Люди любящие риск. Рискованность рискованный рисковый

Рискованность как качество личности – способность в условиях неопределенности адекватно оценить вероятную опасность и сделать выбор рационального поведения, ведущего к достижению целей и исполнению намерений – успеху.

Hовый русский в церкви спрaшивaет у священникa: — Бaтюшкa, кaк ты думaешь, простит мне Господь все мои грехи, если я сейчaс пожертвую тебе миллион бaксов? — Я тебе не могу гaрaнтировaть этого нa сто процентов, сын мой, но мне кaжется, что это кaк рaз тот случaй, когдa нaдо рискнуть!

Противники разумной рискованности любят шутки типа: «Кто не рискует, тот обезболивающее не пьет и в тюрьме не сидит», что «риск – это попытка пукнуть при поносе», что «оправданный риск — это когда вы украли миллион долларов, а вас оправдали». Есть такой анекдот: — Папа, а что такое благородный риск? — Благородный риск — это когда ты вплотную подходишь к голодному крокодилу с бифштексом, рассчитывая на то, что у него есть мозги. — А что такое неблагородный риск? — Неблагородный риск — это когда вплотную подходишь к голодному крокодилу с берданкой, рассчитывая на то, что у него нет мозгов.

Какие бы ни были шутки о риске, сам он шуток не любит. На право называться источником происхождения термина «risk» претендуют сразу же несколько древних слов из разных европейских языков: итальянское слово «risicare», означающее «посметь», «отважиться»; греческое слово «ridsikon», «ridsa» — «скала», «утес» (в буквальном понимании объезжать скалу, утес); французское слово «risque» — рискованный, сомнительный; слово «rescum» из латинского языка, обозначающее непредсказуемость, опасность или то, что разрушает. Смысловую нагрузку данных слов можно разделить на две составляющие: начало действия процесса и неполная уверенность в успешном результате.

Различные энциклопедические источники также по-разному трактуют термин «риск». Так, словарь русского языка Ожегова С.И. определяет риск как «возможную опасность», «действие наудачу в надежде на счастливый исход». В Толковом словаре живого великорусского языка Даля В.И. в качестве описания термина «риск» приводятся синонимы отвага, смелость, решимость, предприимчивость, действие на авось, наудачу и иллюстрируется пословицами: «Риск – благородное дело», «нет дела без риска». В Большом толковом словаре русского языка «риск» определяется как «требующее смелости, бесстрашия действие наудачу, в надежде на счастливый исход». В Европе уже в средневековье термин «риск» употреблялся в связи с мореплаванием и морской торговлей. Мореходы подразумевали под риском потенциальную опасность своим суднам от стихии и пиратов. У Адама Смита и других англоязычных ученых для обозначения рискованных действий часто практиковалось слово «hazard» (опасность). Термин «risk» начал употребляться в двадцатых годах ХIХ века при проведении страховых операций и лишь в ХХ столетии прочно укрепился в научной литературе и экономической жизни.

Генезис научных знаний о риске развивался поэтапно. По мере усложнения характера господствующих в обществе производственных отношений и, следовательно, все большего переплетения экономических интересов членов социума динамично возрастает неопределенность и вариантность социально-экономических отношений. Вероятностная природа данных отношений вкупе с природными коллизиями, непредвиденными случайностями технико-технологических процессов создает благодатную объективную основу существования рисков. Многоаспектность риска предопределила интерес к нему большинства областей знаний. Изначально риск попал под пристальное внимание специальных разделов математики, логики, статистики, юриспруденции, практики страхования, функционирования бирж и т.д. В последствие ареал риска распространяется на теорию вероятностей, игр, операций, принятия решений, психологию и другие дисциплины. На современном этапе категория «риска» становится объектом междисциплинарных исследований, выходящим за рамки отдельно взятых наук. Ученые прилагают «геркулесовы усилия» для раскрытия секретов риска в экономическом, техническом, социологическом, психологическом и других направлениях человеческого познания.

