Кто такой пестов николай евграфович. Пестов, николай евграфович

Николай Евграфович Пестов
Дата рождения 17 августа (1892-08-17 )
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 14 января (1982-01-14 ) (89 лет)
Род деятельности химик
Награды и премии

Биография

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 года в Нижнем Новгороде . Его отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. Николай был последним, десятым, ребёнком в семье.

В 1903-1910 годах учился в реальном училище, где окончил дополнительный класс, что дало ему право поступления в высшее учебное заведение - в 1911 году он поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища . В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт. Поступив в Алексеевское военное училище , он к августу 1917 года был уже адъютантом полка в звании поручика . Во время кратковременного отпуска в феврале 1916 года он женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

С февраля по август 1918 года Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме; 13 августа 1918 года он был арестован, но 2 ноября освобождён и был направлен на работу в органы Всевобуча. В декабре 1918 года вступил в РКП(б) . В Нижнем Новгороде он работал до 30 января 1919 года. Затем работал в Москве, в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе и, одновременно, учился на Центральных Высших курсах Всеобуча. Весной 1919 года в числе 15 тысяч коммунистов он был отправлен в Северную группу Восточного фронта и после победы красной армии в августе был вызван в Москву. В сентябре 1919 года ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ . На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:

Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…

Весной 1921 года он пережил духовный опыт , приведший его к вере; в июле 1921 года он уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В это время также от него ушла его первая жена, а он, вернувшись в Москву, окончил МВТУ.

Осенью 1921 года Пестов попал на лекцию В. Ф. Марцинковского и вскоре познакомился с организатором Христианского Студенческого Кружка в МВТУ Зоей Бездетновой, с которой обвенчался 20 мая 1923 года. В 1924 году как член Христианского Студенческого Кружка он был арестован, но 19 декабря был освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке , в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты.

Ещё до окончания МВТУ, Н. Е. Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям (НИУИФ). В МВТУ он был ассистентом академика Э. В. Брицке и читал курс по технологии удобрений. Затем, продолжая работать в НИУИФ, он перешёл во , а позже - в Военную академию химической защиты , где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.

В 1933-1937 годах он работал на кафедре технологии минеральных веществ (профессор кафедры с 1934 года) . За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Н. Ф. Юшкевича , осенью 1937 года Н. Е. Пестов был уволен из МХТИ. Спустя два года он был избран по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии , где в январе 1941 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности»; с декабря 1942 по декабрь 1943 года был деканом химического факультета, а с октября 1943 года состоял заместителем директора по научной и учебной работе.

4 ноября 1944 г. Н. Е. Пестов был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1946 году - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Н. Е. Пестов - автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом « (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».

Скончался 14 января 1982 года . Погребён на кладбище в Гребнево Московской области, рядом с могилой жены.

Библиография

Книги

  • Современная практика православного благочестия . Том I.
  • Современная практика православного благочестия . Том II.
  • Православное воспитание детей . - СПб. : Сатисъ, 2010. -

Биография

Н.Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческого сословия. С 1903 г. по 1910 г. Н.Е. Пестов учился в реальном училище, а в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (позднее - МГТУ им. Баумана). В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ Н.Е. Пестов ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н.Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе (г. Москва). В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили его начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г. В 1921 году пережил духовный опыт, приведший его к вере. В июле 1921 г. Н.Е. Пестов увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии. Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941 г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе. Автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом « (Опыт христианского миросозерцания)». Скончался Н.Е. Пестов 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Публикации

Книги

  • Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости .
  • Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия . Том I.
  • Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия . Том II.
  • Пестов Н. Е. Православное воспитание детей . - Санкт-Петербург: Сатисъ, 2010. ISBN 5-7868-0063-6 . Тираж: 5000 экз.
  • Пестов Н. Е. Что такое пост и как правильно поститься
  • Пестов Н. Е. Как творить молитву Иисусову . - Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е. Свет совершенной радости. - Сибирская Благозвонница, 2007. ISBN 978-5-91362-024-8 . Тираж: 5000 экз.
  • Пестов Н. Е. Как победить сети диавольские (о сопротивлении темным силам) . - Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е. Жизнь для Вечности . // ISBN 5-87873-026-Х Совместное издание Храма Преображения Господня в Тушино г.Москва и Православного братства святого апостола Иоанна Богослова.

