Любовь гласит преданье союз. «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев являлся известным русским поэтом, публицистом, дипломатом, а также член-корреспондентом Петербургской Академии наук. Родился великий автор на территории Орловской губернии в поселке с неприметным названием Овстуг. Семья Федора относилась к древнему дворянскому роду и была уважаемой.

Начальный курс образования был получен автором в домашних условиях. Уроки вел известный на то время поэт и переводчик, которого звали Раич Семён Егорович. Именно он привил Федору любовь к литературе, языкам, искусству Древнего Рима. Следует отметить, что к 14 годам Тютчев без особенного труда мог перевести произведения, написанные Горацием. Первое опубликованное произведение автора датируется 19-м годом 19-го столетия. Оно представляло собой перевод вольного типа.

В 14-летнем возрасте Федор Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный словесности. Первым делом он является вольнослушателем, а потом становится настоящим студентом.

Окончание университета оказалось блестящим. В 21-м году Федор покидает стены учебного заведения и поступает на работу в государственную коллегию по иностранным делам. Помог ему в этом родной дядя. Спустя один год, Тютчев уезжает за границу в качестве представителя дипломатической миссии – в Баварию, Мюнхен. В Германии он знакомится со многими культурными деятелями и интересуется философским направлением.

В ранней молодости Тютчев не отличается обширной публикацией. Стихи автора появлялись в свет весьма редко и не производили впечатлений у критиков того времени. Сильно изменилась ситуация в 36-м году. Именно в это время тетрадь с записями Тютчева попала в руки А.С. Пушкина. Александру Сергеевичу весьма сильно приглянулись стихи, и он решил опубликовать их в своем журнале «Современник».

За границей Федор Тютчев провел более 22 лет. Именно здесь он встретил свою первую любовь – Элеонору Петерсон, которой посвятил огромное количество произведений. Чуть позже у автора закручиваются отношения с Эрнестиной, из-за которой Тютчеву пришлось покинуть Германию.

Автор скитался без работы до того момента, пока его не заметил Николай Первый. Он оценил вклад, созданный Тютчевым в историю формирования России, и решил вернуть его на должность, предложив работу в Министерстве по иностранным делам. Этот период не отмечен большим количество стихов.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – это изысканный русский поэт, который создал множество произведений. Некоторые исследователи утверждают, что их было более 400. Все творчество можно смело подразделить на несколько этапов. Первый этап считается ранним и относится к различным философским суждениям, а вот второй относится к чувствам поэта, а также личным переживаниям.

Вторая половина девятнадцатого столетия отличается особенной любовной тематикой. Жизнь автора была переполнена любви, как и многих культурных деятелей того времени. Фёдор Тютчев имел бесчисленное количество увлечений, поэтому в его творчестве так много стихов любовного и интимного содержания. Не стоит, однако, забывать, что Тютчев был поэтом разносторонним, его затрагивали различные темы: философия, природа, любовь к Родине.

Дипломат и поэт, Фёдор Иванович был очень любвеобильным человеком. Был дважды женат и имел многочисленные связи. Особое место в его сердце занимала Елена Денисьева, с которой он познакомился в зрелом возрасте. Она была племянницей инспектрисы, находящейся при Смольном институте. Именно в этом учреждении воспитывались дочери поэта.

Елене было всего 24 года. Она была весьма очаровательной, и с первых же минут знакомства влюбилось в личность Тютчева и его особенное творчество. Автор изысканных произведений ответил Денисовой взаимностью и весьма страстной привязанностью, которая продлилась до самой смерти Елены.

Следует отметить, что высшее петербургское общество не одобрило взаимоотношения Елены и Федора. Возник грандиозный скандал. И хотя у пары за время отношений родилось трое детей, этот союз никогда не был принят общественностью. Сильное осуждение легло на плечи именно Денисовой, от нее отрекся даже собственный отец. Практически каждый человек указывал на то, что дети Елены рождены незаконно. Лучшие заведения закрыли перед девушкой свои двери.

Несмотря на то что Фёдор Иванович закрутил роман с Еленой Денисовой, он продолжал поддерживать отношения со своей законной семьей. Детей и жену он называл земным проведением.

Елена постоянно находилась в состоянии двусмысленности, это приводило к нервозности и взвинченному состоянию. Постоянная раздражительность привела к тому, что у девушки развилась чахотка, которая привела к смерти в 64-м году.

После смерти Елены на тот свет ушли и их двое детей – сын и дочь. Федора Ивановича Тютчева весьма потрясли такие события и он на протяжении долгого времени считал себя виновником в произошедшем. Именно такие чувства, переполненные смыслом и горечью, отражались в произведениях автора. Чуть позже эти произведения отнесли к определенному циклу, который известен и в настоящее время, являясь интересным для читателей со всего мира.

Наиболее яркими произведениями, затрагивающими жизненную ситуацию автора, являются стихи под названием «Предпочтение», «Я очи знал…», «Накануне годовщины…» и многие другие. Все данные стихотворения весьма драматичны и напоминают своей манерой письма исповедь. Они усиливаются формой написания – в виде диалога, когда определенный лирически герой просит прощения у девушки, которой на момент высказывания нет рядом.

Анализ произведения «Предопределение»

Стихотворение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, максимально качественно раскрывает сущность любви. Автор не рисует иллюзий, и честно заявляет, что как бы не были близки люди по душевным качествам, их союз может быть роковым. Поэт дважды подчёркивает слово «роковой», будто придавая трагичности тем отношениям, к которым его привела сама судьба.

Те ощущения счастья, которые должна дарить любовь, в сочетании со страданиями, муками, угрызениями совести кажутся неизбежными. Запутанная и порочная связь с любимой, запятнанная репутация, полное отторжение и неприятие - вот расплата за чувства, которые должны в идеале делать мир чище и добрее.

В строках время от времени повторяются эпитеты, раскрывающие главную идею произведения, что любовь – это максимальное высокое чувство, которое может возникнуть у человека. И плата за это чувство может быть непомерной.

Особенности произведения «Предопределение»

Автор отмечает, что каждой личности суждено перенести муки и всевозможные страдания, исходящие от любви. Человек обязан смириться такими явными вещами. Любовь – это поединок, в котором обязательно будет проигравшая сторона. Федор отмечает, что проигрывает всегда тот, кто сильнее любит, чье сердце просто-напросто изнывает от высоких ощущений.

Лирический герой произведения «Предпочтение» страдает не менее, чем проигравшая сторона. Данные страдания основаны на том, что произошедшее ранее уже никак не вернуть и ничего невозможно изменить. Именно на такое осмысление указывают многие многоточия, присутствующие в строках. Именно они передают особенную взволнованность, присутствующую у лирического героя. В строках постоянно сохраняется накал, но и присутствует своеобразная недоговоренность.

Лирический герой прекрасно понимает, что за время взаимоотношений причинил много боли своей возлюбленной, но уже поздно, изменить ситуацию невозможно. Поединок, который организуется с высшими силами, предначертан судьбой, а результаты не зависят от человека. Поэт отмечает, что нанесенные раны никогда не заживут, а будут постоянно кровоточить и напоминать о себе.

Стихотворение «Предпочтение» написано с использованием четырехстопного ямба, который был весьма распространен во второй половине девятнадцатого столетия. Такая форма позволяет передать чувства читателю весьма бравурно и по-особенному жизнеутверждающе. Именно поэтому автор использует в строках клаузул и пиррихиевы, которые способны немного снизить жизнерадостность в строках и вызвать у читателя ощущение, связанное с поединком человеческой личности и судьбы.

С нами никогда ничего не происходит случайно…

Не так давно мне подарили книгу «Стратегии счастливых пар». И я с удивлением обнаружила, что имя автора мне очень знакомо: когда увидела, что это Валентин Бадрак – не поверила. Возможно, сработал стереотип, ведь я слышала о нем, как о военном журналисте и директоре аналитического Центра исследований армии, конверсии и разоружения, а также директоре Агентства оборонных новостей Defense Express, а здесь – нестандартные рассуждения о семье, счастье, любви, лидерстве и успехе на примерах людей, чьи имена знает весь мир...

…Тогда я потеряла близкого человека, и эта книга стала настоящим лекарем, а сейчас – другом. Я дала себе слово обязательно разыскать Валентина и выяснить, как в одном человеке сочетаются серьезный военный и интеллектуал-писатель, который сумел заставить приглушить боль, показал безграничность человеческих возможностей и с необычной стороны раскрыл удивительный мир семейного счастья...

ЗНАКОМЬТЕСЬ


Ищущий.
Самодостаточный.
Любящий муж и заботливый отец.
Автор книг для развития Личности –

ВАЛЕНТИН БАДРАК


Валентин — от лат. valeo — «быть здоровым»
Родился 29 ноября 1968 г. в г. Черкассы

Считает : каждый человек рожден для потенциальной миссии, каждому подвластна уникальная форма самовыражения, и каждый сам делает свой выбор. То, что человек выбирает в этой жизни, он делает ради собственной души, для своего роста и развития.

Уверен : пары обретают счастье, если этого очень сильно желают двое – деятельность одного бессильна при безразличии второго.

Знает : рецептов гениальности нет. Гениальность – не дар Природы, не результат мистического вдохновения. Это осознанная волевая деятельность максимально сосредоточенного, одержимого, абсолютно захваченного идеей человека, который верит в себя и готов приносить в жертву все, что мешает реализации его идеи.

Убежден : успех – не фантастические грезы. И каждому человеку не обязательно становиться гением, но исключительно каждый способен достичь уровня выдающегося мастера, достойного восхищения Творца. Рассмотрев поближе секреты успеха тех, кто его добился, любой человек обретает новый шанс стать победителем.

Все люди пришли одинаковыми и с равными шансами: все, что может сделать один человек, может сделать и другой. Каждый человек способен добиться своей придуманной идеи, но ни один победитель не верит в случайность.

Рязанское воздушно-десантное училище и Киевский государственный лингвистический университет. Был слушателем Школы управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета.
С 1999 года по сегодняшний день - директор неправительственного аналитического "Центра исследований армии, конверсии и разоружения" (ЦИАКР) и Агентства оборонных новостей Defense Express.

Многих публикаций по мотивации в различных сферах человеческой деятельности и серии книг , предназначенных для тех, кто готов бороться за свою личность, за счастье своих близких, кто отважится признать величие истинной любви:

2005 "Стратегии ГЕНИАЛЬНЫХ МУЖЧИН"
2007 "Стратегии ГЕНИАЛЬНЫХ ЖЕНЩИН"
2008 "Стратегии ЗЛЫХ ГЕНИЕВ"
2009 "Стратегии СЧАСТЛИВЫХ ПАР"
2010 "7 женщин, изменивших мир"
2010 "7 мужчин, изменивших мир"
2010 "7 злых гениев, шокировавших мир"
2010 "7 принципов семейного счастья"
2010 "7 пар, очаровавших мир"
2011 "Стратегии ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ (учебник для каждого)"
2011 "Офицерский гамбит"
2011 "Родом из ВДВ"

Проанализировал

Более 400 биографий известных на планете людей, которых принято называть гениями. Среди них: Николай и Елена Рерих, Альберт Швейцер и Елена Бреслау, Артур Конан Дойл и Джин Лекки, Сенека Младший и Паулина Помпея, Ярослав Мудрый и Ирина, Агриппина Младшая, Билл Гейтс, Клеопатра, Александр Македонский, Жанна д’Арк, Гай Юлий Цезарь, Мадонна, Зигмунд Фрейд и др.

Валентин, Вы окончили Рязанское военное училище, но не стали военным. Почему?

Да это было «жизненное училище» и я понял, что армия - не область моей самореализации, потому что является абсолютно деструктивной организацией. Это решение не было простым. В какой-то момент я осознал, что не хочу стать генералом, не имею намерения стать, скажем, командиром дивизии или министром обороны. Для самореализации мне эти цели казались не столько слишком малыми, сколько выглядели фетишами, суррогатами истинной миссии.
Но опыт, который я получил, хотя и отбросил меня на несколько лет назад, все же обогатил меня. Я знал свои цели и знал, чем буду заниматься.
Наш аналитический "Центр исследований армии, конверсии и разоружения" – единственная в Украине негосударственная организация, работающая в сфере безопасности и оборонной информации. Мы занимаемся вопросами оптимизации финансирования армии, предлагаем подходы к организации военно-технического сотрудничества, информирования оборонно-промышленного комплекса. На основе информации, которую готовят эксперты центра, принимаются многие решения на государственном уровне. Потребители нашей информации не только в Украине, но и во Франции, России, Болгарии, Польше и др.

Валентин, что связывает, а может, объединяет Вашу профессиональную и творческую деятельность?

Объединяет склонность к аналитической и творческой работе.
А связывает многое:
- борьба за то, чтоб человеческая жизнь стала ценностью, а безопасность государства начиналась с безопасности конкретного человека, гражданина;
- чтобы на уровне государства восстановить приоритет семьи;
- идея обобщения жизненного опыта людей, которые внесли грандиозный вклад в развитие человечества и продемонстрировали яркие возможности – об этом серия книг «Стратегии гениев»;
- желание изменить подходы государства к армии, как военный эксперт я борюсь за сохранение безопасности государства Украины, и об этом я пишу новую книгу.

Можно ли быть счастливыми в браке от начала до конца? Это дар Божий или работа?

Каждый успешный союз - это в первую очередь плодотворный и кропотливый труд двоих. Счастливая семья может быть создана лишь только как союз самодостаточных личностей, боящихся потерять друг друга, которые заботятся о собственном развитии. «Женщины творят историю, хотя история помнит лишь имена мужчин» Генрих Гейне.
Очень важную роль в построении гармоничных семейных отношений играет женщина – изначально – хранительница домашнего очага. Ее мудрость, сдержанность, спокойствие и любовь окрыляют мужчину, дают силу, вдохновение и уверенность в своем главном предназначении.
Яркий пример тому Елена Рерих. Если бы не она, не было бы ни Николая, ни семьи миссии. Пройти путь праведный и благородный вместе от самой первой встречи и до последнего удара сердца, путь вечного поиска Истины, чтобы доказать – великая любовь является единственно важным озарением души, и что она возможна.

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной

Их единенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Федор Тютчев

Я бы сказал уникальные возможности:
- воспользоваться стратегиями гениальных людей и достичь успеха в избранной деятельности;
- обрести абсолютную уверенность в себе и взять на вооружение философию победы;
- найти смысл собственной жизни и выработать активную программу развития своей личности;
- усовершенствовать свой образ, сделать его колоритным и оригинальным;
- научиться быть счастливым, создать успешную семью и пространство гармонии вокруг нее;
- понять, что движет мужчиной и женщиной, понять причины их поступков, использовать это в построении собственных отношений с окружающими и при воспитании детей;
- сформировать свою стратегию развития и роста.
- В современной жизни наблюдается беспрецедентное наступление на институт брака. Семья как единство мужчины и женщины постепенно самоуничтожается, все чаще не выполняет своих функций. Искаженное восприятие общей жизни родителей деформирует психику детей, которые потом чаще всего повторяют грустный семейный сюжет. Поэтому, собственно, стоит обратиться к семейному опыту выдающихся личностей.

По словам Валентина, идея написания книги, которая станет ориентиром для тех, кто хочет построить гармоничные семейные отношения, принадлежит его супруге Татьяне. Поэтому он и посвятил «Стратегии счастливых пар», как и «Стратегии гениальных женщин», любимой жене (прим. автора).

Ни то, и ни другое. «Стратегии гениев» написаны на стыке художественных произведений и анализа, основанного на четких исторических фактах и биографических данных.
«Стратегии гениев» - это, прежде всего, опыт большого количества выдающихся личностей, причем структурированный и разложенный на стратегии с использованием схожей матрицы:
Наличие идеи → Наличие силы воли для ее реализации → Наличие технологий для внедрения собственной идеи в человеческое сознание.
Это скорее перечень поступков, которые явились краеугольным камнем для того или иного человека при принятии решений. Кроме того, при проведении анализа использованы достижения разных школ и направлений психоанализа и философии: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Фридриха Ницше, Эриха Фромма, Карла Леонгарда, Роберто Ассаджоли, Николая Бердяева, Герберта Маркузе, Василия Розанова, Роберта Дилтса и многих др.
Дело в том, что современные разработки, в том числе, в области НЛП (нейролингвистического программирования) и книги по теории и практике успеха делают анализ на основе несуществующих историй (придуманных, условных).
А поскольку только сама жизнь дает понимание внутреннего мира человека, я показал линейку разных личностей, к которым сложно относится однозначно.
И эта линейка выбрана не случайно: важны не сами события и ситуации, а отношение людей к этим событиям – это один из важных нюансов, отличающих «Стратегии гениев» от обычных описаний биографий и исторических событий.

