Листья Фёдора Тютчева. Листья тютчев стихи

Цели:

  • ознакомить учащихся с краткой биографией поэта, с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева;
    совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух;
  • воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе;
  • воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, листья и хвоинки.

Наглядность: портрет Ф.И.Тютчева, картина И.И.Левитана “Золотая осень”, музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы с вами отправились в одно из прекрасных времён года. Какое время года мы посетили? (Приложение , слайд 1)
– Картина какого художника нам помогла побывать в гостях у весны? (И. Левитан «Весна. Последний снег»).
– Скажите с творчеством какого поэта мы начали знакомиться?
– Что вам было задано на дом?
– Я предлагаю вам ребята ещё раз послушать сообщение о Ф.И.Тютчеве.

Слово ученика о жизни поэта. (Приложение , слайд 2)

– Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу за границу. На чужбине он прожил 21 год. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своём журнале «Современник». А первый сборник стихов вышел, когда поэту исполнилось 50 лет. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.

А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение «Весенняя гроза» наизусть и научились его читать (2 уч).

3. Создание зрительного образа. Установка на восприятие стихотворения. Дыхательная гимнастика.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости в другое время года. Вы сейчас немного отдохните, постарайтесь представить ту картину, которую я буду описывать (звучит музыка) . Дышите медленно и глубоко. (Приложение , слайд 3)
– Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья…
– Ребята, картину какого времени года вы увидели?
– В какое время года мы отправимся?
– Посмотрите на картину И.И.Левитана “Золотая осень”. (Приложение , слайд 4) Мы с вами уже работали с этой картиной на ИЗО. Кто её написал? (И.И.Левитан). Как она называется? («Золотая осень») . В каком музее выставлена? Какие чувства она у вас вызывает? Легко ли вам выразить свои чувства обычными словами?

Подготовка речевого аппарата к работе

– Я думаю, все вы согласитесь с тем, что осень – самое красивое время года.
– Произнесите с разной интонацией (с безразличием, поставьте вопрос, радостно): осень – самое красивое время года.

5. Объявление темы и целей урока

– Ребята, кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
– Каких поэтов, писавших об осени вы знаете?
– Одним из таких поэтов был Ф.И.Тютчев. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением “Листья”. Тема урока: “Ф.И.Тютчев «Листья»” (Приложение , слайд 5)
Наша цель – продолжить знакомство с его творчеством на основе анализа стихотворения, написанного в 1830 году, а также научиться понимать значение конкретных деталей в изображении природы.
– По названию можно определить о чем будет идти речь в стихотворении? (О листьях).

6. Работа над текстом стихотворения

– Я прочитаю стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», а вы послушайте и постарайтесь увидеть, понять и почувствовать, как поэт изобразил жизнь листьев, которых мы часто не замечаем?
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Определите тему стихотворения. (Листья).
– Какие чувства вы испытывали при прослушивании? (Веселье, радость, восторг, гордость).
– От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев).
– Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах).
– Докажите. (Листья играют, купаются, хотят улететь).
– Как этот приём называется в поэзии? (Олицетворение).
– Откройте учебник.

Чтение первой строфы учителем:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

– О чём первая строфа? (О соснах и елях, об иголках, которые всегда зелёные, но уже не свежие, вечнозеленые сосны и ели с их тощей зеленью всегда одинаковы и потому скучны).
– Почему зелень сосен и елей названа тощей?
– Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”? (Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться).
– В первой строфе речь идет о размеренной и спокойной жизни сосен и елей.
– Ритм строфы тоже спокойный и размеренный. Или нет? Почему? Как листья говорят о соснах и елях? (В первой строфе звучит неприятие однообразной и скучной жизни, спокойной жизни. Заносчиво, гордясь собой, зазнаются).

Самостоятельное (жужжащее) чтение 1 строфы уч-ся.

Чтение второй строфы учителем:

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе!..

– О чем вторая строфа? (О листьях.).
– Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Почему листья называют себя «легким племенем»?
– Почему именно сосны и ели противопоставлены листьям? (В первой строфе - снег, метель, сон елей и сосен, скука и; во второй - блеск, разнообразие красок, красота. Листья говорят о радости краткой, но яркой, наполненной жизни).
– Назовите глаголы первой и второй строфы. (Приложение , слайд 6)

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались

– Давайте, посмотрим на действие сосен и елей. (Однообразие, застой).
– Сравните, как живет это “легкое племя”? (Веселье, радость, движение).
– Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное».
– Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен.
– С каким чувством нужно читать эту строфу? (Радостно, с чувством гордости, превосходства, упоения жизнью).

Чтение второй строфы учителем и уч-ся хором.
Один ученик читает выразительно вслух.
Чтение третей строфы учителем.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

– Как изменяется картина, время года в третьей строфе? (На смену лету приходит осень).
– Меняется ли настроение листьев? (Листья сожалеют о том, что лето прошло).
– Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели.
– Согласны листья с этим однообразием, с такой жизнью? (Нет).
– Какова мысль этой строфы? (У листьев нет жизни как у хвойных, они вынуждены завять, опасть. Они выбирают жизнь в движении.)
– Продолжаем выписывать глаголы, относящиеся к листьям:

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь

– Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.
– Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? (Дети находят значение слова «зефиры»).
– Это люди в Древней Греции придумали название для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово – «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идёт либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
– Как будем читать третью строфу? (Сначала с сожаленьем, а потом с вдохновеньем).

Чтение третей строфы уч-ся самостоятельно.
Один ученик читает выразительно вслух

7. Физминутка

Вот и мы с вами представим себя листиками и полетаем:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются)
Закружились (кружатся) , полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам)

8. Работа над текстом стихотворения (продолжение)

Чтение четвёртой строфы учителем.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зовут листья и зачем? (Они призывают ветер и это просто ветер, а буйный, сносящий все на своем пути, листья требуют перемен).
– В чем особенность просьбы листьев, как они просят ветер? (Это не мольба, а призыв).
Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.
– Какие глаголы можем выписать в таблицу?

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь
сорвите
умчите
ждать не хотим
летим

– Мы записали глаголы, которые обозначают стремительное действие.
– Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это).
– Посмотрите на таблицу, сравните глаголы, скажите какой характер листьев? (Неугомонные, весёлые, жизнерадостные, смелые, отчаянные).
– Какие две жизни, два стиля жизни показаны в стихотворении? (Долгий, однообразный и не долгий, активный, энергичный).
– Поэт и нам предлагает сравнить и подумать: какая жизнь лучше?

9. Рефлексия

– А кого бы вы поддержали? Выберите: хвоинки – символ долгой и однообразной жизни или листья – символ яркой и краткой жизни.
– Мы разобрали стихотворение, давайте ещё раз вслушаемся в строки этого стихотворения. (Выразительное чтение стихотворения учеником).
– Посмотрите, вы показали своё отношение к жизни листьев. И нам видно, что весёлая и беззаботная жизнь вам ближе, значит, ваше детство можно назвать счастливым.

10. Домашнее задание. (Приложение , слайд 7)

– Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.
– Подготовить выразительное чтение стихотворения.

11. Итог урока

/ / / Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Листья» и Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

А. Фет и Ф. Тютчев – мастера пейзажной лирики. Картины природы для них – не только отображение окружающего мира, но и движущая сила человеческой души. Многие стихи названных поэтов посвящены осени. Эту тему раскрывают и произведения «Листья» Ф. Тютчева и «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Главное их различие в том, что в центре «Листьев» – природа, а в Фетовском произведении – человек.

А. Фет описывает ощущения лирического героя, который оказывается сам посреди леса. Он пытается понять, отчего ему «шумно, и жутко, и грустно, и весело», но не может совладать собой. Второй куплет стиха посвящен осеннему пейзажу. Природа здесь не статичная, а динамичная: «все гудет и колышется», кружится листва.

Внимание лирического героя привлекает звук из медного рога. Автор не указывает его на источник, но герой наслаждается им, видимо благодаря тому, что медный зов оживляет монотонное осеннее шуршание. Кроме того, рог подсказывает, что где-то рядом человек, который, наконец, нарушит тягучее ощущение одиночества.

В стихотворении Ф. Тютчева «Листья» природа оживает в его воображении, получая возможность рассказать больше, чем может увидеть человеческий глаз. Лирическим героем выступают листья. В первом куплете они вместе с автором размышляет над «вечностью» ели. Поэт считает, что иглы ее не бывают свежими, хоть и не желтеют. Зелень ели не роскошная, а тощая. То ли дело листики, которые каждый год осыпаются золотым дождем. В первой строфе образ лирического героя полностью сливается с автором.

Следующие три строфы написаны от имени листьев. Они называют себя цветущим племенем, гостем на сучьях. Листья осенние, на что указывают их воспоминания об ушедшем лете. Для них это была прекрасная пора игр с лучиками и купания в росе. Осенью уже желтеющее «племя» наблюдает за птицами и очень хочет улететь с ними. Листики понимают, что без помощи ветров путешествовать не получится, поэтому умоляют их: «Сорвите, умчите, … Мы с вами летим».

Таким образом, природа в стихе Ф. Тютчева не просто оживает, а предстает в образе любителя приключений. Можно предположить, что под образами спящих елей, у которых нет стремления ни к чему, и под образом листьев-энтузиастов автор скрывают соответствующие человеческие натуры.

А. Фет и Ф. Тютчев создают неповторимые картины при помощи системы художественных средств. В обеих стихах используется олицетворение: «Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые что мне листы» (А. Фет); «Игрались с лучами» (А. Тютчев). Также в каждой строфе есть метафоры и эпитеты. Тропы придают строкам живости, делают их ярче.

Стих А. Фета состоит из трех катренов, а Тютчева – из четырех восьмистиший. Строки Фетовского произведения, в отличие от Тютчевского, состоят из разного количества стоп. В обеих стихах разделение на куплеты продиктовано содержанием.

Стихотворения «Листья» и «Ель рукавом мне тропинку завесила» показывают, насколько многогранные явления природы. Человек видит ту грань, которая на данный момент близка его душе.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Листья.

О стихотворении Тютчева «Листья»

«Листья» . В стихотворении Тютчев написал о том, как листья, некогда зелёные и свежие, тоскуют зимой на голых ветках. Они стремятся туда, в южные страны, куда дуют ветры, куда улетели их друзья-птицы. Летом листья были вместе со всей природой, с деревьями, с солнцем. Они цвели и блестели во всей своей живой красе. Но зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии. Тютчев сказал в этом стихотворении о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства, гармонии.

Это стихотворение, в отличие от многих стихотворений, не гимн могучей природе, а скорее жалоба на то, что лето проходит так быстро и так же быстротечна жизнь листьев.

Листья просят ветер унести, взять их с собой, чтобы жить полной, радостной жизнью. Разумеется, за всем этим скрываются и более глубокие мысли поэта о жизни человеческой, её быстротечности, её красоте и печали.

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю . И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», - отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», - вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», - именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Ответы на вопросы к стихотворению Тютчева «Листья»

1. Всё стихотворение - прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой - резкие порывы ветра в кронах деревьев?

В первых трёх строфах мы слышим весёлый лепет листьев, а в последней строфе на кроны деревьев налетают резкие порывы ветра: голоса листьев становятся более резкими, убыстряются (почти во всем благодаря большенному количеству звуков С в этих строчках).

3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

После чтения этого стихотворения остаётся хорошее настроение, ведь листья не падают духом с приходом зимы, они как и раньше активны, бодры, веселы, они собираются лететь в тёплые края совместно с ветрами.

1. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?

«Неохотно и несмело…»: пламень белый и летучий - визуальное ощущение молнии: она раскалённая добела, быстрая, рассекает воздух, и мы не успеваем чётко разглядеть её границы; раскаты громовые - звук грома; смятенная земля - земля после дождя и ветра: мокрая, примятая; принахмурилась земля - из-за туч на земле показались тени, стало пасмурно;

«С поляны коршун поднялся…»: два живых крыла - крылья, которые работают, могут легко поднять коршуна в воздух; природа-мать - природа-прародительница всего, ведь всё на свете появилось из неё, в том числе человек;

«Листья»: тощая зелень - иголки сосен и елей; легкое племя - листья; буйные ветры - сильные ветры.

Размер стиха?

Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге.

Метафоры и олицетворения?

«Их тощая зелень,Как иглы ежа.»-это сравнения.
«сосны и ели… Закутавшись, спят»,»На сучьях гостим,… играли, купались, (имеются ввиду листья)»-олицетворение.
«тощая зелень»,»На сучьях гостим»,»красное лето»,»С докучных ветвей»-это метафоры.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Если читать стих «Листья» Тютчева Федора Ивановича впервые, не сразу удастся определить, к какому жанру оно относится. Это произведение было написано, когда Тютчеву было 17 лет. В начале стихотворения автор описывает спящий зимний лес, поэтому «Листья» можно отнести к пейзажной лирике. Но затем в строчках появляются глубокие философские мысли. Тютчев проводит аналогию между красивыми листьями и человеческими судьбами. В силу своей молодости поэт считает, что старость - это абсолютно бесполезный период жизни человека. Построив стихотворение как монолог листьев, автор сравнивает их с молодым поколением, живущим яркой насыщенной жизнью.

Тощая зелень елок и сосен, которая никогда не желтеет, но не отличается свежестью листьев, ассоциируется у Тютчева с людьми старшего поколения. Проходит лето, отцветают цветы, улетают птицы, и листья не хотят висеть на деревьях и желтеть. В этих строках автор размышляет о том, что молодость быстро проходит, наступает старость, которая ничем не примечательна, кроме постоянных болезней и разочарований. Юный Тютчев не осознает, что прожитые годы приносят человеку бесценный опыт, он становится мудрым и рассудительным. Автор надеется, что старость не коснется его самого. Он призывает ветер скорее сорвать с деревьев пожелтевшие листья, тем самым выражая надежду не дожить до преклонных лет, а покинуть этот мир молодым и здоровым человеком. Надеждам Тютчева не суждено было сбыться, несколько последних месяцев жизни он был прикован к постели и не мог обходиться без помощи посторонних.

Учить это стихотворение можно на уроке литературы в классе или оставить для самостоятельного изучения в качестве домашнего задания. Прочитать текст стихотворения Тютчева «Листья» онлайн или скачать его полностью можно здесь.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..