Любовная лирика Пушкина: общая характеристика. Стихотворение "Я вас любил"

А.С.Пушкин - прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы. Ах! Если превращенный в прах, И в табакерке, в заточенье, Я в персты нежные твои попасться мог, Тогда в сердечном восхищенье, Рассыпался на грудь под шелковый платок И даже… может быть… ("Красавице, которая нюхала табак") Так, в стихотворениях "Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе" все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр "легкой поэзии". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения. …Отечество почти я ненавидел - Но я вчера Голицину увидел И примирен с отечеством моим. ("В альбом Голициной") В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("О.Массон", "Как сладостно!.. Но боги, как опасно…"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?" Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду "Вольность". В первых же ее строчках он изгоняет "царицу Цитеры" - богиню любви Афродиту, а "изнеженную лиру" собирается "разбить", чтобы "воспеть свободу". В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко: Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной… Где прежний жар и слезы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны! В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны: Все кончено: меж нами связи нет… В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. ("Прощанье") Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая "утаенная любовь". "Утаенная любовь" подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении "Я помню чудное мгновенье…" он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть "чудные мгновенья", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его "донжуанского списка". В стихотворениях "На холмах Грузии…", "Я вас любил…" говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: "печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…". В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его "любви пленительные сны". Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении "Я вас любил…" все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще "угасло не совсем". В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении "На холмах Грузии…" Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской "прозы". "Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию," - говорит Пушкин.

/ / / Любовная лирика Пушкина

За свою короткую жизнь, Александр Сергеевич Пушкин написал десятки прекрасных произведений в лирическом стиле. Это лирика любви, это дружественная и патриотическая лирика. Каждое стихотворение наполнено своим, особым смыслом, с различными эмоциями и чувствами.

Прекрасной стихотворной работой является стихотворение «Признание», в строках которого автор предстает перед нами как любящая и чувственная натура. Пушкин пишет о печали и грусти без той возлюбленной, которая покорила его сердце. Он говорит о своей нерешительности высказать заветную фразу «Я вас люблю».

Прекрасное любовное стихотворение « » одной лишь строкой может охарактеризовать весь жизненный путь Александра Сергеевича. «И сердце вновь горит и любит …» ведь без любви прожить не может.

Живому сердцу нужны страстные, горячие эмоции, которые может дать только лишь любовь.

Вчитываясь в строки стихотворения « » мы так и не знаем, кому же Пушкин адресовал свою стихотворную работу. Но, в любом случае, это были сильные эмоции, которые до глубины души затронули автора, которые разбудили в нем поток жизненной энергии. Эту строку он трижды повторяет в стихотворении. Она не приукрашена ни эпитетами, ни метафорами. Отдельное, маленькое предложение звучит сильно и ясно. Невозможность ответной любви заставляет лирического героя отойти в сторону и не печалить ту единственную и возлюбленную, которая не может ответить взаимностью.

Пушкин кроме любовных чувств, упоминает и про любовные страдания, которые возникают от безответной любви: «Я вас любил безмолвно, безнадежно…».

Еще одним изумительным стихотворением, которое относится к любовной лирике Пушкина, является «Я помню чудное мгновение…». Автор, был без ума влюблен в Анну Керн. С этой женщиной у него возник роман. Он был очарован ее красотой, нежностью и добротой. Ее образ вызвал в душе Пушкина новое творческое вдохновение и желание творить.

С прекрасным лирическим персонажем мы знакомимся и в романе « ». – это идеал женской красоты и чистоты, по мнению Пушкина. Он представляет читателям Татьяну, как скромную, воспитанную, добрую и нежную девушку.

Анализируя все его стихотворные работы, мы видим, что в них нет конкретной личности, которой они посвящены. В разные периоды своей жизни, Пушкин обращается к любовной лирике и любовным чувствам, вызванным разными женщинами. И все его работы просто покоряют сердца, как читателей, так и читательниц.

Любовь… Она занимает, пожалуй, одно из главенствующих мест в творчестве каждого деятеля искусства. Не исключение - поэзия. «Наше все», А. С. Пушкин, не был исключением. Каждое его стихотворение - частичка души, которую он обнажает перед читателями и, конечно, своей Прекрасной Дамой. Рассмотрим, как раскрыта тема любви в лирике Пушкина. Для этого приведем наиболее яркие и эмоциональные стихотворения.

Место любовной тематики в творчестве Пушкина

Говоря о том, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит сказать, что она весьма богата образами, многолика. Ведь помимо писательского таланта у него был еще один - любить, и не просто, а ценить это чувство, восхищаться им.

Стоит сказать, что Пушкин - основополагатель отечественной самобытной любовной лирики (до этого читателю приходилось довольствоваться лишь переводной литературой либо подражаниями европейским поэтам). Сам В. Белинский отмечал, что у поэта это высокое чувство не ограничивается только переживаниями, здесь воплотились другие его качества, художника и артиста.

Новаторство поэта в любовной теме

Для начала разберем, как видоизменилась тема любви и дружбы в лирике Пушкина в отличие от предшественников.

