Локоть. Брасовский район

В 2006 году в "Парламентской газете" вышла статья Сергея Верёвкина с названием "Локотьская альтернатива ". Сама по себе эта статья мне кажется довольно непрофессиональной - много эмоций, много "на самом деле", а "факты" противоречат друг другу. Тогда разгорелся нешуточный общественный резонанс, но как обычно у нас бывает, всё свелось к взаимным оскорблениям между либералами, патриотами и националистами. А уж когда уволили главреда.... Можно не продолжать.

Но автор той статьи поднял одну очень малоизвестную тему: в 1941-43 годах на границе Брянской и Орловской областей существовало небольшое и марионеточное, но русское фашистское государство с населением около 600 тысяч человек. Его центром было село, в годы существования республики город, а ныне ПГТ (12 тыс. жителей) Локоть, затерянный в глухих лесах на юге Брянской области.
Через Локоть пролегал наш путь в Одессу, и мы решили туда заехать, попытаться найти хоть какие-то следы тех событий. Об этом я и попробую рассказать здесь, но только хочу предупредить о двух вещах:
1. Я не историк и на истину не претендую, поэтому готов принять исправления от более компетентных людей.
2. Излагайте своё несогласие с позицией автора, обвиняйте автора в сталинизме и гитлеризме КОРРЕКТНО. За хамство - бан без предупреждения. За оскорбления в адрес ветеранов Красной Армии - тоже. Надеюсь на понимание.

Юг Брянской области, особенно долина реки Неруссы - это самое настоящее Полесье, партизанский край, достойный Белоруссии. Тот самый непроходимый лес, где поджидал путников Соловей-Разбойник. Именно относительно этих лесов Владимиро-Суздальское княжество называли Залесская Русь. Вот такие пейзажи сопровождают здесь вдоль Киевской трассы - уже не автобана, как под Калугой, но ещё и не танкодрома, как под Севском.

В древности Брянские леса были частью Черниговщины, её глухой окраиной, в 1246 году выделевшейся в Новосильское княжество, включавшее верховья Оки и Десны. Затем и оно распалось на десяток мелких Верховских княжеств, постепенно поглощённые Москвой и Литвой. С 1146 года известен уездный центр Севск, в 1496 году в Литовской Метрике впервые упомянуто село Брасово, в 5 километрах которого где-то в 17 веке образовался хутор Локотьский Колодезь. В 1570-е годы эта местность выделилась в так называемую Комарицкую волость - владение непосредственно московских царей. "Дворцовые крестьяне" (то есть подчинённые государю) по сравнению с помещьчими были людьми почти вольными, не знали барщины, да и оброк уже в 18 веке имели в основном денежный. Конкретно в Комарицкой волости это сочеталось ещё и с бунтарским нравом: достаточно сказать, что в Великую Смуту именно Комарицкая волость была основной базой восстания Ивана Болотникова.
В 1742 году Брасово было пожаловано Степану Апраксину, герою битвы при Гросс-Егерсдорфе, а уже в 1792 году против новых господ взбунтовались крестьяне под руководством некого Чернодырова. После этого усадьба была перенесена в Локоть. В 1882 году Брасовское имение вновь вернулось к Романовым - великим князьям Георгию и Михаилу Александровичам.

От трассы до Локтя еще три километра, и в село есть два въезда - мы свернули на первом (северном), хотя как оказалось позже, логичнее было бы на втором (южном). Ничего примечательного в пейзаже Локтя заметно не было:

Ещё до подхода вермахта в ноябре 1941 года местные крестьяне подняли очередное восстание и свергли советскую власть. Коллективизации были не рады по всему Союзу, но здесь, после нескольких веков относительной вольности - в особенности. Вдобавок, на местном спиртзаводе работал инженером Константин Воскобойник - идейный противник советской власти и просто весьма хитрый человек. Родился (1895) в городе Смела на Черкасщине, учился в Московском университете, в Гражданскую воевал за белых под Хвалынском, а затем вовремя успел сменить имя и документы, и так и жил инкогнито в Астрахани, Сызрани, Нижнем Новгороде и наконец в Москве. В 1931 году, когда истёк 10-летний срок давности, сам явился в ОГПУ и дал признательные показания, за что отделался трехлетней ссылкой Новосибирск. Затем жил в Кривом Роге и Орске и наконец в 1938 году осел в Локте. Иными словами, ко всем историческим предпосылкам добавилось и ещё одно обстоятельство - харизматичный лидер:

Когда же Локоть был занят вермахтом, деятельность восставших оценил сам Гудериан, и под свою ответственность добился создания в порядке эксперимента "Локотского самоуправления" (15 ноября 1941 года). Здесь действовала русская администрация, собственная судебная, налоговая, административная система, собственная нацистская партия "Викинг", а главное - собственная Русская национал-освободительная армия (РОНА) численностью 20-30 тысяч человек и неплохо вооруженная (было даже несколько танков). В 1942 году "самоуправление" было реорганизовано в Локотский округ, его территория приблизилась к 30 тысячам квадратных километров, а населением - к 600 тысячам человек, в составе округа оказались города Севск, Комаричи, Навля, Суземка, Михайловск (ныне Железногорск), Дмитровск, Дмитриев-Льгов ский.

Формально здесь были распущены колхозы, восстановлена частная собственность... но об уровне жизни в республике сведения крайне противоречивы. Одни (демократы, разумеется) говорят, что тут все прямо таки благоденствовали и процветали, имели по 20 коров и вообще жили в 100 раз лучше, чем путиноиды. По другим данным, нищета здесь была в общем такая же, как и на большей части охваченного войной мира. И как и на всех оккупированных землях, действовал комендантский час, запрет на свободу передвижения, имущество изымалось в интересах фронта и т.д.. Сюда же добавился и произвол и воровство властей "самоуправления". В общем, такие понятия, как "война" и "уровень жизни" в принципе не совместимы, и пытаться мерить их нынешними категориями - откровенный идиотизм.

Но самое главное другое - в окрестных лесах активно действовали партизаны. По сути, в Локотской республике в 1941-43 годах возобновилась Гражданская война. Уже 8 января в результате партизанского рейда был убит Константин Воскобойник, место которого занял гораздо более жесткий и ушлый Бронислав Каминский. Местные жители поддерживали то одних, то других - и как результат, расправы над помогавшими "врагу" учиняли и власти, и партизаны. С обеих сторон массовым явлением было дезертирство - полицаи уходили в леса, партизаны записывались полицаями. К тому же активно внедрялись в местную власть - например, в результате успешной дезинформации был повешен немцами начальник полиции Масленников.

В марте 1943 года Локотская республика была то ли освобождена, то ли уничтожена Красной Армией. Вслед за немцами ушли 30 тысяч человек (5% населения), но учтите, что одна только РОНА включала около 20 тысяч человек. В Белоруссии Каминский основал Лепельскую республику, также вскоре сметенную Красной Армией. Закончил свой путь он в Варшаве, где РОНА, окончательно утратившая моральный облик, при подавлении Варшавского восстания показала себя обычной шайкой мародёров и убийц. Вскоре Каминский был расстрелян, а его подчинённым сообщили, что он был убит партизанами, и разделили РОНА между РОА (Русская освободительная армия Власова) и дивизией "Дирлевангер" (карателями, на их совести в том числе и Хатынь). В лесах Брянщины и Орловщины вплоть до 1951 года действовали "лесные братья"... а может быть и просто обыкновенные разбойники.

В современном Локте ничего с первого взгляда не напоминает о Самоуправлении. Обыкновеннейший райцентр, правда по сравнению с большинством ПГТ Средней России довольно чистый и благоустроенный.

Говорят, иногда сюда наведываются московские скинхэды и неонацисты из числа тех, кто не бьёт морды таджиками, а рассуждает в интернете о Белой Расе и Русском Сопротивлении. Их встречает Нерусса (река такая):

Облик посёлка хрущовский просто донельзя - просто найти здания, которые могли существовать в те годы, здесь непросто.

Даже центральная площадь - и та великолепный образец градостроительства "без архитектурных излишеств":

Но за спиной у Ильича - ни что иное, как Локотский спиртзавод, точнее его остатки. Он был основан ещё великими князьями- в конце 19 века, с отменой крепостного права, многие помещики заводили в своих имениях небольшие производства. Но именно с этого завода вышли инженеры Воскобойник и Каминский, занесённые в этот городок из совсем других мест.

Прямо напротив рассадника алкоголизма и фашизма - церковь Новомучеников Российских (1996):

Довольно интересное здание - меня, например, впечатлила асимметрия её приделов. Вокруг церкви - деревянные дома, которые также могли помнить листовки "Викинга" и партизанские рейды.

Объехав значительную часть Локтя, мы уже смирились с тем, что ничего не найдём. Ну да, избы и бараки. Да - очень старые деревья, также наверняка помнящие войну, но хотелось найти что-то ещё... И мы нашли:

Между строк на этой мемориальной доске можно прочитать - "Здесь находились органы власти Локотской республики". Здесь - это в бывшем конезаводе, также основанном в бытность Локтя усадьбой. Вот оно, это тюремное здание, целиком - можно предположить, что в нём размещались также силовые структуры.

Левее его - административное здание конезавода, которое вполне могло быть опять же комендатурой или резиденцией Воскобойника/Каминского.

Задворки. Не на этом ли крыльце Воскобойник был ранен в живот партизанской пулей, от чего умер в тот же день:

Ещё один заброшенный дом по другую сторону конюшен - наверняка что-то важное было и здесь. В общем, мы набрели на полноценную правительственную площадь Локотской республики.

Как уже говорилось, здесь шла настоящая Гражданская война, а потому и репрессии против партизан и им сочувствующих были едва ли не более жестокими, чем на землях, не имевших автономии. Было казнено более 10 тысяч человек, из которых около двухсот сожгли заживо, уничтожено 24 деревни, 7300 крестьянских хозяйств. Были убиты и все евреи на территории автономии - их тут было около трёхсот человек. Семьи партизан и дезертиров нередко захватывали в заложники и уничтожали. Был и угон людей на работы в Германию, не менее интенсивный, чем в других местах. На этом фоне факт казни двух венгерских мародёров, которые так любят апологеты Локотской альтернативы, теряется. Один из самых жутких образов Локотской республики - палач Антонина Макарова, собственноручно расстрелявшая из пулемёта более 1500 человек, включая женщин, стариков и подростков. И вероятно, на этой площади. Может быть эти казни помнит вон то старое дерево:

Теперь здесь пасутся кони:

И не только пасутся. Увидев надгробье, я сначала решил - может быть, могила жертв... но ошибся:

Лестница в заброшенном доме у конезавода:

Чуть поодаль обнаружилось и вот такое, явное хозяйственное здание, больше всего похожее на старую паровую мельницу. Его силуэт сразу заставил вспомнить, что здесь был даже театр имени Константина Воскобойника... хотя он вряд ли мог сохраниться, скорее всего здание было деревянным. Но способность "белых" устраивать театры, только-только прогнав "красных", впечатляет.

И явно дореволюционный дом, непонятно откуда взявшийся по дороге от конезавода к южному выезду на трассу. А может быть и здесь была резиденция Воскобойника, в которой он и был убит. Чёрт его знает... Память о фашистской республике была стёрта последовательно и жестко, и хорошо, что эти постройки хотя бы не снесли. А может быть, административный центр был не здесь, а в расположенной пятью километрами дальше усадьбе Брасово , куда мы уже не доехали.

И лишь одного я из всей этой истории не могу понять: ну с чего, с чего Сергей Верёвкин взял, что это была какая-то АЛЬТЕРНАТИВА? Как из существования русской автономии на оккупированных землях следует, что Гитлер был освободитель? Это логика на уровне средневековой биологии, считавшей, что жабы самозарождаются в болоте, а мыши - в зёрнах. Если эта автономия существовала как необходимый немцам "остров" среди партизанских лесов, это не значит, что и после войны нацисты бы сохранили её. Если среди русских были те, кто был готов убивать своих сограждан на стороне Гитлера ради свержения "комиссаров" - то почему немцы не могли ради той же цели создать временные марионеточные режимы?
Из этих событий не стоит делать выводов о дальнейшем альтернативном ходе Истории. Но стоит помнить о том, что это всё БЫЛО.

Мы поехали дальше на юг. Вот так в Севском районе выглядит Киевская трасса - я понял, почему её называют танкодромом. Местами асфальта вообще нет - бетонка! До этого я по бетонкам ездил только в Архангельской области, а здесь такая международная трасса Москва-Киев. В других местах асфальт есть, но яма на яме. Так себе и представляю, как по этим ямам скачет машина с украинскими номерами, и водитель на каждой колдобине поминает "поднимание с колен".
Но мы не поехали в обход через Беларусь совсем не потому, что не любим Бацьку - а именно потому, что хотели заехать в Локоть.

В Севск мы тоже не успели, хотя именно Севск был главным городом Комарицкой волости (но юридически не входил в её состав), и едва ли не важнейшим в Локотской республике. И именно Севская наступательная операция в марте 1943 года, в которой Красная Армия понесла большие для того этапа войны потери (около 30 тыс. убитых), положила конец "республике карателей".

Известный с 1146г. , в 1643-1750гг. город был центром казацкого Севского полка (как и также брянский Стародуб) и даже в 17 веке чеканил свою монету - "севские чехи". На окраине сохранилась Казачья слобода. С трассы Севск выглядит так:

Об уездном прошлом напоминает колокольня снесённого Успенского собора (1822), об украинском периоде - Троицкий собор, построенный гораздо позже (1870-72), но с почти украинской главой.

Также видна Крестовоздвиженская церковь (1802-06). Ныне в Севске живёт около 7 тысяч человек. К слову, ещё до войны здесь жил Натан Стругацкий - отец братьев-фантастов.

А там и до таможни уже километеров 15. На обе таможни ушло около часа, а если бы не наши собственные ошибки - успели бы и за 40 минут. За украинской границей к моему удивлению началась просто отличная дорога, которая через безлюдные поля вела в Глухов. Там мы и заночевали, успев ещё осмотреть центр.

НОВОРОССИЯ-2011
. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки.
Киев проездом без остановок.
Умань и парк "Софиевка".
НОВОРОССИЯ

– поселок городского типа (с 1938), административный центр Брасовского района Брянской области, в 75 км к югу от Брянска. В состав городского поселения также входят сельские населенные пункты: поселки Веселый Кут, Каменка, Красное Поле и Чистополянский.
Впервые упоминается в первой половине XVII века как слобода Локотской Колодезь, в составе Брасовского стана Комарицкой волости. В 1741 - один из 38 населенных пунктов Комарицкой волости, подаренных императрицей Елизаветой Петровной генералу Апраксину. В 1778-1782 входила во временно образованный Луганский уезд, затем до 1929 в Севском уезде. В 1830 - 1840-х годов строится великолепная усадьба Апраксиных с 4-этажным дворцом, прудами и фонтанами. С 1861 по 1929 Локоть входит в состав Апраксинской (с 1918 - Брасовской) волости. В 1871 владельцами имения становятся наследники российского престола, великие князья Романовы (Георгий Александрович, с 1899 Михаил Александрович), продолжившие благоустройство поселка: прокладывается водопровод, разбивается парк с прудами и аллеями, возводится несколько многоэтажных каменных зданий, создаются первые предприятия легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности; в 1870-х годах основан конный двор (с 1903 - конезавод). В 1914 вступает в строй чугунолитейный и механический завод. В первой половине ХХ века был построен спиртзавод. Железнодорожная станция (Брасово) на линии Брянск-Льгов с 1897 года. Лесохимический техникум (с 1931), теплотехнический техникум (с 1933).
С 1931 - административный цетр Брасовского района Западной области (до этого в составе 1-го Городищенского сельсовета); с 1937 в Орловской области, с 1944 в Брянской. В 1938 на областном уровне было принято постановление о преобразовании поселка Локоть в город Брасово, не утвержденное Верховным Советом.
В годы оккупации во время Великой Отечественной войны Локоть был провозглашен городом, центром обширного Локотского округа самоуправления; советская власть восстановлена 05.09.1943 года. В 1955 году основана библиотека в (МБУК "Локотская детская библиотека", Брасовский район). В 1960 присоединен поселок Новый Свет, в 1975 - поселок Зеленая Роща. В настоящее время - мебельная, пищевая и другая промышленность, конезавод, сельскохозяйственный техникум. Сохранились аллеи старинного парка (ныне улицы поселка) и ряд памятников промышленной архитектуры конца XIX - начала ХХ веков.


Достопримечательности:

Село Локоть. Недалеко граница с Белоруссией и Украиной. И история этого села слишком велика и многогранна, чтобы всю её описать сейчас. Но очень хотелось собрать воедино накопленое нами за несколько прошедших лет. Знакомство наше с селом произошло благодаря монахине Людмиле. Очень много рассказывала она об одной удивительной иконе Божией Матери. И мы в итоге поехали. Потом была ещё одна поездка, и ещё одна. Каждый раз, уезжая, мы не прощались с Ней и возвращались опять. Итак...
22 ноября 1878 года родился младший брат Николая Второго, Михаил Романов.Он был на 10 лет моложе своего брата Николая II. Михаил с его веселым и живым характером был любимцем отца. Ему прощались многие шалости.Молодым человеком был весьма приятной наружности. С небольшими усами, он был всегда гладко выбрит. Ростом он был выше своих братьев.

Согласно закону, он впервые стал наследником престола в 1898 году после смерти от туберкулеза среднего сына Александра III, Георгия Александровича, от которого наследовал и значительную долю имущества, в том числе обширное имение Брасово. После рождения цесаревича Алексея Михаил Романов носил звание “правителя государства”.
В годы Первой мировой войны Михаил Романов в звании генерал-майора был на фронте, получил Георгиевский крест, командуя так называемой “дикой дивизией”, позднее - 2-м кавалерийским корпусом. В пользу Михаила Александровича Николай II отрекся от престола. После совещания с лидерами думских партий и членами Временного правительства Михаил Александрович решил императорский титул не принимать.Так вот, в Брасово у Михаила Романова было имение и дворец в Локте.








Дворцовый комплекс состоял из огромного террасного парка с несколькими прудами и системой аллей, а также двух деревянных построек - большого усадебного дома-дворца и т.н. дома архитектора. Обширная хозяйственная часть включала конный завод с двором, маслобойню, два винокуренных завода, восемь мельниц, лесопильню и льнообделочную мастерскую. В начале 20 века сооружены еще несколько зданий конного завода. После революции Михаил Романов добровольно передал усадьбу крестьянам. Фактом успешной хозяйственной деятельности великого князя стал Локотский конный завод. Он является один из старейших конных заводов нашей страны: в 1842 году его основал В.В. Апраксин, который занимался разведением орловских рысаков. В Брасовском имении были построены конюшни с метровыми стенами, которые сохранились до сих пор.
7.3.1918 арестован и выслан в Пермь. Захвачен пермскими большевиками, вывезен за город и вместе со своим секретарем Н.Н. Джонсоном расстрелян. Официально было объявлено, что он похищен неизвестными.
В годы войны здание конюшни было превращено в тюрьму для партизан и подпольщиков не немецко-фашистскими оккупантами, а их добровольными русскими помощниками. Палачом была женщина, к тому же, бывшая медсестра. Она расстреливала приговорённых в 500 метрах от конезавода у оврага из выданного ей пулемёта «Максим» партиями по 27 человек (столько заключённых помещалось в стойло для одной лошади). Когда после войны вскрыли получившуюся в результате братскую могилу, там обнаружили останки около 1500 человек.
Когда вьезжаешь в центр села Локоть в глаза брасается вот такой памятник Ленину


А рядом церковь.

Храм этот был построен в честь Новомучеников и Исповедников Российских, к которым причислен великий князь Михаил Александрович Романов - из царской семьи он был первым расстрелян большевиками. В церковь по настоянию митрополита Брянского и Севского Мелхиседека в 2003-2007 годах было перестроено деревянное здание бывшего скипидарного завода (1903 г.), впоследствии - районного дома культуры. Место для храма было выбрано не случайно - до постройки скипидарного завода тут находилась часовня.
Постепенно мы идём дальше... И теперь рассказ о локотском подвижнике монахе отце Мелетии.


Родился Матвей Иванович в селении Столбово Брянской области в 1879 году, в многодетной благочестивой семье. С юного возраста мечтал о монастырской жизни, много молился. И Господь берег его. Однажды он упал в глубокий колодец с ледяной водой. Не скоро обнаружили его отсутствие. На удивление всем он не утонул и не замерз, был совершенно невредим. С тех пор стали дразнить его святым. Локотской подвижник прожил на земле 103 года, ему было открыто его будущее. Четырежды арестовывали, дважды выводили на расстрел, но пули не брали его, веером расходясь в разные стороны. В 1945 году Ростовский епископ Иосиф постриг его в монахи с именем Мелетий и рукоположил во иереи. В год окончания воинского подвига русских людей в Великой Отечественной войне начался высокий духовный подвиг нового монаха - о.Мелетия, воина Христова. Святой Иоанн Кронштадтский открыл юному Матвею его будущее: «Надлежит тебе прожить более ста лет, а когда придут твои последние дни, я сам приду за тобой...». Благословил его на тайную христианскую жизнь в предсказанные им трудные годы, на подвиг исповедничества... В незыблемости пророчества Матвей Иванович не сомневался ни при каких обстоятельствах, даже когда его выводили на расстрел, а это было дважды. Но вот в 1982 году, сказав, что к нему приходил дорогой батюшка, отец Мелетий стал готовиться к смерти. Похоронен он был в сапогах св. Иоанна Кронштадтского. Отца Мелетия арестовывали не менее четырех раз, давали различные сроки. В 1947 году он вновь возвратился на родину, в Столбово, где тайно совершал богослужения и окормлял жителей села, духовных чад, приезжавших к нему из разных мест. В 1906 году Матвей Иванович стал членом общества духовно-нравственного просвещения, во главе которого стояла мать Царя - Императрица Мария Федоровна. По заданию этого общества он распространял религиозную литературу, в том числе книги святого Иоанна Кронштадтского, имея на это разрешение за подписью самого Государя Николая II.

Согласно большевистским протоколам допроса, Матвея Ивановича первый раз арестовали в связи с покушением на Ленина, когда в тюрьмы кидали тысячи ни в чем не повинных людей. После многих перемещений он оказался в губернской тюрьме, и его приставили ухаживать за безнадежно больным арестованным, который был покрыт гнойными струпьями и зловонными ранами. Никаких лекарств у Матвея Ивановича не было, если не считать его молитвы, которой он каждый день омывал раны страдальца. Через неделю больной исцелился, его тело стало абсолютно чистым.
В те страшные времена творилось полное беззаконие, каждого могли расстрелять без суда и следствия. Пришли и за Матвеем Ивановичем. Под конвоем он спустился в подвал, солдат-латыш зарядил винтовку, до выстрела осталось мгновение. И тут в подвале раздался звонок телефона, казнь отменили. Оказалось, что в расстрельный список закралась ошибка, был еще один Демин, однофамилец. Когда Матвей Иванович вернулся в камеру, все заключенные, хорошо его знавшие и любившие, встали и в едином порыве запели: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
Во время заключения в 30-е годы Матвея Ивановича еще раз водили на расстрел, но твердое упование на пророческие слова святого Иоанна Кронштадтского о том, что он проживет более ста лет, никогда не покидало его. Глядя в лицо смерти, он молился Господу Иисусу Христу и дорогому батюшке. И по его неколебимой вере случилось чудо. Расстреливали из пулемета фактически в упор, но пули только бились и рассыпались вокруг него. Палачи приняли Матвея Ивановича за гипнотизера, взглядом отводившего пули, и завязали ему глаза черной повязкой. Но тут пулемет заклинило. И солдаты испугались, а начальник тюрьмы понял, что перед ним необычный человек. В этом он еще раз убедился, обратившись к арестанту: «Раз ты такой чудотворец, то излечи мою парализованную мать». И вскоре она была исцелена. В благодарность начальник тюрьмы устроил Матвею Ивановичу побег и не оформил документы на розыск.
Вот одна из историй, которая произошла после упокоения батюшки. Соседка батюшкиной келейницы рассказала. Придя однажды на кладбище, она заметила, что к могиле о. Мелетия направляются две посетительницы, одна из которых (в поселке знали об этом) занималась черной магией и имела славу колдуньи. "Это же надо!" - подумала она. - "Как же батюшка Мелетий такое допускает?!"
В это время посетительницы открыли калитку, чтобы войти внутрь ограды. Но тут случилось невероятное. С шипением, как гейзер, прямо из-под земли возле могилы о. Мелетия вырвался огромный, достигающий высоких крон лип, огненный столб. Непрошеные гостьи с воплями ужаса кинулись в разные стороны. Внутри ограды все заполыхало. Цветы, венки - сгорело все. Поверхность креста на могиле обуглилась, края металлической фотографии оплавились и тоже почернели... Спустя время крест покрасили. Теперь только оплавленная огнем металлическая фотография батюшки и воспоминания очевидцев - свидетели того чуда..




Заниматься хозяйством к старцу приходили Евгения Федоровна с дочерью Наташей. Больше всего Наталью Николаевну (дочь) поражала речь батюшки - точная, емкая, а также все, что он говорил.
О своей смерти отец Мелетий узнал заранее и сообщил духовным чадам, что к нему приходил дорогой батюшка Иоанн. А спустя некоторое время о.Мелетий сказал загадочные слова: «Скоро в нашем Локте будет второе солнце». И добавил, что тысячи людей приедут в Локоть. «Батюшка, и из-за границы тоже приедут?» - спросила Наталья. «И из-за границы», - ответил он. «И из Америки?» - снова не поверила она. В те годы Америка казалась самой далекой страной. «И из Америки», - подтвердил батюшка. А потом сказал Наталье: «Ты должна будешь понести крест. Когда придет это время, ты узнаешь». И вот время пришло. В 1999 году.
Однажды в 1994 году жительница пос. Локоть Брянской области Наталья Николаевна (духовная дочь Отца Мелетия (Демина), в магазине «Детский мир» обратила внимание на настенный календарь с изображением иконы Божией Матери «Умиление» - любимого образа преп.Серафима Саровского. Календарь был за прошлый год, и, расстроившись, она вышла из магазина. Но сердце сжималось из-за того, что так одиноко смотрелся в магазине, среди толп равнодушных людей, этот образ - «просроченный», который никто не приобретал. Она вернулась и купила два оставшихся календаря. Дома вырезала образы и повесила на стену. Как-то во время болезни в 1999 году Наталья Николаевна читала книгу, на обложке которой был изображен образ Божией Матери «Умиление». И вдруг почувствовала благоухание, весьма удивившись. Такого необыкновенно густого аромата цветов, ощущения утренней зари она не испытывала никогда - вся комната оказалась пропитана этим. Благоухание исходило от иконы со старого календаря. С мужем они решили поставить чудотворный образ в рамку и, перевернув его, увидели, что с другой стороны проступил лик Божией Матери. Позвали священника, пропели акафист - икона замироточила…
Мироточение продолжается по сей день, кроме периодов Великого поста. Ей сделали двустороннюю ризу, причем с другой стороны эта риза следует рисунку проступившего образа. Поставленная в киот, икона мироточит и внутри него, и часто струйками мира покрывается и внешняя сторона стекла. Лицевая сторона иконы, на протяжении стольких лет покрытая миром, вопреки законам физики не пропитывает насквозь бумагу. С другой же стороны масляным слоем покрыто только проступившее изображение. Из-за ризы мы не видим его полностью, но на показанных фотографиях в районе чрева Богородицы проступает лик Христа с Туринской плащаницы.





А на этом фото в пластмассовой ванночке видна иконка в мире. Мироточат все иконы, находящиеся рядом.

Так как миро стекает с иконы, путь ему преграждает ватка, которая постепенно пропитывается миром.

На заседании круглого стола, проведенного 2 февраля 2006г. в рамках XVI Международных Рождественских чтений в Московском университете, в работе которого принимали участие члены экспертной рабочей группы по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви при Синодальной богословской комиссии Московского патриархата, православные священники, иконописцы, редакторы православных изданий, исследуемые события - мироточение в пос. Локоть Брянской области, были единодушно признаны чудом.

Очень много паломников. К дому Натальи Петровны пристроена часовня. Построена трапезная. И каждому гостю тут рады!














А вокруг своим чередом идёт жизнь. И всё- как и везде. И в то же время толко тут ощутишь такую близость к Горнему миру...









Локоть. Брасовский район. Брянская область.

Несколько веков назад недалеко от озера Пьявичи, там где дорога Севск - Карачев делала крутой изгиб, похожий на локоть согнутой руки, появилось несколько изб. Этот хутор стал Мостом остановки и отдыха купцов, которые следовали по дороге со своими товарами. Именно торговые люди дали довольно своебразное название хутору - Локоть.

В 1742 году императрица Елизавета Петровна подарила фельдмаршалу Апраксину Брасовский стан Комаричской полости. Вельможа получил 150 тысяч десятин земли и 38 населённых пунктов, в том числе Локоть.

В 80-х годах прошлого столетия владелец Локотского име­нин, живший в то время в Петербурге, оказался в долгах. Что-бы выйти из затруднительного положения, он продал усадьбу Александру III. После смерти царя Локтем завладел великий князь Михаил Романов. По его указанию было продолжено бла­гоустройство имения. Прокладывается водопровод, разбит ог­ромный парк с липовыми аллеями. Кроме того, возводится несколько многоэтажных зданий, создаются предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья.

Спустя два года в имении вступил в строй спиртзавод. В 1911 году на станции Брасово была построена лесопилка, каретную мастерскую реконструировали в ремонтный завод. В 1914 году была получена первая продукция на чугунолитейном заводе.

Быстро росли прибыли хозяина имения. А вот жизнь рабо­чих и крестьян, которые гнули спину на Михаила Романова, не только не улучшалась, а становилась все невыносимее. Великий князь издал приказ, который гласил, что посторонним лицам на территорию имения вход строго запрещается. Не разрешалось также в прилегающих лесах охотиться, собирать ягоды, орехи, грибы, а в реках ловить рыбу. Кто осмеливался нарушить эти правила, подвергался большому штрафу. Не обходилось и без рукоприкладства. Стражники, егеря, лесная охрана, а с 1905 года и специально выписанный отряд черкесов денно и нощно стерегли собственность Романова. Кучка избранных пользова­лась всеми благами жизни, теми богатствами, которые создава­лись трудом крестьян и рабочих. По другую сторону Оленьего лога люди влачили жалкое существование. Особенно достава­лось сезонникам, которые жили в полутемных вонючих бара­ках.

Имение процветало. Там действовали прекрасный конеза­вод, два винокуренных завода, маслобойня, лыюперерабатыва-ющее заведение, лесопильни в разных местах обширной лесной дачи. А вот школы не было ни одной. Наследник царского пре­стола и не думал тратить деньги на народное образование.

Забегая вперед, скажем, что сейчас в поселке Локоть рабо­тают сельскохозяйственный техникум, две десятилетние и две школы рабочей молодежи. Только в школах учатся более двух тысяч человек, ведут с ними занятия свыше ста учителей.

Право на образование и на многое другое принес трудящим­ся Великий Октябрь. В ноябре 1917 года народ волости под ру­ководством ревкома конфисковал все движимое и недвижимое имущество Михаила Романова. Больше двадцати тысяч десятин земли было безвозмездно передано крестьянам. На базе конного двора создано первое советское хозяйство, переименованное впоследствии в конезавод № 17.

В первые месяцы Советской власти в Локте открылся рабо­чий клуб и фабрично-заводская семилетняя школа. Несколько нот спустя распахнулись двери сельскохозяйственного и лесно-1(1 техникума. В 1931 году начал работать лесохимический, а мгрсз два года - теплотехнический техникум. Поселок превра­тился в студенческий городок. В техникумах обучалось около полутора тысяч человек. К этому времени в поселке появились несколько клубов, кинотеатр, библиотека, магазины.

Быстрое развитие Локтя, особенно после 1936 года, связано с тем, что сюда из Брасова переместили районный центр. Наз­вание же за районом сохранилось прежнее - Брасовский. В поселке были построены новые корпуса станкостроительного за-вода. Лесопильный завод превращен в крупный мебельный ком­бинат. Работали здесь также пенькозавод, райпромкомбинат, спиртзавод, маслозавод. Во время войны все это было разрушено. В выдержке из ак­та, составленного государственной комиссией 22 апреля 1944 года, сказано: «Отступая под ударами Красной Армии, немец­ко-фашистские варвары уничтожили цветущий районный центр - поселок Локоть, взорвали, сожгли и разрушили четыре промышленных предприятия... два конных завода с хозяйст­венными и бытовыми постройками, две машинно-тракторные станции с гаражами и ремонтными мастерскими. Ущерб, нане­сенный гитлеровцами, составил 29.219.760 рублей».

Прекрасный поселок гитлеровские палачи не только осквер­нили и загадили, но и превратили его в место пыток и издева­тельств над советскими людьми. Из застенков Локотской тюрь­мы ежедневно слышались стоны и проклятия палачам. С помо­щью Каминского, Воскобойникова, Мосина, Васюкова и других предателей Родины фашисты сколотили в поселке так называе­мый «Русский комитет». Он стал их послушным орудием в борь­бе с честными советскими людьми.

Но ни гитлеровцы, ни их лакеи никогда не чувствовали себя спокойно в Локте. Наиболее успешной была операция, прове­денная здесь партизанами 8 января 1942 года. Фашисты каким-то путем узнали о плане их наступления. Поэтому из Брасова вызвали подкрепление. Народные мстители решили ворваться в

поселок под видом этого подкрепления, значительно опередив его. От захваченного пленного удалось узнать пароль. Это очень пригодилось партизанам. Под утро они въехали в Локоть на лошадях. На рассвете взяли тюрьму. Однако отступившая было охрана оправилась от замешательства и, вернувшись, бло­кировала партизан, которые заняли тюремное помещение. На выручку товарищей бросилась группа партизан во главе с командиром отряда А. Сабуровым. Противник был разгромлен. На месте боя осталось около 15 трупов врага.

Ожесточенный бой шел около офицерской казармы, разме­щавшейся в здании техникума. Б конце концов главный узел сопротивления был взят. Народным мстителям удалось уничто­жить многих офицеров и предателей.

Когда патроны у партизан уже были на исходе и стало из­вестно, что со стороны Севска движется колонна противника, народные мстители ушли из Локтя.

После войны древний Локоть по существу родился заново. На месте механического построен Брасовский станкостроитель­ный завод. Его продукция идет сегодня во многие города стра­ны. Вместе с другими предприятиями поселка завод ежегодно дает продукции более чем на тринадцать миллионов рублей. В магазины области и за ее пределы поступают в продажу сер­ванты, диваны, шифоньеры, диваны-кровати Брасовского ме­бельного комбината. В Локте работают деревообделочный, спир­товой, кирпичный заводы; сырозавод, хлебокомбинат и другие предприятия.

Растет, хорошеет поселок. Лишь в последние годы здесь построены здание сельхозтехникума, корпус больницы, кино­театр, сырозавод, комбинат бытового обслуживания, столовые на станкостроительном заводе и в сельхозтехникуме, три мага­зина, чайная, гостиница. Идет и жилищное строительство. Не­мало делается для благоустройства поселка. Центральные ули­цы асфальтируются, улучшается снабжение жителей водой и т. д.

О быстром росте поселка убедительно говорит и то, что его население с тысячи человек (1917 год) увеличилось почти до десяти тысяч.

Локоть связан с центрами соседних районов не только же­лезной дорогой, но и автомагистралью Москва - Киев.

Может быть, самым интересным явлением в истории русского коллаборационизма была так называемая Локотская республика. Локоть – небольшой поселок в тогдашней Орловской, а ныне – в Брянской области. В ноябре 1941 года, через месяц после занятия Локтя германскими войсками, два инженера местного спиртзавода, Константин Павлович Воско-бойник и Бронислав Владиславович Каминский, создали местное Локотское окружное самоуправление и военизированную милицию (ополчение), чтобы бороться с большевиками. Милиция называлась Русской освободительной народной армией (РОНА). Локотская республика родилась при поддержке командования 2-й немецкой танковой армии, которую возглавлял тогда знаменитый «отец германских танковых войск» Гейнц Гудериан. Республика пользовалась благосклонностью также преемника Гудериана генерала Рудольфа Шмидта и командующего группой армий «Центр» фельдмаршала Ганса Понтера фон Клюге.

Мало кто знает, что в художественной форме история Локотской республики отразилась в романе Анатолия Иванова «Вечный зов» и снятом по нему популярном телесериале. Например, отдаленным прототипом следователя Лахновского послужил Воскобойник, а Валентика и отчасти Лахновского – Каминский. Юрий Герман в трилогии о медиках вывел Воскобойника под именем убитого партизанами бургомистра Жебрака. Соответствующая книга писалась в пору борьбы с «вейсманистами-морганистами», поэтому предателя наградили фамилией видного генетика-академика А. Р. Жебрака.

О первых днях Локотского окружного самоуправления, куда вошло несколько районов Орловской и Курской областей, рассказывалось в номере местной газеты «Голос народа» от 15 ноября 1942 года в панегирической по отношению к Каминскому статье под названием «Комбриг-Обер-Бургомистр»:

«Это было почти год назад… В организации нового дела Воскобойник придавал огромное значение быстрейшей связи с германским командованием. Он хотел, чтобы там знали, что в России есть люди, которые хотят и могут сами с оружием в руках бороться против коммунизма, за свою Родину, за свое освобождение. Он хотел, чтобы там знали, что русский народ, перенесший на своих плечах весь кошмар двадцатичетырехлетнего ига, сам подымется на защиту своих прав и уничтожит ненавистную ему власть, что честные русские люди будут не пассивными зрителями, а активными борцами за счастье своей Родины.

А для этого нужна быстрейшая связь с германским командованием. Нужен человек, который бы понимал всю важность данного дела и сумел бы там доказать, а главное, завоевать авторитет вновь нарождающейся власти. Дело трудное и ответственное. Энергия, ум, такт – вот качества, которыми должен обладать человек, берущий на себя эту задачу.

В командировку едет Каминский, и все 12 дней Константин Павлович Воскобойник думает и говорит об этом. Он волнуется, он ждет результатов. Он знает, что от этого зависит многое…»

И вот происходит долгожданная встреча с возвратившимся Каминским:

«Быстрые вопросы. Быстрые и прямые ответы, и все ясно. Поездка удалась, удалась блестяще.

Бронислав Владиславович рассказывает свои впечатления, говорит обо всем, что сделал за эти дни, и я вижу, что Константин Павлович счастлив. Нужно дать отдохнуть человеку, но он не может уйти, он еще и еще раз начинает обо всем расспрашивать и только после, спустя много времени, говорит: «Ну, отдыхайте, завтра поговорим еще».

В этот вечер Константин Павлович много говорил о будущем. Он говорил о новой русской армии, которая вместе с немцами будет воевать против большевиков, он говорил о русской национал-социалистической партии, которая объединит весь русский народ, он говорил о маленьком и незаметном Локте, в котором он видел уже зарождение будущего центра первого Самоуправления…

Катастрофа 8-го января унесла жизнь Константина Павловича (его убили партизаны. – Б.С. ). Но все, что он думал, совершилось, начатое им дело перешло в надежные, сильные руки.

Ум, энергия, такт – вот качества, необходимые для руководителя. И этими качествами Обер-Бургомистр Округа Каминский обладает в совершенстве.

Но, кроме этих, есть другие качества: необыкновенная выносливость и трудоспособность.

Часто удивляешься, как человек после нескольких бессонных ночей может так четко работать днем.

Ночью Каминский – комбриг. «В Холмецком – наступление». «На «Майском жуке» – бой». И вот ночь или у телефона, или на фронте.

Днем комбриг превращается в Обер-Бургомистра и решает вопросы хозяйственной жизни.

А жизнь хозяйственная и военная связаны тесно одна с другой. Без правильного руководства хозяйством не будет хлеба, без хлеба не будет армии.

Нужно работать. И работа кипит.

Сложная хозяйственная и военная машина работает четко, она находится в верных и сильных руках».

Точно так же советские газеты писали о Сталине, а германские – о Гитлере. Каминский, как положительный герой мифа, всеведущ и вездесущ, он всюду успевает, и везде его ждет удача.

Политика Локотской республики строилась по принципу «С Великой Германией – на вечные времена!». 10 октября 1942 года «Голос народа» сообщил, что 5 октября в городском театре им. Воскобойника состоялось торжественное собрание, посвященное первой годовщине освобождения Локотского округа от большевиков. На собрании присутствовало более 400 человек: немцы, мадьяры, бойцы милиции, работники учреждений и предприятий.

С приветствием от германского командования выступил полковник Рюбзам – командир 17-й танковой дивизии, которая 4 октября 1941 года «очистила поселок Локоть, а 6 октября 1941 года – город Брянск от большевиков.

– В данный момент, – сказал полковник, – бойцы милиции рука об руку с победоносной германской армией идут к новым победам. Адольф Гитлер даст нам мир, свободу и счастье.

Майор фон Фельдгейм, приветствуя русский народ, особо отметил первого организатора национал-социалистической партии в России и лучшего из людей нашего округа К.П. Воскобойника. Майор благодарил господина Каминского за умелую организацию борьбы с партизанами.

Затем Обер-Бургомистр Округа г-н Каминский выступил с ответным словом, передав полковнику Рюбзаму и германским солдатам спасибо от всего русского народа за освобождение населения от сталинского ига.

– Идеи национал-социалистической Германии и идеи новой России едины, – сказал г-н Каминский. – Мы вместе с Германией и ее союзниками должны победить!..

Докладчик отметил лучших борцов с партизанами: Самсонова, Балашова, Белая и других, проявивших исключительное мужество в сражениях.

– Только через труд, – сказал в заключение своего доклада г-н Каминский, – русский народ может подняться до уровня великого германского народа и построить новую жизнь на основе двух идей: народ и подлинный социализм».

А 15 ноября 1942 года, к годовщине организации Локотского самоуправления, «Голос народа» разразился юбилейной статьей, подытожившей достижения новой власти:

«Крестьяне получили в вечное пользование землю, навсегда избавились от ненавистных колхозов и строят свое хозяйство по-новому. Восстановлены и пущены в эксплуатацию многие промышленные предприятия (Севский сушильный завод, Локотский кожевенный завод др.); во всех районных центрах работают сапожные, слесарные, колесные, бондарные, шорные, валяльные и другие мастерские. Восстанавливаются такие заводы, как Дерюгинский и Лопандинский сахзаводы, Локотский спиртзавод. С каждым днем расширяется и торговая сеть.

Большие достижения имеет округ и в культурном отношении. В городе Локоть открыт театр; почти во всех районных центрах также функционируют театры; в волостных центрах и в некоторых селах и деревнях организованы клубы, где после трудового дня граждане имеют возможность культурно провести свой досуг.

По округу открыто 345 школ, 9 больниц и 37 медицинских пунктов.

Как в городах, так и в некоторых селах открыты церкви…»

Однако дозволялись и фельетоны – с критикой недостатков в местной столовой или опоздания со сдачей госпоставок. Так, в номере от 5 октября 1942 года корреспонденты Корнюшин и Артеменко возмущались плохим обслуживанием в центральной столовой округа в г. Воскобойнике (так переименовали сначала поселок Локоть, но потом, очевидно из-за неблагозвучности нового названия, вернулись к прежнему). Ей ставилась в пример другая столовая – в Комаричах. В обеих, замечу, питались в основном бойцы РОНА. Завершался фельетон во вполне советском духе:

«Майоров (заведующий воскобойниковской столовой. – Б. С.) говорит, что в Комаричах столуется 200 человек, а здесь 500-600, да еще бывают внезапные заказы. Этим и объясняет он причину недоброкачественности обедов.

Нет, господа начальники, мы с вами не согласны! Если по-настоящему взяться за то или иное дело, если приложить к нему все усилия и любовь, всегда можно и найти все, и вкусно сварить.

Надо помнить только, что общественное питание – дело большой важности, требующее большого внимания.

Итак, ждем вкусных обедов и культурной обстановки!»

Свобода торговли и раздел земли между крестьянами вызвали некое подобие расцвета в тех районах округа, которые не подвергались нападениям партизан. 26 октября 1942 года газета поведала об успехах рыночной экономики Дмитриевского района:

«Город Дмитриев вновь начинает процветать. За сравнительно короткое время там организовано четыре магазина, восемь ларьков, две столовых, ресторан, две парикмахерских, две бани, дом для приезжающих, базары.

Восстановлены и работают начальная и средняя школы, а также радиоузел, больница и разные мелкие промышленные предприятия. Предстоит организовать детсад.

Город чистый. Рано утром тротуары центральных улиц убираются, мусор вывозится в определенное место; на некоторых улицах тротуары асфальтируются…

Торговля в Дмитриеве исключительно денежная. На базаре можно встретить самые различные товары, начиная от кондитерских и галантерейных и кончая мукой, зерном, пшеном.

В магазинах также торгуют за деньги, хотя цены очень высокие. Ассортимент товаров чрезвычайно разнообразный: обувь, платья, железные изделия, школьные принадлежности, табак, спички, булочные изделия и проч.».

Бросается в глаза, что при описании «дмитриевского изобилия» корреспондент не упоминает о торговле мясом, из чего можно заключить: с ним в районе была напряженка.

Замечу также, что Дмитриевский район в плане развития рыночных отношений находился в более благоприятном положении, чем сам окружной центр. 26 октября 1942 года «Голос народа» сетовал, что на недавно открытом в Локте базаре торговля – почти исключительно меновая, а не денежная, как в Дмитриеве.

Как следует из статьи о возрождении Дмитриевского района, в Локотской республике жесткая вертикаль исполнительной власти соседствовала с элементами демократии в виде сельских сходов. Конечно, на их решения легко могли наложить вето волостные и районные начальники, но нельзя сказать, что они не имели вовсе никакого значения. Очевидно, в определенных случаях обер-бургомистр Каминский прислушивался к земельным обществам, раз постановление собрания села Докторово-Кузнецовка об отрешении от должности проштрафившегося старосты с одобрением цитировалось окружным центральным печатным органом.

Газета Локотского самоуправления по сути осталась типичной советской «районкой». Даже заголовки в «Голосе народа» были точно такие же, как в «Правде»: «Хозяйственный план», «Передовые старосты», «К новой жизни». 26 октября 1942 года газета убеждала своих читателей, что «государственная дисциплина – это первая обязанность и граждан, и государственных служащих». В статье, которая так и называлась «Государственная дисциплина», неизвестный автор возмущался тем, что «крестьяне получили от новой власти все – землю, лошадь, инвентарь, право свободного хозяйствования на своей земле. И после этого некоторые крестьяне не выполняют своих обязательств перед государством, не выполняют государственных поставок или мизерного денежного налога». Здесь Германия провозглашалась первым и главным образцом для подражания: «Организованность и дисциплина, немецкая точность и аккуратность – вот стиль работы учреждений в новом государстве». Все советское автоматически объявлялось плохим, все германское – хорошим.

Главный редактор «Голоса народа» Н. Вощило публиковал восторженные «Записки о Германии», появившиеся после обзорной экскурсии ряда чиновников локотской администрации по городам рейха. 5 ноября 1942 года он восхищался небольшим частным заводом в Мюнхене:

«В Германии чистота, аккуратность и порядок – прежде всего.

В раздевальной, где рабочие перед работой и после работы переодеваются, каждому отведен отдельный ящик с вешалками и местом для обуви.

За раздевальной находится душ с ванной, где рабочий может по окончании работы хорошо вымыться горячей водой. Раздевальная и умывальная так отделаны и обставлены, что нисколько не отличаются от ванных комнат русских больниц.

В цехах предприятия также полный порядок. Рабочим выдаются премиальные… «за чистоту». Все механизировано, и ручной труд применяется только в исключительных случаях.

В работе нет ни спешки, ни сутолоки, как это бывает на советских предприятиях при стахановских методах, каждый рабочий спокойно, уверенно отделывает ту или другую деталь…

В столовой предприятия столы покрыты чистыми скатертями. На столах – цветы. В одну из стен вделана сцена, рабочие во время обеденного перерыва имеют возможность посмотреть выступления любителей, работающих тут же, на предприятии; часто предприниматель для культурного обслуживания рабочих приглашает артистов из театра.

В выходной день рабочий может поехать с семьей в дом отдыха (в Германии все предприятия имеют свои дома отдыха) и там культурно провести время: покататься на лодке, побродить по красивым долинам, проехать по автостраде…

Продолжительность рабочего дня в Германии – от 8 до 10 часов, а до войны работали от 6 до 8 часов, причем за два часа, введенные в военное время, рабочий получает дополнительную оплату.

Средний заработок рабочего составляет от 200 до 500 марок в месяц; при существующих в Германии ценах на товары (костюм примерно стоит от 40 до 60 марок, велосипед – 50-60 марок, ботинки, туфли мужские и женские – от 10 до 20 марок, шляпа – от 3 до 10 марок, пальто – от 50 до 70 марок; цены на продукты питания также очень низки) за свою месячную зарплату рабочий имеет возможность одеться, обуться и культурно провести время – сходить в театр, что так доступно для рабочего в Германии, в выходной день выехать куда-нибудь за город и т. д.

Во время войны в Германии введена карточная система на дефицитные (по-русски) промышленные товары и продукты питания.

Рабочий или служащий получает определенное количество карточек на товары, которых вполне для него достаточно. Ярким доказательством этого является то, что, встретившись с немцем, вы, судя по одежде, не скажете, куда он идет – на работу ли, в учреждение ли или просто гуляет.

Рацион продуктов, получаемый немецким рабочим, вполне достаточен для него.

Рабочий по карточке имеет право получать продукты и товары в первом попавшемся магазине, он не закрепляется за определенной торговой точкой.

Обеды в ресторанах вкусны и дешевы. Немец без пива никогда не садится кушать…

Живут рабочие в отдельных домах (по 6-8 комнат) с электрическим освещением и водопроводом. Дома утопают в зелени и фруктовых деревьях. Возле каждого дома разбиты клумбы, имеется огород, на котором рабочий выращивает всевозможные овощи. Дома бывают собственные, но есть дома, принадлежащие предпринимателю, которые с течением определенного времени переходят в собственность рабочего».

Идиллическая картинка немецкой жизни рисовалась для того, чтобы побудить молодежь с энтузиазмом ехать на работу в Германию. Вощило не случайно не стал распространяться о ценах на продовольствие. Раз введено нормированное снабжение, коммерческие цены на продукты питания никак не могли оказаться низкими. А уж все блага, которыми пользовались немецкие рабочие, на «остарбайтеров», конечно же, не распространялись.

Как аналог культа вечно живого Ленина и верного продолжателя ленинского дела мудрого Сталина в Локте возник культ мученика Воскобойника – основателя Локотской республики и его гениального преемника комбрига Каминского.

Биографии Воскобойника и Каминского до сих пор не написаны. Все, что было известно чекистам об их довоенном прошлом, изложено в справке Орловского штаба партизанского движения, составленной в конце 1942 года: «Каминский Б. В. – инженер спиртовой промышленности, участник контрреволюционной чаяновской группы, отбывший несколько лет в концлагерях НКВД в г. Шадринске… Был правой рукой такого же допровца (узника дома предварительного заключения. – Б. С.) – некоего Воскобойника…» Прямо скажем, негусто. И далеко не факт, что Каминский действительно знал видного ученого-аграрника и своеобразного теоретика «крестьянского социализма» Александра Васильевича Чаянова, арестованного в 1930 году по делу мифической Трудовой крестьянской партии.

В Локотском и сопредельных районах находилось немало ссыльных, которым было запрещено жительство в крупных городах. Крестьянство здесь, как и по всей России, не испытывало восторга от коллективизации, а Воскобойник и Каминский восстановили частную собственность на землю, стимулировали частную торговлю в городах. Да и в немцах многие жители видели своих освободителей от большевиков. «Голос народа» публиковал документы из захваченного архива Дмитровского райотдела НКВД. Статья на эту тему в номере от 5 ноября 1942 года была красноречиво озаглавлена «Жизнь на сталинской каторге и ожидание немцев-освободителей». Там, в частности, цитировался секретный отчет райвоенкома Суркова райкому партии: «Гражданка Булатова, работавшая в Дмитровской аптеке, на возмущение гражданки Ткачевой по поводу зверств немецкой армии в оккупированной территории заявила: «А это они не над нашим братом расправляются, это они над партийными, а мы что, сейчас народ подневольный, и тогда будем работать, нам все равно». Люди наивно полагали, что немцы расправляются только с коммунистами, не верили, что в оккупации жизнь каждого будет стоить гораздо меньше, чем даже при большевиках.

Официальной идеологией Локотской республики стал национализм, правящей партией – Русская национал-социалистическая партия, а важным пунктом ее программы – антисемитизм. Один из пунктов этой программы, популярно изложенной в газете «Голос народа» в октябре – ноябре 1942 года, так и назывался «Евреи – враги народа».

Между тем Локоть и другие районы Орловской (включавшей и нынешнюю Брянскую) и Курской областей, входившие в самоуправляющийся округ, располагались вне черты оседлости, и евреев там было немного. Иные из них были чиновниками или сотрудниками НКВД не самого высокого уровня.

«Человек и труд – главное. Всякий организм может процветать лишь тогда, когда отдельные части его здоровы, всякая нация может быть сильной, процветать, когда живется хорошо всем ее представителям. Поэтому любой национализм будет бескровной химерой, пока он не увидит главную свою задачу в заботе о нравственном, духовном и материальном благе всех соотечественников…

Национализм есть социализм, а социализм есть национализм. Это лишь два обозначения одного и того же понятия: руководство естественной творческой человеческой общностью, в центре которой действительно стоит живой человек, а не какая-нибудь абстрактная идея, мертвая машина или какое-нибудь искусственное построение. Эта общность есть народ, который, подобно семье, может, естественно, состоять лишь из людей одинаковой крови…

Только в здоровом теле может находиться здоровый дух. Для практического осуществления этого положения национал-социализм делает все, что только мыслимо для здоровья народа и также для сохранения здорового духовного и нравственного состояния. Ибо он знает, с другой стороны, что человек не может развиваться без отдыха и радости. Врачебное дело под руководством имперского медицинского руководителя стоит на исключительной высоте. Все трудящиеся и их семьи обслуживаются больничными кассами (речь идет о Германии. – Б. С). Особое внимание уделяется своевременному и вследствие этого в большинстве случаев успешному лечению туберкулеза, рака и других тяжелых болезней. При помощи строжайшего контроля за соблюдением мер технической безопасности, производственной гигиены и современнейших защитных средств в промышленности ведется борьба с несчастными случаями и профессиональными болезнями. Народный спорт высоко развит, каждое село, например, имеет свою футбольную команду, бесчисленные, даже самые мелкие местечки имеют бассейны для плавания. Известны блестящие результаты, достигнутые Германией на последней Всемирной олимпиаде 1936 года, в которой принимали участие все государства земного шара (кроме СССР); она вышла победительницей, намного опередив все остальные нации, хотя немецкий народ имел лишь в течение каких-нибудь 3,5 года после окончания годов лишений возможность собраться с силами и тренироваться. Таких примитивных, тесных и нездоровых жилищ, в каких живет большая часть населения Советской России, в Германии вообще не существует. И все же там велось в огромнейшем, сейчас из-за войны ограниченном масштабе строительство новых, еще лучших домов, и теперь уже за период послевоенного строительства готовы еще более грандиозные строительные проекты. Разветвленная до последней деревни организация «Сила через радость» устраивает – и именно во время войны – праздники, концерты, туристические путешествия по Германии и за границу, театральные постановки и киносеансы (ну чем не сегодняшнее молодежное движение «Идущие вместе»? Разве только без бесплатного доступа в Интернет. – Б. С.). При этом, разумеется, во всех больших и малых городах существуют государственные, городские и частные театры и кинотеатры. В одном Берлине существуют, например, свыше 1500 кинотеатров.

От жизненно способного, здорового потомства зависит судьба нации и благополучие граждан. Национал-социализм всецело учитывает это решающее положение, поощряя вступление в брак и объявляя брак ненарушимым, охраняя семью как естественную почву для развития ребенка и особенно оказывая многодетным семействам широкую помощь, придавая исключительное значение воспитанию и закалке подрастающей молодежи, отводя женщине и матери почетное место в народе и создавая многочисленные учреждения о всесторонней заботе о ней».

Вот такой земной рай, свободный от коммунистов и жидов, мечтал создать после войны Каминский на территории Локотской республики, а если повезет, то и во всей России. И с туберкулезом надеялся справиться. Ведь многие обитатели Локтя и его окрестностей были из тюремных и лагерных сидельцев, подхвативших в ГУЛАГе эту страшную болезнь. После освобождения им запрещалось жить не только в Москве и Ленинграде, но и почти во всех областных центрах Европейской России. И оседали бывшие зэки в Локте – от столицы недалеко, да и спиртзавод под боком. Каминский, будь его воля, в каждой деревне футбольную команду организовал бы, чтобы народ спортом занимался, а не о жизни задумывался. И превратил бы Локоть если не в Рио-де-Жанейро, то, по крайней мере, в Нью-Васюки. Аборты бы запретил, за укрепление семьи всячески боролся, признавал бы только церковные браки и поощрял рождаемость.

Но Брониславу Владиславовичу не суждено было дожить до подлинного воплощения своей мечты. За Каминского постарался его лютый враг Иосиф Сталин. Он и на Олимпиаду 1952 года впервые послал советскую команду, поддавшись уговорам сына Василия – большого спортивного мецената. И аборты запретил, и семью «укрепил» – с 1944 года стали признаваться лишь официально зарегистрированные, а не фактические браки. И грандиозные здания в послевоенной Москве возвел – руками зэков и пленных немцев. И клубы, театры и киноустановки появились чуть не в каждом городке или селе – чтобы у народа был культурный досуг. А с евреями Сталин намеревался поступить если не так круто, как Гитлер, то все же достаточно сурово. Судя по некоторым признакам, основную часть еврейского населения СССР собирались– депортировать куда-нибудь в Азию.

Однако, если предположить невероятное и представить, что в случае победы Германии Каминский сменил бы Сталина в Кремле, нашим соотечественникам жилось бы немногим лучше, чем при коммунистах. Частная собственность на землю и свобода торговли, возможно, формально бы и сохранились, но сопровождались бы террором, диктатурой и указанием на лозунг «Фюрер всегда прав!». А в таких условиях свободное предпринимательство быстро деградирует, и шансов выбраться из нищеты у русского народа все равно не появилось бы.

17 ноября 1942 года Каминский вынужден был издать специальный приказ «О борьбе с пьянством»: за курение самогона и употребление оного при исполнении служебных обязанностей полагалось наказание военно-полевого суда – вплоть до расстрела.

Несмотря на все кары, которыми грозил обер-бургомистр и комбриг, в Локотской республике процветало не только пьянство, но и дезертирство. 20 ноября 1942 года, то есть еще до окружения немцев под Сталинградом и всего через несколько дней после высадки союзников в Северной Африке и поражения Эрвина Роммеля под Эль-Аламейном, в «Голосе народа» появилась статья «О дезертирах и партизанах». Тон ее был весьма тревожный. В статье, в частности, говорилось:

«К чему ведет дезертирство? Оно ведет к развалу военных сил новой власти, а при развале этих сил к нам возвратятся наши враги, ведущие против нас жестокую борьбу, партизаны.

Население нашего округа достаточно хорошо знает, что такое сталинские партизаны-бандиты и что они несут для населения. Эти лесные бандиты несут с собой массовый террор… Они убивают не только рядовых работников новой власти, не только старост и полицейских, но и всех мужчин, которые только попадаются им в руки.

Так, например, в Дмитровском районе эти сталинские бешеные собаки убивали лесников, учителей, рабочих, крестьян, шестидесятилетних стариков, инвалидов-рыболовов, предварительно мучая их: они резали свои жертвы ножами, рубили топорами, вырезали куски кожи и позвонки, снимали черепа (вероятно, имеется в виду снятие либо скальпа, либо верхней части черепной коробки. – Б. С), отрубали головы.

То же делали эти кровопийцы и в Брасовском районе; захватив в конце апреля Тарасовку и Шемякино, бандиты-партизаны замучили и расстреляли 115 человек местных жителей, в том числе много женщин и детей, причем половина этих жертв была подвергнута мукам и издевательствам: своим жертвам бандиты сначала отрубали пальцы рук и ног, выкалывали глаза, прокалывали шомполами уши, а через несколько дней совершенно измученных, истекавших кровью, уже полумертвых, расстреливали.

Вот какой кошмарный террор несут с собой партизаны!»

Казалось бы, перед нами образец пропаганды «партизанских зверств», ничего общего не имеющий с действительностью. Однако такое вполне могло произойти на самом деле. Давайте задумаемся: какую цель мог преследовать партизанский террор? Только одну – запугать население и побудить его отказаться от сотрудничества с немцами и от поддержки Локотского самоуправления. И эта цель, судя по росту дезертирства из рядов РОНА и подконтрольных ей деревень, частично достигалась.

Почему же тогда власти Локтя открыто писали о партизанском терроре в своей газете? Ведь получалось, что тем самым они помогают партизанам запугивать население. Но дело в том, что на небольшой территории Локотской республики слухи распространялись очень быстро, в первую очередь через базары в райцентрах. Поэтому местные жители и так были прекрасно осведомлены о партизанском терроре. Руководство же Локотского самоуправления пыталось использовать «партизанские зверства» в своих целях, чтобы побудить солдат и полицейских ожесточенно сражаться с врагом, убеждая, что иначе их ждет мучительная смерть.

А то, что именно на территории Локотской республики партизаны практиковали террор против населения, подтверждают донесения войск по охране тыла немецкой группы армий «Центр». Только в районе 2-й танковой армии, где и располагался Локоть, был зафиксирован ряд случаев массового уничтожения партизанами мирного населения. В тыловых районах других армий, где партизанское движение было не менее развито, подобного явления не отмечалось.

Каминский не только издавал грозные приказы о борьбе с партизанами. Чтобы реально противодействовать их внезапным нападениям, он распорядился создать при штабе моторизованную роту в 150 человек, оснащенную пятью автомашинами, двумя танками и одним 76-мм орудием.

Отнюдь не идеален был моральный облик и самих представителей локотской власти. Так, 1 декабря 1942 года «Голос народа» сообщал о некоем следователе Зарубине, который организовал убийство двух женщин, способных уличить его в присвоении ценностей. Преступник не дожил до суда, умер в тюрьме.

Жители Локотской области в 1941-1942 годах надеялись, что большевики не вернутся никогда. Об этом писал, например, некто Н. Курский в сатирическом стихотворении «Слухи», появившемся в «Голосе народа» 5 ноября 1942 года. Он высмеивал якобы нелепые, преувеличенные слухи о победах Красной Армии, распускавшиеся среди просоветски настроенной части населения, а заключил свой пропагандистский опус следующей оптимистической тирадой:

Отдохнули б вы, подружки,

Было время поболтать:

Четверть века вы трудились

По заказу «выступать».

Врали вы, что было силы;

Надрывались болтовней…

Но… надежды обманули -

Пролетели стороной.

Миновала ваша слава.

Не вернутся «ваши»… нет!

Дуновенье жизни новой

Заметет их волчий след.

Но история распорядилась иначе. Через год на Брянскую землю пришла Красная Армия, а Локотская республика канула в небытие, возродившись на несколько месяцев в совсем уж марионеточной Лепельской республике в Белоруссии.

Бригада Каминского, чья численность к концу существования Локотской республики достигала 12 тысяч человек, не могла самостоятельно справиться с партизанами, которых в одной только Орловской области насчитывалось более 20 тысяч человек. Бойцам РОНА помогали 102-я и 108-я венгерские легкопехотные дивизии и танково-гренадерская бригада полковника Рюбзама. В райцентр Лепель Витебской области бойцы Каминского пришли в августе 1943-го. Вместе с семьями их было больше 30 тысяч человек. Комбриг стал бургомистром Лепеля, возглавив Лепельское окружное самоуправление. Ему приходилось опираться только на своих, орловских. Местное население относилось к чужакам настороженно-враждебно.

После того как армия Каминского покинула подготовленный к эвакуации Локоть, среди бойцов РОНА усилилось разложение. Один из полков во главе со своим командиром Тарасовым собрался в полном составе уйти к партизанам. В последнюю минуту все раскрылось. Тарасова и других офицеров – участников заговора – повесили.

«В Локотском районе Орловской области около двух лет действовала сформированная немцами из военнопленных и предателей бригада Каминского. По сообщению командира партизанского соединения т. Горшкова, в результате проникновения партизанской агентуры в бригаду и проведенной работы по ее разложению бригада перестала существовать как боевая единица. Штаб ликвидирован. Каминский, его заместитель Белый (Белай. – Б. С.) и начальник штаба Шевыкин из Локтя удрали. Один полк разбежался, второй и третий разоружены, командиры этих полков и другой командный состав арестованы».

«Из бригады Каминского… продолжается дезертирство и случаи перехода на сторону партизан. По данным на 4.10 база продовольственного снабжения Лепельской зоны отпускает Каминскому продукты только на 3665 человек. Вероятно, это все, что осталось от его бригады, насчитывавшей в августе 12 тысяч человек».

А 27 октября 1943 года заместитель начальника Центрального штаба партизанского движения С. Бельченко сообщал:

«23.9 в районе Лепель немцы расстреляли командира полка изменников из бригады Каминского за попытку перехода его полка на сторону партизан. 4, 6 и 7 батальоны этой же бригады восстали против немцев и с боем отошли в леса для присоединения к партизанам».

В итоговом отчете 1 –и партизанской бригады имени Заслонова также отмечалось:

«Каминский неоднократно призывал население поддерживать его мероприятия по борьбе с партизанами, помогать «народникам», но все это впустую, так как народ наш в подавляющей массе понимал, кто такой Каминский и его народники. А партизаны так встретили появление в партизанской зоне каминцев, что они вынуждены были ездить на грабеж в окрестные деревни, только имея на вооружении артиллерию и бронетранспортеры. Вскоре предателю Каминскому со всей своей бандой пришлось убраться в другое место на запад. Это поражение Каминский сам признает, как видно из выпущенной им листовки».

Тут партизаны выдавали желаемое за действительное. Бригада Каминского никуда из Лепеля не ушла и еще не раз участвовала в боях с партизанскими отрядами.

В конце августа 1943 года партизаны Белоруссии добились крупного успеха. На их сторону перешла так называемая гвардейская бригада РОА численностью более тысячи человек во главе с полковником В. В. Шлем, имевшим псевдоним Родионов. Она перебила надзиравших за ней немецких офицеров и принесла партизанам весомый приз в виде бургомистра местечка Бегомль Трафимовича и власовца генерал-майора Богданова, бывшего командира 48-й стрелковой дивизии, которых тотчас доставили самолетом в Москву. Гиль был вызван к Сталину, награжден орденом, а затем вернулся в белорусские леса, чтобы во главе собственной бригады, теперь уже 1-й Антифашистской, бороться против немцев. Появилась идея сагитировать Каминского сменить фронт и преобразовать его бригаду во 2-ю Антифашистскую. Бронислав Владиславович, однако, оказался человеком принципиальным и на мировую с Советами не пошел. Да, наверное, и не надеялся на пощаду после всех локотских дел. Каминскому удалось сплотить остатки бригады и побудить часть дезертиров вернуться обратно, так что численность РОНА возросла до 5 тысяч человек. Его бригада принимала участие в последнем крупном немецком наступлении на партизан Лепельской зоны в апреле – июне 1944 года. В ходе этой операции была практически полностью уничтожена 1-я Антифашистская бригада Родионова, а комбриг погиб. Погибли и почти все перебежчики-каминцы.

Затем бригаду РОНА, которая числилась уже в составе войск СС, эвакуировали в Польшу. Бойцам не хватало продовольствия для шедших вместе с ними семей, начались реквизиции продуктов и просто грабежи. В августе солдат Каминского бросили на подавление Варшавского восстания. Здесь насилия достигли высшей точки, причем их жертвами стали преимущественно жители кварталов, не охваченных восстанием. На требование немецкого командования унять своих подчиненных Каминский, произведенный к тому времени в бригадефюреры СС, ответил, что его люди потеряли в борьбе с большевизмом все свое имущество и он не видит ничего дурного в том, что они стремятся поправить свое материальное положение за счет поляков, враждебных немцам. Зверства солдат и офицеров РОНА грозили сорвать капитуляцию частей Армии Крайовой в Варшаве, о которой как раз шли переговоры, и Гиммлер распорядился арестовать Каминского. Комбригу каким-то образом стало известно об этом приказе, и он решил бежать в Карпаты, чтобы там присоединиться к отрядам УПА. Однако далеко не факт, что украинские партизаны пришли бы в восторг от появления в их рядах бригадефюрера СС. Близ Тарнова в Южной Польше машину Каминского задержали люди начальника Краковского СД Вальтера Биркампфа, которые и застрелили комбрига. Позднее они инсценировали нападение на него с целью грабежа и сообщили бойцам РОНА, что их командир погиб от рук бандитов. Это произошло в конце сентября или начале октября 1944 года.

Почти до самого конца Каминский пытался самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни, поддерживать порядок в своей бригаде. Только в последние месяцы, когда РОНА покинула советскую территорию и осталась почти без средств к существованию, комбриг оказался бессилен укротить своих бойцов. Этим и воспользовалось РСХА для его устранения.

И все же истинная причина гибели Каминского кроется, скорее всего, не в бесчинствах его бригады во время Варшавского восстания. Просто еще в июле 1944 года рейхсфюрер СС принял решение сделать основную ставку на генерала А. А. Власова и его Русскую освободительную армию. Каминский мог составить Власову конкуренцию, так как тоже претендовал на лидерство среди русских коллаборационистов. Вот его и убрали, а бригаду РОНА влили в состав 1-й власовской дивизии.

Состояние каминцев было удручающим. Инспектировавший бригаду офицер РОА В. Т. Жуковский позднее рассказывал советским следователям: «После посещения нами этой бригады мы составили акт о ее боевой готовности, где было также указано, что солдаты этой бригады являются морально разложившимися и занимаются бандитизмом и грабежом. Что у всех солдат при себе имеется большое количество золотых вещей, награбленных у мирных жителей».

Что и говорить, в 1944-м даже самые неисправимые оптимисты среди членов коллаборационистских формирований уже не верили в благоприятный для Германии исход войны. Вот и пытались путем «экспроприации» обеспечить себе хоть какое-то будущее на чужбине, ибо знали – на родине их ждет расстрел или в лучшем случае долгие годы в лагерях. Только будущего не оказалось ни у бойцов РОНА, ни у бойцов РОА. Почти все они были выданы западными союзниками на расправу Сталину. Воспользоваться награбленным никому не удалось.

Следует признать, что Каминский до конца остался верен своим убеждениям и собирался драться против большевиков в союзе с кем угодно, хоть с немцами, хоть с УПА. Только вот убеждения у него были преступные, национал-социалистические, и Каминский с РОНА неизбежно должен был соучаствовать в нацистских злодеяниях, включая расстрел заложников и уничтожение «партизанских деревень».


| |