Кто такой дефектолог. Профессия дефектолог

Поступающим предлагается широкий перечень направлений подготовки. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах, - это «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, отучившиеся на этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. В каких вузах предлагается это Кем работают выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?

Дефектологическое образование: сущность направления

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи. Такую профессию получают люди после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование».

Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т. д. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:

  • корректировать нарушения развития;
  • разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы;
  • изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями;
  • давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Профили специального (дефектологического) образования

Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от вуза. К примеру, поступающим на бакалавриат могут предлагаться следующие профили:

  • «Специальная психология»;
  • «Логопедия»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Олигофренопедагогика».

Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистратура. Программы подготовки встречаются следующие:

  • «Инклюзивное образование»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Логопедия (образование лиц, имеющих нарушение речи)»;
  • «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».

Актуальность специальности в современном мире

Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектологическое образование», приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, преподаватели говорят об ее актуальности, ведь в настоящее время является довольно острой проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 9-11 % лиц из числа детской популяции нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь также необходима некоторым взрослым.

Люди, отучившиеся на направлении «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физической. Направления работы специалистов нацелены на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.

Наличие необходимых личностных качеств

Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересное, но оно подходит далеко не всем людям. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:

  • инициативным;
  • энергичным;
  • доброжелательным;
  • тактичным;
  • уверенным в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программы.

Будущий специалист должен быть оптимистично настроен. Оптимизм у уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту, имеющему ограниченные возможности, к обществу, в которое будут включаться воспитанники, к самому себе.

Получение образования в РНУ

Практически в каждом городе есть вуз, в котором имеется направление «Дефектологическое образование». В Москве их функционирует несколько. Одно из учебных заведений - Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.

«Дефектологическое образование» в университете предлагает и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную для себя форму обучения. На дневном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю. Пары начинаются в вузе в 9 часов. На заочной форме в студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в вузе проводятся 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.

Обучение в МПСУ

Из числа вузов, осуществляющих подготовку педагогов-дефектологов, можно еще привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация тоже является автономным некоммерческим учреждением. Свою деятельность вуз ведет с 1995 года.

Московский психолого-социальный университет, называвшийся ранее институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них имеется «Дефектологическое образование» на бакалавриате. Предлагается очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Магистерские программы для этого направления в вузе не предусмотрены.

Будущее выпускников

Людям, отучившимся по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и получившим дипломы, можно работать в различных организациях:

  • в образовательных учреждениях всех видов и уровней;
  • в специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
  • в центрах по оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи населению;
  • в учреждениях социальной защиты;
  • в благотворительных и общественных организациях по работе с людьми, которые имеют ограниченные возможности.

Выпускников в будущем ждет нелегкая работа. Им при работе с конкретным человеком нужно будет оказать помощь не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. В квалифицированной помощи нуждается и он, и его родители, близкие родственники, ведь семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Сущность оказания помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, обучения, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет трудной, но при этом интересной, поэтому специальность «Дефектологическое (специальное) образование» заслуживает внимания.

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми.

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога , представители которой работают с особенной категорией людей - с аномальными детьми.

Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем. И нет ничего удивительного в том, что к тем, кто мечтает посвятить свою жизнь этому нужному и безусловно благородному делу предъявляются повышенные требования. Ведь дефектологи должны не только понимать, что от качества их работы зависят судьбы детей с непростой судьбой, но и быть готовым к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Что это за сложности? А вот об этом мы и постараемся рассказать в рамках данной статьи.

Кто такой дефектолог?


Высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.

И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием - это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:

  • дефектолог-логопед - изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
  • дефектолог-сурдопедагог - занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог - специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог - работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог - является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог - занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать дефектолог?