Одно из самых главных новшеств - то, что он освободил свои произведения от подчинения какому-либо жанру. В рамках одного стихотворения мы можем встретить и послание, и элегию, и романс. Таковы его произведения «К***» или «Я вас любил». Во главе угла теперь стоит содержание, и уже ему посвящена форма выражения.

Да и стихи Пушкина о любви другие, отличные по тематике. Как известно, до его прихода на олимп поэзии там вовсю властвовал романтизм с присущим ему героем-бунтарем, одолеваемым страстями, клянущим обстоятельства и предмет воздыхания, вечно страдающим от неразделенной любви. было настоящей трагедией для романтического героя. Что делает Александр Сергеевич?

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина подпитывается, прежде всего, житейской мудростью и здравым смыслом. Он уже не клянет предмет страсти за а оставляет женщине право выбора, он допускает мысль, что любовь может не длиться вечно. Стихи Пушкина о потухшей - это своего рода благодарность женщине за то прекрасное, благородное чувство, которое испытал сам поэт.

Любовь для него - это сама природа человека, естественное чувство, способное привнести в его жизнь только радость. Это наивысшая благость, божественный дар.

Эволюция любовной лирики

Великий поэт прожил прискорбно короткую жизнь, но за это время эволюционировала и тема любви в лирике Пушкина. Кратко представим это ниже.

Сразу хочется отметить, что подобные стихотворения в творчестве поэта крайне биографичны. Лицейские годы - начало размышлений поэта о любви. Эти стихотворения легкого содержания, где-то немного интимные, всегда посвященные конкретной женщине. Чуть позже их сменит гражданская составляющая. Достаточно вспомнить строки «К Чаадаеву»: «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман». Здесь переплетаются любовь с дружбой и гражданским долгом.

Далее - ссылка, где есть время переосмыслить свое отношение ко многому, в том числе и любви. Так к поэту приходит мысль о трагедии любви. Стоит отметить, что этот период его жизни связан с увлечением романтизмом - отсюда трагедийное отношение к чувствам.

Вскоре Пушкин вновь пересматривает, что есть любовь. Он понимает, что в страдании только разрушение, а оно губительно для вдохновения.

Он снова ставит любовь созидающую во главу творчества, однако теперь это нечто большее, нежели в юношеские годы: это великая благость, светлая жертвенность, идеал.

Рассмотрим, как отражена тема любви в лирике Пушкина, на конкретных примерах.

Стихотворение "Желание"

Написанное в 1816 году стихотворение «Желание» - это своего рода печальный гимн первой любви. Она не принесла поэту счастья. Даже наоборот: поэта окружают «уныние», «горести» и «слезы».

Однако и в этом весь Пушкин: поэт не хочет расставаться с прекрасным чувством, наоборот, он находит утешение в нем. Ему дороги даже те скорби, которые испытывает душа. Стихотворение относится к раннему периоду творчества Пушкина, поэтому подчинено определенному стилю, а именно элегическому - печальному представлению чувства любви.

Из средств выразительности стоит выделить метафоры: «душа, плененная тоской»; множество эпитетов: «унылое сердце»; обращение к душе и даже оксюморон: «горькое наслаждение», который говорит о противоречивости испытываемых чувств. С одной стороны, горечь о неразделенной любви, с другой - радость, оттого что испытывает это прекрасное чувство.

Стихотворение "Я помню чудное мгновенье"

Стихотворение, которое является хрестоматийным - «К***». Здесь тема любви в лирике Пушкина раскрыта во всех своих гранях. Посвящено оно А. Керн.

Эта молодая женщина блистала своей «чистой красотой» в светском обществе Петербурга. Пушкин сразу заметил ее на одном из балов, однако правила приличия не позволили ему выразить Керн свою симпатию, ведь она была замужем. Позже, во время ссылки, он встречает Анну снова, теперь она разведена, ведет достаточно свободный образ жизни - поэту ничто не мешает выказать симпатию. В это время (1925 год) и написано «Я помню чудное мгновенье…».

Удивительно, как эта история долгих лет с глубокой симпатией, невозможностью признания, ссылкой и новой встречей смогла уместиться у поэта всего в шести четверостишьях. Свое «заточенье» Пушкин ассоциирует с отсутствием в жизни любви и вдохновенья, однако это великое чувство способно дать полет творчеству, оживить, заставить вновь чувствовать.

Стихотворение "Я вас любил"

1829 год ознаменовался созданием этого шедевра, где своими гранями засверкала тема любви в лирике Пушкина. Стихи небольшие, всего 8 строк, но какие! Доподлинно не удалось выяснить, кому адресованы строки, однако многие пушкинисты сходятся на мнении, что виновница строк - А. Оленина. Тема стихотворения - самый печальный момент для любой пары - расставание. Пушкин выносит мысль о том, что вместо чувства обиды, ненависти к разлюбившему партнеру должна прийти благодарность за то, что это чувство было. Он искренне желает Олениной счастья, пусть даже не с ним.

Здесь четко закреплена и доказывается мысль о божественном происхождении любви, о том, что чувство это - дар. Пушкин отрицает всякий эгоизм в любви и поощряет доброжелательность - именно этим чувством, а не презрением наполнены все строки.

Интересно построение стихотворения. Фраза «Я вас любил» произносится трижды, и каждый раз с новыми смысловыми оттенками. Первый раз - констатация факта, подчеркнуто благородство и отсутствие претензий. Второй - рассказ о пережитых чувствах, волнениях, величине эмоциональных переживаний. Третий - благородство и желание только счастья. Вот такая по Пушкину любовь.

Стихотворение "На холмах Грузии"

Стихотворение написано, как и предыдущее, в 1829 году. Посвящено оно жене поэта, но тогда еще просто девушке, в которую влюблен, - Наталье Гончаровой. Это одно из произведений, где тема любви в лирике Пушкина раскрывается через образы природы. Поэт испытывает весьма противоречивые чувства, сродни природной картине: высокие холмы Грузии с одной стороны и река в ущелье - с другой. Отсюда - использование антонимичных понятий: "грустно и легко"; "печаль светла".

Данное стихотворение - утверждение всей концепции любовной лирики Пушкина: любовь - дар, такой же, как жизнь. Эти две составляющие человеческого существования возникают, цветут и исчезают. Именно поэтому грусть светла - все так, как должно быть. Нужно просто быть благодарным Богу и судьбе за то, что ты испытываешь подобное чувство, ведь его могло и не быть.

Стихотворение "Мадонна"

Стихотворение, написанное в 1830 году, также посвящено Н. Гончаровой. Отличие от предыдущего в том, что поэт теперь жених девушки, до свадьбы остались считаные месяцы.

Почему Пушкин вдруг обращается здесь к строгой форме сонета? Дело в том, что данный жанр всегда отражал это своего рода констатация факта, без приукрашиваний и преувеличений. Через три части стихотворения поэт рисует картину идеальной семьи. Опять, как и в прежних трудах, любви приписано божественное начало. Муж приравнивается им к творцу, жена - к Богоматери, назначение которой - выносить и родить плод этой любви, ее продолжение.

Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.

В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье – / Пускай умру, но пусть умру любя!»

В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.

Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, – это любовь.

В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому что в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.

Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть – убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.

Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.

    • В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
    • Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
    • Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
    • Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их фортуны колесо… Их жизнь – ряд горестей, […]
    • Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
    • Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые: В первый раз еще, […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Для Пушкина чувство дружбы - это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
    • Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых...хвалят все, питают - лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо... Их жизнь - ряд […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа №20"

    Тема любви в лирике XIX века на примере произведений

    А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.

    Шупилина Татьяна

    ученица 10 "Б" класса

    Руководитель

    Чуринец А. Г.

    Анжеро-Судженск

    Введение ……………………………………………………….. .. 3

    1. Лирика Пушкина ……….……………………………………….. 4

    2. Лирика Лермонтова …….…….…………………………………. 6

    3. Лирика Тютчева …………..…….……………………………….. 8

    4. Сравнительная характеристика ………………………………… 9

    5. Связь с современностью ………………….……………………. 10

    Заключение …………………………………………..…………. 11

    Список литературы ……………………………………….…..… 12

    Приложение …………………………………………………….. 13

    Введение.

    Тема моего реферата – «Тема любви в лирике 19 века на примере произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева».

    Я выбрала эту тему потому, что она одна из актуальных тем нашего времени, она волнует, задевает каждого человека любого возраста. Кто из нас не любил, кто не был любим? Я думаю, что на этот вопрос многие дадут утвердительный ответ. А вот дать точное определение этому чувству вряд ли кто сможет. И это не удивительно, слишком субъективно оно, каждый его переживает по-своему.

    Любовь - это сложное, непонятное чувство, которое сопровождает человечество с незапамятных времён. Оно заставляет человеческую душу то трепетать от счастья, то "разрываться в клочья", а то и просто "замораживает" её. Что это за сила, которая заставляет людей идти на самые безрассудные поступки? Но какая бы не была эта любовь, она всегда прекрасна. Любовь озаряла творчество Сервантеса и Шекспира, Байрона и Гёте, Пушкина и Лермонтова, Тютчева.

    На примере произведений известных поэтов 19 века, я постараюсь показать, как они понимали это чувство – чувство любви.

    Цель моей работы:

    показ русской любовной лирики через восприятие, душевные переживания и чувства А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.

    Указанная цель определила следующие задачи:

    Проанализировать лирические произведения этих поэтов;

    Показать своеобразие стихотворений Пушкина, Лермонтова и Тютчева;

    Показать общее и различное в произведениях 19 века о любви;

    Провести связь с современностью.

    При работе мною были использованы сборники русской лирической поэзии, критические статьи и энциклопедии.

    Лирика Пушкина.

    Когда берёшь в руки сборник стихов А. С. Пушкина, то видишь, что одна из главных и основных тем в его творчестве – тема любви. Конечно, это не случайно. Ведь любовь играла важную роль в жизни поэта. В его стихах насчитывается более двадцати женских образов. Они абсолютно реальны, с этими женщинами поэт общался, дружил, любил. Чувство к каждой было своеобразным и индивидуальным. К одной он испытывал нежные братские чувства, к другой - страстные, сильные, к третьей - крепкие, испытанные временем. Ради любви он пошёл на дуэль и погиб.

    Я думаю, именно потому, что Пушкин передавал свои личные, сокровенные переживания, его стихи так красивы.

    Рассмотрим несколько стихотворений, которые считаются шедеврами любовной лирики Пушкина. "Я помню чудное мгновенье" (1825г.), "На холмах Грузии лежит ночная мгла" (1829г.),

    " Я Вас любил" (1825г.).

    "Я помню чудное мгновенье"

    Всмотримся в композицию этого стихотворения: оно делится на три равные части по две строфы в каждой. Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу. Первая часть напоминает музыкальный аккорд - замирающий и печальный. Это воспоминание о былом чудном мгновенье встречи с одухотворённой и чистой женской красотой. Отзвуки этой встречи долго хранит душа, вопреки приливам грусти, вопреки "тревогам шумной суеты"". Память о любимой, о её тёплом голосе, о милых чертах её лица защищает от разрушительных влияний жизни, подобно ангелу-хранителю, оберегает чистоту и душевную гармонию любящего человека. Но вот наступает мгновенье, когда жизненные бури и тревоги убивают это спасительное чувство. И тогда случается томительное душевное помрачение. Гармонический аккорд отзвучал, память о любимой исчезла, душа поэта "вкушает хладный сон".

    Вторая часть, самая драматическая, продолжает наметившееся в первой части затухание возвышенных чувств, вплоть до наступления пугающей, немой тишины:

    Шли годы. Бурь порыв мятежный,

    Рассеял прежние мечты,

    Твои небесные черты.

    В глуши, во мраке заточенья,

    Тянулись тихо дни мои,

    Третья часть, как пробужденье от мучительного сна, построена иначе. Движение в ней идёт не от кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъёма, стремительно восстанавливающего в нем утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества:

    Душе настало пробужденье,

    И вот опять явилась ты,

    Как мимолётное виденье,

    Как гений чистой красоты

    И сердце бьётся в упоенье,

    И для него воскресли вновь,

    И божество и вдохновенье

    И жизнь и слёзы и любовь…

    В этом стихотворении говорится о грустных воспоминаниях, о горестном сознании утраты и, наконец, торжественном взлёте радости и восторга. Это стихотворение Пушкин посвятил А. П. Керн. Поэт рисует образ любимой, как нечто восхитительно чистое, красивое с небесными и милыми чертами. Лирический герой изображает нам безответную, сначала забытую, а потом снова вспыхнувшую любовь. Из этого можно сделать вывод, что каждая любовь, даже безответная, оставляет свой след в душе человека.

    В стихотворении "На холмах Грузии лежит ночная мгла" говорится о любви безответной. Оно было написано Пушкиным в 1829 году, во время его путешествия в Арзум. На мой взгляд, такая любовь ничего не ждёт и не требует от любимой:

    Мне грустно и легко,

    Печаль моя светла,

    Печаль моя полна тобой…

    Стихи пронизаны просветлённой и одухотворённой печалью. Она передаётся даже природе. Жаркую солнечную Грузию окутала ночная мгла. Первая строфа наполнена спокойствием и печалью. Вторая строфа открывается настойчивым и тревожным повторением "тобой, одной тобой". Это как стон, как призыв, как последняя надежда. Потом появляется унынье, но унынье просветлённое, так как его уже "ничто не мучит, не тревожит". Боль безответного чувства ещё существует, но она не властна, она не способна убить высокую душевную любовь.

    Сама грусть его, несмотря на её глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна, она убивает муки души и целит раны сердца. Образ любимой не раскрывается в этом стихотворении, но ясно, что чувство не было взаимным.

    Стихотворение "Я Вас любил" схоже с предыдущем, любовь в нём грустная, печальная и безответная:

    Я Вас любил, любовь ещё, быть может,

    В душе моей угасла не совсем,

    Но пусть она Вас больше не тревожит…

    Стихотворение рождается в печальный миг, и это отчётливо обозначено единственным тропом: «любовь угасла». Грусть уходящего чувства, но исчезновение это не опустошает, любовь запечатлелась в сердце поэта и воспоминание о ней не тягостно, а благотворно. Пушкин поднимается над ревностью легко и свободно, без всякого самоотречения и самоподавления, демонстрируя здесь редчайшую мудрость своей поэтической души. Кажется, эта любовь так легка и свободна, как ровное дыхание, без всяких специальных усилий льётся из души поэта. В основе стихотворения - постоянное нарастание чувств. В первой строфе идёт неторопливое и сдержанное его развитие. Но эта сдержанность скрывает нарастающее изнутри драматическое напряжение, которое прорывается в четвёртой строфе повелительным "Я не хочу печалить Вас ничем". За этим "не хочу" - мужественное стремление сдержать рвущееся из груди живое чувство. Вроде бы поэт хочет уверить себя и её, что всё прошло, отболело "я Вас любил", но трижды об этом напоминает: "не любил", "люблю", "всё ещё люблю". Вся полнота чувств, вся неугасимая в душе любовь во имя счастья любимой бескорыстно передаётся другому: «Как дай Вам бог любимой быть другим". Стихотворение ритмически безупречно организовано. В каждой строфе за исключением четвертой, после четвертого слога - пауза.

    Пушкин изображает свою любовь торжественной и возвышенной. Даже если его любовь грустная и печальная, он поднимается над ней легко и свободно, без всякого погружения в себя. Хотя в его душе идет борьба, он показывает себя очень гордо. Пушкин в своих стихотворениях использует много разных эпитетов - это такие как: "голос нежный", "милые черты", "небесные черты", "шумной суеты", много метафор и олицетворений, например: "душе настало пробужденье", "и сердце вновь горит и любит".

    Анализируя стихотворения А. С. Пушкина можно сделать вывод: Пушкин создаёт образ любви, как нечто живительное, яркое.

    Лирика Лермонтова.

    У Лермонтова были самые сильные чувства к Варваре Александровне Лопуховой. Брат поэта рассказывал: "Молоденькая, милая, умная, как день, и в полном смысле восхитительная Варенька Лопухова (ей тогда было 16 лет)" и застенчивый порывистый Лермонтов, студент Московского университета. А затем трёхлетняя разлука: учёба Лермонтова в юнкерской школе в Петербурге и служба в столичной гвардии. Не дождавшись приезда М. Ю. Лермонтова в отпуск, Варенька выходит замуж за пожилого и нелюбимого помещика. В это время поэт пишет много стихов о любви, особенно трепетной любви. После этого один раз в жизни Лермонтов видел дочь Вареньки - Ольгу, когда ей было 5 лет. Под этим впечатлением поэт пишет стихотворение "Ребёнку". Прошло уже 2 века, а образ милой Вареньки становится всё ближе и понятней, он продолжает жить в стихах Лермонтова, по-прежнему пленяя наше воображение. Образ Вареньки особенно ярко проявился в таких стихотворениях как: "Нищий", "Я не достоин, может быть, твоей любви, не мне судить" и стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю".

    Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Нищий" можно назвать трагическим, а не просто грустным. Поэт скорбит о преданной любви: "Так чувства лучшие мои, обмануты навек тобою".

    Страшно не то, что чувство угасло, а то, что его предали и растоптали. Не случайно возникает образ нищего: грязного, одинокого бродяги, который никому не нужен. Он слаб и безобиден. Так же беспомощен в своей неразделённой любви поэт. Так же страшно обидеть слабого беззащитного человека, как предать и растоптать чувства.

    Эту же тему отвергнутой и обманутой любви продолжает стихотворение "Я не достоин, может быть, твоей любви, не мне судить".

    Но ты обманом предала,

    Мои надежды и мечты

    Хотя в этом стихотворении мы видим желание поэта оправдать молодую беспечную девушку: "Ты не коварна, как змея".

    В отличие от стихотворения "Нищий" мы видим в этом произведении надежду, что любимая вспомнит о поэте и поймёт, что его любовь была чистой и искренней:

    Но … женщина забыть не может,

    Того, кто так любил, как я…

    Образ любимой показан нам, как девушка, которой нужно мгновение, мимолётное увлечение, а не настоящие, искренние чувства.

    Стихотворение "Нет, не тебя так нежно я люблю" можно назвать итогом любовной лирики поэта. Он разочарован в любви, женщинах и уже не верит в высокие чувства и в то, что он может их испытать. Сердце поэта вновь и вновь возвращается к прежним переживаниям и прежним страданиям:

    Но не с тобой я сердцем говорю…

    Я считаю, что это стихотворение даже более грустное, чем два предыдущих. Если в предыдущих звучит хоть какая-то надежда, то здесь представляется умершая возлюбленная: "Уста давно немые, огонь угаснувших очей". И погибшая навеки любовь.

    Проанализировав эти стихи, можно сделать вывод, что у поэта в любви очень много трагичного. Он испытал предательство, горе и разочарование и так и не нашёл свою единственную и вечную любовь.

    Я считаю, что в жизни каждого из нас были и будут подобные ситуации, но рассказывать о своих чувствах глубоко и трагично мог только М. Ю. Лермонтов. Поэт использует в своих стихотворениях много разнообразных художественных средств - это эпитеты: "прошлое страдание", ничтожный мир", "бедняк иссохший", метафоры: "молодость погибшая моя",

    "ты обманом наградила" и олицетворения: "воспоминания тревожат", "душа вверяется твоя".

    Все изобразительные средства наполнены печалью и грустью, что ещё раз подтверждает то, что любовь Лермонтова - это трагичная любовь.

    Лирика Тютчева.

    Любовью Ф. И. Тютчева была его жена Элеонора, урождённая графиня Ботрер. Он очень её любил, хотя она была старше его, и у неё уже было четверо детей. Несколько лет счастливой совместной жизни добавили в семью ещё троих детей. После смерти Элеоноры, Ф. И. Тютчев встретился с Еленой Александровной Денисьевой. Любовь была для него "и блаженство и безнадёжность", напряжённое, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, "роковой поединок" двух сердец, "блаженство роковое", чувство, требующее высшего напряжения душевных сил.

    Самые известные стихи Тютчева - это "Ещё томлюсь тоской желаний…", "Она сидела на полу", "Я встретил Вас и всё былое". По сравнению со стихами Лермонтова, стихи Тютчева не столь трагичны и печальны. Но многие из них так же пронизаны грустью:

    Ещё томлюсь тоской желаний,

    Ещё стремлюсь к тебе душой.

    Поэт сравнивает незабываемый образ любимой со вспыхивающей на ночном небе звездой. Этот образ возвышенный и недоступный. Поэт говорит уже почти об ушедшей любви, но образ любимой он не может никак забыть: " он предо мной всегда, везде". Поэт говорит о грустной и тоскливой любви, которая наполнена воспоминаниями о любимой.

    Стихотворение "Она сидела на полу" более трагично, чем стихотворение "Ещё томлюсь тоской желаний":

    О, сколько горестных минут,

    Любви и радости убьют!

    Любовь быстротечна, а чувства не вечны - об этом хочет сказать поэт. Поэтому он так грустен и взволнован:

    И страшно грустно стало мне,

    Как от присущей милой тени…

    Поэт говорит о том, что любимая смотрела с усмешкой на пережитые им чувства и ему от этого стало очень страшно.

    Стихотворение "Я встретил Вас и всё былое" можно назвать оптимистичным. Как бы не тяжелы были любовные переживания, какой бы трагичной не оказалась любовь - настоящие чувства не угасают, они вечны:

    Я встретил время золотое,

    И сердцу стало так тепло.

    Возродившеюся любовь поэт сравнивает с дуновением весеннего живительного ветра: " Как поздней осени порою,

    Бывают дни, бывает час,

    Когда повеет вдруг весною.

    Ф. И. Тютчев подчёркивает, что настоящие, испытанные временем чувства не угасают, а становятся более сильными и нежными:

    Тут не одно воспоминанье,

    Тут жизнь заговорила вновь.

    После этого стихотворения хочется верить в силу вечной испытанной любви. Такой любви, о которой пишут книги и снимают кинофильмы.

    И хочется верить, что именно такая любовь может повстречаться на жизненном пути.

    В своих стихотворениях Ф. И. Тютчев показывает вечную любовь. Даже если проходит время, любовь остаётся навсегда, даже безответная. Эта любовь живёт в сердце каждого человека и оставляет свой след. Иногда это хорошие и добрые воспоминания, а иногда - печальные и наполненные страданием.

    Поэт использует в своих стихотворениях очень много сравнений - это "как ночью на небе звёзды", "как остывшую золу", "как бы во сне", "душа", "тень", эпитеты - "милый образ", "горестные минуты", "время золотое", "забытое упоенье", метафоры - "и сердцу стало так тепло", олицетворения - "стремлюсь к тебе душой", "в отжившем сердце ожило".

    Любовь у Ф. И. Тютчева оставляет в сердце отпечаток и у каждого человека он свой.

    Сравнительная характеристика любовной лирики.

    Проанализировав творчество каждого из выбранных мною поэтов, я могу рассмотреть их позицию в сравнении. Конечно, своё предпочтение я отдала бы поэзии А. С. Пушкина. Его лёгкие, нежные строчки, наполненные любовью к женщине, заставляют трепетать сердце и надеяться на возвышенные, прекрасные чувства в своей жизни. Когда читаешь его стихи о любви, всё серое и обыденное уходит. Возникает образ доброго, сильного и смелого человека, который никогда тебя не предаст, всегда будет рядом с тобой.

    Близок к А. С. Пушкину в этом ожидании и Ф. И. Тютчев. В его творчестве о любви так же в основном нежные, тёплые мотивы. Стихи его проникнуты добрыми и нежными чувствами возлюбленного, который может понять и простить.

    Если говорить об основных мотивах то, конечно, творчество М. Ю. Лермонтова я бы назвала более сложным и противоречивым. Мы видим, что характер поэта отразился и на его поэзии. Даже в любовной лирике особое место занимает тема одиночества, предательства и непонимания. Читать стихи М. Ю. Лермонтова о любви гораздо сложнее. Такими тяжёлыми и грустными чувствами они наполнены. Я думаю, что стихи Лермонтова нельзя читать, когда тебе весело и радостно. Его стихи более воспринимаются в грустном и одиноком состоянии. И, наверное, они это состояние усугубляют.

    Если говорить о сравнении художественных средств, используемых в поэзии этих великих поэтов 19 века, то можно отметить следующее. Все они используют большое количество эпитетов: "милые черты", "нежный голос", "остывшая зола", "брошенное тело", "горестные минуты", "грустный голос" "бедняк иссохший".

    Я считаю, что эпитеты более всего украшают поэзию. Они доступны пониманию каждого, даже не искушённого в поэзии человека. Эпитеты помогают увидеть, грустно поэту или весело. Поэтому у Пушкина и Тютчева чаще используются прилагательные: "роковая", "милые", "грустные", "нежные", "шумная", "небесная", "блаженная", "золотые".

    А у Лермонтова, это слова, подчёркивающие тему тоски и одиночества. Если говорить о таких более сложных художественных средствах, как метафоры и олицетворения, то можно отметить, что каждый из поэтов использует их чаще, когда показывает образ грустной, одинокой души. Ведь у каждого из них душа занимает очень большое место в творчестве: "в душе моей угасла не совсем", "души настало пробужденье".

    Приём олицетворения помогает глубже подчеркнуть чувство неуверенности, раздвоенности.

    Хотелось бы отметить ещё одно сходство в любовной лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Их стихи о любви напоминают вспышку чувств, яркую и неповторимую. По-видимому, поэтому такие стихи читаешь на одном дыхании и запоминаешь надолго.

    Прочитанные и рассмотренные мною в реферате стихи прекрасны, и, читая их, становишься добрее, чище, учишься понимать других.

    Связь с современностью.

    Наше время - это время компьютерных технологий, быстрых скоростей.

    И зачастую в этой толчее и суете мы забываем остановится, посмотреть вокруг себя, увидеть тех, кто находится рядом. Мы думаем только о себе, расталкивая локтями тех, кто идёт рядом. Лишь бы достичь цели, а какими средствами - неважно. Поэтому так много вокруг нас одиноких и никому не нужных людей. А уж о душе, о той душе, которая так живо и прекрасно показана в стихах А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева нам и совсем подумать некогда. Не зря современное поколение обвиняют в бездушии и эгоизме. Современная молодёжь очень редко читает стихи. Над теми, кто их любит и читает - смеются. Но я думаю, что не всё ещё потеряно. Если мы помним о таких замечательных поэтах, хоть иногда обращаемся к ним, значит, кто-то из нас услышал страдания их души. Вспомним о том, что рядом такие же люди, которые требуют внимания, любви и понимания. А если вспомним, то услышим и поймём.

    И, думаю, как бы цинично не относились в наше время к такому понятию как "любовь", где-то в глубине души каждого из нас она живёт и ждёт своего часа.

    Заключение.

    Сегодня, в век новых технологий и компьютеров, когда происходит отчуждение людей друг от друга, особенно актуальными становятся простые, человеческие чувства, среди которых, несомненно, одним из самых важных является любовь. Люди издавна пытались разгадать это чувство, чувство, которое толкает их на самые безрассудные поступки.

    Я тоже попыталась разгадать эту загадку, приобщившись к миру любовных чувств. Я увидела, что любовь и искренние чувства были для Пушкина, Лермонтова и Тютчева главным в жизни. Пушкин воспел женщину, навсегда оставив образ любимой с ее «милыми чертами», Тютчев указал на быстротечность этого чувства, Лермонтов показал грустную, порой, трагическую любовь. Это не удивительно, ведь чувство любви субъективно, и каждый испытывает его по-своему.

    Я считаю, что поставленная передо мной цель была выполнена, я показала русскую любовную лирику через восприятия, душевные переживания Пушкина, Лермонтова и Тютчева.

    Изучить стихотворения века о любви мне помогли сборники лирической поэзии, критические статьи и энциклопедии.

    Список литературы.

    1. Белоцкая Г.В. "Литература"

    М: Федеративная книготорговая компания, 1999г.

    2. Метлин Б, С, "Творчество А. С. Пушкина"

    М: Просвещение, 1984г.

    3. Каплан И. Е. "Анализ произведений русской классики"

    Брянск: Курсив, 2001г.

    4. Быкова Н. Г. "Справочник школьника"

    М: Слово, 1995г.

    5. Пигарёв К. В. Ф. И. Тютчев "Весенние воды"

    М: Детска литература, 1990г.

    6. Якушев И. И. "Русская литература XIX века"

    М: "ВЛАДОС", 2001г.

    7. Беленький Г. И. "Русская поэзия XIX - начала XX веков"

    М: Художественная литература, 1987г.

    8. Лимперт Э. Ш. М. Ю. Лермонтов "Лирика"

    М: Детская литература, 1984г.

    9. Николаев П. А. "Избранные сочинения"

    М: Художественная литература, 1980г.


    Приложение 1

    Стихи А.С. Пушкина

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолётное виденье,

    Как гений чистой красоты.

    В томленьях грусти безнадёжной,

    В тревогах шумной суеты,

    И снились милые черты.

    В глуши, во мраке заточенья

    Тянулись тихо дни мои

    Без божества, без вдохновенья,

    Без слёз, без жизни, без любви.

    Душе настало пробужденье:

    И вот опять явилась ты,

    Как мимолётное виденье,

    Как гений чистой красоты.

    И сердце бьётся в упоенье,

    И для него воскресли вновь

    И божество, и вдохновенье,

    И жизнь, и слёзы, и любовь.

    Я Вас любил; любовь ещё, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она Вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить Вас ни чем.

    Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

    То радостью, то ревностью томим;

    Я Вас любил так искренне, так нежно,

    Как дай Вам бог любимой быть другим.

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною.

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою,

    Тобой, одной тобой… Унынья моего

    Ничто не мучит, не тревожит,

    И сердце вновь горит и любит оттого,

    Что не любить оно не может.

    Стихи М.Ю. Лермонтова.

    Я не достоин, может быть,

    Твоей любви: не мне судить;

    Но ты обманом наградила

    Мои надежды и мечты,

    И я всегда скажу, что ты

    Несправедливо поступила.

    Ты не коварна, как змея,

    Лишь часто новым впечатленьям

    Душа вверяется твоя.

    Она увлечена мгновеньем;

    Ей милы многие, вполне

    Ещё никто; но это мне

    Служить не может утешеньем.

    В те дни, когда любим тобой,

    Я мог доволен быть судьбою,

    Прощальный поцелуй однажды

    Я сорвал с нежных уст твоих;

    Но в зной. Среди степей сухих,

    Не утоляет капля жажды.

    Дай бог, чтоб ты нашла опять,

    Что не боялась потерять;

    Но… женщина забыть не может

    Того, кто так любил, как я.

    И в час блаженственный тебя

    Воспоминание встревожит!

    Тебя раскаянье кольнёт,

    Когда с насмешкой проклянёт

    Ничтожный мир моё ….?

    И побоишься защитить,

    Чтобы в преступном состраданье

    Вновь обвиняемой не быть.

    Нет! Не тебя так пылко я люблю,

    Не для меня красы твоей блистанье:

    Люблю в тебе я прошлое страданье

    И молодость погибшую мою.

    Когда порой я на тебя смотрю,

    В твои глаза вникая долгим взором:

    Таинственным я занят разговором,

    Но не с тобой я сердцем говорю.

    Я говорю с подругой юных дней,

    В твоих чертах ищу черты другие,

    В устах живых уста давно немые,

    В глазах огонь угаснувших ночей.

    Нищий.

    У врат обители святой

    Стоял просящий подаянья

    Бедняк иссохший, чуть живой

    От глада, жажды и страданья.

    Куска лишь хлеба он просил,

    И взор являл живую муку,

    И кто-то камень положил

    В его протянутую руку.

    Так я молил твоей любви

    С слезами горькими, с тоскою;

    Так чувства лучшие мои

    Обмануты навек тобою!

    Стихи Ф.И. Тютчева.

    Она сидела на полу

    И груду писем разбирала,

    И, как остывшую золу,

    Брала их в руки и бросала.

    Брала знакомые листы

    И чудно так на них глядела,

    Как души смотрят с высоты

    На ими брошенное тело…

    О, сколько жизни было тут

    Невозвратимо пережитой!

    О, сколько горестных минут

    Любви и радости убитой…

    Стоял я молча в стороне

    И пасть готов был на колени,

    И страшно грустно стало мне,

    Как от присущей милой тени.

    Ещё томлюсь тоской желаний,

    Ещё стремлюсь к тебе душой -

    И в сумраке воспоминаний

    Ещё люблю я образ твой…

    Твой милый образ незабвенный,

    Он предо мной везде, всегда,

    Недостижимый, неизменный,

    Как ночью на небе звезда…

    Я встретил Вас - и всё былое

    В отжившем сердце ожило;

    Я вспомнил время золотое -

    И сердцу стало так тепло…

    Как поздней осени порою

    Бывает дни, бывает час,

    Когда повеет вдруг весною

    И что-то встрепенётся в нас, -

    Так, весь овеян дуновеньем

    Тех лет душевной полноты,

    С давно забытым упоеньем

    Смотрю на милые черты…

    Как после вековой разлуки,

    Гляжу на Вас, как бы во сне

    И вот слышнее стали звуки,

    Не умолкавшие во мне…

    Тут не одно воспоминанье,

    Тут жизнь заговорила вновь, -

    И то же в нас очарованье,

    И та ж в душе моей любовь!.

    Приложение 2

    сравнения

    символы

    эпитеты

    метафоры

    олицетворения

    А. С. Пушкин

    Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты

    Грусть безнадёжная Шумная

    Милые черты;

    Прежние мечты;

    Небесные черты

    Бурь порыв мятежный;

    В глуши, во мраке заточенья;

    Печаль моя светла.

    Печаль моя полна тобою;

    И сердце вновь горит и любит;

    В душе моей угасла не совсем

    Душе настало пробужденье;

    И сердце бьётся в упоенье

    М. Ю. Лермонтов

    Ты не коварна, как змея

    Красы блистанье;

    Прошлое страданье;

    Долгий взор;

    Блаженный час;

    Ничтожный мир;

    Бедняк иссохший;

    Обитель святая

    Молодость погибшую мою;

    Ты обманом наградила;

    Но в зной, среди степей сухих, не утоляет капля жажды

    Душа вверяется твоя;

    Раскаянье кольнёт

    Воспоминания тревог;

    И взор являл живую муку.

    Ф. И. Тютчев

    Как ночью на небе звезда;

    Как остывшую золу;

    Как души смотрят свысока;

    Как поздней осени порою;

    Как бы во сне;

    Как от присущей милой тени.

    Милый образ;

    Горестных минут;

    Милая тень;

    Время золотое;

    Душевной полноты;

    Забытое упоенье;

    Милые черты

    Ещё люблю я образ твой;

    И сердцу стало так тепло;

    Любви и радости убитой

    Ещё стремлюсь к тебе душой;

    В отжившем сердце ожило;

    Жизнь заговорила вновь