Луи фердинанд селин биография.

Литература 11 класс Дата 05.05. 2017

Тема: Нравственные проблемы в повести В. П.Распутина «Живи и помни».

Путешествие в глубь человеческой души.

Цели:

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

Задачи:

    Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

    Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Оборудование: портрет писателя, выдержки из произведения, выставка книг, фото, картины,

. Ход урока.

    Орг. класса.

    Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности.

Речь пойдёт о повестиВ. Распутина «Живи и помни».

Наш сегодняшний урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.

- Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?

(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

- Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека?

(Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

Нас приглашает в это путешествие автор повести Валентин Распутин

3. Информация о писателе - Николаенко Елизавета

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «Пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

4.Анализ повести.

- В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес?

Попробуем разобраться.

Для начала определим тему повести. О чём она?

На доске!

Варианты ответа:

О любви;

О дезертире;

О русской женщине;

О войне.

Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам один из героев повести:

На доске!

«Это все война, все она проклятая!»

Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

Возможный ответ:

(Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

- Какую сторону войны затрагивает автор в повести?

Дезертирство это самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы.

Что послужило замыслом повести?

Замыслом повести послужило воспоминание детства: зачитать!

« Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

5. Путешествие …

- Путешествие в глубь человеческой души начинается.

Какой эпизод описан первым в повести?

(Исчезновение топора).

- Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

- Какое символическое значение имеет эта деталь?

(Гуськов занёс топор над своей судьбой…).

- Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы.

Как вы думаете, сама героиня выбирает судьбу или судьба идёт за ней по пятам?

(То ли сама приближает свою судьбу, то ли судьба ведёт её к тому, что предначертано).

(«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

- Какое чувство возникает у Настёны?

(«А муж ли? Не оборотень ли с нею был?»)

Чем руководствуется человек и зверь в жизни? (Зверь – инстинктами, человек – разумом, самосознанием)

На чем основано самосознание человека? (на нравственности).

Определим, что включает в себя понятие «Нравственность» ?

На доске!

ГУМАНИЗМ, МИЛОСЕРДИЕ, ДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА, СОСТРАДАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЧУТКОСТЬ, ТЕРПЕЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ВСЕПРОЩЕНИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ К СУДЬБЕ НАРОДА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОЗИДАНИЮ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К ОТЧЕМУ ДОМУ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

(положительные качества )

Зачитывается определение из словаря - Джабраилова Мадина)

Нравственность это:

1. Внутренние духовные и душевные качества человека , основанные на идеалах добра , справедливости , долга , чести и т . п ., которые проявляются в отношении к людям и к природе .

2 . Нормы и правила поведения человека , основывающиеся на таких качествах как нравоучительность .

Подберите синонимы к слову нравственность

Синонимы : , , , , , , , , , , , , , , ,

Кто же он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

Возможный ответ:

1. …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

2. …Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

3.… И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули . Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой?

Возможный ответ: .Проявились трусость, эгоизм, слабость…Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал.

Возможный ответ: .Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

Давайте посмотрим - по тексту

Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее?

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек».

( Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором ).

- Был ли Гуськов трусом?--зачитать

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

-Что же заставляло его обижаться?

(Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

Что вызывает обиду Гуськова?

(Страх).

За кого боится Гуськов?

(За себя, за свою жизнь).

- Какая черта характера порождает этот страх? ). (Эгоизм).

Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского – это «первопричина рака души », а, по мнению М. Горького, эгоизм – «родной отец подлости».

Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.

1. (Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться.

2. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

1. Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

2. Совершает убийство косули и телёнка.

- Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

- Как ведут себя человек и животное?

(Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

- Этот эпизод напоминает нам другой похожий. Какой именно?

(Убийство старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание»).

- Чем отличаются герои Раскольников и Гуськов?

(Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый любовью к себе).

Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца?--зачитать

«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

- На что обрекает себя герой?

(Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

- Герой какого произведения, какого автора тоже обрёк себя на одиночества из-за собственного эгоизма?

(Ларра – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).

- Такое же чувство одиночества испытывает Раскольников.

Но как герои относятся к своему одиночеству?

(Раскольников страдает, ему невыносим разлад с людьми, а Гуськов только лишь боится за свою жизнь).

- Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

Раскольников получает прощение. Достоевский даёт ему возможность быть прощённым.

А Гуськов? Можно ли его оправдать или пожалеть?

Посмотрим, что говорит об этом сам зачитать

«Для писателя нет и не может быть человека конченого… Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

- Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

Елизавета

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?»

- Но всё же лучше и полнее всех на вопрос, почему ситуация с Андреем именно трагична, может ответить Настёна, которая и является главной героиней повести.

Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений-наизусть ученик: - Станислав

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

- Итак, мы совершаем второе путешествие в глубь души Настёны .

В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

- Что мы знаем о судьбе Настёны?

(Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

Как и почему вышла замуж за Андрея?

Любила ли Настёна Андрея?

Из каких составляющих складывалась её любовь к мужу?- запишите в тетрадь в виде таблицы

Любовь Настёны.

- Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность)

Какие из этих составляющих заставили её помогать Андрею?

Все эти составляющие заставили помогать.

Могла ли она отказаться от этой участи?

1. - В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

2. - Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт.

В чём этот разлад?

(Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

- За что ей такое наказание? Она в этом виновата?

- Но Настёна сама придумывает себе вину :--- зачитать

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

- На что надеется Настёна?

(Надеется на доброту людей, на помилование).

Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны?

(Настёна чувствует свою оторванность от людей, одиночество).

- В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

Какие побуждения движут героями?

(Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

- В чём видят причину несчастий?

- Какие чувства испытывают?

Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?--- в тетради

Заполните таблицу (у каждого на столе)

Эгоизм, думает прежде всего о себе.

Причины несчастий – война и судьба.

Обида и злоба.

Великодушие, любовь, простота и милосердие.

Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.

Вера в доброту людей.

- Но судьба посылает ей ещё одно испытание – будущий ребёнок.

Почему это испытание, а не радость?

И более всего Настёну мучит чувство вины. Почему? Перед кем?

(Чувство вины перед односельчанами, за то, что обманывает их).

Отвечая на вопрос, «какие черты характера вы более всего цените в людях?»

Валентин Распутин среди прочих черт назвал «чувство невольной вины и ответственности за всё, пояснив: «Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины».

В чём уверяет себя Настёна?

Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что чтобы с ним не случилось, она в ответе.

- Она даже видит знак судьбы.

Какой это знак?

(Обоюдный сон героини и героя).

Почему же Настёна решилась на самоубийство?

(Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

Как погибает Настёна?

Обратимся к её последним мыслям - работа с текстом

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»

«Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?

- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

- И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война.

Обратимся к словам другого русского писателя В.П. Астафьева:

На доске!

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

- Всякое ли преступление можно оправдать войной?

Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

Как вы понимаете смысл заглавия повести?

О чем нужно помнить человеку? Почёму повесть называется «Живи и помни».

(ответы учащихся и обобщение учителя).

1 Показывая страшное зло, зло предательства, зло губящее, как радиация, всё вокруг себя, писатель обошёл молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствия. Она оказывается вне жизни, вне памяти людей? Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшным заклятием «Живи и помни». Но название повести имеет не только этот смысл.

2 . В памяти людей остаётся и гибель Настены, не вынесшей стыда. Перед смертью она чувствует связь со всеми людьми «Нет, сладко жить», думает она в последние минуты. И тут же: «Страшно жить, стыдно жить». Смерть её - это как неизбежность правды, в которую верит сама Настена. «Правда - она сквозь камни прорастёт, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимается из воды говорящим деревам. Никакой силой её не скрыть».

3 . Судьба Андрея и Настены – это часть народной судьбы. На примере их жизни Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда вытекает: борьба с фашизмом - общенародное дело . Этой борьбой жил весь народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавал, что такие преступления невозможно искупить. Он сознательно порывает с людьми со своими родными и теряет человеческий облик.

4. Настену нельзя осуждать за верность, любовь и преданность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помогала человеку, совершившему страшное преступление перед народом. Она сама себе вынесла беспощадный приговор. В этом величие её характера, её справедливость, честность.

Учитель.

На доске!

Обращение к герою и читателю: живи и помни о долге гражданском и долге человеческом.