Несмотря на то, что дефектолог может работать как с детьми, так и со взрослыми, основной упор деятельности специалиста все-таки направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение младшего поколения, требующего особого подхода. Поэтому такой специалист должен, прежде всего, отличаться склонностью к работе с детьми, терпением и наблюдательностью. Кроме того, качественно выполнять свою работу дефектологу помогает наличие таких личностных качеств, как:


И самое главное, дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются в общепринятые рамки, полноценную личность. Из профессиональных знаний и навыков, необходимых специалисту для выполнения своей работы, особого внимания заслуживают обширные познания в области биологии, психологии, специальной и возрастной педагогики, профессиональной ориентации, социологии и юриспруденции. Помимо этого дефектолог должен регулярно отслеживать новшества и открытия в своей области, посещать курсы и мастер-классы по повышению квалификации и стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

Преимущества профессии дефектолога

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии дефектолога можно смело назвать возможность помогать проблемным детям, для которых этот специалист является едва ли не единственным шансом на полноценную и насыщенную положительными событиями жизнь.

Если же говорить о более "земных" преимуществах, то в первую очередь необходимо отметить востребованность дефектологов, которые с легкостью могут устроиться на работу по своей специальности как в медицинские учреждения и психологические центры, так и в дошкольные и школьные образовательные организации. При этом дефектолог может совмещать работу штатного сотрудника с оказанием профессиональных услуг частным образом. Естественно, что это позволяет специалисту получать вполне приличный совокупный доход.

Принимая во внимание тот факт, что профессию дефектолога очень редко получают, а тем более ведут профессиональную деятельность, "случайные" люди, можно также утверждать, что работа доставляет специалисту удовольствие. Тем более, что результат своей работы он видит воочию.

Недостатки профессии дефектолога


Работа с детьми, особенно с такими, как аномальные дети, характеризируется повышенными психо-эмоциональными нагрузками, что может стать причиной хронической усталости и депрессии специалиста. Каждый день видеть страдания деток (а многие ребята понимают, что они отличаются от сверстников, и страдают от этого) очень тяжело, и выдержать такое напряжение могут только настоящие энтузиасты своего дела.

Еще одним существенным недостатком профессии дефектолога является мизерная официальная зарплата специалиста, работающего в государственных учреждениях. К большому сожалению, судя по размерам зарплаты (а она составляет порядка 15-20 тысяч рублей) свои уважение и заинтересованность в работе дефектолога государство проявляет только на словах, которыми, как известно "сыт не будешь". Поэтому молодым специалистам, до появления частной клиентуры, не стоит рассчитывать на солидные доходы.

Каким бы талантливым не был дефектолог, результат его работы во многом зависит от желания родителей помочь своему ребенку. Ведь специалист не может заниматься с малышом на протяжении всего дня, поэтому основная масса занятий ложиться на плечи родных и близких ребенка. И если родители не будут старательно выполнять все рекомендации дефектолога, то все усилия специалиста могут оказаться бесполезными.

Где можно получить профессию дефектолога?

Медицинский университет и профессиональной переподготовки врачей и средний медицинский персонал. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет совмещать учебу с работой. Программа обучения составлена на основании соответствующих образовательных и профессиональных стандартов.

Как мы уже упоминали выше, дефектология "стоит" на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика. Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога , то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология - профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

Вступительные экзамены: русский язык и биология.
Это обязательные дисциплины. Третьим экзаменом могут быть математика или обществоведение (на усмотрение вуза). Информацию об экзаменационных предметах рекомендуется уточнять в приемной комиссии (ректорате) учебного заведения заблаговременно.

Специальность дефектология возникла на стыке медицины, психологии и педагогики. Накопление знаний о человеке и его способностях объективно подготовило появление этой сравнительно молодой дисциплины.
Значение дефектологии и ее роли в формировании человеческой личности в последнее время справедливо признается обществом, ведь дефектолог призван раскрыть уникальный потенциал детей с отклонениями в развитии и их максимальной социализации.

