Махотин, сергей анатольевич.

, поэт

Махо́тин Серге́й Анато́льевич () - российский поэт , прозаик, автор произведений для детей.

Биография

Родился в 1953 году. Детство прошло в городе Сочи . Прежде, чем стать писателем, служил в армии, работал звукооператором на Сочинском телевидении, недолго поучился в Институте киноинженеров, закончил поэтическое отделение Литературного института. Работал корреспондентом газеты «Ленинские искры», вначале 80-х стал писать для детей и печататься в журналах «Костер» и «Искорка».

В 1985 году в двух центральных издательствах - «Детская литература » и «Малыш» - появились первые книги стихов: «Море в банке» и «Здравствуй, день!».

Среди изданных произведений: сборники детских стихов, историческая проза - повести «Юноша стройный на белом коне. Повествование о святом великомученике Георгии Победоносце» и «Крест Андрея Первозванного», роман «Марфа окаянная».

Работал главным редактором знаменитой детской радиопрограммы «Заячий остров». В настоящее время редактор детского вещания "Радио России" передача "Малая Садовая".

В 2008 году за сборник «Вирус ворчания» Сергей Махотин получил в Копенгагене диплом имени Андерсена, является лауреатом Литературной премии им. Маршака. В мае 2011 года участвовал в 5-м книжном фестивале в Таганроге в качестве гостя.

Библиография

  • Море в банке: Стихи.-Л.: Дет. лит., 1985.
  • Здравствуй, день!: Стихи.-М.: Малыш, 1985.
  • Старшая группа: Стихи.-Л.: Дет. лит., 1988.
  • Собака считает до одного: Стихи.-М.: Малыш, 1991.
  • Юноша стройный на белом коне: Повествование о святом великомученике Георгии Победоносце.-СПб.: Лицей, 1993.
  • Крест Андрея Первозванного: Повесть.-СПб.: 1994.
  • Сказания о сасунских богатырях: По мотивам армянского героического эпоса.-М.: Терра, 1996.
  • Марфа Окаянная Роман.-СПб.: Азбука, 1997.
  • Артур Конан Дойль. Затерянный мир: Пересказ.-СПб.: Тимошка, 1998.
  • Майн Рид Т. Всадник без головы: Пересказ.-СПб.: Тимошка, 1998.
  • Опасный путь: Книжка-раскладка/ Худож. А.Аземша.-СПб.: Сова, 1998.
  • Вирус ворчания ISBN 978-5-8452-0422-6
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Владигор и Звезда: Роман.-СПб.: Азбука, М.: АСТ, 1999.
  • Глинка
  • Мир океана
  • Бетховен
  • За мелом
  • В кого я такой?
  • Заколдованные косички: Рассказы и сказки.-М.: Дрофа, 2000.
  • Включите кошку погромче
  • Прогулки по Москве ISBN 978-5-7793-1661-3
  • Прогулки по лесу
  • Рембрандт
  • Ушаков
  • Ярослав Мудрый
  • Дело о пяти минутах

Коллективные сборники:

  • Первая встреча: Сборник.-Л.: Лениздат, 1980.
  • Для пользы дела: Сборник.-Л.: Лениздат, 1982.
  • День поэзии: Сборник.-Л.: Советский писатель, 1982.
  • Дружба: Сборник.-Л.: Дет. лит., 1983.
  • Дружба: Сборник.-Л.: Дет. лит., 1985.
  • Дружба: Сборник.-Л.: Дет. лит., 1987.
  • Спросите меня: Сборник.-М.: Дет. лит., 1988.
  • Звездочка: Сборник.-М.: Малыш, 1989.
  • Рассказы о православных святых/ Под ред. В.М.Воскобойникова.-СПб.: Мир ребенка, Адамант, 1999.
  • Энциклопедия детской литературы. Лучшие рассказы для детей.-СПб.: Тригон, 1999. ("Гомер", "Котенок Гусев")

Напишите отзыв о статье "Махотин, Сергей Анатольевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Махотин, Сергей Анатольевич

– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.
Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов.
Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне.
Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.



Какое счастье - говорить своим голосом!