Статьи

  • Пестов Н. Е. Настоящий друг // Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007.
  • Пестов Н. Е. Пути к покаянию. «Надо бояться той грязи, которая гнездится в тайниках нашего сердца» // Православие и мир , 01.04.2009.
  • Пестов Н. Е. Значение покаяния. Почему Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? // Православие и мир , 31.03.2009.
  • Пестов Н. Е. Об отношении к окружающим // Православие и мир , 20.08.2007.
  • Пестов Н. Е. Священное Писание .

Фильмы

По книге Н. Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» снят фильм «Цeль жизни xpиcтиaнcкoй и пyть cпaceния». - TК Paдocть мoя, TК Coюз 2009-06-18.

Ссылки

  • Цель жизни христианской и путь спасения // Православие и мир , 27.04.2010.
  • От внешнего к внутреннему. Жизнеописание Н. Е. Пестова. // Сост. епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов). - Новосибирск: Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1997.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пестов, Николай Евграфович" в других словарях:

    - (1892, Нижний Новгород — 1982, Москва), историк церкви, богослов; доктор химических наук (1941). С 1910 учился в, с 1914 — в. В 1916—17 в действующей армии, с 1918 в Красной Армии. В 1919—21 начальник управления Всевобуча… … Москва (энциклопедия)

    Содержание 1 Известные носители фамилии 1.1 Пестов 1.2 … Википедия

    Алексеевское военное училище российское пехотное училище. В Российской империи считалось третьим по престижности после Павловского и Александровского. Училищный праздник: 22 октября. Расположение: Москва, Красные казармы. Лагерь: Ходынка … Википедия

    Алексеевское военное училище российское пехотное училище. В Российской империи считалось третьим по престижности после Павловского и Александровского . Училищный праздник: 22 октября. Расположение: Москва, Красные казармы. Лагерь: Ходынка,… … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «П» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

Духовный писатель, доктор химических наук, профессор, ученый и педагог. Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 17 августа 1892 г. Его отец относился к мещанскому сословию, мать – к купеческому. В результате воздействия литературы марксистов и Ренана он был атеистом, став военным комиссаром в 1919 – 1921 годы.

О том, что написано о периоде коммиссарства в дневнике писателя можно найти лишь эти заметки: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..». В 1921 году, первого марта во сне Николаю явился Христос. В ту ночь Господь вошёл в его сердце, и с тех пор, что бы ни делал Николай, что бы он ни чувствовал, он знал, что Христос всегда рядом с ним, и Божья помощь никогда не покидает его.

Н.Е Пестов был известен как видный учёный, работающий в области минеральных удобрений. Он занимался преподавательской деятельностью во многих крупнейших вузах столицы. Январь 1941 года стал временем защиты докторской диссертации и началом написания ряда книг, до сих пор не утративших своего методического и научного значения.

Деятельностью, связанной с написанием богословских трудов, он начал заниматься в военное время, после того, как осенью 1943 года в бою погиб Николай – его девятнадцатилетний сын.

Первой книгой, положившей начало литературно-духовного периода Николая Евграфовича Пестова, стала книга с названием «Светлой памяти Колюши, или памятник на могиле сына». Эта книга основывалась на письмах Николая с фронта и различных документах. Через некоторое время эта повесть была переименована автором, получив название «Жизнь для вечности».

Память о сыне послужила и продолжению трудов по нравственному богословию. Именно воспоминания о сыне стали главными мотивами для создания интереснейшего двухтомника «Пути к совершенной радости» для написания первой редакции книги «Над Апокалипсисом».

Середина пятидесятых годов стала знаменательна для Николая Евграфовича Пестова тем, что именно тогда им была начата работа над своим главным философско-религиозным трудом. Это многотомная диссертация, имеющая объединяющее название «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)». О том, чтобы обратиться в полиграфию для того, чтобы там напечатали что-либо подобное, в то время не могло быть и речи. Поэтому выпуск «самиздатом» был единственно возможным вариантом, и спрос на многотомник «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)» был очень большим. Его многократно переписывали на пишущих машинках, а после в наше время этот труд стал жечужиной православной литературы.

Книга его воспоминаний и о нём, .

О нем в воспоминаниях дочери, особенно в 3 ч .

О влиянии Пестова на Меня, Зорин, .

Валерий Любартович

Православные подвижники на Старой Басманной улице в Москве

Ист.: http://www.stphilaret.ru/favor/dnev36.htm, 1998.

Согласно церковному преданию, древняя Басманная слобода была тем самым местом, где подвизался почитаемый в Москве святой Василий, Христа ради юродивый. Он родился вблизи этих мест, в селе Елохове , но свой подвиг творил и в приходе церкви в честь Владимирской иконы Богоматери, выстроенной в 1519г. "иждивением великого князя Василия Ивановича" на Покровской дороге (ныне именуется храмом святого Никиты-мученика на Старой Басманной) . До пожара, случившегося 18 июля 1905 г., в трапезной части храма сохранялся образ святого Василия Блаженного ХVII в., особо почитавшийся прихожанами и помещенный в этот храм, видимо, в воспоминание о жизни и подвиге у его стен знаменитого московского чудотворца .

Но и нашими современниками были удивительные люди, чья жизнь - теперь почти легенда, которые сохранили традиции пламенного подвижничества во Христе в годы жестоких церковных гонений ХХ в. К их числу принадлежат и три Николая со Старой Басманной улицы: Пестов, Варенцов, Понятовский. Только теперь мы можем по достоинству оценить вклад этих скромных тружеников в сокровищницу религиозной мысли, в сохранение православных духовных и нравственных ценностей, христианских идеалов.

До середины 1970-х годов во дворе дома №20 по улице Карла Маркса (а именно так тогда именовалась Старая Басманная улица) стоял небольшой двухэтажный дом - флигель существовавшей здесь с XVIII в. усадьбы.

В течение полувекового послереволюционного отрезка времени в этот дом стремился попасть каждый, кто считал себя другом, единомышленником или учеником глубокого религиозного мыслителя, ревностного православного христианина, видного ученого и педагога, профессора Николая Евграфовича Пестова, жившего в квартире №13 с 1926г. Биография Н.Е.Пестова не только поражает всех, кто с ней знакомится, событиями и жизненными ситуациями, которые ее наполняют и, подчас, кажутся глубоко противоречивыми, но и увлекает изложением практического духовного опыта на пути к христианскому мировоззрению

Николай Пестов родился 17 августа (н. ст.) 1892 г. в Нижнем Новгороде, в семье трудолюбивых людей с небольшим достатком. Мальчик рано потерял отца, и его воспитывали мать и няня. Особой религиозностью семья не отличалась, детей к молитве не приучали. С 11 до 18 лет Николай учился в реальном училище, в котором он познакомился не только с русской классической литературой, но и с трудами деятелей марксизма, книгой "Жизнь Иисуса" Э.Ренана и другими философскими произведениями, которые посеяли в его душе зерна атеизма. В 1910г. Николай Пестов поступает в Императорское техническое училище в Москве на химический факультет. Полный курс обучения ему пройти не удалось, так как с началом первой мировой войны студент Пестов посчитал своим долгом занять место в рядах защитников отечества, и его зачислили вольноопределяющимся 1-го разряда юнкером Алексеевского военного училища. После прохождения ускоренного курса училища подпоручик Пестов попадает в 56-й запасной пехотный полк, расквартированный в Покровских казармах в Москве, к августу 1917г. он служил в чине поручика адъютантом полка на фронте.

Февраль 1918 г. застает Н.Е.Пестова в Нижнем Новгороде, где он служит делопроизводителем в ЧК, в горпродкоме. После регистрации как военного специалиста старой армии его направляют на работу в органы Всевобуча, и в декабре 1918 г. он вступает в партию. Николай Евграфович воевал на Восточном фронте на стороне "красных", после чего ему было присвоено звание окружного военного комиссара Приуральского военного округа. О годах комиссарства он записал в своем дневнике: "Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар.... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..."

Постепенная стабилизация обстановки в России позволила Николаю Евграфовичу демобилизоваться и в 1921 г. вернуться в Москву для продолжения образования. В это же время он познакомился со студенткой Зоей Бездетновой, с которой они обвенчались в мае 1923 г. в храме Вознесения на Гороховом поле. Зоя Вениаминовна, закончив курс МВТУ, работала на Московском алкалоидном заводе, от которого она и получила трехкомнатную квартиру на Старой Басманной.

Н.Е.Пестов после окончания МВТУ сделал блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, некоторые из них до сих пор не потеряли своего научного и методического значения и не залеживаются на полках научных и вузовских библиотек. В 1940-х годах Николай Евграфович был избран деканом, а затем назначен заместителем директора по учебной и научной работе Инженерно-экономического института в Москве, где проработал до выхода на пенсию в 1960 г.

