Лабораторный практикум по биологии. Постановка культур простейших

8 класс

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Цель: научить определять на готовых микропрепаратах различные виды тканей.

Оборудование: микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.

Ход работы:

1.Рассмотрите на препарате участки эпителиальной ткани. Зарисовать эпителиальную клетку.

2. Определить вид соединительной ткани (кость, хрящ, рыхлая соединительная ткань). Зарисовать клетку.

3. Определить вид мышечной ткани (гладкая, поперечно-полосатая). Зарисовать клетку.

4. Рассмотрите нейрон на препарате «Строение нервной ткани». Зарисовать нейрон и подписать все части.

5. Выяснить, к соединительной или эпителиальной относится данная для просмотра ткань.

6. Заполните таблицу:

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая функция

Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Цель: Научить распознавать на таблицах, рисунках, моделях - органов и систем органов человека.

Оборудование: таблицы, рисунки, муляжи.

Ход работы:

    Рассмотрите на таблицах пищеварительную систему, органы пищеварительной системы.

    Рассмотрите на таблицах кровеносную систему, органы кровеносной системы. На муляжах и таблицах рассмотрите сердце и его отделы.

    Рассмотрите на таблицах, моделях - опорно-двигательную систему, отделы скелета.

    Рассмотрите на таблицах дыхательную систему, органы дыхательной системы.

    Рассмотрите на таблицах нервную систему: нервы, спинной и головной мозг.

    Заполните таблицу:

Название системы органов

Основные органы

Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».

Цель: познакомиться с отделами головного мозга, их функциями.

Оборудование: муляжи головного мозга.

Ход работы:

1. Найдите на муляжах отделы головного мозга: передний, средний, промежуточный, продолговатый, мозжечок, большие полушария.

2. Продолговатый мозг.

Черенком ложки прикоснёмся к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

Испытуемый делает 2-3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.

Какие функции продолговатого мозга были выявлены в ходе эксперимента?

Какие ещё функции этого отдела головного мозга вам знакомы?

3. Средний мозг.

Учащимся предлагаются задания(например прочитать небольшой) , как только все испытуемые приступили к чтению, педагог неожиданно и довольно громко стучит по столу карандашом. В это время большинство учащихся прекратят чтение и непроизвольно повернут голову в сторону звука(ориентировочный рефлекс).

Испытуемый смотрит на зажжённую лампу. Видит один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло потому что была нарушена правильная установка, контролируемая средним мозгом.

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперёд правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данного эксперимента?

4. Промежуточный мозг.

Учитель предлагает учащимся заниматься своим делом, а сам даёт громкую команду «замри!». Испытуемые замирают в разных позах(рефлекс промежуточного мозга).

5. Заполните таблицу:

Название отдела головного мозга

Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка»

Цель: выработать условный вегетативный зрачковый рефлекс у человека на звонок; познакомиться с процессом торможения.

Оборудование: будильник, тёмный плотный лист бумаги (лучше для этого взять новогоднюю маску с заклеенными отверстиями для глаз).

Работа проводится при хорошем освещении.

Ход работы.

Экспериментатор заводит будильник, который должен звенеть примерно 10-12с. В этот момент он наблюдает за состоянием зрачка у испытуемого. Если расширения зрачка на сигнал не произошло. Можно переходить к выработке условного рефлекса.

Экспериментатор вновь включает звонок. В это время испытуемый плотно закрывает глаза тёмной маской. При прекращении сигнала он открывает глаза. В этот момент экспериментатор наблюдает за размерами зрачков у испытуемого (они должны расшириться). Эксперимент проводится 10 раз в сочетании с затемнением (повторы необходимо делать без перерывов). На 11 раз экспериментатор включает звонок, но испытуемый не надевает тёмную маску, а экспериментатор наблюдает условно-рефлекторное расширение зрачка.

Заполните таблицу «Результаты выработки зрачкового рефлекса»

Порядковый номер раздражителя

Условный раздражитель (звонок)

Безусловный раздражитель (свет)

Безусловная реакция

Условная реакция

Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Цель: изучить особенности внешнего строения костей человека.

Оборудование: макеты костей человека

Ход работы:

Задание 1. Составьте описание выданной кости. При составлении описания необходимо указать:

    Название кости

    Принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, смешанные, плоские, воздухоносные)

    Принадлежность к одному из отделов скелета

    Перечислите кости с которыми она сочленяется

    Строение кости.

Например:

  1. Плоская кость

    Пояс верхней конечности

    Соединена с ключицей и головкой плечевой кости

    Это плоская в виде треугольника кость

Лабораторная работа №6 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

Цель : выявить зависимость наступления утомления от вида выполняемой работы.

Оборудование : гантель весом 5 кг или портфель с учебниками, часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1. Статическая работа мышц.

Испытуемый берёт в одну руку гантель или портфель, встаёт лицом к классу, чтобы его спина не касалась стены. Он отводит руку с грузом горизонтально в сторону вдоль доски. Меловой чертой отмечается уровень, на котором находится рука с грузом. По секундомеру отмечается время опускания руки из-за утомления.

2. Динамическая работа мышц.

Испытуемый поднимает и опускает груз на высоту сделанной ранее меловой черты. Опыт проводится на 30 секунд дольше предыдущего.

Лабораторная работа №7 «Измерение массы и роста своего организма »

Цель : научиться производить измерения своего роста и веса, познакомиться с местоположением отдельных костей и мышц.

Оборудование: весы, сантиметровая лента.

Ход работы:

Задание 1. Проведите следующие измерения:

    Используя весы, измерьте свой вес.

    Измерьте ваш рост.

    Данные запишите в тетрадь

Рост_____________

Вес______________

    Рассчитайте по формуле Брока свой идеальный вес. Сравните с вашим реальным весом. Сделайте соответствующий вывод.

    Идеальный вес по формуле Брока рассчитывается следующим образом:

Рост (в см) минус 110

Ваш результат________

Отличия реального веса от идеального на 10% и менее считаются нормой.

Отличия от 10% до 20% считаются выше нормы.

Отличия на 20% и более – существенные отличия от нормы.

Запишите вывод в тетрадь.

Задание 2.

    Рассмотрите рисунок на стр. 101 «Скелет человека» и рисунок на стр.120 «Мышцы туловища и конечностей». Найдите кости верхней конечности и мышцы, которые к обеспечивают движение в плечевом суставе.

Закончите предложение. «Самая мощная мышца плечевого сустава - ………….., она прикрепляется с одной стороны к ……… и к ……… ,а другой стороной к плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука ……….».

    Согните руку в локте и нащупайте двуглавую мышцу на внутренней стороне плеча. Затем разогните руку и найдите трехглавую мышцу.

Запишите вывод: «Двуглавая мышца прикрепляется одним концом к ………., а другим к ………….. Двуглавая мышца сгибает руку в …………суставе. Трехглавая мышца расположена на ………. стороне плеча. От ее верхнего конца отходит три сухожилия: одно прикрепляется к ………… , а два других к ………. кости. При сокращении этой мышцы рука ……………».

    Сделайте ряд разнообразных движений пальцами кисти.

Вывод: « Движение пальцев человека происходят благодаря сокращению и расслаблению многих мышц, расположенных на ………….., ………… и пясти».

