Культура и быт во второй половине XVIII века в России. Организация народного образования во второй половине XVIII века

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей – сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру. Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых. Уровень образовательного процесса в Воспитательном доме был высок; учреждение пользовалось популярностью в городе, поэтому неслучайно именно при нем открылись «французские классы» для подготовки будущих гувернанток.



В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины. В 1765 году в Петербурге была открыта первая в России общественная школа для женщин – Смольный институт. До этого девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах.

В 1779 году на деньги Прокопия Акинфиевича Демидова открыто Московское Коммерческое училище для детей купцов и разночинцев.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института. До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. Школьная реформа1780 – годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения.


Развитие педагогической мысли в России во второй половине 19 века (Н.А. Корф, Бунаков, Тихомиров)

Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы.

В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университеты получили более широкую автономию, управление университетом передавалось Советам профессоров. Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием для поступления в гимназии становится имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение.

От платы освобождались дети малоимущих родителей. В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. Д.А.Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.

Н.Ф. Бунаков - педагог, разделявший принципы органической связи школьного дела с народной жизнью, внимания к ученику и доверия к личности и труду народного учителя Характерным, «неоспоримым мотивом жизни современного человека является его национальная особенность: сознавать себя гражданином известной страны и стремиться к пользе своего отечества как к личной выгоде - одно из тех почтенных качеств, которого никто не станет оспаривать. «Школа... должна поддерживать в своих учениках чувство народности», - формулировал ученый, подподчеркивая значимость в воспитании народного чувства преподавания родной природы, отечественной географии, истории, родного языка и литературы. Идеалом возможно воздействовать на души детей, и нет в этом ни плохого, ни неразумного, - считает педагог-просветитель. Ученик и учитель в народной школе. Эти проблемы интересовали Н.Ф. Бунакова. Школа должна уже с первых дней приятия учащихся делаться для них «серьезным», «интересным, занимательным» делом. Ученик не просто трудится, усваивая новый для себя опыт, но трудится самостоятельно. Размышляя о бытии ученика и учителя в школе, Н.Ф. Бунаков приходит к уже отмеченному в отечественной педагогике взгляду народную школу как на нечто целостное и нравственное - живое одновременно. Условием поддержания нравственного «склада школьной жизни» является знание учителем жизни каждого из его учеников. Завершим обращение к наследию Н.Ф. Бунакова его мыслью о ненужности или даже вредности использования в школе «наказаний и наград». Наказания и награды дурно влияют и на ученика, и на учителя. «Возвышенным» и «благотворным» идеалом (отечество, добро, совесть, труд, люди и в этом вся человеческая вселенная) осмысление и развитие детской духовности, воспитание чувства соборности в душе человека (соборности, сберегающей право личности своей волей к Богу вопрошать и отвечать), представление перед детьми жизни как серьезного, самостоятельного духовного действия-подвига (учение как аналог такой жизни), доверие и следование детской душе в ее желании радостно, с интересом всматриваться в созданный Богом мир; бытие школы как живой соборной духовности (учителей и детей), которая следует правилам, но подчиняется только сердцу - учителя и ребенка; взгляд на учителя как живое явление русской культуры (и науки, в частности); осмысление образования ученика через призму абсолютных ценностей - эти идеи привнес в отечественную педагогику Н.Ф. Бунаков.


Система образования в Западной Европе в период Реформации и Контрреформации. Система иезуитского воспитания

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения. В отличие от римско-католической церкви, исповедовавшей истину как неизменное отражение божественного провидения, Реформация предполагала дополнить божественные по своему происхождению истины.

Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

В движении Реформации прослеживались умеренные и радикальные течения. Лидер последнего Томас Мюнцер (1490 - 1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером. Воспитание в учебных заведениях элементарного образования происходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом в развитии школьного образования.

В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары. Секли всех без исключения. В школах элементарного обучения царило словесное мнемоническое обучение.

Учебных пособий, разработанных специально для детей, фактически не было вплоть до XVI в. Распространение элементарного образования шло медленно и трудно. Элементарное образование можно было получить только в городах. В сельской местности царило невежество. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества. Значительная часть детей не получала даже начатков образования. Учебные заведения повышенного общего образования XV - первой трети XVII в. генетически так или иначе были связаны с предшествующими городскими и церковными школами.

Борьба за единство веры повысила интерес к школе как аппарату воспитания масс не только в протестантском реформационном движении, но и в пришедшем ему на смену католическом, с конца 50-х годов XVI в. в качестве противостоящей лютеранству силе выступила Контрреформация. Католическая реакция была направлена не только против реформационных религиозных движений, но и против светской гуманистической культуры. Основатель ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола (1491-1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успеха в отстаиваемом им деле можно добиться через всеохватывающую просветительскую деятельность. Контрреформация стала создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы. А с целью привлечения к себе господствующих классов она развернула активную деятельность и в направлении средней и высшей школы. Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы сохранились в школах западных стран и сегодня. Интерес в их системе обучения и воспитания представляли такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и многое другое. То все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой лежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом. Развивая фанатическую преданность римско-католической религии, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области образования, оказалась по сути своей реакционной, уводящей человека от идеала саморазвивающейся творческой личности.

В своем роде только Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту. По-своему интерпретирующий античный взгляд на развитие и воспитание человека, гуманизм Возрождения оказал значительное влияние на определение типа воспитания в новое время. В рамках одного и того же исторического периода Возрождение и Реформация по-разному определяли взаимоотношение индивида и общества. Если гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то реформаторам церкви удалось при помощи воспитания властвовать над самими людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полностью оттеснено идеологией Реформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.

Боевым органом контрреформации стал Орден иезуитов ("Общество Иисуса"). Этот орден был основан Игнатием Лойолой в 1540 г. Иезуиты в отличие от монахов других орденов жили в миру, нередко являясь политиками, дипломатами, придворными, воспитателями и учителями, врачами.
Борьбу против Реформации в Испании возглавлял сам король Филипп II.

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью и т.п. задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» все еще была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

2.1 Образовательная реформа Екатерины II

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России". Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания. В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру. Воспитание происходило по методу известного педагога И.И. Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

Реализуя свое представление о просвещении и продолжая осуществлять замысел Петра, Екатерина II придавала первостепенное значение созданию современной европейской системы образования.

Система школьного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать ее был приглашен Янкович де Мириево . Когда в августе 1782 года он прибыл в Петербург, ему было 40 лет. В России он прожил 32 года.

Первым делом Янкович создал в Петербурге и возглавил Учительскую семинарию. За годы ее существования (1782 – 1804) обучение прошли более 400 воспитанников. Впервые в России появились учителя, прошедшие специальную педагогическую подготовку.

Янкович подготовил и издал за пять лет свыше 70 учебников, в том числе 10 собственных: букварь, руководство по чистописанию, катехизис, учебник по российской истории, правила для учащихся и т.п.

В августе 1786 года Екатерина II утверждает важнейший документ всей школьной реформы «Устав народным училищам в Российской Империи». Составителем этого документа был Янкович. В губернских и уездных городах, а также в сельской местности создавались общеобразовательные и доступные для всех школы – народные училища.

Впервые наряду со специальным образованием появляется общее. Создается единая система школьного образования. Согласно уставу учреждались два типа народных училищ: главные (срок обучения 5 лет) и малые (2 года). Занятия в училищах начинались зимой в 8 часов (летом – в 7) утра и продолжались до 11 часов, затем следовал перерыв и с 14 до 16 – снова уроки.

Впервые преподавание велось на русском языке. Именно Янкович придал школе тот вид, который она сохранила, по сути, до сих пор.

Раньше учитель занимался не с классом, а с каждым учеником в отдельности, от того в комнате стояло непрестанное гудение: всяк зубрил свое. Впервые в классной комнате появилась одна большая доска. Впервые стали устраивать перед уроками перекличку с непременным ответом «здесь». Было установлено: кто хочет спросить или ответить, должен поднять левую руку. Из XVIII века пришли к нам и классный журнал, и обязательные экзамены, и каникулы – и все это придумал Янкович.

Помимо государственных в это время существовали и частные учебно-воспитательные заведения, в том числе иностранные, открытые немцами и французами. В 1784 году в Петербурге было 22 иностранных частных пансионов, 4 школы. Общее число учащихся – 500 человек (100 девочек). 17 частных школ в Петербурге были русскими, в них обучалось 159 человек.



Учителя частных школ были обязаны иметь свидетельство о знании наук, которые они намерены преподавать. Руководитель пансиона или школы должен был составить полный план обучения и воспитания.

Помимо общеобразовательных, доступных для всех школ в Петербурге была создана сеть закрытых учебных заведений. Инициатором ее создания был И.И. Бецкой – один из образованнейших людей своего времени. «Добрые или худые нравы каждого человека зависят от доброго или худого воспитания», –утверждал он. По его мнению, семья ничего хорошего не могла дать в воспитании детей, поэтому их надо отгородить «от испорченной среды их родителей», вырастить из них «идеальных людей» по просветительской модели. По разработанным Бецким докладам и уставам в Петербурге были открыты: воспитательный дом для детей сирот и подкидышей; училище при Академии художеств для мальчиков всякого звания, исключая крепостных, с 5 – 6 лет (1764); такое же училище при Академии наук (1765); воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (1764); Сухопутный шляхетный кадетский корпус (преобразован в закрытое училище в 1766г.) и т.д.



Особое внимание Екатерина II уделяла созданию специальных женских учебных заведений. В 1764 году именным указом императрицы создается Общество благородных девиц в Смольном монастыре(Смольный институт благородных девиц). «Отделение благородных девиц» должно было дать обществу высокоинтеллектуальных женщин; «мещанское отделение» – пополнить «третье сословие» работницами и хозяйками, оно готовило учительниц, воспитательниц (позже преобразовано в Александровский институт).

Это было неслыханное новшество – программа создания гражданок, особенно если вспомнить, что совсем недавно эти гражданки сидели взаперти по теремам и горницам. Реформы Петра и Екатерины открыли путь радикального изменения судьбы женщины во всех сферах жизни. До конца века в институте благородных девиц получили образование 1316 девушек – половина «благородных», половина «мещанок». Можно говорить о явном прогрессе в образовании женщин между началом и концом царствования Екатерины, которое выражалось в появлении «читающих» и даже «пишущих» женщин.

Смольный институт был задуман как учебное заведение с очень широкой перспективой. Учебную программу для него разрабатывал Д. Дидро. Предполагалось, что смолянки будут обучаться, по крайней мере, двум языкам (кроме родного, немецкому и французскому, позже в план был включен итальянский), а также физике, математике, астрономии, экономике, истории, географии, стихотворству, танцам, архитектуре, рисованию, музыке, шитью, вязанию. Учиться в институте считалось почетным. Обучение велось девять лет с 5 – 6-летнего возраста. В течение этих лет ученицы практически не бывали дома.

Принцип замкнутости был положен в основу обучения осознанно: этим стремились отгородить воспитанниц от семьи– носительницы старых, отживших традиций. Много времени уделялось нравственному воспитанию учащихся, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»: кротости, учтивости, скромности и великодушия; физическому воспитанию – соблюдению гигиенических норм, прогулкам на свежем воздухе, здоровой пище.

Видным деятелем в области русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мириево (1741 -1814).

При Екатерине II предпринимается попытка развить просвещение для народа. Система народного образования была заимствована из Австрии, а воплощать ее в России был приглашен в 1782 г. Федор Иванович Янкович - серб по происхождению, знавший русский язык. В том же году была создана комиссия но учреждению народных училищ. Янкович перевел на русский язык разные уставы и инструкции учителям, а также перевел, переделал и издал учебники: «Букварь», «Сокращенный катехизис», «Руководство к арифметике », «Священная история», «Руководство к российскому чистописанию » и др. Он проработал в сфере народного образования России более 20 лет.

Главные теоретические положения своих воззрений на образование изложены Янковичем в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783), составленном под влиянием педагогики Я. А. Коменского. Вкратце они сводятся к следующим рекомендациям: нужно учить учеников совокупно, т.е. вместе всех разом одному и тому же ; для этого их следует разделять на классы ; когда один ученик читает или отвечает, весь класс следит за отвечающим; книги должны быть у всех одинаковы, и дети время от времени читают все вместе вслух.

Совокупное наставление и чтение реформировали школьное обучение. Прежде каждый ученик учился сам по себе, ему задавались особые уроки, учитель особо прослушивал каждого ученика, у каждого была своя учебная книга. Например, в рязанской цифирной школе в 1727 г. 11 учеников учились счислению, 5 - сложению, 1 - вычитанию, 1 - приемам геометрии, 1 - десятичным дробям и т.п.

Были разработаны методы преподавания.

В «Руководстве» пространно говорилось о тех добродетелях, которыми должен обладать учитель: быть миролюбивым и порядочным, терпеливым, прилежным, иметь постоянную бодрость духа и тела; с учащимися поступать справедливо, быть к ним внимательным. Наказания учащихся могут состоять только в лишении приятных вещей, телесные же наказания запрещаются.

В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому учреждались два типа народных училищ - главные (5 лет) и малые (2 года). В каждом губернском городе предполагалось открыть главное, в каждом уездном, а также в селах - малые народные училища.

Причины крайне ограниченного применения широко задуманной системы народного просвещения заключались в том, что средств из государственной казны ассигновано не было, государство взяло в свои руки заведование школами, а расходы на школы предоставило населению. Кроме того, не было педагогического персонала - на всю Россию имелась только одна учительская семинария в Санкт-Петербурге, да и ту вскоре признали ненужной и закрыли. Обязанность подготавливать учителей была возложена на главные училища. Когда же появлялись люди с инициативой и развивали кипучую и разнообразную деятельность, такие как II. И. Новиков, их не только не поощряли, но и засаживали в тюрьму как политически неблагонадежных. Духовенство было малообразованным. Например, в 1786 г. в Казанской епархии 380 церковнослужителей едва могли читать, а другие вообще не умели ни читать, ни писать. Но все-таки духовенство представляло собой сравнительно образованный слой.

Наконец, не следует забывать общую коренную причину, затруднявшую проведение всех просветительских реформ того времени, - отсутствие в обществе осознания необходимости образования и школ. Еще слишком много было людей, убежденных, что школа только отвлекает мальчика от прямого практического дела - от прилавка, от сохи, от ремесла, от завода. Например, козловский купец, смотритель местного училища, находил , что все училища вредны и что их полезно повсеместно закрыть. И многие были закрыты, а в те, что остались, набирали учеников насильно. Так, в Тамбове забирали детей в школу с помощью полиции, в Вятке - также «силою власти».

По этим причинам просветительская реформа шла очень вяло. Учителями становились лица, присланные епархиальным начальством из духовных семинаристов.

Вследствие всех этих причин идеи Янковича не были восприняты современниками, его руководствам не следовали, обучение превратилось в механическое выучивание учебника наизусть.

Несмотря на все недостатки и трудности, к концу XVIII в. в развитии школы наметился прогресс. Хоть и с большим трудом, новые начинания стали проникать в школу, о чем красноречиво свидетельствует нижеследующая таблица.

Статистические данные об учебных заведениях России конца XVIII в. 1

Примечание. Речь идет о народных училищах; данные о сословных, ведомственных учебно-воспитательных заведениях в таблицу не внесены.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие новые тенденции в образовании появились в XVIII в. и каковы причины их возникновения?
  • 2. Какие новые типы школ были созданы и каково их предназначение?
  • 3. Какую роль выполняли Академия наук и университет, академические гимназии?
  • 4. Как способствовала деятельность М. В. Ломоносова развитию образования в России?
  • 5. Каковы заслуги в развитии образования И. И. Бецкого?
  • 6. Каким было первое сословное (для дворян) учебно-воспитательное заведение - кадетский корпус?
  • 7. Как началось развитие женского образования?
  • 8. Что было характерно для народной школы?
  • 9. Работа по группам: составьте по одной из тем перечень педагогических событий и дат и тест для других групп.
  • Кантерев П. Ф. История русской педагогии. С. 255.