Такова была та сторона его жизни, которая проходила на виду у всех тех, кто слушал его лекции, работал с ним в исследовательских лабораториях, встречался на научных конференциях, ученых советах, в издательствах. Однако было и другое, что наполняло его жизнь глубоким смыслом, определяло существо поступков и стало духовным оплотом, - православное вероучение.

Для комиссара, члена партии Николая Пестова религиозного мировоззрения не существовало, но вот наступило 1 марта 1921 г., и он увидел во сне Христа. Тогда же Пестов записал в своем дневнике: "В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидает меня".

Попав в том же году в МВТУ, он становится членом христианского студенческого кружка, руководимого выдающимся деятелем Русского христианского студенческого движения В.Ф.Марцинковским . Знакомство с Владимиром Филимоновичем, вскоре высланном из страны за религиозную проповедь среди молодежи, стало поворотным моментом в жизни Николая Пестова, которая строилась им отныне по заповедям Христа. В 1922 г. он выходит из партии.

До 1924г. РХСД и его отдельные кружки были зарегистрированы и пользовались всеми правами легальных общественных организаций. В 1924г. вся деятельность кружков, посвященная проповеди Евангелия среди учащейся молодежи, была запрещена, но часть кружковцев продолжала работу нелегально, проводила на частных квартирах занятия и даже съезды членов движения. О времени репрессий, арестов и ссылок членов кружков сохранились свидетельства, относящиеся к биографии руководителя христианского студенческого кружка (ХСК) Владимира Амбарцумова (1892- 1937): "Вслед за запрещением на кружок обрушились репрессии, аресты, ссылки. Но в этот момент Владимир Амбарцумович [Амбарцумов - В. Л. ] чудом избежал ареста. Однажды он ночевал в доме Николая Евграфовича Пестова, активного члена ХСК, впоследствии известного в России духовного писателя. Ночью пришли чекисты. Следователь, проводивший обыск, не знал, что Владимир Амбарцумович является председателем ХСК и, продержав его всю ночь, пока шел обыск, наутро арестовав Николая Евграфовича, отпустил Владимира Амбарцумовича. Рано утром Владимир Амбарцумович пошел по Москве от одних друзей к другим, но у всех в этот ранний час горел свет - шли обыски..."

За участие в кружке Николай Евграфович был арестован и просидел в Бутырках 40 дней. В тюрьме он познакомился с прихожанином церкви Свт.Николая на Маросейке и через некоторое время стал духовным сыном ее настоятеля о.Сергия Мечева. Пестов перестает посещать обновленческие храмы, становится активным членом общины Никольской церкви - духовной семьи, созданной мудрым и благочестивым пастырем о.Алексием Мечевым.

По благословению о.Сергия он был в храме кем-то вроде старосты - продавал свечи, ходил с тарелкой, участвовал в церковных собраниях. Примерно к этому же времени относится и приучение себя к творению "Иисусовой молитвы": "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Тогда же Николай Пестов понял, что его первая исповедь в Церкви, в начале его духовного пробуждения, недостаточно полна и глубока. Он вспоминал: "Тогда я решил принести так называемую "генеральную исповедь" грехов всей прожитой жизни. Выслушав меня и произнеся разрешительную молитву, батюшка сказал: "Больше никогда не вспоминайте свои прежние грехи. Они отошли от вас навсегда!" Какую радость я тогда почувствовал... "

К концу 1920-х годов начались гонения на верующих и духовенство, стали закрываться монастыри и храмы. Дочь Николая Евграфовича, Наталья Николаевна, так вспоминает о жизни семьи Пестовых в то время: "Мама постоянно собирала и запаковывала посылки, посылала их в лагеря и в тюрьмы, три года растила круглую сироту Таню, у нас часто проводили каникулы дети арестованных. В нашей семье двадцать семь лет прожила монахиня Евникия из Суздальского монастыря; постоянно гостила у нас сестра Марфо-Мариинской обители инокиня Магдалина... Ее не раз арестовывали, она пропадала из вида, но, отбыв срок, снова появлялась у нас дома и в Елоховском соборе, куда мы ходили на службу" .

В 1929г. был арестован и выслан о.Сергий Мечев, через два года закрыли и разорили церковь Свт.Николая на Маросейке. Но духовное общение части "мечевцев" продолжалось в тайном домовом храме, освященном в одной из комнат квартиры Н.Е.Пестова отцом Сергием. Иконы прятались в шкафу за занавеской, а столик, служивший жертвенником, накрывался покрывалом. На богослужения, совершавшиеся иереями закрытых церквей в глубокой тайне, собирались родные и друзья, а также священнослужители, оставшиеся верными "патриаршей" церкви.

Наталья Пестова так вспоминала об этих богослужениях: "Это было торжественно и таинственно. Накануне убирались, обсуждали обед, готовили. Нас предупреждали, просили быть серьезными и никому ничего не рассказывать. Батюшка располагался в кабинете папы. Еще до рассвета к нему спешили на исповедь его осиротевшие духовные дети. В темном узком коридоре, у двери кабинета, толклись плачущие старушки, а мама с предосторожностью отпирала сама дверь, впуская только тех, кого ждали. Утром служили литургию, во время которой пели, как комарики жужжат. Говорили друг с другом только шепотом, многозначительно переглядываясь, всхлипывали и глубоко вздыхали. Мы, дети, смотрели на все это с удивлением " .

Осенью 1943г. на фронте погиб сын Н.Е.Пестова Николай, которому отец посвятил одну из своих книг - "Жизнь для вечности". К концу военных лет он перестает скрывать свои убеждения, ходит в храмы, не боясь встретить там сослуживцев, начал работать над философскими произведениями. Глубокие размышления о смысле жизни, желание сделать достоянием других свой духовный опыт привели Николая Евграфовича к написанию первых трудов по богословию, объединенных в два тома под названием "Пути к совершенной радости", а также первой редакции книги "Над Апокалипсисом".

С середины 1950-х годов Н.Е.Пестов приступает к работе над главным религиозно-философским трудом своей жизни - многотомной диссертацией "Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)". О его работах быстро узнали многие люди, особенно молодые, нашедшие в них духовную и нравственную поддержку. На Старую Басманную, в дом Пестовых приходило множество посетителей, получавших здесь не только необходимые книги из богатейшей домашней библиотеки, но и духовное утешение, а также радость от встреч с хозяином дома. Н.Е.Пестов находил время для каждого, будь то его старый друг по студенческому кружку или молодой семинарист. Многие его друзья, почитатели и ученики перепечатывали и развозили по всей стране работы ученого, которые в наши дни стали выходить отдельными многотысячными тиражами. Можно было бы припомнить десятки имен современных церковных иерархов, маститых священнослужителей, известных ученых-философов и историков, чьи молодые годы прошли в духовном общении, общей молитве и в беседах с Николаем Евграфовичем. Он очень почитал русских подвижников благочестия и, в частности, с благоговением рассказывал о своей единственной встрече с преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1916г., оставившей глубокий след в его памяти .

Частыми гостями в доме Н.Е.Пестова в свои юные годы были митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) и архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов). За книгами его духовной библиотеки и "самиздатовскими" сочинениями Пестова приезжал из Иркутска писатель Леонид Бородин. Молодой ученый, впоследствии известный историк Александр Рогов перепечатывал многие сочинения Николая Евграфовича и, в частности, имеющее подзаголовок "Диссертация на степень кандидата богословских наук Г.Б.Р." Эти три буквы не имели ничего общего с инициалами автора и означали "грешный Божий раб". В кабинете хозяина дома, стены которого были увешаны иконами с зажженными лампадами, вместе с Николаем Евграфовичем сосредоточенно молился генерал Советской армии Михаил Константинович Барановский.

К числу его задушевных друзей относился Николай Александрович Варенцов (1862-1947), с которым Николая Евграфовича, несмотря на разницу в возрасте в 30 лет, связывала крепкая дружба и духовная близость. Н.А.Варенцов был до революции видным российским предпринимателем, коммерсантом и благотворителем. Под его руководством работали такие крупные предприятия страны, как Московское торгово-промышленное товарищество, Большая Кинешемская мануфактура, хлопкоочистительные заводы в Средней Азии. Варенцов после революции был неоднократно арестован, хотя не противился национализации своих фабрик и заводов, не искал убежища за границей, а пытался быть полезным своей родине и при новой власти. Человек глубоких религиозных убеждений, он по-христиански смиренно относился к своей участи обездоленного и гонимого члена общества, знания и опыт которого не были нужны никому.