О специальности

Наиболее распространенный путь получения этой профессии - учеба в педагогическом вузе на профильном факультете. Сегодня дефектология имеет ряд самостоятельных специализаций. Мир стремительно меняется, и если раньше эта специальность была своего рода ответвлением педагогики и психологии, то сегодня дефектология - вполне самодостаточная и солидная специальность. Тем более, что российские традиции в дефектологии давно нашли признание ученого сообщества на Западе.

Например, логопед работает с нарушениями речи детей и взрослых, сурдопедагог проводит обучение при недостатках (отсутствии) слуха, тифлопедагог занимается нарушениями зрения, олигофренопедагог проводит адаптационную работу с детьми, имеющими нарушения умственного развития и т.д.

Сроки и формы обучения

Обучение премудростям дефектологии в высшем учебном заведении может быть очным и заочным (4 и 5 лет соответственно). Возможен вариант ускоренного обучения, если абитуриент имеет высшее или среднее специализированное образование.

Социальная значимость профессии

Цель работы дефектолога - помочь ребенку с отклонениями интеллектуального или психофизического характера максимально социализироваться в обществе, раскрыть свои потенциальные способности, приобщится к окружающему миру и ценностям.

Дефектолог одновременно является врачом, психологом и педагогом. Сегодня эта профессия востребована и пользуется уважением.

Во время учебы в вузе студенты овладевают методиками диагностики различных заболеваний и отклонений, получают знания по профильным дисциплинам, но главное - учатся ответственности, доброжелательности и настойчивости. Основное качество хорошего дефектолога - эмпатия, то есть способность сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого.

Примерная программа вузовского курса дефектологии

В процессе учебы студенты получают знания по целому ряду узкоспециальных дисциплин, например:

  • Психология (в т.ч. специальная);
  • Педагогика (в т.ч. специальная);
  • Правоведение;
  • Основы семейного права и прав инвалидов;
  • Психопатология;
  • Невропатология;
  • Логопедия;
  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена;
  • Психология детей с нарушениями интеллектуального развития и многие другие.

Студенты также глубоко изучают общеуниверситетские дисциплины: философию, культурологию, историю, политологию, социологию, экономику, иностранные языки и т.д.

Профессиональные и личные качества подготовленного дефектолога

Используя современные методики диагностики, дефектолог должен уметь правильно определить характер отклонения или заболевания у ребенка. На основании множества данных выстраивается система занятий и процедур по коррекции имеющихся дефектов развития.

Очень важны моральные и мировоззренческие качества педагога-дефектолога. Кроме высокого интеллекта, развитой интуиции и наблюдательности, он должен быть коммуникабельным, отзывчивым, терпеливым и эмоционально устойчивым.

Без постоянного повышения квалификации и анализа результатов своей работы нельзя стать толковым специалистом в дефектологии. И, конечно, нужно иметь склонность к педагогике, к работе с детьми, тем более теми, кто требует повышенного к себе внимания.

Место работы и возможности карьеры

Профессиональные педагоги-дефектологи сегодня действительно востребованы в обществе. Прежде всего, они заняты воспитанием и образованием людей с нарушениями развития. Получивший высшее профильное образование выпускник вуза будет желанным сотрудником в различных заведениях социальной защиты, образования и здравоохранения. Особенно повысился статус педагога-дефектолога с повышением внимания государства к детям-инвалидам.

Работа с людьми, имеющими различные отклонения в личностном развитии, в современном обществе признана нужной и уважаемой. Реабилитационные центры и школы-интернаты для детей получают должный материальный и социальный статус. На услуги профессионального дефектолога существует стабильно высокий спрос в частных детских садах и школах, где оплата труда на порядок выше государственного сектора. Те, кто считает дефектологию лишь незначительным «придатком» серьезных дисциплин ошибаются по причине невежества.

Людей, хорошо освоивших теорию и практику дефектологии, достигающих в своей работе успешных результатов, вполне можно отнести к высокооплачиваемой категории специалистов. Опытный коррекционный педагог, как правило, имеет широкую частную практику. В этой профессии вполне можно реализоваться и в научном качестве. Занятие наукой постепенно возрождает свое общественное признание. Сфера для научно-исследовательской деятельности в этой отрасли достаточна широка.