Автобиография

Я родился в мае 1953 года. Сталина уже не застал. Так что некого было благодарить за счастливое детство. А оно действительно было счастливым, потому что было свободным. У ныне живущих детей (особенно в больших городах) этой свободы нет. Их не отпускают одних гулять, не разрешают бегать босиком, ловить ставриду в ночном порту, читать взрослые книги. А мне всё это было можно. И моим друзьям тоже.
Родился я в Сочи (у людей это почему-то вызывает удивление).
Первые детские впечатления:
Подзатыльник от отца (первый и единственный) - за то, что бросил камнем в лягушку. Не попал, слава богу! (Я, а не отец.)
Видел живого Юрия Гагарина. Он жил в санатории «Россия» и спускался на пляж. А мы, накупавшись, возвращались домой. Моя соседка по дому, маленькая и тощая Светка Миронова открыла рот от изумления. А Гагарин поднял её на руки и провозгласил, оглядывая сопровождающих: «Вот наше будущее!» Защёлкали затворы фотоаппаратов. Мы долго ждали, когда фото появится в газетах, потому что во дворе нам не верили: «Ну да! Будет Гагарин голую Светку поднимать. У неё ноги грязные». Фото, к сожалению, так и не появилось. Наверное, из-за ног. Потому что Светка была не голой - в трусах.
Ещё одно сильное впечатление - собственный ключик от почтового ящика. И своя собственная газета - «Пионерская правда». Даже в голову не могло прийти, что я там буду много печататься.
В школе я не знал, какую профессию выберу. Хотелось попробовать сразу несколько. Я их позже и попробовал. Работал ассистентом звукорежиссера на телевидении, грузчиком в геологической партии, асфальтировал дороги. Сочинять стал, когда уже в армии отслужил. Есть такое выражение: «На него стих нашёл». То есть человек повёл себя странно, не так, как все. А на меня стих нашёл в самом буквальном смысле. Бросил технический вуз и поступил в Литературный. Долго пытался избавиться от подражательности, искал свою собственную интонацию и вдруг нашёл её в поэзии для детей. Какое это было счастье - заговорить своим голосом! То есть голосом мальчишки, который все эти годы жил внутри меня.
С 1973 года я живу в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Никогда не позволяю себе назвать любимый город пренебрежительно - Питером. Он самый прекрасный, откуда бы я сюда не возвращался - из Москвы, Копенгагена, Вологды, Архангельска, Стокгольма или даже Одессы.
По-прежнему занимаюсь детской журналистикой. Работал в газете «Ленинские искры», в журнале «Костёр», на радио. Радио я очень люблю! Когда ещё читал по складам, с первыми книгами любимых писателей я познакомился благодаря радиоспектаклям. Их очень много было в пору моего детства. Они и сейчас ставятся на «Радио России. Санкт-Петербург», где я работаю редактором детских программ.
В последние годы больше пишу прозу. Хотя и стихи время от времени появляются.
Часто выступаю перед детьми в школах и библиотеках Санкт-Петербурга и других городов России. Очень люблю путешествовать и фотографировать своих юных читателей и слушателей. Радуюсь их вопросам. Один из последних (мальчик Юра десяти лет): «Когда вы совсем-совсем состаритесь, вы по-прежнему будете для нас книжки сочинять?»
Очень на это надеюсь!

Сергей Махотин

ИЗДАТЕЛЬСТВО

СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Разрабатываются серии:
- для иностранных авторов,
- для российских авторов.

Издаем:
- сборники начинающих авторов,
- сборники литературных объединений,
- аудиокниги.

Мы не только издаем книги, но и занимаемся их продвижением

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ,
ВЫПУЩЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ,
МОЖНО, СДЕЛАВ ЗАКАЗ
по e-mail:
[email protected]
по телефону:
+7 911 188 3277

В декабре 2011 года Сергей Анатольевич Махотин получил премию Чуковского.
А чуть ранее у него вышла прекрасная книга стихов в издательстве Детгиз "За мелом"
В книге - чудесные иллюстрации Кати Толстой.
Мне кажется, что стихи Сергея Анатольевича какие-то особенные, никто так больше не пишет, с такой интонацией. У него получаются удивительные рассказы в стихах: иногда веселые, иногда лирические.
Рассказы у Сергея Махотина тоже удивительные: грустные и смешные одновременно


С ергей Анатольевич Махотин родился в Сочи в 1953 году. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве. С 1973 года живёт в Ленинграде-Санкт-Петербурге. Работал корреспондентом ленинградской детской газеты "Ленинские искры", заведующим отделом поэзии журнала "Костёр", редактором детской редакции петербургского радио, главным редактором журнала "Кодекс". В настоящее время редактор детского вещания "Радио России".
Печатается с 1976 года в журналах "Уральский следопыт", "Костёр", "Пионер", "Искорка", "Мурзилка", "Весёлые картинки", "Детская литература", "Колобок", "Кукумбер", в газете "Пионерская правда" и других

А вот, что пишет о своем друге М.Д. Яснов:

У каждого детского поэта есть свои опознавательные знаки.