В чём видит Распутин долг гражданский?

Верность Родине, готовность отдать жизнь за неё, патриотизм.

В чём состоит долг человеческий?

Верность супружескому долгу, чести, семьи; совестливость, стыд, ответственность за свои поступки, отсутствие эгоизма.

Беседа, выводы

В чем особенность заглавия повести «Живи и помни»?

(автор использует глаголы в повелительном наклонении)

К чему призывает нас автор?

Продолжите фразу «Живи и помни человек…» (1 минута на обдумывание, затем по очереди высказывания).

На доске!

ЖИВИ И ПОМНИ ЧЕЛОВЕК

- все, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека,

- смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека,

- жизнь - не одежка, ее по десять раз не примеряют,

- главными мерилами поступков человека остаются добро, честь, совесть, справедливость,

- «в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твое с народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумным ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины, а стало быть, и для тебя» (В. П. Астафьев),

- главная мысль повести: нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины и сохранить душу, остаться нравственным человеком.

Урок мне хочется закончить стихотворением Александра Яковлевича Яшина

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А ещё есть: Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

11. Выставление оценок.

12 .Домашнее задание: 1.Составить синквейн

ЧЕЛОВЕК

ДУША

НРАВСТВЕННОСТЬ

СОВЕСТЬ

СТЫД

ВИНА

ВЫБОР

ПАМЯТЬ

СУДЬБА

ЖИЗНЬ

ВОЙНА

АНДРЕЙ ГУСЬКОВ

НАСТЕНА

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН

по выбору

2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

3. Творческая работа «Моё отношение к Настёне», «Мое отношение к…»

13. . Итоги урока.

В чём же смысл заглавия повести «Живи и помни»?

« НЕТ, СЛАДКО ЖИТЬ;
СТРАШНО ЖИТЬ;
СТЫДНО ЖИТЬ».

В.Г.Распутин «Живи и помни»

«Это всё война,всё она проклятая… »

Всякое ли преступление можно оправдать войной?

Сегодня в школе мы познакомились с интересным произведением Распутина, которое носит не менее интересное название Живи и помни. Кому именно адресует такое название автор, кто должен жить и что помнить? Об этом мы узнаём, когда читаем работу прозаика.

Повесть Распутина Живи и помни — это рассказ о человеке, который не выдержал испытания войной и стал дезертиром, нарушив свой военный долг. Виноват ли в этом герой? Не нам судить, ведь кто его знает, как бы поступили в данной ситуации именно мы, а пока, давайте сделаем произведения Живи и помни.

Живи и помни краткий анализ произведения

Андрей Гуськов — бравый молодой, работящий человек. Он женился и как все люди, жил себе в трудах и семейных заботах. Жил, пока не пришла в страну беда в лице Великой Отечественной войны.

Пришлось парню идти со всеми на фронт. Он воевал и не рвался вперед, но и за спины никогда не прятался. Незадолго до ее окончания, парня ранили. Вот здесь и начинается вся трагедия, ведь в военном госпитале ему не позволили на несколько дней отправиться домой в отпуск. А ему так захотелось увидеть родных и близких. Почему-то именно сейчас он задумался о смерти и о том, что может живет последние дни.

Ему так захотелось увидеть жену, захотелось попросить прощения за все плохое, что он ей сделал. Это желание было настолько сильным, что в повести Распутина он решает самовольно ехать домой, и только в дороге к нему приходит осознание своего предательства по отношению к Родине и народу. Рядом с домом, он понимает, чем грозит ему дезертирство, но пути обратно нет. Теперь ему приходится прятаться и жить в постоянных бегах. Самое ужасное, его дезертирство сказывается и на неповинной Настене — его жене.

Андрей, встретившись с женой, уговаривает ее помочь отсидеться в лесу и она соглашается. Девушка понимает, что дезертирство плохо, что ее муж предатель, что победа на войне теперь не их победа. Настя носит еду мужу, приносит порох, но при этом ей мучительно больно осознавать свои поступки. Она обрекла себя на жизнь среди стыда и обмана. Ей приходится одновременно делить судьбу и трудности военного периода с односельчанами и в то же время приходится скрывать дезертира.

