Луиджи пиранделло черепаха читать краткое содержание. Тема: Луиджи Пиранделло

Как ни странно, но даже в Америке имеются люди, верящие, что черепахи приносят счастье. Однако можно с полной уверенностью сказать, что сами черепахи этого даже не подозревают.

У мистера Мишкоу есть приятель, который совершенно в этом убежден. Он играет на бирже и каждое утро, перед тем как туда идти, ставит свою черепаху перед маленькой лесенкой. Если черепаха делает попытки подняться по лесенке, он проникается уверенностью, что ценные бумаги, на которые он намеревается играть, поднимутся в цене. Если черепаха вбирает голову и лапы под щиток, бумаги будут иметь прежний твердый курс; если она отворачивается и уходит, он решительно играет на понижение. И это дело безошибочное.

Высказавшись как-то раз в таком духе, он зашел в магазин, где продавались черепахи, купил одну и вложил ее в руку мистеру Мишкоу:

– Попробуй, сам увидишь.

Мистер Мишкоу – особа впечатлительная. Неся домой черепаху (тьфу!), этот подвижный кругленький человечек весь охвачен дрожью – может быть, удовольствия, но, возможно, также и легкого отвращения. Ему крайне безразлично, что встречные прохожие удивленно оборачиваются, замечая у него в руках черепаху. Он дрожит при мысли, что эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень, а, напротив, под этим щитком живет таинственное животное, которое в любой момент может выпустить тут, у него на ладони, четыре кривые шершавые лапки и головку старой морщинистой монашки. Будем надеяться, что черепаха этого не сделает. Мистер Мишкоу швырнул бы ее на землю, содрогаясь с головы до ног.

Нельзя сказать, что дома его дочь Элен и сын Джон пришли в особый восторг от черепахи, когда он положил ее, как подобранный булыжник, на ковер в гостиной.

Просто невероятно, насколько старческими кажутся глаза обоих детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца.

Дети роняют на черепаху, лежащую, словно булыжник, на ковре, тяжелый-тяжелый взгляд этих своих свинцовых глаз. Затем они смотрят на отца с абсолютно твердой уверенностью в том, что он не сможет дать им разумного объяснения неслыханной вещи, которую сделал, положив на ковер в гостиной черепаху, и бедный мистер Мишкоу весь как-то тускнеет, разводит руками, на губах его блуждает растерянная улыбка, и он выдавливает из себя, что, в конце концов, это всего-навсего совершенно безвредная черепаха, с которой можно бы даже поиграть.

Словно в доказательство того, что он всегда был славным парнем, по натуре немного ребячливым, он становится на четвереньки на ковер и осторожненько, деликатно принимается подталкивать черепаху сзади, побуждая ее таким образом выпустить из-под щитка лапки и голову и поползти. Но, бог ты мой, поистине это стоило сделать, чтобы убедиться, каким веселым был этот красивый дом, весь стеклянный и зеркальный, куда он ее принес. Неожиданно сын его Джон находит гораздо менее деликатный, но зато более действенный способ вывести черепаху из состояния окаменелости, в котором она упорно пребывает. Кончиком ботинка он опрокидывает ее на щиток, и тогда зверюшка начинает двигать лапками и с трудом вытягивать шейку, пытаясь вернуться в естественное свое положение.

Элен при виде этого, не меняя выражения своих старческих глаз, разражается громким смехом, похожим на скрип заржавленного колодезного блока при внезапном резком падении какого-нибудь спятившего ведра.

Легко понять, что на детей не производит никакого впечатления то обстоятельство, что черепахи приносят счастье. Напротив, все их поведение с яркой очевидностью свидетельствует о том, что терпеть в доме черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка. А это весьма и весьма не нравится мистеру Мишкоу. Он смотрит на черепаху, которую сразу же перевернул спинкой вверх и которая вновь возвратилась к своей окаменелости; смотрит в глаза своих детей и внезапно обнаруживает таинственное сходство между старческим выражением этих глаз и извечной каменной инертностью зверька на ковре. Он охвачен каким-то ужасом перед своей детской непосредственностью в том мире, который, обнаруживая столь неожиданные и странные сходства вещей и явлений, как бы расписывается в собственном одряхлении; ужасом перед тем, что он, сам того не зная, может быть, ожидал чего-то, чего уже не может произойти, так как дети на земле рождаются теперь столетними, как черепахи.