Разумная рискованность – адекватный отклик человека на неопределенность мира. Она смела, упорна и коммуникабельна. Это несомненное достоинство личности. Само слово «разумная» употребляется лишь для усиления понимания позитивных сторон рискованности. Излишней, неразумной рискованности не бывает. Рискованность как добродетель может быть только разумной, иначе мы имеем дело с проявлением других качеств — авантюрности, прожектерства, чрезмерной амбициозности, азартности, жадности и, наконец, банальной глупости. Между рискованностью и другими искаженными, замаскированными под нее качествами личности существует тонкая грань: стоит неправильно отследить риски, принять неверное решение, и это действие может трактоваться не как рискованность, а как проявление неблагоразумия вкупе с жадностью и глупостью. Например, человек отнес кровно заработанные деньги в строительную компанию, чтобы «срубить» деньги от разницы в стоимости жилья. Она обанкротилась. Назвать его действия рискованностью нельзя. Это яркое проявление жадности, глупости и нерасчетливости. Или, человек положил деньги в банк на депозит, а банк лопнул. Нужно обвинять не рискованность, а свою опрометчивость, беспечность, жадность и глупость. Рискованность – это точный расчет. Как в саперном деле, если всё благополучно – ты сапер, а если нет, то окровавленные куски тела. В обращении с рисками то же самое, получилось, значит, ты рисковик, не вышло – сам подбери себе точное определение – глупец, прожектер, жадина, авантюрист, корыстолюбец и пр.

Идти на риск — значит, адекватно оценивать ситуацию и принимать решение, ведущее к успеху. Человеку дана свобода выбора, как отреагировать на ситуацию жизни. Существует временное пространство, в течение которого он может правильно отреагировать на возбудитель. Банк-мошенник — это возбудитель, разум — это орган, позволяющий верно отреагировать на его зазывные речи о высоких ставках по депозитам. Иду на риск – означает, действую согласно разуму. Если заключил с этим банком договор, значит, поддался чувствам, эмоциям, вожделенным зовам ума, мечтающего о «халяве».

Жизнь пропитана рисками и тот, кто всю жизнь только готовится жить, упускает возможности стать счастливым. Риск нужно понимать не как угрозу, опасность и ущерб, а как возможность, путь к успеху, рациональный способ достижения важных жизненных целей, идеальный способ избавления от страха. Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина всю свою жизнь трясся: «Он жил и дрожал — только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же, наконец, голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?»

Почему отсутствие разумной рискованности опасно? Человек, не желающий рисковать, ставит перед собой заниженные цели. А заниженные цели – это загубленное здоровье. Почему? Разумная рискованность освобождает человека от страха. Страх, как известно, пожирает человека, приводит к каскаду всевозможных тяжелых заболеваний. Не вытесненный страх, спрятанный внутри, может зависнуть в человеке в форме гнева, ненависти, злопамятства, чувстве вины. Эти «ветки» страха рано или поздно закроют своей зловещей тенью доступ солнечных лучей и разрушат здоровье человека.

Разумная рискованность предполагает четкую постановку целей, которые чуть-чуть выше возможностей или привычного опыта человека. Она подразумевает взвесить все за и против, все плюсы и минусы, прокрутить различные сценарии развертывания событий, предусмотреть наихудший из них и подумать, сможете ли вы с ним смириться. Разумную рискованность можно представить как процесс, последовательно проходящий следующие этапы: идентификация рисков; оценка последствий наступления рисков; принятие решений об управляющем воздействии.

Надо заметить, что мужская природа сориентирована на успех и без разумной рискованности она не может в полной мере реализоваться. Эта же природа заставляет мужчину делать всё безупречно. Поэтому в мужчине сидит страх: «Если я сделаю, что-то небезупречно или непредсказуемо, надо мной будут смеяться люди, а еще хуже жена. Лучше не рисковать. Принесу жене букет цветов и буду выглядеть, как дурак. Столько лет не дарил, а тут принес. Она, скорее всего, скажет: «Что? Любовница на свидание не пришла?» Не, рисковать не стоит».

Стас Янковский сказал: «Если бы люди не любили рисковать, они бы не любили». К примеру, муж, который никогда не интересовался внутренней жизнью жены, думает: «Допустим, я у нее спрошу, что мне хотелось бы знать, о чем ты думаешь, что тебя тревожит, о чем ты переживаешь? А она, наверняка, ответит: «Ты, что в секту записался? У тебя всё в порядке? Ничего не болит? Наверняка, так и скажет, и засмеется, и будет дальше насмехаться, лучше не буду рисковать, поужинаю и в койку».

