Кто я и какая 20 определений. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Я - это мой ум

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Инструкция к тесту

«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов – количественный:

«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

  • «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
  • «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
  • «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
  • «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

  • сколько всего получилось ответов,
  • сколько ответов каждого знака».
Интерпретация результатов теста
Как анализировать самооценку идентичности?

Необходимо зарегистрироваться

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?

Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

Можно условно выделить людей эмоционально-полярного , уравновешенного и сомневающегося типа .

К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус».

Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.

Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу . Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу . Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик?

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.

Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний .

В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.

Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности?

Половая (или гендерная) идентичность – это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Особенности половой идентичности проявляются:

  • во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;
  • во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано:

  • напрямую,
  • косвенно
  • отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола – человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах , имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:

  • нейтральное,
  • отчужденное,
  • эмоционально-положительное
  • эмоционально-отрицательное.

Формы прямого обозначения пола

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола – человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов . Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

Косвенные способы обозначения пола

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

  • широким (если включает в себя несколько половых ролей)
  • узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек который… ». Причины этого могут быть следующими:

  1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
  2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
  3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:

  • в самом начале списка,
  • в середине
  • в конце.

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).

Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»?

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов , чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.

Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.

Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.

О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Как анализировать временной аспект идентичности?

Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм).

Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности .

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности (или перспективного «Я»), то есть идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни.

Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в (будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.

Преобладание в самоописании глагольных форм , описывающих действия или переживания в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности (когда психологическая травма не переработана).

Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.

Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно, как отражается в идентификационных характеристиках тема семьи и супружеских отношений, как представлены настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются самим человеком.

Так, одним из основных признаков психологической готовности к браку является отражение в самоописании будущих семейных ролей и функций: «я будущая мать», «буду хорошим отцом», «мечтаю о своей семье», «буду все делать для своей семьи» и т. д.

Признаком же семейного и супружеского неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.

Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?

Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность , а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей .

Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.

Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.

За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.

Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы – другие» и низкий уровень определенности схемы «я – мы». Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я – другие» и низким уровнем определенности схемы «мы – другие».

Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач супружеского консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностей.

Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни?

Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

  1. семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);
  2. работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);
  3. учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);
  4. досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);
  5. сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);
  6. отдых (ресурсы, здоровье).

Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.

Принято считать, что характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка , в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.

Несоответствие темы жалобы и запроса той сфере, которая представлена более выпукло и проблемно в самоописании, говорит о недостаточно глубоком самопонимании у клиента или о том, что клиент не сразу решил рассказать о том, что его действительно волнует.

Что дает анализ физической идентичности?

Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных, в том числе описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек.

Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией собственных эмоциональных переживаний и телесных ощущений.

Что дает анализ деятельной идентичности?

Деятельная идентичность также дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности?

Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.

Существительные:

  • Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;
  • Недостаток или отсутствие существительных – о недостаточной ответственности человека.

Прилагательные:

  • Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека;
  • Недостаток или отсутствие прилагательных – о слабой дифференцированности идентичности человека.

Глаголы:

  • Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов – о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.

Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные.

Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.

Под валентностью идентичности понимается преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека (данная оценка осуществляется самим специалистом).

Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:

  • негативная – преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);
  • нейтральная – наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);
  • позитивная – положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);
  • завышенная – проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).

Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.

Остальные три вида валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности. Они связаны с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью, робостью.

Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания клиента.

Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности , которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.

Соответствие видов валентности и самооценки

Как оценить уровень дифференцированности идентичности?

В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Шкала анализа идентификационных характеристик находится .

Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.

Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.

Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

Шкала анализа идентификационных характеристик

Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

  1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
  2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
  3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
  4. семейная принадлежность , проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
  5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
  6. мировоззренческая идентичность : конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
  7. групповая принадлежность : восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

  1. дружба или круг друзе й, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
  2. общение или субъект общения , особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

  • описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
  • оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
  • отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

  • субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
  • фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
  • пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

  1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
  2. самооценка способности к деятельности , самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

  1. профессиональная перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
  2. семейная перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
  3. групповая перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
  4. коммуникативная перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
  5. материальная перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
  6. физическая перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
  7. деятельностная перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
  8. персональная перспектива : пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
  9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

  1. персональная идентичность : личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
  2. глобальное, экзистенциальное «Я» : утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

  1. проблемная идентичност ь (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);
  2. ситуативное состояние : переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
Источники
  • Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.

Содержимое:

крайне непросто, будь то запись в дневнике, ответ на вопрос при собеседовании или попытки жить счастливой и полноценной жизнью. Прежде всего необходимо ответить на этот вопрос для себя и только потом давать ответ другим людям. Ряд аспектов, из которых состоит личность, зависят от ваших философских взглядов, но есть некоторые базовые аспекты, которые позволяют дать определение самому себе. Например, выявите свои способности, увлечения, тип личности и главные ценности, чтобы лучше познать себя.

Шаги

1 Как понять свою личность и основные ценности

  1. 1 Пройдите тест на тип личности онлайн. Не все подобные тесты одинаково полезны, но некоторые из них многое подскажут вам о самом себе. Например, тесты по типологии Майерс-Бриггс позволят вам отнести себя к одному из двух вариантов в четырех категориях. Также можно пройти тест на Большую пятерку качеств.
    • Воспользуйтесь результатами. На основе результатов теста проще понять, как вы принимаете решения и какой личностью являетесь. Также проанализируйте, как вы взаимодействуете с людьми и как можете реагировать на определенные ситуации.
    • Например, если вы интроверт, то подобная информация поможет понять, почему вы ощущаете усталость после вечеринок и как лучше распределять собственные силы.
  2. 2 Рассмотрите свои крупнейшие достижения. Запишите три своих главных успеха. Что объединяет эти ситуации? Затем подумайте о своих главных неудачах. Что между ними общего?
  3. 3 Извлеките уроки. Рассмотрите свои достижения и неудачи, после чего проанализируйте действия и последствия, а также подумайте, как бы вы сейчас повели себя в тех ситуациях. Если одним из главных достижений является высшее образование, то для вас важны тяжелый труд и упорство. Если одной из главных неудач является измена девушке под воздействием алкоголя, то вы считаете, что злоупотребляете алкоголем и не держите слово, поэтому хотите изменить свое поведение.
  4. 4 Наблюдайте за людьми, которыми вы восхищаетесь. Кем вы восхищаетесь больше всего? Что вы в них находите? Какими качествами таких людей вы хотите обладать? Каковы их ценности? Наверняка эти ценности также близки вам.
  5. 5 Подумайте, что для вас важнее всего. Рассмотрите главные аспекты жизни, чтобы понять свои основные ценности. Это может быть семья или дружба.
    • Один из способов заключается в том, чтобы задать себе ряд вопросов. Например, чтобы бы вы спасли из дома в случае пожара (не считая родственников и домашних животных)? Как бы вы изменили мир, если бы у вас была подобная возможность? Чем вы увлекаетесь? Повторяющиеся темы и есть ваши главные ценности.
  6. 6 Трансформируйте полученные сведения в ценности. Например, вы осознали, что для вас важен упорный труд. Это значит, что он относится к вашим ценностям. Возможно, вы также заметили, насколько для вас важны умеренность и преданность, которые также являются основными ценностями.
  7. 7 Принимайте решения, исходя из собственных ценностей. Лелеять ценности в вакууме совсем не сложно. Гораздо сложнее обратить их в действия. Такие поступки и определяют вас как личность. Говорят, что лишь целостные личности живут в согласии со своими ценностями, поэтому важно принимать решения на основе таких ценностей, чтобы стать целостной личностью.
  8. 8 Позвольте ценностям определять вашу личность. Ваша личностная принадлежность и основные ценности определяют вектор ваших действий. Скажем, превыше всего вы цените семью. В таком случае вы предпочтете семью работе или прочим обязательствам. Но если вы цените работу, то легко решитесь не заводить семью и это будет обоснованным выбором. Действия определяют вас как личность.
    • Поймите, как ценности влияют на вашу личность, а затем попробуйте выразить это словами. К примеру, если превыше всего вы цените семью, то вас можно назвать "семейным человеком". Если же вы очень цените работу, то скажите "Я страстно увлечен своей работой".