Стихи Сергея Махотина трудно спутать с какими-то другими. Уже давно Сергей нашёл свою интонацию - особую ноту добра и нежности. Герои его стихов - ими могут быть и малыши, и ребята постарше - живут в мире, где довольно чётко проставлены нравственные ориентиры. Это мир не просто человеческий, а человечный, в нём достаточно места для сочувствия. Хотя, ясное дело, сочувствие - понятие абстрактное. И нужно обладать чутким «резонансом» души, чтобы так написать:

Минут сорок пять
Я, наверно, друзья,
Глядел на трудящегося
Муравья.

Упорно хвоинку
Тащил он в жильё,
Влезал на травинку.
Спускался с неё. Вдруг тяжкую ношу
Отбросил он прочь
И крикнул:
- Глазеешь?!
Нет, чтобы помочь!

Сергей Махотин не пишет страшилок и ужастиков. Кажется, он просто органически не умеет их писать. Ему куда важнее каждым своим стихотворением подчеркнуть важность детства. Здесь дети и взрослые на равных решают свои проблемы. Здесь мир человека и мир природы подчинены общим законам справедливости. Здесь мы оказываемся в поэтической стране, живущей по законам тонких чувств и точных знаний о том, как должен строиться звучный, весёлый стих.
И ещё одно ценнейшее качество: Сергей прекрасно понимает, что такое юмор, как он украшает и обогащает нашу жизнь.

Как-то раз на одном из его выступлений ребята спросили: «А какими мы будем в тридцатом веке?» И Сергей Махотин удивился этой замечательной детской вере в то, что и в тридцатом веке мы будем живы и здоровы, а тогда, само собой разумеется, страшно интересно узнать про нас, будущих. Подобные вопросы - радость для поэта, находчиво и весело ищущего свои «поэтические» ответы:

Когда-нибудь в тридцатом веке
Мы будем древними, как греки.
Нас в обязательном порядке
Всю четверть будут проходить,
И наши школьные тетрадки
Всех будут в трепет приводить.
И кто-то, взяв тетрадь Орлова
И разобрав с трудом слова,
Воскликнет: «В древности корова
Писалась через букву «А»!

Каждая новая книга Сергея Махотина - это «семейный» подарок, это чтение радости и чтение в радость: все эти тонкости многого стоят.
Михаил Яснов

По словам литературного критика Ксении Молдавской, «Сергей Махотин избегает ошибки многих нынешних авторов: он не заигрывает с читателем, не пробует говорить с ним «на одном языке», насыщая книжку плохо переваренным подростковым сленгом. Язык Махотина чист и звонок, но это не убавляет достоверности у его героев, наоборот, людям, говорящим таким языком, веришь больше, чем кому-либо» .

Многим читателем и критиком очень симпатично лирическое восприятие Сергеем Махотиным самых обыденных жизненных ситуаций:

У реки волна речная.
У ручья волна - ручная.
У лесной тропинки
Мы к ручью присядем
И по мокрой спинке
Мы ручей погладим.

Ирина Токмакова, познакомившись с первыми детскими стихами Сергея Махотина, отметила: «Мне сразу же показался привлекательным его поэтический взгляд на вещи, какое-то «мелодичное» мышление. И мелодия эта была то раздумчивой, то задорной, а то и просто озорной» .
Мы сегодня целый час
Убирали дружно класс.
Сто бумажек от ирисок,
Сто огрызков и записок
Обнаружилось у нас.
Было только три урока,
А не пять
И не шесть,
Как же мы успели столько
Написать,
Прочесть
И съесть?

Во папа даёт!

Нашел я папин школьный Потрепанный дневник С таблицею футбольной, С певицею гастрольной, Страницею с контрольной, Где жирный кол возник. И я ходил довольный - Дневник такой приКОЛьный!

НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дата и место рождения.

2. Где Вы учились и «кем» работали (кроме как по призванию)?

Учился я в Ленинградском институте киноинженеров (ушёл с первого курса), затем в Литературном институте. Работал ассистентом звукорежиссёра на Сочинском телевидении, асфальтировал дороги в Ленинграде, ездил и летал по Западной Сибири с геологическими экспедициями в качестве грузчика, был главным редактором юридического научного журнала «Кодекс». Много лет посвятил детской журналистике (газета «Ленинские искры», журнал «Костёр», петербургское радио и «Радио России» - там я и сейчас служу редактором).

3. Ваша первая публикация.

4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать).

Как-то обхожусь без псевдонимов.

5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?

