Куст сирени анализ произведения. Анализ рассказа куст сирени куприна сочинение

«КУСТ СИРЕНИ» Анализ рассказа Куприна Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания. Сюжетная линия Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия. Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене. Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём. Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой. Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы. Идейное содержание О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым. С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены. Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени. Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании

Тема урока: А. И. Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

Тип урока:

Технологии:

Цель урока:

Задачи урока: Обучающие: знакомство с творчеством А. И. Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного. Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции. Воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека. Оборудование:

Ход урока

I . Стадия вызова.

1.Целеполагание. - Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя - А. И. Куприна. Необычность урока в том, что мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя.

Утверждение

Верно или нет

Куприна воспитывал отец

Нет (В Париже)

II

2. Подготовка к восприятию. - Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А. И. Куприна - рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени». (Просмотр видеоклипа.)

О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Сирень - красивый цветок, который зацветает весной. Весна - это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень - цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 - символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».

По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

3. Восприятие текста. - Итак, рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

(Первая часть - прослушивание аудиозаписи)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа? (Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем? (Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова? (Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

Сочувствует ли ему Верочка? (Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

Что ей удалось добиться? (Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие? (Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу? (Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

Чем закончился спор героев? (Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

(Вторая часть - чтение учителя)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

Кто из героев прервал тяжкое молчание? (Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

Как отреагировал на это Николай Евграфович? (Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

Что же на самом деле придумала Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

Как вы относитесь к этому решению героини? (Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

Как ведёт себя Верочка, приняв решение? (Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

Куда же отправляются герои? (Они едут в ломбард - учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть - самостоятельное чтение студентами.)

Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Что будет с героями после событий рассказа?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера - верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз - неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

У А.Фета есть такое стихотворение:

Не украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Среди явлений пёстрых - ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

А теперь давайте проявим творчество - напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально. (Прослушивание синквейнов)

III . Стадия «Рефлексия».

В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

Домашнее задание.

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье - тепло в доме твоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже - утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Синквейны

Сирень

Красивая, душистая

Сирень

Яркая, красивая

Подарила людям счастье.

Сирень

Цветущая, душистая

Цветёт, благоухает, радует.

Дарит веру, надежду, любовь.

Семья

Прочная и верная

Всегда сплочённая.

Верность.

Любовь

Светлая и нежная

Пришла, очаровала, захватила.

Дарит людям радость надежды.

Вера

Праведная, благословенная

Чарует, помогает, творит.

Проникает в сердце.

Счастье

Добросердечное, нежное

Обретается с трудом.

Сирень

Красивая, очаровательная

Дарит людям счастье.

Весна

Светлая и яркая

Дарит людям надежду, любовь.

Любовь

Преданная и заботливая

Пришла, украсила, затмила.

Дарит людям надежду, мечту.

Любовь

Прекрасная, необъяснимая

Пришла, завлекла, осветила.

Нарисовала счастье

В сердце.

Весна

Яркая, красивая

Пришла, очаровала, окрылила.

Пора любви.

Любовь

Страстная и нежная

Пришла, очаровала и оставила.

Всегда дарит радость, мечту.

Позняк Ольга Александровна, 08.02.2017

3420 101

Содержимое разработки

Тема урока: А. И. Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

Тип урока: работа с художественным текстом

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; информационно-коммуникационные.

Цель урока: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи урока: Обучающие: знакомство с творчеством А. И. Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного.Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции. Воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека. Оборудование: Портрет А. И. Куприна. Видеоклип: Рахманинов «Сирень».

Ход урока

I . Стадия вызова.

1.Целеполагание. -- Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А. И. Куприна. Необычность урока в том, что мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. (Работа в парах на листочках.)

Утверждение

Верно или нет

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

II . Стадия «Осмысление». Приём «Чтение с остановками».

2. Подготовка к восприятию. -- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А. И. Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени». (Просмотр видеоклипа.) (На доске запись: куст сирени.)

О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».

По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

3. Восприятие текста. -- Итак, рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи) «Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет…. Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа? (Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем? (Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова? (Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

Сочувствует ли ему Верочка? (Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

Что ей удалось добиться? (Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие? (Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу? (Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

Чем закончился спор героев? (Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

(Вторая часть – чтение учителя)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

Кто из героев прервал тяжкое молчание? (Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

Как отреагировал на это Николай Евграфович? (Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

Что же на самом деле придумала Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

Как вы относитесь к этому решению героини? (Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

Как ведёт себя Верочка, приняв решение? (Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

Куда же отправляются герои? (Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть – самостоятельное чтение студентами.)

Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Что будет с героями после событий рассказа?

4.Работа над нравственной идеей текста. -- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

У А.Фета есть такое стихотворение:

Не украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых - ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

5.Творческая работа над текстом. -- А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально. (Прослушивание синквейнов)

III . Стадия «Рефлексия».

В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

Домашнее задание.

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже – утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Но понятья о счастье у всех свои.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное - просто жизнь любить.

_____________________________________________________________________________

Синквейны

Сирень

Красивая, душистая

Расцвела, заставила влюбиться.

Сирень душистая с весною расцвела.

Сирень

Яркая, красивая

Расцвела, запахла, обрадовала.

Подарила людям счастье.

Сирень

Цветущая, душистая

Цветёт, благоухает, радует.

Дарит веру, надежду, любовь.

Семья

Прочная и верная

Радует, заботит, поддерживает.

Всегда сплочённая.

Верность.

Любовь

Светлая и нежная

Пришла, очаровала, захватила.

Дарит людям радость надежды.

Вера

Праведная, благословенная

Чарует, помогает, творит.

Проникает в сердце.

Счастье

Добросердечное, нежное

Обретается, открывается, очаровывает.

Обретается с трудом.

Сирень

Красивая, очаровательная

Расцветает, завораживает, очаровывает.

Дарит людям счастье.

Весна

Светлая и яркая

Наступила, окружила, украсила.

Дарит людям надежду, любовь.

Любовь

Преданная и заботливая

Пришла, украсила, затмила.

Дарит людям надежду, мечту.

Любовь

Прекрасная, необъяснимая

Пришла, завлекла, осветила.

Нарисовала счастье

В сердце.

Весна

Яркая, красивая

Пришла, очаровала, окрылила.

Пора любви.

Любовь

Страстная и нежная

Пришла, очаровала и оставила.

Всегда дарит радость, мечту.

У каждого человека понятие “счастье” разное. Для одних – это финансовое благополучие, для других – это самореализация и успех в жизни. Некоторые считают, что счастье – это духовное развитие, личностный рост. Но главное то, что у каждого оно свое. Для Александра Куприна счастье означало любовь и благополучие в семье. Именно это он показал в своем рассказе “Куст сирени”.

Главными героями этого рассказа являются Вера и Николай Алмазовы. Уже в начале автор показывает, что у этой пары прекрасные взаимоотношения. Когда Алмазов пришел домой, жена сразу заметила его “насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой”. Она поняла, что у Николая неприятности. И даже когда Алмазов разговаривал с ней раздраженно и нервно, она не сердилась, а лишь слушала его рассказ. Оказалось, что во время подготовки своей последней и самой важной работы, Николай нечаянно сделал огромную зеленую кляксу. Чтобы как-то исправить положение, он нарисовал там дерево. Но когда Николай показал свой чертеж профессору, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности

его нет. Они начали спорить, и в результате было решено на следующий день поехать туда, чтобы проверить все лично. Алмазов был очень подавлен и расстроен, ведь никаких деревьев там не было. Однако его жена не могла бросить Николая в трудную минуту, потому она решила посадить растение в том месте, где он сделал кляксу. Вера так сильно любила своего мужа, что не побоялась отдать ради него все свои драгоценности. Она была готова пойти за ним хоть на край света. Вере удалось посадить сирень за одну ночь. На следующее утро профессор увидел этот куст. Он принял работу Алмазова, а сам посчитал, что допустил ошибку из-за старости. Николай был очень рад, а Вера все спрашивала о его разговоре с профессором. Они оба вновь обрели счастье, а куст сирени стал их любимым растением.

И хотя сам рассказ маленький, но в нем нет ничего лишнего. Даже имя жены Алмазова выбрано не случайно. Но главное в этом рассказе не победа, одержанная Николаем, а те чувства, которые перенесли герои во время сего происшествия.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно,...
  2. Сюжет рассказа “Куст сирени” о том, как Вера помогла мужу преодолеть сложную проблему, но можно с уверенностью сказать, что этот рассказ о любви. Во-первых, в...
  3. Отвечая на поставленный вопрос, можно с уверенностью сказать: Вера Алмазова счастлива. Начнем с того, что счастье каждый человек понимает по-сво­ему. Для Веры счастье в том,...

Фролкина Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Горловская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 40

с предоставлением дошкольного образования

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.КУПРИНА

«КУСТ СИРЕНИ»

1. Анализируемый текст является сочетанием повествования от третьего лица и прямой речи героев художественного произведения (рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»). Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А.И.Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

2. Тема рассказа однозначна - любовь: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

Главная мысль рассказа "Куст сирени" заключается в великой силе любви. Именно любовь, нежность, преданность и верность Веры Алмазовой к мужу помогает сделать для него всё, чтобы преодолеть невзгоды.

3. Композиция рассказа трёхчастная: провал работы, её защита и благополучный исход.

Между 1 и 2 частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени.

4. Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень в рассказе Куприна – это образ-символ, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – сюжетообразующая деталь.

Существует легенда, в которой рассказывается, что богиня цветов Флора с приходом весны решила разукрасить землю. Она смешала солнечные лучи с радугой и стала щедро разбрасывать их о земле. Всюду распускались цветы – красные, желтые, оранжевые, голубые. Но по мере продвижения вместе с весной на север, краски стали кончаться, и, когда Флора достигла северных земель, у нее остались только белая и сиреневая краски. Богиня окропила ими мелкий кустарник северных земель и на нем появились мелкие белые и сиреневые цветочки.

В русской лирике сирень служит символом раннего расцвета природы. Это красивый цветок, который зацветает весной. Весна - это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень - цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет четыре лепестка. В мифологии четыре - символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

Таким образом, основная эмоциональная характеристика рассказа - счастье. Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

5. Лексема «сирень» имеет следующее значение: «Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками». Название растения связано с названием цвета – «лиловый». В Энциклопедии символов сирень означает «первое чувство любви».

Установление лексического и символического значений данной номинации позволяет выявить особенности авторских текстовых ассоциаций, в формировании которых участвует слово «сирень». Заметим, что номинация «куст» во втором своём значении обозначает «групповое объединение», что, на наш взгляд, имеет свою смысловую нагрузку в рассказе А. Куприна.

Герой рассказа – Николай Алмазов, молодой небогатый поручик, слушатель курсов в Академии генерального штаба, успешное окончание которых позволило бы ему получить повышение по службе и больше не служить в полку.

Образ жены Алмазова, Верочки, создается писателем с помощью глагольных конструкций, что позволяет судить о молодой женщине как о натуре деятельной, умеющей жертвовать, помочь в трудную минуту, бескорыстно любить:

Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость…. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом , чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый комфорт.

Алмазов, выполняя самую трудную практическую работу – инструментальную съёмку местности – «посадил пятно» зелёной краской на прекрасно вычерченном плане. Чтобы как-то исправить свою оплошность, он решил пойти на хитрость.

Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить…. Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было <…> А он (профессор. – Н.Ч.) говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может».

Алмазову пришлось настаивать на своем, и тогда профессор предложил на следующий день проверить, есть ли на этом месте кусты или нет. Чтобы спасти мужа, Верочка предложила: «… если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же». Заложив в ломбарде серьги, кольцо, браслет и выручив таким образом двадцать три рубля, молодые люди направились к садовнику.

Номинация «кусты» получает в тексте свою конкретизацию – «кусты сирени». Появляются и другие флоризмы (дёрн, трава ), функциональное назначение которых – маркирование процесса осуществления плана Верочки по спасению чести своего мужа.

Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

Флоризмы «листочек», «дерево», «берёзка», «кустики» участвуют в маркировании эмотивной доминанты того фрагмента текста, когда профессор увидел на хорошо знакомом ему пустыре кусты какого-то растения:

«Что это за дерево?» – спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». – «Берёзка, должно быть?» – говорит. Я отвечаю: «Должно быть, берёзка, ваше-ство. Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики».

Таким образом, флоризм «куст» в смысловом пространстве рассказа А. Куприна действительно приобретает дополнительное, символическое значение «объединение людей в группу для совершения определённых действий».

В конце рассказа номинация «куст» уже не употребляется. Появляются флоризмы «сирень», «цветок», являющиеся в тексте символом товарищества и любви. Наблюдается своего рода «эволюция»: просто куст «превращается» в цветок, который назван героиней любимым:

муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

- Ты – чему? – спросила Вера.

- А ты чему?

- Нет, ты говори первый, а я потом.

- Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты

- Я тоже, глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…

Исследование семантико-функционального потенциала флоризмов в произведении А. Куприна позволяет говорить о том, что они играют регулирующую роль в восприятии и понимании образов персонажей.

6. В рассказе "Куст сирени" Куприн показывает семейное счастье семьи Алмазовых. В фамилии героев уже содержится оценка происходящего, так как алмаз - драгоценный камень, блестящий, многогранный. Это намек на чистые, светлые отношения между супругами. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска». Имя Вера тоже неслучайно (женское имя Вера имеет славянские корни, однако, распространилось только с приходом христианства, имеет то же значение, что и слово « вера») : это вера в свои силы, уверенность в будущем. Николай – в переводе с греческого языка означает «победитель народов» , а отчество Евграфович от имени Евграф, которое в переводе в греческого означает «хорошо пишущий». Выбор имени главного героя говорит о том, что хоть и с помощью своей жены Веры, но Алмазов выходит победителем из сложившейся ситуации:

- Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. "Что это за дерево?" - спрашивает. Я говорю: "Не знаю, ваше-ство". - "Березка, должно быть?" -говорит. Я отвечаю: "Должно быть, березка, ваше-ство". Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. "Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики". Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул.

Главную героиню автор называет не иначе как Верочка. В этом нежном имени заложена вся искренняя любовь и нежность, которая царит в этой семье. Эмоциональное спокойствие поддерживает тоже она: " Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом ". Верочка была по мере необходимости " переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой " мужа.

Тональность этого текста решается также на лексико-семантическом уровне. Куприн использует лексику, которая показывает спокойный, счастливый и веселый эмоциональный тон: " И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту парочку… ".

Эмоциональную тональность рассказа «Куст сирени», как и многих других ранних произведений Куприна, мы определяем как мажорную .

7. В основе повествования лежит прием антитезы. Автор использует ее и в изображении героев.

Противоположные черты характера главных героев

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучила встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом…

Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом, нервном лице»

Раздражен, недоволен

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра

Не видит выхода, не верит в успех

Верит в успех дела, надеется на положительный исход

Подчиняется жене, действует по ее плану, лицо сияет « торжеством одержанной победы» . Алмазов преображается: из мрачного неудачного он превращается в счастливого человека

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее

Упорный, целеустремленный, но из – за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах

Добра, отзывчива, самоотверженная, очень любит своего мужа, из любой ситуации сможет найти выход

Приём антитезы помогает раскрыть идею произведения. Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. Автор не дает нам внешнего описания героев. Куприн сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, который гораздо важнее внешности.

Повествование идет от лица автора и можно проследить, как сам автор относится к своим героям: Куприн открыто выражает свои чувства, с большой симпатией относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.

8. В рассказе появляются эпизодические, но не менее яркие герои: оценщик, садовник и профессор. Оценщик привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, садовник сначала был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль, он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но потом, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается. Можно заметить, что автор симпатизирует этому «маленькому старичку в золотых очках».

Союз героев рассказа «Куст сирени» Николая и Верочки выдержал испытание на прочность. Воплощением этого союза, любви, готовности к взаимопомощи, к преодолению трудностей для блага любимого человека, становится сирень. После того, как история с посадкой кустов сирени закончилась благополучно, Алмазов и Верочка идут домой счастливые. Дома за чаем они вновь возвращаются к разговору о кустах сирени и Верочка признается, что сирень с этих пор будет ее самым любимым цветком. Невольно верится, что Верочка и Николай будут счастливы, пройдут весь свой жизненный путь, взявшись за руки, и цветы благоухающей сирени будут для них залогом счастья.

9. В этом на первый взгляд незатейливом произведении Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в обычной житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы. Однако многие впоследствии забывают об этом, или попросту им не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Умение найти нужные слова, а иногда заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между людьми. Что касается героев этого рассказа, то можно быть уверенными, что их дальнейшая совместная жизнь непременно будет счастливой.

Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Свое произведение под названием «Куст сирени» Куприн написал в конце 19 столетия, сюжет которого отличается реалистичностью, царившей в то время. Благодаря этой правдивости, а также жизненности публика встретила рассказ очень положительно, а критики о нем писали только положительные отзывы.

Само произведение «Куст сирени» достаточно небольшое, поэтому в нем отсутствует переплетение сюжетных линий. Главными героями этого рассказа является Алмазов, он студент и молодой офицер, который имеет жену Верочку. Николай недостаточно старательный студент, который к тому же еще и выпускник, но однажды, когда он сдает очередную практическую работу, то его ждет несчастье.

Перед этим Алмазов готовил к занятию чертежи и нечаянно сделал в одном месте кляксу, чтобы хоть как-то от нее избавиться он там нарисовал дерево, но когда после показал чертежи преподавателю, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности его нету. Более того, он предложил на следующий день поехать туда и проверить это. Молодой офицер был подавлен и расстроен, он с ужасом рассказывал об этом своей жене.

Следует заметить, что Куприн показывает Алмазова, как нервного человека, который не отличается высоким уровнем интеллекта. А в Академии он учится только благодаря тому, что ему постоянно помогает его Верочка, да и поступить ему туда удалось только с третьего раза.
В этот раз она снова решает ему помочь. Она собирает все свои драгоценности и относит их в ломбард. После Верочка решается посадить именно в том месте, где Николай сделал кляксу, настоящее дерево. Это ей удается сделать за одну ночь и вскоре там появился куст сирени. На следующее утро профессор увидел этот куст, поэтому принял работу Алмазова и к тому же посчитал, что он был невнимательным и такую ошибку допустил сам из-за своего пожилого возраста. Николай, конечно же, был счастлив и рад такому повороту событий.

Не трудно догадаться, чем в таком случае руководствовалась Верочка. Безусловно, любовью. Но Куприн в своем рассказе показал жертвенную любовь, в которой женщина отдает себя любимому мужчине всю, без остатка. Жена готова пожертвовать многим, да, пожалуй, всем ради своего мужа. Других забот, кроме помощи и поддержки Алмазова для Верочки не существует. Она живет только для него и ради него и при этом успехи Николая делают ее только счастливой.

Однако вместе с этой идиллией мы можем заметить как бы между строк, что Куприн хочет показать своим читателям насколько может быть проблематичным неравный в духовном и умственном плане брак. Ведь мы видим, как жалко выглядит слабый Алмазов по сравнению со своей сильной и мудрой женой. Но в то же время для самых героев это, скорее всего, не играет никакой роли, поскольку они счастливы и им не страшны любые преграды, когда они вместе, а сам куст сирени становится символом этого, символом их крепкой любви.