2 Как распознать свои страстные увлечения

  1. 1 Вспомните, что вам нравилось в детстве. Например, если вы любили разукрашивать, то вполне возможно, что у вас скрытая страсть к дизайну. Если вы любили строить из кубиков или набора конструктора, то ищите свое призвание в области архитектуры или строительства.
    • Думайте не только о том, что именно вы любили. Проанализируйте причины. Например, может оказаться, что вы играли кубиками, поскольку вам нравились ровные ряды и цвета, а значит вы цените порядок и организацию.
  2. 2 Чем бы вы занимались, если бы не стоял вопрос денег? На что бы вы тратили время, если бы вдруг унаследовали кучу денег и забыли о проблеме жилья и питания? Не ограничивайтесь лишь отдыхом на диване перед телевизором. Ушли бы с головой в хобби? Стали бы волонтером? Стали бы частым посетителем музеев и библиотек? Именно эти желания указывают на ваши страстные увлечения.
  3. 3 За каким занятием вы теряете ощущение времени? Какие дела поглощают вас настолько, что вы перестаете обращать внимание на ход часов? Именно такие занятия вы и любите больше всего.
  4. 4 Что вам не нравится? Знать свои антипатии так же важно, как и предпочтения. Прежде всего вы поймете, чего вам следует избегать в увлечениях и при выборе работы.
    • Какие занятия вы терпеть не можете? Какие именно аспекты вам не по душе? Почему? Ответы на эти вопросы помогут понять темы и аспекты, которые вам не нравятся. Возможно, вам совсем не нравится наводить порядок или работать в тесном контакте с людьми.
  5. 5 Найдите место для вещей, которые дарят вам вдохновение. Используйте дневник, плакат и даже стенд для вдохновляющих вещей. Записывайте цитаты, печатайте изображения, отмечайте идеи. В процессе наполнения стенда вы начнете замечать конкретные темы, которые соответствуют вашим увлечениям.
    • Используйте любые источники и материалы, будь то интернет, почтовые рассылки или старые журналы.
  6. 6 Проявляйте любознательность. Если вас интересует какой-либо вопрос, то не жалейте времени, чтобы собрать информацию о нем. Можно следовать конкретной идее и заметить, что вы увлекаетесь определенной темой. Интернет или библиотека помогут утолить ваше любопытство и найти нужные сведения.
  7. 7 Соглашайтесь. Не отказывайтесь от новых возможностей, которые преподносит жизнь. Например, соглашайтесь взяться за новое задание на работе. Не отказывайтесь от предложения друга найти новое развлечение. Человек не знает заранее, что ему понравится.
  8. 8 Исследуйте варианты. Пробуйте разные варианты, чтобы лучше понять себя. Отправляйтесь в библиотеку и читайте книги на интересующие вас темы. Записывайтесь на факультативны уроки, секции и кружки по интересам. При этом даже не обязательно выходить из дома. Сегодня утром попробуйте рисовать, а завтра наведите порядок в саду. Не закрывайте для себя двери возможностей.
  9. 9 Выражайте себя посредством увлечений. Покажите миру свою суть благодаря увлечениям. Они определяют вас как личность, поскольку задают вектор всей вашей жизни. Именно поэтому столь важно обнаружить свои увлечения. Если вы без ума от искусства, то начните создавать объекты искусства или помогайте талантливым творцам.

3 Как обнаружить свои способности

  1. 1 Определите аспекты, в которых вы успешны. С чем вы успешно справлялись в прошлом? Так, можно вспомнить о предметах, по которым у вас были отличные оценки. С какими просьбами к вам обращаются друзья и родственники по той причине, что вы хорошо справляетесь с определенной задачей? Подумайте, благодаря чему вы успешно выполняете такие просьбы.
    • Ваши способности являются частью личности, ведь люди часто отождествляют других с делами.
  2. 2 Какие навыки вы приобрели на работе? Некоторые виды задач позволяют развить определенные навыки, даже если вы не обращаете на них внимания. Например, при работе официантом в кафе быстрого питания вы учитесь быстро и эффективно решать возникающие проблемы.
    • Занятость в сфере общественного питания и торговли учит навыкам работы с людьми.
    • Аналогичным образом люди начинают отождествлять вас с основной работой. Мы проводим на работе значительную часть жизни, поэтому неудивительно, что работа становится частью нашей личности.
  3. 3 Пройдите тесты на определение способностей онлайн. Подобные тесты можно найти на разных веб-сайтах, включая сайты с вакансиями и заказами. Тесты позволяют определить способности в конкретных сферах и экстраполируют результаты на существующий рынок труда.
  4. 4 Спросите родных, друзей и коллег. Сверстники и близкие всегда помогут выделить конкретные навыки, которые даются вам лучше остальных. Также всегда можно обратиться с таким вопросом к начальнику, ведь он регулярно оценивает вашу работу. Спрашивайте у друзей и родных о свои талантах.
  5. 5 Описывайте себя по имеющимся способностям. Чем старше мы становимся, тем больше наши способности определяют нас в профессиональном плане. При поиске работы мы руководствуемся своими способностями и опытом. Такими нас видит мир. Человек может представлять собой нечто большее, но таланты и способности всегда являются неотъемлемой частью личности.

Сколько себя помню, интерес к тому: "Кто Я? Как устроена?" - был всегда. И он не утолен до сих пор. Возможно это и привело меня к изучению Эннеаграммы, Дизайна Человека, Тета- Хилинг, Духовных Практик.

И чем глубже я погружаюсь в эту тему, тем больше осознаю: насколько она бездонная.

Эта картинка до сих пор у меня перед глазами.

А вот ощущения поблекли: память воспроизводит лишь их бледный отпечаток.

Мне лет восемь -девять. Я стою у окна, вслушиваясь в слова: Я – это…… Я!

И где- то, в глубине меня, зарождается что-то столь безмерное, не осязаемое, не имеющее границ и слов, чтобы присвоить этому хоть какое-то название, как-то описать. Ошеломленная, я растворяюсь, тону в этой грандиозности, не понимая имеет ли она ко мне какое- то отношение? Или я к ней?

Снова пробую каждую букву на вкус: " Я – ЭТО … Я!" пытаясь распознать смутно знакомое, но не узнанное мною, ощущение.

Это "Я" не было маленькой, стоящей у окна, девочкой. И все же я знала, что Я была ИМ!

Это детское воспоминание- мое самое яркое и продолжительное Восприятие своего Сущностного Начала.
Все последующие были лишь легким, мимолетным прикосновением.

В каждом из нас томится и просится наружу Знание:

"Кто же Я?"

Мы приходим в этот мир "чистым листом бумаги". Личность еще не сформирована.

И пока Сознание ребенка не вошло в свою полную силу, он ближе всего к ощущению своей Божественной Природы, к Слиянию со всем что есть! К своей Сущности!

Ребенок вырастает, и воспоминание, вытесненное в глубины Бессознательного, напоминает о себе лишь в редкие, счастливые моменты, Гармонии и Единства с природой, миром, другими людьми.
Но и оттуда, из глубины, оно все время теребит нас. Мы стремимся к нему – истово, страстно, большей частью – бессознательно.
Это и есть та самая наша Половинка, которую мы безуспешно пытаемся найти в другом!

С каждым прожитом годом над нами все больше властвует Личность!

Она сформирована убеждениями и верованиями наших предков, родителей, значимых для нас людей. Установками и правилами, царящими в социуме! Нашим собственным опытом!

Мы все больше ассоциируем себя с ней и с Любимыми Ролями своего Эго.
Впоследствии, именно это и рождает в нас сильнейший конфликт. С той лишь разницей, что одних он настигает чуть раньше, а других - позже.

Мы забыли про свое Сущностное Начало, свою Божественность, свою Безграничность, похоронив это Знание в глубинах Бессознательного.

И даже услышав об этом, часто остаемся на уровне умозрительных концепций, не пропуская это знание через свое Сердце.

Мы – похожи на актера, играющего в спектакле множество ролей. Спустя годы он уже и сам не может определить:
"А кто же Я?"

Вот здесь Я - отец семейства, наставляющий своего отпрыска на путь истинный.

А в этой роли Я - уставший от жизни менеджер: нереализованный, недовольный своим начальством, ненавидящий свою работу, не видящий дальнейших перспектив.

А сейчас - Я играю мачо, который хочет соблазнить понравившуюся женщину.

В следующей части спектакля под названием "Моя Жизнь", Я – виноватый и растерянный мужчина, который никак не выберет: "С кем же он хочет остаться?"

Отношения между этими ролями (и субличностями, которые к ним относятся), - не простые.
Отец семейства обвиняет нерешительного любовника в малодушии и безответственности перед близкими. Зато, менеджер – на его стороне. Жизнь такая безнадежно-унылая, что небольшие приключения необходимы.

Наша Личность дуальна и полна противоречий! Рано или поздно их противостояние обостряется

Мы сразу это ощущаем. Нарастает сильная неудовлетворенность при казалось бы внешнем благополучии (или его отсутствии). Уныние, тоска, апатия, безразличие, непонимание: "Чего же я на самом деле хочу?"
Иногда это - бессмысленные и нескончаемые войны с собой или своим окружением. Ощущение, что весь мир настроен против тебя.

В дуальном мире все подвергается Оценке:
Люблю- Не люблю
Хочу - Не Хочу
Правильный- Не правильный
Хороший – Не хороший
Белый - Черный

Не удивительно, что и у актера есть любимые роли и субличности.
Но есть и те, что ему не нравятся! Он стыдится их и хочет поскорее забыть! Вычеркнуть из своей жизни! Не видеть! Не слышать! Не чувствовать!
Так что, об объективности и беспристрастности в решении внутреннего конфликта говорить не приходится!

Куда проще согласится с любимой субличностью: "Это с другим/и не все в порядке!"

И так будет продолжаться до тех пор, пока не зародятся первые сомнения:
"Так ли уж виновато Зеркало? Ведь оно Отражает лишь то, что находится перед ним! И абсолютно беспристрастно показывает - как внутренний конфликт, так и его отсутствие!"

И это - первый шаг на Пути к Себе: Принятие всех своих частей и их объединение!

Каждая субличность была важна в определенный период вашей жизни. Каждая стремилась обеспечить Потребность, в которой вы остро нуждались в тот момент!
Возможно, это была Потребность в Спокойствии, Безопасности, Принятии, Любви или какая-то еще.

В НЛП есть правило:
Но этот Выбор - лучший лишь в определенном моменте времени!

Жизнь меняется! И то, что минуту назад (час/день/ год/ы..) вы определили как лучшее, может перестать быть таковым.
Приходит время делать новый Выбор!

И даже если вы поняли, что ошиблись, не корите себя! Не отвергайте субличность, которая имела к этому отношение!

За свою жизнь вы делаете огромное количество Выборов: удачных, и не очень! И Ценность последних ничуть не меньше!
Каждый Выбор обогащает вашу жизнь Опытом! И формирует вас, Нового!

Отнеситесь ко Всем своим субличностям, как любящая мама/ папа большого семейства. Вы же не отказываетесь от своих детей, даже если они ошибаются!

Каждому человеку присуща дуальность.

Это она заставляет нас двигаться от минуса- к плюсу и, наоборот. И как только мы доходим до края одного полюса, непреодолимая сила поворачивает наше движение вспять. Она же и дает посыл нашему Развитию, ведь с каждым разом мы движемся по все новой спирали Эволюции.У каждого есть Теневые Аспекты Личности, которые он не видит или не желает признать, вытеснив их в бессознательное!

Каждый наш Теневой Аспект таит и огромный Дар!

Но пока мы не признаем свою Тень, её необходимость на определенном этапе нашей Эволюции, мы не можем увидеть и принять этот Дар, и использовать его себе во Благо!
В любой нашей Тени спрятан огромный заряд энергии! И эта энергия нейтральна!
Это мы делаем ее положительной, или отрицательной по привычке Оценивать Всё и Вся.

Мы не в состоянии понять БОльшую картину происходящего, из той точки, в которой находимся. Но можем признать: Во всем, что с нами происходит, есть более Высокий Смысл!

Кто знает? Возможно, первым шагом к его постижению будет шаг к своей объединенной и многогранной Личности, признающей и ценящей все свои Аспекты.

К Личности, которая проделала огромную трансформационную работу в процессе своей Эволюции и смогла превратить свои Тени в свои Дары!

К Личности, которая готова открыться тому БОльшему, частью которого она является – своему Сущностному, Божественному Началу. И признать, что все мы на этом уровне - Единая Божественная Душа, живущая по Вселенским Космическим Законам, и проявляющая себя на Земле. благодаря множеству уникальных Личностей.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА