Личная жизнь распутина. Убийство Распутина: что было на самом деле

Оклеветанный священномученик, колдун, герой-любовник, немецкий шпион или ересиарх? «Вокруг света» разобрался, кем на самом деле был фаворит последнего российского императора

У Григория Распутина была другая фамилия

Григорий Распутин. Фото 1900 года

На самом деле

Да
Именоваться Григорием Распутиным-Новым, или просто Григорием Новым, «старцу» по его просьбе официально разрешил Николай II. «Проживая в селе Покровском, я ношу фамилию Распутина, в то время как многие односельчане носят ту же фамилию, отчего могут возникнуть всевозможные недоразумения», - объяснял Григорий в прошении на имя императора от 15 декабря 1906 года. Вероятно, «старец» также хотел нейтрализовать негативные ассоциации, которые вызывала фамилия Распутин.

Крестьянин Распутин был единственным духовным наставником «из народа» при дворе

На самом деле

Нет
В начале XX века в высших кругах Российской империи вошло в моду общение с носителями «народной веры» - всевозможными целителями-чудотворцами, блаженными, нищими странниками. У Распутина при дворе были предшественники, в частности юродивый Митя Козельский и кликуша Дарья Осипова.

Распутин пользовался невероятным успехом у женщин


Немецкая группа Boney M , исполнители хита 1978 года Rasputin , в Москве

На самом деле

Да
По многочисленным свидетельствам, Распутина окружала толпа почитательниц, в том числе знатных и влиятельных дам. Женщины отмечали, что непривлекательный внешне «старец» обладал необъяснимой притягательностью. Двусмысленно выглядело в глазах общества «духовное наставничество», когда Распутин посещал вместе с поклонницами баню или укладывал их рядом с собой на кровать, но «старец» утверждал, что таким образом избавляет дам от греха блуда и гордыни, а сам воздерживается. Несколько раз Григорию, впрочем, случалось получать по лицу от собеседницы, не увидевшей разницы между «духовной практикой» и домогательством.

Распутин был монахом или священником


Распутин (слева) с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Фото 1908 года

На самом деле

Нет
Дочь «старца» Матрена в 1919 году рассказывала: «Кажется, у него была мысль уйти в монастырь, но потом он эту мысль оставил. Он говорил, что ему не по душе монастырская жизнь, что монахи не блюдут нравственности и что лучше спасаться в мире». Председатель Госдумы Михаил Родзянко возмущенно указывал императору, что Распутин, не имея сана, носит иерейский крест, положенный священнику. Последователи Григория именовали его «старцем» - духовным наставником, каковым мог быть и мирянин.

«Старец» умел исцелять приступы страдавшего гемофилией цесаревича Алексея


Цесаревич Алексей. Фото начала 1910-х годов

На самом деле

Да
Тому есть многочисленные свидетельства. Исследователи полагают: причина в способностях «старца» к воздействию внушением. По мнению генетика Джона Холдейна, если с помощью гипнотических приемов снять у пациента стресс, это может вызвать сужение мелких сосудов артериальной системы и тем самым уменьшить кровотечение. Профессор Александр Коцюбинский полагает, что Распутин внушал цесаревичу мысль об улучшении состояния, а также успокаивал родных мальчика, чем и помогал преодолеть кризис.

Распутин был сектантом


Хлыстовское радение

На самом деле

Нет
«Какой же я хлыст. Упаси Господи. В церковь хожу, признаю все догматы, молюсь», - заявлял «старец». Однако многие подозревали Распутина в сектантстве из-за его экзальтированного поведения, вегетарианства, а особенно из-за обычая посещать баню вместе с почитательницами: эта «духовная практика» очень напоминала хлыстовские радения, нередко переходившие в оргии. По мнению религиоведа Сергея Фирсова, в странствиях Распутин общался в том числе и с религиозными вольнодумцами, от которых мог набраться неортодоксальных идей. Но для хлыста смысл жизни - интересы его общины («корабля»), а Распутин был слишком независим и эгоцентричен.

Распутин был необразованным


Страница из дневника Григория Распутина

На самом деле

Да
Со слов современника, Григорий считал деньги так: «Две сотки рублей, три сотки», потом у него шли «тыщи», которыми он жонглировал уже совершенно произвольно. Он самостоятельно выучился писать, но не знал ни орфографии, ни пунктуации; две книги Распутина были записаны под диктовку и основательно отредактированы.

«Старец» был немецким шпионом


Скульптор Наум Аронсон за работой над бюстом Распутина. 1915 год

На самом деле

Нет
«Любимца двора, странного человека Григория Распутина молва признала немецким агентом, толкающим царя на сепаратный мир с Германией», - вспоминал певец Федор Шаляпин. Офицер российской контрразведки Александр Резанов, проверявший эти слухи, утверждал: «Я должен по совести сказать, что я не имею оснований считать его немецким агентом». Для шпиона Распутин слишком откровенно высказывал симпатии Германии. К тому же выводу пришел и британский посол Джордж Бьюкенен, чьи осведомители следили за «старцем»: если Распутин и поставлял вражеской державе ценные сведения, то невольно, имея привычку выбалтывать в обществе содержание своих бесед с царем.

Распутин был любовником императрицы


Портрет Александры Федоровны. Николай Бондаревский. 1907 год

На самом деле

Вряд ли
В 1912 году депутат Гучков обнародовал ее письмо к «старцу»: «Я только тогда душой покойна, отдыхаю, когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую руки твои и голову свою склоняю на твои блаженные плечи». «Только тот, кто не знал императрицу, ее возвышенный дух и кристально чистую семейную жизнь, лишь глубоко порочные люди, фанатики или любители скандалов могли увидеть в этом письме подтверждение возмутительной клеветы», - заявлял Александр Спиридович, начальник дворцовой охраны. В донесениях филеров охранки, приставленных к Распутину, нет и намеков на опасную связь.

Распутин был убит британским разведчиком


Исследователи считают: третий выстрел был сделан из револьвера Webley , оружия британской армии

На самом деле

Вряд ли
Как известно, «старца» после неудачной попытки отравить застрелили заговорщики-монархисты в ночь с 16 на 17 декабря (ст. ст.) 1916 года во дворце князя Юсупова на Мойке в Петербурге. Отставной британский детектив Ричард Каллен и специалист по истории разведки Эндрю Кук, указывая на нестыковки в деталях описания убийства участниками, предположили, что Феликс Юсупов и депутат Владимир Пуришкевич скрывали информацию о третьем стрелявшем, агенте английской разведки Освальде Рейнере, друге князя. Однако проводивший вскрытие тела «старца» профессор судебной медицины Дмитрий Косоротов свидетельствовал, что найдена только одна пуля и установить число стрелявших нельзя. Присутствие Рейнера на месте преступления не имеет веских доказательств. У британских спецслужб были все основания желать смерти Распутину, ратовавшему за сепаратный мир России с Германией, однако у российской элиты хватало собственных мотивов для устранения «старца», и она не скрывала этого.

Распутина причислили к лику святых


Изображение Распутина по канонам иконописи

На самом деле

Нет
Движение за канонизацию «старца» началось в 1990-е годы, было создано несколько иконописных изображений, утверждают, что среди них есть и мироточивые. На Архиерейском соборе 2004 года иерархи официально высказали позицию РПЦ: достаточных оснований для причисления Григория Распутина к лику святых нет. «Он дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России», - еще в 2002 году заявил патриарх Алексий II.

Кино: «Безумный монах»

1932
«Распутин и императрица» .

Режиссер: Ричард Болеславский.
В роли Распутина Лайонел Бэрримор.


1932
«Распутин» («Распутин, демон женщин») .

Режиссер: Адольф Троц.
В роли Распутина Конрад Фейдт.

1938
«Распутин» («Трагедия империи») .

Режиссер: Марсель Л’Эрбье.
В роли Распутина Гарри Бор.

1966
«Распутин: безумный монах» .

Режиссер: Дон Шарп.
В роли Распутина Кристофер Ли.

1971
«Николай и Александра» .

Режиссер: Франклин Шеффнер.
В роли Распутина Том Бейкер.

1981
«Агония» .

Режиссер: Элем Климов.
В роли Распутина Алексей Петренко.

1996
«Распутин» .

Режиссер: Ули Эдель.
В роли Распутина Алан Рикман.

1997
«Анастасия» .
Мультфильм студии Disney .

Режиссеры: Дон Блут, Гэри Голд­ман.
Распутина озвучил Кристофер Ллойд.

2004
«Хеллбой» .

Режиссер: Гильермо дель Торо.
В роли Распутина Карел Роден.

2007
«Заговор» .

Режиссер: Станислав Либин.
В роли Распутина Иван Охлобыстин.

2011
«Распутин» .

Режиссер: Жозе Дайан.
В роли Распутина Жерар Депардье.

2014
«Григорий Р.» .

Режиссер: Андрей Малюков.
В роли Распутина Владимир Машков.


Фото: Alamy / Legion-media, AKG / East News (x2), Mary Evans / Legion-media, Library of Congress, Алексей Варфоломеев / РИА Новости, Fine Art images (x2), Alamy, Everett collection (x5) / Legion-media, Getty Images, Diomedia (x3), PhotoXPress.ru, ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба «The Walt Disney Company Russia & CIS», Orthodox33

Григорий Распутин

30 декабря 1916 года в Петербурге был зверски убит выходец из крестьян, друг семьи последнего российского императора Николая II Григорий Распутин.

Среди многочисленных имен русских пророков и ясновидцев вряд ли найдется такое, которое было бы столь широко известно в нашей стране и за ее пределами, как имя Григория Распутина . И вряд ли отыщется другое имя из этого ряда, вокруг которого была бы сплетена столь же густая сеть загадок и легенд.

Григорий Ефимович Распутин

На исходе XX века нам открылось немало тайн русской истории, правда, большинство из них относятся к так называемому советскому периоду. Но и преддверие этого периода, а жизнь Распутина, как известно, оборвалась в самом конце 1916 года, сегодня предстает перед нами все отчетливее. И, конечно же, без личности Григория Распутина, без раскрытия истинной сути его пророчеств и провидческого дара картина той относительно недавней эпохи будет неполной. Документы, их тщательный анализ, сопоставление самых разных свидетельств и прочих источников дают возможность развеять туман, скрывающий от нас образ Распутина.
В середине 19 века крестьянин из села Покровского Тобольской губернии Ефим Яковлевич Распутин возрастом в двадцать лет женился на двадцатидвухлетней девице Анне Васильевне Паршиковой. Жена неоднократно рожала дочерей, но они умирали. Умер и первый мальчик Андрей. Из переписи населения села за 1897 год известно, что десятого января 1869 года (день Григория Нисского по юлианскому календарю) у нее родился второй сын, названный в честь календарного святого.

В метрической книге Покровской слободы в части первой «О родившихся» записано: «Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны вероисповедания православного родился сын Григорий». Крещен он был 10 января. Восприемниками (крестными) были дядя Матфей Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова. Имя младенец получил по существовавшей традиции нарекать ребёнка именем того святого, в день которого был рожден или крещен. День крещения Григория Распутина — 10 января, день празднования памяти святителя Григория Нисского.

Однако метрических книг сельской церкви не сохранилось, а в дальнейшем Распутин всегда называл разные даты своего рождения, скрывая реальный возраст, поэтому точный день и год появления на свет Распутина до сих пор неизвестны.

Отец Распутина поначалу много пил, но затем взялся за ум и обзавелся хозяйством.

По рассказам односельчан, он был мужиком умным и справным: имел восьмикомнатную избу, двенадцать коров, восемь лошадей и занимался частным извозом. В общем, не бедствовал. Да и само село Покровское считалось в уезде и по губернии - относительно соседских деревень - богатым селом, так как сибиряки не знали бедности Европейской России, не знали крепостного права и отличались чувством собственного достоинства и независимостью.

Зимой он подрабатывал ямщиком, летом же пахал землю, рыбачил и разгружал баржи.

О матери Распутина сведений сохранилось до скудости мало. Она умерла, когда Григорию не исполнилось и восемнадцати лет. После ее смерти Распутин рассказывал, что она часто является ему во сне и зовет к себе, предвещая, что умрет он, не дожив до ее возраста. Она умерла, едва перевалив пятидесятилетний рубеж, Распутин же погиб в возрасте сорока семи лет.

Юный Григорий был тщедушным и мечтательным, однако продлилось это недолго - едва возмужав, он начал драться со сверстниками и родителями, гулять (однажды умудрился пропить на ярмарке телегу с сеном и лошадьми, после чего шел домой восемьдесят верст пешком). Односельчане вспоминали, что уже в юности он обладал мощным сексуальным магнетизмом. Гришку не раз заставали с девками и били.

Вскоре Распутин начал воровать, за что едва не был выслан в Восточную Сибирь. Однажды его избили за очередную кражу - да так сильно, что Гришка, по словам сельчан, сделался «странным и тупым». Сам же Распутин утверждал, что после удара колом в грудь он находился на пороге смерти и испытал «радость страдания». Травма не прошла бесследно - Распутин бросил пить, курить.

Девятнадцати лет от роду Григорий Распутин женился на Прасковье Дубровиной, светловолосой и черноглазой девушке из соседнего села. Она была старше мужа на четыре года, но брак их, несмотря на полную приключений жизнь Григория, оказался счастливым. Распутин постоянно заботился о жене и о детях - двух дочерях и сыне.


Однако мирские страсти и пороки не были чужды и Григорию. По словам односельчан (к которым, правда, надо относиться очень осторожно), натура у Григория была буйно-разгульная: наряду с богоугодными делами он угонял лошадей в пьяном виде, любил подраться, сквернословил, словом, женитьба его не остепенила. "Гришка-вор” звали его за глаза. "Сено украсть, чужие дрова увезти - было его дело. Шибко дебоширил и кутил... Сколько раз бивали его: выталкивали в шею, как надоедливого пьянчугу, ругавшегося отборными словами”.

Переходя от крестьянского труда к крестьянскому разгулу, прожил Григорий в родном Покровском до двадцати восьми лет, пока внутренний голос не призвал его к другой жизни, к жизни странника. В 1892 году Григорий отправился в уездный городок Верхотурск (Пермская губерния), в Николаевский мужской монастырь, где хранились мощи святого Симеона Верхотурского, поклониться которым приезжали богомольцы со всей России.

Распутин относил себя к разряду тех людей, которых в России издавна называли "старцами", "странниками". Это чисто российское явление, и источник его - в трагической истории русского народа.
Голод, холод, мор, жестокость царского чиновника - извечные спутники русского мужика. Откуда, от кого ждать утешения? Только от тех, на кого даже всесильная власть, не признавая собственных законов, не решалась поднять руку, - от людей не от мира сего, от странников, юродивых и ясновидящих. В народном сознании - это Божьи люди.
В страданиях, в тяжких муках выходившая из средневековья страна, не ведавшая, что ждет ее впереди, суеверно смотрела на этих удивительных людей - странников, калик перехожих, не страшившихся ничего и никого, осмелившихся громко говорить правду. Частенько странников называли старцами, хотя по тогдашним понятиям и тридцатилетний человек порой мог считаться стариком.

Распутин со своим земляком и другом Михаилом Печеркиным отправился в Афон, а оттуда в Иерусалим. Большую часть пути они прошли пешком, немало претерпев тягот. Но страдания, духовные и телесные, окупились сторицей, когда они своими глазами увидели и Гефсиманский сад, и Масличную гору (Елеон), и Гроб Господень, и Вифлеем.

Гроб Господень
Вернувшись в Россию, Распутин продолжал странствовать. Был в Киеве, Троице-Сергиеве, на Соловках, в Валааме, Сарове, Почаеве, в Оптиной пустыни , в Нилове, Святых Горах, то есть во всех местах, сколько-нибудь знаменитых своей святостью.

Оптина Пустынь

Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал разные голоса, проходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения - он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе.

Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по чистому совпадению беды случалась прямо на следующий день (горели избы, болел скот, умирали люди) - и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи.

В возрасте 33 лет Григорий начинает штурмовать Петербург. Заручившись рекомендациями провинциальных священников, он селится у ректора Духовной академии епископа Сергия - будущего сталинского патриарха.

Патриарх Сергий

Тот, впечатленный экзотическим персонажем, представляет «старца» (долгие годы пеших скитаний придали молодому Распутину вид старика) сильным мира сего. Так начался путь «божьего человека» к славе.

Первым громким пророчеством Распутина было предсказание гибели наших кораблей при Цусиме. Возможно, он взял это из газетных новостей, сообщавших, что эскадра старых кораблей вышла навстречу современному японскому флоту без соблюдения мер секретности.

Русская эскадра в Цусимском сражении

Он отговорил безвольных монархов от побега в Англию (говорят, те уже собирали вещи), что, скорее всего, спасло бы их от смерти и направило бы историю России в другое русло. В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела), потом якобы исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами.

Распутин и царевич Алексей

Лохматый мужик навсегда завладел сердцами и умами августейшей четы. Император лично устраивает Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых» (которая, впрочем, не прижилась). Вскоре Распутин-Новых приобретает еще один рычаг влияния при дворе - боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову (близкую подругу царицы).

Анна Александровна Вырубова

Он становится духовником Романовых и приезжает к царю в любое время без записи на аудиенцию. При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах.

дом Распутина в Покровском

Каждый день он демонстрировал царице (которую называл «мамой») чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой. Именно тогда Распутин сделал свое самое знаменитое предсказание: «Пока я жив, будет жить и династия». Растущая власть Распутина не устраивала двор.

дом на ул. Гороховой где жил Рспутин

Против него возбуждались дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю. В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген (десять лет назад отчисливший из духовной семинарии некоего Иосифа Джугашвили) пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове.

За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти. Читать и писать Распутин научился лишь в Петербурге. После себя оставил лишь короткие записки, исполненные страшными каракулями. Денег Распутин не копил, то голодая, то швыряясь ими направо и налево. Он всерьез влиял на внешнюю политику страны, дважды уговорив Николая не начинать войну на Балканах (внушая царю, что немцы - опасная сила, а «братушки», т. е. славяне, - свиньи).

Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве.

В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями. Политики активно критиковали царицу - «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине.

Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II - на половой орган Распутина.

Священники тоже не отставали. Было объявлено, что убийство Гришки - благо, за которое «сорок грехов снимется».

29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, прокричав при этом: «Я убила Антихриста!». Рана была смертельной, но Распутин выкарабкался. По воспоминаниям дочери с тех пор он изменился - стал быстро уставать и принимал от болей опиум.

Убийство Распутина


Григорий Ефимович Распутин

Немаловажную роль в стремительном взлёте Григория Ефимовича сыграл его дар целителя. Цесаревич Алексей болел гемофилией. У него не сворачивалась кровь, и любой мелкий порез мог закончиться фатально. Распутин же обладал способностью останавливать кровь. Он садился возле поранившегося наследника престола, тихо шептал какие-то слова, и ранка переставала кровоточить. Врачи ничего подобного сделать не могли, а поэтому старец стал незаменимым человеком для царской семьи.

Однако возвышение пришлого человека вызвало чувство недовольства у многих знатных людей. Этому в немалой степени способствовало поведение самого Григория Ефимовича. Жизнь он вёл распутную (согласно фамилии) и кардинально влиял на судьбоносные для России решения. То есть старец не отличался скромностью и не хотел довольствоваться ролью придворного лекаря. Таким образом, он сам подписал себе приговор, который всем известен как убийство Распутина.

Заговорщики

В конце 1916 года против царского фаворита возник заговор. В число заговорщиков вошли влиятельные и знатные персоны. Это были: великий князь Дмитрий Павлович Романов (двоюродный брат императора), князь Юсупов Феликс Феликсович, депутат Государственной думы Пуришкевич Владимир Митрофанович, а также поручик Преображенского полка Сергей Михайлович Сухотин и военный врач Станислав Сергеевич Лазоверт.

Ф.Ф. Юсупов


Князь Юсупов с женой Ириной
Именно в доме Юсуповых было совершено убийство Распутина

Существует также мнение, что членом заговора являлся офицер британской разведки Освальд Райнер. Уже в XXI веке с подачи "Би-би-си" возникло мнение, что заговор организовали англичане. Якобы они боялись, что старец уговорит императора заключить мир с Германией. В этом случае вся мощь немецкой машины обрушилась бы на Туманный Альбион.

Освальд Райнер

Как вещало "Би-би-си", Освальд Райнер знал князя Юсупова с детских лет. У них были хорошие дружеские отношения. Поэтому британец без труда уговорил великосветского вельможу организовать заговор. При этом английский разведчик присутствовал при убийстве царского фаворита и даже, якобы, сделал контрольный выстрел ему в голову. Всё это мало похоже на правду хотя бы потому, что ни один из заговорщиков впоследствии ни единым словом не упомянул о причастности британца к заговору. Да и такого понятия как "контрольный выстрел" вообще не было.

Дмитрий Павлович Романов



Великий князь Дмитрий Павлович Романов (слева)
и Пуришкевич Владимир Митрофанович

К тому же нужно учитывать менталитет людей, живших 100 лет тому назад. Убийство всемогущего старца считалось делом русских людей. Князь Юсупов из благородных побуждений никогда бы не позволил своему английскому другу присутствовать при казни царского фаворита. В любом случае это было уголовное преступление, а, следовательно, могло последовать и наказание. А этого князь никак не мог допустить по отношению к подданному другой страны.

Таким образом, можно заключить, что заговорщиков насчитывалось всего 5, и все они были русскими людьми. В их душах горело благородное желание спасти царскую фамилию и Россию от происков недоброжелателей. Виновником же всех зол считался Григорий Ефимович. Заговорщики наивно полагали, что, убив старца, они изменят неотвратимый ход истории. Однако время показало, что эти люди глубоко ошибались.

Хронология убийства Распутина

Убийство Распутина произошло в ночь на 17 декабря 1916 года . Местом преступления стал дом князей Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке.

В нём приготовили подвальную комнату. Поставили кресла, стол, а на него водрузили самовар. В тарелки наложили пирожные, миндальные и шоколадные печенья. В каждое из них добавили большую дозу цианистого калия. Рядом на отдельном столике поставили поднос с бутылками вина и рюмками. Растопили камин, бросили на пол медвежью шкуру и отправились за жертвой.

Поехал за Григорием Ефимовичем князь Юсупов, а за рулём автомобиля сидел врач Лазоверт. Повод для визита был надуманный. Якобы жена Феликса Ирина хотела познакомиться со старцем. Князь предварительно созвонился с ним и договорился о встрече. Поэтому когда машина прибыла на Гороховую улицу, где жил фаворит царской семьи, Феликса уже ждали.

Распутин, одетый в роскошную шубу, вышел из дома и сел в автомобиль. Тот тут же тронулся, и уже после полуночи троица вернулась на Мойку к дому Юсуповых. Оставшиеся заговорщики собрались в комнате на 2-м этаже. Они зажгли везде свет, включили патефон и изображали шумную веселящуюся компанию.

В.М. Пуришкевич, поручик С.М. Сухотин, Ф.Ф. Юсупов

Феликс пояснил старцу, что у жены гости. Они скоро должны уйти, а пока можно подождать в нижней комнате. При этом князь извинился, сославшись на своих родителей. Те терпеть не могли царского фаворита. Старец об этом знал, поэтому ничуть не удивился, оказавшись в подвальном помещении, похожем на каземат.

Здесь гостю предложили откушать сладости, стоящие на столе. Григорий Ефимович пирожные любил, поэтому с удовольствием их съел. Но ничего не произошло. Цианистый калий по непонятным причинам не оказал на организм старца никакого воздействия. Как будто того защищали сверхъестественные силы.


Григорий Ефимович в домашней обстановке

После пирожных гость выпил мадеры и стал выказывать нетерпение по поводу отсутствия Ирины. Юсупов выразил желание сходить наверх и узнать, когда же, наконец, уйдут гости. Он покинул подвальное помещение и поднялся к заговорщикам, которые с нетерпением ожидали благой вести. Но Феликс их разочаровал и поверг в состояние недоумения.

Однако казнь необходимо было совершить, поэтому благородный князь взял браунинг и вернулся в подвальную комнату. Зайдя в помещение, он тут же выстрелил в сидящего за столом Распутина. Тот грохнулся с кресла на пол и затих. Появились остальные заговорщики и внимательно осмотрели старца. Григорий Ефимович не был убит, но пуля, попавшая в грудь, ранила его смертельно.

Насладившись видом агонизирующего тела, вся компания вышла из комнаты, потушив в ней свет и закрыв дверь. Через некоторое время князь Юсупов спустился вниз, чтобы проверить, не умер ли уже старец. Он прошёл в подвальное помещение, подошёл к лежащему без движений Григорию Ефимовичу. Тело было ещё тёплое, но не вызывало сомнения, что душа уже отделилась от него.

Феликс собрался звать остальных, чтобы загрузить убитого в автомобиль и вывезти с территории дома. Как вдруг веки старца дрогнули и открылись. Распутин пронизывающим взглядом в упор уставился на своего убийцу.

Далее случилось невероятное. Старец вскочил на ноги, дико закричал и впился пальцами в горло Юсупова. Он душил и непрестанно повторял имя князя. Тот впал в неописуемый ужас и попытался высвободиться. Началась борьба. Наконец князю удалось вырваться из цепких объятий Григория Ефимовича. Тот при этом упал на пол. В его руке остался погон с княжеского военного мундира.

Феликс выбежал из комнаты и бросился наверх за подмогой. Заговорщики устремились вниз и увидели бегущего к выходу из дома старца. Входная дверь была заперта, но смертельно раненый человек толкнул её рукой, и та раскрылась. Распутин оказался во дворе и побежал по снегу к воротам. Если бы он очутился на улице, то для заговорщиков это означало бы конец.

Вдогонку за убегающим бросился Пуришкевич. Он выстрелил тому в спину один раз, затем второй, но промахнулся. Надо отметить, что Владимир Митрофанович считался отменным стрелком. Со ста шагов он попадал в серебряный рубль, а тут не смог попасть в широкую спину с 30-ти. Старец уже был возле ворот, когда Пуришкевич тщательно прицелился и выстрелил третий раз. Пуля наконец-то достигла цели. Она попала в шею Григория Ефимовича, и тот остановился. Затем прозвучал 4-й выстрел. Кусок раскалённого свинца пробил голову старца, и смертельно раненый человек рухнул на землю.

К телу подбежали заговорщики и поспешно перенесли его в дом. Однако громкие выстрелы в ночи привлекли полицию. К дому прибыл городовой, чтобы выяснить их причину. Ему сказали, что стреляли в Распутина, и блюститель закона ретировался, не приняв никаких мер.

После этого тело старца положили в закрытый автомобиль. Но получивший смертельные ранения человек всё ещё подавал признаки жизни. Он хрипел, а зрачок открытого левого глаза вращался.

В машину сели великий князь Дмитрий Павлович, доктор Лазоверт и поручик Сухотин. Они увезли тело на Малую Невку и сбросили его в прорубь. На этом долгое и мучительное убийство Распутина закончилось.

Заключение

Когда следственные органы через 3 дня извлекли труп из Невы, то вскрытие показало, что старец прожил под водой ещё 7 минут.

Поразительная живучесть организма Григория Ефимовича и в наши дни вселяет в души людей суеверный ужас.

Царица Александра Фёдоровна повелела похоронить убитого в дальнем углу парка в Царском селе. Также было дано распоряжение построить мавзолей. Рядом с временной могилой установили деревянную часовню.

Члены царской семьи бывали там каждую неделю и молились за душу невинно убиенного мученика.

После Февральской революции 1917 года труп Григория Ефимовича изъяли из могилы, отвезли в Политехнический институт и сожгли в топке его котельной.

котельная, где было кремировано тело Распутина

Что же касается судьбы заговорщиков, то они стали чрезвычайно популярны в народе. Однако убийц во все времена наказывали независимо от мотивов и побуждений.

Великий князь Дмитрий Павлович был отослан в войска генерала Баратова. Они выполняли союзнический долг в Персии. Это, кстати, спасло жизнь члену дома Романовых. Когда в России разразилась революция, великого князя не было в Петрограде.

Феликса Юсупова сослали в одно из его имений. В 1918 году князь вместе с женой Ириной покинул Россию. При этом из всего огромного состояния он взял крохи. Это драгоценности и картины. Общая их стоимость оценивалась в несколько сотен тысяч царских рублей. Всё остальное было разграблено и разворовано восставшим народом.

Что же касается Пуришкевича, Лазоверта и Сухотина, то против них все обвинения были сняты. Тут свою роль сыграла и Февральская революция, и личность убитого ими человека. Несомненно только одно - это убийство очень сильно подняло их авторитет и престиж.

Убийство Распутина во все времена вызывало много предположений, догадок и гипотез. В этом деле немало тёмных пятен. Особое же недоумение вызывает поразительная живучесть старца. Его не могли взять цианистый калий и пули. Всё это придаёт преступлению мистическую составляющую. Такое вполне можно допустить с учётом того, что материализм уже давно не является основополагающим учением, отрицающим всё необычное и сверхъестественное, живущее бок о бок с нами.

Статью написал Владимир Чернов

В истории, к сожалению, тоже встречаются свои «козлы отпущения», жертвы субъективизма современников, который почему-то перешел и к потомкам.

Погубить их репутацию очень постарались заинтересованные в этом «доброжелатели». И теперь, по прошествии времени, непросто отделить зерна от плевел, правду от кривды.

Полной правды мы едва ли когда-то дождемся, даже после открытия всех архивов. Речь о том, чтобы избавляться от шаблонов и стереотипов мышления, чтобы не подменять статистику эмоциями.

Григорий Ефимович Распутин - фигура в отечественной истории настолько одиозная, неоднозначная и загадочная, что споры об этой личности ведутся скоро уже целое столетие.

Биография Григория Распутина (9(21).01.1869-16(29).12.1916)

Будущий друг и советчик последней царской семьи был уроженцем села Покровское, что находилось в Тобольской губернии. Недоброжелатели указывали на якобы изначально отрицательную этимологию фамилии этого человека, связывая её с последующим образом жизни Григория при императорском дворе. Однако, скорей всего, фамилия связана отнюдь не с распутством, а со словами типа «распутье» или «распутица».

Григорий происходил из крестьянской семьи, и вряд ли родители могли даже предположить, какая драматичная судьба уготована их сыну, который в детстве много болел и не раз находился на волосок от смерти.

Его биография небогата внешними событиями - скорее, наоборот, она ими бедна. Распутин был женат и имел троих детей. Обратившись к религии, дома он бывал крайне редко, особенно в последние годы, приобретя вес и могущество при царском дворе и пользуясь этим. Особой грамотностью Распутин не отличался - как в ранние годы, так и впоследствии.

Старец Григорий Распутин

Отпустив бороду во время паломничеств к святым местам и по монастырям, Григорий казался старше своих лет. И, конечно, к 47 годам (именно столько ему было на момент убийства) он никак не был «старцем». Тем не менее, именно это прозвище прочно прилепилось к нему вскоре после переезда в Петербург, в 1904 году. Спустя два года Григорий предпринял попытку изменить фамилию на Распутин-Новый. Просьбу удовлетворили.


В начале ноября 1905 года Распутина знакомят с членами царской семьи и лично с императором Николаем II . В дневниках последнего и в письмах императрицы Александры Федоровны «божий человек» упоминается достаточно часто. Распутин приобретает влияние на императорскую чету не только благодаря уму и проницательности.

Расположением к себе он обязан тем, что умел облегчать страдания наследника престола - больного гемофилией царевича Алексея Николаевича . При дворе нашлось немало завистников и ненавистников, требовавших удаления Распутина, опасающихся роста его влияния. С этой целью против «старца» инспирировались «дела», собирался компромат, в СМИ была развернута мощная «антираспутинская» кампания.

Убийство Григория Распутина

Еще в 1914 году, во время пребывания в родных местах, Распутин пережил покушение на себя некой Хионии Гусевой, которая ударила «божьего человека» ножом в живот. Тогда он чудом остался жив. Спустя два года смерть пришла за ним. Заговор составили весьма высокопоставленные и влиятельные лица, в том числе, великий князь Дмитрий Павлович.

Во главе заговорщиков находился князь Феликс Юсупов. Он заручился поддержкой депутата В.М.Пуришкевича. Показания убийц запутаны. Согласно канонической версии, в правдивости которой сегодня имеются большие сомнения, на Распутина не подействовал яд, поэтому был произведен выстрел в спину. Однако вскоре Распутин очнулся и попытался бежать. Его настигли и выстрелили еще несколько раз. Затем спустили под лед Невы.

В 2004 году стало известно об участии в убийстве офицера британской разведки Освальда Рейнера. Британия опасалась того, что Россия выйдет из Первой мировой войны и заключит сепаратный мир с Германией, ибо императрица Александра Федоровна, как известно, была немкой по национальности. Так или иначе, но не прошло и года после гибели «старца», как сбылось одно из нескольких десятков его предсказаний - Российская империя перестала существовать, а царствующая династия еще спустя год приняла страшную смерть в подвале Ипатьевского особняка в Екатеринбурге.

Современный писатель-историк Юрий Рассулин рассуждая о личности старца Григория говорит: «Объяснить парадоксальное сочетание в одном человеке, /Григории Распутине/ святости и порока не представляется возможным – кто-то из свидетелей лгал. Кто же: иудей Арон Симанович с отрекшимся от Бога и Его Святой Церкви Сергеем Труфановым или Святые Царственные Мученики и Страстотерпцы; извращенец Феликс Юсупов с сатанисткой Жуковской или монахиня Мария – она же верная фрейлина Императрицы Анна Александровна Танеева (Вырубова)? Весь вопрос вновь упирается в то, кому верить? Каждый волен сам сделать свой выбор…

Григорий Распутин – вот причина всех бед с точки зрения многих. Слишком многие поверили грязной молве. Через скверные, гадкие помыслы, которые роились в головах представителей русского интеллигентного общества, а оттуда перекинулись в души простых людей, был осквернен священный образ Государя в мыслях и чувствах сынов Русского Народа. На взаимоотношения Русского Народа с Богом легла тень предательства Богопомазанника Царя. Оскорблению подвергнута не только Семья Святых Венценосцев, но и весь Русский Народ, одним из представителей которого, приближенным Царем, был и есть Григорий Новый (Распутин). Хулится и Имя Божие, ведь на молитве, Григорий Ефимович Именем Божьим исцелял Царевича Алексея, помогал и другим людям, и свидетельств тому сохранилось предостаточно.

И до тех пор, пока глубочайшее заблуждение относительно его личности и его роли в русской истории не устранено, по-прежнему остается повод предъявлять Русским Самодержцам претензии и вносить в умы русских людей недоумение в связи с событиями того рокового для России исторического периода. В обвинениях, вновь звучащих сегодня в адрес русского крестьянина, не трудно рассмотреть застарелое желание предъявить счет Николаю II и Государыне Александре Феодоровне. Через клевету о Григории Распутине-Новом ставится под сомнение достоинство их царского служения и высота их христианского подвига. Тем самым, вновь наносится оскорбление памяти святых Венценосцев. Такого ли покаяния ждет от нас Господь? Правда должна восторжествовать. Иначе напрасно нанесенное оскорбление и безвинно пролитая царская кровь будет вопиять к Небу об отмщении. И это будет продолжаться до тех пор, пока грех не будет подвергнут духовному уврачеванию, т. е. покаянию.

Кто был на самом деле Григорий Распутин, коротко и ясно ответила Ольга Владимировна Лохтина на допросе в Чрезвычайной Следственной Комиссии. На вопрос следователя: – Вы считаете Распутина каким человеком? – она ответила прямо:
– Я его считаю старцем.
– Что это значит?
– Старец – который опытом прошел всю жизнь и достиг всех христианских добродетелей».

Для многих как тогда, так и сегодня показания Лохтиной не покажутся убедительными. Что ж из того, что взбалмошная женщина что-то там сказала. Никто не хотел и не хочет ей верить. Действительно, генеральшу Ольгу Владимировну Лохтину, покинутую всеми и изгнанную из дома за преданность Григорию Распутину, не воспринимали всерьез. Большинство считали ее сумасшедшей, реже относились, как к юродивой. Да, конечно, можно не поверить Лохтиной, и она ошибалась. Но все дело в том, что именно так относились к Григорию и Святые Царственные Мученики. Святым Царственным Мученикам тоже не поверим? А Богу? Ведь Григорий Новый (Распутин) свидетельствовал о Боге и направлял людей к Богу, творил чудеса, пророчествовал, исцелял. Да, исцелял, и разве бесовской силой? А многократные исцеления Григорием Новым Цесаревича Алексия, засвидетельствованные современниками, тоже бесовской силой? Значит, Наследник Русского Престола исцелен от неизлечимого, смертельного недуга дьяволом? Так получается в соответствии с показаниями лгуна Юсупова, жида Симановича, сексуально озабоченной Жуковской, расстриги Труфанова, предводителя революционной Думы Родзянко, социал-революционера Пругавина и тех, кто, безудержно и безумно стремясь затесаться в их компанию сегодня, продолжает верить именно им, а не Святым Царственным Мученикам.

Не случайно в предыдущем абзаце употреблено слово «верить». Действительно, вопрос о Распутине – есть вопрос веры, веры в Бога, веры в святость Царственных Мучеников и Страстотерпцев, веры в Их Друга и молитвенника, и лишь затем в слова и показания. Если мы верим, что Господь прославил Русских Венценосцев, верим в Их святость, значит, и любим Их, и доверяем Им, доверяем Их мнению, тем более в вопросах, имеющих решающее значение для судеб православной Державы Российской и Русского Народа, в вопросах, имеющих принципиальный характер. А получается так, что вопрос об исторической роли Григория Ефимовича Распутина-Нового в судьбе России и отношение к его личности как раз и есть вопрос не второстепенный, а именно принципиальный. Почему?

Ответим откровенно. Потому, что, если мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица – преступники, т. к. проявили преступную слепоту, недопустимую для Их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного Им Богом народа и гибелью православной Державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и Русского Царя, и Русское Самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесенные ими притеснения со стороны верховной царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Все переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых.

Возможен и третий вариант, который, наряду с признанием святости Царской Семьи, подразумевает оправдание тех, кто вынужденно оказался в оппозиции к Русским Венценосцам, включая некоторых членов императорской фамилии. В основе этой точки зрения лежит несколько странное допущение того, что Русские Самодержцы, безусловно, святы, но, очутившись в духовном плену «политического авантюриста», «шарлатана» и «гипнотизера», оказались не способны управлять Государством Российским и были совершенно дезориентированы в политических вопросах. Такое утверждение несет в себе необъяснимое противоречие. Как может сочетаться святость и покорность льстивому, чуждому православию и враждебному Богу духу сектантства? И в чем причина – в их духовной слепоте, пленении их воли, и кем? Проходимцем, развратником, хлыстом, противником Православной веры!? Но отсюда следует, что вера Царя и Царицы была суетна, если она принесла столь горькие плоды для всей Русской земли. Это допущение является страшным для каждого православного, кто любит умученную Царскую Семью и непоколебимо верит в их святость.

Но, быть может, пережитый ужас трагических событий революции заставил Царя Николая и Царицу Александру перед лицом смерти осознать свою ошибку и раскаяться в ней, страшной ценой заплатить за свое ослепление, а Господь мучительной смертью очистил их после несомненного раскаяния? Но таких свидетельств нет. Есть свидетельства обратные, что все члены святой Царской Семьи до конца своих дней продолжали верить своему Другу, свято хранили память о нем.

Как две разнородные среды, не способные смешиваться всегда будут иметь видимую границу, разделяющую, допустим, воду от масла, так и сведения о Григории Распутине четко разделяются между собой по характеру утверждения на две группы. На основании первой группы свидетельств Григорий Распутин – святой, праведной жизни человек, подвижник. Вторая же группа свидетельств приводит к выводу о том, что тот же человек – проходимец, мошенник, развратник и т. д. Но так у Бога не бывает. Одно с другим не сочетается. Не может древо худое приносит плоды добрые. Если человек молитвенник, и молитва его обладает чудодейственной силой, а это есть ни что иное, как дар Божий, проявления благодати, действия Духа Святаго в человеке, возможно ли, чтобы такой человек был блудником или прелюбодеем?

Если верить противникам Григория Ефимовича Распутина-Нового, Господь попускал торжествовать страшному, циничному беззаконию, совершаться совращению и блудодеянию, прикрываемым разговорами о вере и Именем Божьим на протяжении многих лет. И это происходило в таких невероятных масштабах, что оторопь берет, по-видимому, от одного только списка соблазненных жертв, если бы таковой удалось представить на суд человеческий. Конечно, можно было бы привести длинное философское рассуждение на тему неоднозначности, запутанности и противоречивости человеческой природы, что «правда с кривдой испокон века в одном колесе по белу свету катится». Но, как воскликнул однажды Григорий Ефимович: «А Бог, как же Бог!?» Ведь утверждать, что Божественная благодать была заключена в грязном, порочном, оскверненном блудодеянием, зловонном сосуде, не есть ли это хула на Духа Святаго?

Биография
Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: І Распутин (Новых) Григорий Ефимович(1872-1916), фаворит Николая2 и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за Провидца и Исцелителя, проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами. Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше
Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов "распутство", "распутье", а может, "распутывать". Характер отца это подтверждает- он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты - деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались, что оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная, болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория "отмолили". Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление.
Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем, кого называют "старцами", божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть, истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец, благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей.
В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия в1895г., Матрены (Марии) в1898 и Варвары в1900г.
Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других он кающийся грешник, для третьих, таких же, как он, духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.
Что привело "старца Григория" в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.
Начинается второй этап. Весной 1903г. 34-летний Распутин прибывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода.
1 ноября 1905г. Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском.
15 ноября 1906г. Первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он "производит впечатление".
Октябрь 1907г. первое исцеление царевича.
Начало 1911г. поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием "Мои мысли и размышления".
Лето 1911г. возвращение в С.-Пб.
1 сентября 1912г императорская семья выезжает в Польшу, в Беловежскую пущу.
2 октября резкое ухудшение здоровья цесаревича.
12 октября, полдень Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: "Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!".
В 1914г. Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64.
29 июня 1914г. покушение на Распутина.
2 января1915г. несчастный случай с А.Вырубовой, исцеление ее Распутиным.
22 ноября 1916г. заговор против Распутина.
Ночь с 16 на 17 декабря 1916г. убийство Г.Е.Распутина во дворце князя Юсупова.
Следует отметить, что Распутин чередовал жизнь в Петербурге с регулярным посещением Покровского, по крайней мере, раз в год он бывал дома. Там же он укрывался, как только его положение в обществе становилось неблагоприятным.
Приезд в Петербург.
Слава Распутина опередила его самого, слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церковного, а божьего человека. Распутин производит впечатление не только своей духовностью, но и внешностью. Наиболее ярко его описывает А.Труайя:
"Мужик высокого роста, худой, с длинными и прямыми волосами, клочковатой бородой, на лбу шрам. Лицо, изрезанное морщинами, широкий нос с раздувающимися ноздрями. Более всего привлекают внимание его глаза. Взгляд выдает магнетическую силу. Рубашка, стянутая на талии ремнем, не закрывает бедер. Широкие штаны заправлены в сапоги с высокими голенищами. Несмотря на деревенский стиль, он чувствует себя удобно и привольно в любом обществе" Безусловно, такой человек не мог остаться в столице незамеченным. Под покровительством епископской мантии владыки Феофана ему открывается доступ сначала в петербургские великосветские духовные кружки, затем через их влиятельных представительниц во дворец князя Николая Николаевича. Его репутацию подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским и то, что владыка Феофан был духовником императрицы.
Несомненно, Распутину не удалось бы так быстро пробиться в "верхи", если бы не было для этого соответствующих обстоятельств. Одним словом, ему повезло. Вот эти обстоятельства.
Во-первых, духовность императрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее не только личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицы Распутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какое особенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, с которыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.
Во-вторых, характер Императора, его доверие жене и религиозность.
В третьих, церковные авторитеты искали способ потрясти сознание верующих, испорченное западным влиянием. В их глазах Распутин и был тем добрым гением, способным соединить верующих с небесами, а народ с царем.
Однако, для большинства людей Распутин не был "старцем". Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать в столице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь в своих келиях. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы: исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.
Вот почему Петербург поначалу занял в отношении Распутина среднюю позицию, не имея полного представления о нем и предпочитая относиться к нему с доверием, чтобы "не согрешить" перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина и не отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасались осуждать его.
Отношение Распутина с Царской семьей.
Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передалась по материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб мог привести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной для жизни. Естественно, как любую мать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремится искупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляется с проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты, что создало для старца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека, от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимого сына.
Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа, воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держать себя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Его деревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть - все это обращалось в его пользу. Его поведение было прямо противоположное манере придворных кругов, проникнутых единственной целью произвести выгодное впечатление на Государя. На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своей естественностью и были неоспоримы. Они не были "деланными", это объясняется простыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина. Для него Он источник милости и правды. Вот что пишет об этом князь Н.Д. Жевахов: " Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительно непритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог не почувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила от того, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и его духовной мощи" Он не обманывал доверие императора и постепенно "между Государем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государь видел в нем только "старца" и, подобно многим искренне религиозным людям, боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневать Бога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением в несомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о его поведении, которым государь не верил,потому что они исходили от неверующих людей…".
После первой встречи с Распутиным Государь лишь отметил, что он "производит большое впечатление". Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий- человек "чистой веры". Тем не менее, не так доверяя "старцу", как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н.Дедюлину, коменданту дворца, и его помощнику подвергнуть Распутина пристрастному, но учтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчеты секретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем он является в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открыть Государю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом не принимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то она не верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так как считала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшего несколькими словами побеждать недуг ее сына. Несмотря на дальнейшие разоблачения, для Царской семьи (т.е. для Императора, императрицы и их детей) Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение.
Влияние Распутина на политику.
Существует много версий относительно этого противоречивого вопроса. Перечислить все, наверное, невозможно. Остановимся лишь на основных и наиболее известных.
Первоначально своей близостью ко двору Распутин пользовался только для вмешательства в церковные дела, в чем ему помогали близкие отношения с Феофаном и Гермогеном. Но по мере того как слух о его влиянии распространяется, различные ловкие люди решают воспользоваться им для достижения своих целей. Это приводит к тому, что у Распутина организуются официальные приемы. Он обосновывается в квартире на ул. Гороховой, где принимает, как приходящих с материальными подношениями, так и нуждающихся в денежной помощи. Постепенно у самого Распутина, по мере его возвышения, начало развиваться честолюбие. Играть видную роль, быть почитаемым за всемогущую силу, быть на одной высоте с людьми, находящимися по общественному положению намного выше его, - все это подкрепляло его самолюбие, и он брался даже за такие дела, устройство которых не приносило ему личной выгоды. Так продолжалось до начала 1915г., когда "маленькие люди" стали использовать Распутина в личных целях для продвижения по службе, суля ему "великие блага" за проведение их к верхам власти. Одним из первых был князь Шаховской, добившийся через Распутина назначения министром торговли и промышленности. Естественно, подобная деятельность Распутина не могла не вызвать возмущения в революционно настроенном обществе, учитывая, что его личность воспринималась в основном негативно.
Однако, остается открытым вопрос, пользовались ли Распутиным люди только в личных целях или же он попадал в руки к агентам врагов России? Существует версия, что он являлся агентом Германии и был заодно с Императрицей в вопросе о сепаратном мире. Но вряд ли такой простой мужик как Распутин был способен на какие-то политические акции - это было бы слишком "заумно" для него, противоречило бы его натуре.
Фактически, Распутин прямого влияния на политику России не оказывал. Оно выражалось, во-первых, в пагубном, по мнению большинства современников, действии на императрицу, а через неё на Государя. Родзянко объясняет силу влияния Распутина его гипнотизерскими способностями: "Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничем непобедимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный для спасения России". Этого же мнения придерживаются и другие политические деятели: М.Палеолог, Жевахов, иеромонах Илиодор и др. Во-вторых, влияние это проявлялось в письмах, где он давал советы или просто поддерживал Царя. Известны также его изречения и предсказания, в последствии подтвердившиеся: "Буду я, будет и Царь и Россия, а как меня не будет, не станет ни Царя, ни России"; 29 августа 1911г., стоя в толпе, мимо которой проезжал Столыпин, Распутин вдруг воскликнул: "Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!"; предсказал он и свою смерть: "Убьют-то меня убьют, а месяца через три рухнет и Царский Трон".
Распутин никогда не пытался опровергнуть слова о своей силе у царей, а наоборот гордился этим и подтверждал своими делами: например, во время своих оргий хвастался, что царица вышивает для него рубашки и, таким образом сам давал повод сплетням. Он вел себя наивно и не предвидел последствий своих действий. Распутину не нужна была Царская власть, но одно его положение при Царе само по себе было завидным и стало причиной его собственного убийства.
Скорее всего, слова профессора С. С. Ольденбурга наиболее объективны: "Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей" Интересно, что противники монархии были и оппонентами Распутина. Больше всего нападок исходило от монархистов, видевших в нём "неугасимую лампаду в царских покоях" и причину всех бед России, как во внешней, так и во внутренней политике.
Справедливо будет, наверное, немного изменить известный афоризм и сказать: сколько людей, столько и суждений о Распутине.
Императрица отказывалась подчиняться судьбе. Она непрестанно говорила о невежестве врачей. Она обратилась к религии, и её молитвы были полны отчаяния, Сцена была готова для появления Распутина.
Великий князь Александр Михайлович.
Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся.
Граф С.Ю.Витте
Если бы Государь послушался Распутина и заключил тот самый Брест-Литовский мир, то в России не было бы революции.
Зинаида Шаховская.
Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха обнаружила всю суть царской монархии, довела её до "последней черты", раскрыла всю её гнилость, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её, всё зверство семьи Романовых- этих погромщиков, заливших Россию кровью.
В.И.Ленин.
Без Распутина не было бы и Ленина.
А.Ф. Керенский.
Он весь словно выдуманный, в легенде жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется. Полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах.
Н.А.Тэффи.
Заключение
Существует, по крайней мере, три мифа о Распутине.
"Исчадие ада, корыстный человек, доведший со своим окружением Россию до краха"- таким предстаёт Распутин в первом мифе.
"Демон", "второй кардинал Ришелье", вечно пьяный и блудливый мужик с таинственной русской душой – это любимый миф зарубежных авторов.
"Талантливый русский мужик, спасавший Россию и царский трон и убитый масонами" - миф современности.
Кем же был Распутин на самом деле? "Хитрость и простодушие, подозрительность и детская доверчивость, суровые подвиги аскетизма и бесшабашный разгул, и над всем этим фанатическая преданность Царю и презрение к своему собрату-мужику всё это уживалось в его натуре, и, право, нужен или умысел, или недомыслие, чтобы приписывать Распутину преступления там, где сказывалось лишь проявление его мужицкой натуры"- вот, по моему слова, наиболее точно характеризующие личность Распутина.
Распутин не был святым, и в этом заключалась трагедия Царской семьи и России. Для тех, кто был им исцелен, он навсегда остался святым. Таким он был в глазах А. А. Вырубовой, предсказав ей несчастный брак, а затем, исцелив; таким был и в глазах Их Величеств, считавшихся с его благотворным влиянием на болезнь наследника цесаревича. У свидетелей его пьяных оргий, видевших его однажды в кабаке, отплясывающего "камаринскую" складывалось совершенно противоположное впечатление. Что же думали те, кто видел и то, и другое? Таких людей почти не было, потому что обе стороны исключали возможность присутствия в Распутине обеих крайностей. И только мы, оценивающие эту личность спустя более 80 лет, можем занять в отношении её справедливую позицию "золотой середины", учитывая оба взгляда. С одной стороны, Распутин был простым мужиком. Для него нет различия между Петербургом и деревней - везде он ведёт себя одинаково, игнорируя законы общества и элементарные правила приличия. С другой стороны, есть в его личности что-то интригующее, таинственное. Его странная религиозность, сочетающая жажду удовольствий с непреклонной верой, его физическая сила, наконец, "неистребимость" никаким ядом - все это невольно внушает трепет. Нет ли в этих чертах чего-то родного, близкого каждой русской душе? Наверное, в любом уголке России найдется подобный "Распутин", и каждый русский унаследовал какие-то его черты. Возможно, из-за этих качеств русские остаются непонятыми, "дикими" для других наций, и это ставит особняком нашу страну в мировом сообществе.
Распутина обвиняют во влиянии на политику и царя. Если бы он действительно обладал таковым, то его смерть должна была бы изменить ситуацию, однако этого не произошло, а страсти еще больше накалились и "выплеснулись" в революцию. Если имя Распутина так значительно в истории, почему тогда не замечаются нынешние новые «распутины», влияние которых в тысячу раз пагубнее и существеннее? Именно они являются разрушителями, а не простой русский мужик, для которого на первом месте всегда были не политические интриги, а вкусная еда да бабы.
Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно и исчезла, закрыв еще одну страницу истории России.