Тема: Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
I уровень. Теоретические сведения
При помощи камеры Вильсона наблюдают и фотографируют треки (следы) движущихся заряженных частиц. Трек частицы представляет собой цепочку из микроскопических капелек воды или спирта, образовавшихся в результате конденсации пересыщенных паров этих жидкостей на ионах. Ионы же образуются в результате взаимодействия заряженной частицы с атомами и молекулами паров и газов, находящихся в камере.
При взаимодействии частицы с электроном атома электрон получает импульс, прямо пропорциональный заряду частицы и обратно пропорциональный скорости частицы. При некоторой достаточно большой величине импульса электрон отрывается от атома и последний превращается в ион. На каждой единице пути частицы образуется тем больше ионов (а, следовательно, и капелек жидкости), чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость. Отсюда следуют выводы, которые необходимо знать, чтобы уметь «прочесть» фотографию треков частиц:
Если камера Вильсона помещена в магнитное поле, то на движущиеся в ней заряженные частицы действует сила Лоренца, которая равна (для случая, когда скорость частицы перпендикулярна магнитным линиям):
, где – заряд частицы; – скорость; – магнитная индукция.
Правило левой руки показывает, что сила Лоренца направлена перпендикулярно скорости частицы и, следовательно, является центростремительной силой:
, где
– масса частицы; – радиус кривизны ее трека.
Отсюда получаем:
.
Если
(т.е. частица нерелятивистская), то ее кинетическая энергия равна:
.
Из полученных формул можно сделать выводы, которые необходимо тоже использовать для анализа фотографий треков частиц:
Радиус кривизны трека зависит от массы, скорости и заряда частицы. Радиус тем меньше (т.е. кривизна трека больше), чем меньше масса и скорость частицы и чем больше ее заряд. Из соотношения между энергией частицы и кривизной ее трека видно, что отклонение от прямолинейного движения больше в том случае, когда энергия частицы меньше.
Так как скорость частицы к концу пробега уменьшается, то уменьшается и радиус кривизны трека. По изменению радиуса кривизны можно определить направление движения частицы: начало ее движения там, где кривизна трека меньше.
Это отношение является важнейшей характеристикой частицы и позволяет «идентифицировать» частицу, т.е. отождествить ее с известной частицей.
Треки частиц в камере Вильсона Треки протонов
II уровень. Вспомним основные положения теории
Для начала неплохо. Попытайтесь ответить на вопросы
III уровень. Попробуйте выполнить задания
В каком из перечисленных ниже приборов для регистрации ядерных излучений прохождение быстрой заряженной частицы вызывает появление следа из капелек жидкости в газе?
А. Счетчик Гейгера;
Б. Камера Вильсона;
В. Пузырьковая камера;
Г. Толстослойная фотоэмульсия;
Д. Экран, покрытый сернистым цинком.
А. … пузырьков пара;
Б. …капелек жидкости;
В. … удельный заряд частицы;
Г. … энергию и массу частицы.
Становите соответствие.
1. Трек в камере Вильсона состоит из …
2. По длине и толщине трека можно определить …
3. По радиусу трека можно определить …
На рисунке изображен трек электрона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле. В каком направлении двигался электрон?
На рисунке показан трек протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле. В каком направлении летит частица?
На рисунке показаны треки двух частиц в камере Вильсона. Каков знак заряда частиц, если линии магнитной индукции перпендикулярны плоскости чертежа и направлены от читателя? Одинакова ли масса частиц?
IV уровень. Проверьте, все ли Вы усвоили
Для определения движения отрицательного мезона на его пути в камере Вильсона помещают свинцовые пластины, а камера находится в магнитном поле. Объясните, как при этом определяют направление движения частицы.
V уровень. Это сложная задача, однако, если Вы ее решите, то сделаете заметный шаг в познании физики, у Вас будут все основания относиться к себе с большим уважением, чем прежде
Лабораторная работа
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Цель работы : сформировать элементарные навыки и умения анализировать фотографии треков заряженных частиц
Задание 1. Изучение треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона.
Оборудование : фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона.
Задание 2. Изучение треков заряженных частиц, полученных в пузырьковой камере.
Оборудование : фотографии треков заряженных частиц, полученных в пузырьковой камере.
Задание 3. Изучение треков заряженных частиц, полученных в фотоэмульсии
Оборудование : фотографии треков заряженных частиц, полученных в фотоэмульсии.
Задание 4. На рисунке показаны два трека заряженных частиц в камере Вильсона, помещенной в однородное магнитное поле, перпендикулярное плоскости рисунка. Трек I принадлежит протону.
Какой из частиц (протону, электрону или α -частице) принадлежит трек II ? Известно, что частицы влетели в камеру Вильсона в плоскости рисунка с одинаковыми скоростями. Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.
Ответы
Работа 1. 1. Cверху вниз. 2. Камера Вильсона находится в магнитном поле. 3. Перпендикулярно фотографии сверху вниз. 4. Уменьшалась скорость -частиц.
Работа 2. 1. Потому что он двигался в магнитном поле с убывающей скоростью. 2. От внешнего витка спирали к её центру. 3. Перпендикулярно фотографии сверху вниз.
Работа 3. 1. Не одинаковы заряды ядер. 2. Левый трек принадлежит ядру атома магния, средний – ядру калия, правый – ядру железа. 3. Толщина трека тем больше, чем больше заряд ядра атома. 4. Треки частиц в фотоэмульсии короче и толще и имеют неровные края.
Тема: Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
I уровень. Теоретические сведения
При помощи камеры Вильсона наблюдают и фотографируют треки (следы) движущихся заряженных частиц. Трек частицы представляет собой цепочку из микроскопических капелек воды или спирта, образовавшихся в результате конденсации пересыщенных паров этих жидкостей на ионах. Ионы же образуются в результате взаимодействия заряженной частицы с атомами и молекулами паров и газов, находящихся в камере.
При взаимодействии частицы с электроном атома электрон получает импульс, прямо пропорциональный заряду частицы и обратно пропорциональный скорости частицы. При некоторой достаточно большой величине импульса электрон отрывается от атома и последний превращается в ион. На каждой единице пути частицы образуется тем больше ионов (а, следовательно, и капелек жидкости), чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость. Отсюда следуют выводы, которые необходимо знать, чтобы уметь «прочесть» фотографию треков частиц:
§ При прочих равных условиях трек толще у той частицы, которая обладает большим зарядом..gif" width="69" height="21">, где – заряд частицы; – скорость; – магнитная индукция.
Правило левой руки показывает, что сила Лоренца направлена перпендикулярно скорости частицы и, следовательно, является центростремительной силой: https://pandia.ru/text/80/248/images/image007_16.gif" width="17" height="15 src="> – масса частицы; – радиус кривизны ее трека.
Отсюда получаем: .
Если (т. е..gif" width="24" height="41 src=">.
Это отношение является важнейшей характеристикой частицы и позволяет «идентифицировать» частицу, т. е. отождествить ее с известной частицей.
https://pandia.ru/text/80/248/images/image014_3.jpg" width="200" height="287 src=">
Треки частиц в камере Вильсона Треки протонов
II уровень. Вспомним основные положения теории
1..gif" width="16" height="15">-частиц, их толщине, направлении?
3. Как называется сила, с которой магнитное поле действует на движущуюся в нем заряженную частицу? Как она направлена?
4. Как влияет магнитное поле на движение заряженной частицы?
5. Укажите причину, по которой радиус кривизны трека частицы уменьшается к концу ее пробега.
Для начала неплохо. Попытайтесь ответить на вопросы
1. Почему вдоль траектории движения -частицы возникает цепочка ионов?
2. Почему при движении частицы в камере Вильсона ее трек становится видимым?
3. Можно ли в камере Вильсона наблюдать треки -частиц? Чем они будут отличаться от треков -частиц?
4. Почему к концу пробега в камере Вильсона трек частицы становится толще?
5. Как зависит кривизна траектории заряженной частицы в магнитном поле от: а) ее заряда; б) скорости движения; в) индукции магнитного поля?
III уровень. Попробуйте выполнить задания
1. В каком из перечисленных ниже приборов для регистрации ядерных излучений прохождение быстрой заряженной частицы вызывает появление следа из капелек жидкости в газе?
А. Счетчик Гейгера;
Б. Камера Вильсона;
В. Пузырьковая камера;
Г. Толстослойная фотоэмульсия;
Д. Экран, покрытый сернистым цинком.
Установите соответствие.1. Трек в камере Вильсона состоит из …
2. По длине и толщине трека можно определить …
3. По радиусу трека можно определить …
3. На рисунке изображен трек электрона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле. В каком направлении двигался электрон?
4. На рисунке показан трек протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле. В каком направлении летит частица?
5. На рисунке показаны треки двух частиц в камере Вильсона. Каков знак заряда частиц, если линии магнитной индукции перпендикулярны плоскости чертежа и направлены от читателя? Одинакова ли масса частиц?
IV уровень. Проверьте, все ли Вы усвоили
1. Для определения движения отрицательного мезона на его пути в камере Вильсона помещают свинцовые пластины, а камера находится в магнитном поле. Объясните, как при этом определяют направление движения частицы.
V уровень. Это сложная задача, однако, если Вы ее решите, то сделаете заметный шаг в познании физики, у Вас будут все основания относиться к себе с большим уважением, чем прежде
1. Когда бор захватывает быстро движущийся протон, то в камере Вильсона, где протекает этот процесс, образуются три почти одинаковых трека, расходящихся веером в разные стороны. Какие частицы образовали эти треки?
МКОУ ШР «СОШ №5»
«Школа Мудрости»
Лабораторная работа №6 11 класс
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
2015 год
г. Шелехов
- Тема работы: « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
- Цель работы: объяснить характер движения заряженных частиц.
- Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Пояснения к работе.
При выполнении данной лабораторной работы необходимо помнить, что:
А) длина трека зависит от энергии частицы. Длина трека тем больше, чем больше энергия частицы (и чем меньше плотность среды);
Б) толщина трека зависит от величины заряда частицы . Толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость;
В) Кривизна трека зависит от массы и скорости движения частицы. При движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривленным, причем радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля. Частицы двигаются от конца трека с большим радиусом кривизны к концу с меньшим радиусом кривизны.
Задание 1.
- На двух из трех представленных фотографий (рис.188.189 и 190) изображены треки заряженных частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите на каких. Ответ обоснуйте.
Задание 2.
- Рассмотрите фотографию треков α -частиц, двигавшихся в камере Вильсона (рис. 188) и ответьте на вопросы.
- А) В каком направлении двигались α -частицы?
- Б) Длина треков α -частиц примерно одинакова. О чем это говорит?
- В) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует?
Рис.190
Задание 3.
- На рисунке 189 дана фотография треков α -частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
- А) Почему менялся радиус кривизны и толщина треков по мере движения α -частиц?
- Б) В какую сторону двигались α -частицы?
Рис.190
Задание 4.
- На рисунке 190 дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
- А) Почему трек имеет форму спирали?
- Б) в каком направлении двигался электрон?
- Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 190 гораздо длиннее треков α -частиц на рисунке 189?
Рис.190
Сделайте вывод к исследованию, ответив на вопросы.
1. Почему треки разных частиц различны?
2. Почему толщина треков разных частиц не одинакова?
3. Почему изменяется кривизна трека частицы с течением времени?
Ключевые слова : атом, атомное ядро, элементарные частицы, античастицы, треки заряженных частиц, способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Цель работы: | объяснить характер движения заряженных частиц. |
Оборудование: | фотография треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона (№1), пузырьковой камере (№2) и фотоэмульсии (№3). |
Теоретические сведения: | 1. Треки заряженных частиц в камере Вильсона представляют собой цепочки микроскопических капелек жидкости (воды или спирта), образовавшихся вследствие конденсации пересыщенного пара этой жидкости на ионах, расположенных вдоль траектории заряженной частицы; в пузырьковой камере – цепочки микроскопических пузырьков пара перегретой жидкости, образовавшихся на ионах. Треки показывают траекторию движения заряженных частиц. 2. Длина трека зависит от начальной энергии заряженной частицы и плотности окружающей среды: она тем больше, чем больше энергия частицы и чем меньше плотность среды. 3. Толщина трека зависит от заряда и скорости частицы: она тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость. 4. При движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривленным. Радиус кривизны трека зависит от массы, заряда, скорости частицы и модуля индукции магнитного поля: он тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля. 5. По изменению радиуса кривизны трека можно определить направление движения частицы и изменение её скорости: начало её движения и скорость больше тем, где больше радиус кривизны трека. |
Структурно-логическая схема: | См. рисунок ниже таблицы |
Указания к работе:
1) В каком направлении двигались альфа-частицы?
2) Почему длина треков альфа-частиц примерно одинаково?
3) Почему толщина треков альфа –частиц к концу пробега немного увеличивается?
4) Почему некоторые альфа-частицы оставляют треки только в конце своего пробега?
1) Почему трек электрона имеет форму спирали?
2) В каком направлении двигался электрон?
3) Как был направлен вектор магнитной индукции?
1)Почему треки ядер атомов имеют разную толщину?
2)Какой трек принадлежит ядру атома магния, кальция и железа?
3)Какой вывод можно сделать из сравнения толщины треков ядер атомов различных элементов?
Чем отличаются треки частиц, полученные в фотоэмульсии, от треков частиц в камере Вильсона и пузырьковой камере?
Составьте письменный отчет по предложенным вопросам.
Заключение
Практические работы как форма организации учебной деятельности студентов содействуют развитию научного мышления, формированию умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, что повышает роль экспериментальных методов обучения, направленных на формирование творческой активности личности, ее адаптивности к новым условиям рынка труда, готовности к использованию новых технологий в профессиональной сфере деятельности.
Приложение №1
Справочные материалы
Список использованных источников
Основные источники:
Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. [Текст] : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева.- 4-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2012.-448 с.
Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач [Текст] : учеб.пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф.образозования / В.Ф. Дмитриева.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256с.
Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы [Текст] : учеб.пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева, Л.И. Васильев.- М. : Издательский центр «Академия», 2012.-112 с.
Мокрова, И.И. Разработка инновационного содержания лабораторно-практических работ в системе подготовки технологов машиностроительного профиля [Текст] / / Среднее профессиональное образование.-2011.-№6.- С.30-36.
Мякишев, Г.Я. Физика.10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.-19-е изд.
Мякишев, Г.Я. Физика.11 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин; под.ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.- 19-е изд.-М.:Просвещение,2010.-399с.
Буров, В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике [Текст] : дидакт. материал. Пособие для учителя / В.А. Буров, А.И. Иванов, В.И. Свиридов. – М. : Просвещение,1986. – 48с.
Кабардин, О.Ф. Физика [Текст] : Справ.материалы: учеб.пособие для учащихся.-3-е изд.-М. :Просвещение,1991.-367с.
Практикум по физике в средней школе [Текст] : дидакт. материал. Пособие для учителя / Л.И. Анциферов [и др.] ; под ред. В.А. Бурова, Ю.И. Дика. – 3-е изд.,перераб. – М.:Просвещение, 1987.- 191с.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений [Текст] : книга для учителя / В.А. Буров [ и др.] ; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение,1996.-368с.
Лабораторные работы по физике.10 кл. [Электронный ресурс] : виртуальная физическая лаборатория: электронное учеб. пособие.- М. : Дрофа,2006.-1электрон.опт.диск (СD-ROM).- Систем.требования: операционная система Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XР, Pentium III,256 Мб,видеосистема 800х600,16 bit.-Загл. с контейнера.-220-00.
Лабораторные работы по физике.11 кл. [Электронный ресурс] : виртуальная физическая лаборатория: электронное учеб. пособие.- М. : Дрофа,2006.-1электрон.опт.диск (СD-ROM).- Систем.требования: операционная система Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XР, Pentium III,256 Мб,видеосистема 800х600,16 bit.-Загл. с контейнера.-220-00.