Личное знамя богдана хмельницкого. Воссоединение украины с россией

Вконтакте

Одноклассники

18 июля глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил об учреждении нового государства под названием Малороссия. Столицей данного государства был провозглашен Донецк, а государственным флагом - стяг гетмана Богдана Хмельницкого, возглавляющего в XVII веке казацкое восстание против Речи Посполитой, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра и Киев окончательно отделились от Королевства Польского и Великого княжества Литовского и вошли в состав России.

«Государственным флагом Малороссии признается флаг Богдана Хмельницкого… Мы исходим из того, что Донецкая народная республика, наряду с Луганской народной республикой, остаются единственными территориями Украины, не считая Крыма, на которых сохранилась законная власть», - отметил Александр Захарченко.

Флаг состоит из коричневого полотна с откосом, направленным вверх. В центре флага на белом фоне нарисован золотой крест, шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и аббревиатура Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В.З, которая расшифровывается как: «Богдан Хмельницкий - Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».

Флаг изготовлен из 2-х кусков льна с малиновой оторочкой. Инициалы и аббревиатура нанесены масляными красками. По мнению историков, изображение на флаге говорит о покровительстве Господа над независимой казачьей республикой и, в том числе право казаков жить на земле предков.

В данный момент личный флаг Богдана Хмельницкого пребывает в шведском Военном музее в Стокгольме. Считается, что казаки в 1651 году утратили его, в результате поражения польско-литовской армии в ходе Берестецкой битвы. Позже, в ходе оккупации шведами территории Польши в 1655 году хоругви, по всей видимости, оказались в числе шведских трофеев.

В 2004 году флаг Богдана Хмельницкого из музея на определенное время привозили на Украину. Точная копия его выставлена в историческом музее города Чигирина, Черкасской области Украины.

Точно даты происхождение известного флага никто не знает, примерно был создан в 1649 г. Сделанный, из добротного льна, белоснежного цвета с ярко-красной оторочкой. Ткань обработана натуральными пигментами. О том, что он принадлежит Хмельницкому указывают инициалы и подпись гетмана. На белом (в некоторых источниках коричневом) полотне с откосом направленным вверх нарисованы золотые звезды, серебряный перевернутый месяц и коричневого оттенка крест.

Символика знамени

Ни для кого не секрет, что запорожцы были очень верующими, более того, видели собственную миссию в защите и прививанию православной веры. Поэтому, не удивительно, что в самом центре флага Хмельницкого и его запорожцем был изображен крест. В христианстве, крест связывают с распятием Иисуса. В запорожцев и Хмельницкого равносторонний крем символизирует обычного человека. Горизонтальные лини - это связь с материей, вертикальные - духовная связь.

Полумесяц размещается как во многих православных храмах рогами вверх, что обозначает женственность и материнство небесного Отца-Матери.

Шестиконечная звезда по суевериях соединяет божественную и человеческую природу.

Как выглядит флаг на сегодняшний день

Сам оригинал — личное войсковое знамя Хмельницкого. Сегодня, он находится в самом центре Швейцарии — в шведском Музее Армии.

Мифы о происхождении флага

Тем не менее, сам Адбанк польского происхождения. Герб символизирует Вавельский холм. По легенде, на холме обитал злой и страшный дракон, который вводил весь Краков в ужас, похищая местных жителей и подвергая своим присутствием город в опасность.

Само же название походит от императора Генриха. Пр приеме одного важного посла показал свои земли и казню. Посол не хотя в глазах императора показаться нищим кинул в казню золотой перстень. Германский император в знак благодарности сказал "Habe dank", дословно значит "имей", "благодари".

Есть и другая легенда, что это не единственный флаг гетмана Хмельницкого. На втором, не найденном флаге гетмана изображен архангел Михаил, который убивает змея.

Казаки поселились в междуречье Буга и Днепра в глубокой древности. С XIII века земли казаков формально находились в составе Крымского ханства. В конце XV века часть казаков ушла на север в пределы Литовской Украины. Там постепенно образовалась т.н. Гетманщина. За казаками Гетманщины сохранилось имя "запорожских", хотя они обитали гораздо выше днепровских порогов. Гетманщина интегрировалась в польско-литовское государство, был создан "реестр" казаков - постоянное казачье войско. В южной части казачьих земель в конце XVI века была образована независимая казачья Сечевая республика (низовые казаки). Запорожская Сечь входила во владения Крымского ханства, но реально татары не имели власти в Запорожье. Сечь существовала автономно под руководством выборного атамана. В XVII веке казаки, недовольные политикой польской короны, начали затяжную войну за независимость. В 1654 году Богдан Хмельницкий присоединил Гетманщину к Московскому государству. Низовые казаки не согласились с присоединением, и в 1775 году Сечь была разгромлена русскими войсками. Позже часть запорожцев ушла за пределы Московского государства, часть послужила основой для создания других казачьих войск (Кубанского, Кавказского).

Казаки использовали различные знамёна. Среди них было много “жалованных”.

Так, например:

  • Император Священной Римской Империи Рудольф Габсбург в 1593 году даровал казакам золотое знамя с орлом. Знамя передал кошевому атаману Богдану Микошинскому посол Эрих Лесота;
  • казаки имели знамя от австрийского императора Максимилиана I, сделанное "из кармазинового адамашку";
  • польский король Стефан Баторий пожаловал казакам "клейноды": хоругвь, бунчук и булаву; Баторий даровал казакам шелковое розовое знамя с вышитым на нем серебряным одноглавым польским орлом. На казачьих знаменах изображались святые угодники, ангелы, огненные мечи. Эти знамена оставались в войске до первого разделения казаков на полки. Рожинский установил в каждом полку и стоне особенные знамена, подобные польским. На них уже изображались орлы, львы, гербы опветов. В сотнях были трех и четырехугольные разноцветные значки с наименованием сотни.
  • в 1557 году отряд запорожцев Дмитрия Вишневецкого перешёл на службу к Ивану IV Грозному и получил от него знамя;
  • в 1632 году казаки получили от русского царя "знамя нарочитое из запасних знамен - послать то знамя Тулских Черкас, и Днепровских козаков голове Йвану Ворыпаю". Описание знамени: “Тафта веницейская, опушка червлена, всередине два клина желтых да один клин черен, на черном клину круг тафта червлена, тафты в нем два аршина б вершков..."
  • В 1646 году польский король Владислав IV даровал казакам синее знамя с бело-красным орлом (подобная композиция на некоторых географических картах именовалась гербом Украины).
  • в 1649 году от польского короля Яна Казимира казаки получили красное знамя с белым орлом, 2 русскими крестами и надписью “Ioannes Casimirus Rex Poloniae”;
  • 31 июля 1651 года в Чигирине посол турецкого султана Чауш Осман-ага вручил Богдану Хмельницкому булаву, саблю, халат и знамя с изображением луны;
  • В 1653 году московское посольство боярина В.В.Бутурлина вручило Хмельницкому знаки власти, в числе которых знамя со Спасом;
  • Павел Алеппский писал, что в 1654 году видел у войска гетмана Хмельницкого "знамя христолюбивого воинственного гетмана Зиновия из черной и желтой материи полосами с водруженным на нем крестом”;
  • в 1654 году Богдан Хмельницкий получил от русского царя Алексея Михайловича знамя с изображением Всемилостивейшего Спаса на одной стороне, а на обороте образ Пресвятой Богородицы в покрове и преподобных Печерских со святою Варварою русских молитвенников, угодников Антония и Феодосии, великомученицы Варвары (знамя передал посланник боярин Василий Бутурлин в Переяславе);
  • в 1665 году гетьману Брюховецкому от русского царя передано знамя "цвета середина тафта червлена, опушка тафты зеленая, по знамени круги тафта лазоревая".
  • В 1669 году посланники Дорошенко получили от турецкого султана знамя с полумесяцем.
  • Самойлович получил большую хоругвь из белой камки с розовой каймой, с одной стороны черный двуглавый орёл, в середине Георгий Победоносей, вокруг надпись "Дано ихъ Царскаго Величества верному Гетману нашему Ивану Самуйловичу 1686 г". На обороте золотой крест во всю длину и ширину знамени. В отделах креста: восьмиугольная звезда, венец из листьев, крест, меч.
  • При избрании гетманов после Хмельницкого русские цари присылали свои большие знамена, но уже с изображением Угодников Божиих и образа Спаса и Богородицы, и двуглавым орлом.
  • Мазепа получил знамя от Великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны - из лазоревой камки, опушенное золотой бахромой с изображением на обеих сторонах российского герба, под коим крест из звезд и образ спасителя с надписью: "Царь Царемъ и Господъ Господемъ". По бокам креста молитвенные надписи, а внизу "1688 года, 6 января, дано ихъ Царскаго Величества, верному подданному войска Запорожскаго обоихъ сторонъ Днепра Гетману Ивану Степановичу Мазепе".
  • В 1706 году в Бендерах казакам Ивана Мазепы турецкий султан даровал сине-красную хоругвь, на красном поле полумесяц и звезда, на синем – “золотой крест Восточной церкви”.
  • Пётр I даровал гетману Апостолу белое знамя с государственным гербом. Оно же использовалось при гетмане Разумовском;
  • Петр прислал запорожцам знамя розовой камки с серебряной бахромой с изображением двуглавого черного орла и надпись "Славному Войску Запорожскому лета 1708 г".
  • Скоропадский и Апостол получали от царей знамена былой тафты с золотой бахромой и двуглавым орлом.
  • В 1734 году казаками получено знамя от царицы Анны Иоанновны
  • В 1762 году Екатерина II передала для атамана казаков новые клейноды: булаву, знамя, литавры, печать, пернач, значки и палицу. То же самое случалось при выборах каждого нового атамана. Известно, например, жёлтое знамя Запорожья;
  • В 1763 году атаман П.Калнишевский за свой счёт изготовил синее знамя с изображениями Петра и Павла, церкви, двуглавого орла. Знамя даровано от имени Екатерины II

На гравюрах, изображающих Раду Запорожской Сечи, видно знамя запорожцев - квадратное полотнище с изображением креста и сопровождающих его по углам светил.

Вообще, к середине XVII века главным знаменем казачьей державы было красное с изображением Архангела Михаила. Большое знамя (хоругвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой – белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды.

Подобную расцветку знамени запорожцев некоторые исследователи склонны связывать с данью памяти казацкому вождю Дмитрию Байде-Вишневецкому, потомку турово-пинской ветви Рюриковичей (имевшему родовой герб схожей композиции).

Знамя с архангелом Михаилом появилось при Б.Хмельницком. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею"

Отдельные курени, полки, паланки также имели свои знамёна, при чём самых различных цветов и рисунков. Обычно знамёна несли религиозную символику.

Гетман Богдан Хмельницкий возил с собой кроме этого знамени ещё и белое со своим гербом “Абданк” (1655, Варшава, Львов).

“Абданк” - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры “W”. Легенда говорит о происхождении герба следующее. В древности город Краков осаждал ужасный дракон. Сапожник Скуба сделал из телячьей шкуры чучело, набил его серой и воткнул горящий факел. Дракон проглотил чучело и обжёл внутренности. Чтобы охладиться чудище принялось пить воду из Вислы и пило пока не лопнуло. Князь Крак пожаловал Скубе герб с литерой W (Wawe) в память о Вавельском холме, где обосновался дракон.

Название герба связывают с одним из Скарбеков, которого король Болеслав Кривоустый отправил к германскому императору Генриху. Император показал послу свою сокровищницу. А Скарбек, не желая показаться бедным, не задумываясь, бросил в неё своё золотое кольцо. Император поблагодарил: “Habe dank”.

C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Печать с таким изображением была пожалована польским королём Стефаном Баторием гетману в 1576 году. На знамёнах казак обычно изображался на жёлтом фоне, одежда казака – красного цвета.

Казак с мушкетом изображался как на главных полковых знаменах - хоругвях, так и на прапорах, сотенных хоругвях и значках. Ордер гетмана К.Разумовского от 18 сентября 1755 года регламентировал вид полковых и сотенных знамен. На одной стороне должен был размещаться казак с мушкетом, а на обороте полковой или сотенный герб. В 1758 году при изготовлении голубых сотенных знамен для Нежинского полка вместо сотенного герба (которого вероятно не было) были использованы литеры наименования сотни в декоративном обрамлении.

Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем.

О жизни Богдана Хмельницкого до 1638 года известно очень мало. Местом рождения считается Суботов, в качестве года рождения указывают либо 1595 (вычислен по сведениям венецианского посла Николо Сагредо, который в 1649 году писал в своём рапорте в венецианскую сеньорию, что Хмельницкому 54 года) либо 1596 год. Наиболее распространённой является версия, что Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского рода (герба «Сырокомля»). Отец Богдана, чигиринский подстароста Михаил Хмельницкий, был на службе у коронного гетмана Станислава Жолкевского, а затем у его зятя Яна Даниловича. Мать Богдана была казачкой и, скорее всего, звалась Агафьей (хотя это также может быть второе имя, даваемое после перехода в монашеский чин). Впоследствии после смерти мужа она вышла замуж за шляхтича и «королевского солдата» Василия Шишко-Ставецкого (этот брак матери Богдана со шляхтичем свидетельствует в пользу её собственного благородного происхождения), который пережил её. Его сын Григорий, брат Богдана по матери, переселился в Белгород в 1649 г., где женился на вдове-украинке, которая имела четверых детей. Своё обучение Хмельницкий начал в киевской братской школе (что видно из его скорописи), а после её окончания, поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом, следственно, и во Львове. Хмельницкий овладел искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, кроме того, он побывал во многих европейских странах.
И РЕМАРКА..Берем книгу Костомарова " Богдан Хмельницкий " . Бросается в глаза, что казаки воюют исключительно вместе с татарами. Во всех военных операциях везде говорится о казаках и о татарах, как о смешанном войске (как о постоянных союзниках). Более того, даже в ПОЛЬСКИХ войсках присутствуют казаки и татары. Складывается впечатление, что вся Украина середины XVII века была заполнена татарами. По нашей гипотезе, татарами здесь называются казаки, пришедшие на помощь запорожцам (тоже казакам!) из других мест — с юга России.
Впрочем, отметим, что в текстах договоров XVII века, приводимых Костомаровым, СЛОВО ТАТАРЫ НЕ ПРИСУТСТВУЕТ, однако очень часто упоминается слово ОРДА. Это означает, что остатки русско — (=монголо) — татарской Орды в виде казачьих войск активно действуют на территории России еще и в XVII веке. Возьмем для примера Белоцерковский Трактат (договор) между поляками и казаками, процитированный Костомаровым на стр.545—548. В тексте несколько раз упоминается Орда, но ни разу не использовано слово "татары". Конечно, историки, увидев слово "Орда", начинают сразу говорить о татарах. Но возможно речь идет о казаках, поскольку Орда — это просто войско.
Отметим также, что из книги Костомарова складывается впечатление, будто все татары прекрасно знают русский язык, или, напротив, все украинцы, русские и поляки в совершенстве владеют татарским языком. НИ РАЗУ не упоминается о каких-либо переводчиках!
Конечно, нам могут возразить: "Как могут исторические источники называть русских татарами? Ведь татары — это название народа, который существует и сегодня под этим именем. Если до XVII века татарами называли русских (казаков), то почему сегодня это — название совсем другой национальности?
ПОЧЕМУ ВСЕ РЕШИЛИ, ЧТО ИЕЗУИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ, НЕПОНЯТНО.

Прапор Богдана Хмельницького. Абревіатура:

Богдан Хмельницький, гетьман Війська Запорозького, его королівської милості

В качестве примеров геральдических символов Запорожского Войска можно привести личный герб и хоругвь Богдана Хмельницкого, а также рисунки прапоров казачьих полков того времени.






ПЕРВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ
Беседовал Василий Бабкин
http://cn.com.ua/N168/science/relic/relic.html

Украинская история — это история скорее потерь, чем приобретений. Беспокойные соседи и отсутствие на протяжении веков собственного государства привели к тому, что до нашего времени дошло относительно немного старинных реликвий. Поэтому особенно ценны те вещи, которые все-таки удалось сохранить.

Впрочем, иногда свидетельства старины сохраняются не благодаря заботам музейных работников, а как бы сами по себе. Яркий пример — знамя Богдана Хмельницкого, о котором более трех веков ничего не было известно. Историки даже не искали его, потому что не подозревали, что оно могло где-нибудь сохраниться.

Знамя гетмана неожиданно нашлось в запасниках Военного музея Стокгольма. Рассказать об этой находке мы попросили заведующего сектором геральдики управления государственных наград и геральдики администрации Президента Украины Юрия Савчука.

— Я давно занимался историей украинских флагов. Очень хотелось обнаружить знамена времен расцвета казачества, освободительной войны с Польшей. Но нигде в украинских, польских и российских коллекциях флагов, относящихся к XVII веку, не нашлось.

Предполагать же наличие таких реликвий в музеях других стран было довольно сложно.

Заинтересоваться собранием Стокгольмского Военного музея меня заставила информация о том, что там хранится знамя с гербом гетмана Мазепы. Естественно, появилось желание исследовать коллекцию подробнее на предмет наличия в ней других украинских знамен. Тем более что шведский музей обладает второй по величине в мире коллекцией флагов (самое большое собрание хранится в петербургском Эрмитаже. — Авт.), которая насчитывает около пяти тысяч единиц. Причем до тысячи из них — неопознанные.

— Откуда у шведов и русских такая любовь к знаменам?

— Собирание флагов — занятие не мирное и совсем не похожее на коллекционирование, например, марок или посуды. Ведь знамя никто никому не дарит и не продает. Его можно добыть только в бою. А в XVII—XVIII веках, когда традиция боевых знамен получила большое распространение в Европе, именно Россия и Швеция были наиболее “подвижными” монархиями, вели многочисленные войны и одерживали победы, сопровождавшиеся захватом большого количества боевых знамен. Впоследствии эти трофеи и легли в основу музейных собраний.

— Что же удалось найти в стокгольмском музее?

—В ходе исследований выяснилось, что в шведскую коллекцию попало, например, несколько знамен из тех, которые были захвачены литовским гетманом Янушем Радзивиллом при взятии Киева в 1651 году и впоследствии преподнесены в дар польскому королю. Их рисунки сохранились в архивах. Нашлись там и другие украинские флаги. Но настоящей сенсацией стала находка знамени Богдана Хмельницкого.

— Почему же шведы раньше не обнаружили в собственном собрании знамя украинского гетмана?

— Дело в том, что когда захваченные флаги привозили в Стокгольм, там не всегда могли разобраться в их происхождении. Поэтому знамя Хмельницкого и оказалось среди прочих неопознанных флагов. Так оно и пролежало более 300 лет. Лишь однажды флаг попал в поле зрения науки, но русский знаменовед Белавенец, исследовавший шведскую коллекцию в начале ХХ века, отнес его к российским боевым знаменам.

— Как выглядит флаг?

— Основой его служит белое льняное полотнище с изображением креста, полумесяца и десяти звезд. По краям оно обшито широкой шерстяной тесьмой. Общая ширина знамени 104 см. Древко расписано в соответствии с казацкой традицией спиральными серо-голубыми полосами. В углах белого полотнища и под крестом расположены буквы. В соответствии с практикой, принятой в то время, они указывают на имя и титул владельца знамени.

Значение этих букв нетрудно разгадать:

Б — Богдан;

ХГ — Хмельницкий гетман;

ЕК — Его королевской;

МЛО — милости;

В — Войска;

З — Запорожского.

Край полотнища знамени утрачен. Цвета поблекли. Изображения на флаге сегодня выглядят черными. Однако первоначальный вид можно установить довольно точно, благодаря имеющимся акварельным изображениям. Шведские короли, заботясь об увековечении своей боевой славы, дважды давали распоряжение снять копии с коллекций трофеев.

На самой ранней акварели, сделанной, по всей видимости, в конце XVII века, видно, что тесьма, которой обшито полотнище, яркого красно-оранжевого цвета — сегодня она скорее темно-коричневая. Крест и звезды были золотыми, а полумесяц серебряным. Сейчас их цвет приближается к черному. Это можно объяснить тем, что для приготовления серебряной и золотой красок использовалось серебро, которое, как известно, со временем чернеет.

Интересно, что крест, изображенный на знамени, по форме и пропорциям в точности повторяет крест, вырезанный на саркофаге Ярослава Мудрого, который находится в Софийском соборе. Простое ли это совпадение или гетман считал себя наследником славы великого князя — сегодня не ясно. На этот вопрос историкам еще предстоит ответить.

— Как же знамя Богдана Хмельницкого попало в шведский музей?

— Точно на этот вопрос ответить нельзя. Нет абсолютно никаких письменных сведений о “биографии” знамени, поэтому речь может идти только о гипотезах.

Изготовлено оно было, по-видимому, в 1648—1654 годах, когда Богдан Хмельницкий уже был гетманом, но еще не перешел под протекцию России. Об этом свидетельствуют слова в гетманском титуле — “Его королевской милости”. То есть штандарт изготовлен во времена, когда украинские земли формально еще принадлежали польской короне. А впервые в каталогах шведского собрания знамен оно упоминается в 1681 году. То есть его путь из Украины в Швецию был не слишком длинным — около тридцати лет.

Флаг не мог попасть к шведам непосредственно из Украины: Богдан Хмельницкий с ними не воевал и, следовательно, не терпел поражений, которые могли бы привести к потере гетманского знамени. Вообще же практически единственным историческим эпизодом, который мог привести к захвату знамени Хмельницкого, была битва с поляками под Берестечком в 1651 году. В этом сражении казацкие войска — в то время, когда Богдан Хмельницкий при до сих пор не выясненных обстоятельствах был задержан в лагере крымских татар — потерпели сокрушительное поражение и были вынуждены отступить, бросив свой лагерь со всеми пожитками. Среди захваченных поляками трофеев были ларец с дипломатической перепиской, печать Войска Запорожского, несколько знамен. Исторические источники не указывают точно, было ли среди них гетманское знамя, но можно предположить, что могло быть. Во всяком случае, другого, более удобного случая захватить такой трофей у поляков не возникало.

— А как знамя могло оказаться у шведов?

— Случиться это могло, скорее всего, во время нашествия шведов на Польшу в 1655 году. За внезапность и разорительные последствия писатель Генрик Сенкевич назвал эту войну “потопом”.

За короткое время своего владычества в Польше шведы ухитрились вывезти из страны все, что имело хоть какое-то отношение к искусству и культуре. Среди трофеев могли оказаться и флаги. Тем более что в то время к флагам было особое отношение. Солдат, захвативший боевое знамя, мог получить не только крупное денежное вознаграждение, но и повышение по службе. Поэтому можно понять шведских солдат, которые, обнаружив польское хранилище знамен, тащили их и сдавали своему начальству.

— Флаг до сих пор находится в запасниках стокгольмского музея?

— Нет. Когда было доказано, что эта реликвия принадлежит великому полководцу, ее перенесли из запасников в основную экспозицию. Так что украинские туристы, посещающие Стокгольм, могут увидеть знамя своими глазами.


И еще про полумесяц...
Имеется он и на городских гербах.
К примеру, на гербе знаменитого рассадника очаровательных ведьм, упомянутого великим Гоголем.
Конотоп. "В красном поле золотой крест, внизу онаго серебряная рогатая луна, а вверху шестиугольная звезда".

Зеньков."В голубом поле серебряная луна рогатая и водруженный в оной золотой крест, а в верхних углах щита две шестиугольные звезды".

Герб славного города Чугуева содержит целых три полумесяца. "Щит разделенный на три части, из которых в первой - две сабли, положенные крестообразно в золотом поле, во второй в красном поле три серебряные рогатые луны, а в третьей - в серебряном поле на шесте повешенная виноградная с листьями кисть".

Причем чугуевский герб представляет собой кальку с изображения на знамени Чугуевского казачьего полка.

18 июля глава так называемой Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил о создании нового государства – Малороссии со столицей в Донецке. Символом государства был выбран флаг Богдана Хмельницкого. рассказывает о Богдане Хмельницком и его флаге.

Чем известен Богдан Хмельницкий

Богдан Хмельницкий – гетман войска запорожского, украинский политический и государственный деятель.

Гетман прославился прежде всего тем, что заключил договор с Московским царством, после которого Украина освободилась от польской зависимости. Но при этом попала на долгие годы в оковы Московского государства.

Предпосылками этому стала сложная ситуация, в которой оказалась Украина. Страна тогда была в состоянии войны с Польшей, от которой устало и правительство, и народ. Гетману нужно было найти союзника, с которым можно было бы одолеть Польшу. В 1648 году Хмельницкий обратился к Москве с просьбой о помощи. 8 января 1654 г. в Переяслав прибыла московская делегация, и казацкая старшина на совете решила заключить союз с Московским государством. В том же году Россия объявило войну Польше.

Личный флаг Богдана Хмельницкого сегодня находится в Военном музее в Стокгольме (Швеция). Историки считают, что флаг был утрачен казаками в Берестецкой битве (1651).

Флаг (хоругвь) представляет собой коричневое полотно с откосом, который направлен вверх. В центре на белом фоне изображен золотой крест, шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и буквы Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В.З. Аббревиатура расшифровывается как: «Богдан Хмельницкий - Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».

Флаг сшит из двух кусков льна, а инициалы и аббревиатура написаны масленными красками.

Историки полагают, изображение на флаге обозначает покровительство Господа над независимой казачьей республикой. А также священное право казаков жить на земле предков.