Он снова пытается изобразить на лице растерянную улыбку, еще более поблекший, чем когда-либо, и у него не хватает мужества признаться, по какой причине приятель подарил ему черепаху.

Мистер Мишкоу на редкость не знает жизни. Жизнь для него не есть нечто вполне четкое, и общеизвестные вещи не имеют для него значения. С ним вполне может случиться, что в одно прекрасное утро, залезая голышом в ванну и уже занеся одну ногу над ее краем, он вдруг с удивлением поглядит на свое собственное тело, как будто за сорок два года жизни он его ни разу не видел и сейчас оно открывается ему впервые. Тело человеческое, прости господи, не такая вещь, которую можно без стыда показывать в голом виде даже самому себе. Предпочтительнее его игнорировать. Но все же для мистера Мишкоу остается полным значения тот факт, что ему никогда не приходила в голову такая мысль: с этим своим телом и всеми его частями, обычно никем не видимыми, ибо они всегда скрыты под одеждой, он бродит по жизни уже в течение сорока двух лет. Ему представляется невероятным, чтобы всю свою жизнь он мог прожить только в этом своем теле. Нет, нет. Неизвестно где, неизвестно как и, может быть, даже вполне безотчетно. Может быть, он всегда незаметно перелетал от одной вещи к другой – а мало ли их попадалось ему на пути с детских лет, когда уж наверняка тело у него было совсем другое, и кто его знает, какое именно. И правда, ведь довольно-таки мучительно и даже немного страшно, что нет возможности объяснить себе, почему тело твое неизбежно должно быть таким, какое оно есть, не каким-нибудь другим, совершенно иным. Лучше об этом не думать. И вот сейчас, в ванной комнате, он снова улыбается своей растерянной улыбкой, даже не соображая, что уже давно сидит в ванне. Ах, как лучезарны эти накрахмаленные кисейные занавески большого окна и как легко, как изящно шевелятся они на своих латунных карнизах от нежного весеннего дуновения, словно слетающего с высоких деревьев парка! Вот он уже вытирает полотенцем это свое действительно весьма неприглядное тело, но все же должен согласиться с тем, что жизнь прекрасна и ею вполне можно наслаждаться даже и в этой телесной оболочке, для которой каким-то странным образом оказалась возможной самая сокровенная близость с такой непроницаемой женщиной, как миссис Мишкоу.

Женатый уже девять лет, он до сих пор не может разгадать тайну, как оказался возможным этот его немыслимый брак с миссис Мишкоу.

Никогда не осмеливался он двигаться в каком-либо направлении без чувства неуверенности после каждого сделанного шага – можно ли делать следующий. И под конец у него по телу словно мурашки ползли, а в душе возникало испуганное изумление, когда оказывалось, что, несмотря на столь медленные и осмотрительные шаги, он уже весьма продвинулся вперед. Надо было так или иначе обдумать, что это для него означало бы?

И вот в один прекрасный день, даже как-то сам в это не веря, он оказался супругом миссис Мишкоу.

Она и теперь, после девяти лет брака, красивая фарфоровая статуэтка, так отрешена и изолирована от всех, так замкнута и словно глазурью покрыта в своей непроницаемой манере существовать, что кажется просто невероятным, как могла она сочетаться браком с таким человеком из плоти и крови, как он. Зато вполне понятно, как от их союза могли произойти такие высохшие на корню детки. Может быть, если бы выносить их во чреве мог вместо жены сам мистер Мишкоу, они родились бы иными. Но выносить их должна была она, по девять месяцев каждого; и вот, зачатые, по всей видимости, такими, какими проявили себя с самого начала, и к тому же принужденные столько времени провести во чреве из майолики, словно конфеты в коробке, они состарились еще до своего появления на свет.

Удивительно, но и в Соединенных Штатах, некоторые верят, что черепахи приносят удачу.

Друг мистера Мишкоу в этом уверен, сам он биржевик и каждое утро свою черепаху ставит перед небольшой лестницей, если она пытается ползти вверх, то и бумаги подорожают, прячется в панцирь – никаких изменений не будет, а уползает назад, значит, цена будет снижаться.

Рассказывая это, он подарил черепаху мистеру Мишкоу.