Н.А.Варенцов жил поблизости, в доме ј31 по Старой Басманной, и жена Н.Е.Пестова Зоя Вениаминовна и дочь Наталья Николаевна участливо помогали в годы войны больному старику, сыновья которого с начала войны были призваны в армию, делились с ним продуктами. Незадолго до смерти Николай Александрович подарил Зое Пестовой свой талисман - необработанный полудрагоценный камень, купленный им во время путешествия по Индии. Эта реликвия бережно хранится вместе с единственной фотографией Н.А.Варенцова в семье Н.Н.Пестовой-Соколовой.

Писатель А.А.Солодовников (1893-1974), хорошо знавший и Н.Е.Пестова, оставил такие воспоминания о Н.А.Варенцове: "Необыкновенна и в то же время достаточно типична для эпохи революционной стихии судьба этого человека... Богач, обладатель 11-миллионного состояния. Удачлив и смел в делах, он сумел отстоять русское среднеазиатское хлопководство от попыток американских банкиров демпингом задушить его. После 1917г. он лишился всего и стал нищим в полном смысле этого слова. Пройдя через такие духовные перегрузки, он не утратил ясности души, все воспринимал с благодарением и умер, повторяя: "Слава Богу". Одной женщине, заботившейся о нем, он говорил: "Через Вас Бог сподобил меня познать любовь Его ко мне. Слава Богу!" .

Может быть, этой доброй женщиной была Наталья Григорьевна Понятовская, дочь выдающегося ученого-филолога, хранителя отдела рукописей Румянцевского музея Григория Петровича Георгиевского, жена еще одного близкого друга Николая Евграфовича - Николая Павловича Понятовского. Представитель старинного польского аристократического рода Н.П.Понятовский служил в Красной армии, а затем учился в Военно-медицинской академии. Начальству стало известно, что сын диакона Николай Понятовский подписал протест верующих против закрытия Троице-Сергиевой лавры, и он был исключен из числа слушателей академии. Через несколько лет ему удалось поступить на медицинский факультет МГУ и получить диплом врача. Н.П.Понятовский прославился в Москве как превосходный доктор-гомеопат. В годы войны он стал начальником крупного военного госпиталя, а также личным врачом Святейшего Патриарха Алексия I .

Понятовские жили по соседству от Пестовых, в доме №22 по Старой Басманной, и вели подлинно христианский образ жизни, наполненной участием и помощью ближним. Известный искусствовед, специалист по древнерусскому искусству Светлана Витальевна Гнутова, отец которой - дирижер и музыкант В.Д.Гнутов - вместе со своей семьей поселился в 1971г. в бывшей квартире Понятовских, рассказала пишущему эти строки, что среди жильцов дома до сих пор жива память о тех десятках людей , ежедневно приходивших к врачу Н.П.Понятовскому не только для получения помощи от физических страданий, но и для нравственного укрепления в сложных жизненных ситуациях. Зятем Н.П.Понятовского был видный московский священник, протоиерей Анатолий Серафимович Казновецкий (1926-1995), служивший в Елоховском соборе, храмах Иоанна Воина и Всех Святых на Соколе, в патриарших представительствах в Александрии (Египет) и в Нью-Йорке.

Кстати, внуки Николая Евграфовича также выбрали в жизни церковный путь, как и их отец, муж Натальи Пестовой, протоиерей Владимир Петрович Соколов (1920-1995). Один из них, Серафим (в монашестве Сергий), кандидат богословия, нес почетное и ответственное послушание в качестве старшего иподиакона Святейшего Патриарха Пимена и был затем инспектором Московской духовной академии. Призванный к высокому архиерейскому служению, владыка Сергий ныне является епископом Новосибирским и Бердским. Два других внука стали православными священниками и настоятелями московских храмов: о.Николай - в храме свт.Николая в Толмачах (у Третьяковской галереи) и о.Федор - в храме Спаса Преображения в Тушине.

В 1975г. Пестовы переехали на новую квартиру, их старый дом был снесен. Однако каждое воскресенье Николай Евграфович приезжал к ранней литургии в храм Ильи Обыденного и причащался Святых Таин. Во время тяжелой болезни Николай Евграфович пребывал в непрестанной молитве, он скончался 14 января 1982г. и был похоронен на кладбище при Смоленско-Никольском храме в с.Гребнево Московской области.

Память о Николае Евграфовиче Пестове пребывает и среди жителей Старой Басманной улицы, где он прожил почти 50 лет, и среди бывших студентов МВТУ им.Баумана, МХТИ им.Менделеева, ИЭИ им. Орджоникидзе, которые получили от своего профессора обширные знания в области точных наук. В тех книгах, которые он написал и оставил потомкам как сокровищницу практического духовного опыта современного христианина, читатели находят обстоятельные советы по устроению христианской жизни, молитвенному правилу, воспитанию детей и по многим другим аспектам православной жизни.

Старая Басманная улица в Москве стала "свидетельницей" трудной и долгой жизни, совместной молитвы и православного делания трех друзей и сподвижников, трех Николаев - Пестова, Варенцова и Понятовского. Им не суждено было узнать, что улица Карла Маркса в 1990г. обретет свое прежнее, старомосковское название. Им не довелось услышать колокольного звона возрожденных "басманных" храмов - Великомученика Никиты, Святых Петра и Павла, Вознесения Господня. Они не дожили до 23 июля 1991г., когда мимо их домов на Старой Басманной улице многотысячная процессия во главе со Святейшим Патриархом Алексием II крестным ходом пронесла святые мощи преподобного Серафима Саровского в начале их пути в Дивеевский монастырь. Но они верили в возрождение страны, работали на ее благо и посильно участвовали в просвещении и воспитании народа Божия, а также людей, стоящих за оградой Церкви и ищущих правду жизни...

Примечания

1. Г.П.Георгиевский. На родине Василия Блаженного // ЖМП, 1947, ј4. С. 33 -37.

2. В.Д.Цветков. Старая Басманная слобода в Москве с историческим и археологическим описанием приходского (Никитского) храма. Рукопись. ОПИ ГИМ, Ф.104, Оп.1, Д. 6, Л. 137-144.

3. Там же. Л. 192. 9. Н.Е.Пестов. Из воспоминаний об основоположниках Марфо-Мариинской общины в Москве... // Там же. С.138-147.

10. Александр Солодовников. Сокровища Введенских гор. Московский журнал. 1992, ј3. С. 55.

11. Серафим Четверухин. Толмачи. Воспоминания об отце. М., 1992. С.37.

Николай Евграфович Пестов - духовный писатель, ученый и педагог, профессор, доктор химических наук, родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. Особой религиозностью семья не отличалась, хотя традиционно православные праздники здесь соблюдались. После смерти отца в 1898 г. все заботы о семье легли на плечи матери. С 11 до 18 лет Николай учился в реальном училище, где мучавшие его в те годы разные «вечные вопросы», в том числе и духовные, «разрешились» чтением марксистской литературы и трудов Ренана. Эта литература оказала сильное влияние на мировоззрение юного Пестова, склонив его к атеизму. В 1911 г. Николай поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (теперь МГТУ им. Баумана). Первая Мировая война застала его на четвертом курсе, и он ушел добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Москве в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили его начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г. В дневнике писателя сохранилась запись о почти двухлетнем периоде его комиссарства: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... Все это было при отсутствии у меня христианской веры...». А 1 марта 1921 г. во сне он увидел Христа: «В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидает меня». В июле этого же года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии. Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе МИЭИ. Пестов собрал уникальную библиотеку по философии, богословию, истории церкви. Свои богословские труды он начал писать во время войны. Толчком к этому послужило трагическое событие - осенью 1943 г. погиб в бою его девятнадцатилетний сын Николай. Тогда и появилась первая книга «Светлой памяти Колюши, или памятник на могиле сына», которая была основана на документах и письмах Николая с фронта. Позже он переименовал эту повесть, назвав ее «Жизнь для вечности» . В память о сыне Николай Евграфович стал продолжать труды по нравственному богословию и создал двухтомник «Пути к совершенной радости», а также первую редакцию книги «Над Апокалипсисом». В середине 1950-х гг. он приступил к работе над главным религиозно-философским трудом своей жизни - многотомной диссертацией «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)». В полиграфии в те времена такие вещи не печатали. Его книги выпускались «самиздатом» и пользовались большим спросом. Они многократно переписывались на машинке и быстро расходились по городам и селам России.

Скончался Николай Евграфович Пестов 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области. О книгах писателя можно сказать его же словами: «Хорошие духовные книги — это наши лучшие друзья, наши руководители и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки...». Он писал о человеке, его духовном и нравственном возрастании, о бесконечном стремлении к гармонии внешнего и внутреннего. Его называли «Подвижником земли Русской», и это не было преувеличением - все, о чем говорил Николай Евграфович в этих книгах, он осуществил в своей жизни.