Ларра убивает девушку. Образ и характеристика ларры в рассказе горького старуха изергиль сочинение

Поучительная история заставляет читателя пересмотреть свою жизненную позицию, отношения с окружающими людьми.

Описание

Ларра — персонаж необычный. Его отец — свободный орел, мать — смертная женщина. Статный красивый юноша выделяется среди молодых людей племени. Отталкивающее впечатление создает взгляд холодных презрительных глаз. Читатель понимает: Ларра — отрицательный персонаж легенды.

Двадцать лет назад гордый орел украл молодую девушку, сделав супругой. У них родился сын Ларра — полуптица, получеловек. Орел разбился о скалы — женщина решила вернуться домой. Двадцатилетний юноша пошел следом.

Становясь членом племени, он был обязан соблюдать существующие законы: уважать женщин, почтительно относиться к старейшинам. Однако юноша поступает иначе.

Первая встреча сына орла и соплеменников закончилась трагедией. Сначала он демонстрирует неуважительное отношение к старейшинам. Затем жестоко убивает понравившуюся девушку, отказавшуюся стать собственностью самовлюбленного красавца. Юноша считает, что волен поступать так, как хочется. Ему безразлично мнение старейшин. Он лишен умения сочувствовать, сострадать. Ларра никого не любит, считая себя центром Вселенной. Виной тому непомерная гордыня, эгоизм, самовлюбленность. Качества, которыми наделил его царственный отец – орел.

Объятые ужасом люди пытались понять причину страшного убийства, но Ларра не чувствовал угрызения совести. Он считал себя правым.

Долго не могли придумать наказание, соразмерное преступлению. Быстрая смерть казалась слишком легкой расплатой.

Наконец, приняли решение — оставить юношу свободным. Наказание одиночеством — самое страшное испытание.

Ларра, гордый, независимый, непокоренный, удалился прочь. Через несколько лет понял, как тяжело существовать одному. Единственным избавлением была смерть. Пытаясь спровоцировать людей на агрессивные действия, Ларра искал гибели. Но его никто не хотел убивать. Старейшины вновь прогнали его.

Став тенью, лишившись рассудка, бродит Ларра повсюду. Его образ напоминает нам о том, как важно соблюдать законы человеческого бытия. Думая только о собственном благополучии, человек обрекает себя на одиночество.

Вечная одинокая жизнь, бессмертие, которое страшнее смерти, — расплата за гордое презрение.

«Старуха Изергиль» – романтический рассказ, в котором идет повествование о трех легендах. Из уст пожилой женщины автор узнает о двух мифических персонажах: и Ларре. Поэтические образы передают назидание и мораль, которые автор транслирует публике с помощью сочинения.

История создания

«Старуха Изергиль» входит в цикл романтических рассказов, написанных Горьким. Это произведение создано в 1891 году во время поездки по Бессарабии. Литературоведы считают его примером раннего творчества автора. Главные мотивы и отличительные черты Горького просматриваются в этом сочинении. Оно включает в себя три новеллы, объединенные общим замыслом. Посредством трех легенд автор описывает ценность человеческой жизни. Образы героев – , Данко и Ларры – помогают понять отношение писателя к человеческой свободе.

Сказание о Ларре представляет читателю характеристику эгоиста с массой негативных качеств. Для достижения цели юноша идет на любые поступки, демонстрируя, к чему приводит вседозволенность. В этом отношении ему противопоставляется Данко, выбирающий самопожертвование, как единственное верное решение в жизни. Старуха Изергиль олицетворяет реальность, судить которую Горький позволяет читателям. Смысл человеческой жизни – главная тема произведения, на которую рассуждает автор, знакомя публику с героями.

«Старуха Изергиль»


Ларра и Данко

Рассказ имеет типичное для романтических произведений начало. Действие происходит на природе. Рассказ ведет пожилая молдаванка, чья жизнь строится по собственным законам. Легенду о Ларре напоминает старухе проплывающее мимо облако.

Биография героя необыкновенна. Он был сыном орла и простой женщины. Его отец выкрал девушку в юном возрасте и сделал супругой. Мать Ларры вернулась в семью спустя двадцать лет, когда суженый погиб, разбившись о скалы. Сын мужественного орла был вместе с ней. Одиночество и жизнь вне общества уготованы герою, которым правила гордыня. Он ставил себя выше окружающих. Психология героя отличалась от психологии соплеменников, что делало его лишним среди них.

Выбиваясь из общей массы, Ларра позволил себе совершить преступление, наказание за которое было неминуемым. Он увлекся дочерью старейшины, а когда та отказала юноше, убил девушку у всех на виду. Сын орла не потерял самообладания в этот момент. Поступок остался неразгаданным людьми. Гордый и эгоистичный Ларра не мог простить отказа. Решения героя диктовало его происхождение. Гены орла взывали к превозношению самого себя. Старейшины долго искали наказание юноше. Один из судей решил, что свобода станет им в полной мере.


Первый среди всех, он не мог быть таковым в одиночестве. «Отверженный» – таковым стало значение имени Ларра с тех пор. Он блуждал по земле один. Поначалу такое существование было по нраву герою. Но однажды юноша вновь появился в племени, и стало ясно, что он жаждет смерти. Никто не решился подарить Ларре такое искупление. Юноша попытался убить себя ножом, но оружие не поддалось ему, так как тело его превратилось в тень. По сей день он гуляет по земным просторам, не находя покоя.

Горький возносил служение людям превыше всего, поэтому Ларра в его представлении – антигерой, которому не найти оправдания. Сын орла не может жить по людским законам. Но он и не птица, а человек. В этом заключается трагедия героя, предсказанная его появлением на свет.


Иллюстрация к книге "Старуха Изергиль"

Ларра олицетворяет собой бездуховность, представляя себя идеалом и нарушая законы человеческого общества. В отсутствие человеческой судьбы он не находит упокоения и обречен на вечные скитания. Глаза Ларры, которые детально описала старуха Изергиль, символизируют его характер. Холодные и полные самолюбия, они отличают юношу ото всех. Бескрайняя гордыня пронизывает образ Ларры и просматривается в его поступках.

Цитаты

«Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».
«И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

В рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль” упоминается красивейшая легенда о сыне орла и простой женщины. В этом повествовании заложен глубокий смысл о жизни человека в обществе, о гордыне и одиночестве. Ларра – высокомерен и жесток, он не хочет жить по законам людей, не принимает вековые человеческие устои, традиции.

Характеристика героя

Автор говорит о том, что сын Орла удивительно красив, также, как его мать 20 лет назад. Они прожили много лет высоко в горах, Орёл состарился и бросился вниз на камни, понимая свою немощь и старость. Получеловек, которого люди назвали Ларрой был горд и несгибаем в своём стремлении жить так, как ему хочется. Герой не уважает старейшин, не подчиняется законам племени, не хочет осознавать цену человеческой жизни. Ларра ни с кем не считается: его чрезмерная гордыня подсказывает лишь один путь – следовать за своими желаниями.

Персонаж, созданный автором, не способен испытывать тёплых чувств: он верит в своё превосходство над окружающими, не ищет дружбы и любви. Гордость Ларры напоминает дикость, он горяч и самовлюблён. Горький заостряет все черты этого образа до крайности: непримиримый, упрямый и холодный. Люди восприняли его, как обычного человека: “ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”.

Что символизирует образ Ларры?

Румынская легенда, услышанная Горьким от местных жителей, учит мудрости и позволяет понять смысл и ценность человеческой жизни. После убийства девушки, оттолкнувшей Ларру, героя судит мудрый народ во главе со старейшинами. Люди приходят к пониманию того, что самое страшное наказание для гордеца – остаться в одиночестве, один на один с самим собой. Горький, понимая природу человека, как существа общественного, подчёркивает, что одиночество – самая страшная кара за тяжкое преступление.

Ларра – отшельник, изгой, он символизирует чрезмерную гордость,высокомерность, качества, несовместимые в нормальным существованием среди людей. М. Горький говорит о том, что каждый человек обязан платить за всё: “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью”. Ларра не желал платить такую цену: ” он отвечал, что он хочет сохранить себя целым”.

Наказание свыше

Жестокость Ларры, его безграничная гордость (имя Ларра означает “отверженный”) наказаны полным одиночеством. Спустя годы Ларра пришёл к людям сам, ища смерти, но они не стали убивать гордеца. Он, искренне желая смерти, пытался убить себя кинжалом, но не смог. Смерть отвернулась от Ларры, его существование стало невыносимой пыткой.

В нашей статье раскрывается подробная характеристика Ларры – главного героя легенды из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”.

Тест по произведению

Ларра образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Ларра - один из персонажей рассказа М. Горького "Старуха Изергиль ".

Старая цыганка рассказывает о нем предание. Ларра родился от союза земной женщины и орла, поэтому считал себя выше людей.

Племя наказало Ларру бессмертием, ставшим для него самой страшной казнью.

2. Значение имени . Ларра переводится с цыганского языка как "отверженный".

3. Внешний вид. В начале предания Ларра - двадцатилетний красивый и сильный юноша. Он ничем не отличается от соплеменников, лишь глаза его "холодны и горды".

Ко времени разговора рассказчика и Изергиль (через тысячу лет) Ларра превратился в бесплотную, темную и густую тень.

4. Сын орла . От отца Ларра унаследовал невероятную гордость и презрение к людям и их законам. Вернувшись с матерью в племя, он сразу же повел себя вызывающе: "отвечал, если хотел, или молчал".

В патриархальном обществе непререкаемым авторитетом пользовались старейшины. Они потребовали от Ларры повиновения, на что он ответил оскорблением и заявил, что никогда не подчиниться им. Старейшины разгневались и прогнали гордеца из племени.

Ларру это нисколько не смутило. Он тут же подошел к понравившейся ему дочери одного из старейшин и обнял ее. Когда девушка оттолкнула наглеца, он убил ее. Все люди в племени были поражены безжалостностью и бессмысленностью убийства. Ларра нисколько не раскаивался и не делал попыток убежать. Он просто стоял и с гордостью смотрел на окружающих.

Какое-то время люди были в шоке. Придя в себя, они схватили сына орла и стали думать, как его наказать. Трудно было придумать наказание за столь чудовищное преступление. Племя перебрало несколько вариантов казни, но не один их не удовлетворил. Тогда люди решили попытаться понять, почему Ларра без видимой причины убил девушку.

Ларра потребовал, чтобы его развязали. Только после этого он объяснил, что совершил убийство, так как девушка отказалась принадлежать ему. Ему сказали, что за право обладания чем-либо человек должен платить "умом и силой, иногда - жизнью". Ларра заявил, что "хочет сохранить себя целым".

Всему племени стало страшно, когда оно поняло сущность Ларры. Это был человек с орлиной душой. Он считал себя центром мира и ни к чему не испытывал привязанности. Ларра стремился лишь к удовлетворению собственных эгоистических желаний.

5. Страшная кара. Самый мудрый человек в племени придумал достойное наказание для гордеца. Он повелел людям освободить Ларру и предоставить ему право делать все, что пожелает. Грянувший гром подтвердил слова старейшины: вместе со свободой сын орла обретал бессмертие. Ларре показалось смешным такое решение. Он ушел и стал жить, как его отец.

Несколько десятков лет Ларра приходил в племя и похищал все, что хотел. Бессмертие сделало его неуязвимым для оружия. Сила и ловкость позволяли скрываться незамеченным. Наконец, Ларра устал жить. Он пришел в племя, надеясь, что его убьют за все преступления. Однако люди догадались, что сын орла тяготится бессмертием и хочет умереть. Они не стали его трогать и со смехом наблюдали за страданиями отверженного.

На глазах всего племени Ларра пытался совершить самоубийство, но ничего не добился. С этого времени он в одиночестве бродит по земле и ждет смерти. От истлевшего за тысячу лет тела осталась одна тень, обреченная на вечную муку.