Тема: «Звуки Н - НЬ». Буква Н.
Цель: уточнение произношения звуков Н - Нь, знакомство с буквой Н.
Коррекционные задачи:
Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.
Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.
Развивать звукобуквенный анализ и синтез.
Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.
Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).
Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.
Развивающие задачи : развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.
Воспитательные задачи : воспитание навыков самоконтроля, самооценки.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.
Ход занятия
Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»
II . Работа по теме
1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.
Цель: формирование звукового анализа, синтеза.
Одежда - Кольцо - Диван - Пушка - ОКНА
3 1 3 5
Жук - Овощи - Бинокль - Флаги - КОНИ
- Назвать третий звук в получившихся словах.
2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.
Н - губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,
НЬ - губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,
Н - согласный, звонкий, твердый
НЬ - согласный, звонкий, мягкий
3. Выделение звуков Н - НЬ из слогов. Работа с сигналами.
Цель : развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.
НИК - НАР - НОД - ВЫМ - НЕФ - БЕНЬ - ПУН
МНА - КТУ - РНЕ - БНО - СНЯ - ПРО - ДНЫ
АСНЬ - ЫМН - УПР - ИБН - ИЗНЬ - ОЛП- ЮВН
4. Выделение звуков Н - НЬ из рассказа.
Цель: развитие памяти, фонематическоговосприятия.
Н ин апошла в зоопарк. Девочка приготовила гостин цы для животных. Обезьян ке - бан ан , н осорогу - ан ан ас, а слон у - кон фету.
Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н - Нь вы услышите в рассказе
Кто запомнил слова и сможет их повторить?
В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)
А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)
- Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.
5. Формирование звукового анализа
Цель : развитиемышления, звукового анализа, фонематического восприятия.
Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук - Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.
- Нина проверит, как Вы выполнили задания.
(Индивидуальный подход)
СОСНА - ЕЛКА НИТКА - ИГОЛКА ЗОНТ - ПЛАЩ
КНИГА - ТЕТРАДЬ ЛИМОН - ЯБЛОКО ДЫНЯ - АРБУЗ
6. Физминутка
Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.
- «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»
Хлопаем в ладошки - А когда скажу «Вставай»
Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.
Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,
По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки накрест - опускайся Ножки здесь и ножки там,
И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?
- Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Налево - направо снять - надеть короткий - длинный
Верхний - нижний веселый - грустный высокий - низкий
Высушить - намочить старый - новый опустить - поднять
- Какой звук повторялся во всех ваших словах?
7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.
А) Стоят два ровненьких столбца
И держатся за руки.
Им вместе весело всегда
Они не знают скуки.
Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).
В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)
Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)
Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.
Г) Работа по слоговой таблице.
- Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок
(Индивидуальный подход)
Написать в тетради слово, которое обозначает: (индивидуальное задание каждому ученику)
- предмет для шитья
- предмет для чтения
- южный фрукт
- ночное небесное светило
- название посуды
- короткий гольф
Д) - К какому слову предмету подходит данное слово признак?
Полная ………… (луна) Новая ………(книга)
Пустой ……. (стакан) Синий ……….(носок)
Тонкие …… (нитки) Вкусный …….(банан)
Е) Составить предложения из 4 - 5 слов с получившимися словосочетаниями. Выбрать схему своего предложения, начертить в тетради. (Схемы предложений начерчены на доске).
(Индивидуальный подход)
Ночью светит полная луна.
Пустой стакан стоит на столе.
Тонкие нитки купили в магазине.
У Кати есть новая книга.
Бабушка связала синий носок.
Дети ели вкусный банан.
Ж) - Нина внимательно смотрела, как Вы работаете на занятии, и приготовила Вам конвертик с сюрпризом. Откройте его и посмотрите, что там находится. (Геометрические фигуры).
Составьте из геометрических фигур мордашку, которая подскажет нам, какое настроение у Вас и у нашей гостьи.
Посчитайте, сколько цветов вы использовали, и узнаете, какую оценку Вы получили.
III . Итог занятия.
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 6 VIII вида»
«Звуки [н], [н’], буква: Н»
Учитель-логопед
Тема: Звуки [н], [н’], буква: Н. Чтение и составление слоговых таблиц.
Цели: Закрепить знания о звуках [н], [н’] и их графическом изображении. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Актуализировать знания о слогоразделе, развивать навыки слогового и звукового анализа и синтеза, корригировать фонема тический слух. Упражнять в чтении слогов, двусложных, трёхсложных слов. Закреплять умение работать с предложением. Корригировать мышление, внимание, память. Развивать пространственное и временное восприятия. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать культуру поведения, умение работать в парах, повышать мотивацию к занятиям.
Оборудование: Слоговая таблица, слоговые карточки, звуковые линейки, звуковики, предметные картинки, карточки со словами, конверты с предложением, зеркала, карточки с заданием, ножницы.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2. Повторение.
Ребята, догадайтесь, о чём я говорю: Их мы не видим, а только слышим и говорим. (звуки) А их мы видим и пишем. (буквы)
DIV_ADBLOCK256">
2) Артикуляционная гимнастика. - Мы печём, печём блиночки и для сына и для дочки. (немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая губами, произносить звукосочетания» «пя», «пя», « пя»… - Помешаем ложкой кашу и накормим дочь Наташу. (круговые движения языком). - Ах, какое наслажденье, есть вишнёвое варенье! (слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу сверху вниз).
3. Сообщение темы урока.
Послушайте внимательно загадку. Первый звук в этой отгадке укажет нам звук и букву с которой мы будем сегодня работать. Инструмент бывалый - Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижет. (Ножницы)
4. Характеристика звука.
Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами. – При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба и верхние зубы, воздух идёт через нос. - Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный) - Закройте ушки и послушайте: звонкий он или глухой.(звонкий: выставляется звоночек) - При произнесении звука [нь] – кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжён. - Звук [н] может быть твёрдым и мягким. (выставляются синий и зелёный звуковик)
5.Закрепление буквы Н.
На что похожа буква Н? (висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол, на лавочку, на мост) - Как же получить печатную букву Н?
Вот буква Н - её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна.
Покажите с помощью рук букву Н.
6. Звуковой анализ.
У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, определяют место звука в слове, (или обозначают на схеме-индив. работа).
7. Упражнение для глаз. - « стрельба глазами», « рисование», «бабочка».
8.Чтение и составление слоговой таблицы.
https://pandia.ru/text/78/542/images/image003_35.jpg" alt="D:\Новая папка\фото\граф\Новая папка\IMG00025.jpg" width="266" height="357">
10. Физминутка К нам весна шагает Дети идут,
Быстрыми шагами. высоко поднимая колени.
И сугробы тают под её ногами. Приседают и садятся на корточки.
Чёрные проталины Наклоны к правой и левой
На полях видны. ногам, руки на поясе.
Видно очень тёплые Бег на носочках по кругу.
ноги у весны.
14. Итог. – С каким звуком и буквой мы сегодня работали?
Дайте им характеристику.
Дом. задание. Кроссворд. Отгадать загадки, отгадки начинаются со звука Н.
– Я думаю, наш урок получился интересным и познавательным. Спасибо!
Цель: закрепить навык произношения звуков «Н, НЬ»; развивать фонематический слух; познакомить с буквой.
Задачи:
Обучающие - научить выделять звук «Н» и «НЬ» в слове на слух; научить
определять место звуков Н-НЬ в словах.
Коррекционно – развивающие - развивать фонематический слух, расширять словарь, продолжать учить звуковому анализу слогов; правильно и четко артикулировать.
Воспитательные - развивать интерес к уроку, учить внимательному отношению к слову
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические
Оборудование: Кукла Незнайка, три макета деревенских домика с разноцветными крышами (красной, синей, зеленой), печатные буквы, предметные картинки (носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника и т. д.).
План урока:
Вводная часть
- Организационный момент
- Повторение пройденных звуков и букв
Основная часть
- Переход к новому материалу
- Артикуляция и характеристика звуков
- Самостоятельное выделение звука
- Динамическая пауза
- Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ
- Составление буквы из счетных палочек
- Звуковой анализ слогов
Итог урока
Ход урока:
Вводная часть
1 Организационный момент
Ребята, сегодня в нашу деревню из трех домов приехал Незнайка.
2 Повторение пройденных звуков и букв.
Давайте мы расскажем Незнайке про эти необычные домики с крышами разных цветов в нашей деревне звуков.
Какие звуки живут в домике с красной крышей? (Дети отвечают: А, О, У, Э, И, Ы) Учитель выставляет буквы в домик.
А какие звуки живут в домике с синей крышей? (Согласные твердые: М, П, Т, К) Выставляются буквы.
Какие звуки живут в домике с зеленой крышей? (Согласные мягкие звуки: МЬ, ПЬ, ТЬ, КЬ)
Основная часть
1 Переход к новому материалу
Незнайка привез много гостинцев в нашу деревню звуков. Учитель выставляет картинки и называет предметы, утрированно выделяя звук «Н и НЬ»
Носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника.
Какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Дети: Н и НЬ)
2 Характеристика звуков и артикуляция
Учитель показывает, как произносятся звуки, и объясняет место и способ образования звуков.
Дети самостоятельно произносят звук
Дается характеристика:
«Н» звук согласный, твердый, звонкий
«НЬ» согласный, мягкий, звонкий
3 Самостоятельное выделение звука
Ребята помогите Незнайке разнести подарки по домам.
В какой домик отнесет Незнайка подарки-картинки, с зеленой крышей или с синей?
Каждый из вас возьмет по одной картинке назовет предмет и угадает, какой звук в этом слове «Н» или «НЬ» и отнесет в нужный домик.
Предлагаются картинки: ножницы, нитки, коньки, нож, телефон, носки, лимон, стакан, книга, батон, банан, пион, линейка.
(Каждый ребенок берет по две картинки и вкладывает в нужный дом)
4 Динамическая пауза
Хлопаем в ладоши –
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?
5 Д/И «Найди место звуку»
Незнайка был очень аккуратный и хотел, чтобы каждый находился не только в своем домике, но и на своем месте, в своем окошке.
Давайте поможем нашему другу. Если звук Н или НЬ находится в начале слова, мы картинку разместим в первое окошко, т. е. в начало; если в середине, то во второе окошко, т. е. в середину; если звук в конце, то в третье окошко, т.е. в конец.
Те же самые картинки размещаются в нужное окошко.
5 Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ.
Учитель: Ребята, звук «Н» обозначается буквой Н.(Показывает на карточке.)
Посмотрите и подумайте на что похожа буква Н. (При затруднении предложить свои варианты)
Н похожа На Насест.
Есть, где курочкам присесть.
Н похожа на носилки,
Тут доска посерединке.
Мы за ручки взялись дружно –
Носим мусор куда нужно.
Из каких элементов состоит буква?
(Дети объясняют: из двух длинных и одной короткой)
6 Составление буквы из счетных палочек
7 «Выложи слоги из звуков»
Незнайка принес нам звуковые пеналы, чтобы мы поиграли в игру.
Я произношу слоги, а вы выкладываете из фишек-звуков эти слоги и повторяете, что у вас получилось.
Логопед предлагает: АН, ОН, УН, НИ, ЫН, НЫ.
(На следующем занятии можно предложить звуко-буквенный анализ)
8 Итог
Логопед задает вопрос:
Ребята, а имя Незнайки на какой звук начинается? (НЬ)
Значит, в каком домике поселиться наш гость? (В домике с зеленой крышей)
А где находится звук НЬ в слове Незнайка? (В начале)
Значит, из какого окошка с нами попрощается Незнайка?(Из первого)
Правильно ребята, вы все сегодня были хорошими помощниками Незнайки!
Самоанализ:
Хотелось бы отметить, что занятия, где проводилась сюжетная линия и сказочные герои оправдывают свои цели, так как дети с удовольствиям выполняют задания, и этот прием позволяет большее время концентрировать внимание. Благодаря этому приему, наглядностям дети познакомились, усвоили, запомнили звук и букву Н и научились дифференцировать по твердости и мягкости звуки Н-НЬ. Поставленные мною задачи были выполнены, но инертность в выполнении заданий из-за первичного диагноза
детей, к сожалению, увеличило время занятия.
Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука «Н».
Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
Составление предложений с предлогом «на, над».
Познакомить с образом буквы «Н».
Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.
Ход занятия
1. Разминка для ума.
Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).
Теленок – (в хлеву)
Бельчонок – (в дупле)
Зайчонок – (под кустом)
Медвежонок – (в берлоге)
Лисенок – (в норе)
Вороненок – (в гнезде).
2. Повторение пройденного.
Артикуляционная гимнастика.
Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)
Новый дом высотный строит.
Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)
Новоселы въедут в дом.
3. Новый материал.
Дети, отгадайте загадку:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной
То он серый, то он синий,
То он ярко- голубой. (Небо)
На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)
Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):
Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…
Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.
( дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)
Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.
4. Закрепление нового материала.
У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.
Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:
Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.
Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»
Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.
Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.
Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.
Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа
(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)
После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.
(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).
Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».
Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.
Педагог задает вопросы:
Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже?)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».
(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)
Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».
(- Над зайчонком живет бельчонок).
Физкультминутка
А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.
Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар .)
Превратимся в воронят и... полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящихворонят.)
А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)
Превратились в лягушек и прыгаем, как они.
А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)
А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.
Знакомство с буквой.
У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.
Кого можно услышать? (Звук «Н»)
Кого можно увидеть? (Букву «Н»)
Познакомьтесь! Вот она буква «Н».
Буква «Н» как лесенка,
Все движемся вперед,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовет!
5. Заключительная часть.
Ольга Логинова
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по развитию фонетической стороны речи «Звуки [н]-[н’]. Буква Н»
Структура подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе , развитие фонетической стороны речи по теме : «Звуки Н-Нь . Буква Н » .
Цель занятия : Знакомства со звуком и буквой Н .
Задачи :
Коррекционно - образовательные :
1. Научиться четко артикулировать и произносить звук [Н-Нь] ,давать характеристику и артикуляционный уклад этого звука ; научиться отличать звук от буквы ;
2. Продолжать работу по коррекции фонематических процессов . Выделять звук [Н-Нь] из середины и конца слова;
3. Учить дифференцировать звуки .
4. Познакомиться с буквой Н ;
5. Тренироваться в образовании сложных слов;
Учиться делать звукобуквенный анализ слов .
Коррекционно - развивающие :
1. Совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой
моторики пальцев рук;
2. Активизировать словарный запас на звук
3. Продолжать обучать умению отвечать на заданный вопрос полностью, не односложно.
4. Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Коррекционно-воспитательные :
1. Формировать положительное отношение и интерес к занятиям .
2. Формировать положительную самооценку.
3. Воспитывать отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ :
Предметные картинки на звуки Н-НЬ ;
Тетради, карандаши, разрезные азбуки,
Наборы для составления схем слова;
Демонстрационная карточка с буквой Н и картинка-символ звука .
1. Организационный момент.
Лог.:Ребята отгадайте загадки :
Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
(конь) Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос тыщу рос. (слон)
Какие слова со звуком Н или Нь встретились нам в загадках? – Какой общий звук есть в этих словах ? (Н – Нь)
Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н .
Где спрятался звук Н в слове СЛОН ? – В конце слова.
А Где спрятался звук Н в слове КОНЬ ? – В середине слова
2. Работа над новой темой.
а) Акустико – артикуляционный образ звуков .
Произнесение звуков Н , Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков :
Звук Н – согласный , звонкий, твердый
Звук Нь – согласный , звонкий, мягкий
3. Артикуляционная гимнастика.
Улыбочка
Лопаточка
Чашечка
Вкусное варенье
Лошадка
4. Развитие фонематического слуха
Игра «Повтори»
На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня
Произношение чистоговорок.
На-на- на- На холме сосна. Ны-ны- ны- На небе нет луны
Но-но-но На дворе темно. Онь-онь-онь - Зажигай огонь.
Связь звуков и букв
Буква Н , сказать всем можно,
Очень на кровать похожа.
5. Пальчиковая игра «Гномики-прачки» :
Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики :
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать : (трут кулачки друг о друга)
Токи-рубашки, (загибают пальчики, начиная с больших)
Пики-платочки,
Лики-штанишки,
Чики-носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
6. Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение :
НА НО НИ НЫ НУ
7. Игра «Четвертый лишний» .
Помидор, ЛИМОН, репа, огурец.
КОНФЕТА, яблоко, груша, абрикос.
кофта, куртка, шорты, НОСКИ.
ЛИМОННН, КОНННФЕТА, НННОСКИ – картинки с каким звуком мы выбрали ? – Со звуком Н .
КОНЬКИ, туфли кроссовки, тапочки.
Медведь, КОНЬ, лиса, заяц.
ОЛЕНЬ, индюк, утка, курица.
Выбирают лишнюю картинку и объясняют.
КОНННЬКИ, КОНННЬ, ОЛЕНННЬ – картинки с каким звуком мы выбрали ? – Со звуком Нь .
Попеременное произнесение звуков Н и Нь логопедом , детьми, хором, индивидуально, громко, тихо. Характеристика звуков , сравнение звуков .
8. Работа над предложением
Составьте из слов предложения по опорным словам :
Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки
Никита – санки Марина – зонт Алена - сок
9. Упражнение с разрезной азбукой.
АН – НА – НАМ – НАС – НОС – СОН – СЫН – СЫ – УСЫ
НО – НОТЫ – НОТА – Ната
(повторение правила написания большой буквы в именах собственных).
10. Физминутка.
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны )
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны )
11. Закрепление :
а) Обведение по контуру и печатание буквы
Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее . (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке).
б) Звуковой – анализ слова Нина ,слон
Выкладывание звуковой схемы слова . Составление слова из ранее составленных слогов .
14. Итог занятия .
С какой буквой познакомились ?
Какие звуки эта буква обозначает ?
Дайте характеристику звуку Н , звуку Нь , чем они похожи, чем отличаются?
Какие еще согласные звуки вы помните ?