Кто не пользуется услугами разумной рискованности, рискует всем. Человек, живущий в зоне комфорта, способен лишь на минимальный риск. Отсюда рутинность существования, обыденность, скука, отсутствие всякой мотивации и, как следствие, — депрессия. Вот, что означает жизнь без разумной рискованности. В благополучных развитых странах, например в Швеции, наибольшее количество самоубийств. Всё есть – высокие заработки, социальное обеспечение, хорошая пенсия, бесплатное образование и медицина, словом, для рисков нет места, что и приводит к печальной статистике. Яков Кротов пишет: «Жизнь не в том, чтобы исключить невероятное, сомнительное, неопределённое из своего существования. Жизнь в том, чтобы, по возможности, определить степень неопределённости или просто помнить о том, что всё видимое нами — лишь видимость, и — заговорить с видимым и невидимым, с ясным и смутным. Заговорить, а не заговаривать. Спрашивать, слушать, щупать, подставлять бока чужим рукам. Да, это рискованное дело и шампанского лучше пить поменьше, а рисковать побольше, но кто не рискует и не даёт рисковать другим, тот покойник с 99,9-процентной вероятностью».

У Юлия Цезаря был единственный человек и друг, которому он доверял - это его лекарь. Более того, если он болел, то лекарства принимал только, когда лекарь собственноручно подаст ему. Однажды, когда Цезарь не очень хорошо себя чувствовал, он получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!» А через некоторое время пришёл лекарь и подал Цезарю лекарство. Тот отдал другу полученную записку и, пока тот читал, выпил до последней капли лечебную смесь. Друг застыл в ужасе: - Повелитель, как мог ты выпить то, что я дал тебе, после того, что ты прочёл? Цезарь ответил: - Лучше умереть, чем усомниться в своём друге!

Все духовные традиции благожелательно относятся к разумной рискованности. Достаточно вспомнить притчу Иисуса Христа о талантах (Матвея 25). Негодный раб, не желая рисковать, закопал свои таланты в землю и не приумножил их. О нём сказано: «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» Остальные же, не боясь рисковать, приумножили таланты: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Безусловно, риск присутствует в любой жизнедеятельности, в любой сфере жизни. Но человек наделен разумом, чтобы уметь идентифицировать риски и осознавать их степень в тех или иных ситуациях.

Командир вёл свои войска по трудному пути и убеждал солдат не бояться трудностей. Вдруг один из солдат сказал ему: - Господин командир, вы - на лошади, а нам-то приходится идти пешком, поэтому нам намного труднее. Командир спрыгнул с лошади и предложил ему своё место. Не успел солдат сесть на лошадь, как шальная пуля убила его, тогда командир сказал солдатам: - Видите, чем выше место, тем оно рискованнее. И снова сел на лошадь.

Петр Ковалев 2013 год

Говорят, что риск - дело благородное. Ради риска человек готов пожертвовать всем, в том числе и жизнью. С точки зрения инстинкта самосохранения и здравого смысла такое поведение необъяснимо.

Начала

Древние люди, в поисках пищи и крова, всегда подвергали себя смертельной опасности. Как результат, средняя продолжительность жизни была менее тридцати лет. Даже римляне в эпоху рассвета своей империи редко доживали до сорока. Несмотря на это, они были мотивированы на риск, иначе их ожидал голод и холод. Тем сильнее и ярче были положительные эмоции при достижении цели. Таким образом, рисковать в далекие времена считалось само собой разумеющим. Безусловно, все это за миллионы лет доисторических эпох отпечаталось в геноме человека.

3200% прибыли

Когда сформировались торгово-денежные отношения, риск стал оплачиваться звонкой монетой. Например, в книге «Мускатный орех Натаниэля» рассказывается о вест-индийской компании, которая поставляла мускатный орех в Англию из индонезийских островов. Джайлз Милтон подробно описал смертельные опасности, которым подвергались голландские моряки. Он привел душераздирающие истории реальных людей, в частности, матросов, попавших в руки местных людоедов. Или как целые корабельные команды агонизировали от страшных болезней. При этом Джайлз Милтон заметил, что оказаться на месте несчастных из его книги может каждый, кто оправляется на остров Ява. Именно поэтому стоимость риска выражалась в наценке 3200 %. Вначале такая маржа шокировала покупателей, но после полного прочтения книги Милтона, возмущение покупателей быстро сошло на «нет», а количество соискателей в голландской компании резко возросло. Мол, если уж смертельно рисковать, то только за большие деньги.

Рискуем по незнанию

В начале ХХ века риск из некой абстракции, объединяющей в себе авантюризм искателей приключений и награду в виде успеха, приобрел научные, точнее философские очертания. Так в 1921 году американский финансист Фрэнк Найт обобщил взаимосвязь между неоднозначностью принятия решения и полученным результатом. «Риск – это степень непредсказуемости движения к понятной цели, - рассуждал Фрэнк Найт, - например, облигации с фиксированным процентам могут принести значительно меньшую прибыль, чем акции, хотя обе бумаги направлены на доходность. В то же время эти финансовые инструменты в любом случае ориентированы на деньги. С той разницей, что облигации с низким риском генерируют малую маржу, в то же время акции, напротив, могут сделать собственника богачом, а могут и принести ему банкротство. Так вот – новички на фондовом рынке практически всегда покупают акции и чаще всего прогорают».
В конечном счете, Фрэнк Найт стал оценивать риск с точки зрения вероятности. Несмотря на спорность своих утверждений, финансист приводил многочисленные примеры из личной практики. Например, в мешке есть четыре шара, один – белый, и три – черных. Если человек знает об этом, то он заранее говорит, что вынет белый шар с 25% вероятностью. Если же он находится в неведении, то думает, что в равной степени может достать, как белый, так и черный шар. Иначе говоря, менее информированный человек чаще рискует.

Русская рулетка

В царской России среди молодых офицеров было модно рисковать. Когда в 1870 году военнослужащих дворянского сословия стали вооружать револьверами системы Смит энд Вессон, благородные отпрыски сразу же придумали «русскую рулетку».
«Прослыть трусом было позорно, - вспоминал орловский помещик Станислав Римский, - именно поэтому мы доказывали друг другу, что мы – не боимся никого, даже - смерти. Для этого по очереди крутили барабан, в каморах которого находился всего один патрон, и подносили к виску. Потом нажимали курок. В наших кругах это было повальным сумасшествием. Молоденькие женщины обожали таких смельчаков». Точно так с третьей попытки ушел из жизни Владимир Маяковский, направив, правда, ствол не в голову, а в грудь. Таким образом, многие люди рискуют, чтобы привлечь к себе внимание.

Физиология

Ученные, изучающие механизм формирования эмоций, считают, что в стрессовых условиях запускается механизм гиперкомпенсации. Проще говоря, чем хуже на душе, тем сильнее хочется что-то такого особенного. Об этом страстном желании сигнализируют физиологические системы, в том числе и гормональные.
Согласно взглядам доктора Скинера, в человеке имеется биологический механизм, различающий «плохое» и «хорошее». Если же индивидуум испытывает отрицательные эмоции, он экстраполирует свое будущее в ярких красках, причем, настолько, что притупляется инстинкт самосохранения. «Эмоциональное возбуждение играет важную роль в преодолении консерватизма, стереотипных реакций» - написал российский психофизиолог академик Павел Симонов. Иными словами, риск является ответной реакцией на неудовлетворенность текущей ситуации. Если это – так, то мы рискуем, когда недовольны своей жизнью.

Риск - это возможная опасность чего-либо, неудача в действии, вероятность ущерба или потерь; это человеческие действия в условиях неопределенности. Риск в переводе с испанского означает «скала», а с португальского - «отвесная скала».

Человеку свойственно рисковать: азартные игры, спорт, лотерея, бизнес, предпринимательство. Социологи считают, что в условиях современного общества возрастает фактор риска в жизни всего человечества, а не только отдельного человека. Это явление называют «универсализацией риска», так как в современном мире возникли глобальные проблемы: угроза ядерной войны, экологической катастрофы. «Глобализация риска» означает, что риск приобретает необычайный размах, затрагивая большие массы людей (например, финансовые рынки, реагирующие на изменения политической ситуации в мировом масштабе; военные конфликты). «Институционализация риска» связана появлением организаций, принимающих риск как принцип их деятельности (рынки инвестиций или биржи обмена, азартные игры, спорт, страхование).

Риск бывает оправданный (обоснованный) и авантюрный (азартный). Обоснованный риск основан на расчете. Степень риска можно посчитать, взвешивая шансы (возможности) на успех и на неудачу. Полезность выигрыша должна преобладать (быть большей) над опасностью проигрыша. В таком понимании «риск-это нормальная линия поведения в обстановке неопределенности. Тут смелость - не авантюра, а осторожность - не перестраховка».

Факторы риска подразделяют на глобальные и профессиональные. Каждая из профессий обладает определенной долей риска. Наиболее низкий риск в швейной, обувной, текстильной, пищевой и бумажной промышленности, более высокий - в химической, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве. К особо опасным профессиям, например, относится работа верхолазов-монтажников (в 10 раз выше приемлемого уровня риска), "летчиков-испытателей (в 40 раз), летчиков-истребителей (в 65 раз).

Хотя человеку свойственно рисковать, но оправданными можно считать только его разумные смелые действия. Для достижения успеха полезно помнить об общих правилах хорошей работы. Умение преодолевать страх перед неизвестностью и опасностью является залогом того, что человек способнее на решительные и даже рисковые действия. Трусость - это неумение преодолеть страх. Философ-моралист Б. Грасиан писал: «не справиться с делом - это меньшая беда, чем нерешительность...», человек должен быть решительным. Феофраст - преемник Аристотеля в афинском Лицее - описал поведение труса. Феофраст считал, что трусость - это душевная слабость, выражающаяся в неспособности противостоять страху.

Они штурмуют горные вершины, в одиночку отправляются в кругосветные путешествия, пересекают океаны. Что заставляет искателей экстремальных приключений играть со смертью?

Не проходит недели, чтобы кто-нибудь не предпринял попытки совершить нечто новое – с веслом в руках, в корзине воздушного шара, на отвесной скале. Рискуя собственной жизнью, вызов стихии бросают и мужчины, и женщины. Кто они – покорители бесполезного или разведчики пределов, доступных человеку? Что пытаются доказать себе, а заодно и нам, эти люди, танцующие на краю бездны в мире, где общественное сознание провозгласило безопасность едва ли не главной жизненной ценность ю?«Мы закоснели в неподвижности, заперли себя в четырех стенах, в обыденной жизни нам почти не приходится переживать опасные ситуации, и потому нам не хватает стимулов, побуждающих к движению», – говорит Валерий Розов, двукратный чемпион мира по парашютному спорту, мастер спорта по альпинизму. В последние несколько лет он всерьез увлекся бейз-джампингом – самым юным среди экстремальных видов спорта. На первый взгляд его техника проста: прыгнуть со скалы, раскинуть руки и раскрыть парашют… перед самым приземлением. Острота переживаний гарантирована: страх перед прыжком испытывают даже самые отчаянные, а несчастные случаи далеко не редкость.

Валерий Розов, 41 год, бейз-джампер

«Мне нравится делать что-то, что до тебя еще никто не делал, что тебе самому еще вчера казалось невозможным».

ПОКОРИТЬ МАТЬ… И ВЕСЬ МИР

В свою первую опасную экспедицию ребенок отправляется в тот момент, когда самостоятельно выбирается из кроватки, чтобы исследовать пространство комнаты. Его жажда познания так велика, что он преодолевает свои сомнения и страхи, продолжая путешествие и приобретая таким образом уверенность в себе. А что же взрослый человек? Неужели и нам, чтобы познавать рубежи возможного, отыскать ориентиры в окружающем мире, так необходимо идти на риск, раз за разом испытывать себя на прочность? «Удовольствие в том, чтобы совершить нечто такое, что мне самому еще вчера казалось невозможным. Сделать что-то, на что не способен никто другой», – подтверждает 41-летний Валерий Розов. Подняться выше всех, пролететь быстрее всех, стать птицей, рыбой, волной… «Экстремальные переживания дают уникальную возможность познать себя, – объясняет юнгианский психоаналитик Станислав Раевский. – Постичь, чем ты отличаешься от других, обрести нечто, способное заново придать смысл твоему существованию».

