Ли бо. Краткая биография ли бо

Ли Тай-бо, Ли Тай-бай. 701-762/763. Две осн. версии места рождения: г. Суйе Тюркского каганата (совр. Токмок, Киргизия); Цинлянь сян (посад Синего Лотоса, совр. г. Цзянъю, пров. Сычуань). Один из крупнейших поэтов Китая. Когда Ли Бо было лет пять, отец перевез семью в уезд Чанлун округа Мяньчжоу (совр. Цзянъю пров. Сычуань). Этот край и считал поэт своей ро-диной. Преуспел в изучении конф. сочинений и поэзии. Неск. лет провел в го-рах, постигая под руководством монахов даос. и буд. книги. В 15 лет стал овла-девать искусством фехтования, поскольку хотел быть похожим на юци — «странствующих рыцарей» прошлых веков, к-рые прославились заступни-чеством за жертв злодеев. Уже ср.-век. кит. писатели отмечали, что Ли Бо удалось в своем характере органично соединить качества конфуцианца (см. Конфуцианство), по-следователя даосизма и странствующего рыцаря. Он мечтал «помочь народу», «упрочить мир в империи», симпатизировал героям, к-рые после свершения подвига отказывались от власти, «хотел помогать просвещенному государю, добиться успеха и возвратиться в горы». Осенью 724 отправился по Янцзы в центр. районы. Его строки воплощали самобытный мятежный ха-рактер автора, обостренное чувство личной независимости и человеч. до-стоинства. Стихи отличаются фантазией, смелым использованием гипербол, обращением к мифологич. образам и героич. деятелям прошлого и в то же время проникнуты горечью и тоской, вызванными деградацией мира. Он сумел сохранить душевную чистоту и благородство, непосредственность вос-приятия, способность находить и ценить радости земного бытия, многое брал из нар. творчества: форму, темы, изобразит. средства. Стихи распространялись по всей стране, и в 742 Ли Бо был приглашен в столицу, приближен ко двору и пожалован должностью академика Ханьлинь академии (т.е. придворного поэта). Поэт тяготел к свободе от ханжества и корысти, к общению с людьми высокого духа. Один из новых друзей сказал о нем: «Бессмертный, изгнанный с небес». Но в столице Ли Бо столкнулся с завистью и клеветой, в 744 покинул двор и десять лет провел в скитаниях.

В цикле «Гу фэн» («Веяния древности», «Дух старины»), состоящем из 59 сти-хотворений, на обширном историч. и мифологич. материале проводил анало-гии с совр. об-вом и конф. позицию сочетал с даос. взглядами. Часто обра-щался к традиц. теме невостребованности таланта. На смену приходили мечты о мире небожителей, желание достичь слитности с дао . Будучи человеком жизнелюбивым, деятельным, эмоциональным, Ли Бо воспевал земные радости — вино, музыку, танцы, встречи с красавицами, беседы с друзьями, праздники, пирушки. В его тв-ве природа предстает как мир све-та, свободы, счастья, а также прибежищем непонятого и неоцененного талан-та. Известие о мятеже Ань Лу-шаня в 755 породило у поэта тревогу за родину: «Помыслы мои — освободить Китай». Он осуждал неспособность двора защитить страну от мятежников, писал о бедах населения. Ли Бо вступил в ар-мию принца Ли Линя, к-рый был обвинен в заговоре против центр. власти. Поэта заточили в тюрьму, приговорили к смертной казни, заменив ее ссылкой на юго-запад. По дороге он жаловался на несправедливую участь, одиночество, старость. В 759 его догнало известие об амнистии, и он поплыл обрат-но на восток. «Бескрайний простор предо мной будто у птицы, вырвавшейся из клетки». В 761 вновь присоединился к идущим на войну отрядам, но бо-лезнь заставила его возвратиться в дом родственника в уезде Данту (пров. Аньхой), где он скончался. В «Песне о близком конце» сравнивал себя с могу-чей волшебной птицей пэн , рухнувшей на землю. В Китае Ли Бо получил прозвание ши сянь (см. Сянь 1) — «бессмертный в поэзии». Зная цену худ. опыта предшественников, Ли Бо стоял за самостоятельность, за реализацию в слове таланта и авторской индивидуальности. Для него характерна естеств. и непри-нужденная поэтич. манера, творч. смелость, впечатляющая образность.

Источники:
Ли Тай-бо цзи (Поли. собр. соч. Ли Бо). Т. 1-8. Шанхай, 1928; Ли Бо. Избранная лирика / Пер. с кит. А. Гитовича; Вступ. ст. Б.И. Панкрато-ва. М., 1957; он же. [Стихи] // Три танских поэта: Ли Бо, Ван Вэй, Ду Фу. Триста стихотворений / Пер. А. Гитовича; Предисл. Н.И. Конрада. М., 1960, с. 37-169; он же. Нефритовые скалы. СПб., 2000; он же. Дух старины: Поэтический цикл: перевод и исследование / Сост., поэт. пер. и коммент., подстроч. пер. и примеч. С.А. Торопцева. М., 2004; он же. Пейзаж души / Сост., пер. и коммент. С.А. Торопцева. СПб., 2005.

Литература:
Вернисаж одного стихотворения [«Когда Цзюньпин отринул мира плен»]: Лукьянов А.Е. В объятиях Дао; Торопцев С.А. Земная аура стиха // ВК. 2004, № 3, с. 116-126; Книга о Великой Белизне. Ли Бо: поэзия и жизнь / Сост., пер. стихов и коммент. С. Торопцева. М., 2002; Серебряков Е.А. Китайский поэт средневековья в народном преда-нии // Востоковедение. Вып. 17. Л., 1991; Торопцев С.А. Категория времени в лирике китайского поэта VIII века Ли Бо // Вестник исто-рии, литературы, искусства. Т. 2 / Под ред. акад. Г. М. Бонгард-Левина. М., 2006; Фишман О.Л. Ли Бо: Жизнь и творчество. М., 1958; Ли Бо цзыляо хуйбянь (Материалы о жизни и творчестве Ли Бо, опубл. в XIII-XIX вв.): В 3 т. / Сост. Пэй Фэй, Лю Шан-лян. Пекин, 1994; Линь Цзи-чжун. Ли Бо гэши ды бэйцзюй цзиншэнь (Трагизм в поэзии Ли Бо) // Чжунго гудай, цзиньдай вэньсюэ яньцзю (Исследование древней и новой китайской литературы). Пекин, 1995, № 2, с. 149— 156; Ян Хай-бао. Ли Бо сысян яньцзю (Эстетические взгляды Ли Бо). Шанхай, 1997.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. - 2008. - 855 с. С. 324-325.


ЛИ БО
(705-762)

С 618 года в Китае начинается правление династии Тан, которое длилось практически триста лет. В итоге объединения враждующих меж собой княжеств было сотворено сильное правительство.

До того времени неслыханная широта общения с наружным миром содействовало знакомству с различными до сего времени незнакомыми для Китая религиозными взорами. Эта широта содействовала религиозному терпению, а совместно с ним и свободе выражения воззрений.
Обычное почтение к литературе получила практического нрава: одним из основных предметов на экзаменах на чиновничьи должности была поэзия. Поэзия всячески поощрялась часто правителями страны, которые сами писали стихи. В политику и литературу пришли выходцы из семей средних и мелкопоместных землевладельцев, которые выросли в деревнях и были более близки к народу, чем древняя аристократическая вершина. Это не могло не воздействовать на литературу.

Миропонимание танского литератора намного расширился. Актуальный опыт поэта уже не ограничивался родным поселком и недалеким городком, а обхватывал огромную страну с неодинаковыми критериями жизни в различных ее уголках. Поэт, который все почаще был муниципальным бюрократом, и собственной службой, и творчеством обязан был участвовать в жизни страны.
Когда мы обращаемся к танской литературы, сначала мы говорим о лирическую поэзию. Она продолжила и развила величавые заслуги прошедшего и поднялась на невиданную высоту.

Преодолевая внутреннюю пустоту и красоту стихов V — VI веков, 1-ые танськие поэты хотя и были носителями этих пороков, но на их творчество уже легла печать нового: будущая простота формы и глубина поэтической мысли.
В танськие времена переживали собственный расцвет 5 — и семисловные стихи с двухрядной строфой, с обусловленным чередованием тонов, с единой рифмой. Они дали огромную возможность применению в поэзии разговорной речи. Новшество танской поэзии смешивалось с традиционностью изобразительных средств и высказывалось не только лишь в открытии новейшей, но — нередко — в углублении обычной темы. Горы и реки, залог и месяц, путник, ветла и весна — все это было и развивалось в китайской поэзии с древности, и все это приобретало в течение веков новейшую расцветку. В движении поэзии от возвышенности к обыденности и конкретности отразился тот генеральное направление поэзии танского времени, на котором были достигнуты самые большие ее победы.
Сначала танской поэзии стояли такие выдающиеся мастера, как Ван Бо, Лу Чжао-линь, Чэнь Цзи-ан, Мэн Хао-жань, Гао Ши и другие. Не считая «тихой» поэзии тех пор была и другая — поэзия битв и странствий, которая изображала человека в буйных, бурных обстоятельствах. Любой из этих различных поэтов так либо по другому предшествовал творчества собственных превосходных современников — Ли Бо и Ду Фу.

Ли Бо, узнаваемый поэт старого Китая, родился в 701 году, был родом из сегодняшней провинции Сычуань. Китайские биографы изображают Ли Бо превосходным безумцем, который черпает свое вдохновение в бокале с вином, в обществе других поэтов, которые образуют поэтическую содружество поначалу из 6 членов («6 мудрейших из Букового потока»), а потом из восьми («Восемь бессмертных Винной чаши»). Такие общества в ту эру игрались роль литературных школ. Еще в молодом возрасте поэт грезил помогать людям, и поэтому он выбрал необыкновенный путь для юного человека его поколения: не сдавал экзаменов, ушел из дома, жил в стороне от людского жилища, путешествовал, увлекался одиночеством. Ему было 40 лет, когда правитель позвал его в собственный дворец и одарил званием ханьлинь, что на данный момент мы бы считали академической степенью. Ли Бо оставался поэтом, независящим в убеждениях и поступках, а это не совпадало с придворными правилами. Через три года Ли Бо покинул столицу ради новых путешествий и встречи с поэтами Ду Фу, Гао Ши и другими. Тех пор произошел бунт Ань Лу-шаня, и через Лушань, где тормознул поэт, проходили войска Ли Линя, младшего брата правителя Су-цзуна. Ли Бо согласился пойти к нему на службу, когда Ли Лень посягнул на престол, и поэта как его приверженца, был брошен в кутузку, а потом сослан в дальний Єлан. Позже его простили, возвратили среди дороги. Через пару лет после этих событий, в 762 году, Ли Бо погиб в доме собственного родственника Ли Ян-бина, которому мы должны сборником произведений поэта. Осталось более дев’ятьсот его стихов.

Ли Бо выделялся посреди современников собственной необычностью. Он превозносил храбрых путников, защищал обездоленных и ощущал себя победителем, который не знает препядствий. Другие поэты огорчались бедами, пеняли на будничные неурядицы. Ли Бо еще в юношеском возрасте откинул от себя эти мелочные волнения и жил в непрерывном поэтическом горении, постигал в самом для себя целый мир и поэтому не страшившийся одиночества.
Сила образов стихотворений Ли Бо поражала его современников. Как поэт он находится в самой гуще, в самом тесноватом скопище народа, и его можно созидать отовсюду, и сам он лицезреет весь современный ему мир — ничто не способно укрыться от его взора. Ли Бо писал все, что находилось в кругу танской поэзии. В его «пограничных» стихах мы находим мужество, строгость и очаровательный лиризм, ощущаем романтику похода, но он пишет смелые стихи против войн, их было огромное количество в 40-50-е годы VIII века. Создатель пятидесяти 9 стихотворений «Старого», он ассоциирует себя с Конфуцием и обличает неправду. В его творчестве можно проследить связь с старой народной поэзией. Свои стихи он строил, успешно распространяя пределы правил, давал подсказку новым поэтам пути продвижения вперед, восстанавливая китайское стихосложение, приближая словарь поэзии в словаре жизни. Независимость Ли Бо была логичным развитием эталона свободы, он был уверен в собственной миссии поэта-пророка, поэта-учителя, и она добивалась от него полной самоотдачи. Поэт был величавым, но в отношении к людям не имел и тени тщеславия: его поглощают людские заботы, он дает людям утешение, просвещает их, учит сочувствию.

Лирические мотивы Ли Бо характерны для всей древнекитайской поэзии. В поэзии Ли Бо, известного стилиста собственного времени, это — воспевание вина, цветов, луны, дружбы, природы в целом.


Жизнь Ли Бо, считающегося самым великим китайским поэтом всех времен, во многом типичная для ученого-поэта танского периода, выявляет противоречие между конфуцианским долгом и даосским идеалом отрешения от мира. Влияние даосизма пронизывает стихи Ли Бо. Даосизм в эпоху правления китайской династии Тан , оказывал на поэзию влияние не меньшее, чем конфуцианская мораль. В его учении поэты черпали вдохновение. Даосизм отвергал мир и его почести, утверждая, что истину можно обрести, лишь затворившись среди высоких гор и диких лесов, в убежище бессмертных, познавших секрет долголетия и обретших Дао. Воздействие даосизма на живопись и поэзию огромно, хотя конфуцианцы не желали признавать его.

Хотя поэт Ли Бо претендовал на происхождение от самого Ли Гао, правителя государства Западной Лян в IV веке и предка правящего императорского дома, отдаленное родство – если император признавал его – не дало семье поэта никаких особых привилегий. Ли Бо родился в Сычуани, скорее всего в 701 году, и его семья не была ни состоятельной, ни влиятельной.

Великий китайский поэт Ли Бо

По преданию, Ли Бо был развитым ребенком и уже в раннем возрасте комментировал китайских классиков. Возможно, такое усиленное изучение конфуцианства вызвало у него неприязнь, ибо еще в юности он удалился на гору Миньшань, где вместе с отшельником изучал даосизм. Кроме того, Ли Бо так и не предпринял попытки получить должность, ибо, покинув гору, он отправился не в столицу, а в путешествие по стране. В 724 году, находясь в Шаньдуне, Ли Бо создал общество "Шести бездельников из бамбуковой рощи" – явный намек на цзиньских "Семерых мудрецов из бамбуковой рощи".

Путешествуя по Хэнани и Шаньси, ему однажды случилось оказать помощь одному бедному воину, впоследствии спасшему поэту жизнь. Этим воином был ни кто иной, как Го Цзы-и, после мятежа Ань Лушаня ставший главнокомандующим армии, первым министром империи и покровителем несторианской церкви в Китае. В 738 году в Шаньдуне Ли Бо встретил своего великого современника Ду Фу , поэта, равного, а, по мнению многих китайских ученых, превосходящего Ли Бо. Они стали друзьями, и их отношения воспеты во многих стихах того и другого.

Лишь в 742 году Ли Бо впервые прибыл в танскую столицу, Чанъань, где был представлен двору ученым-даосом, которого он встретил в свое время, путешествуя по Чжэцзяну. При дворе тогда правила балом прекрасная императорская наложница Ян Гуйфэй. Ли Бо, уже знаменитого поэта, представили императору как "изгнанного бессмертного" – божественного гения в облике смертного, и Сюань-цзун немедленно дал ему синекуру, обязав писать стихи в честь дворцовых торжеств.

Единственный уцелевший каллиграфический автограф поэта Ли Бо

Похоже, это оказалось не слишком обременительным делом, ибо у Ли Бо оказалось достаточно времени, чтобы предаваться винопитию и наслаждаться обществом друзей-единомышленников. Они называли себя "восемь бессмертных винной чаши" (или просто "восемью бессмертными пьяницами"). Об этих знатных и образованных людях другой великий китайский поэт, Ду Фу, написал свое великолепное стихотворение, в котором упоминаются выдающиеся друзья Ли Бо. Из них Ли Шицзи был министром, пока не подал в отставку, чтобы укрыться от клеветы соперников; Цзинь, принц Жуян, принадлежал к правящему дому; Цзуй Цзунчжи, близкий друг Ли Бо, был историком, а Чжан Сюй – каллиграфом; Су Цзинь исповедовал буддизм, что не мешало ему наслаждаться вином; Хэ Чжичжан – друг Ли Бо, впервые обративший на него внимание императора.

В течение трех лет Ли Бо наслаждался обществом друзей и благосклонностью самого императора Сюаньцзуна , пока, в результате дворцовых интриг, не вынужден был покинуть Чанъань. Клевета и враждебность исходили как от завистников, так и от могущественного главного евнуха Гао Лиши. Говорят, что однажды во время застолья пьяный Ли Бо заставил евнуха снять с него сапоги – такое унижение Гао Лиши простить не мог. Ли Бо написал стихотворение в честь весеннего праздника в саду пионов, а Гао Лиши нашептал Ян Гуйфэй, что Ли Бо, якобы воспевая ее красоту, на самом деле сравнил ее с "Летящей ласточкой" (Фэй Янь), красавицей времен ханьской династии . Это был бы двусмысленный комплимент, ибо Фэй Янь обманула императора и была опозорена. Ян Гуйфэй возмутилась и потребовала изгнать поэта из дворца.

Покинув Чанъань, которой вскоре суждено было познать ярость воинов Ань Лушаня, Ли Бо отправился в Шаньдун, где в резиденции "тянь ши" (Небесного Наставника), духовного главы религии, изучал даосизм. Затем поэт вновь направился на юг и добрался до Нанкина, где встретил старого друга Цзуй Цзунчжи, также изгнанного в ссылку. Мятеж Ань Лушаня застал поэта в Лояне, из которого он бежал перед тем, как восставшие захватили город. Ли Бо оказался на юге, где присоединился к ставке Ли Лина, принца Юна, организовавшего сопротивление Ань Лушаню в долине Янцзы. Ли Лин, однако, попытался воспользоваться неразберихой, царившей после отречения Сюаньцзуна, и провозгласить себя императором. Его план не удался, принц был лишен титула, а Ли Бо посажен в тюрьму как его сообщник. Поэта ждала смерть, но его спасло вмешательство Го Цзыи, главнокомандующего императорскими войсками, не забывшего услуги, оказанной ему поэтом за тридцать лет до того.

Приговор отложили, но Ли Бо сослали в пограничный округ Елан (в нынешней провинции Гуйчжоу). Медленно продвигаясь к месту изгнания, он путешествовал вверх по Янцзы, подолгу останавливаясь у друзей. За три года Ли Бо добрался лишь до Ушани в провинции Сычуань, а в это время объявили всеобщую амнистию. Поэт был уже стар, а слава империи Сюаньцзуна померкла. Ли Бо поплыл обратно в Тайпин – провинция Аньхой, где служил чиновником его родственник. Там он и умер в 761 году. По легенде Ли Бо попытался обнять отражение Луны в водах Янцзы и утонул. На месте его гибели, на утесах Цайшицзи, в 15 милях от Нанкина, поставили храм.

Ли Бо или Ли Бай или Ли Тай-бо (701-762) — китайский поэт времён династии Тан.

Известный как Бессмертный поэт (варианты перевода — «поэт-святой», «гениальный поэт»), Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений).

Западный мир познакомился с его работами благодаря вольным переводам японских версий стихов Ли Бо, сделанным Эзрой Паундом, а на русский его переводили Николай Гумилёв, Анна Ахматова и другие.

Ли Бо известен своим неуемным воображением, эпатирующей манерой поведения, глубокой философичностью и яркими образами даосов в своей поэзии, а также, по распространённым преданиям, своей любовью к спиртному. Как и Ду Фу, он много времени проводил в путешествиях.

Ли Бо родился в семье богатого торговца. Существует довольно много различный версий, по поводу того, в какой местности родился поэт. На сегодняшний день значительная часть исследователей предполагает, что Ли Бо возможно родом из области прежнего Туркестана (Тюркского каганата), в близи современного города Токмак (Токмок), на севере Киргизии.

Впоследствии его семья переехала в Цзянъюй (Цзянъю) (ныне называется также), провинция Сычуань) когда ему было 5 лет. Его происхождение не могло предоставить ему больших возможностей в эпоху династии Тан.

Несмотря на сильное желание стать чиновником, он не стал готовиться к экзаменам на государственную службу. Вместо этого, в возрасте 25 лет, он отправился в путешествие по Китаю, ведя себя как своенравный вольнодумец, что противоречило общепринятому образу благородного человека по Конфуцию. Позднее Ли Бо был представлен ко двору императора и получил должность в Академии Ханьлинь.

На посту придворного поэта Ли Бо провел менее двух лет, а затем покинул двор по собственному желанию. Впоследствии путешествовал по Китаю до конца жизни. Осенью 744 года, а также в последующие годы встречался с Ду Фу. Во время восстания Ань Лушаня был вовлечен в мятеж против императора и осужден как «государственный преступник», . После разгрома восстания был сослан в Елань, но официального прощёния так и не получил до самой смерти.

Ли Бо умер в Даньту (ныне провинция Аньхой Аньхуэй). Принято считать, что он умер от болезни легких в доме своего дяди в Данту. По легендарной версии, утонул в реке Гуси, притоке Янцзы, вывалившись из лодки в состоянии опьянения, когда пытался поймать отражение луны в воде, а затем взлетел на небо. Существует также версия о смерти от отравления ртутью в результате употребления даосских эликсиров долголетия.

Творчество и наследие

Ли Бо приписываются около 1000 стихотворений, но достоверность этого во многих случаях вызывает сомнения. Наиболее известны его работы в жанре юэфу, эмоциональные и часто фантастические. Также его часто связывают с даосизмом: это важный элемент его произведений. Хотя в своем «Духе старины» (Гу фэн) он часто принимает точку зрения конфуцианца-моралиста, и многие его стихотворения достаточно традиционны для тогдашней культуры.

Как и о большинстве гениев (таких как Моцарт), существует множество легенд о том, насколько легко давалось Ли Бо поэтическое творчество, говорили, что сочиняет он с невиданной скоростью и без последующей правки.

Его любимый размер — стих из 5 и 7 слов, им написано более 160 произведений. Ли Бо черпал вдохновение в размышлениях о чистой Древности, а также в наблюдениях за природой и человеческой жизнью. Обладая недюжинным воображением, Ли Бо мог создавать изящные примеры полного использования элементов китайского языка.

Его произведения впечатляют не только из-за начитанности и эрудиции автора (как у Ду Фу), а еще и за счёт неудержимой фантазии и отождествления читателем себя со свободномыслящей личностью автора.

Ли Бо известен на Западе благодаря работам Эзры Паунда, музыке Густава Малера, а также переводам Ханса Бетге, которыми и пользовался Малер. На русском языке его произведения выходили в переводах Н.Гумилева, А.Ахматовой, А. И. Гитовича, В. М. Алексеева, а такжеЛ.3.Эйдлина, Л. Е. Бежина.

В честь Ли Бо назван кратер на Меркурии.

Литература

  • Поэзия эпохи Тан (7 — 10 вв.): Перевод с китайского. /Ред. Р. Делюсин, Т. Редько, В. Сорокин и др.; сост. и вступ. ст. Л. Эйдлина. — М.: Худож. лит., 1987. — 479 с.
Сорокин В. Ф., Эйдлин Л. З.: Китайская литература. М., 1962
  • Книга о Великой Белизне. М., 2002 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Ли Бо. Дух старины. М., 2004 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Ли Бо. Пейзаж души. С-Пб., 2005 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Чуский Безумец Ли Бо. М., 2008 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • С. А. Торопцев. Жизнеописание Ли Бо — Поэта и Небожителя. М., 2009.