Ложная скромность.

Все ли в порядке с этой на первый взгляд правильной установкой? В условиях свободного общества, где у каждого есть возможность максимально проявить свой творческий потенциал (если очень захочется и если повезет), скромность – просто признание нами соотношения между масштабом деяний, своих и чужих, – и величием мира, в который мы вкладываем свой потенциал.

Разумеется, эти масштабы заведомо несопоставимы, но человек ведь и не претендует на доминирование над миром. Человеку не нужно постоянно сравнивать себя с другими для самоутверждения, ему достаточно ощущать, что он просто делает все, что может, и именно его собственные осуществленные намерения служат ему точкой отсчета. Он вправе гордиться не своим даром как таковым, полученным от природы, а своими усилиями по его реализации, без которых этот талант так и повиснет на нем мертвым грузом. Задавая себе вопрос «Все ли я сделал, что мог?», мы не имеем оснований ни для зависти и чувства неполноценности, ни для чувства превосходства. Но это может быть основанием для недовольства собой, которое побуждает к дополнительным усилиям, а не к желанию «поставить всех на место» и благодаря этому отбить свое место у других. Слабость других тебя не возвышает, а их достижения не унижают, а даже вдохновляют. У тебя есть свое место в мире, ты его принимаешь и хочешь ему соответствовать.

Есть точное выражение сути этой скромности: «Человек не должен пытаться заслонить собой небо». Выдающиеся личности и гениальные творцы потому и были ими, что скромность в таком понимании их не умаляет. По отношению к небу все равны и никому не запрещено попытаться взлететь.

Но есть другое понимание скромности ‒ как нарочитого принижения себя, и такую скромность культивировали во времена моего детства. Социальная задача воспитания такой скромности была в том, чтобы все чувствовали себя одинаковыми, чтобы одаренные люди считали себя равными тем, кто на это неспособен. Человек, ощущающий свой масштаб и свое предназначение, требующее творческих усилий, немедленно получал упрек в недостаточной скромности. Такая «скромность» была удобна и выгодна только тем, кто в атмосфере «всеобщего равенства» чувствовал себя уютно и кого она спасала от ощущения собственной неполноценности. Это был легитимный и даже как бы морально оправданный способ унижения и подавления талантливых людей, лишающий их и самоощущения, необходимого для риска творчества, и шансов на признание, которое может вдохновить на творчество других.

Самоутверждение в творчестве противоположно высокомерию, основанному на постоянном сравнении себя с другими, и оно не только не препятствует, но даже способствует критическому отношению к себе. Благодаря этому свободное общество непрерывно развивается и преуспевает в самых разных аспектах.

Понятно, что противоположная установка на необходимость скромности как отрицание своего права на самоутверждение блокирует даже попытку самореализации.

Пример Елены менее драматичен. Она - сотрудник социальной службы по обеспечению ухода за престарелыми. Ей нравится ее работа, она обладает несомненными задатками организатора, а также легко находит общий язык как с коллегами, так и с подопечными. Представительство предложило ей должность начальника отдела. Елена попросила дать ей некоторое время на размышление, но затем отказалась от должности: она знала, что кроме нее на место претендует ее коллега, занимающий более высокую должность, который также подал заявление, поэтому в случае ее отказа вакантную должность займет он. Елена посчитала несправедливым обойти его. Женщина рассказала мне о свойственном ей чувстве справедливости с очаровательной улыбкой на устах, однако я сочла, что это не чувство справедливости, а ложная скромность. Дело в том, что, устраиваясь на работу, ты либо получаешь желаемое место, но тогда кто-то другой остается безработным, либо отступаешь, и тогда твой потенциальный соперник занимает должность, на которую ты тоже претендовала. Поэтому в данной ситуации восторжествовала не справедливость, а ложный страх быть непонятой окружающими.

Еще один пример. Рике - мать годовалого сына. Ее отпуск по уходу за ребенком близится к концу. Фирма, в которой она работает, не сможет дольше гарантировать сохранение за ней рабочего места: если в течение трех месяцев она не выйдет на работу, на эту должность возьмут другого человека. Муж Рике знал об этом ультиматуме и пытался найти выход из положения. В итоге он сказал жене, что сам возьмет отпуск по уходу за ребенком на один год. Это решение не было простым для него - он опасался подтрунивания со стороны знакомых и друзей, однако такой шаг был своеобразным вызовом обществу. Он работал в государственном учреждении, поэтому взять отпуск не представляло для него особых трудностей. Его ходатайство подписали, но Рике воспротивилась решению мужа: она не хотела, чтобы он, как ей казалось, жертвовал собой. После долгих колебаний она отказала своим работодателям. Ей легче смириться с потерей своей работы, чем принять жертву супруга. Сама Рике объясняет случившееся следующим образом: "Я не могу требовать, чтобы он бросил свою работу. Он просто не выдержит: коллеги будут над ним смеяться, ему придется целыми днями сидеть дома или общаться с молодыми мамами в яслях". Все это - лишь отговорки, ведь муж Рике смог принять это решение.