Настя тайно встречается с мужем. Эти встречи одновременно прекрасные и ужасные. Прекрасные оттого, что любимый рядом. Их любовь растет с каждым днем. Но ужасно все остальное, предательство, обман, а тут еще и известие о беременности. Они так долго ждали этого ребенка, но как рассказать эту радостную новость? Как быть, когда для всех ее муж на фронте?

Настя не может жить полноценной жизнью, ей не весело с подругами, она уже и поплакаться толком не может. Да и от материнства нет радости, как нет радости и от любви. Как-то все теперь краденное. Краденая любовь, краденое материнство, краденая жизнь. Страшно жить, стыдно жить вот и прыгает в воду Настя, обрекая себя и не рожденного ребенка на смерть, спасаясь от народного суда.

Валентин Распутин, как-будто наказывает героя за его поступок, отбирая у него любимых и дорогих людей. Живи и помни о том, как отбился в тяжелое для страны время. Живи и помни, к чему это привело. Своей повестью автор и к нам обращается, как бы говорит и указывает нам на то, что невозможно нормально жить дальше, находясь врозь от судьбы целого народа.

В 1974 году написал Распутин "Живи и помни". Герои этого произведения, описанные в нем события, а также проблематика повести весьма интересны. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Следующим образом начинает Распутин "Живи и помни". Герои произведения (главные) - Андрей Гуськов и его жена, Настена. В последний год войны в село, расположенное на Ангаре, тайком возвращается Андрей Гуськов, местный житель. Он не думает, что его встретят в родном доме с распростертыми объятиями, однако верит в поддержку жены. И правда, Настена, хотя и не хочет себе признаться в этом, понимает чутьем, что муж вернулся. Она вышла за него не по любви. 4 года замужества не были особо счастливыми, однако героиня была предана супругу и обрела впервые в жизни в доме его надежность и защиту (Настена росла сиротой).

Жизнь Настены в доме мужа

Без лишних раздумий девушка вышла за Андрея: выходить все равно придется, так зачем же тянуть? Она плохо представляла, что ожидает ее в чужой деревне и новой семье. Оказалось, что из работниц (Настена жила и трудилась у тетки) она попала опять в работницы, лишь двор другой, спрос построже да хозяйство покрупнее. Возможно, в новой семье отношение к ней было бы лучше, если бы девушка родила ребенка. Однако детей у нее не было.

Известия об Андрее

Она слышала с детства, что баба без ребятишек - уже не баба. Настена считает себя виноватой. Только однажды, когда, попрекая ее, Андрей сказал что-то невыносимое, женщина ответила от обиды, что неизвестно, в ком причина - в нем или в ней. Тогда муж ее избил до полусмерти. Настена, когда Андрея забирают на войну, немножко рада даже, что остается без детей. Регулярно приходят письма с фронта, затем из госпиталя. После этого долго нет вестей, лишь однажды в избу заходят милиционер и председатель сельсовета и просят Настену показать переписку.

Встреча с мужем

Повесть Распутина "Живи и помни" продолжается следующим образом. Когда топор исчезает в семейной бане Гуськовых, Настена думает о том, что, возможно, ее муж вернулся. Она оставляет на всякий случай в бане хлеб, однажды даже ее топит и встречает здесь Андрея. Его возвращение становится их тайной и воспринимается Настеной как ее крест.

Помощь Андрею

Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин "Живи и помни" написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.

Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

Самоубийство Настены

Бывшие подруги Настены, заметив ее беременность, начинают посмеиваться над ней, а свекровь прогоняет из дома. Девушка, вынужденная сдерживать свои чувства, скрывать их, выматывается все больше. В риск превращается ее бесстрашие, в растрачиваемые понапрасну чувства. Они ее подталкивают к самоубийству. Настена находит покой в водах Ангары.

Анализ произведения

Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин ("Живи и помни"). Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении "Живи и помни" (Распутин) также раскрывается.

Война - трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении - образ Настены. Это важно отметить, проводя анализ. Распутин ("Живи и помни") изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту. С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.

Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.

Главная идея произведения - нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. "Живи и помни" отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина "Живи и помни" экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер -