Ламрим цонкапа. Переводы ламрима на русский язык

. Чже Цонкапа

Чже Цонкапа (1357–1419), основоположник наиболее влиятельной из школ тибетского буддизма, Гелуг. Два его фундаментальных труда, «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим Ченмо) и «Большое руководство к этапам пути Мантры» (Нагрим Ченмо) - охватывают всю систему буддийской практики махаяны - Сутры и Тантры (также именуемой Мантраяна или Ваджраяна).

  • Драгоценнная лестница . Минлинг Тэрчен Гюрмэд Дорджи

    Ламрим школы нингма. Представленный ниже ламрим школы нингма “Драгоценная лестница”, является кратким, но очень насыщенным текстом, предназначенным для начинающих, практиков низшего потенциала. Прекрасно выполненный издательством “Ясный свет” перевод делает его доступным для русского читателя.

  • Краткое изложение поэтапного пути к просветлению . Чже Цонкапа

    Текст чрезвычайно краток, информационно насыщен и удобен для медитации. Однако для более глубокого понимания этого учения мы отсылаем читателя к пятитомному изданию Ламрима.

  • Краткое объяснение сущности Ламрима . Ело Ринпоче

    В книге описана последовательность практик, позволяющих пройти путь духовного развития личности от низшего уровня до высшего - достижения Просветления (этапы Пути к Просветлению). Досточтимый Ело Ринпоче после семи лет интенсивной работы в России пришел к выводу о необходимости объяснения этапов Пути современным практикующим, поэтому он создал данный труд. При этом он адаптировал классическое изложение этапов к современному, претерпевшему значительные изменения за последнее столетие, миру. В книге можно найти ответы на многие вопросы, волнующие современных людей, в том числе имеется объяснение устройства мира и собственной жизни каждого из нас.

  • Ламрим Сершунма . Сонам Гьяцо (Далай-лама III)

    Сущность практики Ламрим Дже Цзонхавы

  • Ламрим.Большое руководство к этапам Пути Пробуждения (5 томов).Том 1. . Чже Цонкапа

    Ламрим (тиб. этапы пути) представляет собой общий обзор буддийского Пути к Просветлению и является основой для дальнейшего углубления в частные аспекты этого Пути, чему и посвящены остальные изучаемые в Институте тексты. Книги жанра Ламрим являются первым, что проходят по буддийской философии во всех монастырских университетах тибетского буддизма. Свои книги Ламрим есть в каждой из Четырёх Великих Школ тибетского буддизма, но все они не очень сильно отличаются по содержанию, так как имеют своим истоком традицию Кадампа, основанную Джово Атишей (982-1054), которая ныне уже не существует в Тибете как самостоятельная Школа. На русском языке пока частично издан только “Ламрим Ченмо” Школы Гелукпа, написанный Дже Цонгкхапой (1357-1419).Его мы и предлагаем вашему вниманию.

  • Ламрим.Большое руководство к этапам Пути Пробуждения.Том 2. . Чже Цонкапа
  • Ламрим Ченмо («Большое руководство к этапам Пути Пробуждения») - знаменитый труд основоположника наиболее влиятельной школы тибетского буддизма гелуг Чже Цонкапы . Представляет собой систематическое руководство, детально описывающее методы духовного развития вплоть до достижения полного Пробуждения в соответствии с учением Будды Шакьямуни . В нём Цонкапа излагает те идеи и представления, которые к началу XV века представлялись тибетцам наиболее важными для буддизма. Как и другие версии ламрима , Ламрим Ченмо представляет собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на пути к Пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Атишей .

    Ламрим Ченмо содержит примерно 1000 страниц и базируется на первоисточниках. Существует также сокращённый вариант текста Цонкапы по ламрим из 200 страниц и краткий вариант (ламрим-дудон ), который ежедневно декламируется последователями гелуг и состоит из 10 страниц.

    Переводы ламрима на русский язык

    • Большой ламрим:
    Лам-рим чэн-по (степени пути к блаженству). Сочинение Цзонхапы в монгольском и русском переводах. Том 1. Вып. 2. Русский перевод. Пер. Г. Цыбикова Владивосток, 1913. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. 5 тт. Пер. А. Кугявичюса., под ред. А. Терентьева. Стихотворные отрывки в пер. М. Кожевниковой. Спб., 1994-2001 2-е изд.: 2 тт. Спб., 2007 . 3-е изд.: 2 тт. СПб., 2010
    • Малый ламрим:
    Чже Цонкапа. Краткое изложение поэтапного пути к просветлению. Пер. Л. Трегубенко под рук. геше Церинг Дондруба. М., 2006 (недоступная ссылка) Чже Цонкапа. Краткое изложение смысла учения об Этапах Пути. Пер. А. Вязниковцева. // Религиозно-философский альманах «Дхарма». Вып. 1-2. Улан-Удэ, 1996. С. 8-18 Чже Цонкапа. Краткая сокращённая практика этапов пути Пробуждения. Перевод: Буддийский Университет «Даши Чойнхорлин». Верхняя Иволга, 2007 (недоступная ссылка)

    Ламрим
    Практические руководства к этапам Пути Пробуждения


    " Система медитации, известная под названием Ламрим, была основана в одиннадцатом веке великим тибетским святым Атишей и получила дальнейшее развитие в практике многих поколений тибетских подвижников. Она впервые была описана в замечательной работе Атиши под названием "Светоч на пути к Пробуждению ". В ней сконцентрирована суть всего буддийского учения о воспитании ума на различных стадиях медитативной практики. Выдающаяся работа великого буддийского подвижника Цонкапы "Ламрим Ченмо" ("Великое объяснение ступеней пути к просветлению") основывается на "Светочи на пути к Пробуждению " Атиши и посвящена его глубокому исследованию.
    Обаяние и красота учения Ламрим в соответствии с первоначальным замыслом его авторов должна заключаться в постепенном подходе к вопросам тренировки ума через медитативное созерцание, с учётом всей сложности человеческого сознания. Практикуя Ламрим, человек совершает необычайное духовное путешествие, постепенно рассеивая окутывающую его пелену невежества. Методы этой практики чрезвычайно просты и рациональны, но вместе с тем и необычайно глубоки. От тех, кто приступает к ней, не требуется никаких специальных знаний или предварительной подготовки. Доказательством же эффективности системы медитации Ламрим служат многочисленные примеры великих подвижников прошлого. Она начинается с простых упражнений, направленных на приобретение правильных взглядов и устремлений, и приводит практикующего к глубокому пониманию сути реальности и пустоты, скрытых за внешней стороной явлений. В результате такого постижения ставятся под вопрос сами основы большинства тех общепринятых представлений, которые являются корнем всех наших постоянно изменяющихся эмоций, и таким образом выявляется противоречие между тем, как вещи существуют на самом деле, и тем как они видятся нам. Когда такое видение достигает совершенства, выходя за рамки двойственности и концептуальности на его основе развивается вселенское сострадание бодхисаттвы ко всем живым существам: это и есть состояние полного просветления, при котором индивидуальность освобождается от любых ограничений и способна полностью реализовать свой человеческий потенциал.
    В практике Ламрим есть две линии преемственности, и обе они исходят от Будды Шакьямуни : линия глубокого понимания, переданная через Манджушри , и линия обширной практики, идущая через Майтрею . Эти две линии появились как результат объяснения двух основных тем, содержащихся в преподанных самим Буддой сутрах запредельной мудрости: учения о пустоте (внешняя тема) и об этапах пути ясного знания (сокровенное значение). Первое из этих учений распространял Манджушри , а второе – Майтрея .
    Атиша объединил обе линии в единое целое, из чего позже возникли три линии преемственности традиции Кадам. В Тибете Атиша написал работу под названием "Светоч на пути к Пробуждению ", которая стала основой для всех последующих трактовок, появившихся позже в Тибете.
    Для интенсивной медитации по практике Ламрим необходимо выполнять предварительный этап практики, не только подготавливая место для медитации, но и настраивая свой ум на восприимчивость. Лучше всего это выполнять в рамках того, что называется шестью подготовительными практиками.

    • Атиша (Дипанкара Шри Джняна).
      • Светоч на пути к Пробуждению (перевод А. Кугявичуса).
      • Светильник на пути к пробуждению (черновой перевод Майи Малыгиной. pdf 171 Kb.).
    • Чжэ Цонкапа .
      • Л амрим Ченмо – Большое руководства к этапам Пути Пробуждения (Этапы Пути к Пробуждению, где полностью показаны ступени практики для трёх родов личностей. Перевод А. Кугявичуса, 1994).
        • Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности ( Том 1. pdf 1,00 Mb.).
        • Этап духовного развития средней личности (Том 2. pdf 890 Kb.).
        • Этап духовного развития высшей личности (Том 3. pdf 950 Kb.).
        • Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) – сущность медитации (Том 4. pdf 799 Kb.).
        • Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Проникновение (випашьяна) и его сочетание с безмятежностью (Том 5. pdf 1,60 Mb.).
      • Ламрим Ченмо (пер . А. Кугявичуса, 2010. pdf 33,5 Mb.).
      • Средний Ламрим. Сокращённое руководство к этапам пути Пробуждения (pdf 13,5 Mb.).
      • Краткое изложение поэтапного пути к просветлению (pdf 222 Kb.).
      • Краткая сокращённая практика этапов пути пробуждения (pdf 373 Kb.).
    • Ело Ринпоче.
      • Краткое объяснение сущности Ламрима ( pdf 1,741 Mb.).
      • Комментарий к практике осуществления безмятежности ( pdf 1,02 Mb.).
    • Халха Джецун Дамба Богдо-Геген IX (pdf 1,11 Mb.).
      • Комментарий на текст ламы Цонкапы "Основа всех достоинств" (pdf 100 Kb.).
    • Геше Вангьял.
      • Лестница, украшенная драгоценностями (отрывок из книги. Перевод Н. Овшиева. pdf 160 Kb.).
    • Геше Джампа Тинлей .
      • Структура Ламрима (перевод Майи Малыгиной. pdf 155 Kb.).
    • Побонка Ринпоче.
      • Освобождение в наших руках: краткие наставления об этапах Пути к Просветлению ( перевёл с тиб . Клаудия Веллец, перевёл с нем . И. Урбанаев. pdf 2,91 Mb.).
    • Е.С. Далай-ламы XIV .
      • Путь блаженства: практическое руководство по этапам медитации (pdf 8,45 Mb. П ер . Сергея Хоса).
    • Таранатха.

    Дата новости: 30.12.2015

    Добра и Блага Всем!

    С наступающим Новым годом!!

    Хочу в качестве новогоднего подарка всем буддистам и тем, кто интересуется Буддизмом, предложить текст Чже Цонкапы (Ламы Цонкапы) " КРАТКИЙ ЛАМРИМ" (Также можно скачать в Сети в виде эл. книги в любом формате, ссыли не даю, найти легко, а этот текст скопировал со своего файла)

    На мой взгляд этот текст хорошо гармонирует с ежедневной (регулярной) буддийской практикой соответствующих традиций и..."Каждое содержащееся здесь изречение является практикой, например размышление о драгоценной человеческой жизни и непостоянстве."(Предисловие переводчика)

    САРВА МАНГАЛАМ!

