Лабиринт - это что такое? Значение слова. Что такое лабиринт

Часто случается, что для поиска ответа или выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации приходится пройти долгий и запутанный путь, а порой бывает, что его и вовсе невозможно найти. Сегодня мы расскажем о лабиринте — запутанном и таинственном объекте.

Древние греки писали это слово так — λαβύρινθος и подразумевали под ним обширное пространство, состоящее из запутанных ходов, помещений, дворов, камер или живой изгороди. Его особенностью были извилистые дорожки, большинство которых не имели конца или заводили человека в тупик. Чаще всего лабиринт бывает круглой и прямоугольной формы, встречаются также лабиринты-многогранники, их структура различима только при взгляде сверху. Стены лабиринта имеют функцию направления и указания пути. Есть заблуждение, что если всегда держаться одной стены, тогда лабиринт будет успешно пройден, но это не так, существуют лабиринты с непримыкающими друг к другу стенами. Такой вид лабиринта называют лабиринт-путаница. В обычном лабиринте нет пересекаемых поворотов и ответвлений, он огорожен наружной стеной. Чтобы его пройти, человеку не нужно делать выбор, он сосредотачивается на самом процессе прохождения, у него всегда одна тропа. В лабиринте-путанице человеку предстоит делать выбор, опираясь на свою интуицию и анализ окружающих стен. Чтобы достичь центра, в таком лабиринте человеку необходимо делать правильный выбор на каждом перекрёстке, часто полагаясь на предыдущий опыт.

Лабиринты путают с меандрами, важно разъяснить их отличия. У меандр, в отличие от лабиринта, нет наружных стен, они не находятся в замкнутом пространстве, но основаны по принципам извилистых тропинок. Своё название меандр получил от малоазиатской реки, имеющей извилистую, лентообразную форму. Лабиринт – это совокупность линий. Он всегда имеет чёткий план и, как мы говорили ранее, он бывает разной формы. Различие форм не зависит от общей схемы линий внутри лабиринта. Внешнее пространство чётко отделено линией от внутреннего и имеет только один вход, от которого всегда идет извилистая тропа, проложенная к центру, где она безусловно заканчивается.

Меандры Чулыма


Стоит выделить основные правила построения лабиринта:

  1. Тропа должна постоянно менять направление;
  2. Она идет извилистым путём;
  3. Она должна как можно чаще огибать пространство кругом;
  4. Она должна проводить объект мимо центра несколько раз;
  5. Рано или поздно она должна вывести человека к центру;
  6. Она должна вернуть его к выходу, следуя аналогичному пути.

Историю возникновения лабиринта относят к 1400 году до нашей эры, этот вывод был сделан, когда в Кноссе была найдена табличка из глины, относящаяся к микенской культуре. На ней был написан текст с использованием алфавита бронзового века, получивший распространение в Греции и на Крите. В переведённом тексте говорилось о некой амфоре с мёдом для богов и амфоре для владычицы лабиринта. Толкование этого письма указывает на то, что «Владычица» — это скорее всего богиня Ариадна, а лабиринт – это некое строение.

В мире существует несколько мест, где лабиринты использовались массово и имели сакральный характер, одним из таковых является Египет. Геродот и Диодор Сицилийский в своих работах описывали некий лабиринт, расположенный на берегу озера Мерид в городе Крокодилополе. Лабиринт состоял из трёх корпусов, его внутренний периметр был 200 метров в длину и 150 в ширину, а одна из сторон служила соединением с пирамидой. Это строение включало в себя множество различных помещений и коридоров. Его схема ходов была настолько запутанной, что человек, туда попавший, мог выйти только в сопровождении проводника. Считается, что этот комплекс использовался для ритуального приношения жертв египетским богам. Историки полагают, что этот лабиринт был центром управления для фараонов, управлявших Египтом. После заката этой древней цивилизации все материалы, использованные для постройки данного лабиринта, были применены для строительства других зданий.

лабиринт Минотавра

В античном мире лабиринты строили не только египтяне, но и греки. Археологи обнаружили лабиринт на северном берегу острова Крит. Они полагают, что он использовался Дедалом — мифическим персонажем, известным нам по рассказам Софокла, для удержания в нём чудовища с телом человека – Минотавра. Его размеры были меньше египетских лабиринтов, но строение было очень похожим.
Ещё один лабиринт находился в Италии, его размеры впечатляют — почти 300 метров в окружности и целая сеть погребальных склепов. Этот лабиринт называли надгробным памятником этрусского царя и правителя города Клузий (сейчас Кьюзи) Ларса Парсены. Также в Италии существовали так называемые «декоративные лабиринты», разрушенные после извержения Везувия, находившиеся в городе Помпее. В одном из таких домов с лабиринтом был мозаичный пол с изображением борьбы Минотавра и Тесея. Известный автор – Марсель Брион, полагает, что эта аллегория изображает трудности, с которыми сталкивается человеческая душа во время пути из этого мира в мир иной.

В средневековье выращивали живую изгородь, по своей форме напоминающую лабиринты. Такие садовые декорации были распространены в Англии 13-19 веков. Общество использовало их в развлекательных целях, хотя также они использовались на территории церкви, для придания религиозного значения. Один из самых известных лабиринтов такого рода располагается в графстве Эссекс. Специалисты утверждают, что ему порядка 800 лет, а длина его дорожек составляет два километра.

Подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход.

Считается, что если проходить лабиринт, касаясь только одного из краев стенок лабиринта, то этот лабиринт обязательно будет пройден, хотя это не всегда верно: в лабиринте с несвязанными стенами этот способ может не сработать.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    17. Вадим Зеланд - Лабиринт неуверенности.

Субтитры

Происхождение слова

В русском языке, скорее всего, через нем. Labyrinth из первоисточника - др.-греч. λαβύρινθος . Древнегреческое слово, возможно, происходит от того же корня, что и λαύρα - «улица, переулок, ущелье». Другая возможность - происхождение от слова «лабрис » (λάβρυς ) - так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите ; это не исключает смешения со словами типа λαύρα . Также во время существования Древней Греции «Лабиринтом» называлось то место где и висел этот топорик. Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом в Кноссе и с Минотавром . Второй компонент ινθος скорее всего означает «крепость». Оба слова - догреческого происхождения.

Лабиринт в Египте

Геродот , Диодор Сицилийский , Страбон и Плиний Старший оставили описание египетского лабиринта близ «города гадов» - Крокодилополя . То было колоссальное гранитное четырёхугольное здание, состоявшее из трёх массивных корпусов, охватывавших с трёх сторон внутреннее пространство длиной около 200 м и шириной в 170 м, четвёртая сторона которого примыкала к пирамиде.

В этом внутреннем пространстве находилось несколько дворов, обставленных колоннами , и крытых гипостильных зал. Само же здание включало в себя множество комнат и коридоров, расположенных частично выше поверхности почвы, частью под землёй. По словам Геродота, число таких помещений простиралось до трёх тысяч. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 000 квадратных метров.

От Фаюмского лабиринта, бывшего, по всей вероятности, пантеоном египетских богов, до нашего времени дошли только некоторые фрагменты, по которым нельзя составить даже представления о нём, и хотя в 1843 году немецкой экспедицией под руководством архитектора Эрбкама эти развалины были исследованы, однако полученные результаты, изложенные позже в работе Лепсиуса : «Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien » (отд. 1, Берлин, ), добавили лишь немного к тому, что уже было известно о лабиринте Аменемхета III благодаря сочинениям писателей древности.

Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нём дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома. После заката египетской цивилизации впечатляющие колонны красного гранита, огромные каменные плиты и отполированный известняк были использованы для создания других построек.

По мнению историков, лабиринт был центром, из которого фараоны управляли страной, главным образом он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.

Связь лабиринта с мифами лучше всего можно понять, когда знакомишься с религиозными ритуалами, посвященными египетскому богу Осирису, который, по представлениям египтян, когда-то был царем Египта. Осирис был богом мертвых, или богом загробного мира. Ежегодно смерть Осириса разыгрывали в египетской мистерии. Под громкое причитание и плач проходил обряд принесения в жертву священного быка Аписа, который символизировал Осириса. Этот плач обращался в радостные возгласы, когда жрец объявлял народу радостную весть о воскресении Осириса. С этими мистическими обрядами египтяне связывали свои надежды на жизнь и верили, что каждый человек, а не только фараон, после смерти уподобляется Осирису. Считалось, что лабиринт с его запутанной системой переходов защищал бога-царя в этой и следующей жизни от врагов и даже от самой смерти.

Фаюмский лабиринт получил широкую известность после выхода в свет в 1896 году исторического романа Болеслава Пруса «Фараон» , в 1966 году экранизированного режиссёром Ежи Кавалеровичем . В романе польского писателя, в 1897 году переведенного на русский язык, учёный жрец Сетха Самонту, пользуясь четками с зашифрованным в них секретным кодом, проникает в лабиринт, однако, будучи обнаруженным его охраной, принимает яд.

Греческие лабиринты

Второй лабиринт, знаменитый в античном мире, находился, по преданию, около Кносса , на северном берегу острова Крит (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кноссе, открытый во время раскопок английского археолога А. Эванса в - гг.). Постройка его приписывалась легендарному ваятелю и зодчему Дедалу по приказанию царя Миноса для того, чтобы содержать в нём чудовище Минотавра , рождённое царицей Пасифаей . Там же, согласно мифу, совершил один из своих подвигов Тесей , убив это чудовище и освободив таким образом афинян от позорной и тяжкой дани. Он выбрался из лабиринта благодаря золотой нити, которую юноша тянул за собой от самого входа. Эту нить ему дала Ариадна , дочь царя Миноса.

Хотя местонахождение лабиринта в Кносе до сих пор не определено, согласно сообщениям, он был похож на египетский образец, только его размеры были намного меньше. Плиний отмечал, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта.

По одной версии, «лабиринт» в первоначальном значении слова означает обиталище божества с двойной секирой (по-лидийски - λάβρυς), символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии. Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет:

«Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт».

В свете такого понимания мифологическое избавление Тесея из лабиринта символизировало его второе рождение, избавление от смерти.

Третий лабиринт, известный в древности, находился на острове Самосе или Лемносе , но от него ничего не уцелело.

Римские лабиринты

Наконец, четвёртый лабиринт - так называемый надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии - огромный курган 250 м в окружности, включающий в себя целую сеть погребальных склепов и переходов из одного в другой. Плиний также упоминает о роскошной этрусской гробнице, о которой ещё раньше писал Варрон и в которой якобы находился подземный лабиринт. В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., находилось по крайней мере два декоративных лабиринта. Один из них, Дом с лабиринтом, известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром. Писатель Марсель Брион утверждает, что это «аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия». Также известно, что дети в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых.

Другие страны

В храме Халебид в Майсуре (Индия) на части фриза можно увидеть изображение лабиринта. Эта постройка XIII века н. э. отображает эпизод из эпоса Махабхарата . Китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов. В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Есть мнение, что многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение. На маленьком острове Сент-Агнес у юго-западного побережья Корнуолла есть лабиринт, который в 1726 году был восстановлен смотрителем маяка на основании оставшихся планов.

Лабиринты в христианстве

Среди удивительных лабиринтов религиозных построек среди христианских стран самым маленьким можно считать круглое резное деревянное украшение XV века н. э., которое находится под потолком церкви Сент-Мэри Редклифф в Бристоле и в диаметре составляет всего 20 см. А самый известный лабиринт находится в кафедральном соборе французского города Шартра . Он был создан в 1235 году из белого и синего камня и его диаметр составляет 10 метров. Большие напольные лабиринты были сделаны в средневековых соборах Франции и Италии, а также в церквях разных городов этих стран, в том числе в Амьене, Байё, Орлеане, Равенне, Тулузе. Лабиринт в Реймсе был уничтожен около 200 лет назад, а в кафедральном соборе в Мирпуа в центре лабиринта изображен Минотавр. Об использовании лабиринтов в известных религиозных зданиях один специалист пишет: «Средневековая христианская церковь заимствовала форму лабиринта из язычества и приспособила её для собственных потребностей, привнеся в эту форму христианский смысл». По всей видимости, лабиринты были использованы церквями христианского мира для того, чтобы показать жизнь христианина в рамках канонов мифологии, придуманной древними египтянами. Церковные лабиринты также использовались для инсценировки походов крестоносцев на Иерусалим. Достичь центра лабиринта означало достичь Иерусалима и добиться спасения. Для некоторых религиозных людей лабиринт представлял собой дорогу, ведущую к раскаянию; чтобы получить прощение грехов, по ней нужно было проползти на коленях, а ритуальное шествие по этой дороге заменяло паломничество в Святую землю.

Сафрон-Уолден в своей книге «Лабиринты» помимо садовых лабиринтов выделяет нарисованные на бумаге лабиринты, которые сами по себе нигде никогда не строились и существовали только в виде схем.

Подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход. Лабиринты не решаются человеком по алгоритму. Считается, что если проходить лабиринт, касаясь только одного из краев стенок лабиринта, то этот лабиринт обязательно будет пройден. Однако, есть и исключения. Это зависит от сложности лабиринта. К примеру, игрок заблудится, если он изначально касается стенки, не связанной с другими стенками. Но это если не включать интуицию и логику игрока (возможность действовать не по заданному алгоритму).

Происхождение слова

В русском языке, скорее всего, через нем. Labyrinth из первоисточника - др.-греч. λαβύρινθος . Древнегреческое слово, возможно, происходит от того же корня, что и λαύρα - «улица, переулок, ущелье». Другая возможность - происхождение от слова «лабрис » (λάβρυς ) - так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите ; это не исключает смешения со словами типа λαύρα . Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом в Кноссе и с Минотавром . Второй компонент ινθος скорее всего означает «крепость». Оба слова - догреческого происхождения, имеющие параллели в современных иберокавказских языках.

Лабиринт в Египте

Литература

  • Германн Керн . Лабиринт: основные принципы, гипотезы, интерпретации // Керн Г. Лабиринты мира. - СПб.: Азбука-классика, 2007, с. 7-33
  • Кодола О. Е.,Сочеванов В. Н. Путь лабиринта. - СПб.,2003. −176 с. ISBN 5-94922-007-2
  • Куратов А. О каменных лабиринтах Северной Европы. // Советская археология. № 1. 1970.
  • Стародубцева Л. В. Метафизика лабиринта // Альтернативные миры знания. - СПб. , 2000. С. 238-296.
  • Хан-Магомедов С. О. Дагестанские лабиринты. - М.: Ладья, 2000

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

С детства многие помнят легенду о страшном чудище Минотавре, которого его мать, дабы скрыть от людских очей свое необычное чадо, поселила в Кносский лабиринт. Это строение было столь запутанным, что никто, кроме его хозяина, не мог найти оттуда выход. Постройка лабиринтов была популярной не только в древние времена, но и в Средневековье и последующие эпохи. Какова же история появления самого понятия "лабиринт" и есть ли у него другие значения?

Этимология термина «лабиринт»

Прежде чем узнать значение этого слова, стоит обратить внимание на его происхождение. Как и миф о Минотавре, так и это существительное пришло в русский язык от древних греков.

Распространены две версии происхождения данного названия. По одной из них, на острове Крит словом «лабиринт» называли место, где хранился ритуальный топорик, именуемый лабрисом. По другой, лабиринт - это крепость. В пользу данной теории говорит то, что в греческом языке есть однокоренное с ним слово, которое переводится как «улочка» или «переулок».

К славянам греческий термин labyrinthos пришел через посредничество немецкого языка и используемого в нем слова labyrinth . Это произошло во времена Петра I, который очень любил эту модную европейскую забаву. Ему приписывают строительство около десяти лабиринтов во всей империи, но это не совсем верно.

В действительности царем был сооружен лишь «Сад у павильона Темпль» в Петергофе. Он представлял собою запутанный парк с бассейном в центре общей площадью в 2 гектара. Построен он был по проекту Жана Батиста Леблона и был прекрасным местом для прогулок летним жарким днем.

Как и о всяком нововведении, об этом ходили самые разнообразные слухи. Одни полагали, что некоторые путники бесследно исчезали в этом диковинном месте. Другие же искренне верили, что петровский лабиринт - это тайное место встреч масонов. Насколько правдивыми были эти предположения - неизвестно.

А вот среди простого народа само слово «лабиринт» (значение его - ниже) приживалось очень долго, поскольку вместо него давно использовалось название «вавилон». К вавилонам всегда относились с опаской, полагая, что они имеют некие магические свойства.

К примеру, известная икона XVIII в. - «Лабиринт духовный» - символизировала собою, как непросто найти путь в Царствие Небесное. Считалось, что, если смотреть на нее, предварительно не исповедовавшись, можно сойти с ума.

Термин «лабиринт»: лексическое значение

Благодаря популярности греческой легенды сегодня это слово до сих пор активно используется в речи. Причем помимо основного значения оно приобрело еще и несколько дополнительных. Начиная с XIX в. можно уже встретить «лабиринт» (значение слова) в толковом словаре Даля, а позже у Ожегова, Ушакова и других.

Владимир Даль в своем труде называет лабиринтом место, из которого сложно найти выход из-за системы запутанных дорожек и переходов. Похоже трактуют лексическое значение слова «лабиринт» и другие российские языковеды.

Сегодня этим словом называют двух- или трехмерное сооружение с запутанной системой путей к выходу. Оно может быть как каменным, так и растительного происхождения.

Другие значения слова

Помимо основного значения этого существительного Владимир Даль в своей книге приводит и второстепенное. Так, он называет лабиринтом внутреннею часть человеческого уха.

А вот Ушаков перечисляет в своем толковом словаре больше определений для этого термина. Так, помимо вышеназванных он упоминает и переносное значение слова: запутанное переплетение чего-то (лабиринт мыслей, лабиринт чувств). В качестве примера приводится цитата из Салтыкова-Щедрина: «Ежели я не оборву разом, то, наверное, запутаюсь в лабиринте самовопрошений и самовозражений».

Сегодня лабиринт - это еще и защитное устройство компьютерного жесткого диска, а также название настольной игры российского издательства и книжного магазина.

Кроме того, популярность это термина послужила тому, что за последние 30 лет снято 5 кинофильмов, в названии которых фигурирует данное слово. Также есть несколько книг с таким названием и музыкальных альбомов.

Фаюмский лабиринт

Одно из первых упоминаний о строении-лабиринте принадлежит отцу истории - Геродоту.

Он описал храм египетского божества с головой крокодила, которому поклонялись в Шедите (Геродот назвал этот город «Крокодилополь»). Точно неизвестна цель построения Фаюмского лабиринта, принято считать, что он предназначен был для проведения разнообразных религиозных ритуалов, а также для хранения сокровищ. По рассказам древних, система ходов, колонн и ниш позволяла человеку, не знающему его устройства, блуждать в этом месте несколько дней, а то и недель.

Из руин, оставшихся на его месте сегодня, трудно понять, насколько сложным было это строение на самом деле, но, судя по описанию отца истории, оно выглядело поистине роскошно. Кстати, этот лабиринт описан в романе Болеслава Пруса «Фараон».

Греческие, римские, индийские лабиринты

Известный Кносский лабиринт был сделан по образу Фаюмского, однако значительно уступал ему размерами. Он также выполнял роль культового строения, однако божеством был не крокодил, как у египтян, а бык (вероятно, отсюда и легенда о Минотавре). Его создание приписывают самому Дедалу. В отличие от египетского местонахождение этого до сих пор неизвестно.

Помимо Критского существовал еще один известный греческий лабиринт. Однако, где он точно находился, неизвестно. Разные историки называли местом его расположения острова Эгейского моря: Самос или Лемнос. В связи с эти существует версия, что лабиринт Минотавра мог быть вовсе не на Крите. Но пока не найдены руины хотя бы одного из них, все это - лишь голые теории.

Римляне, перенявшие у греков их культуру, конечно же, не могли устоять и не построить собственные лабиринты. Большинство из них не дошли до наших дней, однако в призрачном городе Помпеях, где время, казалось, застыло, сохранились в целости два небольших дома-лабиринта с изумительными мозаиками, иллюстрирующими миф о Минотавре. Считается, что у римлян лабиринт - это была еще и популярная детская забава. Так же как и у греков, у них это строение иногда использовалось и в культовых целях, о чем свидетельствует царский погребальный курган в Клузиуме, состоящий из запутанной системы погребальных комнат.

Кстати, в Индии тоже был распространен культ этого строения. Индусы верили, что злые демоны могут передвигаться только прямо, поэтому при входах в храмы и дома делали небольшие лабиринты, чтобы оградить себя.

Лабиринты во времена Средневековья

С превращением христианства в главенствующую религию Европы любовь к запутанным постройкам пережила свой новый подъем.

Первоначально лабиринтами украшали полы церквей и соборов, символизируя этим человеческую греховность. Чуть позже религиозные лабиринты стали использоваться для различных постановок, в частности для инсценировок походов на Иерусалим.

Лабиринты в Великобритании и Франции

Начиная с XIII в. эти строения стали использоваться в качестве экзотического декора в миру. Поскольку строить и содержать каменные постройки такого типа было непрактично, постепенно в моду вошли лабиринты-сады.

Особой популярностью они пользовались во Франции, Великобритании, а также Италии. Создание таких развлечений превратилось в настоящее искусство, популярное и по сей день.

Классический «каменный лабиринт» на острове Олений, Белое море

История создания лабиринтов уходит корнями в древние времена, когда у людей преобладало не логическое, а образное мышление. Понять, почему затрачивались огромные усилия для выкладывания каменных кругов и спиралей, современным ученым не так-то легко. История лабиринта по-прежнему не закончена.
Есть множество версий. Одна из них - лабиринты в древние времена являлись ловушками для рыбы. По другой - лабиринты являют собой схему Солнца и планет. А возможно, извилистые линии лабиринта повторяют фигуры древнего магического танца…
Версия, которой придерживаются многие современные исследователи, состоит в том, что лабиринты задумывались как своего рода лаборатории совершенствования духа, внутри совершались особые мистические ритуалы. Не случайно строение лабиринта напоминает строение мозга!

Но лабиринты - это не только сооружения, гораздо чаще они встречаются как знаки, нанесенные на стены жилищ или храмов, вплетенные в орнамент, отпечатанные на керамике. Изображение лабиринта было очень популярно в Римской империи, где использовалось как элемент оформления стен и полов.
Найденные во время раскопок мозаичные лабиринты, выложенные, как правило, на полу разных зданий, приобрели у римлян более сложные геометрические формы. Для их создания обычно использовались мелкие кубики из цветных камней или стекла, которые выкладывали в раствор, смешанный с терракотой (обожжённой землёй).
Лабиринты располагались недалеко от входа или прямо на пороге зданий и, вероятно, рассматривались как защитный символ. Сегодня археологи обладают большой коллекцией подобных лабиринтов, обнаруженных на огромной территории от Португалии до Кипра и от Англии до Северной Африки.

Лабиринт - это задача, которая в основном решается наугад. Лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или запутанное дело, из которого очень сложно найти выход. Обычно правильный путь решения в лабиринте один. Чем больше выходов, тем легче решить лабиринт.

Устроенные в парках и на туристских маршрутах лабиринты предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов.

Садовые лабиринты





Существуют и садовые лабиринты - особого рода садовые украшения, состоящие из более или менее высоких живых изгородей. Изгороди расположены так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру. Дорожки изгибаются в разные стороны и сообщаются между собой настолько замысловато, что человеку нелегко добраться как до центра, так и найти обратный путь.

Разгадывание лабиринтов - любимое занятие для всех! От самых маленьких до самых больших!

Попробуй пройти по всем лабиринтам, которые расположены ниже!