Ленин гриб и радиоволна. Ленин-гриб - говорящие головы

Этот заведомо абсурдный тезис не преподносился зрителю сразу - вместо этого создавалась иллюзия некоего логического рассуждения с цитатами из самых разных источников (вплоть до того, что Курёхин в словах о своей мексиканской экспедиции ссылается на творчество Карлоса Кастанеды). Эффект правдоподобности создавался путём манипуляций - подтасовки фактов и сбивчивого изложения, которое само по себе не несло особого смысла, но искусно подавалось автором как некоторое «научное обоснование».

В сюжете утверждалось, что Ленин на самом деле был грибом, а также радиоволной . В доказательство приводились такие «аргументы», как сходство разреза броневика , с которого выступал Ленин, и грибницы мухомора , утверждение, что «нинель » («Ленин» наоборот) - это французское блюдо из грибов, и тому подобные.

…И, соответственно, в радиоволну. То есть человек становится и грибом, и радиоволной в едином облике, понимаете? И сейчас я вам скажу то, что самое главное, к чему я всё это веду. А то, что у меня есть совершенно неопровержимые доказательства, что вся Октябрьская революция делалась людьми, которые много лет потребляли соответствующие грибы. И грибы в процессе того, как они были потребляемы этими людьми, вытесняли в этих людях их личность, и люди становились грибами. То есть я просто-напросто хочу сказать, что Ленин был грибом. Грибом, более того, он был не только грибом, он был еще помимо всего радиоволной. Понимаете?..
<…>
Однажды я наткнулся на фразу из письма Ленина Плеханову . Фраза звучит так: «Вчера объелся грибов, чувствовал себя изумительно».
<…>
Посмотрите на секундочку вот сюда. Видите? Ленин постоянно с разными людьми, посмотрите внимательно, справа стоит мальчик какой-то (мы ещё к нему вернёмся). Вот он снова, видите? У Ленина всё время какой-то мальчик рядом. Так, вот видите, мы перешли на другую часть фильма… опять тот же самый мальчик. Видите, вот он, вот прошёл. Немножко уже по-другому стрижен, но тот же самый мальчик. Дело в том, что с Лениным рядом постоянно находится какой-то мальчик.

Саша находился при Ленине неотлучно, потому что знал каждую тропку, он знал все грибные места и водил Ленина по всем грибным местам, как мы могли убедиться из фильма. Это никакие не домыслы.

Идея

Вдова Сергея Курёхина в интервью «Комсомольской правде » рассказала историю возникновения этой телепередачи:

Идея программы родилась так: как-то Сергей увидел передачу о смерти Сергея Есенина . Автор программы выстраивал доказательство того, что поэта убили, на совершенно абсурдных вещах. Показывали фотографии похорон Есенина и за кадром говорили: «Посмотрите, куда смотрит этот человек, а вот этот смотрит в другую сторону, и это означает, что Есенина убили…» Сергей посмотрел программу и сказал мне: «Так можно доказать всё что угодно».

Однажды, во время одного из наших разговоров я как-то заметил Летову , что герой популярных русских песен, в отличие, скажем, от фольклора некоторых других народов, как правило, ассоциирует себя с растением. Но, исходя из одной из теорем Гёделя (Летов по образованию технарь), народный вождь должен быть чуть-чуть иной природы и находиться на ступеньку выше по биологической лестнице. Таким образом, по Гёделю, Ленин - типичный гриб, а Гитлер - дельфин, смотри: - «нордические» сказания, где многовато волков. Курёхину страшно понравилась эта идея, но развил он её в джазовом ключе world music: «Тогда ясно, чем занимается Пьеха ! Она тайная поклонница культа вуду!».

…голову носил Ленин как драгоценное и больное. Аппарат для мгновенного принятия безошибочных решений, для нахождения разительных аргументов, - аппарат этот низкой мстительностью природы был болезненно и как-то, как будто, разветвлённо поражён, всё в новых местах отзываясь. Вероятно, как прорастает плесень в массивном куске живого - хлеба, мяса, гриба, - налётом зеленоватой плёнки и ниточками, уходящими в глубину : как будто и всё ещё цело и всё уже затронуто, невыскребаемо, и когда болит голова, то не всю ощущаешь её больную, но такими отдельными поверхностями и ниточками.

Чуть ниже следует ещё более явное сравнение - Ленин встречает в лесу всадницу, которая «сидела невозмутимо или печально, смотрела только перед собой под уклон дороги, не покосилась ни на обелиск, ни на дурно одетого, внизу к скамейке придавленного, в чёрном котелке гриба ».

В «грибном контексте» писатель упоминается в очерке того же Галковского :

В этом круге первом, по странному стечению обстоятельств Кривошеин встретился с Солженицыным и Львом Копелевым . И там в приватных беседах объяснил молодым аборигенам:

- Ленин, Ленин. А кто такой Ленин. Да так, гриб. Не было никакого Ленина.

Резонанс

Поскольку дело происходило в самый разгар Гласности (когда стали действительно оглашаться многие закрытые и недоступные страницы советской истории и вскрывались неприглядные факты, зачастую с элементом сенсации), а телевидение на тот момент считалось органом официозным и весьма серьёзным, то некоторые зрители не до конца поняли тонкий стёб создателей мистификации (до того аналогичных явлений на доселе чопорном советском телевидении не было) и всерьёз восприняли выдвинутые в сюжете тезисы - ведь материал преподносился академично и крайне серьезно (до той поры, пока сами создатели под конец передачи не стали, не выдержав, смеяться). А устойчивая фраза -утверждение «Ленин - гриб» с тех пор имеет хождение в народе и до сих пор.

В интервью журналу «Крестьянка » Сергей Шолохов сообщил:

Кто-нибудь воспринял эту передачу всерьез?
- На следующий день после эфира к Галине Бариновой, которая в обкоме партии заведовала идеологией, пришла делегация старых большевиков и потребовала ответ на вопрос: правда ли, что Ленин - гриб? «Нет!» - сказала Галина Баринова. «Но как же, вчера по телевизору сказали…». «Неправда», - ответила она и произнесла фразу, которая повергла нас с Курехиным в шок: «Потому что млекопитающее не может быть растением». В газете «Смена » я выступил с опровержением утверждения Галины Бариновой. Ведь мы битый час доказывали, что грибы - это отдельное царство , а не растения или животные.

Журналу «Крестьянка », декабрь 2008

См. также

Напишите отзыв о статье "Ленин - гриб"

Примечания

Литература

  • Галковский Д. Е. . // НГ -Ex Libris, 24.02.2004
  • Помазан Е. // «Комсомольская правда ». - 2005-08-18.

Ссылки

  • на YouTube (видео)

Отрывок, характеризующий Ленин - гриб

В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа.
– Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают?
– Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться?.. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном.
Она приняла свой покорно плачевный вид и сказала мужу:
– Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше – детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей.
Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты.
– Папа! об чем вы это? – сказала ему Наташа, вслед за ним вошедшая в комнату матери.
– Ни о чем! Тебе что за дело! – сердито проговорил граф.
– Нет, я слышала, – сказала Наташа. – Отчего ж маменька не хочет?
– Тебе что за дело? – крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась.
– Папенька, Берг к нам приехал, – сказала она, глядя в окно.

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса.
Он 1 сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
– Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье?
– Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него.
– Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее.
– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

Словесные каламбуры – довольно затейливое занятие. Появившись совершенно неожиданно, они быстро становятся крылатыми и обретают статус фольклорного творчества. Отдельную группу таких каламбуров составляют фразы о великих деятелях. Наверняка многие из вас слышали ставшие расхожими фразы «Путин – краб» или «Ленин – гриб». Но что означают эти бессмысленные на первый взгляд каламбуры? Почему Ленин – гриб, Путин – краб, а Медведев – шмель?

Почему Путин - краб?

Фраза «Путин – краб» - стопроцентный представитель словесного каламбура. Все дело в том, что на пресс-конференции 14 февраля 2008 года, посвященной 8-летию президентства Владимира Владимировича, Президент России сказал фразу: «На протяжении всего этого времени я пахал, каК РАБ на галерах».

Некоторые издания – то ли по ошибке, то ли преднамеренно– истолковали это выражение по-своему, и в прессе появилась фраза в виде «как краб на галерах». Вскоре данный каламбур трансформировался в более краткий: «Путин краб». А вопрос «Почему Путин краб?» является одним из популярных среди отечественных пользователей Интернета.

Однако одной фразой все это не ограничилось. Фантазия русского человека не могла пройти мимо этого выражения, и Сеть наполнилась забавными материалами на тему «Путин краб». Картинки, видео, демотиваторы и даже целые сайты, посвященные вопросу «Почему Путин краб» - все это доступно для любого пользователя Интернета, достаточно лишь вбить в поисковик нужный запрос.

Почему Медведев – шмель?

Мы разобрались, почему Путин краб, а вот почему Медведев – шмель? Это тоже довольно популярный поисковый запрос, фраза, так же имеющая свою подоплеку. Произошла она из отрывка газетной статьи, в котором упоминались факты юности Медведева.

В статье говорилось о том, что одноклассники Президента, вспоминая его в те годы, не припоминали за ним каких-то лидерских качеств. Намного больше им врезался в память тот факт, что Медведев на свадьбе друга переоделся в цыгана и спел песню «Мохнатый шмель».

Почему Ленин – гриб?

Еще один популярный поисковый запрос, не дающий покоя современным Интернет-пользователям: «Почему Ленин – гриб?»

О том, что Ленин – гриб, зрители Ленинградского телеканала узнали 14 мая 1991 года в передаче «Пятое колесо» от ведущих Сергее Шолохова (журналист) и Сергея Курехина (музыкант). Курехин изложил в этой передаче совершенно абсурдную версию о том, что Ленин сильно злоупотреблял приемом галлюциногенных грибов и в конце концов сам превратился в гриб. Правдоподобность данного абсурдного факта подкреплялась псевдонаучными доказательствами и искаженными документальными фактами, «подаваемыми» телезрителю постепенно, создавая иллюзию абсолютной логичности данной гипотезы.

Несмотря на бессмысленность данной теории, она была преподнесена настолько искусно, что многие люди действительно поверили в то, что Ленин был грибом, и еще не раз впоследствии одолевали редакцию передачи вопросом «Правда ли, что Ленин – гриб?»

Теперь вы знаете, почему Путин - краб, Медведев – шмель, а Ленин – гриб.

На сей раз вниманию читателей предлагается стенографическая запись двух фрагментов из пресловутой телепередачи про грибы . Они взяты из разных источников, и определить, какова последовательность кусков, каково их место в длившейся около двух часов передаче, мне, видевшему тот выпуск "Тихого дома" один или два раза около тринадцати лет назад, конечно, невозможно. Надеюсь, что читатели, в свою очередь, поделятся стенограммами каких-нибудь других фрагментов. Так, глядишь, всё и соберём.
Фрагмент № 1 , найденный мною по адресу http://www.finarti.ru/experience/stalingrib/ - впрочем, в давном случае не уверен, что монолог Курёхина воспроизведён дословно:
Когда я был в одном из главных мексиканских храмов, я обнаружил, что большинство фресок посвящены какому-то событию из истории Мексики, которое напомнило мне нашу Октябрьскую революцию. Те же изможденные люди, вооруженные примитивными орудиями труда, которые свергают каких-то правителей...
Наша революция - грандиозное событие, вдохновлявшее целые поколения кинематографистов, не зря об этом написано столько книг. И тогда у меня возникла впервые мысль, что это зрелище, такое грандиозное, просто так сделать было невозможно. Его нужно было предварительно увидеть. То есть человек, какой-то гениальный ум, я бы даже сказал - сверхгениальный ум, увидел перед собой эти картины и потом старался их материализовать.
Будучи еще студентом, я очень увлекался работами американо-мексиканского философа и писателя Карлоса Кастанеды о пути познания индейцев навахо:::). Эти индейцы принимали определенный вид кактусов и определенный вид грибов. Что это за растения? Это мексиканский кактус «Lophophora Williamsi». Он содержит
в себе галлюциногенные вещества и вызывает сильнейшие галлюцинации, благодаря которым человек может увидеть совершенно невероятные картины, рельефно и красочно. Эти картины, как правило, массовые и глобальные.
Читая переписку Ленина и Сталина, я наткнулся на фразу: «Вчера объелся грибов, чувствовал себя изумительно». У Кастанеды, наряду с кактусами, везде присутствуют грибы, которые вызывают совершенно такой же эффект, о котором я говорил. Перед взором человека проносятся гигантские сцены величия, сцены
революции, сцены... И у меня возникло впечатление, что и Ленин и Сталин уже видели до этого Октябрьскую революцию. У нас в средней полосе существует эквивалент мексиканским грибам и кактусам. Это обычный мухомор. То, что грибы - загадочная вещь, несомненно. Будучи в Массачусетском институте психологии,
в лаборатории исследования свойств грибов, *) мне неопровержимо доказали, что по своим акустическим свойствам гриб - это радиоволна. То есть гриб - это материализовавшаяся радиоволна.
Н. Ф. Федоров пишет, что грибы обладают непонятной нематериальностью. И даже Попов обратил внимание, что грибы обладают определенными радиосвойствами. Свойство мухомора в том, что если его начать принимать, то личность человека вытесняется личностью мухомора. Внутри одного человека не могут
существовать две личности, и уже доказано, что личность мухомора гораздо сильнее личности человека. То есть человек, принимающий мухоморы, потихоньку становится и грибом, и радиоволной.
У меня есть совершенно неопровержимые доказательства, что вся Октябрьская революция делалась людьми, которые постоянно употребляли определенного вида грибы. Грибы в процессе потребления вытесняли их личность.

____________________
*) Мне почему-то кажется, в оригинале было "в лаборатории исследования акустических свойств грибов".
____________________

Фрагмент № 2 - расшифровка фрагмента из "Тихого дома", прозвучавшего около года назад в программе "Культ кино с Кириллом Разлоговым".
Курёхин : Существует несколько точек зрения, почему он взял себе такой псевдоним.
Шолохов: От реки Лена, кажется.
Курёхин : От реки Лена - очень много - Ленские события, всё, что угодно. Я могу совершенно точно сказать: если прочитать имя "Ленин" справа налево, получится слово "НИНЕЛ", а точнее, "Нинель". Понимаете?
Шолохов : Нет.
Курёхин: Дело в том, что я думал, что вы знаете. Просто Нинель - это знаменитое французское блюдо, приготовленное из грибов, приготовленное особым способом.
Шолохов: Да, да, что-то такое.
Курёхин: Дальше, смотрите: вспомните замечательную фразу, которую Ленин говорил, слушая Апассионату: божественная, нечеловеческая музыка. Само по себе это уже говорит о каком-то особом восприятии музыки - божественная, нечеловеческая музыка. Если ещё принять во внимание, что её написал Бетховен, а Бетховен, как вам известно, переводится как "грибной дух" - "бет" - "грибной", "ховен" - "дух", то тогда тоже возникает определённая связь. Понимаете, всё укладывается. Дальше - я хочу вам предложить знаменитый рассказ Хармса, который тоже, в общем, взят не с потолка. Вот, пожалуйста - короткий рассказ, который тоже практически подтверждает то, что я вам говорил. "Ленин в детстве очень любил грибы. Бывало, наберёт полную корзину, почистит, отварит и ест. Да столько съедал, что и Пушкин не смог столько съесть. Но больше всего Ленин любил мухоморы - большие, красные,как увидит, сразу блеск в глазах, весь сам не свой". Вот, пожалуйста, рассказ Хармса.
В кадре появляется Ленин.
Ленин (на фоне фотографии мухоморов) : Я люблю собирать грибы, люблю их чистить, люблю их готовить и люблю есть.

В детсве смотрела передачу,где Сергей Курёхин рассказывал, что В.И.Ленин ни что иное как гриб!!
Мне казалось,что это меня память подвела,но ЭТО ПРАВДА! Существует стенограмма и видео материалы это передачи!Сегодня нашла,это просто фантастика!Нашла в сообществе курёхина.Практически ничего не сократила.

"17 мая 1991 года по ленинградскому телевидению шла передача "Пятое колесо". Ведущий, Сергей Шолохов, представил зрителям Сергея Курехина, который пообещал рассказать о самой важной тайне Октябрьской революции. Он заявил, что Ленин был грибом и радиоволной.

Курехин: Я, во-первых, хотел бы сказать в первую очередь, что это не одна из тайн Октябрьской революции. А то, о чем я буду говорить сегодня, это просто основная тайна Октябрьской революции. Потому что не все так просто в революции, и меня всегда что-то в ней удивляло, и какая-то загадка все равно оставалась загадкой. И тогда у меня возникла впервые мысль о том, что это зрелище такое грандиорзное, его так просто сделать было невозможно, понимаете, его нужно было предварительно увидеть до этого. То есть человек, какой-то гениальный ум, я даже сказал бы сверхгениальный ум, он видел перед собой эти картины и потом он старался их материализовать.
(ступенька, возможно, пропуск в записи)
...мухомор, если его долго принимать, то человек потихонечку, личность человека потихонечку вытесняется личностью мухомора. мухомор тоже обладает личностью, а внутри одной персоны не может существовать две личности. И уже доказано, что личность мухомора гораздо сильнее личности человека. То есть человек, который с детства принимает грибы, мухоморы, то они потихонечку становятся его собственной сутью и вытесняют его собственную личность. То есть человек потихонечку превращается в гриб.

Шолохов: И в радиоволну.

Курехин: И, соответственно, в радиоволну. То есть человек становится и грибом и радиоволной в едином облике, понимаете? И сейчас я вам скажу то, что самое главное, к чему я все это веду. А то, что у меня есть совершенно неопровержимые доказательства, что вся Октябрьская революция делалась людьми, которые много лет потребляли соответствующие грибы. И грибы в процессе того, как они были потребляемы этими людьми, вытесняли в этих людях их личность и люди становились грибами. То есть я просто-напросто хочу сказать, что Ленин был грибом. Грибом, более того, он был не только грибом, он был еще помимо всего радиоволной.
(пропуск)
...меня сначала ну просто ввела в состояние шока. Это что-то невероятное. Сейчас я вам продемонстрирую одну из схем, и вы поймете, насколько важно... вот посмотрите, это броневик, хорошо нам известный броневик, на котором Владимир Ильич выступал. Это разрез броневика, это его внутренняя часть. А теперь обратите внимание, это мухомор, а это грибница. Обратите внимание, что грибница и броневик в срезе своем практически идентичны, обратите внимание. Практически все построено по...

Шолохов: Очень похоже.

Курехин: принципу….

Шолохов: Даже дверь есть.

Курехин: Ну не дверь, это какие-то определенные поры соответствующие, находящиеся в грибнице, которые содержат влагу и содержат выжимку из тех полезных ископаемых, которые необходимы для питания мухомора. Понимаете? Совершенно одно и то же. Я могу даже на основании этого предположить, что у нас нет верхушки. Верхушка, это собственно, Владимир Ильич, вот. Идентификация Владимира Ильича и мухомора. То есть если броневик это грибница, то мухомор - это Ленин, понимаете?

Шолохов: У грибницы нет колес.

Курехин: У грибницы...колеса..нет, это уже такие...дальше, другие факты. До сих пор все исследователи не могли прийти к единому мнению по поводу псевдонима, который взял себе Владимир Ильич - Ленин. Понимаете? Потому что существует несколько точек зрения, почему он взял себе такой загадочный псевдоним...

Шолохов: От реки Лена, кажется, да?

Курехин: От реки Лена...ну там очень много. Ленские события, все что угодно. Я могу совершенно точно сказать - если прочитать имя "Ленин" справа налево, получится слово "нинел", а точнее "нинель". Понимаете? Дело в том, что я думал вы знаете, что просто нинель - это знаменитое французское блюдо, приготовленное из...

Шолохов: …грибов.

Курехин: ...из грибов,

Шолохов: да-да-да. что-то такое.

Курехин: приготовленное особым способом. Это нинель. Понимаете? Дальше, смотрите. Вспомните замечательную фразу, которую Ленин говорил, слушая "Апассионату". "Божественная, нечеловеческая музыка". Само по себе это уже говорит о каком-то особом восприятии музыки. Божественная, нечеловеческая музыка. Если еще принять во внимание, что ее написал Бетховен, а Бетховен, как вам известно, переводится как "грибной дух"... "Бет" - грибной, "ховен" - дух, то тогда тоже возникает определенная связь. Понимаете, все укладывается. дальше. Я хочу предложить вам знаменитый рассказ Хармса, который тоже, в общем-то, взят не с потолка. Вот, пожалуйста. Короткий рассказ, который тоже практически подтверждает то, что я вам говорил. "Ленин в детстве очень любил грибы. Бывало, наберет полную корзину, почистит, отварит, ест. Да столько съедал, что и Пушкин не смог столько съесть. Но больше всего Ленин любил мухоморы. Большие, красные. Как увидит, так сразу блеск в глазах, весь сам не свой". Вот, пожалуйста, рассказ Хармса.

В больших количествах употреблял галлюциногенные грибы и сам в результате превратился в гриб . Этот заведомо абсурдный тезис не преподносился зрителю сразу - вместо этого создавалась иллюзия некоего логического рассуждения с цитатами из самых разных источников (вплоть до того, что Курёхин в словах о своей мексиканской экспедиции ссылается на творчество Карлоса Кастанеды). Эффект правдоподобности создавался путём манипуляций - подтасовки фактов и сбивчивого изложения, которое само по себе не несло особого смысла, но искусно подавалось автором как некоторое «научное обоснование».

В сюжете утверждалось, что Ленин на самом деле был грибом, а также радиоволной . В доказательство приводились такие «аргументы», как сходство разреза броневика , с которого выступал Ленин, и грибницы мухомора , утверждение, что «нинель » («Ленин» наоборот) - это французское блюдо из грибов, и тому подобные.

…И, соответственно, в радиоволну. То есть человек становится и грибом, и радиоволной в едином облике, понимаете? И сейчас я вам скажу то, что самое главное, к чему я всё это веду. А то, что у меня есть совершенно неопровержимые доказательства, что вся Октябрьская революция делалась людьми, которые много лет потребляли соответствующие грибы. И грибы в процессе того, как они были потребляемы этими людьми, вытесняли в этих людях их личность, и люди становились грибами. То есть я просто-напросто хочу сказать, что Ленин был грибом. Грибом, более того, он был не только грибом, он был еще помимо всего радиоволной. Понимаете?..
<…>
Однажды я наткнулся на фразу из письма Ленина Плеханову . Фраза звучит так: «Вчера объелся грибов, чувствовал себя изумительно».
<…>
Посмотрите на секундочку вот сюда. Видите? Ленин постоянно с разными людьми, посмотрите внимательно, справа стоит мальчик какой-то (мы ещё к нему вернёмся). Вот он снова, видите? У Ленина всё время какой-то мальчик рядом. Так, вот видите, мы перешли на другую часть фильма… опять тот же самый мальчик. Видите, вот он, вот прошёл. Немножко уже по-другому стрижен, но тот же самый мальчик. Дело в том, что с Лениным рядом постоянно находится какой-то мальчик.

Саша находился при Ленине неотлучно, потому что знал каждую тропку, он знал все грибные места и водил Ленина по всем грибным местам, как мы могли убедиться из фильма. Это никакие не домыслы.

Идея

Вдова Сергея Курёхина в интервью «Комсомольской правде » рассказала историю возникновения этой телепередачи:

Идея программы родилась так: как-то Сергей увидел передачу о смерти Сергея Есенина . Автор программы выстраивал доказательство того, что поэта убили, на совершенно абсурдных вещах. Показывали фотографии похорон Есенина и за кадром говорили: «Посмотрите, куда смотрит этот человек, а вот этот смотрит в другую сторону, и это означает, что Есенина убили…» Сергей посмотрел программу и сказал мне: «Так можно доказать всё что угодно».

Однажды, во время одного из наших разговоров я как-то заметил Летову , что герой популярных русских песен, в отличие, скажем, от фольклора некоторых других народов, как правило, ассоциирует себя с растением. Но, исходя из одной из теорем Гёделя (Летов по образованию технарь), народный вождь должен быть чуть-чуть иной природы и находиться на ступеньку выше по биологической лестнице. Таким образом, по Гёделю, Ленин - типичный гриб, а Гитлер - дельфин, смотри: - «нордические» сказания, где многовато волков. Курёхину страшно понравилась эта идея, но развил он её в джазовом ключе world music: «Тогда ясно, чем занимается Пьеха ! Она тайная поклонница культа вуду!».

…голову носил Ленин как драгоценное и больное. Аппарат для мгновенного принятия безошибочных решений, для нахождения разительных аргументов, - аппарат этот низкой мстительностью природы был болезненно и как-то, как будто, разветвлённо поражён, всё в новых местах отзываясь. Вероятно, как прорастает плесень в массивном куске живого - хлеба, мяса, гриба, - налётом зеленоватой плёнки и ниточками, уходящими в глубину : как будто и всё ещё цело и всё уже затронуто, невыскребаемо, и когда болит голова, то не всю ощущаешь её больную, но такими отдельными поверхностями и ниточками.

Чуть ниже следует ещё более явное сравнение - Ленин встречает в лесу всадницу, которая «сидела невозмутимо или печально, смотрела только перед собой под уклон дороги, не покосилась ни на обелиск, ни на дурно одетого, внизу к скамейке придавленного, в чёрном котелке гриба ».

В «грибном контексте» писатель упоминается в очерке того же Галковского :

В этом круге первом, по странному стечению обстоятельств Кривошеин встретился с Солженицыным и Львом Копелевым . И там в приватных беседах объяснил молодым аборигенам:

- Ленин, Ленин. А кто такой Ленин. Да так, гриб. Не было никакого Ленина.

Резонанс

Поскольку дело происходило в самый разгар Гласности (когда стали действительно оглашаться многие закрытые и недоступные страницы советской истории и вскрывались неприглядные факты, зачастую с элементом сенсации), а телевидение на тот момент считалось органом официозным и весьма серьёзным, то некоторые зрители не до конца поняли тонкий стёб создателей мистификации (до того аналогичных явлений на доселе чопорном советском телевидении не было) и всерьёз восприняли выдвинутые в сюжете тезисы - ведь материал преподносился академично и крайне серьезно (до той поры, пока сами создатели под конец передачи не стали, не выдержав, смеяться). А устойчивая фраза -утверждение «Ленин - гриб» с тех пор имеет хождение в народе и до сих пор.

В интервью журналу «Крестьянка » Сергей Шолохов сообщил:

Кто-нибудь воспринял эту передачу всерьез?
- На следующий день после эфира к Галине Бариновой, которая в обкоме партии заведовала идеологией, пришла делегация старых большевиков и потребовала ответ на вопрос: правда ли, что Ленин - гриб? «Нет!» - сказала Галина Баринова. «Но как же, вчера по телевизору сказали…». «Неправда», - ответила она и произнесла фразу, которая повергла нас с Курехиным в шок: «Потому что млекопитающее не может быть растением». В газете «Смена » я выступил с опровержением утверждения Галины Бариновой. Ведь мы битый час доказывали, что грибы - это отдельное царство , а не растения или животные.

Журналу «Крестьянка », декабрь 2008

См. также

Напишите отзыв о статье "Ленин - гриб"

Примечания

Литература

  • Галковский Д. Е. . // НГ -Ex Libris, 24.02.2004
  • Помазан Е. // «Комсомольская правда ». - 2005-08-18.

Ссылки

  • на YouTube (видео)

Отрывок, характеризующий Ленин - гриб

– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
– То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...