    Чже Цонкапа

    Краткое изложение
    поэтапного пути к просветлению

    Перевод с тибетского: Л. Трегубенко
    (под руководством дост. геше Церинга Дондруба).
    Редактор: А. Нариньяни

    Несравненный Цонкапа
    Второй Будда
    Лосанг Драгпа

    КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
    ПОЭТАПНОГО ПУТИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

    Предисловие переводчика
    Публикуемый текст был впервые переведён с тибетского на европейские языки выдающимся венгерским переводчиком Шандором Чома де Кёрёши в середине XIX века.
    Это сочинение ламы Цонкапы представляет собой краткое изложение постепенного Пути для трёх уровней развития личности — практикующих начальных, средних и высших способностей. Текст чрезвычайно сжат и даёт лишь общие представления об этапах этого Пути. Для более глубокого изучения необходимо обратиться к большому пятитомному изданию Ламрима.
    Каждое содержащееся здесь изречение является практикой, например размышление о драгоценной человеческой жизни и непостоянстве.
    Перевод данного текста осуществлялся под непосредственным руководством дост. геше Церинга Дондруба, им же были объяснены наиболее трудные места в тибетском оригинале и даны наставления в практике.
    При работе над русским текстом использовались следующие издания: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения, т. I—V / Перевод А. Кугявичуса. — СПб., 1995; Третий Далай-лама Сонам Гьяцо. Очищенное золото / Перевод Я. Комаровского. — М., 2002.
    Выражаю огромную благодарность всем моим Учителям и духовным друзьям, оказавшим помощь в издании этой книги.
    Заслуги посвящаю благу всех живых существ.
    Людмила Трегубенко


    1. Склоняюсь ниц перед главою [рода] Шакьев1
    Чьё тело обретено совершенной полнотой благих деяний,
    Чья речь исполняет надежды бесчисленных существ,
    Чей ум ясно обозревает все без исключения познаваемые объекты, как они есть.

    2. Поклоняюсь лучшим сыновьям этого несравненного наставника:
    Непобедимому — Майтрейе2 и сладкозвучному — Манджугхоше3,
    Взявшим на себя весь груз деяний Победоносного,
    Игрой своих форм являющимся в бесчисленных мирах.

    3. Припадаю к стопам Нагарджуны3 и Асанги4 —
    Украшениям Джамбудвипы6, прославившимся в трёх мирах,
    Давшим истолкование крайне труднопостижимой Матери Будд — Праджняпарамиты —
    В соответствии с мыслью Учителя.

    4. Поклоняюсь возжёгшему Светильник — Атише7,
    Держателю сокровищницы совершенно безошибочных полных и сущностных святых наставлений,
    Линий преемственности Пути глубокого воззрения и Пути обширных деяний,
    Происходящих от Двух великих основателей [Нагарджуны и Асанги].

    5. Почтительно склоняюсь перед Духовными Наставниками, Движимыми милосердием, применяющими искусный метод, освещающими Путь,
    Духовным оком обозревающими все обширные учения Будды и открывающими счастливцам Высшие врата, ведущие к Освобождению.

    6. Из всех мудрецов Джамбудвипы — главное украшение короны,
    Сияющее среди существ, как победный стяг, — Нагарджуна и Асанга, [так как]
    От них происходит благородная линия передачи учения "Этапов пути к просветлению".
    Исполняя надежды всех без исключения существ девяти миров,
    Святые наставления эти подобны Царю Силы —
    Драгоценности, исполняющей желания.

    7. Поскольку святой текст [Ламрим] объединяет потоки тысяч превосходных писаний,
    Он [представляет собой] — океан великолепных объяснений.
    [Благодаря чему] все учения познаются как непротиворечивые,
    Множество изречений Будды — как практические наставления,
    Легко постичь мысль Победоносного
    И спасти [существ] из пропасти тяжкой недобродетели.

    8. Поэтому мудрецы Индии и Тибета — многочисленные счастливцы8 —
    Опираются на наивысшие наставления —
    Этапы пути для трёх видов личности.
    Средь тех, кто наделён аналитическим умом,
    Найдется ли не увлечённый [изучением] Ламрима?

    9. Утвердившись в понимании того, что даже одно-единственное изложение или слушание [объяснения] этого метода [Ламрима],
    В котором собраны все сущностные наставления Будды,
    Несёт непревзойдённое накопление благих заслуг проповедования и слушания Святой Дхармы, размышляй о заключённом в нём смысле.

    10. Затем, причиной собрания всех
    Благих условий в этой и грядущей жизни
    Является связь с добродетельным Духовным Наставником, указующим путь. Вверяйся же ему в мыслях и поступках надлежащим образом,
    Не отрекайся от него даже под страхом смерти,
    Радуй его подношениями исполнения его наставлений.
    Я, йогин [лама Цонкапа], так практиковал,
    И ты [ученик], стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    11. Это благоприятное рождение9 превыше драгоценности, исполняющей желания10.
    Его отыскав, обладаешь им только теперь.
    Труднодостижимое и легкоразрушаемое, оно подобно вспышке молнии на небе.
    Обдумав так, осознай, что все мирские дела
    Подобны шелухе, поднятой ветром.
    [Поэтому] денно и нощно извлекай из него суть.
    Я, йогин, так практиковал,

    12. Уверенности нет, что вновь родишься человеком,
    А не отправишься, покинув этот мир, в дурной удел.
    Три Драгоценности11 от этого страха защитят наверняка.
    Поэтому принятие Прибежища должно быть непоколебимо12,
    А выполнение обетов безупречным.
    Также, хорошо обдумав результаты благих и неблагих деяний,
    Практикуй должным образом
    Принятие [благих дел] и отказ [от дурных].
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    13. Для осуществления Высшего пути
    Нужна основа13, обладающая совершенными качествами14.
    До тех пор, пока не обретёшь её, вперёд не продвинешься.
    Поэтому усердствуй в создании совершенных причин15.
    Три двери16 осквернены загрязнениями моральных падений.
    Поскольку особенно важно очистить кармические скверны,
    Постоянно заботься об опоре на все четыре силы17 в практике очищения.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    14. Если не усердствовать в размышлениях
    Об Истине Страданий и изъянах сансары,
    То не зародится стремление к Освобождению18.
    Если не размышлять об Истине Источника,
    О процессе вхождения в самсару19,
    То не узнаешь способ отсечения её корня.
    Отречение от мирского существования основано
    На распознавании изъянов самсары и тех оков, что удерживают нас в ней.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    15. Зарождение устремлённости к Просветлению —
    Несущий столп пути Высшей Колесницы;
    Фундамент и опора великих деяний [бодхисаттвы];
    Нектар, превращающий в золото два накопления;
    Сокровищница, вобравшая в себя необозримые собрания заслуг.
    И все герои-бодхисаттвы, зная это,
    Всецело привержены драгоценной, наивысшей Устремлённости к Просветлению,
    Всегда храня её как драгоценность сердца.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    16. Даяние — драгоценность, исполняющая желания,
    Осуществляющая надежды существ;
    Острейший меч, рассекающий путы скупости;
    Деяния бодхисаттв, дарующие силу бесстрашия и решимости;
    Причина славы в десяти сторонах света.
    Зная это, мудрецы становятся на благородный путь
    Совершенного даяния тела, имущества и добродетели.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    17. Нравственность — воды, смывающие грязь недобродетельных поступков;
    Прохладный лунный свет, что остужает жар от лихорадки омрачений;
    Она возвышается среди девяти видов существ, подобно горе Меру;
    Силой безупречной добродетельности своей заставляя склониться всех живущих.
    Зная это, все благородные существа, в чистоте приняв, хранят [нравственные] обеты как зеницу ока.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    18. Смирение — лучшее украшение сильных,
    Превосходнейшая аскеза [противоядие] от омрачений сознания;
    Птица Гаруда — для враждебной змеи гнева;
    Крепкий панцирь — для меча грубых слов.
    Зная это, бодхисаттвы приучаются к облачению
    В доспехи наивысшего смирения всевозможными способами.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    19. Если ты облачен в доспехи непоколебимого, неустанного Усердия,
    То, подобно возрастающей луне,
    Возрастут благие качества текстуальных познании и духовных реализаций,
    Все деяния обретут глубокий смысл,
    И любые долгосрочные начинания20 осуществятся, как задумано.
    Зная это, все бодхисаттвы порождают великое усердие, устраняющее всякую леность21.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    20. Сосредоточение — Владыка, повелевающий умом.
    Сфокусированный [ум] подобен непоколебимой горе Меру.
    Направленный, он постигает любой благой объект.
    Сосредоточение ведёт к великому блаженству податливых и деятельных тела и ума.
    Зная это, могучие йогины побеждают врага — блуждание ума,
    Всегда пребывая в однонаправленном сосредоточении [дхьяны].
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    21. Мудрость — это око, зрящее таковость,
    Путь изничтожения корня самсары,
    Сокровищница благих качеств, превозносимая во всех учениях Будды,
    Наилучший из известных светильник, рассеивающий мрак неведения.
    Зная это, мудрецы, возжелавшие Освобождения,
    Творят сей путь с упорством непрестанно.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    22. Но одно лишь единонаправленное сосредоточение не способно отсечь корень самсары.
    Да и мудрость без умиротворённого пребывания омрачений не искоренит, сколько ни анализируй.
    Мудрость, совершенно исследующая природу реальности,
    Оседлав коня умиротворённого пребывания,
    Острым оружием логики Мадхъямаки, свободной от крайностей,
    Разрушает все опоры восприятия, цепляющегося за крайности.
    Подобным образом верно исследующий, открытый ум расширяет горизонты мудрости, постигающей таковость.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    23. Нужно ли говорить, что самадхи достигается благодаря однонаправленному фокусированию ума.
    Но необходимо и верное аналитическое исследование,
    И особо прочное, неколебимое пребывание ума на природе всего сущего [исследуемом объекте].
    [Вот что] порождает самадхи.
    Воистину достойны восхищения постигшие [это] мудрецы, усердствующие в слиянии воедино двух практик:
    Умиротворённого пребывания [шаматхи] и глубинного постижения [випашьяны].
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    24. Достойны восхваления деяния бодхисаттв, выводящие за пределы самсары,
    Использующие единение метода и мудрости,
    Посредством медитации на два вида пустоты:
    Пустоту, подобную пространству22, [в период] медитативного равновесия,
    И пустоту, подобную иллюзии23, [в период] последующего постижения.
    Понимая это, не довольствоваться односторонним путём — вот стезя счастливцев.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    25. [Поступая], как было объяснено ранее,
    Зародив Общий Путь, необходимый для обоих Высших Путей Великой Колесницы:
    Пути причины и Пути плода,
    [Ученики] вступают в Великий Океан Тантры,
    Полагаясь на покровительство [искусного] учителя — мудрого капитана,
    Опираясь на [его] полные устные наставления.
    Тем самым наполняя глубоким смыслом достигнутое ими [благоприятное] человеческое рождение.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    26. Молюсь, чтоб силою всех тех благих заслуг,
    Что я обрёл, изложив здесь доступными словами
    Сей совершенный, полный, радующий Просветлённых Путь,
    Стремясь приучить [к нему] свой собственный ум,
    А также принести пользу другим счастливцам,
    Живые существа вовек не разлучались бы с Благим Путём.
    Я, йогин, так практиковал,
    И ты, стремящийся к Освобождению, последуй моему примеру.

    27. Благопожелания:
    Пусть во всех рождениях
    Мы не разлучимся с Благородным учителем,
    Будем наслаждаться возвышенным Учением
    И, в совершенстве обретя все качества Земель и Путей,
    Без промедления достигнем состояния Ваджрадхары.

    Примечания
    1. Будда Шакьямуни.
    2. Будда Майтрейя — грядущий будда, находится в чистой земле Тушита.
    3. Манджугхоша — Манджушри, божество мудрости.
    4. Нагарджуна — индийский философ I—II вв. н.э. С него берёт начало линия преемственности духовной традиции Глубинных воззрений. Создатель философской школы Мадхьямака.
    5. Асанга — индийский философ IV—V вв. н.э. Положил начало линии преемственности духовной традиции Обширных деяний. Ученик Будды Майтрейи.
    6. Джамбудвипа — в буддийской космологии — один из четырёх островов-континентов, расположенных вокруг горы Сумеру, находящийся к югу от неё. Обитатели Джамбудвипы в прошлых жизнях совершали неблагие действия, поэтому живут не так радостно, как жители других континентов. "Украшения Джамбудвипы" — философы Нагарджуна, Асанга, Арьядева, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти.
    7. Джово Атиша (Дипамкара Шриджняна) (982—1054) — выдающийся буддийский йогин-философ, живший в Индии и позже учивший в Тибете. Родом из королевской семьи. Получил блестящее светское и духовное образование. Как отмечает автор текста Чже Цонкапа, "...биография Атиши восхищает умы учеников, потому что побуждает их к практике".
    8. Счастливцы — те люди, чья благая карма (или "счастливая судьба") позволила им встретиться с учением Будды.
    9. Имеется в виду человеческая жизнь, ставшая драгоценной вследствие обладания восемью свободами и десятью благими условиями. См. Ламрим, т. I, с. 130-145.
    10. На санскрите Чинтамани.
    11. Три Драгоценности — Учитель — Будда, Учение (Дхарма), Духовная община (Сангха).
    12. Принятие Прибежища. См. Ламрим, т. I.
    13. Человеческое тело.
    14. См. Ламрим, т. I, "Закон кармы", с. 317—319. "Хотя благодаря отказу от десяти неблагих деяний обретается хорошее положение, но если достичь совершенного положения для достижения Всеведения, то продвижение по Пути ни с чем не сравнимо".
    Восемь созревших достоинств:
    1) долголетие;
    2) прекрасная внешность;
    3) благородное происхождение;
    4) благосостояние;
    5) уважаемое слово;
    6) обширная внимательность;
    7) мужское рождение;
    8) сильная натура (способность к действию).
    15. Там же, с. 320-322.
    16. "Три двери" — тело, речь, ум. (Ламрим, т. I, с. 279).
    10 неблагих деяний:
    тела: 1) убийство; 2) воровство; 3) распутство.
    речи: 1) ложь; 2) злословие; 3) грубое слово; 4) пустословие.
    ума: 1) алчность; 2) гнев; 3) ложные воззрения.
    17. "Четыре силы" (Ламрим, т. I, с. 330).
    1) сила покаяния;
    2) сила опоры;
    3) сила благого деяния;
    4) сила отказа от повторного действия.
    18. Стремление к Освобождению, или Отречение для трёх видов личности трояко:
    — уровень малой личности заключается в отречении от привязанности к этой жизни;
    — уровень средней личности — в отречении от сансары как таковой;
    — уровень высшей личности — в порождении устремлённости к просветлению.
    19. См. Ламрим, т. II, с. 75—84 (о 12-звенной цепи).
    20. Имеется в виду достижение просветления.
    21. Три вида лени:
    1) откладывание на потом;
    2) увлечение мирскими занятиями;
    3) неверие в собственные силы, самоуничижение, малодушие.
    22. Т. е. Абсолютную истину.
    23. Т. е. Относительную истину.

    Ламрим Ченмо («Большое руководство к этапам Пути Пробуждения») - знаменитый труд основоположника наиболее влиятельной школы тибетского буддизма гелуг Чже Цонкапы . Представляет собой систематическое руководство, детально описывающее методы духовного развития вплоть до достижения полного Пробуждения в соответствии с учением Будды Шакьямуни . В нём Цонкапа излагает те идеи и представления, которые к началу XV века представлялись тибетцам наиболее важными для буддизма. Как и другие версии ламрима , Ламрим Ченмо представляет собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на пути к Пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Атишей .

    Ламрим Ченмо содержит примерно 1000 страниц и базируется на первоисточниках. Существует также сокращённый вариант текста Цонкапы по ламрим из 200 страниц и краткий вариант (ламрим-дудон ), который ежедневно декламируется последователями гелуг и состоит из 10 страниц.

    Переводы ламрима на русский язык

    • Большой ламрим:
    Лам-рим чэн-по (степени пути к блаженству). Сочинение Цзонхапы в монгольском и русском переводах. Том 1. Вып. 2. Русский перевод. Пер. Г. Цыбикова Владивосток, 1913. .
    • Малый ламрим:
    Чже Цонкапа. Краткое изложение смысла учения об Этапах Пути. Пер. А. Вязниковцева. // Религиозно-философский альманах «Дхарма». Вып. 1-2. Улан-Удэ, 1996. С. 8-18

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Ламрим Ченмо"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Ламрим Ченмо

    Радомира я узнала сразу, так как в нём оставалось слишком много от того чудесного, светлого юноши, виданного мною в первое посещения Мэтэоры. Он лишь сильно возмужал, стал суровее и взрослее. Его синие, пронизывающие глаза теперь смотрели на мир внимательно и жёстко, как бы говоря: «Если не веришь мне – послушай меня ещё раз, ну а если и тогда не поверишь – уходи. Жизнь слишком ценна, чтобы отдавать её не стоящим».
    Он уже не был тем «любвеобильным», наивным мальчиком, которому казалось, что он в силах изменить любого человека... что в силах изменить весь мир... Теперь Радомир был Воином. Об этом говорил весь его облик – внутренняя собранность, аскетически тонкое, но очень сильное тело, упорная складка в уголках ярких, сжатых губ, пронизывающий взгляд его синих, вспыхивающих стальным оттенком, глаз... Да и вся бушующая в нём, невероятная сила, заставлявшая друзей уважать его (а врагов считаться с ним!) явно показывала в нём настоящего Воина, и уж ни в коем случае не беспомощного и мягкосердечного Бога, коим так упорно пыталась показать его ненавидимая им христианская церковь. И ещё... У него была изумительная улыбка, которая, видимо, стала всё реже и реже появляться на усталом, измождённом тяжкими думами лице. Но когда она появлялась – весь окружающий мир становился добрее, согреваемый его чудесным, безграничным теплом. Это тепло заполняло счастьем все одинокие, обделённые души!.. И именно в нём раскрывалась настоящая суть Радомира! В нём открывалась его истинная, любящая Душа.
    Радан же (а это явно был он) выглядел чуть моложе и веселее (хотя был на один год старше Радомира). Он глядел на мир радостно и бесстрашно, будто никакая беда просто не могла, не имела права его коснуться. Будто любое горе должно было обойти его стороной... Он, несомненно, всегда являлся душой любого собрания, освещая его своим радостным, светлым присутствием, где бы ни находился. Юноша будто искрился каким-то радостным внутренним светом, который обезоруживал молодых и старых, заставляя безоговорочно любить его и оберегать, как ценнейшее сокровище, приходящее порадовать Землю раз в тысячи лет. Он был улыбчивым и ярким, как летнее солнышко, с лицом, овитым мягкими золотыми кудрями, и хотелось смотреть на него, любоваться им, забывая о жестокости и злобе окружавшего мира...
    Третий «участник» маленького собрания сильно отличался от обоих братьев... Во-первых, он был намного старше и мудрее. Казалось, он носил на своих плечах всю неподъёмную тяжесть Земли, как-то ухитряясь с этим жить и не ломаться, в то же время, сохраняя в своей широкой душе добро и любовь к окружающим его людям. Рядом с ним взрослые казались несмышлёными детьми, пришедшими к мудрому Отцу за советом...