Латинский язык в истории культуры средневековья. Откуда в средние века знали иностранные языки? Латынь - единый язык

Существенную роль в формировании соплодий прицветники и прицветнички играют в сем. ворсянковых (Dipsacaceae). Характерная для их цветков наружная чашечка (epicalyx) из двух сросшихся прицветничков при плодах обычно разрастается, определяя облик всего соплодия (рис. 45).

«Ворсовальная шишка», издавна и широко известная в текстильной промышленности, представляет собой удлиненно-головчатое соплодие культурного вида ворсянки посевной (Dipsacus sativus). Ось соплодия несет густую спираль удлиненных упругих крепких и эластичных прицветников, заостренных и отогнутых книзу в виде зацепов. Эти особенности прицветников и определяют применение соплодий ворсянки для ворсования тканей. Селекционные сорта ворсянки отличаются цилиндрическими, до 15 см дл., соплодиями и прицветниками с высокими техническими свойствами. До сих пор нет полноценной замены ворсовальной шишки, и она не утратила своего значения для изготовления высокоценных ворсованных тканей.

Благодаря разросшимся и одревесневшим прицветничкам, по 2 при каждом цветке, соплодие казуарины прибрежной (Casuarina litorea; syn. С. equisetifolia) оказывается сходным с шишкой хвойных. Из растений нашей флоры аналогичная картина наблюдается у ольхи, у которой одревесневают ось соплодия и прирастающие к ней кроющие чешуи соцветий. После опадения плодов изящные черные «шишечки» ольхи еще долго висят на ветвях.

Видоизменения обертки при плодах у некоторых сложноцветных приводят к образованию весьма специализированных соплодий, функционирующих как один плод. Широко известны корзинки - соплодия разных видов дурнишника (Xanthium) с одревесневшими замкнутыми обертками, покрытыми крепкими цепкими шипами. Корзинки дурнишника - двугнездные, с одной семянкой в каждом гнезде - отрываются целиком и распространяются эпизоохорно. У амброзии (Ambrosia) очень мелкие (2- 5 мм) корзинки, также с замкнутой прочной оберткой, заключают единственную семянку.

Таким образом, преобразования, которые произошли в ходе эволюции в соплодиях сложноцветных, аналогичны процессу превращения коробочки в односемянный невскрывающийся плод.

Среди соплодий со свободными плодами наиболее специфично соплодие инжира, или фигового дерева, из сем. тутовых (Ficus carica, Moraceae). Оно развивается из соцветия, у которого срастаются многочисленные прямые мясистые веточки, образуя полость, открытую на верхнем конце. К моменту созревания плодов соцветие превращается в сочное грушевидное образование до 5 см и более дл. зеленовато-желтой, красноватой или фиолетовой окраски. Всю его полость изнутри покрывают мелкие сухие односемянные плоды. Основную пищевую ценность так называемых плодов инжира представляют мясистые стенки соплодия (рис. 46).

Рис. 49. Соплодие гораниноии (Но- raninovia ulicina) (по: Сорные растения СССР).

Б. 1. Целостность соплодия выражена более полно при срастании плодов, но степень специализации таких соплодий тоже может быть различной. В простейших случаях срастаются тесно сближенные завязи или даже голые плоды, чаще сочные. Такого типа соплодия встречаются у некоторых кизиловых (Супоху- Ion capitata, С. japonica; рис. 47), у панданусов. Своеобразное соплодие развивается у пандануса кровельного (Pandanus tecto- rius). Его голые женские цветки сидят очень тесными группами, срастаясь в так называемые фаланги. Зрелая фаланга состоит из 8-9 сросшихся костянок; эти фаланги собраны на утолщенной оси, образуя головчатое соплодие второго порядка (рис. 48).

Могут срастаться и сухие плоды. Очень оригинальные шаровидные соплодия известны у ликвидамбара (Liquidambar, Hamemeli- daceae). У него срастаются своими стенками одревесневшие двустворчатые коробочки. Свободной остается лишь верхушка коробочки, увенчанная одревесневшим столбиком. Даже после вскрывания коробочек и осыпания семян такое соплодие сохраняет свою структуру: оно представляет собой многокамерное шаровидное тело 25-40 мм в диам. с многочисленными, слегка отогнутыми радиальными отростками.

Б.2. В формировании соплодий этой группы в большей или меньшей степени участвуют элементы соцветия; это в равной мере относится и к сочным соплодиям, и к сухим. Последние нередки в сем. маревых, парциальные соцветия которых - «клубочки» - состоят из нескольких тесно сближенных цветков. У некоторых родов - свеклы (Beta), шпината (Spinacia), гораниновии (Нога- ninovia) - околоцветники при плодах разрастаются, одревесневают, срастаются с околоплодником и друг с другом. Так, клубочек превращается в соплодие, иногда снабженное крепкими шиповатыми выростами (Spinacia tetrandra, Horaninovia ulicina", рис. 49). У мари многолистной (Chenopodium foliosum) околоцветники при плодах становятся сочными, яркоокрашенными (красными), превращая клубочек в типичное сочное соплодие. Совершенно такой же морфологической природы и сочные съедобные соплодия шелковицы (Могus) сем. тутовых.

Но в этом семействе известны соплодия, более сложные по происхождению.

У палеотропического рода артокарпус - знаменитого хлебного дерева (Artocarpus altilis) и джекфрута (A. heterophyllus) - образуются огромные соплодия вследствие срастания плодов с околоцветниками, брактеями и осью соцветия. В процессе созревания ткани соплодия сильно разрастаются и превращаются в однородную мучнистую мякоть. Соплодия хлебного дерева - до 30 см в диам. и 12 кг массы; удлиненные соплодия джекфрута - до 1 м дл. и массой в 16-20 кг. Оба вида являются важнейшими пищевыми растениями тропиков и широко культивируются.

Оригинальные соплодия свойственны и другому представителю трибы артокарпусовых - маклюре. Американский вид Maclura pomifera образует многочисленные сухие односемянные удлиненные плоды, погруженные в сильно разрастающуюся мясистую ось соцветия. Формируется шаровидное соплодие до 10-15 см в поперечнике, по окраске и внешнему виду напоминающее апельсин, но несъедобное.

Широко известны соплодия ананаса (Ananas sativus) из неотропического сем. бромелиевых (Bromeliaceae). Формирование такого соплодия очень сходно с тем, что наблюдается у арто- карпусов. С сильно развитой осью соцветия срастаются завязи многочисленных цветков и основания кроющих листьев. Все эти элементы соплодия образуют мясистую сочную ткань, в которой очень трудно обнаружить следы срастания. Только с поверхности соплодие покрыто довольно жестким панцирем, образованным верхушками кроющих листьев. Особенностью соплодий ананаса является пролификация его оси, вследствие чего на верхушке соплодия всегда имеется укороченный побег с пучком зеленых листьев. Культурные формы ананаса чаще всего образуют бессемянные плоды (партенокарпия), но характеризуются очень крупными соплодиями с массой от 2 до 15 кг (в зависимости от сорта).

Названные в этой статье соплодия не только отражают очень разную степень специализации, многие из них обнаруживают явный параллелизм путей морфогенеза и в относительно близких семействах одного подкласса (казуариновые и березовые, березовые и коноплевые), и в столь отдаленных, как маревые и тутовые, тутовые и бромелиевые.

Соцветия (и соплодия) тутовых, в частности фикуса, нередко называли сиконом (sycon). По современной терминологии, соцветие тутовых - ценосома, а у фикуса - ценосома гипантиевидиая (Федоров, Артюшенко, 1979).


121. Латинский язык был унаследован средневековой Западной Европой от античного Рима как язык государства и просвещения. Ещё с того времени, когда при императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи, латинский язык стано­вится официальным языком западной римской церкви.

Это обстоятель­ство имело большое значение в истории средневековой Западной Европы.

122. Дело в том, что церковь била могущественнейшим феодалом средневековой Западной Европы; особеяно важен тот факт, что церковь владела приблизительно третьей частью всей земли в каждой средне­вековой западноевропейской стране; поэтому.церковь с ее феодаль­ным землевладением служила реальной связью между различными стра­нами" Г Церковь с её великолепной организацией, с её иерархией, возглавляемой самодержцем-папой, с её армией монахов и попов была крупнейшей политической силой в средние века.

123. Естественно, что в таких условиях церковь господствовала и в области идеологии. .Мировоззрение средних веков было по пре­имуществу теологическим" . Даже средневековая наука была лишь служанкой богословия. .Юриспруденция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви" 8 . Библия была источником всякой премудрости.

124. При господстве религиозного мировоззрения всякие органи­зованные политические движения, оппозиционные к революционные, неизбежно стремятся найти себе идеологическое обоснование в той же библии. Так было ие только в глубине средневековья, ио и на пороге нового времени, например в эпоху крестьянской революции и реформации-в Германии при Мюнцере и Лютере, в эпоху английской буржуазной революции при Кромвеле. Лишь во французской буржу­азной революции политика окончательно отделяется от религии и выступает в своём собственном обличии. Бесчисленные средневековые „ереси" были по своему содержанию политическими движениями, ко­торые, выступая против церкви, выступали по сути дела против сред­невекового общественного строя, который охранила и освящала церковь.

125. Вполне понятно, что при господстве церкви в области иде­ологии язык церкви, латинский язык, становится господствующим язы­ком в средневековой науке и образованности, в средневековом прос­вещении.

126. Церковь ревниво охраняла господство латинского языка в средневековой Европе. Везде в сфере влияния римской церкви был запрещён перевод библии на местные языки, было запрещено и бо­гослужение на местных языках. Библия могла быть только ла­тинской, богослужение могло быть отправляемо только на л а - тинскомязыке.

127. В средние века латинский язык был уже мёртвым языком. Он был совершенно непонятен для населения любой средневековой западноевропейской страны. Для сколько-нибудь широких слоёв- насе­ления латинский язык как язык чужой был недоступен. Для того чтобы понимать латинский текст, а тем более писать по-латыни, нужно было длительно учиться; но народ не имел этой возможности. Однако это обстоятельство нисколько не смущало церковь; наоборот, оно как раз

вполне отвечало и её специальным церковным интересам, и интересам феодального общества, столпом. которого она была.

128. Действительно, недоступность библии и других, церковно­религиозных книг для широких масс населения необычайно повышала значение всей армии церковников во главе с епископами и самим па­пой. Церковники становились неизбежными посредниками между богом, его „священным писанием**, библией, с одной стороны, и всей мас­сой „верующих** - с другой. Только церковникам предоставлялись возможность, право и обязанность читать, пересказывать и толковать библию. Легко понять, что при господстве религиозного мировоззре­ния в средневековом обществе попы-посредники, хранители и толко­ватели библейской „истины** получали громадную власть над умами людей.

129. С другой стороны, запрещение перевода библии на народные языки было с точки зрения церкви препоной для возникновения вся­ких „еретических** учений. Дело в том, что как раз в библии эти учения находили идеологические основы для критики церковных дог­матов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей: цер­ковная действительность никак не соответствовала библейским „иде­алам**. Добравшись до библии, всякий разумный человек тотчас’ убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с разврат­ными и жадными „святителями** - самая нехристианская организация в мире. Держать „верующих** подальше от библии было поэтому впол­не понятным стремлением церкви. Наконец, единство церковного языка по всей территории разноязычной Западной Европы очень сильно спо­собствовало укреплению церковной организации, делало её ещё более независимой от местных влияний, ещё сильнее приковывало местных церковных деятелей к церковному центру -Г Риму, к главе церкви - папе. Вот почему римские папы так ревниво охраняли господство ла­тинского языка в средневековой Европе.

130. Но господство латинского языка в средневековой Европе имело ещё и другие, более глубокие основания. Ознакомившись с ними, мы поймём подлинные корни охарактеризованной выше политики рим­ских пап в отношении латинского языка.

131. Мы видели, что латинский язык, как язык церкви, стал язы­ком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Мы видели также, что латинский язык был недоступен сколько-нибудь широким слоям населения. Отсюда ясно,- что сама средневековая наука и образованность, само средневековое просвещение оказывалось недоступным для сколько-нибудь широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса и его интеллигенции. Она носила, таким образом, узко замкнутый, узко сословный характер; она была привилегией господствующего класса феодалов-крепостников во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья; вырастая из этих общественных отношений, он в свою очередь.поддерживал их, становился их опорой: чем темнее и невежественнее народ, тем он

более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых крепостников. Господство латинского языка в сред­невековой Западной Европе соответствовало классовому господству светских и церковных феодалов.

132. Будучи узко сословной по своему характеру, средневековая культура занимает, однако, своё исторически обусловленное место в развитии человеческой культуры вообще. Она сыграла значительную роль в образовании европейской, а следовательно, и мировой буржу­азной культуры, зарождавшейся в борьбе с нею ещё в недрах фе­одального общества. На средневековой латыни написан ряд сочинений значительной ценности. Знание латыни позволяло образованным лю­дям средневековья знакомиться с некоторыми сочинениями античных римских и греческих писателей. Таким образом, узко сословный ха­рактер средневековой культуры не должен заслонять от нас её поло­жительных с исторической точки зрения сторон.

133. В этой связи следует особо отметить роль латинского языка как международного культурного языка Западной Европы; тем более, что в этой своей функции латинский язык выходит за пределы соб­ственно средневековья. Западная Европа населена множеством различ­ных народов, языки которых очень отличаются друг от друга. Латин­ский язык служил своего рода культурной скрепой разноязычной Западной Европы. В этом отношении его использовали даже в каче­стве разговорного языка. Лишь с развитием буржуазного общества и развитием национальных языков латинский язык как международный культурный язык Европы выходит из употребления.

Латынь – язык науки

Латинский язык для человека Средневековья был, прежде всего, священным языком: на нем была написана Библия, а отцы церкви отправляли религиозный культ. Кроме того, он оставался языком науки (до XVIII столетия) и литературного творчества до 1100 г. Будучи живым языком, он постоянно развивался, и если и сохранил синтаксис (в упрощенной форме) и риторические обороты классической латыни, его словарный состав обогащался, выражая реалии средневекового периода. Первые христианские авторы, не знавшие о лингвистическом пуризме латинских писателей эпохи Империи, стремились сделать латынь доступной пониманию широких масс. И какой бы язык они ни использовали – низкую латынь, на которой говорил и писал Августин, или деревенскую, на которой общались простые жители, например Арля – он должен был соответствовать целям приобщения народа к религии и культуре. В каролингскую эпоху Карл Великий унифицировал и исправил язык, законодательным актом выделив в нем научную латынь и язык неграмотного населения или простонародную латынь (romana lingua rustica), на которой и советовал произносить проповеди (капитулярий от 813 г). После волнений, охвативших Европу в X столетии (набеги венгров, сарацинов и норманнов) литературное творчество на латинском языке развивалось до XII, XIII вв. Возрождению XII столетия способствовали также и переводы на латинский язык (между 1120 и 1180 гг.) произведений греческих и арабских авторов. В основном это были научные труды по философии и квадривиуму (арифметика, геометрия, музыка и астрономия), дополненные произведениями по астрологии и медицине. Иберийский полуостров был центром, очагом переводческой деятельности, где английские и французские интеллектуалы заказывали переводы. Переведенные сочинения циркулировали по всему христианскому миру. В этот период в подражание античным образцам были созданы «Александрия» Готье де Шатильона (около 1176 г.) и «Поликратикус» его друга Иоанна Солсберийского. Но дух средневековья уже утверждался в романтическом настроении произведений Готье Мапа (в «Баснях куртизана» – De nugis curialium) и в богатстве лирических и сатирических образов голиардов («Estuans intresecus», «Dives eram»). Их критические воззрения на современное им общество, на распущенность образа жизни и развращенные нравы много раз подвергались осуждению церковью. В 1227 г. Тревским собором было запрещено исполнение их песен, пародирующих святые для христиан молитвы Sanctus и Agnus Dei, а церковным собором в Руа-не в 1241 г. они были лишены права ношения тонзуры, высшего отличительного знака духовенства.

В XIII столетии развитие латинского языка продолжалась в богословских спекуляциях, в составлении юридических компиляций и научных трактатах. В теологии и философии схоластическая латынь предоставляла широкое поле деятельности, при сохранении строгого синтаксического построения и использовании суффиксов и приставок в ней создавались неологизмы, выражавшие абстрактные понятия в логических и умозрительных заключениях. Впоследствии схоластическая латынь будет осмеяна гуманистами, выступавших за строгое подражание античным образцам.

В средневековый период появился новый тип литераторов (litteratus), хорошо владевших латинским языком, хотя следует признать, что ими использовались различные формы латыни, варьировавшиеся в зависимости от степени образованности авторов и находящиеся под влиянием региональных лингвистических субстратов. Богатство латинского языка заключалось в возможности выражения на нем любых идей и понятий. По словам Ж. -И. Тийе-та, каждое латинское слово «гармонично звучало в стихах Вергилия, максимах Сенеки и молитвах святого Августина», чем и объясняется «живучесть» этого языка в течение средневекового тысячелетия и его претензии на универсальность.

Но следует отметить, что литературный вымысел и поэтический лиризм прекрасно выражались «вульгарными» языками или местными наречиями.

Из книги Королева Марго автора Дюма Александр

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

10:00. Латынь на улицах Рима Смогли бы мы объясниться на улицах Рима эпохи Траяна с помощью латыни, которую изучали в школе? Нам с самого утра не терпится это выяснить. Давайте проведем эксперимент: подойдем под портики, к паре женщин, рассматривающих шелка в лавке. Это дамы

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Латынь - единый язык Уникальной языковой чертой, отличающей Средневековье, является исключительная роль латинского языка. Этот язык, который, по меньшей мере с VI века, ни для кого уже не был родным, оказался более распространен, чем любой из живых языков; на нем свободно

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

Лингвистическая Европа: латынь и местные языки В университетах преподавание велось на латыни. Латынь оставалась языком знания, и ее абсолютное преобладание подкреплялось тем, что христианскую литургию также служили на латыни. Но за последние столетия существования

Из книги Индивид и социум на средневековом Западе автора Гуревич Арон Яковлевич

3. Язык бюрократии и язык автобиографии Опицин предстает во многих отношениях как уникальная и особняком стоящая личность. Он находился на службе при папском дворе в Авиньоне, но нет сведений о каких бы то ни было его человеческих связях. Это его социальное одиночество

Из книги Рюрик. Потерянная быль автора Задорнов Михаил Николаевич

История и латынь Прежде всего, я хочу выразить глубочайшую благодарность Александру Гордону, который своим желанием посрамить нашу историю пробудил к ней нешуточный интерес. Я понимаю, что он хотел поерничать над нашим славянским прошлым, которое вдруг начало

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

24. Славянский и латынь Из Новой Хронологии следует, что письменность возникала более или менее одновременно с созданием языков. Люди общались не только устно, но и письменно. Собеседники воспринимали слова не только по звучанию, но и по написанию. Однако в то время

автора

ЛАТЫНЬ И ТАЙНЫ ЭТРУСКОВ * Загадки французского языка * Семитская латынь * Рабы-натурщики * Этруски * Тайны языка этрусков

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

СЕМИТСКАЯ ЛАТЫНЬ Сама история латинского языка тоже не вносит ясности. Судите сами. Вначале появилась архаическая латынь. С точки зрения логики так и должно было быть. К памятникам архаической латыни относят тексты III–II веков до н. э. (Первой надписью на этой латыни

автора Топпер Уве

Язык Языковая неуверенность также имеет большое значение в ходе оценки. Гуманисты постоянно совершенствовали латынь, стараясь писать как можно «классичнее». В то время как средневековые богословские трактаты сочинялись на своевольной («испорченной») вульгарной

Из книги Великий обман. Выдуманная история Европы автора Топпер Уве

Библейская латынь От латинского «перевода» Библии, являющегося, на мой взгляд, оригиналом, – до нас дошло два образа: Итала (современное – принятое сегодня у богословов – название Vetus Latina – старая латынинская) и Вульгата Иеронима. Старшая из них, Итала, появилась в

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

Язык литвинский и язык «литовский»

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса автора Баландин Рудольф Константинович

До науки В легендах о потопе зашифрованы едва ли не первые геологические идеи, основанные на опыте, наблюдениях. Можно попытаться восстановить ход рассуждений авторов легенд.Существуют горы, огромные долины, необозримые низменности. Как они образовались? Сам я могу

Из книги Почетный академик Сталин и академик Марр автора Илизаров Борис Семенович

«Язык-мышление» или «мышление и язык»? Ответ Сталина и ответ Марра Затем Сталин ответил на второй вопрос Крашенинниковой:«2. Вопрос. Маркс и Энгельс определяют язык как „непосредственную действительность мысли“, как „практическое… действительное сознание“.

Тот, кто учился в средневековой школе, непременно должен был изучать латынь, которая считалась основой всех наук. Во многих школах, правда, ограничивались 1 и 2 склонениями, о чем насмешливо сообщают средневековые авторы. Латынь не была иностранным языком, но и мертвым ее не назовешь: на латыни в средние века говорили, пели, слагали стихи, и она менялась и развивалась, впитывая новые слова и изменяя значение старых - она была скорее языком универсальным. Без латыни нельзя было стать писцом, без латыни не поймешь церковные книги и церковную службу, без латыни не прочтешь закон. Так что те, кто приходил в университет, обязательно должен был знать латынь, тем более что в университетах собирались студенты со всех земель. Выходцы из одной страны образовывали землячества - «нации», но лекции все равно надо было слушать на латыни, а читались они быстро - например, совет Парижского университета запретил преподавателям читать лекции, как бы диктуя, медленно, чтобы студенты приучались мыслить и сразу анализировать услышанный материал. Профессор тоже кочевал из страны в страну, из города в город. Известные правоведы, преподававшие в Болонском университете, Петр Испанец и Иоанн де Деус, прибыли сюда из Лиссабона; Иоанн Гарлянд, англичанин, преподавал в Париже; Луис Вивес читал в Лувенском университете, а затем был учителем детей английского короля. А германский император и испанский король Карл V настаивал, чтобы его сын, будущий Филипп II учил латынь, так как это язык международного общения.
Но не только стремление к наукам, а и обыденная жизнь толкала к знанию других языков. В городах были целые кварталы прибывших из других стран купцов и ремесленников. А в некоторых землях языки соседствовали столь тесно, что жители городов были, по сути дела, двуязычны, хорошо владея несколькими языками.
Неустойчивость границ и частые завоевания приводили к тому, что, бывало, правящий слой говорил на одном языке, а простолюдины - на другом. Так было в Англии после 1066 г., куда нормандцы принесли старофранцузский; в западнославянских землях, колонизированных Германией; в Португалии после захвата ее Испанией в 1581 г.
Несмотря на трудности пути, до дорогам Европы от поместья к поместью, от двора ко двору путешествовали трубадуры - поэты, музыканты, певцы. Они исполняли свои альбы на придворных приемах, знакомя слушателей заодно и со своим языком. Таким образом провансальские трубадуры принесли свой язык в каталонскую поэзию, португальские - в кастильскую. Не стоит забывать и о других путешественниках - купцах. Невольно научались языкам и паломники, коль скоро их путь в Святую землю пролегал через разные страны. Помогали им в этом специальные книги, в которых приводились фразы из повседневного обихода на языке тех народов, через земли которых они проезжали.
Новые перспективы изучения языков открылись в эпоху великих географических открытий, когда европейцы столкнулись с неведомыми народами и их языками. Первыми, кто начал их изучать как следует, были миссионеры.