.

В. Маяковский начал свой творческий путь в литературной группировке кубофутуристов и совсем скоро стал самым известным среди них, их организатором и главой.

Вскоре после литературного дебюта, состоявшегося в 1912 году, исключительная одаренность сделала его одной из центральных фигур всей русской литературы 10-20-х годов XX века.

Вхождение В. Маяковского в литературу было бурным и стремительным. Ранние стихи поэта выражают резкое неприятие действительности. Поэзия В, Маяковского этого времени наполнена бурным протестом против всего мироустройства: социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о Вселенной и Боге.

В. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющие друг друга поэтические образы («любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб»). Так поэт выражает свое неприятие «усредненного» литературного языка, стертых поэтических штампов.

Протест героя ранней лирики В. Маяковского направлен против враждебной ему толпы. В этом смысле очень показательно стихотворение «Нате!». В нем говорится об обывателях, чьи главные черты - сытость, вещизм («вы, мужчина, у вас в усах капуста», «вы, женщина... смотрите устрицей из раковины вещей»), толпу он называет «стоглавой вошью».

Протест В. Маяковского вызывала война. Очень характерно, что в памфлете «Вам!», написанном всего через полтора года после вышеупомянутого стихотворения, поэт обличает уже не обывателя вообще, а тех, кто наживается на войне:

Знаете ли вы, бездарные многие,

думающие, нажраться лучше как, -

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?

Страстный протест против войны нашел яркое отражение в стихотворении «Война объявлена» - первом стихотворении, в котором воплотились его антивоенные настроения. Оно прозвучало резким диссонансом по отношению к обильной продукции поэтов - «войнопевцев», все стихотворение проникнуто ощущением кровавого ужаса («ас запада падает красный снег сочными клочьями человеческого мяса»). Патриотические возгласы опьяненной военным пылом толпы он прямо именует «звериным криком». Поэт показывает войну как трагедию - мучения искалеченных солдат и горе их близких. Вспоминая об этом времени в стихотворении «Германия», он имел право сказать:

от первых дней

войнищу эту проклял,

плюнул рифмами в лицо войне.

В стихотворении «К ответу!» поэт рассматривает войну как народное бедствие, как посягательство на счастье и жизнь людей, как оболванивание человека:

Гремит и гремит войны барабан.

Зовет железо в живых втыкать.

Из каждой страны

за рабом раба

бросают на сталь штыка.

В стихотворении звучит прямой призыв к отпору насилию:

Когда же встанешь во весь рост,

ты, отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос:

за что воюем?

В ранней лирике В. Маяковского звучит мощный протест против серости, обыденности, в чем бы она ни проявлялась, против толпы и мощного средства ее самоутверждения - насилия. В этом протесте выражается большой социальный темперамент поэта, его чувство ответственности за все происходящее в мире.

2 вариант

Как и всякий большой художник, В. Маяковский вошел в литературу со стремлением ниспровергнуть старое и утвердить новое. При этом ниспровержение старого было демонстративным, а жажда незнаемого, дерзкий вызов - по-юношески заостренными. Ранняя лирика В. Маяковского - бунт против устоявшихся норм во всех сферах жизни и литературы.

Вхождение В. Маяковского в литературу было скандальным. Ему улюлюкали, он вызывал на себя потоки брани и издевательств. Критики, журналисты, репортеры скандальной хроники захлебывались от негодования, со страниц газет призывали полицию на выступления В. Маяковского и его товарищей - футуристов. Желтая кофта, в которой юный поэт появился на эстраде, сыграла роль красной тряпки, приводившей в ярость снобов и охранителей старых вкусов. Он же был нарочито груб и антиэстетичен.

Бунт раннего В. Маяковского проявлялся в эпатаже - стремлении привлечь к себе внимание, отталкивая, в нарочитом и ненужном ниспровергательстве. Например, стихотворение «Несколько слов обо мне самом» начинается такой фразой: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Кто же не откликнется на столь чудовищный, бесчеловечный стих! Но за эпатажем В. Маяковского скрывалось отчаяние, острое одиночество, которое можно было в жизни прикрыть дерзостью и бравадой, но в стихах оно проявлялось:

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой в

божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

Это исступленный крик одинокой души, которая бьется в тисках противоречий, ища выхода то в грубом антиэстетизме и наговоре на себя, то в богоборчестве («Бога раскрыть отсюда до Аляски»), то в борьбе против старого искусства.

