Кто такой аполлон майков. Майков, Аполлон Николаевич – краткая биография

Александр Сергеевич Пушкин всегда восхищался женщинами, относился к ним с особым чувством, считал их прекрасными созданиями. В его любовной лирике имеются стихотворения, посвященные разным женщинам. Но все его признания звучат как музыка - настолько они прекрасны. Поэтому неудивительно, что стихотворение "Я вас любил", анализ которого представлен ниже, было положено на музыку и стало красивым романсом.

Любовь к польской красавице

Анализ стихотворения "Я вас любил" следует начать со знакомства с образом той женщины, которой были посвящены эти строки. Никто точно не может ответить на этот вопрос, потому что поэт не оставил в бумагах ни одного намека на имя его возлюбленной. По одной из версий, стихотворение, датированное 1829 годом, посвящено польской светской львице, Каролине Собаньской.

Их знакомство произошло в 1821 году. И гордая польская красавица сразу завоевала сердце пылкого поэта. Пушкин находился в тот период в южной ссылке. Александр Сергеевич был влюблен в польскую княжну на протяжении почти 10 лет. Были найдены письма, датированные 1830 годом, в которых он просил у Собаньской хотя бы дружбы. Потому что понимал, что ответного чувства ему от нее не добиться.

Чувство к интеллектуальной девушке

Анализ стихотворения "Я вас любил" следует продолжить со знакомства со второй возлюбленной, которой поэт мог посвятить это любовное послание. Речь идет об Анне Олениной. Девушка покорила Пушкина не столько своей красотой или грацией, а острым умом и умением парировать шуткам поэта. Дом семейства Олениных считался интеллектуальным салоном Петербурга.

На вечерах, устраиваемых ими, собирались все просвещенные люди, люди искусства, многие декабристы были вхожи к ним в дом. Анне посвящали стихи многие поэты того времени. Пушкин был покорен красотой и образованностью Олениной. Он был ею настолько увлечен, что сделал предложение, но девушка ответила ему отказом. После этого случая в ее альбоме и появилось это любовное послание.

Сюжет произведения

Следующий пункт анализа стихотворения "Я вас любил" - это его сюжет. Он прост: лирический герой влюбился в даму, но не получил ответного чувства. Пусть любовь и была неразделенной, он все равно с нежностью и заботой относится к своей возлюбленной. Искренность его чувств подтверждается пожеланием ей, чтобы тот, кого она выберет, относился к ней так же, как и он.

Но в этом пожелании можно увидеть иронию. Герой уверен, что так сильно и искренне, как он, полюбить ее не сможет никто.

Звуко-ритмическая сторона произведения

В анализе стихотворения Пушкина "Я вас любил" следует отметить, что оно написано пятистопным ямбом, с использованием перекрестной рифмовкой и чередования мужской и женской рифм. Стихотворение состоит из двух строф с четким ритмом.

В четных рифмах повторяется звук "М", а в нечетных - звук "Ж". Интересная особенность: чтобы рифма была правильной, поэт заменил гласную "Ё" на "Е" в слове "безнадежно". Это добавило строке плавность и мягкость. Дополнительную выразительность посланию придают внутренние рифмы. Из строгой ритмической композиции выбивается только фраза "Я вас любил". Но от этого послание не становится менее прекрасным, а поэт только подчеркнул цель, с какою он его писал.

Литературные тропы

В анализе стихотворения "Я вас любил" по плану - литературные тропы и средства выразительности, которые использовал поэт в написании послания. В своем маленьком лирическом творении Александр Сергеевич прекрасно обыграл инверсию. Этот троп только подчеркнул силу и глубину чувства героя. Метафорой можно назвать всю первую строфу, в которой герой описывает свою любовь.

Фразеологический оборот, который упоминается в последней строке, не только добавляет выразительности, но и показывает, что у героя особое, доверительное чувство к возлюбленной. Интересной деталью данного стихотворения является то, что большинство глаголов употребляется в прошедшем времени. Герой осознает, что прекрасное чувство уже не вернуть, а счастливые мгновения, связанные с его любовью, остались в прошлом. Использование глаголов позволило выстроить логическую цепочку истории любви.

Чтобы усилить эмоциональную окраску строк, поэт использует прием аллитерации. В первой строфе повторяется звук "Л" - это добавляет повествованию мягкость, музыкальность, нежность. Во второй же части этот звук меняется на резкий и взрывной "Р" - герой говорит о тяжелом для него расставании со своей возлюбленной. Точно подобранные эпитеты характеризуют чувство героя и добавляют его посланию еще больше эмоциональной окраски.

В анализе стихотворения "Я вас любил" любовь занимает центральное место. Потому что если бы поэт не испытал такого чувства, то в литературе не было бы такого прекрасного лирического произведения. А из-за музыкальности его строк многие композиторы написали на это послание романс. Поэт выразил в нем все то, что он чувствовал, так тонко и точно, что получилось удивительное по красоте творение.

Стихотворение «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» часто называют маленькой повестью о неразделённой любви, хотя в нём всего лишь восемь строк. Но только по-настоящему гениальный поэт мог создать такое вдохновенное произведение.

Одни литературоведы полагают, что стихотворение адресовано блестящей светской красавице Каролине Собаньской, другие сходятся во мнении, что оно посвящено Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблён.

Не всегда важно анализировать стихотворение, опираясь на биографию автора, потому что в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя. Не всегда его можно отождествлять с автором, но лирический герой является носителем его взглядов, отношения к людям, к жизни.

Жанр стихотворения — обращение. Это разговор лирического героя с любимой.

Тема стихотворения — любовь. Любовь неразделённая и безответная, поражающая нас своим благородством.

Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует самые разнообразные средства выразительности языка. Трижды в начале строк повторяется фраза: «Я вас любил».

Такой композиционный приём называется анафорой.

Важно заметить, что все глаголы в стихотворении даны в форме прошедшего времени — поэт понимает невозможность вернуть прежние чувства. Глаголы про шедшего времени ещё более усиливают ощущение безвозвратно ушедшего счастья. И только один глагол использован в настоящем времени: «не хочу печалить вас ничем».

Любить по-настоящему — значит желать счастья любимому человеку. Пусть даже с другим. Это и есть основная мысль стихотворения.

В стихотворении особое значение имеет инверсия: «в душе моей», «быть может», «печалить вас ничем», «любимой быть другим » . Инверсия используется почти в каждой строке, и это придаёт стихотворению особую выразительность.

Поэт использует приём аллитерации, которая усиливает эмоциональную окраску поэтических строк. В первой части стихотворения повторяется согласный звук Л, передающий нежность и печаль:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем …

А во второй части мягкий звук л меняется на сильный и резкий звук р, символизирующий расставание, разрыв: « … то робостью, то ревностью томим». Попадают точно в цель эпитеты: любил безмолвно, безнадежно, искренно, нежно.

Использована красивая метафора: любовь угасла. В создании эмоциональной напряжённости большую роль играет также синтаксический параллелизм (повторы однотипных конструкций): «то робостью, то ревностью»; «так искренно, так нежно».

«Я вас любил: любовь еще, быть может…» Александр Пушкин

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Анализ стихотворения Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»

Любовная лирика Пушкина насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой женщиной автор преклоняется, восхищаясь ее красотой, умом, грацией и самыми разнообразными талантами.

В 1829 году Александр Пушкин написал, пожалуй, одно из самых знаменитых своих стихотворений «Я вас любил: любовь еще, быть может…», которое впоследствии стало талантом. Историки по сей день спорят о том, кому именно было адресовано это послание , так как ни в черновиках, ни в чистовом варианте поэт не оставил ни одного намека на то, кто же является той таинственной незнакомкой, которая вдохновила его на создание этого произведения. По одной из версий литературоведов, стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…», написанное в форме прощального письма, посвящено польской красавице Каролине Сабаньской, с которой поэт познакомился в 1821 году во время южной ссылки. После перенесенного воспаления легких Пушкин побывал на Кавказе и по дороге в Кишинев на несколько дней остановился в Киеве, где и был представлен княжне. Несмотря на то, что она была старше поэта на 6 лет, ее удивительная красота, грация и надменность произвели на Пушкина неизгладимое впечатление. Спустя два года им вновь суждено было увидеться, но уже в Одессе, где чувства поэта вспыхнули с новой силой, однако не были встречены взаимностью. В 1829 году Пушкин в последний раз видит Каролину Сабаньску в Санкт-Петербурге и поражается, насколько она постарела и подурнела. От былой страсти, которую поэт испытывал к княжне, не осталось и следа, однако в память о былых чувствах он создает стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…».

По другой версии, это произведение адресовано Анне Алексеевне Андро-Олениной, в замужестве – графине де Ланжерон, с которой поэт познакомился в Санкт-Петербурге. Поэта пленили не столько ее красота и изящество, сколько острый и пытливый ум, а также находчивость, с которой она парировала шутливые реплики Пушкина, словно бы дразня его и искушая. Многие люди из окружения поэта были убеждены в том, что у него с прекрасной графиней – бурный роман. Однако, по утверждению Петра Вяземского, Пушкин лишь создавал видимость интимных взаимоотношений с известной аристократкой, так как с ее стороны не мог рассчитывать на ответные чувства. Между молодыми людьми вскоре произошло объяснение, и графиня призналась, что видит в поэте лишь друга и занимательного собеседника. В итоге появилось на свет стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…», в которой он прощается со своей избранницей, заверяя ее в том, что пусть его любовь «вас больше не тревожит».

Стоит также отметить, что в 1829 году Пушкин впервые знакомится со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Поэт добивается ее руки, и на фоне нового увлечения рождаются строки о том, что любовь «в душе мое угасла не совсем». Но это – лишь отголосок былой страсти, которая доставила поэту массу возвышенных и мучительных минут. Автор стихотворения признается таинственной незнакомке, что он ее «любил безмолвно, безнадежно», что недвусмысленно указывает на замужество Анны Алексеевны Андро-Олениной . Однако в свете нового любовного увлечения поэт решает оставить попытки покорить графиню, но при этом по-прежнему испытывает к ней очень нежные и теплые чувства. Именно этим можно объяснить последнюю строфу стихотворения, в которой Пушкин желает своей избраннице: «Так дай вам Бог любимой быть другим». Тем самым поэт подводит черту под своим пылким романом, надеясь на брак с Натальей Гончаровой и желая, чтобы та, кому адресовано это стихотворение, также была счастлива.

История семьи Майковых непосредственно связана с историей русской литературы, искусства и просвещения.

Аполлон Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Дед поэта, Аполлон Александрович Майков – бывший директор императорских театров, брат его, Михаил Александрович, трудился на литературном поприще.

Отец поэта, Николай Аполлонович, был замечательным живописцем, академиком Императорской Академии художеств. Братья Аполлона Майкова — люди, уважаемые во всех отношениях: Валерий был талантливым критиком и философом, Владимир – издателем детского журнала «Подснежник», Леонид – вице-президентом Академии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.

Аполлон Майков вырос в среде, где занятия искусством и наукой всегда были, если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составляли постоянное и необходимое условие житейского обихода. Юноша Майков не смог сбиться с предначертанного ему судьбой пути служения родной поэзии. Внешние же обстоятельства во время всего прохождения им литературного поприща как нельзя более благоприятствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил.

Все детство до девятнадцатилетнего возраста Аполлон провёл не в столице, а на ласковом, мирном лоне матери-природы, посреди простоты и правды русского народного быта, в приволье и тишине подмосковной деревни, в поместьях отца и бабушки. Таким образом, в ту пору жизни, когда впечатления воспринимаются с наибольшей силой и западают в душу всего глубже, первые основы самосознания и духовной личности в душе будущего поэта были заложены русской деревней и русским народом. Эти основы и остались в Майкове незыблемыми до конца его дней, послужив прочным фундаментом для всех позднейших душевных наслоений.

В годы гимназического и университетского учения руководителями и наставниками юного Аполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Библиотека для чтения» В.А.Солонин, по свидетельству знавших его современников — один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, горячо любивший русскую литературу и И.А.Гончаров, знаменитый впоследствии автор «Обломова» и «Обрыва».

Немудрено поэтому, что студент юридического факультета Петербургского университета Майков не погряз в дебрях юриспруденции, а остался художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно для развития и окрыления его творческих сил. Римское право, связанное с изучением латинского языка и классиков, и энциклопедия законоведения, в связи с занятиями философией – были любимыми предметами молодого Майкова. Кроме того, он слушал курсы русской и всеобщей истории у П.Г.Устрялова и М.С.Куторги, и русской словесности у Никитенко, который первым обратил внимание на стихотворные опыты Майкова еще в 1838 году. Он прочел в университете по рукописи стихотворения «Гнев божий» и «Венера Медицейская».

Почти в это же время одна из антологических пьес Майкова была прочитана С.П.Швыревым в университете в Москве – и имя Майкова, талантливого, начинающего поэта, стало известно в литературных кругах.

Напечатанные затем в 1840 и 1841 годах произведения в «Одесском Альманахе», «Библиотеке для Чтения», «Отечественных Записках», и, наконец, вышедшая в 1842 году книжка под заглавием «Стихотворения Аполлона Майкова», встреченная горячими похвалами Белинского и общим сочувствием всех любителей и знатоков отечественной поэзии, окончательно решили судьбу Майкова, до того времени ещё колебавшегося в выборе между поэзией и живописью, к которой он также чувствовал большую склонность.

Министр народного просвещения Уваров представил книжку стихотворений только что окончившего курс, со степенью первого кандидата, Майкова государю, который дал молодому поэту средства на поездку за границу, где Майков и провел почти два года в усвоении плодов европейского просвещения, в изучении «стран и народов», преимущественно же Италии и Рима, их природы, быта, истории и творчества.

Нужно ли говорить, что такое путешествие, непосредственно по окончании университетского курса, было как нельзя более своевременно и оно дополнило и завершило образование Аполлона Николаевича и дало богатейший материал для дальнейшей творческой работы, — материал, которым поэт не переставал пользоваться в продолжение всей своей жизни. Этому и еще другому, несколько лет спустя, предпринятому Майковым путешествию по Европе, русская литература обязана появлением многих замечательных художественных произведений.

Казенная служба, сначала в качестве помощника библиотекаря в Румянцевском музее, затем цензора в комитете иностранной цензуры, и, наконец, председателя того же комитета, не только не мешала писательский деятельности Майкова, но, вследствие особенно счастливо сложившихся обстоятельств, даже благотворно содействовала ей, сблизив поэта с такими личностями, как князь Одоевский и Ф.И.Тютчев. Будучи по службе ближайшими начальниками Майкова, они в то же время были его личными друзьями, советниками, ценителями, критиками.

Влияние Тютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений Майкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он остался верен до конца.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – это тот богатый вклад, которым может гордиться наша отечественная литература.

26 февраля 1897 года на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, Майков выступил и прочитал своё известное стихотворение «20-го октября 1894 года». Поэт был бодр и весел. Через несколько дней он почувствовал себя плохо, жаловался на озноб, у него началось воспаление лёгких. Его не стало 8 марта 1897 года.