Ловушки егэ разбор заданий методика русский язык. Отличие повествования от описания


    "союз", "союзное слово" и "местоимение".
  • Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово – термин синтаксический.

Например:

Учитель понял, ЧЕМ можно заинтересовать ребят .

  • В данном СПП слову ЧЕМ можно дать характеристики: 1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика); 2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика); 3) как члену предложения - дополнение в придаточном предложении (синтаксическая характеристика).

Союзное слово КОТОРЫЙ может быть и подлежащим, и дополнением в придаточной части сложного предложения. Подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним:

  • Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча.

(Что немилосердно жгло голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее ).

  • Дама, которой Евгений подал руку, церемонно сошла с трапа парохода.

(Кому подал руку Евгений? Даме (сущ. в д.п. ) . Следовательно, это дополнение ).


Выпускники часто не находят союз ЖЕ, путают его с частицей ЖЕ.

  • ЖЕ , союз противительный. Обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу А. Дочь приехала ночью, сын ЖЕ – утром.
  • ЖЕ , усилительная частица. После вопросительного слова усиливает его выразительность.

Когда ЖЕ ты позвонишь?

  • Усиливает значение перво го или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики (разг. ).

Ну и силён ЖЕ ты, парень.

  • Присоединяется к указательным местоимениям и наречиям и означает полное тожество того, на что указывается этими местоимениями и наречиями, с тем, о чем уже упоминалось в речи.

Тот же. Туда же. Такой же. Там же. Тогда же.


При двойных (сопоставительных союзах) запятая ставится ТОЛЬКО перед второй частью союза!

как... , так и не только... , но и не столько... , сколько не так... , как хотя и... , но не то что(бы)... , но (а) если не... , то


Лететь, греметь, свистеть, гореть, звенеть глаголы 2-го спряжения.

  • Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II спряжению относятся все глаголы на - ить , кроме брить , зиждиться, зыбиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на - ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.
  • Если же личные окончания глагола ударные , то спряжение определяется по окончаниям ; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь) , а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ёшь) .
  • Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят , а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.

  • блеять
  • лелеять
  • веять
  • маяться
  • выменять
  • надеяться
  • выровнять
  • реять
  • затеять ЯТЬ!!! (1 спр)
  • кашлять Но КЛЕ ИТЬ !
  • таять
  • каяться
  • хаять
  • кланяться
  • чаять
  • лаять
  • сеять

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О:

В номере душно (сказ.).

Соловей пел звонко (обст.).

  • Слова категории состояния -НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, а краткие прилагательные изменяются по родам.

Мне грустно (СКС). – Девушка грустн а (прил.). – Повествование грустн о (прил.).


Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

поэтому, просто, решительно, словно, якобы, авось, буквально, как будто, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти и др.


Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом:

по прибыти и ,

по завершени и ,

по приезд е ,

по прилёт е.


Обратите внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы НЕ !

Частица не пишется раздельно:

  • а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: ни кому не нужная вещь , ни когда не встречающаяся ошибка ;
  • б) если НЕ входит в состав усилительных отрицаний далеко не , отнюдь не , вовсе не , ничуть не , нисколько не , предшествующих существительному, прилагательному или наречию: он вовсе не друг, далеко не лучший выход , отнюдь не справедливое решение и т.д.
  • При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я , не этот , не иной , не такой , не иначе , не так .
  • При усилительных наречиях: не очень , не вполне , не совсем .
  • Раздельно пишется выражение не раз .
  • При неизменяемых словах, выступающих в предложении в качестве сказуемого: не надо , не прочь , не жаль .
  • При всех словах, пишущихся через дефис: сказано не по-русски ; поют не по-старому .

Скучаю по вам или скучаю по вас ?

С существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему , например: скучать по сыну, скучать по нему.

Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например:

скучали по нас, скучаем по вас .