Неся её, мистер Мишкоу волновался, вдруг черепашка высунется из панциря и он выронит её от неожиданности.

Дети - дочь Элен и сын Джон не обрадовались, когда отец принёс и положил черепаху на полу в комнате. Мальчик носком своего башмака переворачивает черепаху на «спину» и она, вытащив голову и лапки, пытается перевернуться обратно. Элен видя это, смеется. Мистер Мишкоу возвращает животное в нормальное положение, он растерянно улыбается и не осмеливается признаться, что черепаху ему подарили на счастье.

Мистер Мишкоу женат девять лет, но до сих пор не понимает, как такая холодная красавица стала его супругой. Вернувшись, домой от матери и застав, мужа возившимся с черепахой, миссис Мишкоу молча ушла, а потом прислала короткое письмо с требованием сделать выбор между ней и черепахой. Жену терять он не хотел, поэтому пообещал пристроить животное в другом месте.

Послонявшись по городу, мистер Мишкоу вдруг понял, что черепаха лишь повод для его супруги и не будь её, найдётся другой. Он вернулся домой и положил черепашку перед женой, та быстро встала, надела шляпу и ушла. Зверек высунулся из панциря и пополз по комнате. «Это и есть счастье» - подумал мистер Мишкоу, ведь иногда для счастья достаточно избавиться о того, что вас подавляет и наконец, почувствовать себя свободным.

Картинка или рисунок Пиранделло - Черепаха

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Исповедь Аврелий Августин

    «Исповедь» - это произведение, которое стало самой первой автобиографией в литературы Европы. На протяжении многих лет оно было образцом для христианских писателей. Произведение охватывает только часть жизни Августина Аврелия

  • Краткое содержание Вредные советы Остера

    В книге, адресованной непослушным детям, в стихотворной форме даются оригинальные советы, как вести себя в различных ситуациях. Например, на день рождения нужно прийти без подарка, постараться сесть за столом поближе к торту

  • Краткое содержание Екимов Мальчик на велосипеде

    Хурдин пять лет не был дома, в своем родном хуторе. Он очень рад возвращению, родным местам, матери. В хуторе его внимание привлекает паренек, лет десяти, на велосипеде. Удивительно, как ловко он возит сено на своем стареньком велосипеде, ведра с водой

  • Краткое содержание Куприн Юнкера

    Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

  • Краткое содержание Приключения Гекльберри Финна Марка Твена

    Главный герой Гекльберри Финн воспитывается вдовой Дуглас. Мальчишка ведет себя не по-джентельменски, поэтому женщина прикладывает немало усилий, чтобы его перевоспитать.

Американцы люди прагматичные, но даже там есть те, кто верит в приметы и суеверия. Близкий приятель мистера Мишкоу был твердо уверен в том, что черепахи приносят счастье. И однажды он купил и подарил своему другу маленькую черепашку.

В семейном доме Мишкоу никогда не было никаких живых существ. Его жена – равнодушная ко всему на свете красавица и дети, похожие на маленьких старичков, не понимали, как можно испытывать какие-то нежные чувства к кому бы то ни было.

С появлением нового жильца жена заявила, что если он не уберет из дома это существо, то она немедленно уедет в Англию.

Со дня свадьбы бедный Мишкоу боялся потерять свою супругу, но теперь понял, что черепаха только предлог, чтобы расторгнуть этот несчастливый брак, и черепаха осталась в доме. Она стала настоящим другом хозяина, и он был просто счастлив, когда с помощью черепахи все встало на свои места.

Вывод (мое мнение)

Все люди разные, и невозможно сделать так, чтобы все любили одни и те же вещи. Но о том хороший это человек или плохой скажет его отношение к животным, к птицам, к природе и, конечно, к другим людям.

Луиджи Пиранделло

Черепаха

Как ни странно, но даже в Америке имеются люди, верящие, что черепахи приносят счастье. Однако можно с полной уверенностью сказать, что сами черепахи этого даже не подозревают.

У мистера Мишкоу есть приятель, который совершенно в этом убежден. Он играет на бирже и каждое утро, перед тем как туда идти, ставит свою черепаху перед маленькой лесенкой. Если черепаха делает попытки подняться по лесенке, он проникается уверенностью, что ценные бумаги, на которые он намеревается играть, поднимутся в цене. Если черепаха вбирает голову и лапы под щиток, бумаги будут иметь прежний твердый курс; если она отворачивается и уходит, он решительно играет на понижение. И это дело безошибочное.

Высказавшись как-то раз в таком духе, он зашел в магазин, где продавались черепахи, купил одну и вложил ее в руку мистеру Мишкоу:

– Попробуй, сам увидишь.

Мистер Мишкоу – особа впечатлительная. Неся домой черепаху (тьфу!), этот подвижный кругленький человечек весь охвачен дрожью – может быть, удовольствия, но, возможно, также и легкого отвращения. Ему крайне безразлично, что встречные прохожие удивленно оборачиваются, замечая у него в руках черепаху. Он дрожит при мысли, что эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень, а, напротив, под этим щитком живет таинственное животное, которое в любой момент может выпустить тут, у него на ладони, четыре кривые шершавые лапки и головку старой морщинистой монашки. Будем надеяться, что черепаха этого не сделает. Мистер Мишкоу швырнул бы ее на землю, содрогаясь с головы до ног.

Нельзя сказать, что дома его дочь Элен и сын Джон пришли в особый восторг от черепахи, когда он положил ее, как подобранный булыжник, на ковер в гостиной.

Просто невероятно, насколько старческими кажутся глаза обоих детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца.

Дети роняют на черепаху, лежащую, словно булыжник, на ковре, тяжелый-тяжелый взгляд этих своих свинцовых глаз. Затем они смотрят на отца с абсолютно твердой уверенностью в том, что он не сможет дать им разумного объяснения неслыханной вещи, которую сделал, положив на ковер в гостиной черепаху, и бедный мистер Мишкоу весь как-то тускнеет, разводит руками, на губах его блуждает растерянная улыбка, и он выдавливает из себя, что, в конце концов, это всего-навсего совершенно безвредная черепаха, с которой можно бы даже поиграть.

Словно в доказательство того, что он всегда был славным парнем, по натуре немного ребячливым, он становится на четвереньки на ковер и осторожненько, деликатно принимается подталкивать черепаху сзади, побуждая ее таким образом выпустить из-под щитка лапки и голову и поползти. Но, бог ты мой, поистине это стоило сделать, чтобы убедиться, каким веселым был этот красивый дом, весь стеклянный и зеркальный, куда он ее принес. Неожиданно сын его Джон находит гораздо менее деликатный, но зато более действенный способ вывести черепаху из состояния окаменелости, в котором она упорно пребывает. Кончиком ботинка он опрокидывает ее на щиток, и тогда зверюшка начинает двигать лапками и с трудом вытягивать шейку, пытаясь вернуться в естественное свое положение.

Элен при виде этого, не меняя выражения своих старческих глаз, разражается громким смехом, похожим на скрип заржавленного колодезного блока при внезапном резком падении какого-нибудь спятившего ведра.

Легко понять, что на детей не производит никакого впечатления то обстоятельство, что черепахи приносят счастье. Напротив, все их поведение с яркой очевидностью свидетельствует о том, что терпеть в доме черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка. А это весьма и весьма не нравится мистеру Мишкоу. Он смотрит на черепаху, которую сразу же перевернул спинкой вверх и которая вновь возвратилась к своей окаменелости; смотрит в глаза своих детей и внезапно обнаруживает таинственное сходство между старческим выражением этих глаз и извечной каменной инертностью зверька на ковре. Он охвачен каким-то ужасом перед своей детской непосредственностью в том мире, который, обнаруживая столь неожиданные и странные сходства вещей и явлений, как бы расписывается в собственном одряхлении; ужасом перед тем, что он, сам того не зная, может быть, ожидал чего-то, чего уже не может произойти, так как дети на земле рождаются теперь столетними, как черепахи.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бельская средняя общеобразовательная школа

Бельского района Тверской области

Методическая разработка урока по литературе

в 7 классе


рассказ «черепаха»

Подготовила: Новикова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы Г. Белый, 2014 г.


луиджи пиранделло (1867–1936).
рассказ «черепаха»

Цел и: дать краткие сведения о писателе; учить внимательному и вдумчивому чтению, умению анализировать текст; выявить основную идею рассказа; показать на примере рассказа, что такое сатира; выявить тему, идею произведения; развивать навыки анализа текста.

Методические приёмы : рассказ учителя, работа по учебнику, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV . Слово учителя.