Рике тоже является жертвой собственной скромности. В сущности, она просто не представляла себе, как ее муж будет каждый день выдерживать на себе косые взгляды и выслушивать злобные замечания, в то время как она будет заниматься своей карьерой. Рике нравилась ее работа и она была бы рада снова оказаться за своим рабочим столом и испытывать материалы. Однако ложная скромность стала причиной принятия неверного решения.

В личной жизни ложная скромность проявляется реже, хотя, как показывают приведенные выше примеры, ее можно встретить и там. Гораздо чаще эта сомнительная добродетель имеет место в отношении карьеры, а также в общении с коллегами, друзьями или знакомыми.

Проявления ложной скромности не во всех случаях очевидны. Например, ложная скромность проявляется в занижении реально полученного результата самостоятельной работы; в приписывании собственных заслуг только воле случая или помощи других людей. В ловушке скромности находится и служащая, оттягивающая повышение на работе из-за того, что ее шеф нуждается в ней. Хотя в результате повышения для нее открываются новые перспективы карьерного роста. В этой ситуации ловушка становится двойной, и ее можно назвать ловушкой скромной помощницы.

"Я всего-навсего маленький человечек, в моей голове ничего нет, мне никогда не стать сильной и самостоятельной" - такова логика женщины, решившей отказаться от подобной возможности. Тем не менее она уверена, что самое плохое в ловушке скромности - это заниженная самооценка, убежденность в собственной глупости, в силу чего не имеешь права диктовать условия кому бы то ни было.

В этом утверждении есть доля истины. Скромные люди часто говорят, что у них есть какие-то высокие жизненные цели или что они обладают особенным гуманизмом. Однако у меня всегда было впечатление, что именно неуверенность в себе является решающим аргументом в пользу отказа от собственных интересов, хотя этот отказ объясняется возвышенными мотивами.

Скромность, по моему мнению, имеет еще один недостаток - она как бы "передается по наследству". Часто от этого симптома страдают матери и дочери. Они играют, если можно так выразиться, в странную игру, соревнуясь, кто кого превзойдет в проявлении непритязательности. Внешне их отношения выглядят как доверительные, теплые, уважительные и дружеские, то есть какими и должны быть отношения между матерью и дочерью, однако они постоянно противостоят друг другу, можно даже сказать, борются за первое место в "чемпионате" скромности и непритязательности. Зрители же, знающие об этой борьбе, получают истинное удовольствие, наблюдая, как в таком бою скромности против скромности, женщины против женщины (реже это касается мужчин) соревнующиеся проявляют свои бойцовские качества, о существовании которых никто и подозревал.

Однажды я сама наблюдала подобное "соревнование". Мать и дочь шепотом спорили о том, кто из них должен взять себе дорогую серебряную вазу, принадлежавшую умершей тетушке: "Она больше подходит к интерьеру твоего дома". - "Зато ты будешь дольше ею пользоваться". - "Но ты намного больше уделяла ей внимания". - "Дорогая, ты была ее любимой племянницей". - "Тем не менее, возьми ее, пожалуйста, себе". - "Нет, я не могу этого сделать ни при каких обстоятельствах". В конце концов ваза досталась какой-то дальней родственнице: "Если вы не можете поделить эту несчастную вазу, то...".

Понятие о том, что «надо быть скромнее», нам прививали с детства. Скромность считается добродетелью и украшением человека, но, как часто шутят, что лишь в том случае, если украсить себя больше нечем. Шутки подобного рода возникают неспроста. Очень часто под словом «скромность» (или «смирение») подразумеваются вещи противоположные по значению. Я не прошу человека о помощи - это скромность или, может быть, гордость? Я не заговариваю об изменении условий труда - это смирение или страх перед начальством? Я опускаю глаза, когда разговариваю с человеком, - это из-за скромности или потому что стараюсь произвести на него определенное впечатление? Таких двойственных ситуаций бывает много.
У архимандрита Софрония (Сахарова) в книге о старце Силуане есть примечательное место. Прочитайте следующее предложение внимательно: «Гордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность. . .» Приниженность… И еще, в другом месте, старец Софроний пишет о болезненном «комплексе приниженности», «этой своеобразной, большинству непонятной форме проявления гордости». Кажется, какое-то противоречие… А никакого противоречия нет. Часто за приниженностью стоят, действительно, отнюдь не скромность и смирение.
Иногда бывает так, что состояние приниженности появляется в результате длительных процессов ломки личности, может быть вызвано отношением других людей, неуверенностью в себе, боязнью оказаться в глупом положении, быть осмеянным, желанием что-то получить, стремлением кому-то понравиться или занять более безопасную нишу, уйти от ответственности… Но это ведь совсем не то, к чему призван человек.
Конечно, приниженность не имеет ничего общего со скромностью, которая всегда соседствует с достоинством - интуитивным ощущением ценности самой жизни, личности как таковой . И достоинство всякой личности несопоставимо с достоинством другой - в каждом человеке оно бесценно и абсолютно. Поэтому скромность, простота в общении - самая естественная, самая достойная форма поведения… Самые прекрасные люди, которых я встречала в жизни, были невероятно скромны, и при этом вся их личность светилась достоинством, возвышающим каждого, кто соприкасался с ними.
Современный литератор, художник, реставратор Александр Круглов в эссе «Самолюбие и достоинство» предлагает такой критерий для разграничения: скромность от приниженности отличает умение посмеяться над собой. Приниженный (а на самом деле, самолюбивый) человек боится насмешки, не может с юмором взглянуть на самого себя, и совершенно безобидная шутка может вызвать глубокую обиду. Но обижаться - значит ронять достоинство; уметь стать выше обиды - значит, сохранить свое достоинство.
Ну и конечно, абсолютным проявлением достоинства в человеке является способность к любви - бескорыстной, не требующей, не ищущей своего, в которой есть свобода и нет никакой приниженности.

    Ложная скромность - – притворная, ритуально этикетная. Предписывается в ситуациях ответа на комплименты, похвалы (см. скромность). Ср. афоризм С. Шамфора: Ложная скромность – это самый приличный вид лжи. Ср. унижение паче гордости … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ложная скромность - притворная, ритуально этикетная. Предписывается в ситуациях ответа на комплименты, похвалы (см. скромность). Ср. афоризм С. Шамфора: Ложная скромность – это самый приличный вид лжи. Ср. унижение паче гордости … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    И; ж. 1. к Скромный. С. обстановки. С. требований. С. нрава. С. ответа. 2. Скромное поведение, скромный образ жизни. Отличаться скромностью. Редкая с. Ложная с. Умолчал о чём л. из скромности. С. не позволяет говорить о себе. Вести себя с… … Энциклопедический словарь

    скромность - I см. скромный; и; ж. II и; ж. 1) к скромный Скро/мность обстановки. Скро/мность требований. Скро/мность нрава. Скр … Словарь многих выражений

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: ложен, ложна, ложно, ложны 1. Ложным называют что либо, содержащее ложь, обман, намеренно искажающее действительность. Ложное письмо. | Ложный донос. | Закон устанавливает наказание для свидетеля, давшего… … Толковый словарь Дмитриева

    - (1645 1696 гг.) писатель, мастер афористической публицистики Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать. Благородно только то, что бескорыстно. Благородный человек выше обид,… …

    Ая, ое; жен, жна, жно. 1. Содержащий ложь, обман. Все донесения о скоплении японских сил в долине Ланафана оказались ложными. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю. Полотенцев предупредил Мешкова, что за ложные показания свидетели несут уголовную… … Малый академический словарь

    ЛОЖНЫЙ, ложная, ложное; ложен, ложна, ложно. 1. Несогласный с истиной, ошибочный, ненастоящий. Ложные слухи. Ложная мысль. Ложное учение. 2. Фальшивый, притворный, показной. Ложная скромность. «Ложная фраза, ложное хвастовство есть гибель… … Толковый словарь Ушакова

    ЛОЖНЫЙ, ая, ое; жен, жна. 1. Содержащий ложь, ошибочный, неправильный. Л. слух. Ложные показания. Стоять на ложном пути или идти по ложному пути (действовать неправильно, ошибочно). Л. шаг (неправильный, опрометчивый поступок). Ложное положение… … Толковый словарь Ожегова

    ложный - ая, ое; ло/жен, ло/жна, ло/жны 1) Содержащий ложь, обман. Ложные сведения. Дать ложные показания. Синонимы: неправди/вый 2) Вызванный ошибочными представлениями о нравственности, предрассудками. Ложный стыд. Ложная скромность … Популярный словарь русского языка

    - (р. 1928 г.) афорист Абсолютная нравственность: запрещено все. Абсурдом мы называем то, что невозможно, но тем не менее, случается; а то, что возможно, но не случается, мы называем типичным. Афоризм ценен уже потому, что содержит полправды. А это … Сводная энциклопедия афоризмов

Вероятно, вы припомните случаи, когда кто-то из вашего окружения занимался не самовосхвалением, а, наоборот, самоуничижением. Но на самом деле это могло быть очень тонким проявлением «игры в свою пользу», поскольку рассчитано на обнадеживающее «похлопывание по плечу». Фраза «Я чувствую себя дурак дураком» может побудить вашего приятеля к горячим заверениям, что вы «сделали все как нельзя лучше». Даже замечание: «Хотел бы я быть не столь раздражительным» может спровоцировать, по крайней мере, ответ: «Брось. Я знаю пару человек, которые еще раздражительнее, чем ты».

Существует еще одна причина, почему люди умаляют себя и превозносят других. Представим себе тренера, который перед ответственной игрой расхваливает мастерство команды противников. Разве он до конца искренен? Когда тренеры публично восхваляют достоинства противников своих подопечных, они создают себе имидж людей скромных, сторонников честной борьбы - готовя тем самым почву для благосклонной оценки своих действий вне зависимости от результата поединка. Победа становится достижением, достойным похвалы, поражение объясняется «глухой защитой» противника. Фрэнсис Бэкон, философ семнадцатого века, однажды заметил, что скромность - это «искусное позерство». Роберт Гоулд, Паул Броунштейн и Гарольд Сигалл (Robert Gould, Paul Brounstein Harold Sigall, 1977) обнаружили, что студенты Мэрилендского университета восхваляют своих предполагаемых оппонентов только на публике, а при анонимном опросе наделяют их куда меньшими способностями.

Препятствия, которые мы создаем сами

Иногда люди целенаправленно снижают свои шансы на успех, искусственно создавая преграды на пути к нему. Такое поведение отнюдь не намеренно саморазрушительное, обыкновенно оно имеет целью самозащиту (Arkin others, 1986; Baumeister Scher, 1988; Rhodewalt, 1987): «Я не неудачник,- все было бы хорошо, если бы не эта проблема».

Почему люди сами создают себе препятствия обреченным на провал поведением? Вспомните, как горячо мы бросаемся защищать собственный имидж, приписывая свои неудачи влиянию внешних факторов. Теперь вы можете понять, почему люди, боясь провала, сами создают себе препятствия, развлекаясь до полуночи на вечеринке накануне собеседования перед приемом на работу, или почему они, вместо того чтобы заниматься усердной зубрежкой перед трудным экзаменом, играют на компьютере? Когда самовосприятие связано с исполнением, приложить усилия и потерпеть неудачу для человека может оказаться куда более разрушительным, чем промешкать, но иметь готовое оправдание. Если мы терпим неудачу, наткнувшись на преграды, то можем сохранить ощущение компетентности; если же добиваемся успеха и в этих условиях, то возвышаемся в собственных глазах. Препятствия способствуют защите нашего самоуважения и нашего имиджа в глазах окружающих, позволяя приписывать неудачи чему-то временному или внешнему («Я неважно себя чувствовал»; «Я пришел вчера вечером слишком поздно»), а не недостатку таланта или способностей.

Этот анализ препятствий, которые мы создаем себе сами, предложенный Стивеном Бергласом и Эдвардом Джонсом (Steven Berglas Edward Jones, 1978), впоследствии был не раз подтвержден. Один из экспериментов касался темы «Лекарственные препараты и умственные способности». Представьте себя в роли студента Дьюкского университета, где проводилось это исследование. Вы решаете трудные задачи на сообразительность, а затем вам говорят: «На сегодняшний день у вас самые лучшие показатели!» Вы невероятно счастливы. И тут вам, прежде чем вы продолжите отвечать на вопросы, предлагают на выбор два лекарственных препарата. Один способствует интеллектуальной деятельности, а другой затормаживает ее. Какой из них вы предпочтете? Большинство студентов выбирали препарат, который, как предполагалось, затруднит процесс мышления и, таким образом, предоставит в их распоряжение очень удобное оправдание в случае неудачных ответов.

Исследователи документально подтвердили и другие способы, прибегнув к которым люди сами создают себе препятствия. Боясь неудачи, человек может:

Ослаблять свою подготовку к важным соревнованиям в индивидуальных видах спорта (Rhodewalt others, 1984).

Давать преимущество своим соперникам (Shepperd Arkin, 1991). - Жаловаться на депрессию (Baumgardner, 1991).

Не лучшим образом начать выполнение какого-нибудь дела, с тем чтобы не давать повода для неоправданных надежд (Baumgardner Brownlee, 1987).

Не выкладываться полностью, если дело вплотную не затрагивает личные интересы (Hormuth, 1986; Pyszcsynski Greenberg, 1983; Riggs, 1992; Turner Pratkanis, 1993).

После проигрыша более молодым соперницам знаменитая теннисистка Мартина Навратилова призналась: «[Я] опасалась играть в полную силу... Я боялась обнаружить, что они могут победить меня, когда я играю в полную силу, поскольку если они действительно могут это сделать, то для меня это означает конец» (Frankel Snyder, 1987).