Собирательные числительные употребляются только:

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении человек ): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г) с личными местоимениями мы, вы, они : их трое, вас пятеро;

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;

д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

  • Числительное оба (обоих, обоим, обоими ) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах ), а числительное обе ( обеих, обеим, обеими ) - только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям ).

Запомните:

а) формы повелительного наклонения глаголов:

ехать - поезжай (- те ); лечь - ляг (- те );

б) глагол класть употребляется только без приставки;

в) глаголы с корнем -лож- - только с приставкой (положить , выложить и т.п.);

г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др.

В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т.п.


Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово (тот, того и т.д.):

Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом возможна, если слово который, являющееся второстепенным членом предложения, стоит в В.п. без предлога :

Подруга привезла мне альбом, который купила в Париже.

(Подруга привезла мне альбом, купленный в Париже ).


Способ разграничения сравнительной степени прилагательного и наречия

По главному слову в словосочетании: установите, от какого слова зависит форма сравнительной степени.

  • Если от существительного - это прилагательное: Ночь ( какова ) темнее прежней.
  • Если от глагола - это наречие : Он пошёл ( как ) быстрее.

Союз и и частица и

  • Союз И соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы.
  • Частица И ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным - в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Так и является частицей, если стоит перед сказуемым:

А отец - то что ж ? Так и не простил ! (Дост.); Он понял , что ... пришел конец , совсем конец , а сомнение так и не разрешено , так и остается сомнением (Л. Толст.); По сути дела он так и не вкусил подлинной семейной жизни (Фад.), но:

Так (наречие) и вчера шёл дождь.


  • наречие: Он говорил (как?) просто. Задача решена (как?) точно .
  • К частице вопрос задать невозможно: Да ты просто молодец! Ты точно маленький ребёнок капризничаешь.

Прилагательное, СКС и частица

  • Если к слову можно задать вопрос, то это прилагательное или СКС: Его мнение (каково?) просто. На сердце (как?) легко и просто .
  • К частице вопрос задать невозможно.

Он просто перестал писать домой.


Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме!

Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные !

В предложениях они являются частью сказуемого. Например:

Готов ждать , но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.


ЭТО – местоимение или частица?

МЕСТОИМЕНИЕ, если указывает на

  • что-н. близкое в пространстве или времени, находящееся в непосредственной близости, прямо перед глазами: Покажи мне ЭТО озеро.
  • что-н., предварительно, недавно, только что упомянутое в речи:

В ЭТО время и произошло событие, о котором мы расскажем.

  • явление, предмет, о к-ром идет речь, к-рый находится перед глазами, о к-ром говорят. ЭТО был мой давний друг. Свидетель, поясните суду, как всё ЭТО случилось. ЭТО просто чудо!

ЧАСТИЦА, если

  • подчеркивает, усиливает предшествующее вопросительное местоимение или наречие, образуя с ним как бы сложное вопросительное местоимение или наречие:

Как ЭТО так? Кто ЭТО пришел? Что ЭТО ты так весел? Куда ЭТО он поехал?

  • указывает на связь подлежащего со сказуемым:

Сахалин – ЭТО уникальный остров.

  • Можно заменить синонимом только :

ЭТО родители могут позволить себе быть по-настоящему строгими с детьми.


Способ разграничения союзов и союзных слов

 Союзное слово можно заменить существительным, другим местоимением: Это был дом, который построил мой отец. (Ср.: Это был дом. Дом построил мой отец. Его построил отец. )

 Союзное слово можно заменить другим союзным словом: Это был дом, что построил мой отец.

 Союзные слова имеют лексическое значение. (См. предыдущие примеры).

 Cоюзные слова являются членами предложения. (В предыдущих примерах - это дополнение).

 На союзное слово падает логическое ударение: Я знаю, что ты мне хочешь сказать.

 Союзное слово невозможно удалить без изменения смысла предложения: Мне сообщили, когда ты приедешь.

Союзы не имеют лексического значения, не являются членами предложения, в большинстве случаев союз можно опустить, смысл предложения не изменится: Мы видели, что ты пришёл. - Мы видели: ты пришёл.


Всегда раздельно пишутся следующие предлоги:

в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.


ВНИМАНИЕ!

Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени , так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу ( Ч.) - лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу.

Такие предложения относятся к двусоставным неполным!


Как отличить составное глагольное сказуемое от подчинительного словосочетания, похожего на него?

Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Командир приказал разгрузить машину. Приказал – простое глагольное сказуемое, разгрузить – дополнение (приказал – командир , разгружать будет кто-то). Это словосочетание.

В составном глагольном сказуемом действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. Хочу лететь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я, летать буду – я).


Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который , то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который - нет.

Вот книга, прочитав которую _ ты многое для себя откроешь.

Зося видела в них единственную для себя защиту, потеряв которую _ была обречена в этом поле. (В. Быков )

Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указана запятая после этого слова.


Если однородные члены предложения, однородные причастные и деепричастные обороты, однородные придаточные соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится!

Например:

Чистота и уют царили в доме.

Сверкая на солнце и весело переливаясь, ручьи неслись к реке.

Река, вышедшая из берегов и затопившая село, успокоилась.

Теплота , с которой дочь говорила о своей матери и которая освещала её лицо , невольно привлекала внимание.


Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий второстепенный член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится:

В гостиной горели свечи и слышались весёлые детские голоса.

Здесь льют колючие дожди и бушуют злые ветры.


Запятая на стыке союзов!

И когда… , то

И если… , так

Что если… , то

Что когда… , то

Что хотя… , но

Но если… , то

Но так как… , то

Стык союзов → то/ но / так → запятой нет!

Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.

Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.


Придаточные изъяснительные

прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

  • с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.;

2) с помощью любых союзных слов;

3) с помощью союза-частицы ли.

Обратите внимание на

3-ий способ!

Туристы не знали (о чём?), смогут ли они засветло добраться до базы.


Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда .

  • Я знала, когда он приедет (когда - союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие - когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет . )

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Из разговора Андрей понял, где произойдёт встреча.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: (где?) – союзное слово где (наречие) . Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос: произойдёт. Таким образом, выписываем словосочетание

где произойдёт.


  • В сочетаниях слов с неодушевлённым существительным типа два дома числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
  • В сочетаниях слов с одушевлённым существительным (два друга) во всех падежах, кроме именительного, вид связи – согласование; в именительном – управление.

Компоненты словосочетания могут быть расположены дистантно, т.е. отдалённо друг от друга!

Найдите с/с со связью управление.

Антон позвонил своему давнему доброму другу.

В данном случае объединить слова в с/с поможет вопрос: позвонил (кому?) другу.


НЕ являются словосоче-таниями!

(см. следующий слайд)


Грамматическая основа предложения

Дождь идет.

Однородные члены предложения

Бегают и смеются; дети и взрослые и т. д.

Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным

Возле сада ( возле - предлог); также смеялся ( также - союз); будто в сказке ( будто - частица);

Фразеологизмы

Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки

Составные глагольные сказуемые

Начал петь, хочу верить, продолжал говорить

Составные именные сказуемые

Считался погибшим, является больным

Сравнительная степень прилагательных и наречий

Менее красивый, самый добрый, всех лучше

Вводные словосочетания

Иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть и т.д.


В этой статье мы поговорим о коварных нюансах экзаменов ЕГЭ, о которых большое число школьников либо не знает, либо забывает, а потому, попавшись в эти экзаменационные капканы, сдающие неизбежно теряют драгоценные баллы. В первую очередь, мы коснемся обязательных экзаменов – русского языка и математики.


Не попади в капкан

ЕГЭ по математике, как известно, двулико и представлено на выбор школьника в двух вариантах – в виде базового уровня и профильного, но главные массовые ошибки идентичны и в том, и в другом варианте.

А. В. Семенов, заместитель руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, говорит, что распространенным заблуждением среди школьников является страх нехватки времени и потому они с самого начала экзамена ускоряются.

От этой боязни «не успеть» на базовом уровне бесконечно допускаются ошибки в порядке действий в заданиях на уравнения с неизвестным. Ускориться – значит повысить риск наделать ошибок по невнимательности. Так, например, в базовой задаче «В городе 130 000 жителей, причем 40% — это пенсионеры. Сколько пенсионеров в этом городе?» частым ответом у школьников выступает вычисление количества НЕ пенсионеров, то есть оставшихся 60% жителей. Разумеется, такая ошибка говорит не о незнании, а о невнимательности. Кстати, на наших курсах обязательно проводятся семинары борьбы с невнимательностью.

Те же проблемы встречаются в профильной математике. Например, взглянем на геометрическую задачу:

Существует правило, которое говорит, что средняя линия треугольника отсекает площадь, равную четвертой исходного треугольника. Однако при быстром прочтении может показаться, что средняя линия отсекает половину общей площади или треть – дзинь! – и балла за задание как не бывало.

Во избежание этих досадных ошибок мы обращаем ваше внимание на следующие «математические» советы:

Распределите время грамотно и не торопитесь! (не экономьте время на прочтение формулировок и ПОДРОБНУЮ запись в черновик);

Проверяйте, дали ли вы ответ на поставленный вопрос;

Из любого перечня задач найдется та, которая для решающего будет самой простой – беритесь за нее! Далее снова просканируйте все задачки и отыщите из оставшихся наиболее простую – и снова пуститесь по тому же алгоритму.

Плавно перейдем к русскому языку. Самые уязвимые места экзамена так или иначе тоже завязаны на внимательности.

Предполагается, что выпускник школы должен уметь внимательно читать текст и находить в нем речевые и грамматические ошибки – и это главная боль всех школьников. За 7-е задание на поиск и атрибуцию грамматической ошибки щедро дается целых 5 первичных баллов, за 20-е задание на выемку из текста и попутное исправление лексической ошибки – 1 балл. А в сочинении есть целых два критерия, связанных с речевыми и грамматическими нормами, которые в сумме дают 4 балла. Итого: 10 первичных баллов! Это почти одна пятая всего результата. Поэтому для успешной сдачи экзамена по русскому языку необходимо твердо знать разновидности грамматических ошибок (а их больше 30!) и уметь отличать лексические ошибки (грамматически не мотивированные отклонения (пример: главная суть – лексическая избыточность)) от средств выразительности (грамматически мотивированные отклонения (пример: плачут тучи – олицетворение)).

Также возьмем, к примеру, 26-е задание, то есть сочинение. Здесь важно быть очень внимательным, чтобы распознать проблему, скрытую автором в тексте. Если проблема будет сформулирована неверно, то придется распрощаться с 4 первичными баллами: одним за первый критерий и тремя за критерий о комментарии проблемы. С комментарием тоже все не просто: одной внимательностью здесь не обойдешься. Для получения за него трех баллов нужно иметь крайне ясное представление, как он должен выглядеть. Необходимо помнить, что это не пересказ текста, а ответ, почему проблема выглядит такой важной для автора. И, конечно, две иллюстрации из текста! Если их нет, можно рассчитывать лишь на один первичный балл, что от незнания со стороны школьников происходит плачевно часто. Именно поэтому крайне важно знать все особенности и критерии оценивания экзамена.

Можно сделать вывод, что главные ловушки на экзамене создают себе сами сдающие: это невнимательность и незнание формата экзамена. Рецепт борьбы с этими ловушками один: необходимо изучить все кодификаторы и критерии оценивания экзаменов и отточить решение всех типов задач. На наших курсах программы выстроены таким образом, чтобы на каждый вид задач был выделен хотя бы один полноценный урок, что существенно уменьшает риск потерять балл из-за невнимательности или отсутствия опыта решения.

Желаем удачи на экзаменах и поступить в лучшие вузы!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«СЕКРЕТНАЯ ПАПКА ФИПИ» ЕГЭ без «ловушек» и проблем ПОЛЯКОВА Н.П. учитель русского языка и литературы МБОУ Комсомольская СОШ Тисульского района Кемеровской области

2 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Правило ударения в формах прошедшего времени глаголов. В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог: ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применять так называемые мнемонические, то есть неформальные, правила. Например, подбирать ритмичные слова: ель - щавель; берёза - берёста; видно - завидно; диалог - каталог; корты - торты; маляр - столяр и т. п.

4 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, фенОмен происходит от греческого «phainОmenon» -«являющееся». Поэтому английское «мен» («человек») здесь лишь кажущееся. Прилагательное мизерный происходит от французского «miser» - «бедный». А так как во французском языке ударение падает всегда на последний слог, то и произносить надо мизЕр, мизЕрный. Пуловер в речи многих людей превращается в пуловер и даже в полувёр. А ведь это слово английское (pullover -«надевать через голову»), и произносят его «по-английски», с ударением на второй слог: пулОвер.

5 слайд

Описание слайда:

Задание 6. Морфологические нормы. Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов. Например, правильно - положите, а не положьте. Это форма повелительного наклонения глагола положить (положи - положите, напиши - напишите, но отрежь - отрежьте). Часто делают ошибки в этой форме глагола ехать (ехай или едь - неправильно; надо - поезжай). Напомним, что глагол совершенного вида положить употребляется только с приставкой. Парный ему глагол несовершенного вида имеет другой корень - класть.

6 слайд

Описание слайда:

Задание 7. Грамматические ошибки. А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Конструкции типа Все, кто… Тот, кто… Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Предложение с кавычками в названии. В) ошибка в построении предложения с однородными членами. Предложение с союзами не только, но и; как, так и и др. Первое сказуемое не согласуется с дополнением (Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы). Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Ошибка связана с несовпадением производителя действия, обозначенного глаголом-сказуемым и производителем действия, обозначенным деепричастием: Возвращаясь домой, уже совсем стемнело. Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор требуют дательного падежа. Предлоги по окончании, по заключении, по истечении требуют родительного падежа. Е) неправильное построение предложения с косвенной речью. СПП с глаголами речи в главном предложении.

7 слайд

Описание слайда:

Задание 8. Правописание корней. Ловушка №1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-): хорОший – прихорАшИВАться. Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться. Ловушка №2! В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: вОРОта – привРАтник хОРОнить – охРАна зОЛОто – зЛАто хОЛОдный – прохЛАда Ловушка №3! Если слово имеет иностранное происхождение, это не значит, что оно не проверяется ударением. Например: интелл…ктуальный - интеллект.

8 слайд

Описание слайда:

Задание 9. Правописание приставок. С приставками по- и про- не надо путать редкие приставки па- и пра-. Приставка па- находится обычно под ударением: пасынок, падчерица (ко­рень –дчерь – дочь), патрубок; Приставка пра- – безударная: праматерь, прабабушка, праотцы (= изначальный, древний; родственник).

9 слайд

Описание слайда:

Задание 10. Правописание суффиксов. Суффикс -ЕВ- всегда безударный, суффикс -ИВ- ударный! СитцЕвый, каракулЕвый, фасолЕвый, слезоточИвый. НО: милостИвый Запомни суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ-!

10 слайд

Описание слайда:

Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Ловушка! Верно определяй начальную форму глагола: занавешивать - I спр., несов. вид (занавешивает) занавесить- II спр., совер. вид (занавесит) Запомни: вид не менять, -ся не терять. ! Удобнее «примерять» глагол сначала ко II-му спряжению: выбор вариантов меньше.

11 слайд

Описание слайда:

Задание 15. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Ловушка №1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. Ловушка №2! Фразеологические обороты: Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Запятая внутри них не ставится!

12 слайд

Описание слайда:

Задание 17. Знаки препинания при вводных словах. Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, вначале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже. Ловушка №2! Частица бывало запятыми выделяется. Ловушка №3! Однако обычно является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Хочу, однако, заметить, что вы не правы. Мне стоило при­слушаться к вашему мнению, однако. Однако может быть синонимом союза но: Был уже конец сентября, однако (= но) деревья еще не пожелтели. Еще одна роль однако - междометие: Однако, какой мороз! Как и все междометия, в этом случае однако выделяется запятой.

13 слайд

Описание слайда:

Здравствуйте, дорогие выпускники! Грустный факт — все задачи с кратким ответом на самом экзамене (профильный уровень) безошибочно решает лишь небольшая часть сдающих, а именно около 25 процентов школьников. К сожалению, почему-то, статистики по России найти не удалось, может у вас есть точные данные или официальный анализ, можете написать в комментариях.

Но факт остаётся фактом и при том пренеприятным. Да! Порой сразу после экзамена наступает озарение – ту же осознаются ошибки и хочется ударить от негодования по рядом стоящему дереву, но что толку. Драгоценные баллы уже бездарно потеряны …

Даже подготовленные ребята, допускают «смешные» ошибки, или на несложном примере теряют неоправданно много времени. Почему? Как говориться – есть причины и нюансы.

Разберём несколько «хитреньких» заданий. Конечно, на самом деле никаких ловушек для вас составители задач не планировали, просто так их называют в быту.

В этой статье сделан акцент на некоторых из них отдельно. Они просты, но почему-то при решении ребята частенько ошибаются. Итак!

26644. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?

Обратите внимание, что 9570 рублей это зарплата после удержания 13%. Значит разделив 9570 на 87 мы узнаем сколько рублей соответствуют 1 проценту, далее остаётся умножить полученный результат на 100, и мы определим заработную плату до удержания:

Многие привыкли решать через составление пропорции.

Всю зарплату (а она нам неизвестна) – это х рублей принимаем за 100%. 9570 рублей это зарплата после удержания и соответствует она 87 процентам. Пропорция:

9570 рублей - 87%

х рублей — 100 %

Вычисляем:

Ответ: 11000

*В чём допускают ошибку и почему?

Многие очень привыкли к типу заданий, где данная в условии величина есть именно та, которую нужно принять за 100 процентов. И начинают «придумывать» такие пропорции как:

9570 рублей — 100%

х рублей — 87 %

В результате получают величину меньше 9570 и записывают её как ответ. Просто оцените изначально – если сказано, что это зарплата после удержания, то понятно, что в итоге мы должны получить число больше чем 9750.

77349. В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?

25 процентов от 60 это:

Значит в октябре виноград стал стоить 60+15=75 рублей.

20 процентов от 75 это:

Значит в ноябре он стал стоить 75+15=90 рублей.

*Можно решить используя следующую форму записи (суть одна):

Определим цену килограмма после первого подорожания:

Определим цену после второго подорожания, при чём считать будем уже относительно цены 75 рублей:

*В чём допускают ошибку?

После первого подорожания считают, что второе подорожание происходит относительно начальной цены в 60 рублей. И получают, что второй раз цена выросла на

В итоге получают 75+12=87 рублей.

Ребята, забудьте про начальную цену! Всё: второе подорожание происходит относительно 75 рублей. Это вроде бы и понятно, но начинаем чудить зачем-то.

77368. Решите уравнение

Используем формулу квадрата суммы (разности) двух чисел (выражений):

Вычисляем:

Проверка:

Ответ: -1,5

*Что сказать?…

После того, как пример появился перед глазами, так и хочется приравнять выражения стоящие под знаками квадратов (и некоторые это делают):

Что получаем? Решения нет! Как нет? Так не бывает… И начинаем думать – как же так? Может составители заданий ошиблись? А то и паника начинается.

Если видите, что у вас квадраты выражений, то сразу применяйте формулы сокращённого умножения.

Кстати, такая ошибка чревата. Будет у вас например задание:

Решить (2х+5) 2 =(6х+1) 2 . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

Приравняете вы выражения под корнями и получите 1. А верным ответом является совсем другое число.

**Есть ещё вариант решения. Можно перенести выражение стоящее справа в левую сторону и использовать формулу разности квадратов:

77382. Решите уравнение log х–5 49=2. Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

Всё вроде бы просто. По свойству логарифма:

Решаем квадратное уравнение:

*Можно было сразу определить, что выражение, стоящее под знаком квадрата равно 7 или –7, так как только эти два числа при возведении в квадрат дают 49 и решить можно было так:

корни равны 12 и –2.

Важно! Обратите внимание, что при х = –2 основание логарифма имеет отрицательное значение (известно, что его основание должно быть положительным). Если вы просто выберите меньший корень не проверив его по условию определения логарифма, то ответ запишите не верным. Решением является корень 12.

*В чём допускают ошибку? Не проверяют корни на соответствие условию логарифма. Получили два корня и выбрали меньший из них, и ошибка получилась.

27437. В параллелограмме АВCD sin A = (√21)/5. Найдите cos B.

Известно, что синусы смежных углов равны. Значит синусы двух любых соседних углов параллелограмма равны, то есть:

Теперь из основного тригонометрического тождества остаётся найти cos B. Из sin 2 B + cos 2 B =1 следует, что

*Перед корнем мы поставили знак «–». Почему?

Из рисунка видно, что угол В тупой (он больше 90 градусов). А косинус угла от 90 до 180 градусов отрицателен (см. тригонометрическую окружность).

*В чём допускают ошибку?

Перед корнем упускают знак минус, и получают положительное число. Это происходит из-за того, что основное тригонометрическое тождество часто используется при решении прямоугольного треугольника и мы настолько привыкаем, что перед корнем у нас стоит плюс, что видимо это как-то отпечатывается в сознании.

**Понятно, в прямоугольном треугольнике углы острые, поэтому и значения тригонометрических функций углов положительны. Но вы помните! При выражении числа (выражения) стоящего под знаком квадрата перед корнем всегда будет «±» и что касается тригонометрического тождества, получим:

То есть сразу при прочтении условия смотрите, какую тригонометрическую функцию какого угла (острого или тупого) нужно найти.

Если это тупой угол, то косинус, тангенс и котангенс должны получиться отрицательными.

Если это острый угол, то все тригонометрические функции должны быть положительными.

*Другой путь решения

Ответ: –0,4

В следующем задании никаких хитростей нет, но оно вызывает вопросы. Не паникуйте! Помните, что практически все логарифмические уравнения решаются через применение основных свойств логарифма.

315121. Найдите корень уравнения

Скажите, кому из вас знакомо свойство:

Если знакомо, то отлично! Вы можете использовать его смело:

*Только не забудьте о том, что выражение стоящее под знаком логарифма больше нуля, то есть проверьте корень.

А как быть если это свойство вы не знаете? Решаем по шагам используя «обычные» свойства (они вам должны быть знакомы):

Проверим выражение под знаком логарифма:

Ещё есть ряд задач без каких-то там «хитростей». И вероятность того, что вам они на ЕГЭ попадут мала, но она есть. Данные формулы в школьном курсе используются редко, поэтому имейте их ввиду.

27923. Боковые стороны равнобедренного треугольника равны 40, основание равно 48. Найдите радиус описанной окружности этого треугольника.

Но формулы указанные ниже помнить нужно!

1. Площадь треугольника (формула Герона):

2. Формула радиуса описанной окружности:

3. Формула радиуса вписанной окружности:

Данные задания включены вкнигу «Самые хитрые задачи ЕГЭ по математике». Там собрано более 180 заданий, которым следует уделить особое внимание. Рекомендуем к изучению!