Ли амос коменский. Образование для всех

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ

Становление Нового времени

Новое время – эпоха, сменившая Возрождение, его отчитывают с XVII века. Устами Фрэнсиса Бэкона Новое время возвестило: «Знание-сила». Идея выведения законов общества из природы – лейтмотив общественной мысли XVII века. Соответственно обосновалось единство познания природы и природного воспитания. При всем различии педагогических концепций XVIIв. в их основе лежит одна ведущая идея – идея природосообразности.

Французский философ, математик и физик Рене Декарт (1596-1650) рассматривал природу как совершенный механизм, доступный постижению математически вооруженному разуму. Важнейшее значение придавал развитию у учащихся способности к суждениям, самостоятельного и верного осмысления окружающего мира и собственных поступков. Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) в своих сочинениях выразил научные и передовые педагогические представления Нового времени. Исходя из своих философских представлений, он утверждал: «Из всех людей с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию». Воспитание должно строиться на гармоническом единстве всех составляющих и быть непременно природосообразным. К середине XVII века выдвигается установка Я.А.Коменского «Всем знать все обо всем», а в качестве универсального закона мироздания представлена природосообразность

Ян Амос Коменский – педагог нового времени

Ян Амос Коменский (1592-1670гг) – основоположник научной педагогики, философ – гуманист, общественный деятель. Чехия. Труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «О развитии природных дарований» и др.

Цели воспитания:

1. Воспитание мудрого человека, умеющего оказать помощь другим.

2. Подготовка к загробной жизни

Задачи воспитания:

1. Познания себя и окружающего мира (умственное воспитание)

2.Управление собой. Воспитание 4-х добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям (нравственное воспитание).

3. Стремление к Богу (религиозное воспитания)

Методы воспитания:

Личный пример

Наставление-разъяснение

Упражнение

Поощрение

Наказание

Возрастная периодизация. Система школ.

«Великая дидактика» Я.А.Коменского «универсальное искусство учить всех всему….Кратко, приятно, основательно».

Принцип природосообразности реализует в возрастной периодизации, в системе школ, в разработке содержания обучения и его организации.

Возраст Тип школы и содержание Место
От рождения - до 6 лет. Детство Физический рост и развитие органов чувств. Материнская школа Содержание: элементарные трудовые навыки, умения; первоначальные знания о мире. основы нравственного воспитания. В каждой семье. Мать - главная воспитательница.
6-12 – отрочество. Развитие памяти, совершенствование языка и руки. Вторая ступень. Школа родного языка для совместного воспитания юношества. Школа элементарная и народная. и народная.воспитания В каждой общине, городе, местечке или деревне.
12–18 – юность. Развитие «понимания и суждения», т.е.развитие ума. Третья ступень. Латинская школа или гимназия. Содержание: латинский язык, реальные предметы, риторика, диалектика. В каждом городе.
18-24 - возмужалость. Развитие воли, способности управлять собой. Четвертая ступень. Академия и путешествия. Содержание: философия, медицина, юриспруденция, богословие. В каждом государстве и даже в значительной провинции.

Разница между школами троякая.

В 1-х, в материнской и школе родного языка все будет преподаваться в более общих и элементарных чертах, а в последующих – все более подробно и отчетливо …. «как дерево с каждым годом пускает все большее число корней и ветвей, все более крепнет и приносит больше плодов».

Во 2-х, в материнской школе дети приучаются обращаться правильно с окружающими предметами и распознавать их – упражняются преимущественно внешние чувства; в школе родного языка – упражняются более внутренние чувства, воображение, память вместе с языком и рукой; в гимназии – развитие понимания и суждения о науках и искусстве; в академии развивается воля, способности, которые научат сохранять гармонию.

В 3-х, в материнской школе и школе родного языка будет получать образование вся молодежь обоего пола; в латинской – те, у кого стремление выше, чем быть ремесленниками; в академии – будущие ученые и руководители других.

Материнская школа – прекрасная весна; школа родного языка – лето; гимназия – осень, академия – зима.

Идеи пансофии (всеобщей мудрости) реализуются в задачах воспитания, в содержании образования и обучения:

· принцип природосообразности (природа выступает как образец для подражания; через всю «Великую Дидактику» проходят три образа, характеризующие процесс обучения – яйцо, из которого вылупился птенец; птичка – мать; садовник, иногда строитель. Идея подражания природе (естественный метод образования). На основе природных дарований осуществляется воспитание, с помощью которого происходит совершенствование человека;

· принцип наглядности и золотое правило дидактики: «…все что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами»;

· принцип легкости обучения (современное понимание доступности, посильности и учета особенностей возраста) обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться;

· принцип прочности знаний (последовательность изложения, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному);

· глава 19 «Великой дидактики» - основы кратчайшего пути обучения. Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». Классно-урочная система, несмотря на попытки отказа от нее в 20-21 вв. во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира. «Великая дидактика» Я.А.Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом изучения современной педагогики.

Стержень педагогики Я.А.Коменского вера в человека «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».

Задания и вопросы для самоконтроля:

Изучите главы (9,12, 16-19, 23, 26) «Великой дидактики» (Хрестоматия по истории педагогики: Том 2, Новое время / Под ред. А.И. Пискунова – М., 2006 – с. 10-40) и ответьте на вопросы:

1. Какие 6 способностей выделяет Я.А.Коменский и какие дает рекомендации учителю, исходя из них?

2. Каковы особенности обучения (6 последовательных классов)?

3. Какие требования предъявляются к методу упражнения?

5. Какие требования Я.А.Коменский выдвигает к личности учителя?

6. Каково отношение Я.А.Коменского к женскому образованию?

Изучите и проанализируйте «Материнскую школу» как первый источник по дошкольной педагогике:

1. В каких занятиях должны упражняться дети с самого рождения?

2. Каким образом развивать у детей здоровье?

3. Каким образом упражнять детей в понимании вещей?

4. Каким образом приучать детей к постоянным занятиям и деятельной жизни?

5. Каким образом упражнять детей в нравственности и добродетелях?

6. Каким образом родители должны готовить своих детей к школе и какие признаки свидетельствуют о готовности ребенка к школе?

7. К какому сезону года относит Я.А.Коменский материнскую школу и почему?

8. Какие мысли возникли у Вас в ходе выполнения этих заданий?

9. Удовлетворены ли Вы ответами на вопросы (вашими и однокурсников, если работали в группе)?

10. В чем Вы утвердились, а с чем не согласны и готовы вступить в полемику с Я.А.Коменским?

12. Достижением Я.А. Коменского считается создание классно-урочной системы обучения. Является ли она ведущей системой в современной педагогике?


Похожая информация.


Время придет, о Коменский, когда и тебя и деянья,

Думы, заветы твои лучшие люди почтут.

Л е й б н и ц

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спутся долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.

Ян Амос Коменский жил и творил в XVII веке, веке, который знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами. Процесс капиталистичекого развития разрушал экономическую структуру феодализма. В феодальной средневековой экономике начинается период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки капиталистичекого производства, значительно развивается ремесло, изобретательство и наука. Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь отвергала большую часть культурного наследия античного мира и образование в средние века основыавлось на богословии, все новое подвергая сомнению и жестокой критике.

Все это тормозило прогресс общественной мысли. И главной задачей новой эпохи стало преодоление средневнекового догматизма и схоластики. Цель буржуазии стостояла в создании новой, собственной идеологии, основанной на научных знаниях и соответствующих духу эпохи, гораздо более прогрессивной по сравнению с феодальной.

Новые явления в общественно-экономической и культурной жизни Европы XVI - XVII вв. Ярко проявились на родине Коменского - в Чехии. Чешский народ, имевший высокую культуру и большое историческое прошлое, часто находился в самом центре крупных общественных явлений того времени. Чехия XVI в. была той почвой, на которой выросло учение Коменского.

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты “Чешские братья” проводил большую просветительскую работу среди народа.

В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу “братьев” и там он учился один год. Но в 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.

В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки.

И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области различных ремесел в одной из школ секты “Чешские братья” которая готовила в проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.

В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте “Чешские братья”. В это время время богословский факультет Пражского университета тоже готовил протестантское духовенство, но господствовашие здесь гусисты-утрактивисты враждеюно относились к “Чешским братьям”.

Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.

Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро. Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.

Рль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял критичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.

В университетские годы Коменский знакомится с философской литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и называет их “Спорные вопросы, собранные в саду философии”. Основным вопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания. Этот вопрос он ставит и в работе “Берет ли всякое познание исток из ощущения”, которая была опубликована в 1914 г.

Можно сказать, что пагсофические идеи Коменского своими истоками восходят к периоду учебы в Герборнском университете. За время учебы здесь он написал отдельные главы к запланированной в объеме двадцати восьми томов работы “Зрелище вселенной”; провел плодотворную деятельность в области изучения родного языка - “Сокровища чешского языка”, и под руководством Альстреда он познакомился с трудами педагогического характера.

В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и едет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало сведений.

Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается руководителем Пшеровской братской школы.С этого времени в жизни коменского начинается новая эра. Он с большим увлечением работрает в любимой школе и очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие работы как “Правила более легкой грамматики” и “Письма к небу”.

В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

В 1618 г. община “Чешские братья” назначила Коменского пастрырем-проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководил и братской школой.

В этом году он женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалиной Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным в развитии педагогического учения Коменского.

После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому как активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.

Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Ян Амос Ко менский - родоначальник дошкольной педагогики

Введение

коменский педагогический воспитание школа

Ян Амос Коменский - знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель. Труды и педагогические идеи Я.А. Коменского актуальны, современны и на сегодняшний день. Именно он впервые обосновал педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Я.А. Коменский - создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразовательной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке.

Коменский внес значительный вклад в становление педагогики как науки и в частности дошкольной педагогики. Основными заслугами Я.А. Коменского в области педагогики были разработка классно-урочной системы, дидактических принципов обучения, возрастной периодизации, ……… Он написал такие великие педагогические труды, как «Великая дидактика», «Материнская школа», ………

По мнению Коменского учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель: Рассмотрение биографии Я.А. Коменского, как великого педагога, раскрытие его основных педагогических идей, в частности труда «Материнская школа».

1. Проанализировать и обозначить основные педагогические идеи Я.А. Коменского.

2. Раскрыть педагогические труды Я.А. Коменского.

3. Рассмотреть труд, посвященный семейному воспитанию «Материнская школа».

4. Проанализировать где и как на практике в современной педагогике применяется труд «Материнская школа». ? ???

Проблема исследования заключается в следующем: Вопросами воспитания детей занимались многие великие педагоги и ученые. Я.А. Коменский является одним из них. В становление дошкольной педагогики внесли вклад многие педагоги, и признание значения роли Я.А. Коменского в данной сфере является необходимым. Я.А. Коменский внес свой вклад в различных сферах дошкольной педагогики, одной из них является семейное воспитание. Доказательство большого значения труда под названием «Материнская школа» является также необходимым.

1. Я.А. Коменский - великий педагог и ученый

1.1 Жизненный путь Я.А. Коменского

Биография и жизненный путь Я.А. Коменского достаточно насыщенны и интересны. Начался его жизненный путь с того, что он родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский стал учителем братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

Ян Амомс Комменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики и классно-урочной системы.

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свой труд «Дидактика» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении « Пансофическая школа» (1651). Что такое на защите обязательно зададут вопрос

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Про эти труды тоже спросят, написать конкретнее про них ! !!

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

1.2 Основные педагогические идеи Я.А. Коменского

Я.А. Коменский педагог и ученый, который внес значительный вклад в отечественную педагогику. Его открытия, педагогические идеи, достижения в области педагогики, легли в основу современной педагогики, в частности дошкольной.

Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами . Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1. принцип сознательности и активности;

2. принцип наглядности;

3. принцип постепенности и систематичности знаний;

4. принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность . Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Я.А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому , от знакомого к незнакомому , от целого к частному , добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания . Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков». Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Одной из основных заслуг Коменского Я.А. является разработка классно-урочной системы обучения , которая заменила индивидуальную.

На сегодняшний день классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:

а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели;

б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день - от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть - объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Одной из заслуг Коменского была разработка классно-урочной системы. Он, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

· детство - от рождения до 6 лет включительно;

· отрочество - от 6 до 12 лет;

· юность - от 12 до 18 лет;

· возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он положил возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему -от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу , под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения - в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия .

В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию. Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

И по мнению Коменского в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в своем труде «Чешская дидактика», Коменский в «Пампедии» (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Таким образом основными заслугами Я.А. Коменского в области дошкольной педагогики были:

· всеобщее обучение

· идеи дисциплины

· понятие школьного года

· дидактические принципы

· классно-урочная система

· дидактические принципы

· классно-урочная система обучения

· характеристика 4-х возрастных периодов подростка

· единая школьная система

· «Материнская школа»

· «Школа родного языка»

· «Латинская школа»

· «Гимназия»

· «Академия»

· труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

Таким образом, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» («Всеобщим воспитанием») где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

2. Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского

2.1 Великие труды Яна Амоса Коменского

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Одними из самых известных трудов Я.А. Коменского, которые составили наследие современной педагогики являются труды «Великая дидактика» (общая теория обучения) и «Материнская школа», учебники латинского языка «Открытая дверь к языкам» и «Мир чувственных вещей в картинках», книга «Школа-игра».

« Великая дидактика » -з адуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

Полное название книги звучит следующими образом:

«Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

«Материнская школа » - данным трудом Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.

«Открытая дверь к языкам » - энциклопедический учебник латинского языка, переведенный на 16 языков мира. «М ир чувственных вещей в картинках » - учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в., который стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786).

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Ш кола-игра », которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

«Пансофия » - представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

2.2 Вопросы семейного воспитания в труде «Материнская школа»

Одной из характерных особенностей педагогики нового времени является провозглашённое ещё гуманистами уважение к ребёнку. Однако, любя детей естественной любовью родителей, ценя и уважая права детства, детские радости, развлечения, взрослое поколение, а тем более родители, общество, государство, не могут всё же отказаться от взгляда на детей, как на будущих членов общества и строителей новой жизни. Как естественна любовь к детям, так же естественно и стремление старших поколений передать детям свой опыт и вооружить их знаниями и навыками для предстоящей им не только индивидуальной, но и общественно-политической жизни.

Поэтому представляется весьма серьёзной педагогической проблемой вопрос о том, как сочетать любовь к детям и уважение к их правам на самостоятельную детскую жизнь с правами и заботами взрослых о подготовке из детей деятельных, трудоспособных членов общественно-политической жизни.

Великий педагог Ян Амос Коменский, положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста, в частности семейному воспитанию.

Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал, как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет, т.е. дошкольное детство. Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом развитии детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т.д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития.

Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т.п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она - основное средство развития детей.

Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.

Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.

Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие.

В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».

Советовал матерям развивать память и мышление детей и рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.

Значительное внимание уделял физическому воспитанию, а так же развитию речи и мышления, воспитанию нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я.А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными особенностями.

Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.

«Материнская школа» Я.А. Коменского найдёт своих серьёзных читателей и ценителей, способных отбросить устаревшие взгляды Коменского и воспринять то, что не потеряло своего значения и до наших дней.

Это всё было описано в труде «материнская школа»?, если да то в начале главы надо сделать на это акцент., если нет то дополнить про сам труд «материнская школа».

Заключение

В процессе нашей работы мы пришли к выводу, что Я.А. Коменский является великим педагогом и ученым, что им были разработаны периодизация дошкольного возраста, классно-урочная система, большое внимание он уделял воспитанию детей дошкольного возраста, в частности семейному воспитанию, чему был посвящен его труд «Материнская школа».

Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Наиболее значимыми в этом отношении являются педагогический опыт и идеи Яна Амоса Коменского - основоположника научной педагогики и изобретателя классно-урочной системы.

Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов.

Коменский написал такие великие труды, которые остаются актуальными и на сегодняшний день, как «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Новейший метод языков», «Физика», «Астрономия», «Мир чувственных вещей в картинках», «Школа-игра», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и др., которые еще при его жизни получили распространение во всем мире.

Самый известный труд Коменского «Великая дидактика», многие ее положения вошли в современную теорию обучения. А труд «Материнская школа», написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей.

Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов.

500-летний юбилей Я.А. Коменского, широко отмечавшийся в 1892 г. в России и на Западе, дал мощный толчок для дальнейшего развития комениологического движения. В эти годы на русском языке издаются отдельными книгами «Великая дидактика» и большинство других произведений Коменского. В журналах и отдельных монографиях печатаются многочисленные исследования жизни и деятельности Коменского, его педагогических идей. В 1892 г. при Военно - педагогическом музее создается специальный «Отдел имени Коменского», ставший членом Международного общества Коменского, поставивший своей целью «распространение педагогических идей Коменского среди отечественных педагогов и образование Русского общества вообще».

Сегодняшние педагоги (КАКИЕ?????) считают этого великого классика - учителем всех учителей. Когда говорят, что народы - великие педагоги, и великие педагоги - народны, как наиболее яркая иллюстрация возникает пример Яна Амоса Коменского.

Минус работы в том, что ушла от дошкольной педагогики просто в педагогику. В заключении иди по всей курсовой и по задачам написанным в начале.

Список литературы

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с. - С. 67-69.

4. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.

5. Константинов Н.А., История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - С. 31-33.

6. Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая биографическая справка Я.А. Коменского. Основные положения педагогической теории. Дидактические взгляды. Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского. Сенсуалистическая философия. Образ материнской школы. Значение педагогического наследия.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2008

    Краткий очерк жизни и направления деятельности, а также роль учений Яна Амоса Коменского в русской педагогике на протяжении четырех столетий. Дидактическая теория, ее содержание и значение в педагогической науке. Проблема отношений учителя и ученика.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Роль деятельности Яна Амоса Коменского в развитии педагогики. Структура и содержание "Великой дидактики". Методы нравственного воспитания. Воспитание джентльмена по Джону Локку. "Эмиль, или о Воспитании". Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2014

    Философские основы педагогической системы Коменского. Методы обучения и воспитания. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. Коменский о работе учителя. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Коменскому.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Отличительная черта педагогических воззрений Коменского, провозглашение принципа умеренной и разумной дисциплины. Обязанности родителей по воспитанию в первые шесть лет жизни детей. Описание педагогом значения правильного питания, вскармливания ребенка.

    презентация , добавлен 07.05.2016

    Деятельность знаменитого чешского педагога Яна Амоса Коменского, посвященная проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами. Основные положения педагогического наследия Коменского.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста, его философско-педагогические взгляды. Идеи развития личности в трудах Коменского, Монтеня. Теория соответствия воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка по Руссо.

    реферат , добавлен 12.12.2016

    Система воспитания и обучения Амонашвили. Педагогическая система Я. Коменского, А. Макаренко, Песталоцци. Педагогические идеи Г. Сковороды. Классификация деятельности человека по Г. Спенсеру. Цели воспитания по Вентцелю. Н. Крупская о пионерском движении.

    презентация , добавлен 22.03.2014

    Исследование биографии и творческого пути чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализ проблем развития способностей и одаренности в его педагогической теории. Изучение основных педагогических идей и требований к обучению, дидактических принципов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592-1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность - учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении - не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, - идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии - здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции - им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии - здесь тоже работал Коменский; и в Голландии -здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, - писал Коменский, - являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика . Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке , руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей . Он был убеждён, что все люди - и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье . В «материнской школе» - так назвал он воспитание до шести лет - детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы - чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности» , согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое - зрением, слышимое- слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки . В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения - эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, - дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского - основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Книги (5)

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Педагогическое наследие

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Учитель учителей. Избранное

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.