Лондон во время второй мировой войны. Цветные фото лондона времен второй мировой

Бомбардировки самолетами люфтваффе городов Великобритании, получившие название «Лондонский блиц», продлились восемь месяцев, одну неделю и два дня — с 7 сентября 1940 по 21 мая 1941 года.

Стратегические бомбардировки стали характерной особенностью тактики ВВС во время Второй мировой войны. Они велись обеими сторонами, причем ковровые бомбардировки авиации союзников в 1944-1945 годах не шли ни в какое сравнение с бомбардировками люфтваффе. Стратегические бомбардировки унесли значительно больше жизней, чем ядерное оружие. Адольф Гитлер изначально считал, что главной задачей таких бомбардировок является воздействие на население противника, подрыв его морали и воли к сопротивлению. Экономический аспект он считал вторичным, поскольку не верил в то, что авианалеты смогут нанести реальный урон военной промышленности.

БОМБАРДИРОВКИ ЛОНДОНА

Первый массированный налет бомбардировочной авиации люфтваффе на Лондон начался около четырех часов 7 сентября 1940 года. Шедшие двумя волнами 348 бомбардировщиков сбросили свой смертоносный груз на столицу Великобритании. Ночью прокатилась вторая волна примерно из 250 бомбардировщиков; как сообщило командование люфтваффе, всего было сброшено более тысячи тонн бомб. К утру 8 сентября стало известно о 430 погибших жителях Лондона.

Переход к стратегическим бомбардировкам стал следствием отказа люфтваффе от стратегии, направленной на уничтожение британских ВВС, аэродромов и радиолокационных станций. Фактически, хотя и неофициально, это также стало и отказом от реализации плана вторжения на Британские острова «Морской лев».

Теперь Гитлер и Геринг решили сделать ставку на новую тактику, которая, по их мнению, должна была «сломить дух лондонцев» и вынудить Англию пойти на соглашение с Германией. Как выяснилось позже, по иронии судьбы люфтваффе были буквально в двух шагах от победы. Уинстон Черчилль писал:

«В тот же период (с 24 августа по 6 сентября) наша истребительная авиация в целом была серьезно ослаблена. За две недели она потеряла 103 летчика убитыми и 128 тяжело ранеными, а 466 самолетов «Спитфайр» и «Харрикейн» были уничтожены или серьезно повреждены. Из общего числа летчиков, составлявшего около 1000 человек, мы потеряли почти четвертую часть».

Целью для бомбардировщиков люфтваффе был не только Лондон, но и другие промышленные центры Англии. Бомбы в ходе «Блица» падали на города Белфаст, Бирмингем, Брайтон, Бристоль, Гринок, Истборн, Кардифф, Кингстон-апон-Халл, Клайдбэнк, Ковентри, Ливерпуль, Манчестер, Ноттингем, Плимут, Портсмут, Сандерленд, Саутгемптон, Суонси, Шеффилд и Эксетер.

НАНЕСЕННЫЙ УЩЕРБ

За 267 дней «Блица» немецкие самолеты бомбили Лондон 71 раз, Бирмингем, Ливерпуль и Плимут — 8, Бристоль — 6, Глазго — 5, Саутгемптон — 4, Портсмут и Кингстон — 3 раза. Начиная с 7 сентября 1940 года, писал Черчилль, «в течение 57 ночей бомбардировки Лондона не прекращались. Крупнейшему городу мира пришлось перенести тяжелое испытание, результаты которого никто не мог определить заранее». В Лондоне из-за немецких бомбардировок были разрушены и повреждены более миллиона домов, в которых погибло около 20 тыс. лондонцев (еще столько же англичан погибло под бомбами в других городах). Наиболее серьезно пострадал порт на Северном море Кингстон-апон-Халл, где погибло 1200 жителей и пострадало 95 % жилого фонда.

В ночь на 15 ноября 1940 года 437 немецких бомбардировщиков сбросили на Ковентри за 11 часов 56 т зажигательных бомб, 394 т фугасных бомб и 127 парашютных мин. Центр города был почти полностью разрушен, было уничтожено 4330 домов и три четверти всех заводов, в огне погибло 554 человека, 865 было ранено.

СВЕРТЫВАНИЕ БОМБАРДИРОВОК

Поставленных целей стратегические бомбардировки не достигли. Как в общем-то и предполагалось, значительного урона военная экономика Великобритании не понесла. Однако и планы на подрыв морального духа населения Англии также не оправдались, население лишь сплотилось перед лицом новой опасности.

Впервые немецкие войска применили тактику авиационного террора — начали бомбить мирных жителей, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ Александр Медведь:

"Если сначала они уничтожали английские радиолокационные станции, бомбили аэродромы, то потом они перешли на бомбардировки по городам, считая, что таким образом они смогут нанести морально-психологический ущерб, то есть снизить волю к сопротивлению. Первые бомбардировки на города были недостаточно массовые. Там участвовали десятки самолетов. Поэтому сами англичане начали даже посмеиваться над сообщениями немецкого радио: вот разбомбили, Лондон горит. Тогда было решено нанести действительно мощный удар по Лондону с участием порядка 600 бомбардировщиков и примерно такого же количества истребителей".

Бомбардировки Лондона сопровождались сильными разрушениями и пожарами. С лица земли были стерты целые кварталы, уничтожены исторические памятники. Существовало мнение, что летчики Люфтваффе специально не трогали собор Святого Павла, так как он служил им главным ориентиром. Но на самом деле он тоже был очень близок к гибели. Бомба упала совсем рядом. К счастью, она не разорвалась…

Больше всего пострадал восток британской столицы — Ист-Энд, где были расположены заводы и доки. В Берлине рассчитывали, что нанося удар по небогатому пролетарскому кварталу, удастся внести раскол в английское общество. Недаром супруга короля Георга VI — королева-мать Елизавета — на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца заявила: "Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных".

Историки подчеркивают, что британские власти предвидели возможность массированных бомбардировок. Поэтому еще в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища. В начале лета 1940 года было решено эвакуировать из города детей. Тем не менее, за время бомбардировок с сентября 1940 года по май 1941 погибло более 43 тысяч человек.

Но поставить Великобританию на колени, создать такие условия, чтобы англичане попросили мира, немцам не удалось, говорит член Ассоциации историков Второй мировой войны, писатель, эксперт Военно-исторического общества России Дмитрий Хазанов:

"Несмотря на то, что они нанесли существенный ущерб Великобритании, большие были потери в авиации, но цели своей немцы не достигли: господства в воздухе они не завоевали, сломить английскую авиацию не смогли. Немцы различными способами пытались решить свою задачу. Но англичане оказались на высоте. Они меняли тактику борьбы, вводили новые силы, значительно увеличили еще в начале лета производство истребителей. Они оказались готовы к такому развитию событий. Несмотря на то, что численное преимущество было у немцев, задачу свою они не выполнили".

Лондон был не единственным британским городом, который страдал от немецких бомбардировок. Разрушены были такие военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Манчестер. Но британцы отстояли свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

Великобритания, Лондон

"Лондонский блиц" - операция немецкой армии, которая стала одной из самых разрушительных бомбардировок Второй мировой войны. Но британцы сумели отстоять свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

Операция немецкой авиации "Лондонский блиц" вошла в историю как одна из самых разрушительных и продолжительных по времени бомбардировок Второй мировой войны. Воздушные налеты Люфтваффе на британскую столицу начались 7 сентября 1940 года. Они шли 57 ночей подряд, а затем с небольшими перерывами продолжались вплоть до мая 1941 года.

Седьмого сентября 1940 года вой сирен и гул немецких самолетов оглушил жителей Лондона. 550 бомбардировщиков Люфтваффе сбросили на британскую столицу в течение нескольких часов более 100 тысяч зажигательных и сотни обычных бомб. Ни один город мира до сих пор не был целью столь яростных бомбардировок.

Впервые немецкие войска применили тактику авиационного террора - начали бомбить мирных жителей, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ Александр Медведь:

"Если сначала они уничтожали английские радиолокационные станции, бомбили аэродромы, то потом они перешли на бомбардировки по городам, считая, что таким образом они смогут нанести морально-психологический ущерб, то есть снизить волю к сопротивлению. Первые бомбардировки на города были недостаточно массовые. Там участвовали десятки самолетов. Поэтому сами англичане начали даже посмеиваться над сообщениями немецкого радио: вот разбомбили, Лондон горит. Тогда было решено нанести действительно мощный удар по Лондону с участием порядка 600 бомбардировщиков и примерно такого же количества истребителей".

Бомбардировки Лондона сопровождались сильными разрушениями и пожарами. С лица земли были стерты целые кварталы, уничтожены исторические памятники. Существовало мнение, что летчики Люфтваффе специально не трогали собор Святого Павла , так как он служил им главным ориентиром. Но на самом деле он тоже был очень близок к гибели. Бомба упала совсем рядом. К счастью, она не разорвалась…

Больше всего пострадал восток британской столицы - Ист-Энд, где были расположены заводы и доки. В Берлине рассчитывали, что нанося удар по небогатому пролетарскому кварталу, удастся внести раскол в английское общество. Недаром супруга короля Георга VI - королева-мать Елизавета - на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца заявила: "Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных".

Историки подчеркивают, что британские власти предвидели возможность массированных бомбардировок. Поэтому еще в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища. В начале лета 1940 года было решено эвакуировать из города детей. Тем не менее, за время бомбардировок с сентября 1940 года по май 1941 погибло более 43 тысяч человек.

Но поставить Великобританию на колени, создать такие условия, чтобы англичане попросили мира, немцам не удалось, говорит член Ассоциации историков Второй мировой войны, писатель, эксперт Военно-исторического общества России Дмитрий Хазанов:

"Несмотря на то, что они нанесли существенный ущерб Великобритании, большие были потери в авиации, но цели своей немцы не достигли: господства в воздухе они не завоевали, сломить английскую авиацию не смогли. Немцы различными способами пытались решить свою задачу. Но англичане оказались на высоте. Они меняли тактику борьбы, вводили новые силы, значительно увеличили еще в начале лета производство истребителей. Они оказались готовы к такому развитию событий. Несмотря на то, что численное преимущество было у немцев, задачу свою они не выполнили".

Лондон был не единственным британским городом, который страдал от немецких бомбардировок. Разрушены были такие военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Манчестер. Но британцы отстояли свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

В ночь на 25 августа 1940 года десять немецких самолетов сбившись с курса по ошибке сбросили бомбы на окраину Лондона. Англичане ответили оперативно.Первый авиационный рейд на Берлин состоялся в ночь с 25 на 26 августа 1940 г . На город было сброшено 22 тонны бомб. До 7 сентября было произведено всего семь налетов на немецкую столицу. Каждый из тех ночных рейдов был отражен в официальных докладах Верховного командования вермахта. Немецкий средний бомбардировщик Ю-88.

26 августа 1940 г.: «Прошлой ночью самолеты противника впервые появились над Берлином. На пригороды были сброшены бомбы». 29 августа 1940 г.: «Прошлой ночью британские самолеты систематически атаковали жилые кварталы столицы рейха… Были сброшены фугасные и зажигательные бомбы. Погибло много гражданских лиц. Имели место случаи пожаров, причинен материальный ущерб». 31 августа 1940 г.: «Ночью британские самолеты продолжили атаки на Берлин и другие цели на территории рейха. Несколько бомб упали в центре города и в рабочих кварталах». 1 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью британская авиация атаковала Рурскую область и Берлин. Были сброшены бомбы. Причиненный ущерб не является существенным, ни один из военных объектов не пострадал». 2 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью самолеты противника снова предприняли попытку атаковать Берлин». 5 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью британские самолеты вновь вторглись на территорию рейха. Плотным огнем зенитной артиллерии попытка атаковать столицу рейха была отражена. Противнику удалось сбросить бомбы на город всего на двух участках». 7 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью вражеские самолеты вновь атаковали столицу рейха. Было произведено массированное бомбометание на невоенные цели в центре города, что привело к жертвам среди мирного населения и материальному ущербу. Авиация люфтваффе также начала налеты на Лондон крупными силами. Прошлой ночью атаке подверглись доки в Восточном Лондоне с применением фугасных и зажигательных бомб. Начались пожары. Огонь наблюдался в доках, а также в районе нефтехранилища в Темзхейвене». После этого бомбовая война против столиц противоборствующих сторон стала набирать обороты. Теперь она велась сама по себе. «Блиц» на Лондон был объявлен актом возмездия за налеты на Берлин. Он начался в ночь с 6 на 7 сентября 1940 г., то есть через пять месяцев после начала неограниченной бомбовой войны и через две недели после сброса на Берлин первых бомб. Налеты продолжались непрерывно до 13 ноября 1940 г. силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков.Самые масштабные бомбардировки Лондона состоялись 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и еще 250 - ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а люфтваффе выпустило пресс-релиз в котором заявило что свыше тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов.
Неповрежденный купол собора святого Павла в клубах дыма и огня от окружающих зданий во время бомбардировки немецкими самолетами Лондона 29 декабря 1940 года. (AP Photo/U.S. Office of War Information).Эту фотографию иногда называют символом сопротивления Лондона -Лондон выстоял.

Вообще-то обе стороны оказались не готовы к проведению стратегических бомбежек. Когда война началась в 1939, Королевские ВВС имели всего 488 бомбардировщиков всех типов, в основном устаревших, из которых только около 60 было новых Виккерсов: большая часть остальных не обладала достаточной дальностью для нанесения ударов даже по Руру (не говоря уже о Берлине), имела незначительное вооружение, и не могла нести существенной бомбовой нагрузки. Не было эффективных прицелов для бомбометания, очень мало бомб которые могли причинить существенный ущерб противнику, и даже такие очевидные вещи как карты Европы для определения курса до цели и обратно, были в большом дефиците. Более того, сложность наведения бомбардировщиков, ночью, на больших дистанциях для точной атаки небольших целей была очень сильно недооценена.

Виккерс Веллингтон - британский двухмоторный бомбардировщик, широко использовался в первые два года войны.

Германия к тому времени отказалась от планов по производству стратегических бомбардировщиков. С учётом того, что немецкие технические ресурсы были уже в значительной степени задействованы для удовлетворения других потребностей, доктрина люфтваффе предполагала активную поддержку армии, и с учетом практического опыта Испании, немецкое командование концентрировалось на применении тактических бомбардировщиков как воздушной артиллерии для поддержки армейских операций, и истребителей как средства защиты бомбардировщиков от истребителей противника. До начала стратегических бомбежек никто не задумался над созданием дальнего истребителя, который мог бы совершать прикрытие бомбардировщиков в их рейдах в глубь территории врага.

Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 над доками Лондона.

По британским данным, первый налет на Берлин был выполнен силами 3 скоростных бомбардировщиков в дневное время. Однако официальный отчет по результатам рейда отсутствует. По слухам, его целью было поиздеваться над Герингом, который в тот раз должен был выступить с обращением перед массовой аудиторией. В связи с налетом речь Геринга была задержана на один час. Вплоть до конца 1940 г. было осуществлено еще 27 ночных налетов на Берлин. Самый крупный из них состоялся в сентябре, когда курс на Берлин взяли 656 английских бомбардировщиков, хотя, конечно, не все они вышли к цели. После этого наблюдается тенденция к уменьшению числа бомбардировщиков, задействованных в таких налетах. В декабре в атаках на Берлин принимали участие всего 289 машин, затем в рейдах английской авиации наступила пауза. В воздушных рейдах на немецкую столицу участвовали в основном самолеты типа «Веллингтон» и «Хемпден», максимальный радиус действия которых позволял им лишь долететь до Берлина и обратно. При сильном встречном ветре самолеты не могли достичь цели, и им приходилось ложиться на обратный курс. Если же пилоты ошибались в расчетах, они вынуждены были порой сажать машины в море. Поскольку в то время еще не было надежного устройства прицеливания для бомбардировщиков, которое позволяло бы уверенно поражать отдельную цель в темное время суток, число попаданий по сравнению с промахами было незначительным. Главными целями английских самолетов было здание имперского министерства авиации, а также железнодорожные станции. Несмотря на все усилия летчиков Королевских ВВС, результаты налетов были мизерными. В сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7320 тонн бомб, в том числе 6224 тонны было сброшено на Лондон. В то же время на территорию Германии, включая Берлин, упало всего 390 тонн бомб. Так называемый рейд возмездия на Берлин в ночь с 23 на 24 сентября 1940 г., выполненный силами 199 бомбардировщиков, оказался более эффективным, чем обычно, хотя в результате плохих метеоусловий до цели долетели всего 84 машины. С этого времени жители Берлина начали ощущать над собой постоянную угрозу. В связи с тем, что на тот период пришлось большое количество дипломатических визитов в столицу Германии, рейды проводились в основном в ночное время. Из воспоминаний министра иностранных дел Испании Серано Суньера мы знаем, что во время его визита в Берлин ему приходилось почти каждую ночь проводить в подвале гостиницы «Адлон». Похоже, что это неприятное обстоятельство очень повлияло на принятые впоследствии политические решения. Суньер пишет: «Гражданская оборона в тылу была налажена так же четко, как и ПВО на фронте. Благодаря этому немецкий народ вряд ли сознавал, насколько ужасна война. Организация явно позволяла предотвратить угрозу. Бомбовая война в те дни велась почти без жертв, но от такой ее более мягкой формы гражданскому населению в дальнейшем было труднее выстоять в последующих событиях».

Встреча Молотова на вокзале в Берлине, ноябрь 1940г.

Министр иностранных дел Германии тоже был весьма раздражен тем, что ему приходилось вести важные политические переговоры со своим иностранным коллегой в обстановке, когда беседа прерывалась оглушительными бомбовыми разрывами. Раздражение росло и оттого, что совсем недавно он уверенно провозгласил, что война была уже почти выиграна. Во время переговоров Молотова в Берлине, он не преминул вставить шпильку своему немецкому коллеге по поводу английских бомбардировок имевших место во время официальных бесед. Официальные отчеты за период с 1 сентября 1939 г. по 30 сентября 1940 г. дают такую картину жертвам и разрушениям, причиненным Берлину: 515 погибших и примерно вдвое большее количество раненых, 1617 полностью разрушенных и 11 477 серьезно пострадавших зданий. Согласно зимней директиве британского командования бомбардировочной авиации, вышедшей в конце октября 1940 г., Берлин стоит на пятом месте в списке главных целей для Королевских ВВС сразу же за заводами по производству горючего, судостроительными предприятиями, объектами транспортной сети и постановкой мин. Там же говорилось, что при осуществлении ударов по городам следует искать цели как можно ближе к жилым кварталам с целью причинения противнику максимального материального ущерба и одновременно демонстрации врагу мощи Королевских ВВС. В январе 1941 г. в налетах на Берлин участвовало всего 195 самолетов, и после этого бомбовые удары по двум вражеским столицам на время прекратились. В январе-феврале 1941 года погода была очень плохой для полетов. В марте активность возросла и главной целью теперь были порты и гавани. Затем наступила последняя и самая тяжелая стадия ночных бомбежек. В апреле и мае налетам снова подвергся Ковентри, затем Портсмут и Ливерпуль. И покой Лондона также был нарушен. Затем прозвучал последний ужасный аккорд мрачной симфонии: 10 мая, в годовщину немецкого наступления на Западе, Лондон подвергся мощному налету. Возникли 2000 пожаров, и были разрушены 150 водопроводных магистралей. Были сильно повреждены пять доков, 3 тысячи человек погибли или были ранены. В ходе этого налета получила попадания и была сильно повреждена Палата Общин (нижняя палата британского парламента).
Улица Лондона, разрушенная авиабомбежками.

Фактически это был конец, потом в Лондоне стало тихо и сирены больше не разрывали ночи своими воплями. Однако это была угрожающая тишина и многие в Англии опасались, что она указывала на некую новую дьявольскую затею. Они были правы, но на сей раз она была направлена не против Англии. За год воздушной войны Великобритания потеряла в ходе бомбежек 43 тысячи человек убитыми и 50 тысяч тяжело раненными.Но после этого задачи Королевских ВВС коренным образом изменились - от обороны английская авиация перешла к нападению. На берегах Ла-Манша остались только две истребительные эскадры люфтваффе, большинство истребителей и бомбардировщиков были сосредоточены на Востоке. Налеты на Берлин во второй половине 1941 года участились.

С 8 августа по начало сентября бомбардировки Берлина проводились советской авиацией дальнего действия. 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского Е. Н. был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Командование операцией было поручено Жаворонкову С. Ф., ответственным за исход назначен Кузнецов Н. Г.
Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), а также новые ТБ-7 и Ер-2 ВВС и ВВС ВМФ, которые с учётом предельного радиуса действия могли достать до Берлина и вернуться обратно. Учитывая дальность полёта (около 900 км в одну сторону, 1765 км в обе стороны, из них над морем 1400 км) и мощную ПВО противника, успех операции был возможен лишь при выполнении нескольких условий: полёт необходимо было осуществлять на большой высоте, возвращаться назад по прямому курсу и иметь на борту лишь одну 500-кг бомбу или две бомбы по 250 кг. 2 августа из Кронштадта в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоящий из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальных пластин для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Пройдя через заминированный Финский залив и зайдя в уже осаждённый немцами Таллин, утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель и выгрузил груз.

Пе-8 (ТБ-7) - советский бомбардировщик.

В ночь на 3 августа с аэродрома Кагул был осуществлён пробный полёт - несколько экипажей, имея запас горючего до Берлина и полный боекомплект, слетали на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде.
4 августа особая ударная группа перелетела на расположенный на острове аэродром Кагул. С 4 по 7 августа производилась подготовка к полёту, бытовое устройство лётного и техсостава, удлинение взлётно-посадочной полосы.
В ночь на 6 августа 5 экипажей отправились в разведывательный полёт на Берлин. Было установлено: зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6 000 м. Вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу.В 21.00 7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками. Звеньями командовали капитаны Гречишников В. А. и Ефремов А. Я., штурманом летел Хохлов П. И. Полёт проходил над морем на высоте 7 000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) - Свинемюнде - Штеттин - Берлин). Температура за бортом достигала -35 - -40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.
Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала. Над Штеттином немцы, посчитав, что это с задания возвращаются заблудившиеся самолёты люфтваффе, с помощью прожекторов предложили экипажам советских самолётов сесть на ближайший аэродром.
В 1.30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках.

29 августа 1942 года был совершен самый массированный налет советской бомбардировочной авиации на Берлин за все годы Великой Отечественной войны. В нем приняли участие 100 бомбардировщиков Пе-8, Ил-4 и ДБ. На обратном пути 7 Пе-8 также сбросили бомбы на Кенигсберг. Этот налет стал финальным аккордом в серии бомбардировок советской авиацией крупных германских городов и промышленных центров в августе 1942 и прелюдией к сентябрьским налетам на страны-сателлиты Германии.

7 ноября 160 самолетов королевских ВВС бомбили Берлин; 20 из них были сбиты. В 1942 году в Берлине была объявлена воздушная тревога только 9 раз. Английские ВВС решали в этом году задачи связанные с выживанием Англии, а именно все усилия были направлены против подводных лодок и против судостроительных заводов производивших эти лодки. Битва за Берлин. Ноябрь 1943 - март 1944. У Великобритании появилась возможность нанесения массированных ударов по Берлину только во второй половине 1943 года. Прелюдией к воздушному наступлению на Берлин послужили два авианалета 30 января 1943 года. В этот день с большими речами выступали Гёринг и Геббельс. Авианалеты были приурочены по времени точно к началу обоих выступлений. Это имело большой пропагандистский эффект, хотя материальные утраты немцев были незначительны. 20 апреля англичане налетом на Берлин поздравили с днем рождения Гитлера.
Авро 683 Ланкастер - британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.

"Битва за Берлин" началась налетом в ночь с 18 на 19 ноября 1943 года. В налете участвовали 440 Ланкастеров в сопровождении нескольких Москито. Самый тяжелый ущерб Берлину был нанесен в ночь с 22 на 23 ноября. Из-за сухой погоды в результате сильных пожаров пострадало множество зданий, в том числе иностранных посольств. Самый крупный рейд состоялся в ночь с 15 на 16 февраля. Налеты продолжались до марта 1944 года.Общие потери Берлина составили почти 4000 человек убитых, 10 000 раненых и 450 тысяч человек остались без крова. 16 налетов на Берлин обошлись Англии более чем в 500 потерянных самолетов. Бомбардировочная авиация потеряла над Берлином 2690 летчиков и почти 1000 стали военнопленными. В Англии принято считать, что битва за Берлин была неудачной для ВВС, но многие британские историки утверждают, что "в оперативном смысле битва за Берлин была больше, чем неудача, это было поражение". Начиная с 4 марта Соединенные Штаты в преддверии высадки во Франции начали воздушную войну на истощение. Полагая, что люфтваффе не сможет уклониться от боев при защите столицы, американцы организовали серию сокрушительных бомбардировок Берлина. Потери были тяжелыми для обеих сторон: США потеряли 69 летающих крепостей В-17, а Люфтваффе - 160 самолетов. Но США могли восполнить потери, а Германия уже нет.

Берлин, осень 1944 года, жертвы бомбардировки.

Затем, вплоть до начала 1945 года, авиация союзников переключилась на поддержку высадившихся войск во Франции. И новый крупный налет на Берлин состоялся лишь 3 февраля 1945 года. Почти 1000 бомбардировщиков B-17 Восьмой воздушной армии под прикрытием дальних истребителей Мустанг бомбили систему железных дорог в Берлине. По данным разведки через Берлин перебрасывалась немецкая Шестая танковая армия на восточный фронт.Это был один из немногих случаев, когда ВВС США провели массированную атаку на центр города. Джеймс Дулиттл, командующий Восьмой армией ВВС, возражал. Но Эйзенхауэр настоял, так как атаке на Берлин придавалось большое политическое значение в том, что этот налет был осуществлен, чтобы помочь наступлению советских войск на Одере, к востоку от Берлина, и имел важное значение для единства союзников. Бомбежка вызвала большие разрушения и пожары, которые продолжались в течение четырех дней. Границы пожара были локализованы только водными преградами и зелеными массивами парков. Немецкая ПВО к этому времени была очень ослаблена, так что из 1600 самолетов участвовавших в налете были сбиты только 36. Было уничтожено большое количество памятников архитектуры. Пострадали также правительственные здания, в том числе рейхсканцелярия, канцелярия НСДАП, штаб-квартира гестапо и здание так называемого "народного суда" .Среди погибших был печально известный Рональд Фрейслер, глава "народного суда". Центральные улицы: Унтер-ден-Линден, Вильгельмштрассе и Фридрихштрассе были превращены в груды развалин. Число погибших составило 2894 человека, количество раненых достигло 20000 и 120000 потеряли свое жилье.
Стратегический бомбардировщик В-17, "Летающая крепость".

Еще один крупный рейд состоявшийся 26 февраля 1945 года оставил без крова 80000 человек. Рейды англо-американской авиации на Берлин продолжались до апреля месяца, пока Красная армия была за пределами города. В последние дни войны советские ВВС тоже бомбили Берлин, в том числе с помощью штурмовиков Ил-2. К этому времени ПВО, инфраструктура и гражданская оборона города были на грани развала.Позже, статистики подсчитали, что на каждого жителя Берлина было почти тридцать девять кубических метров щебня. До конца марта 1945 года было в общей сложности 314 воздушных налетов на Берлин, из них 85 в течение последних двенадцати месяцев. Половина всех домов были повреждены и около трети являлись непригодными для проживания, целых 16 км ² города представляли собой просто груды щебня. Оценки общего числа погибших в Берлине от воздушных налетов составляют от 20.000 до 50.000. Для сравнения, число погибших в одном нападении на Дрезден 14 февраля 1945 года и на Гамбург в одном налете 1943 года составили соответственно около 30000 и 40000 человек. Относительно низкое количество жертв в Берлине свидетельствует о превосходной ПВО и хороших бомбоубежищах.

Башня ПВО "Зоопарк", апрель 1942 года.

Нацистский режим был хорошо осведомлен о политической необходимости защиты столицы рейха от разрушения с воздуха. Еще до войны, началась работа по созданию разветвленной системы общественных бомбоубежищ, но к 1939 году только 15% от запланированных 2000 укрытий были построены. К 1941 году, однако, пять огромных государственных бомбоубежищ были готовы полностью и вмещали до 65000 человек. Другие укрытия были построены под правительственными зданиями, самым известным является так называемый бункер под имперской канцелярией. Кроме того, многие станции метро были использованы в качестве бомбоубежищ. Остальная часть населения была вынуждена укрываться в своих подвалах. В 1943 году немцы решили эвакуировать людей, чьё присутствие в Берлине не диктовалось нуждами войны. К 1944 году 1,2 млн. человек, 790 000 из них женщины и дети, около четверти населения города, были эвакуированы в сельские районы. Была предпринята попытка эвакуировать всех детей из Берлина, но это встретило сопротивление со стороны родителей, и многие эвакуированные вскоре вернулись в город (как это было и в случае с Лондоном в 1940-41). Растущая нехватка рабочей силы означала, что женский труд было важно сохранить для промышленности Берлина, поэтому эвакуация всех женщин с детьми не удалась. В конце 1944 года население города начало расти снова, из-за беженцев, спасавшихся от Красной Армии. Хотя беженцам было официально отказано в разрешении оставаться в Берлине в течение более двух дней, но все же не менее 50.000 удалось остаться в Берлине. К январю 1945 года население было около 2,9 млн, хотя требования немецких военных ограничивались только 100 тысячами мужчин в возрасте 18-30 лет. Другие 100.000 необходимые для расчисток города, были,в основном, французские "фремдарбайтеры" ("иностранные рабочие") и русские "остарбайтеры" ( "восточные рабочие"). Ключем к противовоздушной обороне Берлина были три огромные башни, на которых находились прожекторы и 128мм зенитные орудия, а также система убежищ для гражданских лиц. Эти башни были в Берлинском зоопарке в Тиргартене, в Гумбольдтсхайне и Фридрихсхайне. Башни все чаще комплектовались подростками из гитлерюгенда, так как пожилые мужчины были призваны на фронт.


Руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине; разрушена в результате бомбардировок союзников и сохранена как памятник.

13 июня 1944 - первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1, удар нанесён по Лондону.
Немцы впервые в истории начали авиабомбардировки, они же первыми начали ракетные обстрелы городов. Всего было изготовлено около 30 000 аппаратов. К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Британский доклад, опубликованный после войны показал, что 7547 Фау-1 были запущены в Англию. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 - артиллерией кораблей Королевского ВМФ.
Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов - снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнем) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение авианалетов Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90 000 8025
Вес бомб, тонн 61 149 14 600
Израсходовано топлива, тонн 71 700 4681
Потеряно самолетов 3075 0
Потеряно экипажа 7690 0
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1 150 000 1 127 000
Потери населения 92 566 22 892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для Англии
Усилия ВВС.
Вылетов 86 800 44 770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

Фау-1 на пусковой катапульте.

8 сентября 1944 года был произведен первый боевой запуск ракеты Фау-2 по Лондону. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Ракеты поражали в основном мирное население (погибло около 2700 человек.Гитлера не покидала идея о производстве тяжелой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей впоследствии пропагандистское название «Фау-2».
Министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер позже в своих воспоминаниях писал:
Нелепая затея. В 1944 году в течение нескольких месяцев армады вражеских бомбардировщиков сбрасывали в среднем по 300 тонн бомб в день, а Гитлер мог бы обрушить на Англию три десятка ракет общей мощностью 24 тонн в сутки, что является эквивалентом бомбовой нагрузки всего лишь дюжины «Летающих крепостей». Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьёзнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет «земля-воздух». Такая ракета была разработана ещё в 1942 году под кодовым именем «Вассерфаль» (Водопад).
Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте).Данные о количестве ракет,запущенных и достигших целей, разнятся. По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).
Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66 000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

О том, что Лондон подвергается ракетным обстрелам германское правительство объявило только 8 ноября. И 10 ноября Черчилль выступая в Палате Общин сообщил парламенту и миру, что в последние несколько недель Лондон подвергается ракетным ударам. По английским оценкам в Лондоне ракетами Фау-2 было убито 2754 мирных жителя и 6523 ранены. Точность попаданий возросла за годы войны и ракетные удары наносили порой существенные разрушения сопровождающиеся многими смертями. Так 25 ноября 1944 года был разрушен универмаг в юго-восточной части Лондона. Погибли 160 человек и 108 были серьезно ранены. После таких уничтожающих ударов английская разведка организовала "утечку" фальсифицированной информации о том, что ракеты перелетают Лондон на 10 - 20 км. Эта тактика сработала и большинство ракет стали падать в графстве Кент не принося особого ущерба.

Последние две ракеты взорвались 27 марта 1945 года. Одна из них убила миссис Айви Милличамп, 34 лет, в ее собственном доме в графстве Кент.

А это жертва Фау-2 в бельгийском Антверпене, 1944г.

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Мой электронный адрес: [email protected]. Буду очень благодарен.

В 1940 году люфтваффе, военно-воздушные силы вермахта начали бомбить военные и промышленные объекты на территории Королевства. В ответ Британия начала свою воздушную кампанию. Королевские ВВС нанесли удар по Германии, сбросив немало бомб и на мирные города. Германские пилоты не остались в долгу. На территории Британии началось уничтожение не только заводов и фабрик, но и велась бомбежка населенных пунктов. С июля по декабрь 1940 года в результате бомбежек немецкой авиации погибло 23 тыс. мирных британцев. Одновременно с этим, гитлеровские войска, стремясь добиться превосходства в воздухе, готовились к вторжению в Британию. Операция получила название «Морской лев».

В это же время в небе над Британией не прекращались бои. Они получили название «Битва за Британию». С 9 июля по 30 октября 1940 года Британия потеряла сбитыми 1547 самолетов, а Германия 1887. В результате ожесточенных боев британской авиации удалось отразить атаки люфтваффе и фактически остановить готовящуюся высадку немецких войск на Британские острова. Премьер-министр Уинстон Черчилль 20 августа 1940 г., выступая в палате общин, скажет: «Впервые за всю историю военных конфликтов столь много людей обязано столь небольшой группе героев столь многим».

29 декабря, 1940. Лондон после бомбардировки немецкой авиации. Над горящими зданиями возвышается купол Собора Св. Павла.
(AP Photo/U.S. Office of War Information)

1940. «Стая» самолетов Heinkel He 111 или как их называли — «крылья люфтваффе» над Английским каналом. Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан был одним из основных бомбардировщиков люфтваффе.
(Deutsches Bundesarchiv/German Federal Archive)

20 сентября, 1940. Лондон. Британские солдаты бьют из зенитных орудий по немецкой авиации.
(AP Photo)

20 июля, 1940. Лондон. Школьники не успели укрыться в бомбоубежище во время очередного авианалета немецкой авиации.
(AP Photo)

Август, 1940. Messerschmitt Bf. 110, двухдвигательный тяжелый стратегический истребитель-бомбардировщик, прозванный «Fliegender Haifisch» (Летающая акула»), над Английским каналом.
(AP Photo)

3 сентября, 1940. Инверсионные следы британских и немецких самолетов, участвовавших в воздушном бое над территорией графства Кент.
(AP Photo)

Ноябрь, 1940. Плимут, юго-западная Англия, после бомбардировки.
(AP Photo)

21 сентября, 1940. Лондон. Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета Дорнье Do X, уничтоженного во время воздушного боя.
(AP Photo)

30 июля, 1940. Британские рабочие на одном из заводов собирают радиолокационное устройство, необходимое для противостояния вражеской авиации.
(AP Photo)

4 октября, 1940. Бомбардировка Тилбери, порта на Темзе. Так как Тилбери был стратегическим объектом для Британии, он стал объектом пристального внимания для немецкой авиации.
(AP Photo)

19 августа, 1940 года. Юнкерсы Ю-87 (нем. название «штука») перед воздушным боем над южным побережьем Британии.
(AP Photo)

24 октября, 1940. Подготовка британского самолета перед бомбардировкой Берлина.
(AP Photo)

2 сентября, 1940. Лучи лондонских прожекторов выхватили из темноты самолет противника.
(AP Photo)

8 октября, 1940. Услышав рев сирен, британцы спрятались на станции метро Олдвич.
(AP Photo)

Вестминстерское аббатство на фоне горящих зданий.
(Library of Congress)

23 октября, 1940. Лондон. Девушка, спасенная из под обломков, не верит, что осталась жива.
(AP Photo)

9 сентября, 1940. Пожарные тушат здание, расположенное неподалеку от Лондонского моста.
(AP Photo)

12 декабря, 1940. Люди, потерявшие в результате бомбардировок крышу над головой, временно обосновались в пещерах Гастингса (город на юго-востоке Британии)
(AP Photo)

После ночной бомбардировки лондонский лавочник выводит мелом надпись у входа в свой магазин: «Действует как обычно».
(AP Photo)

13 июля, 1940. Все, что осталось от немецкого бомбардировщика, сбитого над юго-восточным побережье Англии.
(AP Photo)

26 августа, 1940. Британские рабочие разбирают остатки сбитого немецкого самолета.
(AP Photo)

27 августа, 1940. Остатки сбитых над Британией немецких самолетов, собранных для переработки как металлический лом.
(AP Photo)

Осень 1940. Самолет Heinkel He 111 над Темзой.
(AP Photo/British Official Photo)

18 октября, 1940. 24-летняя Мэри Каучмен, староста небольшой деревни Кентиш, укрывает своим телом трех маленьких детей. Несколькими секундами ранее раздался вой сирен, предвещающих атаку немецкой авиации. На вопрос о том, откуда у нее столько храбрости, Мэри просто сказала фотографу: «Я ничего особенного не сделала. Кто-то же должен заботиться о детях».
(AP Photo)

1940. Осиротевший лондонский мальчик.
(Toni Frissell/LOC)

7 сентября, 1940. Пожар в доках Суррея (Лондон), вспыхнувший после ночной бомбардировки.
(AP Photo/Staff/Worth)

1 сентября, 1940. Бушующие в Лондоне пожары. Пожары вспыхнули после того, как на город сбросили зажигательные снаряды.
(AP Photo)

25 декабря, 1940. Лондонские дети отмечают Рождественский вечер в бомбоубежище.
(AP Photo)

7 сентября, 1940. Горящие доки и промышленные районы Лондона после авианалета.
(AP Photo)

1940. Здание Государственного архива в Лондоне в свете горящих зданий.
(LOC)

22 октября, 1940. Лондон. Первое выступление Принцессы Елизаветы на радио.
11-летняя наследница британского престола в трехминутном выступлении обращается к британским девочкам и мальчикам, эвакуированным за рубеж. Рядом с ней стоит ее младшая сестра — принцесса Маргарет Роз.
(AP Photo)

3 сентября, 1940. Британские солдаты уносят хвост сбитого в Эссексе немецкого Мессершмитта 110.
(AP Photo)

24 сентября, 1940. Во время бомбежек Лондона театр «Виндмилл» не закрывался, а давал представления. На фотографии: актеры, устроившие ночлег в гардеробной.
(AP Photo)

7 сентября, 1940. Дорога на Элефан энд Касл (Elephant & Castle) после бомбежки. Элефант энд Касл – один из микрорайонов Лондона.
(AP Photo/Staff/Worth)

Девочки у заграждения из колючей проволоки, установленного на побережье Британии на случай немецкого вторжения.
(LOC)

28 ноября, 1940. Художница Этель Габэн на фоне руин домов в лондонском Ист-Энде. Дома были уничтожены в результате бомбежек.
(AP Photo)

Ноябрь, 1940. Устремившийся в сторону Британии немецкий самолет Heinkel He 111.
(AP Photo)

8 октября, 1940. Уничтоженное здание книжного магазина. Интересный момент: мальчик читает книгу, которая называется «История Лондона» практически на руинах города.
(AP Photo)

Битва за Британию 1940.