Луинджи Пиранделло- один из крупнейших итальянских писателей: поэт, новелист, драматург с мировой славой, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 г. В своих произведениях писатель говорит об относительности привычных человеческих ценностей, о важности истинных ценностей.

Познакомимся поближе с героями одного из рассказов писателя- «Черепаха».

V. Изучение рассказа Пиранделло «Черепаха».

1. Краткий пересказ учителем или заранее подготовленным учеником текста.

2. Комментированное чтение учителя.

3. Анализ текста по вопросам.

Где и когда происходит действие рассказа? Как это можно определить?

(Действие происходит в Америке, в Нью-Йорке. Время действия мы можем определить косвенно: по описанию грандиозных сооружений Нью-Йорка, по тому, что по улицам ездят такси, по датам жизни писателя- это уже XX век.

Место действия писатель определяет предельно точно: приводит названия, а точнее, номера улиц-49-я, 50-я; пишет о гигантской башне Уолдорф Астории, возле которой герой хотел оставить черепаху на клумбе.)

Как оказалась черепаха в руках мистера Мишкоу и зачем?

(Приятель купил и вложил её ему в руки, уверяя, что она приносит счастье.)

Как изображён Нью-Йорк? Каковы отношения героя с городом?

(Нью-Йорк изображён огромным городом. На мистера Мишкоу он наводит грусть: «..все эти грандиозные сооружения как долговечные архитектурные памятники, и они высятся со всех сторон, словно колоссальная, но временная декорация некоей огромной ярмарки с этим неподвижным, ярким блеском бесчисленных ламп и фонарей, нагоняющим нечто вроде тоски, когда долго идёшь под ним, и со множеством других вещей, столь же суетных и непрочных». Это как будто дурной сон: подчёркивается нереальность города. Его основательность, грандиозность сочетаются с ощущением временности, суетности, непрочности города-декорации.)

Как подчёркивается враждебность города, отчуждённость людей друг от друга?

(Город враждебен и мистеру Мишкоу, и черепахе. Ей не находится там места: ни в квартире Мишкоу, ни в такси, ни на клумбе(« пускать животных на клумбу запрещено!»). Пространство черепахи- её собственный панцирь. Она может «с головой уйти в себя», и черепаха так и делает в начале рассказа.

Столь же враждебным, чужим оказывается дом, в котором живёт семья героя- это «красивый дом, весь стеклянный и зеркальный». Но в нём не нашлось места для матери жены героя- она живёт в гостинице. Дом производит впечатление пустого и холодного: он неуютен, здесь люди не любят друг друга, тепла в отношениях между ними нет. Стекло и зеркала только подчёркивают пустоту и взаимную отчуждённость.)

Как изображено в рассказе время? Какова его роль?

(Время проявляется в описании героев. Черепаха емеет «головку старой морщинистой монашки.» Собственные дети мистера Мишкоу, как он вдруг понимает, в чём-то сходны с черепахой: он «смотрит в глаза своих детей и внезапно обнаруживает таинственное сходство между старческим выражением этих глаз и извечной каменной инертностью зверька на ковре». Мистера Мошкоу охватывает ужас перед одряхлевшим миром- «дети на земле» рожаются теперь столетними, как черепахи». Сам мистер Мишкоу по-детски непосредственный, даже порой ребячливый. То есть время перевёрнуто.)

(Если мы будем читать рассказ во второй раз, то поймём, что о мистере Мишкоу речь идёт уже в первом предложении: « Как ни странно, но даже в Америке имеются люди, верящие, что черепахи приносят счастье». Мистер Мишкоу кажется всем чудаком, прохожие удивлённо оборачиваются, видя у него в руке черепаху. Подчёркнутое здравомыслие и расчётливость американцев противопоставляется чуткости и почти детской наивности героя .)

Как относятся к черепахе герои рассказа и автор?

( Пиранделло пишет о черепахе с сочувствием, жалеет живое существо, которое все отвергают: «несчастная, неприкаянная зверюшка». Мистер Мишкоу представляет, что было бы, если бы он оставил черепаху в такси: «Жалко, что у этой зверюшки, всё еще съёжившейся под своим щитком, мало воображения. Интересно представить себе, как черепаха ночью разъезжает по всему Нью-Йорку».

Сам мистер Мишкоу сначала испытывает к ней лёгкое отвращение. Но он понимает, что «эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень», а «таинственное животное».

Жена мистера Мишкоу сразу же поставила ему ультиматум:» либо в доме не будет черепахи, либо она через три дня вместе с матерью уедет в Англию».

Дети, как ни странно, к черепахе равнодушны, для них она всё равно что булыжник, она не производит на них никакого впечатления: «Теперь в ломе черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней, как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка» ).

Какова роль черепахи? Какое значение имеет название рассказа?

( « Черепаха»- символическое название. Это животное своенравно: уж если оно не захочет, ни за что не заставишь выглянуть из своего домика-панциря. Однако меркантильные американцы даже черепаху могут использовать как биржевой «барометр». Приятель мистера Мишкоу играл на бирже и по поведению черепахи определял, как ему действовать..

Черепаха действительно оказывается необыкновенной. Она тоже становится «барометром», как и черепаха приятеля мистера Мишкоу, но не биржевым, а семейным, барометром человеческих отношений. Благодаря черепахе проявились истинные чувства людей (или их отсутствие).

В конце рассказа черепаха наконец оживает: «зверюшка внезапно выпустила из-под щитка свои четыре лапки, хвост, голову и, слегка раскачиваясь, почти приплясывая, поползла по гостиной». И мистер Мишкоу тоже как будто выходит из своего панциря, освобождается от того, что его тяготило, и чувствует себя счастливым.)

Рисуя портреты детей мистера Мишкоу, автор говорит только о глазах. Почему? (Писатель не называет возраста этих детей… «…насколько старческими кажутся глаза обоих детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца. Когда человек устал от жизни, ничто его не интересует, хотя они еще молоды, но в них нет блеска, они бесцветны, невыразительны, мертвы. Именно такими глазами они смотрели на черепаху и на отца, и он как-то потускнел, развёл руками, растерянно улыбаясь». Не умея ничему удивляться и радоваться, они убивают радость и в других.)

Какой ультиматум предъявила ему жена? («…Либо в доме не будет черепахи, либо через три дня она вместе с матерью уедет в Англию».)

Какое решение принимает мистер Мишкоу? (Мистер понес её в магазин, но он был закрыт, хотел оставить в такси, но это было бы жестоко, затем задумал оставить ее на клумбе, но полицейский прогнал его, хотел оставить даже на улице.)

Как Пиранделло понимает счастье? В чём счастье мистера Мишкоу?

(Мистер Мишкоу не хотел потерять свою жену, он пообещал найти для черепахи» другое, более подходящее место». Он начинает оправдываться перед женой, что взял черепаху, так как она приносит счастье. «Но, принимая во внимание, что… у него такая супруга, как она, и двое таких ребят, как их дети, какого ему ещё нужно счастье?» Эта фраза явно фальшива, даже одно слово-супруга-выдаёт фальшь, такое оно официальное, холодное, далёкое от понятия «счастье».

Счастье мистера Мишкоу в том, что он понял, что не надо искусственно поддерживать отношения, пытаться сохранить то, что уже навсегда утрачено, что не надо притворяться, делать вид, что всё в порядке; счастье в том, что он не только потерял, но и нашёл самого себя.

В конце рассказа герой, глядя на черепаху, думает: «А счастье-то вот оно, счастье!» Так Пиранделло показывает, что на самом деле ценно в жизни: не разучиться верить, чувствовать, смотреть на мир глазами ребёнка, быть самим собой.)

К каким произведениям мы можем отнести это произведение?

Выво д. К сатирическим, здесь не весёлый смех, добродушный, доброжелательный, а осмеяние детей, которые родятся, по словам их отца, столетними, как черепаха, без всякого интереса к жизни, и лицемерных семейных отношений жены, ищущей повод для развода, и мужа, который рад, что жена уходит и что черепаха и вправду приносит счастье.

V I . Подведение итогов урока.

Кто из героев вам понравился и почему?

Как вы объясните концовку рассказа?

VII . Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку:

    составить устный отзыв на любой самостоятельно прочитанный рассказ;

    написать письменно ответ на вопрос: «Что такое счастье?»

VII I. Использованная литература:

    Коровина В. Я. Литература.7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.,13-е изд.-Москва: Просвещение, 2006.

    Электронная Библиотека ЛитМир www . litmir . net