Лесков очарованный странник идея повести. Н.С

(1873)
В этом произведении, может быть наиболее оригинально, у Лескова отражено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Фигура странника Ивана Северьяновича Флягина, с одной стороны, связана с традицией русского фольклора и древней литературы, с образами скитальцев, искателей счастливой доли, а с другой — напоминает повествователю Илью Муромца, образы былинных богатырей. И в жанровом отношении повесть похожа на хождения, весьма распространенные в древнерусской литературе.
Герой сам повествует о своей жизни. Он родился крепостным, многого достиг, потерял и от многого добровольно отказался. Поисками правды, справедливости, счастья, красоты на всю жизнь был очарован этот человек. И стремлением к ним одухотворены все повороты его прихотливой судьбы. Он «всю жизнь свою погибал, и никак не мог погибнуть». Неуемная сила духа, богатырское озорство, пытливый поиск истины, неистребимая любовь к жизни влекут его по дорогам родины.
Писатель вовсе не идеализирует своего героя. В ранней молодости, служа форейтором помещика, он совершает страшный грех, убив монаха. Явившись герою во сне, убитый предрекает ему путь тяжкого духовного поиска, испытаний, наказаний за прегрешения. И много позже герой отнюдь не становится безгрешным. Страстная душа и беспокойное сердце вовлекают его все в новые приключения. «Я на своем веку много неповинных душ погубил», — признается он. Вспомним, например, трагическую историю цыганки Груши, убийство которой сам рассказчик оценивает как смертный грех. Драмо-комические, по выражению слушателя-повествователя, приключения Флягина всегда сопряжены с выяснением духовных и нравственных вопросов. Итогом его пути должно стать обретение истинного смысла бытия, осознание своего места и предназначения в жизни, духовное прозрение.
«Мне за народ очень помереть хочется», — говорит герой повести в самом ее конце, предчувствуя новые испытания для родины и для себя. И это определенный и важный итог его поисков. Чувством любви к православному отечеству, тоски по родной земле пронизан весь его увлекательный и странный рассказ о жизни в татарском улусе, куда его забросила прихотливая судьба: «тут глубине тоски дна нет... зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».
Писатель не впадает в слащавость, не идеализирует и не превозносит героя. Он каждый раз поступает так, как подсказывают ему здравый смысл, чувство самосохранения, ведет себя вполне естественно. И позже герой живет повседневными интересами, движим страстями, ошибается, заблуждается, кается. Но всегда как святыню хранит в душе имя, данное ему при рождении, веру, завещанную предками, сберегает в сердце Святую Русь как неотделимую часть и основание личности. В странствиях и испытаниях ему открылась красота русской земли, глубина и широта души ее народа, прекрасная загадочность бытия человека на земле.
Галереей своих праведников и странников, талантливых русских самородков Лесков существенно обогатил представления о народном национальном характере.

Лекция, реферат. Повесть «Очарованный странник» - анализ произведения - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.












План пересказа

1. Встреча путников. Иван Северьяныч начинает рассказ о своей жизни.
2. Флягин узнает свое будущее.
3. Он убегает из дома и попадает в няньки к дочери одного барина.
4. Иван Северьяныч оказывается на торгах коней, а потом в Рынь-Песках в плену у татар.

5. Освобождение из плена и возвращение в родной город.

6. Исскуство обращения с лошадьми помогает герою устроится у князя.

7. Знакомство Флягина с циганкой Грушенькой.

8. Быстротечная любовь князя к грушеньке. Он хочет избавиться от циганки.

9. Смерть Грушеньки.

10. Служба героя в армии, в адресном столе, в театре.

11. Жизнь Ивана Северьяныча в монастыре.
12. Герой открывает в себе дар пророчества.

Пересказ

Глава 1

На Ладожском озере по дороге на остров Валаам на корабле встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь» - господин Флягин Иван Северьяныч. Он постепенно втягивается в разговор пассажиров о самоубийцах и по просьбам спутников начинает рассказ о своей жизни: имея Божий дар к приручению лошадей, всю жизнь «погибал и никак не мог погибнуть».

Главы 2, 3

Иван Северьяныч продолжает рассказ. Происходил он из рода дворовых людей графа К. из Орловской губернии. «Родитель» его кучер Северьян, «родительница» Ивана умерла после родов оттого, что он «произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что и получил прозвище Голован. От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном», с детства пристрастился он к лошадям. Скоро он так освоился, что стал «форейторское озорство выказывать: какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». Это озорство довело до беды: однажды, возвращаясь из города, он нечаянно убивает ударом кнута уснувшего на возу монаха. Следующей ночью монах является ему во сне и корит за лишение жизни без покаяния. Потом он открывает, что Иван - сын, «обещанный Богу». «А вот, - говорит, тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая «погибель», и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Вскоре Иван с хозяевами отправляется в Воронеж и по дороге спасает их от гибели в страшной пропасти, и впадает в милость.

По возвращении в имение через некоторое время Голован заводит под крышей голубей. Потом обнаруживает, что хозяйская кошка таскает птенцов, он ее ловит и отрубает ей кончик хвоста. В наказание за это его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание «домучило» Голована и он решает покончить с собой. От этой участи его спасает цыган, который обрезает уготовленную для смерти веревку и уговаривает Ивана бежать с ним, прихватив с собой лошадей.

Глава 4

Но, продав лошадей, они не сошлись при дележе денег и расстались. Голован отдает чиновнику свой целковый и серебряный крест и получает отпускной вид (свидетельство), что он свободный человек, и отправляется по миру. Вскоре, пытаясь наняться на работу, он попадает к одному барину, которому и рассказывает свою историю, и тот начинает его шантажировать: или он все расскажет властям, или Голован идет служить «нянькой» к его маленькой дочери. Этот барин, поляк, убеждает Ивана фразой: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится». Головану приходится согласиться. О матери девочки, грудного ребенка, он ничего не знает, с детьми обращаться не умеет. Ему приходится кормить ее козьим молоком. Постепенно Иван учится ухаживать за младенцем, даже лечить его. Так он незаметно привязывается к девочке. Как-то, когда он гулял с ней у реки, к ним подошла женщина, оказавшаяся матерью девочки. Она умоляла Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, предлагала ему денег, но он был неумолим и даже подрался с нынешним мужем барыни, офицером-уланом.

Глава 5

Вдруг Голован видит приближающегося разгневанного хозяина, ему становится жаль женщину, он отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. В другом городе офицер вскоре отсылает беспаспортного Голована прочь, и он идет в степь, где попадает на татарские торги коней. Хан Джангар продает своих лошадей, а татары назначают цены и борются за коней: садятся друг напротив друга и стегают друг друга плетьми.

Глава 6

Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Голован не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. «Татарва - те ничего: ну, убил и убил - на то были такие кондиции, потому что и он мог меня засечь, но свои, наши русские, даже досадно как этого не понимают, и взъелись». Иными словами хотели передать его за убийство в полицию, но он убежал от жандармов в самые Рыньпески. Здесь он попадает к татарам, которые, чтобы он не сбежал, «подщетинивают» ему ноги. Голован служит у татар лекарем, передвигается с большим трудом и мечтает о возвращении на родину.

Глава 7

У татар Голован живет уже несколько лет, у него уже несколько жен и детей «Наташ» и «Колек», которых он жалеет, но признается, что полюбить их не смог, «за своих детей не почитал», потому как они «некрещеные». Он все больше тоскует по родине: «Ах, судари, как это все с детства памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастия отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый, и охватит тебя тоска, и... дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнешь молиться... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь».

Глава 8

Когда Иван Северьяныч уже совсем отчаялся попасть домой, в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Он просит их заплатить за него выкуп, но они отказываются, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Голован хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азиата в веру приводить надо со страхом», потому как они «смирного Бога без угрозы ни за что не уважат».

Глава 9

Как-то к татарам приходят из Хивы два человека коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы. Но Голован обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, пугает татар, обращает их в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги и сбегает. В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На его пути попадаются и русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют беспаспортного Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает его «на оброк».

Глава 10

Голован устраивается по конской части. Он помогает мужикам выбирать хороших лошадей, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». Один князь берет его к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги.

Глава 11

Однажды, когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, откуда его выгоняют, когда он, напившись, начинает спорить с «препустейши-пустым» человеком, утверждавшим, что пьет он, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Их выгоняют из трактира.

Глава 12

Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча «магнетизм» для освобождения от «усердного пьянства», и для этого чрезвычайно его поит. Ночью, когда они идут по улице, этот человек приводит Ивана Северьяныча к другому трактиру.

Глава 13

Иван Северьяныч слышит прекрасное пение и заходит в трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку: «даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопытная фигура!» «Так я и осатанел, и весь ум у меня отняло».

Глава 14

На следующий день, повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил ее из табора и поселил в своем загородном имении. И князя свела с ума Грушенька: «Вот то-то мне теперь и сладко, что я для нее всю мою жизнь перевернул: и в отставку вышел, и имение заложил, и с этих пор стану тут жить, человека не видя, а только все буду одной ей в лицо смотреть».

Глава 15

Иван Северьяныч рассказывает историю своего хозяина и Груни. Через какое-то время князю надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги. Грушенька чувствует охлаждение князя, ее мучит ревность. Иван Северьяныч «стал от этого времени к ней запросто вхож: когда князя нет, всякий день два раза на день ходил к ней во флигель чай пить и как мог ее развлекал».

Глава 16

Однажды, отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, Голован узнает, что цыганку князь тайно вывез в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц.

Главы 17, 18

Груша рассказывает Ивану Северьянычу, что произошло, пока его не было, как князь женился, как ее отправили в изгнание. Она просит ее убить, проклясть ее душу: «Стань поскорее душе моей за спасителя; моих больше сил нет так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство. Пожалей меня, родной мой; ударь меня раз ножом против сердца». Отшатнулся Иван Северьяныч, но она все плакала и увещевала, чтобы он убил ее, иначе она на себя сама руки наложит. «Иван Северьяныч страшно наморщил брови и, покусав усы, словно выдохнул из глубины расходившейся груди: «Нож у меня из кармана достала... разняла... из ручки лезвие выправила... и в руки мне сует... «Не убьешь, - говорит, - меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Я весь задрожал, и велел ей молиться, и колоть ее не стал, а взял да так с крутизны в реку и спихнул...»

Глава 19

Иван Северьяныч бежит назад и по дороге встречает крестьянскую повозку. Крестьяне жалуются ему, что сына забирают в солдаты. В поисках скорой смерти Голован выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как вклад за Грушину душу, идет на войну. Он мечтает погибнуть, но его «ни земля, ни вода принимать не хочет». Однажды Голован отличился в деле. Полковник хочет представить его к награде, и Иван Северьяныч рассказывает об убийстве цыганки. Но его слова не подтверждаются запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но служба не ладится, и он уходит в артисты. Но и там он не прижился: репетиции проходят и на Страстной неделе (грех!), Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона... Он уходит из театра в монастырь.

Глава 20

Монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, дети. Однажды его наказали: на целое лето до заморозков посадили в погреб. Иван Северьяныч и там не унывал: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Избавили его от погреба потому, что в нем открылся дар пророчества. Отпустили его на богомолье в Соловки. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как «дух» внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ очень помереть хочется».

Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе «наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам».

Повесть Лескова « Очарованный странник» имеет ряд своих особенностей. Широкая система тем и проблем, динамичный сюжет, лишенный деталей, делает это произведение сложным для восприятия – за многочисленными событиями порой теряется идея произведения.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть.

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Сюжет

Иван был поздним ребенком – его мать долго не могла забеременеть, однако судьба была к ней несправедлива – ей так и не удалось изведать счастье материнства – во время родов женщина умерла. Родившийся ребенок имел необычайно большую голову, за что и назван был Голован. Однажды Иван из-за неосторожности стал причиной смерти монаха и с этого момента узнал о неком пророчестве своей жизни – умерший монах во сне рассказал, что Иван всегда будет спасаться от смерти, но в критический момент попадает в монастырь и станет монахом.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое написал Николай Лесков.

Предсказание начинает сбываться: сначала Иван чудом остается жив после того как повозка которой он правил, упала с обрыва, затем его от самоубийства путем повешения спасает цыган.

Флягин решает примкнуть к цыганам – по просьбе нового знакомого он ворует лошадей у своего барина. Вместе с цыганом Иван продает лошадей на рынке, однако должного денежного вознаграждения за это не получает. Иван прощается с цыганом и отправляется в Николаев.

Здесь Иван приступает на службу к барину – он ухаживает за его дочерью. Спустя некоторое время появляется матерь девочки и просит отдать ребенка ей. Сначала Иван сопротивляется, но в последний момент меняет свое решение и сбегает вместе с матерью девочки и ее новым мужем. Затем Иван попадает к татарам – Флягин участвует в поединке с татарином и побеждает своего противника, к сожалению, татарин погибает, и Иван вынужден был примкнуть к татарам, чтобы избежать наказания. Чтобы Флягин не сбежал от них, татары вшивают ему в пятки порубленный конский волос – после этого Иван не мог нормально ходить – волосы сильно кололи. В татарском плену Иван побывал дважды – и в первый, и во второй раз ему дают двух жен. От жен второго «брака» у Флягина рождаются дети, но это не привнесло в жизнь Флягина никаких изменений – Иван равнодушен к ним. После побега от татар Иван служит у князя. Влюбленность в цыганку Грушу стала трагической в жизни Ивана – Флягин испытал муки безответной любви.

Груша в свою очередь была безответно влюблена в князя, известие о свадьбе которого стала причиной эмоционального срыва девушки. Груша боится, что ее действия могут нанести непоправимый вред князю и его жене и поэтому просит Флягина убить ее. После убийства Груни Иван идет в армию – сбежав от князя, Флягин встретил стариков, у которых единственного сына забирают в армию, из жалости к старикам Иван выдает себя за другого человека и отправляется на службу вместо их сына. Следующим пунктом в жизни Флягина стал монастырь – Иван попадает туда после отставки. Офицерское звание, не подкрепленное должными знаниями, не позволили Ивану реализовать себя.

Странности поведения Флягина стали причиной того, что монахи отправили его путешествовать по святым местам. На этом рассказ обрывается. Сам же Флягин во время путешествия высказывает надежду на возвращения на фронт.

Структура

Повесть Николая Лескова входит в цикл повестей, объединенных темой монашества и религиозности. Структура произведения выглядит следующим образом: повесть состоит из 20 глав. Композиционно они распределяются на экспозицию и развитие действия. Традиционно первая глава представляет собой экспозицию. За ней по канонам литературоведения должна следовать завязка, но в повести Лескова этого не происходит – это связано со структурой самой повести – последующие главы представляют собой фрагменты из жизни главного героя, которые по своей сути являются вполне самостоятельными и к тому же размещены с нарушением хронологических рамок. По сути, эти фрагменты в структуре композиции – это развитие действия.

Выделить из этих элементов кульминацию также невозможно – каждое воспоминание особенное, и связано с определенным переломным моментом в жизни героя – определить какое событие было более весомое их них нереально. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к кульминации можно отнести фрагмент текста, повествующий о встрече Флягина с Грушей – именно в этот момент жизни Флягин испытывает самое сильное опустошение – он много и запойно пьет, фактически находится в депрессии. В повести также отсутствует развязка – путешествие героя по Ладожскому озеру – это еще один фрагмент, который, вполне вероятно, повлечет новые изменения в жизни персонажа. Все главы оформлены в виде небольших логично оформленных рассказов, каждая из которых фактически имеет смысловое окончание.

Особенности изображения персонажей

Повесть Лескова обозначена рядом особенностей в изображении действующих персонажей.
В первую очередь это касается главного героя. Иван Флягин не похож на типичного монаха – своим внешним видом он напоминает богатыря. Иван высокий, широкоплечий мужчина физически развитый, кажется, что он сошел со страниц былинных историй. Иван обладает мудростью и способностью к логическим умозаключениям, однако при этом ему свойственно поступать крайне глупо, безрассудно, что часто оборачивается фатально для других персонажей, а также привносит в его жизнь непоправимые, негативные последствия.

Образ Груши также не лишен противоречий и своих особенностей – в ней уживаются и типичная цыганка – страстная и импульсивная, и ангел. Груша осознает, что из-за своей эмоциональности она не сможет смириться с безответной любовью и станет причиной трагедии в жизни своего возлюбленного или его будущей супруги. Классически она должна была следовать своим эмоциям, но здесь проявляется ее другая сторона личности – Груша добродетельная личность – она предпочитает умереть самой, но не приносить несчастье.

Жизнь любого крепостного не лишена вмешательства представителей аристократии. Повесть Лескова не стала исключением. Автор активно вносит некоторые особенности в описание персонажей подобного типа. Лесков намеренно создает негативный образ представителей высшего общества – в повести все помещики представлены как эгоистичные самодуры, которые плохо обращаются со своими крепостными.

Иван Флягин прослужил в армии 15 лет, но об этом периоде в повести говорится крайне мало.

Единственный образ военного, который можно увидеть в повести – это полковник. В целом, образ этого человека типичен для военного «он был отважный, и любил изображать из себя Суворова», однако в нем уживается еще одна личность, которая напоминает образ отца. Полковник внимательно выслушивает историю жизни Флягина, но не только не принимает все сказанное во внимание, но и убеждает Ивана, что это все произошло только в его фантазиях. С одной стороны это кажется неблагорассудным действием со стороны полковника, но в то же время это спасает Флягина от наказания вместо офицерского звания.

Следующая категория образов относится к иностранцам – в повести, помимо русских людей еще изображены три народности – цыгане, татары и поляки. Все представители этих народностей наделены утрированно негативными качествами – жизнь иностранцев представлена как аморальная, нелогичная и поэтому искусственная, лишена красок настоящих искренних чувств и эмоций. Иностранцы (за исключением Груши) не обладают положительными качествами характерами – они всегда лицемеры и нечестные люди.

В повести также встречаются представители монашества. В образе этих людей заключена каноничность. Они – люди строгие и суровые, но в то же время искренние и человечные. Нетипичность Ивана вызывает у них недоумение и обеспокоенность, но в то же время они сопереживают ему и выражают заботу по поводу его судьбы.

Идея повести

В идее повести лежит глубокая связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее ментальных качеств характера. Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.

Автор подводит читателей к выводу – без Родины и религии человек не может полноценно существовать. Сколько бы согрешений ни было в жизни человека – искреннее раскаяние позволяет начать свою жизнь с чистого листа.

Тема повести

Повесть Лескова наполнена широкой системой тем. Подымающиеся в произведении вопросы имеют многообразное изъявление и способны всесторонне обрисовать особенности и сложности жизни простого человека.

Религия и ее влияние на жизнь человека

Безусловно, влияние религии во времена Флягина на жизнь человека было значительно сильнее – в нынешнее время часть обязанностей социальной сферы взяли на себя другие социальные институты. В то время церковь была носителем моральности, обучала взаимодействию людей в обществе, развивала в людях положительные качества характера. Религия в то время помогала также найти людям ответы на интересующие их вопросы в области науки. Часть информации, воспринимаемой социумом в то время, вполне могла восприниматься как действие потусторонней мистической силы, что еще больше придавало значимости церкви в глазах людей.

Таким образом, религия помогала человеку найти правильный путь на своем жизненном пути, обрисовать идеал настоящего человека и стимулировать у людей интерес к достижению этого идеала.

Любовь и ее истинность

Кажется, что повесть Лескова создана для того, что бы проследить важность и существенность любви (во всех смыслах этого слова). Это и любовь к родине, и любовь к жизни, и любовь к Богу, и любовь к представителям противоположного пола. Многообразие жизни Ивана Флягина позволило ему изведать любовь во всех ее проявлениях. Особый интерес у читателя вызывают отношения Флягина с представительницами противоположного пола.

В то время как чувства Флягина по отношению к своим татарским женам закономерны – так как возникли они как «необходимость», то чувства к цыганке Груше вызывают сожаление – как и любое другое проявление безответной любви.

Иван пленен девушкой, но надежда на обретения счастья Флягина с Грушей так же стремительно тает, как воспламеняется любовь Груши по отношению к князю.

Отцовские чувства

Во время пребывания у татар Ивану «дают» жен – это женщины, с которыми Иван не испытал родственных ощущений. В «семье» с этими женщинами рождаются дети, однако мужчина не ощущает с ними родства и как следствие у него не появляются родительские чувства по отношению к ним. Иван объясняет это тем фактом, что дети его не были христианской веры. В то время влияние религии на человека было существеннее, чем в наши дни, поэтому это могло стать причиной отчуждения. Подобные мотивы неоднократно появляются в литературе. Так, например, в поэме украинского деятеля литературы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» главный герой не препятствует смерти своих детей, потому, что они были «другой» веры, при этом мужчина не испытывает раскаяния или сожаления. Исходя из таких побуждений, отношение Ивана Флягина к своим детям выглядит вполне гуманным.

Понимание Родины и ее значение для человека

Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа – с самого детства Иван знал о сложностях взаимоотношений между социальными элементами русского народа, ментальных особенностях, которые также вызывают определенные сложности. Однако не только это является составляющей частью русского человека – особенности природы и взаимосвязи человека с ней, фольклорное нацеливание на восприятие красоты жизни, стали причиной особой привязанности Флягина к своему народу.

Столкнувшись с общиной цыган, Флягин отчетливо понимает, что «такая жизнь не для него» – традиции этих людей и их моральные принципы слишком не похожи на те, которыми привык руководствоваться Флягин.

Жизнь у татар также не привлекла Ивана – несомненно, что жизнь этих людей не была абсолютно аморальной или непривлекательной, но почувствовать себя «как дома» у Флягина не получилось – образ родной земли постоянно пребывал в его мыслях. Пожалуй, это связано с тем, что его пребывание у других народностей было насильственным – Иван попал в это общество не потому, что испытывал душевное родство, а потому, что так сложились обстоятельства.

Проблематика

Отклоняясь от традиций жанра, Лесков делает усиленный акцент на проблематике своего произведения. Подобно тематике, проблематика повести также имеет развитую структуру. Ключевым понятием все также остаются патриотизм и место человека в обществе, однако эти понятие обрастают новыми символическими элементами.

Социальное неравенство

Как бы это печально ни звучало, но проблема социального неравенства всегда была актуальна и неоднократно понималась деятелями искусства. Аристократическое происхождение всегда высоко ценилось в обществе и фактически открывало любые двери, минуя интеллектуальный и моральный критерий. В то же время интеллектуально развитая личность, обладающая высокой моральностью, но простого происхождения (крестьянского) всегда оставалась на обочине судьбы.

Негласный закон «социального равенства» часто становился причиной несчастливой жизни не только крепостных, но и аристократов, которые могли быть счастливы в браке с человеком простого происхождения, но были не в силе переступить через требования общества.


В большинстве случаев представители аристократического происхождения не считали крестьян за людей – они могли их продавать, заставлять выполнять непосильную работу, приводящую к увечьям, избивать и в целом больше беспокоиться о своих животных, чем о крепостных.

Ностальгия по Родине

В современном мультикультурном обществе проблема ностальгии по Родине не столь актуальна – современные средства научно-технического прогресса позволяют минимизировать это чувство. Однако, в мире, современном Лескову осознание себя как единицы народности и носителя его ментальных качеств происходит основательнее – в сознании человека откладывается близкий и милый ему образ Родного края, национальных символов и традиций. Отказ он этих атрибутов делает человека несчастным.

Патриотизм

Проблема патриотизма тесно связана с проблемой ностальгии по Родине. В повести Лесков размышляет о том, важно ли осознавать себя представителем определенной народности и насколько это важно. Автор поднимает вопрос о том, почему люди готовы совершать подвиги во имя Родины и почему они не перестают любить свою Отчизну, несмотря на существующие проблемы в системе своего государства.


Эта проблема раскрывается не только с помощью образа Ивана Флягина, но и с помощью представителей других народностей, которые, соприкасаясь с другими культурами, остаются верными своему народу.

Миссионерство

Фактически каждая религия сталкивается с проблемой миссионерства, особенно на этапе своего формирования – приверженцы веры часто отправлялись проповедовать основы их религиозного видения в среду инаковеров. Несмотря на мирный способ просвещения и обращения в их религию многие народности враждебно были настроены по отношению к таким людям – на примере христианских миссионеров и их отношения к татарам, Лесков подытоживает: некоторые народы можно обратить в свою веру только насильственным путем, действуя с помощью страха и жестокости.

Сопоставление мирской и монашеской жизни

Предначертание жизни Ивана Флягина создало благоприятную среду для сопоставления мирской и монашеской жизни. В то время как жизнь мирян течет своим чередом, фактически руководствуясь только гражданским и моральным законами. жизнь монаха полна лишений. Судьба Ивана сложилась таким образом, что он смог изведать и мирскую жизнь и монашескую. Однако найти упокоение ему не позволило ни первое, ни второе. Иван всегда испытывает некую внутреннюю неудовлетворенность, его жизнь всегда была полна страданий, и он настолько свыкся с этим положением вещей, что уже и не осознает себя вне этих чувств. Страдание стало необходимым условием для его жизни, спокойствие и будничность монашеской жизни сводит его с ума и «населяет его сознание бесами».

Предопределение человеческой судьбы

Проблема предопределения человеческой судьбы в повести рассматривается в широком и узком изъявлении. Узкое изъявление представлено жизненной ситуацией Ивана Флягина – его мать еще до рождения пообещала ребенка Богу, однако необразованность Ивана воспрепятствовала воплощению этого постулата в жизнь.

В широком плане предопределение жизни показано на трагическое положение крепостных в обществе – крестьяне в то время могли стать вольными людьми, получив соответствующий документ, но даже, казалось бы, такое положительное событие не приносило им счастья – без образования и умения себя вести в обществе на уровне аристократии такая воля была всего лишь Филькиной грамотой, так как бывшие крепостные не имели никакой возможности обустроиться в мире «вольных людей».

Проблема образования

Среди крестьян проблема образованности была одной из весомых. Дело здесь заключалось не только в обретении общих знаний и элементарных знаний в области грамматики и арифметики. Фактически все крепостные не понимали основ этики, не умели логично построить свою речь в рамках риторики, а поэтому были абсолютными невеждами во всех смыслах, что значительно усугубляло их положение.

Справедливость

Жизнь часто лишена справедливости. Предвзятость в большинстве случаев становится неотъемлемым спутником простого человека. Время от времени человек взаимодействует с несправедливостью и обретает собственный жизненный опыт. Кроме того, Лесков поднимает вопрос о наличии справедливости в целом – каким бы ни был трудный жизненный путь Флягина и сколько бы ему ни встречались бесчестные люди, Иван все равно подсознательно верит в то, что в мире существует справедливость.

Взаимосвязь «Очарованного странника» и «Притчи о Блудном сыне»

Повесть Лескова по своей сути является аллюзией на притчу о блудном сыне. Иван первоначально был обещан Богу – и дом Божий должен был стать его домом, но Флягин уходит от этого своего предназначения, этому сопутствует чреда событий, которые не поддаются логике и здравому смыслу, Иван все дальше и дальше уходит в лабиринты мирской жизни. Однако это же стечение обстоятельств приводит Ивана вновь в свой дом – после получения офицерского звания жизнь Флягина значительно утруднилась – на простые работы его не желали брать, а выполнять работу, которую ему было необходимо по званию, он не мог в виду своей необразованности. Разочаровавшись в актерском ремесле, Флягин попадает в монастырь.

Таким образом, повесть Лескова «Очарованный странник» во многих моментах отходит от классической повести – многообразие проблематики и тематики позволяет рассмотреть жизнь во всех ее сложностях и неожиданностях. Автор в произведении избегает типичности – все элементы повести наделены индивидуальными, нетипичными качествами. Однако при этом следует отметить, что Лесков искусственно с помощью гротеска и гипербол, содержащие негативный посыл, обрисовывает образы иностранцев и аристократов. Таким образом достигается выгодная акцентуализация идеи произведения.

Николай Семенович Лесков – замечательный русский писатель 19 века, настоящий художник и чародей образного слова. Он пришел к своему призванию поздно, почти в тридцать лет. В дальнейшем отдал себя литературе всецело, работал без отдыха и никогда не испытывал недостатка в замыслах, в материале.

Лесков покорил читателей удивительно разносторонними знаниями жизни каждого сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа ему нет равных.

В своих произведениях мастер художественного слова критикует русскую действительность, помещиков – самодуров, духовенство. Сатирически остро он обличает взяточничество, разгульный образ жизни, подхалимство перед начальством.

Большое внимание писатель уделял проблеме народа. Он восхищался талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю.

История создания и краткий анализ повести «Очарованный странник»

Николай Семенович Лесков

Дата написания произведения – 1872 год. Лесков едет на Валаам, в этих святых местах автору истинно народных рассказов приходит в голову мысль написать повесть о страннике.

Это хроника жизни одного героя. В ней нет центрального события, к которому стягивались бы остальные. Разнообразные эпизоды повествования следуют друг за другом.

Рассказчик, Иван Северьянович Флягин, человек уже пожилой, начинает повествование о своей жизни с детских лет. Выпавшие на его долю тяжелые испытания связаны одной нитью.

История главного героя очень необычна. Это народный богатырь эпохи крепостничества, обладающий огромной физической силой. Он смел, искренен и прямодушен до наивности, отзывчив к чужому горю.

Талантливость Ивана Северьяныча заключена в обостренном чувстве красоты. Он ощущает прекрасное в природе, в женском очаровании, в слове. Речь его завораживает неповторимой поэтичностью. Несмотря на проступки, читатель чувствует в герое чистую и благородную душу.

Флягин горячо любит родину. С возрастом патриотизм его становится шире и сознательнее. Мужчина предчувствует грядущую войну, он мечтает принять в ней участие и умереть за родную землю.

Большое число эпизодов в повести дает возможность выявить характер Флягина, противопоставить народному герою персонажей из другой среды. Лесков показывает крепостного мужика сильной, яркой личностью, а дворян – неблагородными и слабыми людьми.

Главные герои повести «Очарованный странник»

Иван Северьянович Флягин (Голован) – инок, в прошлом конэсер;

Грушенька – молодая красавица – цыганка.

Второстепенные герои

Граф и графиня – первые хозяева Флягина.

Барин из Николаева, взявший Ивана в няньки для маленькой дочки.

Мать девочки и ее новый муж.

Князь – хозяин фабрики, у которого Голован служил конэсером.

Хан Джангар – степной коневод, торговец лошадьми.

Краткий пересказ повести по главам

Глава 1

Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру и по пути заходят в Корелу. После посещения поселка заходит разговор об этом унылом месте. В спор вступает неизвестный путешественник в монашеском одеянии.

Своим обличием мужчина напоминает настоящего русского богатыря. Он рассказывает, что был конэсером, знатоком лошадей.

Много раз главный герой погибал и все не мог погибнуть. Изумленные слушатели просят рассказать его историю жизни.

Глава 2

Иван Северьянович Флягин, сын кучера, родился крепостным в Орловской губернии. Мать вымолила его появление у Бога и умерла сразу после родов. Мальчик все детство провел на конюшне и научился прекрасно разбираться в лошадях. Когда Иван подрос, его посадили форейтором на шестерку лошадей.

Однажды он повез графа в гости. По пути они встретили спящего монаха на стогу сена. Флягин случайно, ради шутки, засек несчастного насмерть. Ночью убитый явился к Головану и сказал, что Иван был матерью обещан богу. Монах озвучил знамение: парень будет много раз погибать и не погибнет, в конце ему предначертано пойти в чернецы.

Через некоторое время юный кучер повез графа с женой в Воронеж. По дороге он чудом справился с непослушными лошадьми, едва не погиб, но спас господ. Этим поступком герой заслужил их особое благоволение.

Глава 3

Дома на конюшне Голован заводит двух голубей. Кошка повадилась таскать маленьких птенцов. Разозлившись, юноша сильно высек воровку и отрубил ей хвост. В наказание Ивана жестоко выпороли и заставили бить камни для дорожки. Не выдержав унижения, парень решил покончить жизнь самоубийством. От смерти его спас цыган, который предложил идти вместе в разбойники.

Глава 4

По просьбе хитрого цыгана Флягин крадет из барской конюшни двух лошадей. Молодой человек не хочет больше воровать и решает идти к заседателю, как беглый. Тот за серебряный крест выписывает фальшивый паспорт. Иван приходит в город, чтобы наняться на работу. Там он встречает барина, который берет Флягина в няньки для своей маленькой дочки. Жена этого господина сбежала с ремонтером.

Лекарь советует Головану закапывать девочку в песок, чтобы вылечить, выправить ее ножки. Юноша так и делает каждый день во время прогулок на лиман. Там он встречает мать ребенка. Убитая горем женщина со слезами умоляет отдать дитя. Главный герой отказывается из чувства ответственности перед хозяином.

Глава 5

Барыня приводит на лиман своего нового мужа. Тот предлагает тысячу рублей в обмен на девочку. Флягин начинает дразнить и издеваться над ремонтером. Дело доходит до драки.

На берегу появляется барин с оружием. Иван, видя любовь этих молодых и чувствуя жалость к женщине и ребенку, не берет денег и уезжает вместе с новыми господами в Пензу. В городе он вынужден оставить молодоженов, так как у него нет паспорта.

Главный герой попадает на ярмарку. Там он видит торговца лошадьми хана Джангара. Татарин продает красивую кобылу, за которую предлагают много денег разные господа.

Два азиата садятся пороть друг друга нагайками на спор. В результате кровавого поединка Чепкун Емгурчеев выигрывает лошадь.

Глава 6

Хан Джангар выставляет на продажу прекрасного коня. Ремонтер очень хочет купить скакуна, но у него не хватает денег. Флягин садится пороться за барина с татарином Савакиреем и забивает несчастного до смерти. Русские господа хотят отвести преступника в полицию. Азиаты прячут Ивана и увозят с собой в степь.

В Рынь-песках Голован прожил десять лет. Он лечил лошадей и помогал женщинам. Чтобы русский не смог убежать, его «подщетинили”: зашили в подошвы ног рубленую конскую гриву. Превозмогая дикую боль, невольник научился ходить на вывернутых ногах, почти на щиколотках. Татары по-своему жалели его и дали двух жен. Пять лет так прожил главный герой, жены рожали ему детей, затем Иван попал в другую степь к Агашимоле.

Глава 7

На новом месте Флягин опять получил двух жен, которые родили от него восьмерых детей. Православный пленник не считал их своими, так как отпрыски были некрещеные.

За долгий период Иван не смог привыкнуть к степям. Он тосковал по родным местам. По ночам несчастный выползал за ставку и со слезами на глазах молился.

Глава 8

Голован потерял надежду когда-нибудь вернуться домой. Он словно превратился в бесчувственную статую и уже не хотел молиться.

К татарам приходят два русских миссионера. Они пытаются обратить татар в свою веру. Но азиаты не верят в доброго бога, привести в другую религию их можно только страхом.

Иван умоляет монахов помочь ему высвободиться из плена, в ответ слышит отказ. Позже он находит одного из путников убитым на озере и хоронит по христианскому обычаю. Второго Иван так и смог найти, но уверен, что и его убили азиаты.

Глава 9

Через год в ставку пришли два странных человека из Хивы, не знавших ни слова ни на русском, ни на каком-то другом, понятным азиатам, языке. Они хотели купить лошадей.

Незнакомцы начали пугать татар своим огненным богом Талафой. Ночью посетители исчезли, а Флягин нашел оставленный ими ящик. В нем оказались фейерверки.

Иван застращал перепуганных взрывами татар и заставил принять православную веру. Едкой землей он вытравил из ступней щетину и сбежал из плена.

Три дня Голован шел по степи и вышел на берег реки к рыбакам. Всю ночь он пил с ними водку и рассказывал о себе. Утром бывший пленник пошел в Астрахань.

В городе он начал сильно пить и очнулся в остроге. Из тюрьмы его отправляют на родину. Овдовевший граф велел высечь Ивана, затем выдал ему паспорт и отпустил на волю.

Глава 10

Свободный Иван начинает ходить по ярмаркам. Он зарабатывает деньги, помогая богатым господам выбирать хороших лошадей. Цыгане злятся на знатока и жаждут отомстить ему.

Голован знакомится с барином, который нанимает его в качестве конэсера. Временами главный герой уходит в запой, но очень хочет покончить с этим дурным делом. Барин полностью доверяет Ивану, крупные суммы денег всегда находятся на хранении у конэсера.

Глава 11

Однажды Флягин идет в трактир, имея при себе много денег. В кабаке он встречает странного человека. Тот заявляет, что обладает особым талантом и может отучить Ивана от пьянства. Для этого он заставляет Ивана выпить с ним. Вместе они сильно напиваются, обоих выставляют из заведения.

Глава 12

Под действием заговора мужчине начинает мерещиться разная чертовщина. Мужик, с которым Иван пил в кабаке, делает над ним разные гипнотические действия. Голован боится, что тот отнимет у него деньги, но они целы. Вдруг он видит, что остался один, и заходит в первый попавшийся дом.

Глава 13

Он попадает в избу с огромным количеством народа. Там Иван видит очень красивую цыганку Грушу. Девушка очаровывает его своими песнями. Влюбленный спускает на нее все деньги барина, а было у него около 5 тысяч.

Глава 14

После заговоров магнетизера Флягин больше не пьет. Князь рассказывает ему, что тоже влюбился в цыганку и выкинул за нее пять тысяч. Теперь красавица живет в его доме.

Глава 15

Добрый, но переменчивый барин быстро охладел к Груше - необразованной и однообразной. Он все чаще оставляет ее с Голованом наедине. Цыганка не знает, что у князя в городе есть бывшая, так и не ставшая официальной, жена – Евгения Семеновна, от которой у него есть дочь.

Когда-то обманутая женщина, очень добра, её любят многие жители города. Князь подарил дочери доходный дом, этим они и живут. Но главная его дума князя теперь о новой пассии.

Иван приезжает в город и останавливается у Евгении Семёновны. Скоро туда должен пожаловать и его хозяин.

Глава 16

Флягин подслушивает разговор Евгении Семёновны и князя. Тот заявляет женщине, что хочет купить суконную фабрику и жениться на дочери предводителя. Цыганку он решает выдать замуж за своего конэсера.

Голован занимается в городе делами фабрики. Вернувшись домой, он узнает, что князь куда-то увез Грушу, которая вот-вот должна родить.

Глава 17

Перед свадьбой барина цыганка приходит на зов Ивана, который ищет её по лесу. Она плачет и говорит, что вернулась за смертью.

Глава 18

Убитая горем девушка рассказывает, что князь тайком вывез ее в лес и приставил к ней трех охранниц. Несчастная сумела обмануть их и сбежала.

Груша просит помочь ей - убить её: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Иван пытается отговорить Грушу. Та уверяет, что не сможет жить после женитьбы изменника. Она грозится убить молодоженов. Вся в исступлении

Груша хочет переплыть озеро и убить невесту. Разговор происходит на крутом берегу озера, а на другом берегу виден ярко освещенный дом и слышна музыка - там празднуют свадьбу.

Иван толкает Грушу, она поскальзывается на скользком берегу и падает с обрыва в реку.

Глава 19

В ужасе Иван бежит с того места, ему кажется, что за ним гонится бес. По пути он встречает пару стариков. Муж и жена опечалены тем, что их сына забирают в солдаты. Флягин жалеет пожилых людей, называется Петром Сердюковым и уходит в рекруты.

Главный герой попадает на Кавказ и служит там 15 лет. Полковник хвалит его за геройство в сражении. Иван отвечает, что он вовсе не молодец, а великий грешник, и рассказывает офицеру свою историю.

За боевые заслуги Головану дают звание, орден и отправляют в отставку. Служба в адресном столе у него не ладится, и мужчина решает идти в артисты. Там он вступается за молодую актрису, Ивана выгоняют из труппы.

Оставшись без пищи и крова, странник, наконец, решает уйти в монастырь, вымаливая свои грехи и молясь за душу убитой девушки. Он становится послушником, для старшего пострига Флягин считает себя недостойным.

Глава 20

Слушатели спрашивают, не искушал ли в монастыре бес Ивана. Тот рассказывает, что черт являлся к нему в обличии молодой цыганки. Однажды из-за видений Голован сбил все свечи около иконы. В наказание его посадили в погреб. Там у послушника открылся дар пророчества.

Теперь очарованный странник плывет в Соловки на богомоление. Он собирается на войну и хочет поклониться святым перед смертью.

На этом заканчивается удивительная история жизни Ивана Северьяновича Флягина, подробный список его добрых и плохих дел. Главный герой странствует по свету в поисках смысла своего земного существования. Нелегкая дорога приводит его к богу. В этом и заключается основная мысль трагикомедии великого русского писателя.

Здесь приведен текст в сокращении, но из него ясно, о чем повесть. Чтобы почувствовать все волшебство художественного слова Лескова, понять значение и характеристику всех образов и персонажей, нужно прочесть текст произведения полностью.

Анализ повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) - крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогаю­щий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки. Огром­ная природная сила, которая «так живчиком и переливает­ся» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести. Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имею­щий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем. Пребывая во власти младенческой непосредственности, он до поры до времени живет вне категорий добра и зла, проявляя в своих рискованных поступках крайнюю беспечность, безоглядную дерзост­ность, чреватую самыми драматическими последствиями. В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувше­го на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, кото­рые ему еще предстоит пережить.

Однако свойственный «очарованному богатырю» при­рожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования. Органически свой­ственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, разви­ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием - оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование. Развитие этих чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей. Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва­ется новая красота - красота женщины, таланта, челове­ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож­ность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравствен­ную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению. Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой. Наоборот, в нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».

В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей ге­роического самопожертвования во имя отечества. Он гото­вится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».

Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыс­лить настоящее и будущее народа. По мысли автора, народ - это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.

Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, - это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.