

Как называется такое расположение планет? Сколько больших планет сейчас находится над горизонтом? Сколько карликовых планет сейчас находится над горизонтом? Сколько больших планет можно будет наблюдать всю ночь?

Решение.

Это расположение планет называется парадом планет. Сегодня днем над горизонтом находится 6 больших планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Уран, Нептун. Сегодня днем над горизонтом находится 2 карликовых планеты: Церера и Плутон. К сожалению, сегодня парад планет не виден вечером и ночью, так как планеты находятся над горизонтом днем.

Всю ночь будет виден Сатурн, следовательно ночью можно наблюдать одну планету.

Земля, двигаясь вокруг Солнца по эллиптической орбите, в январе бывает ближе к Солнцу почти на 5 млн. км, чем в июле. Так почему же в январе у нас холоднее, чем в июле?

Решение.

Основная причина сезонных изменений температуры и климата на Земле связана с углом наклоном ее оси вращения к плоскости орбиты вокруг Солнца (эклиптики), который составляет около 66˚. Это определяет высоту Солнца над горизонтом (летом она выше) и продолжительность дня (летом день длиннее). Т. е. летом больше солнечной энергии попадает на Землю в северном полушарии. Зимой наоборот. Для средней полосы это разница достигает несколько раз. А за счет большей близости Земли к Солнцу зимой чем летом, то за счет этого разница в получаемом тепле составляет всего несколько процентов.

В момент противостояния Сатурн находится в созвездии Льва. В какой момент времени Сатурн пересечет небесный меридиан над точкой юга? В каком созвездии в этот момент находится Солнце?

Решение.

Противостояние планеты происходит во время попятного движения. Верхняя кульминация Сатурна произойдет в полночь по среднему солнечному времени. Солнце в этот момент будет находиться в противоположной точке эклиптики в созвездии Водолея. (Сезон – Зима – февраль).

Наибольшее удаление Венеры от Солнца составляет 48˚. Нарисуйте взаимное расположение Венеры, Земли и Солнца в момент наибольшего удаления Венеры от Солнца и определите расстояние Венеры от Солнца в астрономических единицах и километрах. Наибольшая восточная элонгация Венеры произойдет 9 июня 2007 г, Когда произойдет следующая наибольшая восточная элонгация Венеры? Сидерический период обращения Венеры вокруг Солнца равен Т = 0,615 года.

Решение.

Из рисунка видно, что в равнобедренном прямоугольном треугольнике расстояние Венеры до Солнца равно катету а = а0 sin 45˚ = 0,71 а. е. = 106 млн. км.

Конфигурации планет повторяются через синодический период S , который находится из уравнения синодического движения 1/ S = 1/ T – 1/ T з . Из этой формулы следует, что синодический период Венеры равен S = T · T з /(T з – T ) = 0,615/0,385 =1,597 г = 583 суток = 1 г 7 мес. 8 дн. Так что следующая наибольшая восточная элонгация наступит только в середине января 2009 г.

Роберт Хайнлайн в романе «Дорога доблести» описывает планету - Центр галактической империи. Планета эта «размером с Марс», сила тяжести на ней «почти земная». Что можно сказать о плотности этой планеты? Каковы для этой планеты первая и вторая космическая скорости? Каков период обращения спутника на низкой орбите? Радиус Марса - 3400 км, гравитационная постоянная G = 6,67 × 10-11 Н × м2/кг2.

Решение.

Из закона всемирного тяготения выразим ускорение свободного падения вблизи поверхности планеты: g = G M/R2 = 4 p G r R/3.

Отсюда средняя плотность планеты r = 3g/4 p G R = 10317 кг/м3 - значительно больше плотности железа.

Первая космическая скорость v1 = (gR)-1/2 = 5,77 км/с.

Вторая космическая скорость в корень из 2 раз больше первой: v2 = 8,14 км/с.

Период обращения спутника на низкой орбите Т = 2 p R/v1 = 3700 с - чуть больше часа.

Линия водорода Нγ с длиной волны λ0 = 4340А, измеренная в спектре далекой галактике имеет λ = 4774А. Измеренные угловые размеры галактики равны 10"". Определите, с какой скоростью и куда движется эта галактика, на каком расстоянии она находится и каков ее линейный диаметр в парсеках. Сравните с диаметром Млечного Пути.

Постоянная Хаббла Н = 63 км/с Мпк.

Решение.

Красное смещение лини в спектре галактики равно z = (λ - λ 0 )/ λ 0 =434/4340 = 0,1. Согласно эффекту Доплера это смещение линии объясняется удалением от галактики со скоростью V = z · c = 30000 км/с.

Постоянная Хаббла 63 км/с Мпк.

Согласно закону Хаббла расстояние до галактики r = V / H = 30000/63 =476 Мпк. Диаметр галактики равен d = r · sin 10"" = 476·2·10-4 = 0,08Мпк = 95 кпк. Диаметр Млечного Пути (спиральной галактики) равен 30кпк. Галактика больше нашей Галактики в 3 раза.

Александр Козловский

На данной неделе Уран вступит в соединение с Солнцем, в галактике М82, по-прежнему, доступна для наблюдений сверхновая звезда , а в созвездии Цефея — новая звезда, которая находится близ звезд альфа и эта Цефея (незаходящие светила на всех широтах нашей страны). Наиболее интересно для наблюдений утреннее небо, на котором даже в самый скромный телескоп или бинокль можно наблюдать три планеты и три астероида, а для наблюдения трех комет понадобится инструмент от 100 мм и выше. Самой заметной на светлеющем небе является Венера у восточного горизонта, правее ее видно созвездие Скорпиона с красной звездой Антарес, а еще правее невысоко над горизонтом желтоватый Сатурн, западнее которого расположился Марс (к северу от Спики). Северо-восточнее Марса даже без оптических средств можно попытаться отыскать астероид Весту, а в бинокль и Цереру. Кометы наблюдаются выше и правее Венеры.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Нептун видны на фоне утренних сумерек в южных районах страны, Венера также наблюдается на утреннем небе (видна и днем), у Марса и Сатурна отличная видимость ночью и утром, у Юпитера — вечером и ночью.

Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Рыб , Овна , Тельца и Близнецов , обладая вечерней видимостью. Начало недели Луна проведет в созвездии Рыб, недалеко от границы с созвездием Овна, куда перейдет 1 апреля (и это не первоапрельская шутка). В созвездие Тельца растущий серп войдет утром 3 апреля (Ф= 0,12) и устремится к Гиадам, где 4 апреля покроет звезды дельта 1,2 и 3 Tau при фазе 0,19, но это покрытие на сумеречном небе будет наблюдаться лишь в Северной Америке. 6 апреля фаза Луны достигнет 0,37 в созвездии Ориона, но в этот же день лунный серп перейдет в созвездие Близнецов, где сблизится с Юпитером при фазе 0,46.

Из комет в южном направлении по созвездию Щита перемещается Lovejoy (C/2013 R1) c блеском слабее 10m. Небесная странница LINEAR (C/2012 X1) при блеске ярче 8m движется к востоку по созвездиям Орла и Водолея . Еще одна хвостатая гостья C/2012 K1 (PanSTARRS) (блеск — около 10m) движется к северу по созвездию Северной Короны . Все три кометы, которые постепенно отдаляются друг от друга, можно отыскать на утреннем небе.

Среди астероидов самый высокий блеск (5,9m) имеет Веста , перемещающаяся к востоку по созвездию Девы близ Цереры (7,1m). Паллада имеет блеск 7,7m и движется к северу по созвездию Гидры . Весту при прозрачном небе и отсутствии засветки можно достаточно легко обнаружить невооруженным глазом.

Из относительно ярких (до 9,0m фот.) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнет S PEG 8,0m — 6 апреля.

Среди основных метеорных потоков активных нет. Ближайший большой поток — Лириды — проявит активность во второй половине апреля.

Новости любительской астрономии на АСТРОНЕТ — http://vo.astronet.ru/planet .

Ясного неба и успешных наблюдений!

Солнце. Максимальная высота дневного све тила над горизонтом на широте Москвы составляет 39 градусов (на середину недели). Моменты начала и конца гражданских (Грж.) и навигационных (Нав.) сумерек, а так же восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы на неделю указаны в таблице.

дата Нав. Грж. Восход Заход Грж. Ночь Дол.дня 31 05:24 06:18 07:03 20:04 20:50 21:44 13:00 01 05:21 06:16 07:01 20:06 20:52 21:47 13:05 02 05:18 06:13 06:58 20:08 20:54 21:49 13:10 03 05:15 06:10 06:56 20:10 20:56 21:52 13:14 04 05:12 06:07 06:53 20:12 20:58 21:55 13:19 05 05:08 06:05 06:50 20:14 21:01 21:57 13:23 06 05:05 06:02 06:48 20:16 21:03 22:00 13:28

Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время . Видимый диаметр Солнца имеет значение 32’00» (на середину недели). Дневное светило движется по созвездию Рыб .

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 7 апреля. Фаза Луны на текущий момент . Фазы Луны на будущее . В таблице указаны моменты восхода, верхней кульминации, захода, высота верхней кульминации, фаза, радиус и экваториальные координаты Луны на момент верхней кульминации для Москвы. Лд — либрация Луны по долготе, Лш — либрация Луны по широте, Дт — долгота утреннего терминатора (либрации — на 00:00 для Москвы).

дата Восх ВК Заход ВКг. фаза радиус координаты (ВК) Лд Лш Дт 31 07:07 14:03 21:13 +42o 0,01 15"59" 01:07,8 +07o25" 3,8 -1,5 270,1 01 07:33 14:54 22:30 +46o 0,04 15"47" 02:03,6 +11o25" 4,5 0,1 282,3 02 08:02 15:46 23:42 +49o 0,09 15"34" 02:59,3 +14o37" 4,9 1,7 294,5 03 08:36 16:37 - +51o 0,16 15"21" 03:54,8 +16o53" 5,0 3,2 306,7 04 09:15 17:28 00:47 +52o 0,24 15"09" 04:49,6 +18o07" 4,7 4,5 318,9 05 10:01 18:18 01:44 +53o 0,34 14"59" 05:43,5 +18o22" 4,1 5,7 331,1 06 10:54 19:06 02:33 +52o 0,43 14"52" 06:36,0 +17o39" 3,2 6,6 343,3

На этой неделе Луна 31 марта при фазе 0,0 сблизится с Ураном, а 6 апреля при фазе 0,46 — с Юпитером.

Планеты

Меркурий. Планета по созвездию Водолея , 6 апреля переходя в созвездие Рыб . Меркурий всю неделю наблюдается на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта, однако, не смотря на уменьшающееся лишь до 18,5 градусов (к концу недели) угловое удаление от Солнца, виден только в южных районах страны, да и то с применением бинокля. Блеск Меркурия увеличивается от -0,1m до -0,4m (фаза 0,76 — 0,83), а угловой диаметр уменьшится от 5,8 до 5,5 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный овал планеты без деталей. Расстояние от Земли за неделю увеличивается до 1,23 а.е.. Космические исследования — Мессенджер .

Венера. Планета обладает прямым движением в созвездии Козерога , 3 апреля переходя в созвездие Водолея . Угловое расстояние Венеры от Солнца составляет 46 градусов, и это почти максимальное удаление планеты от Солнца к западу. Наблюдается она на фоне утренних сумерек над юго-восточным горизонтом в виде самой яркой звезды неба. Утреннюю Звезду видно невооруженным глазом и после восхода Солнца, а также в течение первой половины дня. В телескоп планета видна в виде полудиска без деталей с угловыми размерами, уменьшающимися за неделю от 22,5 до 20,9 секунд дуги. Блеск ее составляет -4,3m при фазе, увеличивающейся от 0,54 до 0,57. Расстояние между Землей и Венерой возрастает за неделю до 0,8 а.е.. Космические исследования — Венера-Экспресс .

Марс. Загадочная планета перемещается попятно по созвездию Девы севернее звезды Спика (+1,0m) и юго-западнее астероидов Церера и Веста. Марс виден ночью и утром (над восточным и южным горизонтом) около 9 часов. Блеск Марса возрастает от -1,3m до -1,5m, а видимый диаметр — от 14,6 до 15,0 секунд дуги. Идет самый лучший период наблюдений планеты за последние два года. В небольшой телескоп виден диск, на котором при визуальных наблюдениях видны детали поверхности, которые можно зарисовывать в моменты успокоения изображения. Фотографические наблюдения с последующей компьютерной обработкой покажут больше подробностей. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается до 0,62 а.е.. Космические исследования — MSL Curiosity .

Юпитер. Газовый гигант по созвездию Близнецов (близ звезды эпсилон Gem с блеском 3,0m). Он доступен для наблюдений вечером и ночью (около 7 часов в средних широтах). Планета обращает на себя внимание своим блеском и является самым ярким объектом ночного неба после Луны. Угловой диаметр уменьшается за неделю от 38,6 до 37,7 секунд дуги при блеске -2,2m, а расстояние от Земли увеличивается до 5,21 а.е.. В телескоп наблюдается диск, на поверхности которого даже в небольшой телескоп легко различимы полосы, а более крупные инструменты покажут и другие образования. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера имеются в КН на март и КН на апрель . Космические исследования — Галилео .

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Весов . Сатурн виден по утрам над восточным горизонтом с продолжительностью видимости около 6 часов. Блеск его придерживается значения +0,2m при угловом диаметре, увеличивающемся от 18,2 до 18,4 секунд дуги. Даже в небольшой телескоп можно заметить детали поверхности планеты, а кольца видны во всем их великолепии. Из спутников наиболее доступен (8m) для наблюдений Титан (единственный спутник планеты в Солнечной системе, имеющий плотную атмосферу). Размеры кольца составляют 15,7 х 41,0 угловых секунд. Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается за неделю до 9,07 а.е.. Космические исследования — Кассини .

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,3 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границы с созвездием Кита) южнее звезды дельта Psc (4,4m). Вечерняя видимость Урана закончилась и теперь он появится на утреннем небе лишь в апреле. Для рассмотрения диска планеты нужен телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается до 21,02 а.е.. Космические исследования — Вояджер-2 .

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,2 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m). Наблюдать Нептун на утреннем небе можно в южных и средних широтах, а в северных — не представляется возможным. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть на звездных картах в КН на январь и . Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается до 30,73 а.е. Космические исследования — Вояджер-2 .

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) у границы с созвездием Щита на расстоянии 32,56 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования — Новые Горизонты . Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы — Небосвод 12 за 2008 год и 1 — 8 за 2009 год .

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды планет и некоторых астероидов на середину недели

03/04/2014 00:00 для Москвы. Эпоха 2000.0 (расстояние до Луны — в радиусах Земли).

Прямое восх. Склонение Блеск Расст.(а.е.) Видимость Восх ВК Заход УРАН 00h 46m 16.7s +04o15"59.0" +6,1 21,028425 - 07:01 13:29 19:58 СОЛНЦЕ 00h 47m 06.1s +05o03"13.7" -26,0 0,999697 13:14 06:56 13:32 20:10 ЛУНА 03h 15m 47.2s +15o15"35.5" -7,3 60,468478 -- -- 08:36 16:37 - ЮПИТЕР 06h 49m 47.6s +23o13"15.0" -2,0 5,153593 07:22 в 10:52 19:32 04:16 Паллада 09h 34m 00.4s +04o18"05.8" +7,2 1,437889 07:53 вн 15:47 22:16 04:48 МАРС 13h 21m 34.6s -05o45"34.1" -1,4 0,631772 09:18*н* 20:32 02:07 07:35 Веста 13h 57m 40.1s +01o28"04.6" +5,6 1,253898 09:18*н* 20:26 02:43 08:54 Церера 14h 05m 52.8s +02o28"22.5" +6,7 1,654351 09:18*н* 20:29 02:51 09:08 САТУРН 15h 22m 08.7s -15o58"27.9" +0,4 9,110814 06:33 ну 23:39 04:07 08:31 ВЕНЕРА 21h 54m 16.4s -11o53"49.9" -4,3 0,764535 00:26 у 05:47 10:40 15:34 НЕПТУН 22h 33m 06.5s -09o51"07.6" +7,9 30,773802 - 06:12 11:17 16:21 МЕРКУРИЙ 23h 33m 53.1s -05o27"27.8" -0,3 1,186905 - 06:46 12:20 17:56 3 апреля 2014 года 00:00 по московскому времени. Сближения менее 20 градусов у светил: +00 48,8" : Солнце - УРАН +02 17,1" : Веста - Церера +05 28,5" : МАРС - Спика +09 45,0" : ВЕНЕРА - НЕПТУН +11 26,6" : Паллада - Регул +11 33,1" : МАРС - Веста +11 33,8" : ЛУНА - Плеяды +13 23,6" : ЮПИТЕР - Поллукс +13 47,3" : МАРС - Церера +14 59,3" : Веста - Спика +15 40,9" : МЕРКУРИЙ - НЕПТУН +16 58,7" : Церера - Спика +18 48,7" : САТУРН - Антарес +19 18,0" : ЛУНА - Альдебаран +19 30,2" : ЮПИТЕР - Элнат (b Тельца)

Астероиды. На этой неделе блеск 10m превысят астероиды:

1 Церера (m=7,1) — в созвездии Девы , 2 Паллада (m=7,7) — в созвездии Гидры , 3 Юнона (m=9,6) — в созвездии Кита и Рыб , 4 Веста (m=5,9) — в созвездии Девы и 7 Ирида (m=9,8) — в созвездии Овна .

Кометы. В созвездии Щита наблюдается комета Lovejoy (C/2013 R1) , перемещающаяся на юг и доступная для наблюдений в телескоп при блеске слабее 10m. Комета LINEAR (C/2012 X1) при блеске ярче 8m наблюдается восточнее Lovejoy (C/2013 R1) в созвездиях Орла и Водолея , и перемещается к востоку. Увеличивает блеск комета C/2012 K1 (PanSTARRS) (около 10m), которая движется в северном направлении по созвездию СевернойКороны . Эта хвостатая странница находится правее и выше комет Лавджоя и LINEAR (C/2012 X1). Все эти кометы можно наблюдать на утреннем небе. Сведения о других кометах недели, месяца и в обозримом будущем имеются в Кометном календаре на 2014 год .

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+4часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова — веб-версия АК на 2014 год, включающая общий обзор звездного неба и явлений марта и апреля месяца. Предстоящие другие явления можно найти в КН на март и КН на апрель , Астрономическом календаре на 2014 год , Астрономических явлениях до 2050 года и календаре Сalsky .

31 марта, утро — Венера проходит в 3,7 гр. севернее звезды дельта Козерога (2,9m).

01 апреля и всю неделю, утро — Мини-парад планет (Венера, Сатурн и Марс) на светлеющем небе.

03 апреля, 23 часа 18 минут — Покрытие Луной (Ф= 0,18) звезды SAO 93777 (5,9m) из созвездия Тельца.

04 апреля, ночь — Комета C/2012 K1 (PanSTARRS) близ звезды каппа Северной Короны (4,8m).

05 апреля, вечер — Долгопериодическая переменная звезда S Пегаса близ максимума блеска (6,9m виз.)

Дополнительно о явлениях и наблюдениях — на Астрофоруме , Старлаб , Метеовеб , Астро кот , RealSky , Наедине с космосом и ДваСтрельца .

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 3 апреля в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Венеры в телескоп.


Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 3 апреля в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Юпитера в телескоп.

Источники : Календарь Наблюдателя N03 и N04 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), программа АК 4.16 (табличные данные), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь),