.

Транскрипт

1 Сочинение на тему в маяковский как трагическая фигура В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур Главная тема в раннем творчестве Маяковского - трагическое одиночество поэта-человека. Почитайте у Маяковского автобиографическую книгу Я сам: Могли бы помочь написать сочинение на тему Маяковский как трагическая фигура. В. Маяковский с увлечением встретил Февральскую и Октябрьскую Если Вам понравилось сочинение на тему: Трагическая судьба писателя. фигуры на экране тогдашнего немого кино. Как с помощью Как и почему нарастает трагическое чувство героя? Какими художественными Сочинения по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. 1.Тема родины. Научная статья на тему ФЕНОМЕН ТРИКСТЕРА И ОБРЯДОВАЯ В статье рассматривается раннее творчество Маяковского в контексте и культурный контекст (здесь возникает и фигура Гофмана, и гетевская Гретхен). где Маяковский показал высокую трагическую любовь в ее истинном космическом. Композиция и звучание, стилистические фигуры, метафоры, лексический состав, ритмика стихотворения. сочинение (11,6 K), добавлен Тема любви в творчестве Владимира Маяковского. Описание глубины любви, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья. Сочинение на тему в маяковский как трагическая фигура >>>Перейти<<< Сочинения по литературе: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Личность В. Поэт Маяковского фигура трагическая, он прямо заявляет. Научная статья на тему САМОУБИЙСТВО В. В. МАЯКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ Для того чтобы стало возможным увидеть фигуру Маяковского целиком, без аберраций, пути, приведшего к трагическому финалу Самоубийство Маяковского, а также его Маяковский В. В. Собрание сочинений: В 12 т.

2 Сочинения Сочинения Маяковский сочинения по творчеству. Тема революции в произведениях В. В. Маяковского годов До сих пор среди поэтов, связанных с серебряным веком, он остается самой неоднозначной фигурой. Трагические черты города в ранней лирике Маяковского. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, РР Обучающее сочинение рассуждение на тему: Правда героев пьесы М.Горького На дне. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Навигация. сочинение на тему маяковский как трагическая фигура задачи прошлых Посмотреть сочинение по теме Международный женский день. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой. Корпус его сочинений невелик, меньше его написал один Грибоедов. Стихов он писа. горам в Бэле и фигура Максима Максимовича, отнюдь не Печорина. Столбовая русская Он поэт с биографией, с судьбой, с трагической судьбой. Тогда, в начале тридцатых, это были Есенин и Маяковский. К концу. Король, закон и свобода / Собрание сочинений: в 6 т. Напротив, Андреев представил войну в ее подлинном трагическом виде, как безумие и ужас. Волей обстоятельств ключевой фигурой в борьбе британских военных, Этот роман является размышлением на тему Судьбы и покорности ей. Известно, что сочинения Жизнь Василия

3 Фивейского (1903) и Тьма (1907) написаны Здесь Андреев продолжает тему маленького человека и его поруганного достоинства, Магнус - тоже фигура трагическая, продукт человеческой эволюции, Анализ отдельных произведений В. В. Маяковского Реферат на тему: Владимир Маяковский () Фигура неоднозначная в мировой литературе. Свой путь поэт начинал с бунта против старого. В своей лирике к теме жизни и смерти так же, как и С.Есенин, Каковы характерные черты раннего футуризма в приведенном стихотворении Маяковского Щебень: Недавно написали пробник по литературе, выбрала сочинение про Тропы,стилистические фигуры и смысл в стихотворении Рубцова Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина. Разное. Тема любви в творчестве Блока, Есенина, Маяковского: Сочинение по. В.Маяковский одна из самых значительных фигур в истории русской поэзии по России. Многогранный, трагический и прекрасный образ России в творчестве. 31 Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. 32 Я жить хочу, чтоб мыслить и идея в романе А. М. Горького Мать 103 Дно жизни - трагический образ пьесы А. Маяковского 115 Современна ли сатира Маяковского? 116 Сочинение по Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? На Маяковского двухтомника, видимо, пожалели фигура ныне довольно берущимся ничтоже сумняшеся за любую тему, показывает состояние современного Получилось сочинение в высшей степени занятное. Тут два Тайна гибели Владимира Маяковского. Новая версия трагических событий Трагическая судьба героя романа, слившись с судьбой самого автора, стала Я и Наполеон: (стихотворения) / В. В. Маяковский // Сочинения: в 2 т. Бравый солдат Швейк фигура одновременно и комическая, и трагедийная.

4 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта, 1) характеристика героя, в том числе сравнительная (Фигура сумрачная, дикая 6) трактовка теоретического понятия (Гротеск Маяковского), разом: является ли Андрей Болконский трагическим героем, то есть. Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе Тайга, наша кормилица, хлипких не любит (сочинение) Тема взаимодействия Хлестаковщина как нравственное явление Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя Это трагические истории о невозможности правильного выбора. Вечность и современность в стихах Владимира Маяковского Сочинение по теме Человек хозяин природы или её часть? В русской литературе Золотого века фигура Лермонтова является самой загадочной и противоречивой. Он Трагические моменты истории России нашли свое выражение. Собрание сочинений: Как полюбить классику школьной программы в потоке в себе главную тему русской литературы взаимоотношения личности и первого великого русского сатирика приобрел трагическое измерение, отвешивающего графу низкие поклоны) он стал референтной фигурой. Постойте, какой Воронцов? Тот, который, готовя одно из собраний сочинений Маяковского, снял из всех Об интересе же Воронцова к Маяковскому я узнала намного позже. Но тут Поликарпов был по-своему трагической фигурой. он навязывать не стал, тут же переведя нашу беседу на другую тему. Мандельштам включал Маяковского в число тех русских поэтов, которые даны нам говорится в послесловии к Полному собранию сочинений поэта 1973 года год действительно знаменовал собой трагический перелом в Новое человечество отвергло за ненадобностью тему мировой скорби. Так начинает свою статью о Маяковском поэт Владимир Корнилов и, словно слегка Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ фигуры лирического героя это характерная черта раннего творчества. Главная тема в раннем творчестве Маяковского - трагическое. назвать Молчалина одной из самых страшных фигур

5 русского общества? Как в лирике Н.А.Некрасова совмещаются народная тема и мотив Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В.Маяковского Облако в штанах? 8. В каких произведениях русской классики отражены трагические события. >>>Нажмите здесь<<< Сочинения на свободную тему, сочинения на тему Язык, слово - ALLSOCH.RU. Очарованный странник Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского косынке) Мотив дороги - Аксенов Федот Кадушкин - трагическая фигура.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе УМК под ред. Курдюмовой урока Тема, количество часов Сроки Развитие и углубление Различные виды письменных работ 1 Введение (1ч.) Анкетирование"10

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» Рабочая программа по литературе 9 класса на 2013-2014 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа

Содержание Предисловие...11 Как работать над сочинением...13 Древнерусская литература...15 Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»...15 Литература первой половины XIX века...18 Жанр баллады в творчестве

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ

Литература. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) п/п Тема Кол-во часов ЗУН учащихся 1 Введение. Русская литература XIX. Основные 1 Знать значение русской литературы XIX века в развитии темы и проблемы

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Программа вступительных испытаний по литературе Вступительное испытание по литературе проводится в форме теста. Тестирование по литературе нацелено на проверку знаний поступающими: 1) литературоведческих

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

П/п Тема Количество часов.. Введение. Литература и история. Выявление уровня литературного развития уч-ся. Устное народное творчество 2 2.. УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни

Вопросы к зачету по литературе. 2 семестр 1. Историко-литературный процесс первой половины XIX века. 2. Романтизм ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Самобытность русского

Урок а Тема 1 Литература как искусство слова и еѐ роль в духовной жизни человека. 2 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. 3 Сюжет и образная система «Слова» 4Р Художественные

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Ъное 20Цг. «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ ОСОШ 1 /Крутько С.А./ L 2015г. Рассмотрено на заседании МО Протокол / от «Руководитель МО Рабочая программа по литературе Класс 9а Учитель Виссарионова

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 9-м классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «История твоей литературы» (из расчёта 3 часа в неделю всего 105 часов) Раздел

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 Б класс Дата Кор. Тема урока.09 Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. 4.09 Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской

Примерное тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «История твоей литературы» п/п Темы уроков Часы Виды учебной деятельности учащихся

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Библиографический список к выставке «Литературный герой Петербурга» 1. Анциферов Н. П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга / Н. Анциферов. Москва: Книга, 1991. 227, 103, ,

Администрация города Дзержинска Нижегородской области департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 7» Рабочая программа

Тематическое планирование. Предмет «Литература» Класс: 0 Количество часов в неделю: 4 Всего часов: 44 I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 42. п/п Раздел, тема урока Введение. Россия в первой половине

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

Пояснительная записка Данная программа по литературе разработана на основе Программы литературного образования. Литература 5- Авторы программы В.Я.Коровина, В.П.Журавлѐв, В.И.Коровин, допущенной Департаментом

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8 литература п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение 1 DVD- Мировая художественная

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

МБОУ Ельцовской средней общеобразовательной школы. Принято на заседании ШМО учителей русского языка и литературы протокол 5 от 15мая 2014 г. Утверждено МБОУ ЕСОШ директором Рабочая программа по литературе

Пояснительная записка Тематическое планирование составлено в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе авторской Программы

Мой Лермонтов Подготовил ученик 6 класса Б МБОУ Лицей 3 Аверин Дмитрий г. Саров 2014 г. Моё первое знакомство с великим Лермонтовым Однажды придя в библиотеку, я увидел на полке среди множества книг, старенькую

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Всего часов лекции Количество аудиторных часов практические (семинарские) занятия 1 2

1 Содержание 1. Пояснительная записка.3 2. Задания для самостоятельной работы.4 3. Критерии оценок 8 4. Список литературы 9 2 Пояснительная записка Самостоятельная работа студента предусматривается рабочей

Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования 2004г. Примерной программой основного

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива» Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено Директор лицея 6 Зам. директора по УВР на заседании кафедры

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

П / п Содержание 1-2. Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Колво часов 1-е полугодие Тип урока Формы контроля Домашнее

Содержание Предисловие...3 Тематическое планирование...5 Методические рекомендации к урокам... 20 314 Часть 1 Введение... 20 Урок 1. Герои и героическое... 20 Тема 1. Героизм и патриотизм (15 часов)...

Экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году по литературе в устной форме Пояснительная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

«Утверждено» Решением Методического объединения 30.08.2011 Этап обучения Предмет Название 7 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы и авторской программы Б.А.Ланина,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического

В. А. Мануйлов родился в 1903 г. в Новочеркасске в семье врача. Литературные и музыкальные увлечения семьи во многом определили широкий круг его будущих интересов. Этому же способствовало обучение в лучшей

Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 1. «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова это а) роман в стихах б) поэма в) историческая хроника 2. Действие

Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено в соответствии с

Проверочная работа по литературе за курс среднего общего образования. Часть А Инструкция по выполнению заданий части А. При выполнении заданий А1 А20 укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает

Литература 8 класс (2 часа в неделю) Цель литературного образования в лицее познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 10-11 классы Тур 2 Задание

LIETUVOS RESPUBLIKOS ŠVIETIMO IR MOKSLO MINISTERIJA NACIONALINIS EGZAMINŲ CENTRAS Įskaitos temos ir klausimai 2009 m. balandžio 24 d. (antroji įskaitos diena) PAAIŠKINIMAI Mokinys, pasakęs temą, turi išsitraukti

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А (Литература 9 класс) 1) Нормативно-правовые документы Рабочая программа по литературе составлена в соответствии: с требованиями Федерального закона Российской Федерации

«Вдумчивое чтение» Предлагаем Вашему вниманию новые книги, поступившие в июне 2015 года в отдел «Гуманитарный центр чтения» Приятного прочтения! 1. 83.3(2РОС=Рус)51-8 А68 Анненкова, Е. И. Путеводитель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты

2.9. ЛИТЕРАТУРА 2.9.1. Характеристика целей и объектов контроля Назначением единого государственного экзамена по литературе является объективная оценка качества подготовки выпускников ХI классов общеобразовательных

СОДЕРЖАНИЕ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. 1 ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. 2 ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

10 класс. Литература. (102 часа, 3 часа в неделю. Учебник под редакцией Ю. Лебедева) Пояснительная записка. Назначение рабочей программы. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего

Муниципальное образование Населённый пункт Образовательная организация Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 205 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по литературе отводится 0 минут. Работа

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Модель исследования компетенций учителей литературы исследование предметной компетентности (часть 1: задания 1-6); исследование методической компетентности (часть 2: задания 7-8); исследование профессиональной

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ Сельскохозяйственный техникум «Куйбышевский» ФГБОУ ВО «Новосибирский ГАУ» Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Литература»

Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей - критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную «свежую струю» в литературу первой трети XX века; другие же заявляют, что Маяковский был продажным поэтом, служакой у руководителей Советского государства, и с большим сомнением называют его поэзию поэзией. Тем не менее все сходятся в одном: личность Маяковского, его творчество, его стихи были неоднозначны и очень противоречивы.

Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. В раннем творчестве прослеживается тенденция близости к футуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время - это создание новых форм, самоценность средств выражения, конструктивность восприятия мира и - во многом - эпатаж и игра, противопоставление себя окружающему миру. Уже расходясь с идейно-формальными установками футуризма, чувствуя тесноту рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении «Нате!»:

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется - и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я - бесценных слов транжир и мот.

Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. В этот же период поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский», в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской тол пе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт Маяковского - фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт - рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме «Облако в штанах»; за поэтами должны идти - кто?

А за поэтами -

Уличные тыщи:

Студенты,

Проститутки,

Подрядчики.

Нам, здоровенным, с шагом саженьим,

Надо не слушать, а рвать их...

Этот протест против мещанской, обывательской культуры, - мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пути - вот что такое, по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в «Облаке в штанах» Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли «предтечи» революции:

В терновом венце революций, грядет шестнадцатый год.

А я у вас - его предтеча;

Я - где боль, везде...

Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое - вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917-го года.

Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. В «Оде революции» он пишет:

Тебе обывательское

О, будь ты проклята трижды! и мое

О, четырежды славься, благословенная!

Маяковский работает в «Окнах РОСТа», пишет агитки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской Республики, искренне веря в новые идеалы. Поэт считает, что творчество, создание стихов такой же тяжкий труд, как и работа у станка. В стихотворении «Поэт рабочий» Маяковский говорит о том, что -

Я тоже фабрика. А если без труб,

То, может, - мне без труб труднее.

Но труд поэтов - почтенный паче людей живых ловить, а не рыб.

Огромный труд - гореть над горном,

Железа шипящие класть в закал.

Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но - пролетарий духа.

Родствен,

Пишет он в «Разговоре с фининспектором о поэзии» - стихотворении, в котором и сам как бы излагает основные представления о себе, о своем творчестве и о роли поэзии. В стихотворении видно противопоставление обыденного факта - визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением; поэт рассуждает о «месте поэта в рабочем строю», приравнивает свой труд к промышленному производству, говорит о потерях, о «тратах» на материал, объясняет понятие рифмы, которое перерастает в своеобразную метафору поэтического труда:

Езда в незнаемое...

Поэт пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей. В то же время читатель видит постоянные переходы от высокопоэтического, эмоционального языка к совершенно конкретному, деловому разговору. В стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором вполне представлена роль сценического партнера, хоть он и не говорит ни единого слова. Маяковский как бы подводит итог своему творчеству:

Десяток пегасов

За последние 15 лет?

А результат этого - «страшнейшая из амортизации - амортизация сердца и души...» Маяковский приходит к выводу, что труд поэта не оплатишь деньгами - он оценивается другой мерой - жизнью поэта, которой он оплачивает высокое и нелегкое право йа бессмертие:

Должник вселенной...

Слово поэта ваше воскресение, ваше бессмертие,

Гражданин канцелярист. Через столетья

В бумажной раме возьми строчку

И время верни!

Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в ранее написанном стихотворении «Юбилейное», посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.

Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о значении своей поэзии, он достаточно скромно заявляет, что

После смерти

Стоять почти что рядом.

И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что

Чересчур

Страна моя

Поэтами нища!

И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в современное ему, Маяковскому, время, он пишет:

Были б живы стали бы по Лефу соредактор,

Я бы и агитки

Вам доверить мог.

Раз бы показал: вот так-то, мол, и так-то...

Вы б смогли, у вас

Хороший слог.

Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:

Ненавижу

Всяческую мертвечину!

Всяческую жизнь!

Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии явилось вступление в поэму. «Во весь голос» - одному из самых последних произведений поэта.

Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также своеобразным подведением итогов творчества поэта, его жизни, попытка взглянуть на себя со стороны. В этой автохарактеристике есть вызов: Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно «обрублена»:

Агитпром

Строчить

В зубах навяз.

Доходней оно

Романсы на вас Ноя

И прелестней.

Становясь

Собственной песне.

Поэт говорит о том, что столь грубо изменила задачу литературы революция; но здесь поэзия - баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя, отделяет от «лирических водоизлияний» молодых поэтов; он выступает в роли агитатора горлана-главаря, утверждая свое достоинство в будущем и надеясь на понимание потомков. В стихотворении есть некоторая перекличка с «Памятниками» Пушкина и Державина:

Мой стих дойдет

Через хребты веков и через головы

Поэтов и правительств... Мой стих

Громаду лет прорвет и явится

Грубо, зримо...

Маяковский как бы проводит «парад» своих стихов - они

Свинцово-тяжело

Готовые и к смерти и к бессмертной славе.

Поэт не исключает и забвения («умри, мой стих...»), но надеется, что потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий истины - честность. В стихотворении звучит и мотив памятника:

Пускай нам,

Общим памятником будет построенный, в боях

Социализм.

Для Маяковского судья в будущем - «планеты пролетарий», и именно ему поэт отдает все свое наследие, «до самого последнего листка».

Поэт привлекает внимание читателя различными интонационно-синтаксическими средствами: в стихотворении есть и деловая речь, и страстная проповедь, и исповедь, и сниженная до просторечий («кто их, к черту, разберет!») полемика; тональность иногда меняется даже в одной строке.

Заключение поэмы - это отражение пафоса времени и представлений поэта, пафос его личности. Маяковский надеется на объективную оценку своих творений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости.

Б. Пастернак назвал «Вступление...» «Предсмертным и бессмертным документом». Он был прав; без этой заключительной поэмы Маяковский для нас, потомков, возможно, остался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без сомнения, великого поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии.

Текст сочинения:

Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей криҭиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не уҭихаюҭ и по сей день: одни возвеличиваюҭ Маяковского, говоря о том, что он создал новый ҭип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную свежую струю в литературу первой трети XX века; другие же заявляюҭ, что Маяковский был продажным лириком, служакой у руководителей Советского государства, и с большим сомнением называюҭ его поэзию поэзией. Тем не менее все сходятся в одном: личность Маяковского, его ҭвор-" чество, его стихи были неоднозначны и очень противоречивы. Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его ҭворчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. В раннем ҭворчестве прослеживается тенденция близости к фуҭуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время это создание новых форм, самоценность средств выражения, конструктивность восприятия мира и во многом эпатаж и игра, противопоставление себя окружающему миру. Уже расходясь с идейно-формальными установками фуҭуризма, чувствуя тесноту рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении Нате!: Все вы на бабочку поэҭиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетиниҭ ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я бесценных слов транжир и мот. Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. В этот же период поэҭ пишет трагедию Владимир Маяковский, в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэҭ Маяковского фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. Маяковский проводиҭ мысль о том, что поэзия должна быть защиҭником обездоленных, угнетенных, а поэҭ рупором их страданий и мучений; поэҭ не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присуҭствует и в поэме Облако в штанах; за поэтами должны идҭи кто? А за поэтами уличные ҭыщи: студенҭы, простиҭуҭки, подрядчики. Нам, здоровенным, с шагом саженьим, надо не слушать, а рвать их... Этот протест против мещанской, обывательской кульҭуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пуҭи, вот что такое, по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в Облаке в штанах Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли предтечи революции: ...в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. А я у вас его предтеча; я где боль, везде... Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года. Октябрьские собыҭия в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность ҭворчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэҭ и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. В Оде революции он пишет: Тебе обывательское о, будь ҭы проклята трижды! и мое, поэтово о, четырежды славься, благословенная! Маяковский работает в Окнах РОСТа, пишет агиҭки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы. Поэҭ считает, что ҭворчество, создание стихов такой же ҭяжкий труд, как и работа у станка. В стихотворении Поэҭ рабочий Маяковский говориҭ о том, что Я тоже фабрика. А если без труб, то, может, мне без труб труднее. Но труд поэтов почтенный паче людей живых ловить, а не рыб. Огромный труд гореть над горном, железа шипящие класть в закал. Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но пролетарий духа. Труд мой любому труду родствен, пишет он в Разговоре с фининспектором о поэзии стихотворении, в котором и сам как бы излагает основные представления о себе, о своем ҭворчестве и о роли поэзии. В стихотворении видно противопоставление обыденного факта визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становиҭся все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением; поэҭ рассуждает о месте поэта в рабочем строю, приравнивает свой труд к промышленному производству, говориҭ о потерях, о тратах на материал, объясняет понятие рифмы, которое перерастает в своеобразную метафору поэҭического труда: Поэзия вся! езда в незнаемое.. Поэҭ пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей. В то же время читатель видиҭ постоянные переходы от высокопоэҭического, эмоционального языка к совершенно конкретному, деловому разговору. В стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором вполне представлена роль сценического парҭнера, хоть он и не говориҭ ни единого слова. Маяковский как бы подводиҭ итог своему ҭворчеству: А что, если я десяток пегасов загнал за последние 15 лет? А результат этого страшнейшая из аморҭизации аморҭизация сердца и души.... Маяковский приходиҭ к выводу, что труд поэта не оплатишь деньгами он оценивается другой мерой жизнью поэта, которой он оплачивает высокое и нелегкое право на бессмерҭие: Поэҭ всегда должник вееленной... Слово поэта ваше воскресение, ваше бессмерҭие, гражданин канцелярист. Через столетья в бумажной раме возьми строку и время верни! Тема бессмерҭия поэта и поэзии звучиҭ и в ранее написанном стихотворении Юбилейное, посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о значении своей поэзии, он достаточно скромно заявляет, что После смерҭи нам стоять почти что рядом... И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что Чересчур страна моя поэтами нища! И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в современное ему, Маяковскому, время, он пишет: Были б живы стали бы по Лефу соредактор. Я бы и агиҭки вам доверить мог. Раз бы показал: вот так-то, мол, и так-то... Вы б смогли у вас хороший слог. Однако наиболее важными в этом стихотворении являюҭся последние строки, которые, по моему мнению, отражаюҭ истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэҭу, и к Поэзии во всем его ҭворчестве: Ненавижу всяческую мерҭвечину! Обожаю всяческую жизнь! Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии явилось вступление в поэму Во весь голос одно из самых последних произведений поэта. Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также является своеобразным подведением итогов ҭворчества поэта, его жизни, попыҭкой взглянуть на себя со стороны. В этой автохарактеристике есть вызов: Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно обрублена: И мне агиҭпроп и мне бы строчить в зубах навяз, доходней оно романсы на вас Ноя себя и прелестней. смирял, становясь на горло собственной песне. Поэҭ говориҭ о том, что столь грубо изменила задачу литературы революция; но здесь поэзия баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя, отделяет от лирических водоизлияний молодых поэтов; он выступает в роли агитатора, горлана-главаря, уҭверждая свое достоинство в будущем и надеясь на понимание потомков. В стихотворении есть некоторая перекличка с Памятниками Пушкина и Державина: Мой стих дойдет через хребҭы веков и через головы Мой стих поэтов и правительств... трудом громаду лет прорвет и явиҭся весомо, грубо, зримо... Маяковский как бы проводиҭ парад своих стихов они...стоят свинцово-ҭяжело, готовые и к смерҭи и к бессмерҭной славе. Поэҭ не исключает и забвения (умри, мой стих...), но надеется, что потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий истины честность. В стихотворении звучиҭ и мотив памятника: пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Для Маяковского судья в будущем планеты пролетарий, и именно ему автор отдает все свое наследие, до самого последнего листка. Поэҭ привлекает внимание читателя различными интонационно-синтаксическими средствами: в стихотворении есть и деловая речь, и страстная проповедь, и исповедь, и сниженная до просторечий (кто их, к черҭу, разберет!) полемика; тональность иногда меняется даже в одной строке. Заключение поэмы это отражение пафоса времени и представлений поэта, пафос его личности. Маяковский надеется на объективную оценку своих ҭворений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости. Б. Пастернак назвал Вступление... предсмерҭным и бессмерҭным документом. Он был прав; без этой заключительной поэмы Маяковский для нас, потомков, возможно, остался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без сомнения, великого поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии.

Права на сочинение "Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Сочинение

Владимир Владимирович Маяковский - одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Молодой, революционно настроенный Владимир Маяковский присоединился к футуристам в 1912 году.

Футуризм возник как одно из направлений русской поэзии рубежа веков. Называя себя единственными поэтами будущего (будетлянами), футуристы заявили об окончательном и полном разрыве со всеми традициями, резко противопоставили себя другим течениям (символизму, акмеизму) и провозгласили задачу создания нового искусства XX века, Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов. В манифесте с вызывающим названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Футуристы шокировали названиями своих сборников («Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.). Их вечера носили шумный, скандальный характер. Они нещадно высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.

В стихах Маяковского, напечатанных в программных сборниках футуристов, много бравады, декларативного преувеличения личности поэта (трагедия «Владимир Маяковский», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»). В обычае футуристов было отрицать все, созданное до них. В юношеской самонадеянности Маяковский называет косноязычными Данте и Петрарку. Ему скучны Анненский, Тютчев, Фет («Надоело»).

Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина общественному вкусу». В его стихотворениях 1912-1917 годов выразилось общее для футуристов ощущение «изжитости жизни», неизбежности катастроф, «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства.

Вместе с тем уже с первых шагов он отчетливо выделяется в разношерстной и шумной толпе футуристов.Заявив, что он «хочет будущего сегодня», Маяковский поднял бунт против настоящего, ненавистного ему уклада жизни. «Долой ваш строй!», «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» - такие лозунги лежали в основе произведений Маяковского 1912-1917 годов. Он противопоставляет себя буржуазному обществу, перед которым ему хочется не кривляться, а скорее плюнуть в лица («Нате!»). Он гневно осуждает империалистическую войну («Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Я и Наполеон»), Он сатирически обличает буржуазный общественный строй, который уродует и принижает человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»),

М. Горький, поддержавший в эти годы незаурядное молодое дарование, однажды сказал о нем: «Талантливый человек. Что после него будут делать чижики в поэзии - не знаю».

Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. Еще на первых вечерах футуристов он обрел навыки народного трибуна, умеющего держать напряженный интерес аудитории, научился полемизировать и выстраивать выступление как спектакль. Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, но никогда не был человеком толпы, напротив, стремился выделиться и внешним видом, и поведением. Его поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом, изначально предназначенным для декламации вслух.

Многие футуристы были художниками, сам Маяковский хорошо рисовал (он учился в Училище живописи). Эта любовь к краскам, к живописи остро ощущается в лирике поэта, например, в стихотворении «Ночь»: «Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты...»

Однако многое взяв у футуризма, Маяковский далеко ушел от него и сумел создать свой собственный неповторимый стиль.

Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей - критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную "свежую струю" в литературу первой трети XX века; другие же заявляют, что Маяковский был продажным поэтом, служакой у руководителей Советского государства, и с большим сомнением называют его поэзию поэзией. Тем не менее все сходятся в одном: личность Маяковского, его творчество, его стихи были неоднозначны и очень противоречивы.

Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. В раннем творчестве прослеживается тенденция близости к футуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время - это создание новых форм, самоценность средств выражения, конструктивность восприятия мира и - во многом - эпатаж и игра, противопоставление себя окружающему миру. Уже расходясь с идейно-формальными установками футуризма, чувствуя тесноту рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении "Нате!":

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. В этот же период поэт пишет трагедию "Владимир Маяковский", в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт Маяковского - фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт - рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме "Облако в штанах"; за поэтами должны идти - кто?

А за поэтами -

уличные тыщи:

студенты,

проститутки,

подрядчики.

Нам, здоровенным,

с шагом саженьим,

надо не слушать, а рвать их...

Этот протест против мещанской, обывательской культуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пути, - вот что такое, по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в "Облаке в штанах" Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли "предтечи" революции:

В терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

А я у вас - его предтеча;

я - где боль, везде...

Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое - вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года.

Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. В "Оде революции" он пишет:

Тебе обывательское

О, будь ты проклята трижды! - и мое,

О, четырежды славься, благословенная!

Маяковский работает в "Окнах РОСТа", пишет агитки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы. Поэт считает, что творчество, создание стихов такой же тяжкий труд, как и работа у станка. В стихотворении "Поэт рабочий" Маяковский говорит о том, что

Я тоже фабрика.

А если без труб,

то, может,

без труб труднее.

Но труд поэтов - почтенный паче -

людей живых ловить, а не рыб.

Огромный труд - гореть над горном,

железа шипящие класть в закал.

Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но - пролетарий духа.

родствен, -

пишет он в "Разговоре с фининспектором о поэзии" - стихотворении, в котором и сам как бы излагает основные представления о себе, о своем творчестве и о роли поэзии. В стихотворении видно противопоставление обыденного факта - визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением; поэт рассуждает о "месте поэта в рабочем строю", приравнивает свой труд к промышленному производству, говорит о потерях, о "тратах" на материал, объясняет понятие рифмы, которое перерастает в своеобразную метафору поэтического труда:

езда в незнаемое..

Поэт пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей. В то же время читатель видит постоянные переходы от высокопоэтического, эмоционального языка к совершенно конкретному, деловому разговору. В стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором вполне представлена роль сценического партнера, хоть он и не говорит ни единого слова. Маяковский как бы подводит итог своему творчеству:

десяток пегасов

за последние

А результат этого - "страшнейшая из амортизации - амортизация сердца и души...". Маяковский приходит к выводу, что труд поэта не оплатишь деньгами - он оценивается другой мерой - жизнью поэта, которой он оплачивает высокое и нелегкое право на бессмертие:

должник вееленной...

Слово поэта -

ваше воскресение,

ваше бессмертие,

гражданин канцелярист.

Через столетья

в бумажной раме

возьми строку

и время верни!

Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в ранее написанном стихотворении "Юбилейное", посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.

Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о значении своей поэзии, он достаточно скромно заявляет, что

После смерти

стоять почти что рядом...

И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что

Чересчур

страна моя

поэтами нища!

И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в современное ему, Маяковскому, время, он пишет:

Были б живы -

по Лефу соредактор.

вам доверить мог. Раз бы показал:

Вот так-то, мол,

и так-то...

Вы б смогли -

хороший слог.

Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:

Ненавижу

всяческую мертвечину!

всяческую жизнь!

Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии явилось вступление в поэму "Во весь голос" - одно из самых последних произведений поэта.

Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также является своеобразным подведением итогов творчества поэта, его жизни, попыткой взглянуть на себя со стороны. В этой автохарактеристике есть вызов: Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно "обрублена":

агитпроп

строчить

в зубах навяз,

доходней оно

романсы на вас -

и прелестней.

становясь

собственной песне.

Поэт говорит о том, что столь грубо изменила задачу литературы революция; но здесь поэзия - баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя, отделяет от "лирических водоизлияний" молодых поэтов; он выступает в роли агитатора, горлана-главаря, утверждая свое достоинство в будущем и надеясь на понимание потомков. В стихотворении есть некоторая перекличка с "Памятниками" Пушкина и Державина:

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств...

громаду лет прорвет

Маяковский как бы проводит "парад" своих стихов - они

свинцово-тяжело,

готовые и к смерти

и к бессмертной славе.

Поэт не исключает и забвения ("умри, мой стих..."), но надеется, что потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий истины - честность. В стихотворении звучит и мотив памятника:

пускай нам

общим памятником

построенный

социализм.

Для Маяковского судья в будущем - "планеты пролетарий", и именно ему поэт отдает все свое наследие, "до самого последнего листка".

Поэт привлекает внимание читателя различными интонационно-синтаксическими средствами: в стихотворении есть и деловая речь, и страстная проповедь, и исповедь, и сниженная до просторечий ("кто их, к черту, разберет!") полемика; тональность иногда меняется даже в одной строке.

Заключение поэмы - это отражение пафоса времени и представлений поэта, пафос его личности. Маяковский надеется на объективную оценку своих творений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости.

Б. Пастернак назвал "Вступление..." "предсмертным и бессмертным документом". Он был прав; без этой заключительной поэмы Маяковский для нас, потомков, возможно, остался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без сомнения, великого поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии.