Лившиц, бенедикт константинович. Бенедикт константинович лившиц Вот оно - ниспроверженье в камень

06 января 1887 - 21 сентября 1938

русский поэт, переводчик и исследователь футуризма

Биография и творчество

Учился на юридическом факультете в Новороссийском (Одесском) и Киевском университетах (закончил в 1912, затем, поступил на военную службу вольноопределяющимся.

После службы вернулся в Киев . В 1909 участвовал в журнале Н. С. Гумилёва «Остров», в 1910 три его стихотворения были напечатаны в петербургском журнале «Аполлон», в 1911 в Киеве вышел первый сборник поэта «Флейта Марсия» (уничтожен цензурой, получил положительную оценку В.Брюсова и Н. Гумилёва).

Зимой 1911 Лившиц через художницу Александру Экстер познакомился с братьями Бурлюками, вместе с которыми организовал творческую группу «Гилея» (позднее - кружок кубофутуристов, к которому примыкали В. Хлебников , А. Кручёных, В. Маяковский). Печатался в сборниках «Садок Судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. Собственное творчество Лившица, однако, далеко от стиля Хлебникова или Кручёных - это предельно насыщенные метафорикой стихотворения изысканной формы, имитирующие стиль Малларме; в текстах 1913-1916 гг. важную роль играет образ Петербурга (цикл «Болотная медуза», где в сложном историософском контексте представлены различные архитектурные и природные памятники города на Неве). По оценке К. И. Чуковского, Лившиц - «эстет и тайный парнасец», «напрасно насилующий себя» сотрудничеством с футуристами; неоднократно творчество Лившица разбирал М. Л. Гаспаров . По воспоминаниям Ахматовой, «поэт Бенедикт Лифшиц жалуется на то, что он, Блок, одним своим существованием мешает ему писать стихи»

До начала войны с Германией Бенедикт Лившиц наряду с другими футуристами был ярким завсегдатаем «Бродячей собаки». Однако, тон в этом заведении всё же задавали не футуристы, а акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились - только под утро. Спустя два десятка лет Бенедикт Лившиц в своих воспоминаниях оставил описания завсегдатаев «Бродячей собаки»:

По словам самого Бенедикта Лившица, "…первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев «Бродячей собаки».

Лившиц запечатлён вместе с Юрием Анненковым , Осипом Мандельштамом и Корнеем Чуковским на фотографии первых дней Первой мировой войны, подаренной впоследствии Анненкову Анной Ахматовой. По воспоминаниям Анненкова,

Неизвестным фотографом оказался «сам» Карл Булла, из мастерской которого эта фотография впоследствии получила распространение.

В годы Первой мировой войны он был ранен на фронте, награждён Георгиевским крестом за храбрость. В 1914 принял православие, в честь крестного отца, К. И. Арабажина взял отчество Константинович (по рождению - Наумович), вернулся в Киев. В 1922 переселился в Петроград.

Опубликовал сборники стихотворений «Волчье солнце» (Херсон , 1914), «Из топи блат» (Киев, 1922), «Патмос» (М., 1926), «Кротонский полдень» (М., 1928). После 1928 года стихов практически не публиковал, хотя работал над книгой «Картвельские оды».

Ещё с дореволюционного времени Бенедикт Лившиц много занимался художественным переводом, став одним из лучших русских интерпретаторов французского символизма (Лафорг, Корбьер, Роллина и особенно Артюр Рембо). Известность ему принёс сборник переводов из французской поэзии «От романтиков до сюрреалистов» (1934), его переводы неоднократно переиздавались после посмертной реабилитации. В 1933 г. опубликовал книгу воспоминаний «Полутораглазый стрелец», посвященную футуристическому движению 1910-х гг.

Гибель

В октябре 1937 года Лившиц был арестован, 21 сентября 1938 расстрелян по ленинградскому «писательскому делу» вместе с Юрием Юркуном и Валентином Стеничем . По сфальсифицированной при реабилитации версии, умер от сердечного приступа 15 мая 1939 года. Реабилитирован в 1957.

Жена поэта, Е. К. Лившиц (1902-1987), находилась в заключении. Сын поэта - Кирилл Лившиц, рожденный в 1925 году, погиб осенью 1942 года в Сталинградской битве.

Произведения

  • Полутораглазый стрелец. Л.: Издательство писателей, 1933. - 300 с.:илл. [Тираж 5300 экз.]
  • У ночного окна. М.: Прогресс, 1970. («Мастера перевода»)
  • Полутораглазый стрелец: Воспоминания. М.: Художественная литература, 1991.
  • Письма Бенедикта Лившица к Давиду Бурлюку // Новое литературное обозрение. 1998. № 31. С.244-262.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы. 1914 год

Сегодня я решил вспомнить, друзья, поэта, прозаика, изумительного переводчика французской поэзии - Бенедикта Лившица, - чьё имя неотделимо от эпохи, названной ещё более ста лет тому назад Серебряным веком.

Добрый товарищ Осипа Мандельштама и Владимира Маяковского; некоторое время сподвижник тех, кто называл себя футуристами, - Бенедикт Лившиц, увы, до сих пор недооценён как оригинальный поэт.

Давайте прочитаем его стихотворение из сборника «Патмос», - озаглавленного по имени места изгнания Иоанна Богослова (поэт использовал название острова Патмос как символ Откровения о конечных судьбах мира):

Я знаю: в мировом провале,
Где управляет устный меч,
Мои стихи существовали
Не как моя - как Божья речь.

Теперь они в земных наречьях
Заточены, и силюсь я
Воспоминанием извлечь их
Из бездны инобытия.

Пою с травой и с ветром вою,
Одним желанием греша:
Найти хоть звук, где с мировою
Душой слита моя душа.

Бенедикт Лившиц, 1919-й год. Из книги «Патмос».

Историки литературы хорошо знают, что оставивший замечательные мемуары об эпохе русского футуризма Бенедикт Лившиц (его легендарная книга «Полутораглазый стрелец» была выпущена в 1933-м), - довольно скоро отошел от своих соратников. Их публичная деятельность, а зачастую и творчество - всё больше сводилась к эпатажу и увлечениям агрессивными ритмами современности.

«...Он хотел иметь почву под ногами, - писал о поэте литературовед Адольф Урбан. - В его самосознании большое место занимали метафизические проблемы. Отрицать культуру - пусть даже только на словах - он не мог...»

Жизненная судьба Бенедикта Константиновича сложилась трагически. Осенью 1938 года он был арестован и расстрелян по надуманному обвинению «за участие в антисоветской организации». В тюрьме его жестоко мучили.

Скажу ещё, что весной 1914-го года поэт принял православие. Он крестился в петербургском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Его вдова, Екатерина Константиновна, с которой Лившиц венчался в ранние годы советской власти, - всю войну провела в сталинских лагерях и дожила до 1987-го года.

Чудесные стихи Бенедикта Лившица о Петербурге, его образцовые переложения из Верлена, Рембо и Аполлинера; из классической и новейшей грузинской поэзии - и поныне остаются лучшими образцами высокого искусства перевода.

Что же до религиозных, духовных мотивов в его поэзии, то в стихах из книги «Патмос» - идущих прямо вослед тем, что я вам читал - были такие строки:

...И вот - земля, в ее зеленоватом,
Как издали казалось мне, дыму,
Откуда я на тех, кто был мне братом,
Невидящих очей не подыму.

Как мне дано, живу, пою по слуху,
Но и забывши прежнюю звезду,
К Отцу, и Сыну, и Святому Духу
Я вне земного времени иду.

Бенедикт Лившиц, декабрь 1919-го года

) - русский поэт, переводчик и исследователь футуризма.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился 25 декабря 1886 года (6 января 1887 года по новому стилю) в Одессе, в семье негоцианта, купца второй гильдии Нахмана Моисеевича Лившица и Теофилии Бенедиктовны Лившиц (в девичестве Козинской, 1857-1942) . Отец был занят в маслобойном и молочном деле (контора располагалась в доме Бродского на Московской улице), владел кирпичным заводом на Жеваховой горе , держал бакалею и колониальную торговлю в доме Диалегмено на углу Елисаветинской и Торговой улиц .

    Окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию (1905). В автобиографии он написал:

    Уже с первого класса, то есть за два года до начала изучения греческого языка, нам в так называемые «свободные» уроки преподаватель латыни последовательно излагал содержание обеих гомеровых поэм. За восемь лет моего пребывания в гимназии я довольно хорошо уживался со всем этим миром богов и героев, хотя, возможно, он представлялся мне в несколько ином ракурсе, чем древнему эллину: какой-то огромной, залитой солнцем зелёной равниной, на которой, словно муравьи, копошатся тысячи жизнерадостных и драчливых существ. Овидиевы «Метаморфозы» мне были ближе книги Бытия: если не в них, то благодаря им, я впервые постиг трепет, овладевающий каждым, кто проникает в область довременного и запредельного. Виргилий, напротив, казался мне сухим и бледным, особенно по сравнению с Гомером. Горация я любовно переводил размером подлинника ещё на школьной скамье, но несравненное совершенство его формы научился ценить лишь позднее.

    - Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. - Л.: «Советский писатель», 1989

    Затем учился на юридическом факультете в Новороссийском (1905-1906) и с января 1907 года Киевском университетах. 17 ноября 1907 года он был исключён из университета из-за участия в студенческой сходке, с января по август 1908 года жил в Житомире , затем восстановился в университете, который окончил в 1912 году и поступил вольноопределяющимся на военную службу. С 1 октября 1912 по 1 октября 1913 года проходил службу в селе Медведь.

    «Помню, мы втроём, художник Анненков, поэт Мандельштам и я, шли по петербургской улице в августе 1914 г. - и вдруг встретили нашего общего друга, поэта Бен. Лившица, который отправлялся (кажется, добровольцем) на фронт. С бритой головой, в казенных сапогах он - обычно щеголеватый - был неузнаваем. За голенищем сапога была у него деревянная ложка, в руке - глиняная солдатская кружка. Мандельштам предложил пойти в ближайшее фотоателье и сняться (в честь уходящего на фронт Б. Л.)» .

    25 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге на фасаде дома 19 по Баскову переулку был установлен мемориальный знак «Последний адрес » Бенедикта Константиновича Лившица .

    Семья

    • Братья - Иосиф (Осип) Наумович Лившиц (1888-?), врач (жил в Проскурове); Моисей Наумович Лившиц (1889-1973), экономист, краевед (жил в Киеве).
    • Первая жена (1915-1921) - Вера Александровна Арнгольд (урождённая Жукова, по сцене Вертер; 1881-1963), актриса, двоюродная сестра Андрея Белого . Сын Александр (1916-1927) умер от скарлатины.
    • Вторая жена (1921) - Екатерина Константиновна Лившиц (урождённая Скачковa-Гуриновская; 1902-1987), в 1940-1947 годах находилась в заключении. Сын - Кирилл Бенедиктович Лившиц, рождённый в 1925 году, погиб 18 октября 1942 года в Сталинградской битве.
    • Двоюродный брат - Бенедикт Шмулевич Дукельский-Диклер (1886-?), поэт, автор поэтических сборников «Appassionato» (Петербург, 1922) и «Сонеты» (Париж , 1926).

    Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

    Произведения

    • Флейта Марсия. Киев, тип. а/о «Петр Барский в Киеве», 1911, - 150 экз.
    • Волчье солнце. Херсон, «Гилея», 1914.- 480 экз; 2-е изд. М., тип. «Мысль», 1914. - 400 экз.
    • Из топи блат. Киев, изд. Слуцкого, 1922. - 1 000 экз.
    • Патмос. М., «Узел», 1926. -700 экз.
    • Кротонский полдень. М., «Узел», 1928. - 1 000 экз.
    • Гилея. Нью-Йорк, изд. М. Н. Бурлюк, 1931, - 1 000 экз.
    • Лившиц Бенедикт. Полутораглазый стрелец. - Л. : Издательство писателей, 1933. - 300 с. - 5300 экз.
    • От романтиков до сюрреалистов: Антология французской поэзии. Л.:

    Бенеди́кт Константи́нович Ли́вшиц (первоначально Бенедикт На́хманович , в быту Нау́мович ; 25 декабря 1886 [6 января ], Одесса - 21 сентября , Ленинград) - русский поэт, переводчик и исследователь футуризма.

    Биография и творчество

    Родился 25 декабря 1886 года (6 января 1887 года по новому стилю) в Одессе, в семье негоцианта, купца второй гильдии Нахмана Моисеевича Лившица и Теофилии Бенедиктовны Лившиц (в девичестве Козинской, 1857-1942) . Отец был занят в маслобойном и молочном деле (контора располагалась в доме Бродского на Московской улице), владел кирпичным заводом на Жеваховой горе , держал бакалею и колониальную торговлю в доме Диалегмено на углу Елисаветинской и Торговой улиц .

    Окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию (1905). В автобиографии он написал:

    Уже с первого класса, то есть за два года до начала изучения греческого языка, нам в так называемые «свободные» уроки преподаватель латыни последовательно излагал содержание обеих гомеровых поэм. За восемь лет моего пребывания в гимназии я довольно хорошо уживался со всем этим миром богов и героев, хотя, возможно, он представлялся мне в несколько ином ракурсе, чем древнему эллину: какой-то огромной, залитой солнцем зелёной равниной, на которой, словно муравьи, копошатся тысячи жизнерадостных и драчливых существ. Овидиевы «Метаморфозы» мне были ближе книги Бытия: если не в них, то благодаря им, я впервые постиг трепет, овладевающий каждым, кто проникает в область довременного и запредельного. Виргилий, напротив, казался мне сухим и бледным, особенно по сравнению с Гомером. Горация я любовно переводил размером подлинника ещё на школьной скамье, но несравненное совершенство его формы научился ценить лишь позднее.

    - Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. - Л.: «Советский писатель», 1989

    Затем учился на юридическом факультете в Новороссийском (1905-1906) и с января 1907 года Киевском университетах. 17 ноября 1907 года он был исключён из университета из-за участия в студенческой сходке, с января по август 1908 года жил в Житомире , затем восстановился в университете, который окончил в 1912 году и поступил вольноопределяющимся на военную службу. С 1 октября 1912 по 1 октября 1913 года проходил службу в селе Медведь.

    «Помню, мы втроём, художник Анненков, поэт Мандельштам и я, шли по петербургской улице в августе 1914 г. - и вдруг встретили нашего общего друга, поэта Бен. Лившица, который отправлялся (кажется, добровольцем) на фронт. С бритой головой, в казенных сапогах он - обычно щеголеватый - был неузнаваем. За голенищем сапога была у него деревянная ложка, в руке - глиняная солдатская кружка. Мандельштам предложил пойти в ближайшее фотоателье и сняться (в честь уходящего на фронт Б. Л.)» .

    25 декабря 2016 года в Петербурге на фасаде дома 19 по Баскову переулку был установлен мемориальный знак «Последний адрес » Бенедикта Константиновича Лившица .

    Семья

    • Братья - Иосиф (Осип) Наумович Лившиц (1888-?), врач (жил в Проскурове); Моисей Наумович Лившиц (1889-1973), экономист, краевед (жил в Киеве). Двоюродный брат - Бенедикт Шмулевич Дукельский-Диклер (1886-?), поэт, автор поэтических сборников «Appassionato» (Петербург, 1922) и «Сонеты» (Париж , 1926).
    • Первая жена (с 1915 по 1921 год) - Вера Александровна Арнгольд (урождённая Жукова, по сцене Вертер; 1881-1963), актриса, двоюродная сестра Андрея Белого . Сын - Александр (1916-1927), умер от скарлатины.
    • Вторая жена (с 1921 года) - Екатерина Константиновна Лившиц (урождённая Скачковa-Гуриновская; 1902-1987), в 1940-1947 годах находилась в заключении.
      • Сын - Кирилл Бенедиктович Лившиц (25 декабря 1925 г. - 18 октября 1942 г.), погиб в Сталинградской битве, похоронен на Мамаевом кургане..

    Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

    Произведения

    • Флейта Марсия. Киев, тип. а/о «Петр Барский в Киеве», 1911, - 150 экз.
    • Волчье солнце. Херсон, «Гилея», 1914.- 480 экз; 2-е изд. М., тип. «Мысль», 1914. - 400 экз.
    • Из топи блат. Киев, изд. Слуцкого, 1922. - 1 000 экз.
    • Патмос. М., «Узел», 1926. -700 экз.
    • Кротонский полдень. М., «Узел», 1928. - 1 000 экз.
    • Гилея. Нью-Йорк, изд. М. Н. Бурлюк, 1931, - 1 000 экз.
    • Лившиц Бенедикт. Полутораглазый стрелец. - Л. : Издательство писателей , 1933. - 300 с. - 5300 экз.
    • От романтиков до сюрреалистов: Антология французской поэзии. Л.:

    Бенедикт Лившиц родился в Одессе. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета, затем перевелся в Киевский университет, который окончил в 1912 г. Затем - служба вольноопределяющимся в 88 пехотном полку.
    В 1914 г. был призван из запаса и принимал участие в боевых действиях, был ранен. Награжден Георгиевским крестом.
    Первые стихи были опубликованы в 1909 г. в «Антологии современной поэзии» (Киев). В 1910 г. Бенедикт Лившиц становится сотрудником журнала .
    Вместе с Д. и В. Бурлюками, В. Маяковским, состоял в объединении футуристов . Печатался в сборниках «Садок Судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. Автор нескольких поэтических сборников, в том числе «Флейта Марсия» (1911, уничтожен цензурой), «Волчье сердце» (1914), «Из топи блат» (1922), «Кротонский полдень» (1928).
    Рано простившись с , в 1933 г. Бенедикт Лившиц вновь обратился к эпохе его расцвета, уже как мемуарист, и опубликовал книгу воспоминаний , считающуюся одним из лучших произведений русской мемуаристики, посвященной 1910-м годам ХХ в.
    В 1934 г. увлекшись поэтическими переводами, Лившиц выпустил сборник французской поэзии ХIХ-ХХ веков, названный «От романтиков до сюрреалистов».
    Репрессирован в 1939 г.

    СТИХИ

    Никого кроме нас… Как пустынна аллея платановая!
    В эти серые дни на бульвар не приходит никто.
    Вот - одни, и молчим, безнадежно друг друга обманывая:
    Мы чужие совсем - в этих темных осенних пальто.

    Все аллеи как будто устелены шкурою тигровою…
    Это - желтое кружево листьев на черной земле.
    Это - траур и скорбь. Я последнюю ставку проигрываю
    Подневольным молчаньем - осенней серебряной мгле.

    Что ж, пора уходить?.. улыбаясь, простимся с безумиями…
    Только как же сказать? - ведь осеннее слово - как сталь…
    Мы молчим. Мы сидим неподвижными скорбными мумиями…
    Разве жаль?
    1908

    Не собран полнолунный мед
    И ждут серебряные клады
    Хрустальных пчел, и водомет
    Венчальным веером цветет,
    И светлым ветром реют хлады,
    А ты в иные серебра
    Скользишь селеньями Селены,
    Забыв у томного шатра
    Протянутый в твое вчера
    Мой гиацинт, мой цвет нетленный.
    И вновь из дальнего ручья,
    Рожденная в напрасном слове,
    Приподымаешься - ничья! -
    Возлить трилистник лезвия,
    Луннеющего наготове.
    1913

    ДАВИДУ БУРЛЮКУ

    Сродни и скифу и ашантию,
    Гилеец в модном котелке,
    Свою тропическую мантию
    Ты плещешь в сини, вдалеке.

    Не полосатый это парус ли,
    Плясавший некогда рябо,
    Прорвавшись в мюнхенские заросли
    На пьяном корабле Рембо?