    Обратите внимание на строение костей нижних конечностей. Найдите их и прикрепленные к ним мышцы на рисунках. Запишите вывод.

«Портняжная мышца имеет форму узкой длинной ленты, пересекающей по диагонали переднюю поверхность бедра. Она начинается от ………..и прикрепляется к …………… При сокращении портняжной сгибаются ………. и …………

    На передней стороне бедра найдите четырехглавую мышцу бедра. «Четырехглавая мышца бедра начинается от ………… и крепится одним общим сухожилием к большой ………… кости. Мышца является разгибателем ………… и участвует в сгибании ………»

    На задней стороне голени найдите икроножную мышцу. «Икроножная мышца одним концом крепится к ………. кости, а другим к …………… Икроножная мышца сгибает ………… и поднимает ……….. от земли».

Лабораторная работа №8 «Изучение микроскопического строения крови».

Цель: выяснить особенности строения крови человека и лягушки.

Оборудование: готовые микропрепараты.

Ход работы:

    Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки.

    Почему эритроциты крови человека в средней части слегка просвечиваются?

    Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита из каждого препарата и 1 лейкоцит человека.

Найдите черты сходства эритроцитов.

    Сравните эритроциты и лейкоциты крови человека. В чём их различие?

    Чья кровь человека или лягушки перенесёт в единицу времени больше кислорода и почему?

Лабораторная работа №9 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке, измерение кровяного давления»

Цель: отработать методику измерения артериального давления, выработать навык подсчета пульса в разных условиях.

Оборудование: тонометр ифонендоскоп(для прослушивания тонов), секундомер.

Ход работы

Задание1. Измерение артериального давления.

1. Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого(предварительно обнажив левую руку).

2. В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развёрнута и под её локоть подставляется ладонь правой руки.

3. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150-170 мм рт.ст.

4. Экспериментатор медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала на шкале прибора появляется величина систолического давления(так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии)

5. Экспериментатор записывает величину давления.

6. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления.

7.Экспериментатор записывает величину диастолического давления. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

8. Сравните данные полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

9. Рассчитайте значения пульсового(ПД), среднего артериального(АДср) и собственного артериального давлений(АДсист и АДдиаст). Известно. Что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм. Ст.

Артериальное(АД):АДсист.=1,7 возраст+83

АДдиаст.=1,6возраст+42

Пульсовое(ПД): ПД=АДсист.- АДдиаст.

Среднее артериальное(АДср):

АДср. = (АДсист.-АДдиаст)\3+АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчётные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся.

Возраст, лет

Мальчики

Ответьте на вопросы: какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Задание 2. Подсчет пульса.

1.Ознакомление учащихся с пальпаторным методом.

Определение пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчёте пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца. В состоянии покоя пульс можно считать в течении 10-15-30- и 60 секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10- секундными интервалами.

2. Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях:

После 10 приседаний.

3. Заполните таблицу:

Физическое состояние

Частота пульса в разных физических состояниях

В положении сидя

после 10 приседаний

4. Оценка результатов.

Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме составляет 60-90 ударов в минуту. В положении лёжа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130-150 ударов в минуту - характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150-170 ударов в минуту характеризует нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170-200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

5. Сделайте выводы о частоте пульса и сердечных сокращениях.

Лабораторная работа №10 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Цель работы : научиться практически, оказывать первую помощь при кровотечениях

Оборудование: Перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имитатор антисептика мази), вата, ножницы.

Ход работы :

Капиллярное кровотечение.

    Обработайте края условной раны йодом

    Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.

Артериальное кровотечение

1. Найти на себе типичные места для прижатия артерий к костям с целью остановки кровотечения.

2. Определите место наложения жгута при условном ранении.

3. Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация.

Внимание! Жгут сразу же ослабьте!

4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.

Запомните правила наложения жгута: жгут накладывают на 1. – 2 часа в тёплое время года и на 1 час в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.

Венозное кровотечение.

    Определите условное место повреждения (на конечности).

Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.

    При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.

    При повреждении крупного венозного сосуда наложите жгут.

Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу.

По ходу выполнения работы заполните таблицу:

Вид кровотечения

Признаки кровотечения

Первая помощь

Капиллярное кровотечение

Артериальное кровотечение

Венозное кровотечение

Лабораторная работа № 11 «Определение частоты дыхания»

Цель: Определение частоты дыхания в различных физических состояниях,установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер.

Ход работы:

    Подсчитайте число дыхательных движений в положении сидя.

    Подсчитайте число дыхательных движений в положении стоя.

    Подсчитайте число дыхательных движений после 10 приседаний.

    Полученные результаты внесите в таблицу:

Физическое состояние

Число дыхательных движений

В положении - сидя

После 10 приседаний

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется (1 этап)

    Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе (2 этап)

    Отдохните ровно минуту и повторите п.5 (3 этап)

Результаты внесите в таблицу

Этапы работы

Состояние здоровья

1-й этап работы

2-й этап работы

3-й этап работы

Здоров, тренирован

Более 50% 1-го этапа

Более 1005 1-этапа

Здоров, нетренирован

30-50% 1-го этапа

70-100% 1-го этапа

Скрытая недостаточность кровообращения

Менее 30 % 1-го этапа

Менее 70% 1-го этапа

Лабораторная работа №12 «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал»

Цель: Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал, а в желудочном соке ферменты, способные расщеплять белки.

Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки, белок куриного яйца, желудочный сок или раствор пепсина.

Ход работы.

    Смочите ватную палочку слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

    Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин, а затем опустите в раствор йода.

    Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.

Форма отчётности.

Запишите в тетрадь результаты работы:

Цель опыта, ход работы, результат работы, вывод из опыта.

Белки расщепляются под влиянием содержащегося в желудочном соке фермента пепсина. Однако пепсин действует при определённой температуре и в кислой среде. Для приготовления раствора яичного белка следует отделить белки сырых куриных яиц от желтков. К белкам добавить воды в соотношении 1: 1 и тщательно перемешать полученный раствор. Чтобы белок лучше растворился, необходимо прибавить в смесь половину чайной ложки поваренной соли. Затем полученный раствор следует профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить. Образовавшиеся белые хлопья белка после охлаждения пригодны для исследования ферментативного действия желудочного сока.

Ход работы

    Пронумеруйте пробирки (№ 1-4). В каждую из них налейте по 1мл. желудочного сока (раствора пепсина)

    Пробирку № 2 с желудочным соком нагрейте до кипения и охладите.

    В пробирку № 3 добавьте 0,5%-ный раствор едкой щелочи натрия (3-5 капель). Во все пробирки добавьте небольшое количество приготовленного белка.

Пробирки несколько раз встряхните и поместите: № 1-3- на водяную баню (37 градусов С); № 4 – в стакан со льдом. Через каждые 8-10 мин содержимое пробирок взбалтывайте.

4. Через 30 минут отметьте, какие изменения произошли с белком.

Форма отчётности

5. Опишите проделанные опыты в тетради. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Действие желудочного сока на белки

Номер пробирки

Содержимое пробирки

Температура

Результаты

Белок + 1 мл желудочного сока

Содержимое стало прозрачным

6. Сделайте выводы о влиянии желудочного сока на белок.

Лабораторная работа №13 «Определение норм рационального питания»

Цель: познакомить учащихся с энергетическим балансом организма, научить вычислять минимальные суточные затраты, близкие к основному обмену.

Ход работы

    Определите расчётную величину своего основного обмена.

В состоянии покоя на каждый 1 кг массы юноши тратят 150 кДж, девушки - 130 кДж в сутки. Умножив эту величину на массу тела, каждый из учащихся определяет расчётную величину своего основного обмена.

Для взрослого человека основной обмен ниже, в среднем он составляет 96,6 кДж на 1кг массы.

При работе интенсивность энергетических затрат существенно возрастает:

При работе на уроке на 20-50%;

На лабораторных занятиях – на 75- 125%;

При ходьбе – на 150-175%;

При беге, подъёме по лестнице – на 300-400% от основного объёма.

2. Рассчитайте дополнительные энергетические затраты на выполнение работы и заполните таблицу.

Определение дополнительных энергетических затрат

Виды деятельности

юноши

Дополнительные энергетические затраты(кДж за 1 час на кг массы тела)

девушки

Масса тела (кг)

Время (часы)

Сумма дополнительных энергозатрат (кДж)

Уроки и подготовка к ним

Игра, работа в школьных мастерских

Бег, спортивные состязания, тяжёлая физическая работа

    Определение общей суммы суточных энергетических затрат.(Величина основного обмена + дополнительные энергетические затраты).

    Составление пищевого рациона.

Решение задачи: рассчитайте суточный пищевой рацион для подростка, масса которого 50 кг и который затратил в сутки 12000 кДж.

При составлении рациона следует исходить из таких данных:

На каждый 1 кг массы подростку в сутки требуется 2г белка 2 г жира.

Недостающий запас энергии восполняется за счёт углеводов.

Энергетическая ценность 1 г белка равна 17 кДж, 1г жира – 39 кДж, 1 г углеводов – 17 кДж.

Ход решения:

Суточная потребность в белке равняется 2г х 50 = 100 г, что составляет 100 х 17 кДж = 1700 кДж

За счёт жиров организм может получить 100 х 39 кДж = 3900 кДж;

Таким образом, жиры и белки вместе компенсируют 5600кДж энергетических затрат. За счёт углеводов следует пополнить остальную часть затрат: 12000 кДж-5600 кДж = 6400 кДж., т.е. в пищевой рацион, учитывая, что 1 г углеводов даёт 17 кДж, следует ввести 6400:17 = 377г углеводов.

Исходя из того, что калорийность завтрака должна равняться 25% суточного рациона, обеда – 505, полдника – 15%, ужина – 105, составляют расход пищевых веществ на сутки (см. таблицу):

Состав белков, жиров и углеводов в суточном пищевом рационе

Пищевые вещества

Углеводы(г)

    Составление примерного меню - домашнее задание.

При составлении меню необходимо пользоваться таблицей «Химический состав и калорийность пищевых продуктов».

Примерное меню завтрака

Продукты

Углеводы(г)

Калорийность(кДж)

Картофельное пюре(150г)

Печень говяжья(75г)

Хлеб чёрный (100г)

Конфеты «Мишка» (30г)

Чай без сахара

Лабораторная работа №14 «Анализ и оценка окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»

Цель: изучить влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

Ход работы

Задание 1. На основе имеющихся знаний по биологии и географии составить схему факторов окружающей среды.

Благоприятные неблагоприятные:

Задание 2. Оценить их влияние на здоровье человека.

    Обобщить факторы риска, используя знания по изученным темам.

Задание 3. Сделайте вывод, что необходимо для укрепления здоровья.

Задание 4. Составьте план по вопросу «Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни».

9 класс

Лабораторная работа №1

«Выявление приспособленности у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Цель: сформировать умение определять среду обитания организмов и выявлять черты приспособленности.

Оборудование: комнатные растения или гербарные экземпляры растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов, карточки с изображением животных, обитающих в разных средах обитания.

Ход работы.

    Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите его среду обитания.

    Пользуясь учебником, дополнительной литературой, определите особенности строения растения, черты приспособленности к среде обитания.

    Рассмотрите предложенные вам карточки с изображением животных, определите его среду обитания.

    Пользуясь учебником, дополнительной литературой, определите особенности строения животного, черты приспособленности к среде обитания.

Заполните таблицу.

Определяемые признаки

Животные

Растение

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

Относительный характер приспособленности

Задание. Объясните механизм возникновения одного из выявленных приспособлений у исследуемых организмов.

Сделайте вывод – от чего зависит появление у живых организмов различных приспособлений?

Лабораторная работа №2

«Выявление изменчивости у организмов, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

Цель: изучение изменчивости, закрепить знания о морфологическом критерии вида, научиться описывать морфологические характеристики растений, изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы.

Оборудование: гербарные образцы растений одного вида, произрастающих в различных условиях, комнатные растения или гербарии растений разных видов, гербарные образцы различных сортов пшеницы.

Ход работы:

    Рассмотрите растения одного вида, произрастающих во влажных и засушливых условиях; на лугу и в горах. Сделайте вывод.

    Рассмотрите растения двух видов, запишите их характеристики в таблицу.

Исследуемые характеристики

Растение № 1(название вида растения)

Растение № 2(название вида растения)

Простые, сложные

Жилкование

Листорасположение

Травянистый, одревесневший

Прямостоячий, вьющийся и т.д.

    Цветок (формула

4. Соцветие (тип)

5. Корневая система

    Сравните изученные растения, перечислите сходства и различия.

    Сделайте вывод о причинах сходства и различий.

    Рассмотрите внимательно гербарные образцы пшеницы. Заполните таблицу

Название сорта

Характерные особенности строения

Использование человеком

Причина появления признака

Движущие силы появления признака

Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае?

Лабораторная работа №3 «Изучение клеток бактерий»

Цель: Изучить особенности строения бактериальной клетки.

Оборудование: Микроскопы, готовые микропрепараты бактериальных клеток.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Изучение особенности внешнего строения бактериальных клеток. Сделайте подписи к рисункам.

3. Изучите особенности внутреннего строения бактериальной клетки.

4. Зарисуйте внутреннее строение бактериальной клетки, сделайте соответствующие подписи.

Вывод: Опишите отличительные особенности бактериальных клеток.

Лабораторная работа №4

«Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и сравнивать строение клеток разных царств.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты животной, грибной и бактериальной клеток, предметные и покровные стёкла, репчатый лук, стаканчики с водой, йод.

Ход работы.

    Приготовьте микропрепарат растительных клеток:

- Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..

Нанесите 1-2 капли воды на стекло.

Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.

Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

Накройте кожицу покровным стеклом.

Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

    Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.

    Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.

    Рассмотрите готовый микропрепарат бактериальной клетки.

    Рассмотрите готовый микропрепарат грибной клетки.

    Найдите черты сходства и отличия в строении клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

Особенности строения

Черты сходства

Черты отличия

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

    Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа №5

«Решение генетических задач. Составление родословных»

Цель: закрепить умения решать генетические задачи разной степени сложности и получить навыки по составлению родословных.

Оборудование: карточки с задачами.

Ход работы:

    Решите задачу на моногибридное, дигибридное скрещивание, на наследование признаков сцепленных с полом.

    Используя обозначения составьте свою родословную.

Лабораторная работа №6

«Выявление изменчивости у организмов. Построение вариационной кривой»

Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов, сформировать знания о статистическом характере закономерностей модификационной изменчивости, выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование : семена фасоли или тыквы (листья клена) 100 штук, карандаш, линейка.

Ход работы:

    Измерьте при помощи линейки длину семян фасоли и запишите данные в тетрадь.

    Подсчитайте количество семян одинаковой длины. Заполните таблицу:

Длина семян

Количество семян

    Определите, какая длина встречается наиболее часто _________, а какая наиболее редко ________.

    На основании данных постройте график, показывающий частоту встречаемости семян разной длины.

Количество семян

Длина семян

    Сделайте вывод об обнаруженных вами закономерностях.

Лабораторная работа №7 «Опыты по изучению состава почвы»

Цель: Изучить механический состав почвы, определить влажность почвы, изучить растения – индикаторы.

Оборудование: образцы почв, фарфоровые чашки, вода

Ход работы:

Определение влажности почвы

Характеристика комочков почвы

Влажность почвы

Из почвы сочатся капли воды

Сырая почва

Вода не сочиться, но почва сырая

Влажная почва

Почва рассыпается на комочки, но влажная

Свежая почва

Почва рассыпается

Сухая почва


Растения – индикаторы почв

Лабораторная работа №8

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель: Познакомиться со сложными пищевыми взаимодействия между организмами, сформировать представления о пищевых цепях и сетях в природных биогеоценозах, о трофических и сопутствующих им энергетических связях.

Оборудование: инструктивные карточки, описания природных экосистем.

Ход работы.

    Пользуясь перечнем видов биогеоценоза дубравы, распределите их по трофическим уровням с внесением организмов в соответствующую графу таблицы.

Продуценты

Консументы 1 порядка

Консументы 2 порядка

Редуценты

Дуб, клён, рябина, белка, травяная лягушка, бактерии гниения, зерноядные птицы(зяблик, снегири), лещина, волк, насекомоядные птицы(кукушка, пеночки), гадюка, дождевые черви, гусеница, бабочки, короеды, ястребы, копытные(лось, кабан, олень), ветреница, плесневые грибы, неорганические вещества.

    Составьте 2-3 цепи питания.

    В чём отличие цепи питания от сети питания?

    Какое практическое значение имеет определение сетей питания в биогеоценозах, широко используемое экологами?

    Объясните, почему в Китае в середине 20 века после уничтожения воробьёв снизился урожай зерновых культур, ведь воробьи – зерноядные птицы.

Лабораторная работа №9

« Изучение и описание экосистемы своей местнос ти, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме

(на примере дубравы)»

Цель работы:

1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз;

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

Ход работы.

1. Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав растений.

2. Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

3. Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

4. Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

микориза

хищничество

конкуренция

5.Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

    Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей, отметьте цепи питания).

    Объясните значение леса в природе и жизни человека.

    Вывод. Что такое дубрава?

Лабораторная работа №10

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

Цели:

    сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

    сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

Оборудование: карта экологические проблемы России, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

Ход работы:

Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати).

1. Определите формы влияния человека на живую природу.

2. Приведите примеры этих влияний.

3. Данные занесите в таблицу.

Влияние человека на живую природу.

Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

Предложите пути решения этих проблем.


Кемеровская область

г. Мариинск

МОУ средняя школа № 7

Лабораторный практикум по биологии

Составитель: Дмитриева Н.В.

Учитель биологии

2002г.

Объяснительная записка

Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям.

Не возможно воспитать такого человека, не развив у него устойчивого интереса к будущей профессии, не сформировав у него необходимых навыков, для приобретения будущей профессии в высших учебных заведениях. Все эти задачи выполнить возможно только через формирование умения самостоятельно приобретать необходимые знания в урочное и неурочное время.

Информация, полученная учащимися, не должна быть навязана со стороны педагога, как показывает многолетние наблюдения и исследования по этому вопросу, такая информация не хранится длительное время в памяти ученика. Ученики ее как правило очень быстро забывают. Зато абсолютно противоположная картина вырисовывается, если ученик приобретает знания самостоятельно. В силу тех или иных обстоятельств, дети как правило, изучают только тот источник информации,который им интересен. Они в основном не ошибаются в выборе. Учитывая этот фактор, многие педагоги отводят на своих уроках немного время для того чтобы дать консультации по интересующим вопросам, по тому где взять книгу с интересующим вопросам, а также предоставляют время на уроке для самостоятельного изучения некоторых тем, по дополнительным источникам литературы. Таким образом ясно становится видно, что самостоятельная работа детям всегда более интересна, чем работа под руководством учителя. Когда ребенок работает самостоятельно, он не только приобретает какие – то навыки, но и развивает свои творческие способности в исследовательской области.

На уроках биологии учащимся можно предложить самостоятельно выполнять лабораторные работы. Это не только поможет детям закрепить ранее полученные знания, но и поможет сформировать навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем при обучении на факультетах естественного цикла высших учебных заведений.

Чтобы стало возможно таким образом организовывать работу на уроке, вашему вниманию предлагается лабораторный практикум по биологии.

Цель создания практикума - это развитие устойчивого интереса учащихся к предмету с первого дня его изучения, а также формирование умения выполнять самостоятельно любую лабораторную работу по биологии.

Поставленная цель предусматривает решение ряда задач:


  • сформировать умение учащихся действовать самостоятельно по предложенным инструкциям, умение выполнять биологические рисунки, правильно оформлять ими работу;

  • сформировать умение правильно определять цель перед выполнением работы (т.к. весь план работы у них перед глазами), а затем делать соответствующие выводы анализирую собственную деятельность;

  • сформировать умение самостоятельно пользоваться любым лабораторным оборудованием.

  • Развивать познавательный интерес к выполняемой работе, желание самостоятельно проводить исследования по заинтересовавшим их вопросам;

  • Сформировать умение планировать свою исследовательскую работу.
В лабораторный практикум включены разнообразные работы по всем основным темам изучаемого курса. Работы подобраны с учетом предложенного материала в авторской программе Н.И. Сонина. Практикум может быть использован как дополнение к учебному комплексу, разработанному авторским коллективом: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов и др. может быть использован и при работе с другими учебниками по биологии.

Разнообразие предложенных работ позволяет проводить их как на уроках, так и во внеурочное время. Это не только повысит интерес к предмету, но и будет способствовать всестороннему развитию школьника, поможет убедиться им в истинности изученных знаний и практических следствий.

В практикуме представлены работы разного уровня сложности. Уровень сложности работы определяется несколькими показателями:


  • наличия специального оборудования для проведения работы;

  • сложностью оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;

  • сложностью математического аппарата (расчеты, построение графиков, выводы)
Некоторые работы составлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Дети могут по желанию выбрать вариант работы.

Используя данный практикум на уроке, учитель выступает в роли консультанта по отдельным, возникшим в ходе работы, вопросам. Такая форма работы ученикам нравится больше, чем выполнять четкие инструкции учителя, ведь проводя свой эксперимент ребенок не может заранее предугадать полученный результат.

Глава 1 Биологические методы 8


    1. Рисунки в биологии 8

    2. Использование ручной лупы 8

    3. Использование микроскопа 8

    4. Микроскопические методы 9

      1. подготовка материала для работы с микроскопом 9

      2. Постоянные микропрепараты 9

      3. Временные микропрепараты 10

    5. Постановка культур простейших 10
Глава 2 Живой организм 12

Лабораторная работа №1 12

« Химический состав семени»

Лабораторная работа №2 12

« Изучение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Лабораторная работа№3 12

« Строение растительной клетки»

Лабораторная работа №4 14

« Строение животной клетки»

Лабораторная работа №5 14

« Ткани растительных организмов»

Лабораторная работа №6 14

« Строение животной ткани»

Лабораторная работа №7 15

« Строение корневой системы»

Лабораторная работа № 8 16

« Строение почек. Расположение их на побеге»

Лабораторная работа № 9 16

« Простые и сложные листья»

Лабораторная работа № 10 16

« Строение цветка»

Лабораторная работа №11 17

« Сухие и сочные плоды»

Лабораторная работа № 12 17

« Строение семян»

Лабораторная работа № 13 18

« Строение клеток крови лягушки и человека»

Лабораторная работа № 14 18

« Действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 15 19

« Действие желудочного сока на белок»

Лабораторная работа № 16 19

« Передвижение воды и минеральных веществ»

Лабораторная работа № 17 19

« Свойства костей»

Лабораторная работа № 18 20

« Движение инфузории туфельки»

Лабораторная работа № 19 20

« Движение дождевого червя»

Лабораторная работа № 20 20

« Черенкование комнатных растений»

Лабораторная работа № 21 21

« Строение соцветия» 22

Лабораторная работа № 22

« Определение всхожести семян»

Лабораторная работа №23 23

« Прямое и непрямое развитие»

Глава 3 Многообразие живых организмов 24

Лабораторная работа №1 24

« Выращивание белой плесени мукора»

Лабораторная работа № 2 24

« Строение плесневого гриба – мукора»

Лабораторная работа № 3 24

« Строение дрожжей»

Лабораторная работа №4 25

« Строение плодового тела шляпочного гриба»

Лабораторная работа №5 25

« Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Лабораторная работа № 6 25

« Строение зеленого мха кукушкин лен»

Лабораторная работа №7 26

« Строение мха сфагнум»

Лабораторная работа № 8 26

« Поглощение сфагнумом воды»

Лабораторная работа № 9 27

« Строение хвоща»

Лабораторная работа № 10 27

« Строение спороносящего папоротника»

Лабораторная работа № 11 28

« Строение хвои и шишек хвойных растений»

Лабораторная работа №12 28

« Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семени сосны»

Лабораторная работа № 13 29

« Выявление общих признаков семейства крестоцветных по внешнему строению»

Лабораторная работа № 14 29

« Строение шиповника»

Лабораторная работа № 15 30

«Выявление признаков семейства бобовых по внешнему строению»

Лабораторная работа № 16 31

« Строение пшеницы»

Лабораторная работа № 17 31

« Строение инфузории туфельки»

Лабораторная работа № 18 33

« Пресноводный полип гидра»

Лабораторная работа № 19 34

« Внешнее строение дождевого червя»

Лабораторная работа № 20 36

« Внешнее строение речного рака»

Лабораторная работа № 21 38

« Строение и особенности жизнедеятельности брюхоногих моллюсков»

Лабораторная работа № 22 38

« Внешнее строение насекомых»

Лабораторная работа № 23 40

« строение скелета костной рыбы»

Лабораторная работа № 24 41

« Строение скелета земноводных»

Лабораторная работа № 25 41

« Внешнее строение и оперение птиц»

Лабораторная работа № 26 42

« Строение скелета млекопитающих»

Лабораторная работа № 27 43

« Экологические группы млекопитающих»

Глава 4 Человек 44

Лабораторная работа № 1 44

« Микроскопическое строение тканей тела человека»

Лабораторная работа № 2 44

« Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга»

Лабораторная работа № 3 45

« Тесты, направленные на выяснение объема внимание, эффективности запоминания»

Лабораторная работа № 4 46

« Тесты, определяющие гибкость позвоночника, нарушения осанки, наличия плоскостопия»

Лабораторная работа № 5 47

« Особенности работы мышц в зависимости от условий труда»

Лабораторная работа № 6 48

« Измерение мышечной силы с помощью ручного динамометра»

Лабораторная работа № 7 49

« Координация движений»

Лабораторная работа № 8 50

Изучение строения клеток крови под микроскопом»

Лабораторная работа №9 52

« Подсчет пульса до и после нагрузки»

Лабораторная работа № 10 53

« Проведение инструментального анализа и функциональных проб оценка измерения артериального давления»

Лабораторная работа № 11 53

« Измерение артериального давления»

Лабораторная работа № 12 54

« Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения»

Лабораторная работа № 13 55

« Минутный и систолический объем крови»

Лабораторная работа № 14 56

« Работа сердца»

Лабораторная работа № 15 56

« Проведение функциональных дыхательных проб»

Лабораторная работа № 16 57

« Гигиеническая оценка микроклимата помещений»

Лабораторная работа № 17 58

« Составление пищевого рациона»

Лабораторная работа № 18 60

« Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки»

Лабораторная работа № 19 60

« Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений»

Лабораторная работа № 20 61

« Жизненная емкость легких»

Лабораторная работа № 21 61

« Изучение строения кожи, волоса и ногтя»

Лабораторная работа № 22 62

« Приемы наложения повязок на условно пораженный участки кожи»

Глава 5 Биология. Общие закономерности развития. 62

Лабораторная работа №1 62

« Изучение вопроса о возникновении микроорганизмов»

Лабораторная работа №2 62

« Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

Лабораторная работа № 3 63

« Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа № 4 64

« Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»

Лабораторная работа №5 65

« Строение растительной, животной, грибной клетки под микроскопом»

Лабораторная работа № 6 65

« Условия образования крахмала в листьях зеленых растений»

Лабораторная работа № 8 67

« Решение генетических задач и составление родословной»

Лабораторная работа № 9 70

« Морфологические особенности растений различных видов»

Лабораторная работа № 10 71

« Изменчивость организмов»

Лабораторная работа № 11 72

« Приспособление организмов к среде обитания»

Лабораторная работа № 12 72

« Выявление ароморфозов у растений и идеоадаптаций у насекомых»

Лабораторная работа № 13 72

« Фенотипы местных сортов растений»

Лабораторная работа № 14 73

« Изменчивость, построение вариационного рядя и вариационной кривой»

Лабораторная работа №7 66

« Митоз в корешке лука»

Глава 1.Биологические методы

1.1 Рисунки в биологии

Цель : 1) документировать результаты работы для использования их в дальнейшем.

2) Дополнить визуальные наблюдения и дать возможность увидеть исследуемый объект более точно и полно.

30 способствовать запоминанию, зарисовывая то, что вы видите.

Правила : 1) необходимо пользоваться тетрадью или бумагой для рисования соответствующей толщины и качества. С нею должны хорошо стираться карандашные линии.

2) Карандаш должен быть острым, твердости НВ, не цветным.

3) Рисунок должен быть:

Достаточно крупным – чем больше элементов составляют исследуемый объект. Тем крупнее должен быть рисунок.

Простым – включать очертания структуры и других важных деталей, чтобы показать расположение и связь отдельных элементов.

Тщательно выполненным – если объект имеет несколько сходных частей, необходимо точно вырисовывать его мелкие детали;

Нарисован тонкими и отчетливыми линиями – каждую линию необходимо продумывать, а затем нарисовать без отрыва от бумаги; не штриховать и не разукрашивать;

Надписи должны быть по возможности полными, идущие от них линии не должны пересекаться, оставляйте вокруг рамки место для подписи.

4) делать при необходимости два рисунка:

Схематический рисунок, показывающий основные черты.

Только детали мелких частей.

5) рисовать следует то, что вы действительно видите, а не то. Что вам кажется, и конечно же не копировать рисунок из книги.

6) каждый рисунок должен иметь название указание об увеличении и проекции образца. Например: поперечное сечение (ПС), продольное сечение (ПрС).

7. при зарисовке приборов необходимо нарисовать вертикальный разрез и на нем ясно показать трубки и клапаны, через которые из сосудов могут выходить газы.

1.2 Использование ручной лупы.

Ручная лупа представляет собой вставленную в оправу двояковыпуклую линзу. Лупа может быть небольшой (карманной) или намного больших размера, например лупа используемая на анатомировании. Ручную лупу нужно держать близко к глазу, а объект приближать к глазу до тех пор пока не появится четкое изображение.

1.3 Использование микроскопа.

Правила использования микроскопа .


  1. храните микроскоп в ящике или под колпаком, чтобы предохранить его от пыли.

  2. вынимайте его из ящика двумя руками и ставьте на стол мягко, чтобы избежать сотрясения.

  3. линзы должны быть чистыми, для этого необходимо протирать их бумажными салфетками.

  4. микроскоп всегда нужно фокусировать, перемещая трубку в верх от препарата, в противном случае, можно повредить его.

  5. держите открытыми оба глаза и смотрите ими по очереди.

1.4 Микроскопические методы.

1.4.1 Подготовка материала для работы с микроскопом.

Биологические объекты можно исследовать как живыми, так и фиксированными.

В последнем случае материал для более детального изучения можно разделить на части и обработать рядом различных красителей. Для того чтобы выявить и индифицировать различные структуры. Из исследуемого объекта можно приготовить временные или постоянные микропрепараты.

1.4.2 Постоянные микропрепараты.


  1. Фиксация. Это сохранение материала в состоянии, близком к естественному. Необходимо быстро умертвить ткань. Это лучше достигается при работе с небольшими кусочками живой ткани. Используемое для этого вещество называется – фиксатором.

  2. Обезвоживание . Проводится при подготовке материала к заливке или при заключении его в соответствующую среду, которая не смешивается с водой. Воду необходимо удалить также потому, что иначе со временем препарат будет разрушен бактериями. Для того чтобы сохранить ультраструктуру, обезвоживания надо проводить постепенно, обрабатывая материал рядом водных растворов этанола или пропанона (ацетона) со все возрастающей концентрацией и, закончить обработку « абсолютным » (чистым) этанолом или пропаноном.

  3. Просветление. Некоторые из обще употребляемых средств для заливки и заключения не смешиваются со спиртом. поэтому его надо замещать постепенно средой (просветляющее вещество) , с которой заливочная среда смешивается, например ксилолом. Это приводит так же к тому, что материал становится прозрачнее.

  4. Заливка. Для получения тонкого среза необходимо, чтобы материал был залит в специальную среду. При приготовлении микропрепарата для световой микроскопии объекты заливают в парафин, которому затем дают остыть.

  5. Изготовление срезов . Срезы можно делать бритвой или микротоме. Для работы на обычном микроскопе толщина среза должна равняться 8 – 12 мкм. Ткань следует закрепить между двумя кусочками бузины. Бритву смачивают жидкостью в которой хранилась ткань; срез делают через бузину и ткань; бритву держат горизонтально к себе медленно двигают скользящим движением, направляя чуть вкось.

  6. Окрашивание. Структуры на препарате прозрачны, поэтому для получения контраста между ними приходится окрашивать их. Некоторые красители приведены:

Краситель Цвет Окрашиваемый материал

Постоянные красители

Анилиновый синий синий гифы грибов и споры

Борный кармин розовый ядра: особенно для крупных препаратов

Животного материала.

Эозин розовый цитоплазма

Краситель Фельгена красный ДНК (особенно хорошо выявляет хромосомы

Во время клеточного деления)

Гематоксилин синий ядра; главным образом для срезов животных

Тканей в сочетании с эозином, окрашивают

Цитоплазму; так же для мазков.

Краситель Лейшмана красно-розовый клетки крови

Синий ядра лейкоцитов

Светлый зеленый цитоплазма или целлюлоза

Или прочный зеленый зеленый

Мителеновый синий синий ядра

Сафранин красный ядра, лигнин и суберин у растений

Используется в основном для срезов

Растительных тканей.

Временные красители

Анилина сульфат желтый лигнин

Раствор иода сине – черный крахмал

Флороглюценол+

Конц. НCl красный лигнин

Раствор Шульца желтый лигнин, кутин, суберин, белок.

Синий крахмал

Фиолетовый целлюлоза


  1. Заключение. Окрашенные среды заключают на предметном стекле в специальные среды. Например: в канадский бальзам или эупарол, которые не пропускают воздух и способны неограниченно долго сохранять срез. Заключенный срез покрывают покровным стеклом.
1.4.3 Временный микропрепараты

Готовятся для проведения быстрых предварительных исследований. Для этого материал фиксируют, окрашивают и заключают в среду. Срез свежего материала

Можно сделать в ручную. С помощью бритвы непосредственно в 70% растворе спирта, который служит фиксатором. Для окрашивания и заключения можно использовать ряд временных красителей. Срез помещают на чистое предметное стекло и капают несколько капель красителя Затем препарат покрывают тонким покровным стеклом. Чтобы предотвратить попадание воздуха и пыли.

1.4.4 Постановка культур простейших.

В природных условиях можно встретить простейших в небольших, загрязненных растительными остатками прудах, болотах, канавах, лесных лужах. Непосредственно перед занятиями не всегда можно найти простейших в природе, поэтому живой материал обеспечивают только культивированием. В начале учебного года необходимо создать культуру простейших. Взяв пробы воды из разных участков водоема. Особенно много простейших в придонных слоях. Банки с пробами размещают около окна. Прямые солнечные лучи не должны попадать на них. За исключением зеленых жгутиковых, простейшие не нуждаются в хорошем освещении. В первые же дни содержимое исследуют под микроскопом и на каждую банку наклеивают этикетку с названиями обнаруженных простейших. Это поможет быстро найти те или другие виды при постановке культуры. Культуры закладываются не позднее чем за 2 – 3 недели до соответствующего занятия. Для успешного разведения простейших в лабораторных условиях необходимо соблюдать несколько общих правил:


  1. Следует применять только стеклянную посуду (химические стаканы, любые банки емкостью 0,5 1 л.).

  2. Водопроводную воду нужно предварительно дехлорировать (отстаивать 7 – 10 дней в стеклянной емкости, изредка помешивать палочкой).

  3. Объем воды не должен превышать диаметра банки, иначе затрудняется проникновение кислорода в придонные слои.

  4. Для развития простейших наиболее благоприятна температура 18 – 23 С, резкая смена температуры может привести к гибели простейших.

  5. Сосуды с культурой нельзя переносить с места на место, для уменьшения испарения воды их закрывают стеклянными пластинами.

  6. Примерно за неделю до культивирования животных нужно приготовить питательную среду, богатую бактериями.

Глава II Лабораторный практикум для курса:

« Живой организм»

Лабораторная работа № 1

Тема: Химический состав семени

Цель : установить экспериментальным путем наличие различных органических веществ в семенах растений.

Оборудование: несколько зерен пшеницы, подсолнечника, бинт, химические стаканы, пшеничная мука, пробирка, держатель, спиртовка.

Вещества : вода, иод.

Ход работы:


  1. Положите в пробирку несколько семян и нагрейте на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

  2. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.

  3. В марле осталась тягучая клейкая масса – это клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

  4. Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2 – 3 капли йода. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод.

  5. Положите на бумагу несколько семян подсолнечника и раздавите их. Что появилось на бумаге?
Отчетное задание

Сделайте вывод: какие органические вещества находятся в семенах растений. Какое вещество еще входит в состав семян?

Лабораторная работа №2

Тема: Изучение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Цель : сравнить физические свойства белков, жиров, углеводов.

Оборудование химические стаканы, стеклянные палочки.

Вещества: куриный белок, растительное масло, крахмал, вода.

Ход работы:


  1. Рассмотрите вещества в химических стаканах №1 белок, №2 крахмал №3 растительное масло. Свои наблюдения внесите в таблицу.

  2. Долейте в каждый стакан по немного воды, Что произошло? Наблюдения внесите в таблицу.
Таблица:

Номер стакана

Агрегатное состояние

цвет

запах

Реакция с водой


№1

Отчетное задание

  1. Чем рассмотренные вами вещества отличаются друг от друга?

Лабораторная работа № 3

Тема Строение растительной клетки.

Цель : выявить особенности строения растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, препаровальная игла, фильтровальная бумага, пипетка.

Вещества: иод, вода.

Растительный материал : кожица чешуи лука, лист элодеи.

Ход работы:

Вариант 1


  1. Возьмите предметное стекло и протрите его салфеткой, для удаления частиц пыли.

  2. Капните каплю воды в центр стекла.

  3. Возьмите чешую луковицы и помощью препаровльной иглы снимите кожицу.

  4. Поместите кожицу чешуи луковицы в каплю воды на предметном стекле и расправьте с помощью иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении, отметьте, какие части клетки вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли.

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу – оболочку, под ней золотистое вещество - цитоплазму. В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль (от цитоплазмы она отличается цветом).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте: цитоплазму, ядро, оболочку, вакуоль.

Вариант 2


  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю аоды на предметном стекле и накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр х15). Найдите в клетках зеленые пластиды – хлоропласты,.

  3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Отчетное задание:

Заполните таблицу « Сходства и отличия растительных клеток»

Лабораторная работа № 4

Тема: « Строение животной клетки.

Цель : Выявит особенности строения животной клетки.

Ответьте на вопрос: в чем сходство и в чем отличие в строении животных клеток различных типов тканей.

Лабораторная работа №5

Рабочая программа учебного практикума по биологии

(10 класс, профильный уровень)

ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по биологии (профильный уровень), в соответствии с государственными стандартами общего образования по биологии (Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ. М.: Дрофа 2007), ориентирована на учебники: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. Биология: 10 - 11класс (две книги). Профильный уровень. – М.: Вентана-Граф, 2014 при планировании 1 часа в неделю (69 часов/год), построена на основании нормативных документов и материалов для объективной проверки экзаменующихся – контрольных измерительных материалов.

Цели:

    расширение и углубление знаний о биологической составляющей естественно-научной картины мира;

    систематизация и углубление знаний по биологии путем решения разнообразных заданий

повышенного уровня сложности, соответствующих требованиям вступительных экзаменов по биологии;

    развитие биологической культуры учащихся;

Задачи:

    Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по биологии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;

    Воспитывать убеждённость в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, биологически грамотно относиться к среде обитания;

    Применять полученные знания и умения по биологии в повседневной жизни, а также для решения тестовых заданий различного уровня сложности, для решения вопросов практической направленности.

В целях более детального описания содержания и структуры школьного курса биологии в данной программе выделены крупные разделы: «Биология – наука о живой природе», «Биологические системы. Молекулы и клетки», «Организм как биологическая система», «Эволюция органического мира и её механизмы», «Возникновение и развитие жизни на Земле. Антропогенез», «Биогенетический уровень организации», «Биосфера как глобальная биосистема».

Предполагаемый результат – успешное решение КИМов частей А, В и С как залог успешной сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенностиучащихся при отборе содержания, методов и форм работы . Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся. Планирование и организация занятий осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности учащихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающем закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся.

- зачетная работа – вид учебной деятельности учащихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.

Самостоятельную работу учащихся необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика – деятеля, для этого используются тестовые задания, электронные учебные пособия, презентации, само- и взаимопроверка.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения данного курса ученик должен:

знать/понимать

    основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза), учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений, В.И.Вернадского о биосфере);

    сущность экологической пирамиды, сущности и происхождения жизни, происхождения человека;

    имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

    строение биологических объектов : структуру вида и экосистем;

    сущность биологических процессов и явлений: искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

    использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдалённая гибридизация, трансгенез);

    современную биологическую терминологию и символику;

уметь

    объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, т.е.

- выделять объект биологического исследования и науки, изучающей данный объект;

- отличать научные методы, используемые в биологии;

- определять место биологии в системе естественных наук;

- доказывать, что организм – единое целое;

- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

- обосновывать единство органического мира;

объяснять роль биологических теорий, идей, принципов в формировании современной естественно-научной картины мира, т. е.

- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

- приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

- отличать биологические системы от объектов неживой природы;

    выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно) и их влияние на организм человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

    сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение, оплодотворение у растений и животных) и делать выводы на основе сравнения;

    находить информацию о биологических объектах и различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,

искусственное оплодотворение).

    решать задачи по молекулярной биологии; составлять схемы скрещивания; решать задачи на моно - и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, сцепленное наследование, взаимодействие генов.

1.Введение (2часа)

Тест – средство контроля знаний, умений.

1. Практические работы . .

2. Раздел «Биология – наука о живой природе» (3часа)

Биология - ведущая отрасль естествознания, её современные достижения, методы биологических наук. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека.

Признаки и свойства живого. Основные уровни организации живой природы:

2. Практическая работа . Решение тренировочных тестовых заданий по теме « Биология – наука о живой природе».

3. Раздел «Многообразие организмов» (9часов)

Принципы систематики. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство,

отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчинённость.

Принципы систематики бактерий: особенности строения и жизнедеятельности (обмен веществ,

разнообразие форм дыхания), роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,

человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Принципы систематики грибов: строение, жизнедеятельность, их экология. Использование грибов для

получения продуктов питания и лекарств. Лишайники как пример симбиотических организмов, их

разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе.

Принципы систематики растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и

размножение растительного организма, его целостность.

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений.

Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль зелёных растений на Земле.

Принципы систематики животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных

животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и

жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Сравнительная характеристика основных типов

Биоразнообразие хордовых. Хордовые животные, их классификация. Особенности строения и

жизнедеятельности, роль в природе и

жизни человека. Сравнительная характеристика основных классов хордовых. Поведение животных.

Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Практические работы.

3. Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Царства бактерий и грибов»

4. Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Растения: систематика, строение, значение»

5.Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Одноклеточные и беспозвоночные животные: строение, систематика, значение».

6.Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Позвоночные животные: строение, систематика, значение».

4. Раздел «Биосфера. Экосистемы и присущие им закономерности» (8 часов)

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

Жизнь в сообществах. Разнообразие экосистем (биогеоценозов), их основные компоненты. Саморазвитие экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистем. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах, роль организмов разных царств в нём. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистемы.

Практические работы.

7. Решение тестовых заданий разного уровня сложности по теме «Биосфера как уровень организации живого».

8 Решение тестовых заданий разного уровня сложности по теме «Экосистемный уровень организации живого».

9-10. Решение экологических задач различного уровня сложности.

4. Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (9 часов)

Факторы эволюционного процесса. Генетическая изменчивость в природных условиях. Принцип популяционного равновесия. Естественный отбор по Ч. Дарвину, Л.С. Бергу. Коммуникация животных – результат эволюции.

Видообразование и макроэволюционный процесс. Сохранение биоразнообразия на территории России.

Доказательства и результаты эволюции, её формы. Направления и пути эволюции. А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен. Экологическая устойчивость и прогрессивная эволюция. Представления о возникновении жизни. Говорящие атомы и молекулы в палеонтологии. Эволюция пробионтов. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Практические работы.

11. Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности микроэволюции, её механизмы».

12-13. Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности макроэволюции, её механизмы».

14. Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Человек и его происхождение».

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ

Практические работы.

15. Решение КИМов часть 1

16. Решение КИМов часть 2

17. Решение КИМов часть 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Практика

Введение

Раздел «Биология – наука о живой природе»

Раздел «Многообразие организмов»

Раздел «Биосфера. Экосистемы и присущие им закономерности»

Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Цель

Элементы содержания

1. Введение (2часа)

Введение

Ознакомление с видами тестовых заданий, блоком ответов, особенностями его конструирования

Тесты, их виды

Практическая работа № 1. .

Виды тестовых заданий. Тестовые задания по биологии

Решение различных тестовых заданий

Виды тестовых заданий. Тестовые задания по биологии

2.Раздел «Биология – наука о живой природе»

Биология - ведущая отрасль естествознания,

Составление карты понятий, кластеров

Современные достижения, методы биологических наук. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Основные уровни организации живой природы:

Практическая работа № 2..

Решение тренировочных тестовых заданий по теме « Биология – наука о живой природе»

Применение знаний учащихся при работе с тестовыми заданиями

3. Раздел « Многообразие организмов» (10ч)

Принципы современной систематики. Бактерии. Грибы

Составление карты понятий

Принципы систематики бактерий: особенности строения и жизнедеятельности (обмен веществ, разнообразие форм дыхания), роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Принципы систематики грибов: строение, жизнедеятельность, их экология. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Лишайники как пример симбиотических организмов, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе.

Практические работа №3.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Царства бактерий и грибов»

Принципы систематики растений.

Составление карты понятий

Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль зелёных растений на Земле.

.Практическая работа №4.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Растения: систематика, строение, значение»

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

Принципы систематики животных.

Составление карты понятий

Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Сравнительная характеристика основных типов

беспозвоночных, классов членистоногих.

Практическая работа №5.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Одноклеточные и беспозвоночные животные: строение, систематика, значение»

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

Биоразнообразие хордовых (от ланцетника до обезьян)

Составление карты понятий

Хордовые животные, их классификация. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

Практическая работа №6.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Позвоночные животные: строение, систематика, значение»

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

Практическая работа №. 7.

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

4. Раздел « Биосфера. Экосистемы и присущие им закономерности»

(8 часов)

Эволюция высших форм живой материи

Сохранение биологического разнообразия планеты

Составление карты понятий

Эволюция высших форм живой материи. Биосфера (обезьяночеловек, человек разумный, мозгочеловек), ноосфере (эфирная форма, волновая форма). Живое вещество. Особенности распределения биомассы на Земле.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

Общие экологические закономерности

Составление карты понятий

Общие экологические факторы. Биолюминисценция в живой природе. Закон минимума. Лимитирующий фактор. Толерантность. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экологическое состояние сред обитания человека.

Жизнь в сообществах. Разнообразие экосистем (биогеоценозов), их основные компоненты. Саморазвитие экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистем. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах, роль организмов разных царств в нём. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистемы.

Практическая работа №8.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Биосфера как уровень организации живого».

Практическая работа №8

Решение тестовых заданий биологических задач разного уровня сложности по теме «Экосистемный уровень организации живого».

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Практические работы №9-10.

Решение экологических задач различного уровня сложности.

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

5. Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (9 часов)

Эволюционный процесс и его факторы

Составление карты понятий

Факторы эволюции. Генетическая изменчивость в природных условиях. Принцип популяционного равновесия. Естественный отбор по Ч. Дарвину, Л.С. Бергу. Коммуникация животных – результат эволюции

Практическая работа № 11.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности микроэволюции, её механизмы»

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Видообразование и макроэволюционный процесс. Сохранение биоразнообразия на территории России

Составление карты понятий

Способы видообразования, закономерности макроэволюции. Охрана природы, Красная книга России, Красная книга ЯНАО

Доказательства и результаты эволюции, её формы

Составление карты понятий

Направления и пути эволюции. А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен. Экологическая устойчивость и прогрессивная эволюция

Представления о возникновении жизни

Составление карты понятий

Представления о возникновении жизни. Говорящие атомы и молекулы в палеонтологии. Эволюция пробионтов. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Практические работы №12-13.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности макроэволюции, её механизмы»

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Теории происхождения человека, эволюция гоминид

Составление карты понятий

Практическая работа №14.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Человек и его происхождение

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ (3ч)

Практическая работа № 14.

Решение КИМов часть А

Практическая работа № 15.

Решение КИМов часть В

Обобщение и применение ЗУН для решения вариантов ЕГЭ

Практическая работа № 16.

Решение КИМов часть С

Обобщение и применение ЗУН для решения вариантов ЕГЭ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М.: ООО

«Издательство Оникс»: «Издательство « Мир и Образование», 2008.

2. Калинова Г.С., ЕГЭ. Практикум по биологии. Подготовка к выполнению заданий части 2(В)- М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

3. Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С. – Ростов н/Д:

Легион, 2011.

4. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный,

высокий уровни. 10-11 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

5. Лебедев А.Г. Готовимся к экзамену по биологии: учебное пособие. – М.: ООО «Издательство

Оникс»: «Издательство « Мир и Образование», 2009

6. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология для поступающих в вузы. Общая биология. – Ярославль:

Академия развития, 2007.

7. Шалапенок Е. С. Тесты по биологии для поступающих в вузы. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

8. Учебные пособия по биологии для средней школы 6-11 кл.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Учебные пособия по биологии 6-11кл.

2. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

3. Лернер Г.И. ЕГЭ 2009. Биология: сборник заданий – М.: Эксмо, 2009.

4. Рыбалов Л.Б., Воробьёва И.Г. Тесты по биологии. – М.: Издательство Московского психолого-

социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология/ авт. – сост.

Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

6. Подготовка к ЕГЭ. Биология на 100 баллов. DVD.