«Рискуя, мы приручаем смерть»

О том, что такое феномен тяги к риску, мы попросили рассказать психотерапевта Владимира Баскакова*.

Psychologies: Что движет теми, кто любит рисковать?

Владимир Баскаков: Первая причина – это недостаток сильных впечатлений. Наше общество все еще живет по патриархальным законам: действуй, добивайся, побеждай. Это проявляется во всем. Если новости – то обязательно о взрывах, убийствах, конфликтах. Если кино – то про испепеляющую страсть. И человек чувствует себя обманутым: раз в моей жизни нет таких сильных эмоций, то я как бы и не живу вовсе. И возникает желание изменить ситуацию, сделать что-то из ряда вон выходящее. Вторая причина – потребность приручить смерть. Человек подвергает себя смертельной опасности, но остается живым. Он убеждает себя и других в том, что контролирует происходящее.

Кто становится искателем экстремальных впечатлений?

Мне кажется, это те люди, личность которых Карл Густав Юнг определял «как рациональный, мыслительный тип». Образование направлено прежде всего на развитие интеллекта. В результате те, кто от природы склонен именно к рациональному типу мышления, почти полностью теряют контакт со своим телом и чувствами. Чтобы прорваться к ним, необходимы сверхсильные впечатления. Поэтому люди рационального, мыслительного типа чаще всего и попадаются в эту ловушку. Экстремальные занятия для таких людей – один из немногих способов ощутить свою целостность.

* ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ, ЧЛЕН ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ. АВТОР КНИГИ «СВОБОДНОЕ ТЕЛО» (ИНСТИТУТ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 2001).

Однако людьми, регулярно и сознательно подвергающими себя риску, движет не только жажда познания. «Подобно пятилетнему ребенку, находящемуся на пике эдипова комплекса, они не оставляют попыток покорить свою мать и тем самым мир вообще», – размышляет психоаналитик Андрей Россохин. С точки зрения французского психотерапевта Михаэля Балинта (Michael Balint), желание рисковать является индивидуальной реакцией на травматический опыт рождения – своеобразной защитной стратегией, суть которой в том, чтобы «опережать и дразнить опасности, тем самым парадоксальным образом страхуя себя от них».

Австро-американский психоаналитик Хайнц Кохут (Heinz Kohut) предлагает другое объяснение: будучи изгнан из уюта материнского чрева, будущий экстремал развивает у себя гипертрофированное эго, которое позволяет ему преодолеть ощущение собственного бессилия и брошенности. Он вынужден постоянно доказывать себе: я действительно хорош, я в самом деле чего-то стою. Его девиз – «Слабо?..», а единственная цена, которой приобретается самоуважение, – постоянный риск и испытание себя. «Эти действия очень похожи на нарциссическое любование, – поясняет Андрей Россохин. – Человек, испытавший нехватку любви в детстве, бессознательно постоянно и любыми средствами стремится подтверждать свою ценность. Таким образом он заполняет пустоту, которая живет в его душе».

Зигмунд Фрейд наверняка усмотрел бы в любви к риску и проявление сексуальности – все экстремалы говорят о возбуждении, наслаждении, экстазе, головокружении, переживаемых ими в пиковые моменты. «Минуты растворенности в океане… Чувства, которые при этом испытываешь, сродни сексуальному экстазу: нежность, легкость, наслаждение...» – соглашается Юлия Петрик. Восемь лет назад в 26 лет она первая в России начала заниматься фри-дайвингом – «свободным погружением»: без акваланга и маски Юлия опускается в океан на глубину свыше 40 метров.

ВЫРВАТЬСЯ ЗА БАРЬЕРЫ

Человек, ищущий сильных эмоций, задыхается в обществе, которое с каждым днем все больше напоминает огромный супермаркет. Мы стараемся строго следовать заведенному распорядку, боимся «выпасть из обоймы» и, даже донельзя устав от механического однообразия собственной жизни, не сходим с дистанции: а вдруг потом не сможем вернуться? «Надежные вложения капитала, пенсии, гарантии, многоступенчатая карьера, страхование жизни и т. п. – изначально все это было придумано человеком для того, чтобы сделать жизнь легче, освободить дух и создать больше возможностей для беззаботной жизни, – поясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Но те же самые разумные и полезные вещи становятся тяжким грузом, как только наша жизнь оказывается сосредоточена вокруг страха их лишиться. А экстрим дает возможность вырваться из рутины, сбросить напряжение, в котором мы живем».

«Я с самого детства хотел быть не таким, как все, – рассказывает Валерий Розов, – мне было важно жить не так, как другие. И вот теперь я не сижу в офисе с девяти до шести и по полгода не бываю дома. Часто мне не о чем разговаривать с обычными людьми: им неинтересны мои темы, а мне – их. Но мне нравится именно такая жизнь».

Илья Новиков, 32 года, путешественник

«Я думаю, экстрим дает уникальную возможность встретиться с самим собой. Только наедине со стихией я могу сделать это по-настоящему».

НЕОДОЛИМОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

«Я познакомился с Томом Стоуном, американским путешественником, который готовился в пеший поход от Москвы до Сахалина, – рассказывает 32-летний Илья Новиков, путешественник и альпинист. – В какой-то момент я почувствовал, что во что бы то ни стало должен пойти вместе с ним. У меня было ощущение, что именно от этого зависит, как сложится дальше вся моя жизнь». «Я уже был опытным парашютистом, когда увидел съемки, как человек в горах прыгает со скалы. Это зрелище поразило меня настолько, что я решил обязательно попробовать то же самое», – вспоминает Валерий Розов.

Подобному внезапному порыву, спонтанно вспыхивающей страсти чаще всего сопутствует ощущение «Я могу это сделать» и даже больше – «Мне все нипочем». Одержимый мыслью реализовать задуманное, человек подчиняет всего себя этой идее и добивается желаемого результата. Потребность вновь и вновь испытывать это сладкое чувство входит в привычку. «Прервать череду, прыжков, полетов или погружений без какой-либо особенно веской причины – значит испытать сильнейшую фрустрацию, которая приводит к необъяснимой тревоге, рождает чувство безысходности и нередко заканчивается депрессией», – поясняет Андрей Россохин.

ВЫЖИТЬ, БЛАГОДАРЯ ПРОБУЖДЕНИЮ ВСЕХ ЧУВСТВ

Каждый из тех, кто связал свою жизнь с рискованным увлечением, как правило, рано или поздно попадает в ситуацию, когда опасность слишком велика для того, чтобы выжить. «В такие моменты нет времени на раздумья, ты действуешь, подчиняясь первому внутреннему импульсу», – рассказывает Илья Новиков. В 2002 году во время зимнего восхождения на Эльбрус группа альпинистов попала в грозовое облако. «Молнии били прямо вокруг нас, в любую секунду каждый мог превратиться в уголек, – продолжает Илья. – В такие моменты ты полностью зависишь от стихии. И выживаешь, если сможешь собраться и одновременно как бы раствориться в природе, стать ее частью».

Юля Петрик, 34 года, фри-дайвер

«На глубине я чувствую, что счастлива абсолютно: покой, восторг – то, что я искала всю жизнь».

У фри-дайвера Юлии Петрик во время соревнования на глубине 50 метров лопнула барабанная перепонка: «Когда такое случается в воде, человек полностью теряет ориентацию. Я не понимала, где верх, где низ. Единственное, что я могла сделать, – это сконцентрироваться и, не размышляя, каким-то шестым чувством «нащупать» выход на поверхность», – вспоминает она.

«У меня не раскрывался парашют, а до земли оставалось совсем чуть-чуть, – говорит Валерий Розов. – Возникло ощущение, что мои глаза и лицо горят, и в этот момент я словно увидел свою мысль: «Ну все, мне конец». Сам не помню, что я делал, как сгруппировался, перевернулся, однако парашют раскрылся, и я приземлился благополучно. Но еще несколько дней я, кажется, руками мог потрогать эту мысль о смерти».

Ясность мысли посреди хаоса, усилия на грани возможного, противостояние сомнениям и желанию отступить – в экстремальные моменты человек способен на физические и умственные реакции, поражающие его самого. «Это особое состояние сознания позволяет задействовать такие силы, о которых ты и не подозревал, – поясняет Светлана Кривцова. – Человек чувствует, будто он проникает в новый, нетронутый мир, становится единым целым с землей и небом в самом прекрасном их проявлении...» «Я и не догадывалась, как много я способна выдержать, – рассказывает Юлия Петрик. – Я справилась со страхом, смогла управлять своим телом и знаю теперь, что подчинить себе океан невозможно – его можно только понять и жить по его законам». Эти слова можно назвать девизом всех тех, кто имеет дело со стихией.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЭКСТАЗОМ

«Я думаю, что экстрим дает главное – уникальную возможность встретиться с самим собой. Для этого надо забраться как можно выше, нырнуть как можно глубже, улететь как можно дальше. И все это – чтобы заглянуть себе в душу. Только наедине со стихией я могу сделать это по-настоящему», – говорит Илья Новиков. «На большой глубине я каждый раз чувствую, что счастлива абсолютно. Это счастье, покой, восторг. Это то, что я искала всю жизнь», – продолжает Юлия Петрик. Спортивные достижения, награды и звания – всего лишь побочный эффект всепоглощающего желания испытать чувство экстаза и слияния со стихией. «В этот момент человек переживает необыкновенно сильное чувство близости к себе, согласия, единения с собой, – рассказывает Светлана Кривцова. – Это чувство так сильно, что чревато угрозой зависимости». «В современном обществе такие приключения заменяют обряды инициации, существовавшие в древних культурах. И в экстремальных увлечениях нет ничего плохого, если занятия хорошо организованы и из-за них не рушатся семьи и не страдают другие сферы жизни», – добавляет Станислав Раевский.

Надежда Храмова, 26 лет, альпинистка

«Горы научили меня доверию. Нельзя идти в связке с человеком, на которого ты не можешь полностью положиться».

НАЙТИ СВОЮ ИСТИНУ

Среди экстремалов есть инженеры и банкиры, журналисты и фотографы, биологи и управленцы... Все это люди, вполне состоявшиеся в обществе, но стоит им утратить контакт с необузданными первобытными инстинктами, как их одолевает скука. Никто из них не отрицает, что заигрывает с силами, не поддающимися нравственной оценке. Все они знают, что их жизнь зависит от волны, от трещины в скале, от внезапного удара молнии. Что же получает в итоге человек, выбирающий собственный путь и следующий ему наперекор всему?

«Горы научили меня доверию: невозможно идти в связке с человеком, на которого ты не можешь полностью положиться», – говорит 26-летняя альпинистка Надежда Храмова. Она начинала с одиночных пеших походов по саянской тайге, а сейчас два раза в год обязательно уходит в горы. «Я узнала цену всему, что оставила на твердой земле. Я ощутила себя свободной и теперь могу выбирать», – рассказывает Юлия Петрик.

Жить настоящим, пребывать в согласии с законами мироздания и в гармонии с другими людьми – это удел тех, кто преодолел свои сомнения и страхи. Это преодоление становится для них инициацией, своего рода силовым вариантом практики дзен, и на этом пути они ищут свое место в мире и свою истину.

Связь наслаждения и страдания

«Удовольствие – это реакция на пережитые боль и страх», – считает психофизиолог Чингиз Измайлов*. Все наши эмоции и чувства полярны: удовольствие – неудовольствие, спокойствие – возбуждение, наслаждение – страдание. Их взаимодействие можно сравнить с движением качелей: когда одна эмоция «взлетает», другая, ей противоположная, «угасает». Дело здесь вот в чем: повышение уровня адреналина в крови влияет на работу определенных клеток нервной системы, что приводит к возникновению чувства страха, ощущения боли. Снижение его уровня действует на другие клетки, и человек испытывает обратную реакцию – удовольствие. Одним словом, когда боль и страх проходят, мы ощущаем наслаждение, удовольствие. Именно в такой последовательности: удовольствие в экстремальной ситуации возникает исключительно в ответ на пережитые страх и боль.

*ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА, ЧЛЕН ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.