Удачными своими книжками я бы назвал: «Море в банке»: Стихи (Л.: Дет. лит., 1985); «Здравствуй, день!»: Стихи (М.: Малыш, 1985); «Старшая группа»: Стихи (Л.: Дет. лит., 1988); «Собака считает до одного»: Стихи (М.: Малыш, 1991); «Сказания о сасунских богатырях»: По мотивам армянского героического эпоса (М.: Терра, 1996); «Марфа окаянная»: Роман (СПб.: Азбука, 1997); «Владигор и звезда Перуна»: Роман (СПб.: Азбука; М.: АСТ, 1999); «Заколдованные косички»: Рассказы и сказки (М.: Дрофа, 2000); «Дело о пяти минутах»: Повесть (М.: Дрофа, 2002); «Вот так встреча!»: Стихи (М.: Дрофа, 2002); «В кого я такой?»: Стихи (М.: Оникс, 2003); «Бетховен»: Повесть (М.: Белый город, 2004); «Рембрандт»: Повесть (М.: Белый город, 2004).

6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?

К сожалению, не приходилось выбирать себе художника. С удовольствием работал с Александром Аземшей, Валерием Цикотой, Светозаром Островым, Валерием Топковым, но наши совместные книжки так и не вышли. Последнюю мою книгу «Вирус ворчания» проиллюстрировала в «Детгизе» Ксения Почтенная. Это единственный случай, когда издательство согласилось на рекомендованного мной художника. Но вот уже два года рукопись остаётся рукописью.

7. Существуют ли на основе Ваших книг:

художественные фильмы;

мультипликационные фильмы;

звукозаписи;

театральные постановки;

музыкальные произведения?

С кинематографом никаких отношений. Песни на мои стихи писали многие композиторы. Но лучше всех это получалось у вологодского композитора (даже не члена Союза композиторов) Надежды Михайловны Берестовой. Звукозаписей на радио очень много: и стихи, и проза, и сценарии спектаклей, и авторские программы.

8. Не могли бы Вы подарить нам свою фотографию с автографом?

С удовольствием!

ВОПРОСЫ НА ВЫБОР

1. Кем Вы хотели стать в детстве?

Не знал, кем буду, до двадцати лет. Всем увлекался понемногу.

2. Зачем Вы ходили в школу?

Нравилось. У меня были замечательные учителя и чудесные друзья, с которыми до сих пор общаемся.

3. О ком из старших Вам хочется рассказать: родителях, учителях, соседях?..

О маме, которая всю жизнь проработала школьной учительницей русского языка и литературы.

4. Ваша любимая книга:

в 7 лет;

«Зайка-зазнайка». Выбор тогда был невелик.

в 15 лет;

«Бегущая по волнам».

сейчас.

Рассказы Юрия Коваля. Это большое счастье для русского языка, что в нашей литературе был Юрий Иосифович Коваль!

5. Самый решительный поступок в Вашей жизни.

Организация вечера памяти Александра Галича через день после его смерти.

6. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.

7. Кого из писателей - живых и ушедших - Вы хотели бы собрать для дружеской беседы под зелёной лампой?

Коваля, Берестова, Крестинского, Погодина, Александрова, Каминского… - стола такого нет, чтобы всех усадить.

8. Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?

Каждая книжка у меня, как правило, пишется так долго, что погода переменяется тыщу раз.

9. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?

Жена Люся. Чаще всего её советы самые верные.

10. Почему Вам нравится быть писателем?

А вы сами попробуйте, и станет ясно!

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ -
НЕСКОЛЬКО СТРОК БЕЗО ВСЯКИХ ВОПРОСОВ
ИЛИ
«МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЁМ УГОДНО»

Привет, коллега! Я тоже люблю читать. В восьмом классе мне понравился роман «Анна Каренина». Книга, в общем-то, грустная. Однако есть там одно бодрое местечко. Это когда удачливый Вронский оплошал на конноспортивных соревнованиях. И мне ни капли его не было жалко. Ведь обскакал Вронского офицер по фамилии Махотин. «Вдруг родственник?» - думал я. Без особой, правда, надежды. Предки мои происходили из Вятской губернии и в гвардии не служили. Но всё равно было приятно. Будто Лев Николаевич Толстой по плечу меня похлопал.
Принялся я читать с новой силой. Толпа замечательных героев обступила меня: Бендер, Пуаро, Куролесов, Петушков, Иван Топорышкин, Прохоров Сазон… Но Махотин почему-то больше не попадался. И тогда я решил сам книжки писать. Беспроигрышный, скажу тебе, вариант. На каждой книге твоя фамилия печатается как минимум дважды.
Лев Николаевич за сочинённые мной стихи, рассказы, сказки по плечу меня уже не сможет похлопать. Поэтому вся надежда на тебя.
До новых встреч!

Твой Сергей Махотин