Ранняя поэзия В. Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства: социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о Вселенной, рае и Боге.

В. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы: «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб».

Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка, богохульством, остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого». Вершинным проявлением бунтарского характера лирики В. Маяковского стало революционное время. Стихи этого периода проникнуты победительным пафосом отрицания. Поэт лихорадочно закликает с угрожающей воинственностью и самоуверенностью:

Мы разливом второго потопа

перемоем миров города.

Стодюймовками глоток

старое расстреливай!

Бросьте! Забудьте,

и на рифмы,

и на армии,

и на розовый куст,

и на прочие мирихлюндии

из арсенала искусств.

Вечное бесповоротно превращается в прошлое и в упор расстреливается из оружия новых видов, потому что для В. Маяковского «революций нет без насилия». Отринуты «римское право и какие-то еще права». Разумеется, все это далеко от традиций русской литературы, которые разрушаются на наших глазах.

Творчество В. Маяковского до сих пор вызывает немало споров, однако вклад поэта в мировую литературу неоспорим. Поэтическое мастерство, новаторство в области ритмики, метафорического и интонационного строения стиха - эти черты открыли путь поэтическому искусству XX века.

В. В. Маяковский жил и писал в эпоху больших перемен. В стране были постоянные волнения, менялась власть, происходили революции. Безусловно, все это не могло не отразиться на творчестве поэта. На протяжении всего творческого пути Маяковский утверждал идеи справедливости, мира, равенства, творческой и личной свободы. К сожалению, в окружающем мире поэт не видел подтверждения своим идеалам. Поэтому он, со всей силой своей энергии и таланта, бунтовал и пытался “достучаться” до сердец и душ людей.

В ранний период творчества лирический герой поэта – это бунтарь-пессимист. Но из всех сил стремится что-то сказать людям, но его никто не слушает. Поэтому из его уст вылетает крик-отчаяние:

Душа не хочет немая идти,

Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, прокричать о том, что они несчастны. Ведь страной управляют люди, с которых стекает “обрюзгший жир”. Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя “гласом вопиющего в пустыне”:

Если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется – и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я – бесценный слов транжир и мот.

Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазного общества, которое не дает свободно любить, жить, творить. Поэт в стихотворении “Эй!” призывает:

Возьми и небо заново вышей,

Новые звезды придумай и выставь,

Чтоб, исступленно царапая крыши,

В небо карабкались души артистов.

Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью от неспособности пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении “Скрипка и немножко нервно”:

А доказать ничего не умею!

С приходом революции, которую, как главного избавителя от людских страданий, ждал поэт, меняется и настроение лирического героя. Теперь его бунтарский характер проявляется в смелых, громогласных призывах:

Граждане, за ружья!

К оружию, граждане…

Лирический герой осознает, что именно революция поможет ему достучаться до “глухих” сердец людей и стать частью одного, родственного ему, “нового” общества. Он надеется забыть про то, что когда-то он был “таким большим и таким ненужным”. Поэтому герой стремиться построить свой голос на волну революции, зная, что теперь его поймут и поддержат: “Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее “Прежде”.

Теперь бунтарство героя находит свое применение в революционных призывах, и это приносит ему счастье:

Бейте в площади бунтов топот!

Выше, гордых голов гряда!

Мы разливом второго потопа

Перемоем миров города.

После революции миссия поэта-борца за коммунистическое “далеко” не заканчивается, так как пережитки “старого” общества продолжают нарушать гармонию “нового”. Поэт в этот период встает на защиту плодов революции, вкладывая в уста своего героя слова осуждения врагов социализма. В стихотворении “О дряни” звучит такой призыв:

Головы канарейкам сверните –

Канарейками не был побит!

Таким образом, герой-бунтарь Маяковского на протяжении претерпевает эволюцию. Он ни на минуту не перестает быть активным борцом за честную, справедливую, счастливую жизнь в стране, которой нужен ее народ, которая стремится вместе с ним построить счастливое будущее.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления...
  2. Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал...
  3. Новые идеи, темы, мотивы, которые Маяковский так широко и смело вводил в поэзию, требовали новых форм художественного выражения. Поэт обновляет...
  4. Маяковский пристально вслушивался в пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые бы соответ­ствовали духу эпохи великих перемен....

Творчество В. Маяковского характеризует особый тип лирического героя. Это яркая и сильная личность, неутомимый борец за социальную справедливость во всех ее проявлениях. Объектом, на который обрушивается уничтожающая критика, при этом может быть гордыня сильных мира сего или мещанское нутро маленького человека, погрязшего в пороках и слабостях.

У раннего В. Маяковского лирический герой подчеркнуто одинок:

Где города

Повешены

И в петле облака

Башен кривые выи –

Один рыдать,

Что перекрестком

Городовые.

Для лирического героя В. Маяковского не существует мелких или запретных тем. Все в его понимании одинаково значимо и требует справедливой оценки. В раннем творчестве поэта социальный протест выразился в антивоенных мотивах.

В стихотворении «Я и Наполеон» В. Маяковского Наполеон выступает как зачинщик кровавой бойни. Лирический герой смело бросает ему гневный вызов. Сила этого противостояния отражена уже в названии произведения. В. Маяковский подчеркивает, что война несет в себе зло. Она убивает все живое. При помощи ряда емких и выразительных художественных деталей В. Маяковский умело воссоздает обобщенный образ города, который «вытрепав ручонки-флаги, молится и молится красными крестами». Красный крест – символ милосердия, медицинской помощи. Поэт привносит в произведение этот образ для того, чтобы еще раз подчеркнуть жертвенный характер войны.

Кульминацию развития поэтического сюжета подготавливают повторы «молится и молится», «жиреет и жиреет», подчеркнуто выделяющие два основных образа стихотворения: город и тревогу.

Весь городской пейзаж преображается в ожидании военных событий: «простоволосая церковка бульварному изголовью припала», «цветники истекают кровью», оранжереи в цветочном магазине Ноева «покрылись смертельно-бледным газом».

Французский император Наполеон является устойчивым художественным символом сильной, амбициозной личности. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» он долгое время является кумиром главного героя Андрея Болконского. Тот грезит о славе, о ратных подвигах, мечтает повторить путь своего идеала. И только пройдя через ужасы войны, будучи раненным и разбитым на Аустерлицком поле, Андрей понимает, какой ценой оплачены блестящие победы великого монарха. Он осознает антигуманистическую сущность его завоеваний. Именно тогда Наполеон как символ меркнет в его душе.

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников тоже своей жизнью и судьбой вынужден проверить свою властолюбивую теорию о праве сильного, положительным примером которой в начале романа и выступает Наполеон.

Лирический герой В. Маяковского с самого начала исполнен к нему презрения. Он стремится противопоставить себя Наполеону, бесстрашно бросает гневный вызов разрушителю. Он низвергает его жизненную философию, показывая, как сама история покарала Наполеона за имперские амбиции.

В зрелый период лирики поэта перед нами уже не бунтарь-одиночка, а коллектив подлинных героев. Героическое начало обнаруживается во многих людях. Они сплачиваются во имя торжества своих планов и смело воплощают в жизнь мечту о счастье и прогрессе на всей земле.

Борцовский дух лирического героя В. Маяковского проявляется прежде всего в борьбе за социалистические идеалы. В стихотворении «Американцы удивляются» с гордостью и восхищением пишет он о том, как «люди породы редкой» в поте лица работают на стройке. Важно, что они осознанно трудятся на своем посту. Их цель одна – светлое будущее. В таком строю сильных и неподкупных людей труда герой В. Маяковского чувствует себя хорошо и уверенно.

Подлинным гимном человеческого величия и подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, напоминающих благородного Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Маяковскому тонко удалось передать через изменение пейзажа рождение новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображается беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие».

Поэт не приукрашивает путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждая секунда которой наполнена необходимостью преодоления тех или иных проблем. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде, но в душе каждый из них рад и готов вновь повторить трудовые подвиги. Мужественные строители живут лишь мечтой о том, что «через четыре года здесь будет город-сад». И ради этого готовы отдать все эти четыре года жизни строительству металлургического гиганта. Люди не хотят больше влачить жалкое существование. Они чувствуют, что в их силах что-либо исправить если не для себя, то для своих детей.

Во имя поэтизации этой мечты В. Маяковский не жалеет изобразительно-выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения В. Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю –

Я знаю –

Такие люди

В стране

В советской

Он твердо верит, что светлая мечта рабочих о новом городе обязательно осуществится. Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на опоре на так называемый человеческий фактор. Именно трудолюбие, упорство и мужество строителей позволят вопреки тяжелейшим условиям претворить в жизнь масштабные планы.

Город-сад в этом стихотворении В. Маяковского – обобщенный символический образ. Имеется в виду не только конкретный город, история строительства которого, несомненно, важна и значительна сама по себе. Но сила художественного обобщения в стихотворении такова, что город-сад воспринимается как символ новой жизни вообще.

Радость послевоенного строительства омрачается в душе поэта анализом явлений, чуждых обществу прогресса и высокой культуры. Классовый враг для поэта – буржуй. В стихотворении «Лицо классового врага» В. Маяковский пишет о том, как распознать буржуя:

И лицо перекрасил

И пузо не выглядит грузно –

Рабочего класса,

Он должен быть

Поэт пишет о необходимости борьбы с буржуями, которые способны погубить на корню начатое дело. Своим духом борца и победителя В. Маяковский стремился заразить прежде всего молодежь:

Слух идет,

Бессмысленен и гадок,

Трется в уши

И сердце ежит.

Говорят,

Что воли упадок

У молодежи –

Тревожно восклицает он в стихотворении «За что боролись?» – поэт вспоминает о тех мятежных временах, когда ему приходилось голодать за свои слова и убеждения. Но не бесплодной горечью, а гордостью пронизаны эти строки. В. Маяковский воспевает силу и красоту человеческого духа. Да, он видит социальную несправедливость в современности. Поэт презирает людей, которым трудно расстаться с прежним плаваньем, но данное стихотворение обращено не к ним, а к тем, кто усомнился в правильности революционных преобразований. В. Маяковский верит, что наступит время, когда рабочий человек получит, наконец, все блага, которые он по праву заслужил, и бойцы с орденами на груди не будут голодными глазами смотреть на витрины магазинов. Поэт призывает сосредоточиться на главном – на деле, а на мелочи и временную бытовую неустроенность просто не обращать внимания.

Очень популярным в двадцатые-тридцатые годы было боевитое стихотворение В. Маяковского «Левый марш». Стройный рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает маршевую интонацию. Интересно, что при каждом повторе к задорному кличу «Левой!» постоянно подбираются новые рифмы. Агитационный характер произведения очевиден. Настроение энергичного подъема пронизывает его от первой до последней строчки.

Всей силой поэтического таланта воспевая героя-борца, В. Маяковский сам стремился соответствовать тем высоким критериям человеческой порядочности, которые так ценил в своих героях. И это во многом ему удалось. Его заслуги в области поэтического мастерства бесспорны. Можно по-разному относиться к творчеству Маяковского, но не чувствовать масштаба его литературного таланта нельзя. Волею судьбы путь поэта к читателю не был усеян розами, но это лишь усилило мотивы преодоления и противостояния в его творчестве.

Боевитость в произведениях В. Маяковского проявляется не только в содержании, но и во многих изобразительно-выразительных средствах языка. Он был революционером по духу во всем, даже в форме своих произведений.

Примечательно, что восприятие поэта как борца, а поэзии как грозного оружия – общая тенденция литературы двадцатого века. Начало этой линии положили Г. Кржижановский, автор знаменитой «Варшавянки», и М. Горький, создатель «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике». А сама мысль о гражданственности как критерии истинно художественного произведения возникла гораздо раньше. Об этом писали еще А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов.

Все творчество В. Маяковского пронизывает тема поэта и поэзии. Маяковский гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Раннее творчество Маяковского связано с литературным объединением футуристов, в которое входили Д. Бурлюк, А. Крученых, Е. Гуро и другие поэты. Маяковский позже писал, что «российский футуризм» родился «от скуки», которую навевали «реалисты, символисты» и другие русские классики. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы заявляли о том, что необходимо «сбросить Пушкина, Достоевского… с парохода современности», создать новое искусство, новое слово. Русский футуризм нашел в Маяковском прекрасного пропагандиста. В раннем творчестве Маяковский провозглашал площадное искусство: «Бейте в площади бунтов топот». Маяковский считал, что поэзия должна служить выражению радости жизни, стремительности времени и его духа: Наш бог бег. Сердце наш барабан. «Наш марш», 1917 Однако поэт - это бунтарь-одиночка, который противостоит толпе - «стоглавой воши». Ранние стихи Маяковского стали вызовом окружающему миру. Достаточно прочитать названия: «А вы могли бы?», «Кофта фата», «Нате!», «Эй!» Обычному человеку недоступен особый дар поэта «ноктюрн сыграть / на флейте водосточных труб». Поэт должен преобразить мир по своему желанию («плеснуть краску из стакана»), чтобы сделать настоящее ярким, «смазать карту будня» («А вы могли бы?», 1913). В лирическом выкрике «Нате!» (1913) Маяковский называет своего героя «бесценных слов транжиром и мотом». Поэзия ценна, а поэт - человек, который дарит читателю «стихов шкатулки», но главным ориентиром в своей жизни считает свободу противостоять пошлости современной жизни. «Кварталы», «площади», «улицы», «трактиры», все «адище города» подвластно поэту: «Я - ваш поэт». Но Маяковский считал, что его поэзия настолько громка, что слышна не только на земле: И бог заплачет над моею книжкой! Не слова - судороги, слипшиеся комом; и побежит по небу с моими стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. «А все-таки», 1914 Маяковский-футурист был уверен, что поэзия обладает огромной силой, способной преобразить человечество («Голов людских обделываем дубы»). И встал на сторону революции: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция». Поэт стал «рабочим»: Труд поэтов почтенный паче – Людей живых ловить, а не рыб. Поэт должен «мозги шлифовать рашпилем языка» («Поэт рабочий», 1918), работать над сердцами людей и их душами. В революционные годы Маяковский понимает поэзию не только как громкий выкрик, но и как «главное дело» революции: На баррикады! – баррикады сердец и душ. Поэт должен призывать совершить «в будущее прыжок», сменить «грошовые истины», все «старое» на новое искусство, на прекрасное будущее: Книгой времени тысячелистой Революции дни не воспеты. Маяковский сам совершает революцию в искусстве. Продолжая футуристические традиции своего творчества, Маяковский предлагает «программу действий»: Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку. Революции не нужна «меланхолическая нудь», она должна «помочь людям» («О поэтах», 1923). И поэт должен стать примером ответственности, осознания высокого поэтического долга. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) поэт создает необычную ситуацию: на даче Румянцева к нему в гости заходит солнце. Проводя параллель между творцом и яркой звездой, Маяковский выделяет миссию поэта - «светить всегда, / светить везде, / до дней последних донца…». Маяковский понимал, что в современном ему мире не каждый поэт осознает, что «поэзия - пресволочнейшая штуковина». «Качество писательской продукции чрезвычайно пошатнулось» (статья «А что вы пишете?» (1926)). Тревогу за положение писателя в СССР Маяковский выразил в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926). Многие писатели «халтурят», бессовестно выполняют только «срочные» задания революции: У скольких поэтов легкость руки! Тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя и у других. Вставку чужих строчек поэт называет «воровством и растратой». В действительности же поэзия - «та же добыча радия. / В грамм добыча, в год труды». И поэт должен неустанно трудиться, не обращая внимания на то, что поэзию считают умением «пользоваться чужими словесами». Маяковский уже осознает себя состоявшимся поэтом, который понимает, что его рифма - «ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Поэт может запросто обратиться к соседу по поэтической рубрике, великому «арапу». «Юбилейное» (1924) написано по случаю 125-летия со дня рождения Пушкина. В этом произведении Маяковский пишет о том, что равен «Александру Сергеичу»: он также «темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н», много сделал для своей страны, и теперь «у него… в запасе вечность». Пушкин для героя Маяковского - образцовый поэт, равного которому «в Стране Советов» нет: Дорогойченко, Герасимов, Кириллов, Родов – Какой однообразный пейзаж! Поэт, по мнению Маяковского, должен служить народу. Пушкин впервые назвал поэзию ремеслом, но дорог он герою Маяковского не этим - «надо, чтоб поэт и в жизни был мастак». И Маяковский находит между собой и Пушкиным биографические сходства: Их и по сегодня много ходит – всяческих охотников до наших жен. Поэты похожи и по характеру: Вы по-моему при жизни – думаю – тоже бушевали. Африканец! Маяковский с сочувствием обращается к Пушкину: он одинок среди современников, потому что «страна поэтами нища». Поэт «действительно один жалеет, что сегодня нету» Пушкина «в живых», с грустью понимает свою судьбу: творчество не признано в полной мере («Мне бы памятник при жизни полагается по чину…»), но поэт продолжал «вздувать из искры неясной - ясное знание». Верно служив России, всю жизнь мечтая быть понятым, в итоге поэт остался один: на выставку, посвященную 20-летию творческой деятельности, никто не пришел. Именно от одиночества поэт принимал в творчестве позицию бунтаря, служителя революции, голоса эпохи. Он осознавал высокую миссию поэта, гордился ею, мечтал быть полезным стране, но поставил «точку пули в своем конце». Поэт, по мнению Маяковского, должен «светить всегда, светить везде», но этот свет надо увидеть, почувствовать и понять: Я хочу быть понят моей страной, А не буду понят - так что ж, По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.

Что мы увидим на любом портрете Маяковского? Мужественное лицо «грубого гунна» с чертами, приобретенными, кажется, не от природы, а в процессе постоянного титанического труда поэта-борца, поэта-воина, окидывающего пристальным взглядом действительность и протестующего против всякой «дряни», наполняющей Землю. Таков и его лирический герой, всю свою недолгую жизнь, запечатленную в поэзии, посвятивший не спокойному миросозерцанию, а борьбе за счастье людей в настоящем и будущем.
Образ героя-бунтаря претерпевает в творчестве Маяковского некоторую эволюцию под влиянием изменяющихся социальных условий. В дореволюционный период перед нами предстает бунтарь-пессимист, пытающийся достучаться до «глухих» сердец, но не способный это сделать:
Нет людей. //Понимаете //Крик тысячедневных мук? // Душа не хочет немая идти, //А сказать кому?
Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, покричать о том, что они несчастны потому, что страной управляют люди, с которых стекает «обрюзгший жир». Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя «гласом вопиющего в пустыне»:
А если сегодня мне, грубому гунну, //кривляться перед
вами не захочется - и вот //я захохочу и радостно
плюну, //плюну в лицо вам //я - бесценный слов транжир
и мот.
Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазного общества, которое не дает свободно любить, жить, творить. Поэт в стихотворении «Эй!» призывает:
Возьми и небо заново вышей, //новые звезды придумай и
выставь, //чтоб, исступленно царапая крыши, //в небо
карабкались души артистов.
Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью, порожденной неспособностью пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении «Скрипка и немножко нервно»:
Я вот тоже // ору -//а доказать ничего не умею!
С приходом революции, которую, как главного избавителя от людских страданий, ждал поэт, меняется и настроение лирического героя. Теперь его бунтарский характер проявляется в смелых, громогласных призывах:
Граждане, за ружья! // К оружию, граждане...
Он осознает, что именно революция поможет ему достучаться до «глухих» сердец людей и стать частью одного, родственного ему «нового» общества, забыв про то, что он когда-то был «таким большим и таким ненужным». Поэтому герой стремиться построить свой голос на волну революции, зная, что теперь его поймут и поддержат:
«Граждане! //Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Теперь бунтарство героя находит свое применение в революционных призывах, и это приносит герою счастье:
Бейте в площади бунтов топот! //Выше, гордых голов
гряда! // Мы разливом второго потопа // перемоем миров
города.
После революции миссия поэта-борца за коммунистическое «далеко» не заканчивается, так как пережитки «старого» общества продолжают нарушать гармонию «нового». Поэт в этот период встает на защиту плодов революции, вкладывая в уста своего героя слова осуждения врагов социализма. В стихотворении «О дряни» звучит такой призыв:
Скорее//головы канарейкам сверните -//чтоб коммунизм //канарейками не был побит!
Канарейка - это символ мещанства, которое возмущает героя. По его мнению, это явление необходимо искоренять, чтобы люди могли свободно жить в «новом» обществе. В стихотворении «Стих не про дрянь, а про дрянцо. Дрянцо хлещите рифм концом», посвященном той же теме разоблачения мещанского быта, герой восклицает:
Изобретатель, даешь //порошок универсальный, //сразу убивающий //клопов и обывателей.
Или, например, в стихотворении «Мразь», осуждающем взяточничество, поэт голосом героя провозглашает:
Чтобы выбиться нам сквозь продажную смрадь // из
грязного быта и вшивого - //давайте не взятки брать, //
а взяточника брать за шиворот!
Таким образом, мы видим, как эволюционирует герой-бунтарь в творчестве Маяковского. Он ни на минуту не перестает быть активным борцом за честную, справедливую, счастливую жизнь в стране, которой нужен ее народ, которая стремится вместе с ним построить счастливое будущее.

    Существует общепринятое мнение, что поэзию способны по-настоящему понять далеко не все. Что для того, чтобы понять стихи, нужно обладать определенным умом, складом характера, образом мыслей, уметь по-особому чувствовать, видеть, угадывать мир, уметь...

    Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно - долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе....

    Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии. Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени,...

    Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон", а в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928", то есть за два года до смерти,...