Могли бы Вы назвать правила и установки, которые объединяют гениев в «Стратегиях»?

Прежде всего, это исключительно позитивное отношение к себе: все победители думали о себе, как о герое. Постоянное самоусовершенствование и ироничное восприятие признанных авторитетов. Демонстрация громадной силы воли. Феноменальная концентрация и необычайное сосредоточение на идее. Вера в собственное мессианство. Точный расчет, взгляд на мир сквозь призму собственных интересов. Откровенное использование близкого окружения.
Готовность к активным действиям и одержимость: их деятельность – цепь непрерывных шагов. Неудачи быстро забываются, зато даже самая маленькая победа закрепляется в коллективном сознании современников, как невероятный успех.
Способность использовать опыт предшественников и новые технологии для продвижения идеи, активного внедрения ее в коллективное сознание.
Конечно же, транснациональность мышления – они готовы ради самореализации менять место обитания, бросать уют и игнорировать комфорт. Идея для них выше родной земли.
Гений – это всегда вызов существующим стереотипам, мнениям, привычному восприятию чего-либо. Сначала гений сотрясает общество, как гигантский подземный толчок, вызывая на себя огонь внимания. Затем это новое ассоциируется с его именем.

Какие мужские и женские образы Вам, Валентин, близки, может даже полюбились за время работы над книгами? Опишите наиболее интересные для Вас.

Из мужских образов: Сенека Младший, Гай Юлий Цезарь и Альберт Швейцер. Если говорить о женских, то в первую очередь это: Агриппина Младшая, Елена Рерих и Ирина – жена Ярослава Мудрого.
Наиболее интересной лично для себя я считаю Агрипину Младшую – крайне деструктивный образ женщины-борца. Противоречивый и очень жизненный. И понять эту личность было важно для меня с точки зрения отца (анализ отношений отец-дочь и мать-сын), поскольку у меня подрастают дочь и сын. Позитивное восприятие отца и позитивная связь с духом отца привели к тому, что Агриппина стала в своем историческом отрезке супер-женщиной.
К некоторым личностям я отношусь с долей иронии и не считаю их гениальными, например, Мадонна, Жанна д’Арк, Мэрилин Монро, Ван Гог. Но с другой стороны, они имели идею, железную волю и использовали весь арсенал технологий, что давало колоссальные результаты в их узнаваемости и восприятии коллективным сознанием.

Валентин, как творческий человек Вы, наверное, подвержены всплескам эмоций, может даже депрессиям. Расскажите, что Вам помогает преодолевать такие состояния?

Я не верю во вдохновение с неба, а верю в то, что человек руководит своим психическим состоянием и может воздействовать на себя самостоятельно. Приемы могут быть совершенно разные.
Мне, как и любому человеку, естественно присущи различные эмоции, и способ восстановления в различных ситуациях свой. На меня умиротворяюще действует жена Татьяна, когда она рядом, мне легче пережить любые неприятности. И я очень рад, что 22 года назад не прошел мимо своего счастья.
Особых депрессий я никогда не испытывал, разве что на этапе принятия решения уйти из армии, когда впереди уже не видел для себя перспектив и нужно было искать новое направление. Тогда мы много беседовали с женой, проговаривали различные версии и пришли к единому решению. И я понял, что не бывает неразрешимых ситуаций, какими бы трудными не казались препятствия.
В трудные моменты мне очень помогают любимые книги. Например, «Моряк в седле» Ирвинга Стоуна (художественная биография Джека Лондона, прим. автора). Открываю в любом месте, вижу образец настоящего мужчины, и это сразу выводит меня из состояния тупика в состояние вдохновения.
Порой происходит удивительное: меня выручает что-то мягкое, изящное и красивое по слогу – Владимир Набоков или Стефан Цвейг. Или очень точно выверенное, и потому – захватывающее, - это Булгаков или Мережковский.
Ну а о пользе физической нагрузки даже древние греки говорили: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». И интересный феномен заключается в том, что именно во время физнагрузок ко мне приходят новые идеи.
«Лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал!» - эта строчка из песни, однажды написанная Владимиром Высоцким, давно стала своеобразным девизом всех альпинистов и горнолыжников. И именно этот девиз вдохновляет любителей гор покорять все новые и новые вершины.

Для Валентина – это один из способов самовосстановления и движения вперед. Но для того, чтоб покорить новую высоту, нужно спуститься с предыдущей и пройти весь подъем снова. Как и в жизни...

Что, Валентин, Вы хотели бы сказать своим читателям?

Во-первых, чтоб каждый задумался, есть ли у него цель, куда он движется, как и зачем.
Во-вторых, поверить в свои силы и помнить: то, что сделал один, могут сделать и другие.
И, в-третьих, использовать для достижения своих целей исторический опыт великих людей.
Все примеры придуманы не мной, я их только систематизировал и проанализировал как тенденцию развития личности, поэтому от каждого зависит, сможет ли он воспользоваться этим шансом.
Я пишу не ради бизнеса, а для людей, неравнодушных к своему настоящему и будущему. Если после прочтения моих книг кто-то найдет себя, если хотя бы одна семья станет счастливой, для меня это будет наградой и истинным удовольствием.

От автора

В повседневной жизни нас окружают разные люди, которые, хотим мы этого или нет, влияют на наше мировоззрение, карьеру, творчество, здоровье, благополучие. И тем не менее, мы сами – творцы своего счастья, и одним из преимуществ человека является его способность учиться на примерах других. Главное - не просто выбрать свой собственный путь, а найти в себе силы по нему пройти.

«Не бойтесь врагов своих – в худшем случае они могут лишь убить вас, не бойтесь друзей своих – в худшем случае они могут лишь предать вас. Бойтесь людей равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия происходят все убийства и предательства в этом мире»… Бруно Ясенский

Такие Личности, как Валентин Бадрак – неравнодушные и к будущему своей страны, и к настоящему каждого современного человека – великая ценность нашего времени.

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Будучи уже в солидном возрасте, Ф.И. Тютчев встретил Елену Денисьеву. Поэт был поражен красотой и умом этой женщины. Он понимал, что не устоит перед ее чарами, хоть и жил тогда в браке со второй женой Эрнестиной. Предчувствуя развитие отношений с Денисьевой, в 1850 г. поэт написал стихотворение «Предопределение», которое, подобно зеркалу, отобразило его смешанные чувства.

Тема анализируемого произведения – любовь. Автор утверждает, что любовь может связывать только родные души. Он считает, что их союз – не только соединение, но и борьба.

Система образов «Предопределения» оригинальная. В центре произведения лирический герой, а во втором катрене появляются образы сердец. Учитывая биографию Ф.И. Тютчева, можно утверждать, что лирическое «я» произведения – отражение внутреннего состояния автора. Лирический герой размышляет над вечным вопросом любви. К раздумьям его подтолкнуло предание, согласно которому любовь – союз родных душ. Герой соглашается, что любовь – соединение душ, но в конце первой строфы добавляет, что это роковой поединок. Последний тезис развивается во втором катрене.

Лирический герой уверен, что любовь – борьба двух сердец. То, которое нежнее, неизбежно страдает и млеет от грусти. Вскоре оно вовсе изнывается, любя. О сердце менее нежном автор не говорит ничего, не открывая тайну, триумфирует оно или сокрушается. Заканчивается произведение оборванной синтаксической конструкцией, которая подталкивает читателя обдумать все, что было сказано в «Предопределении».

Стихотворение Ф.И. Тютчева состоит из двух смысловых частей: рассказ о любви, основанный на предании и рассказ о борьбе двух сердец, ее последствий. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение поделено на два катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Чтобы передать чувства и эмоции лирического героя и показать свой взгляд на любовь, Ф.И. Тютчев использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «союз души с душой», «роковое их слиянье» (о душах), «борьба двух сердец». Метафора – основа создания образов любви и двух сердец. Монолог-рассуждение лирического героя дополняется эпитетами: «поединок роковой», «борьба неравная», страдает «неизбежней».

В анализируемом стихотворении заметную роль играет интонация. Ф.И. Тютчев в обоих катренах использует оборванные предложения. При помощи них передается задумчивое состояние лирического героя и автора. Кроме того, этот прием помогает поэту расставить смысловые и эмоциональные акценты.

Мысли, выраженные в «Предопределении» Ф.И. Тютчева подчеркиваются при помощи аллитерации. Например, в описании поединка сердец преобладает согласный «р»: «в борьбе неравной двух сердец». В рассказе о страдании побежденного сердца используются слова с согласными «с», «з».

Проанализированное произведение Ф.И. Тютчева выражает восприятие проблемы любви зрелым мужчиной, который не раз испытывал это чувство.

Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней, поэтому их чувства вызывали недоумение и непонимание в обществе. Эта беззаветная любовь, которая, несомненно, принесла много ярких и хороших моментов, тем не менее, остается одним из самых драматических периодов в жизни поэта. Данное произведение относится к любовной и философской лирике.

Предопределение - предначертание судьбы, любви человека, мысль автора состоит в том, что люди изначально предопределены на страдания, переживания и муки, вызванные любовью. Название стихотворения передает суть произведения, наталкивает нас на мысль, что финал будет несчастным. В понимании поэта любовь – «поединок роковой», «борьба неравных сердец», «страдание». Это прекрасное чувство у Тютчева лишено гармонии, просветленной пушкинской чистоты. Автор раскрывает трагическую природу любви, показывает «темную» сторону, для него любовь – это противостояние и в итоге «изноет» сердце того, кто сильнее любит.

Стихотворение представляет собой некую цепочку, которая поэтапно описывает каждый этап: первая встреча, отношения, кульминация («поединок роковой») и трагическая развязка. Произведение написано четырехстопным ямбом, автор использует различные средства выразительности: метафору, анафору, эпитеты, инверсию, лексический повтор, для лучшего изображения и передачи темы.

Данное стихотворение отображает отношение Тютчева к любви, его собственные переживания и муки, так как события, описанные в произведении, являются автобиографичными. Это чувство, которое многие поэты «превозносили» и называли истинным счастьем, Тютчев открыл с иной стороны, более глубокой. Человек не волен противостоять року, а значит, неизбежен трагичный финал.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Предопределение

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

    Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто

  • Анализ стихотворения Есенина Край ты мой заброшенный

    В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал

  • Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

    Литературное наследие великого русского поэта Сергея Александровича Есенина содержит в себе немало лирических строк о любви, о счастье встреч и о грусти расставаний. Чуть более чем за год до своей смерти, он написал стихотворение

  • Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс

    Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался

  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь

    Василий Андреевич Жуковский - один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,

Оборудование: Занавес или ширма, 4 кресла; портреты Ф.И. Тютчева, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой; диск с классической музыкой.

Заранее необходимо освободить в классе место, где будет развиваться действие.

Действующие лица

Двое ведущих (юноша и девушка)
Ф.И.Тютчев
Амалия Лерхенфельд
Элеонора Петерсон
Эрнестина Дернберг
Елена Денисьева

Ведущий. Лет через 20 после кончины Ф.И. Тютчева (напомню, что умер он в 1873г.) критик Скабичевский утверждал, что у поэта нет будущего. Однако уже 21 век, а мы, посмеиваясь над “пророчеством”, говорим о гениальном поэте.

Ведущая. Тютчев любил повторять фразу Декарта “Я мыслю, следовательно, существую” в самые трудные минуты своей жизни. И, думается, чтобы понять поэта, нам нужно воспользоваться силой мысли и перенестись в 19 век.

Выходит Ф.И.Тютчев, произносит задумчиво:

Всесилен я и вместе слаб,
Властитель я и вместе раб,
Добро иль зло творю - о том не рассуждаю;
Я много отдаю, но мало получаю,
И в имя же свое собой повелеваю,
И если бить хочу кого,
То бью себя я самого.

Останавливается, смотрит на зрителей.

Да, жизнь меня хорошо потрепала. Родился я 23 ноября в дворянской семье, знал Жуковского, смутно помню Отечественную войну 1812г. Учился не так уж плохо и в 18 лет стал кандидатом Московского университета.

В 1822г. я уехал в Мюнхен, стал дипломатом, а через год познакомился с Амалией Лерхенфельд – прелестной девушкой. Ей было 14. Удивительно милая и непосредственная, она покорила меня, вызвала бурю чувств, я стал ухаживать, а потом попросил ее руки.

Смотрит на занавес, из-за которого появляется Амалия Лерхенфельд.

Федор - чудесный юноша, не менее пылкий мой поклонник, чем Пушкин, Вяземский и Гейне. Ах, как мы развлекались: гуляли в окрестностях Мюнхена, любовались дворцами и парками. Он был мил, а потом сделал мне предложение.

Тютчев, подает девушке руку и ведет ее к креслам:

Да, и нашу дань любви сердечной
Ты отвергнула шутя,
Да еще и поклонниками отгородилась, я чуть не дуэли не подрался.

А что мне было делать? Вы настаивали, родители были против, называя Вас бедняком. Я была вынуждена им подчиниться и выйти замуж за барона Крюденера.

А позже мы встретились в Карлебаде и, глядя на Вас,

Я вспомнил время золотое,
Я вспомнил сердцу милый край
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит;
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень

А потом Вы навестили меня за 3 месяца до моей смерти, словно знали и хотели попрощаться.

А Вы чуть раньше подарили мне чудесные стихи

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,
Так, весь овеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тютчев, глядя на нее.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та же в душе моей любовь!..

Задумчиво проходит вперед, назад

Да, какое светлое было чувство.

Вообще, любовь - удивительное состояние. Оно всегда дарило мне крылья. Что может быть прекраснее момента, когда любимая

Стояла молча предо мною,
Вздымалась грудь ее волною,
Алели щеки как заря,
Все жарче рдея и горя!
И вдруг как солнце молодое,
Любви признанье золотое
Исторглось из груди ее...

Появляется Элеонора Петерсон

В 1926 г. вы женились на мне.

Тютчев, целуя ей руку, включается в диалог.
- Я был счастлив, а Вы? Мои отлучки, разлука. Я был поражен, узнав о вашем мужестве во время пожара на пароходе “Николай”. Можно сказать, дети дважды обязаны вам жизнью.
- Бросьте, какое мужество. Я так испугалась, что здоровье мое не выдержало.
- А я так любил вас, что, проведя ночь подле вашего гроба, поседел.
И долго потом еще томился я тоской желаний,

Стремился я к тебе душой
И в сумраке воспоминаний
Еще ловил я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда

А в 1839 я допустил непозволительную вольность: перечеркнул свою карьеру ради свидания с любимой.

Появляется Эрнестина Дернберг.

А ведь когда мы первый раз встретились, я была замужем.

И ваш муж поручил мне вас, а потом умер.

В итоге заботилась я о вас, а не вы обо мне.

И я благодарен Вам за все, а особенно за понимание, когда появилась Елена.

Тютчев отступает к занавесу, из-за которого выходит Денисьева.

Елена. И кто бы мог сказать, что я влюблюсь в отца моих подруг, влюблюсь настолько, что не испугаюсь скандала, осуждения друзей и света, отречения семьи.

Тютчев. Я лишился карьеры, многих друзей.

Денисьева. Не раз я слышала признанье:

“Не стою я любви твоей”.
Пускай мое она сознанье –
Но как я беден перед ней…

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Тоска вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!

Денисьева. Мы были счастливы 14 лет.

(Уходит )

Тютчев. А потом я снова учился жить.

Эрнестина Дернберг поднимается из кресла и подходит к Ф.И.Тютчеву. Я была рядом

Все отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

Все участники собираются вместе

Ведущий . Поэт любил жизнь, движение, свет, звук.

Ведущая. И до самой смерти он остался верен единственной возлюбленной, с которой не могла соперничать ни одна из его женщин.

Ведущий. Имя ее - Россия.

Ведущая. Любой вспомнит знаменитые четыре строки, ставшие вершиной признания в любви своей стране, написанные Ф.И. Тютчевым 28 ноября 1866 года.

Участники читают по одной строке.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.