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми.

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога , представители которой работают с особенной категорией людей - с аномальными детьми.

Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем. И нет ничего удивительного в том, что к тем, кто мечтает посвятить свою жизнь этому нужному и безусловно благородному делу предъявляются повышенные требования. Ведь дефектологи должны не только понимать, что от качества их работы зависят судьбы детей с непростой судьбой, но и быть готовым к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Что это за сложности? А вот об этом мы и постараемся рассказать в рамках данной статьи.

Кто такой дефектолог?


Высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.

И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием - это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:

  • дефектолог-логопед - изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
  • дефектолог-сурдопедагог - занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог - специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог - работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог - является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог - занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать дефектолог?

Несмотря на то, что дефектолог может работать как с детьми, так и со взрослыми, основной упор деятельности специалиста все-таки направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение младшего поколения, требующего особого подхода. Поэтому такой специалист должен, прежде всего, отличаться склонностью к работе с детьми, терпением и наблюдательностью. Кроме того, качественно выполнять свою работу дефектологу помогает наличие таких личностных качеств, как:


И самое главное, дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются в общепринятые рамки, полноценную личность. Из профессиональных знаний и навыков, необходимых специалисту для выполнения своей работы, особого внимания заслуживают обширные познания в области биологии, психологии, специальной и возрастной педагогики, профессиональной ориентации, социологии и юриспруденции. Помимо этого дефектолог должен регулярно отслеживать новшества и открытия в своей области, посещать курсы и мастер-классы по повышению квалификации и стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

Преимущества профессии дефектолога

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии дефектолога можно смело назвать возможность помогать проблемным детям, для которых этот специалист является едва ли не единственным шансом на полноценную и насыщенную положительными событиями жизнь.

Если же говорить о более "земных" преимуществах, то в первую очередь необходимо отметить востребованность дефектологов, которые с легкостью могут устроиться на работу по своей специальности как в медицинские учреждения и психологические центры, так и в дошкольные и школьные образовательные организации. При этом дефектолог может совмещать работу штатного сотрудника с оказанием профессиональных услуг частным образом. Естественно, что это позволяет специалисту получать вполне приличный совокупный доход.

Принимая во внимание тот факт, что профессию дефектолога очень редко получают, а тем более ведут профессиональную деятельность, "случайные" люди, можно также утверждать, что работа доставляет специалисту удовольствие. Тем более, что результат своей работы он видит воочию.

Недостатки профессии дефектолога


Работа с детьми, особенно с такими, как аномальные дети, характеризируется повышенными психо-эмоциональными нагрузками, что может стать причиной хронической усталости и депрессии специалиста. Каждый день видеть страдания деток (а многие ребята понимают, что они отличаются от сверстников, и страдают от этого) очень тяжело, и выдержать такое напряжение могут только настоящие энтузиасты своего дела.

Еще одним существенным недостатком профессии дефектолога является мизерная официальная зарплата специалиста, работающего в государственных учреждениях. К большому сожалению, судя по размерам зарплаты (а она составляет порядка 15-20 тысяч рублей) свои уважение и заинтересованность в работе дефектолога государство проявляет только на словах, которыми, как известно "сыт не будешь". Поэтому молодым специалистам, до появления частной клиентуры, не стоит рассчитывать на солидные доходы.

Каким бы талантливым не был дефектолог, результат его работы во многом зависит от желания родителей помочь своему ребенку. Ведь специалист не может заниматься с малышом на протяжении всего дня, поэтому основная масса занятий ложиться на плечи родных и близких ребенка. И если родители не будут старательно выполнять все рекомендации дефектолога, то все усилия специалиста могут оказаться бесполезными.

Где можно получить профессию дефектолога?

Медицинский университет и профессиональной переподготовки врачей и средний медицинский персонал. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет совмещать учебу с работой. Программа обучения составлена на основании соответствующих образовательных и профессиональных стандартов.

Как мы уже упоминали выше, дефектология "стоит" на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика. Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога , то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.

Профессия дефектолога заключается в работе с детьми, которым нужна адаптация в обществе, воспитание и обучение для избавления от физических или психологических отклонений. Специалист должен не только уметь составить правильную программу работы с детьми, но и обладать навыками общения с малышами, умением заинтересовать их таким обучением, развить в ребенке желание справиться со своими проблемами.

История профессии дефектолог

Зарождение профессии произошло в начале XX века. В это время многие ученые начали заниматься изучением причин отклонения у детей, классификацией и определением наиболее действенных методов для индивидуального развития. Создавались специальные центры, в которых производились исследования, и в которых подготавливали будущих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный НИИ дефектологии в Москве.

Особенности профессии дефектолог

Условно дефектологов можно разделить на две отдельные категории: те, кто занимается углубленным изучением науки и непосредственно педагоги, работающие с детьми. В первом случае понадобятся важные познания в данной сфере медицины, разработка собственных методологий работы с детьми. Соответственно человек, занимающийся исследованиями, должен получить профессорскую степень.

Для работы с детьми отбираются специалисты, которые не только сильны в дефектологии, но и ознакомлены с особенностями и принципами детской психологии. Важно найти правильный подход к малышам, чтобы обучение и воспитание проходило в положительном ключе. А дети видели в дефектологе не врача, а учителя. Только такая система проведения занятий позволит ребенку избавиться от комплексов и заняться самосовершенствованием.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Главным плюсом профессии дефектолог можно считать возможность помощи детям , которые по каким-либо причинам не могут стать полноценными членами общества. И задача педагога будет заключаться в развитии личности, приобретении нужных навыков и умений для дальнейшего социального признания. Наибольшее преимущество работы - это ее важность. Помощь семьям, в которых есть ребенок с физическими и или психологическими и отклонениями, просто неоценима. А главная награда – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата. С материальной стороны - это достойная зарплата специалиста и возможность в дальнейшем развиваться и создавать собственные работы для помощи молодым и неопытным дефектологам.

Минусом профессии дефектолога , а точнее ограничением, является набор специалистов. Профессионалом в области дефектологии может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением в данной медицинской сфере, нужно определить действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к учащимся, умеет ли он перестраиваться под уникальные ситуации и вносить полезные корректировки в программу. Получение диплома опирается на подкованность в данной специальности, но личные качества педагога не менее важны. Поэтому получить работу и добиться положительных результатов сможет ограниченный круг людей.

Востребованность профессии дефектолог

Востребованность дефектологов в нынешний момент является очень высокой. Многие дети в связи с теми или иными причинам не могут на должном уровне общаться со сверстниками или они не обладают теми навыками, которые станут решающими в дальнейшем обучении, становлении личности. Также довольно много малышей с физическими отклонениями, которые не могут учиться с остальными детьми.

Дефектологи нужны и в детских садах, и в школах, и в центрах дошкольного развития, в учреждениях особого типа, санаториях и детских домах. Но перед принятием на работу специалисту придется пройти собеседование, которое и покажет профессиональные навыки работника.

Профессия дефектолог - зарплата

Заработная плата в среднем составляет 800 долларов в месяц. Но следует учитывать и особую разницу между дефектологами-учителями и дефектологами-исследователями. В частности научные труды оцениваются ниже, чем работа с детьми.

Помимо получения базовых знаний и наработки опыта дефектологи должны помнить о постоянном изучении данной сферы для повышения умений и знаний. Иначе говоря, посещение семинаров, общение с исследователями в данной области и чтение современной литературы по дефектологии станет самым надежным решением для признания среди старших коллег и предоставления действительно важной и полезной помощи детям.

Возможно Вас заинтересуют.