Кто такие «Рагули»! Кто такой рагуль, лузер, аутсайдер и маргинал.

atrizno в Рогуль - это... Что такое Рогуль?

Для справки

Рогуль

Рагулизм - термин, использующийся на западе Украины, особенно во Львовe и других городах Галичины в отношении людей, неспособных принять городскую культуру; это «проявление самоуверенной малокультурности» (Тарас Чубай, см.Плач Єремії), вульгарности. В свою очередь тех, кто употребляет этот термин, могут обвинять в снобизме.

Считается, что это явление проявляется в поведении бывших крестьян, массово переселявшихся во Львов после 1944 года. В результате истребления евреев в годы второй мировой войны, уничтожения, отъезда и высылки поляков на территорию современной Польши, Львов потерял более 80 процентов своего населения. Индустриализация вызвала новый приток мигрантов из сельской местности. В результате замены населения не произошло передачи городских традиций новым горожанам, «которые утратили сельское лицо и не приобрели городского» (Тарас Чубай). «Непеределанные мещане… превращают Львов в мегасело… плюют себе же под ноги и сорят в своих же подъездах» (Тарас Возняк), имея «материальные возможности, не используют их для самообразования. Они этими деньгами пробуют передавить нормальных людей» (Маркиян Иващишин). Их «cущность выдает то, где они проводят свои выходные и праздники. Большинство едут в село, к родителям, помогают им на огородах. Пуповина этих львовян — не во Львове» (Тарас Возняк). «Настоящий львовянин, любящий свой город, никогда не будет петь народные песни под памятником Шевченко среди белого дня в воскресенье. Это не по-львовски, не по-городски» (Юрий Винничук).

Термин «рагулизм» происходит от слова рагу́ль (мн. рагули́, жен. рагу́лька, рагули́ха, дет. рагуля") - это некультурный, примитивный, тупой человек, деревенщина. Данное слово используется в западных областях Украины, в русском и украинском языках как ругательство. Слово "рагуль" встречается в текстах современных западноукраинских писателей Любко Дереша и Юрия Андруховича.

В русском языке рагу́ль (или рог) также используется как пренебрежительное и оскорбительное прозвище западных украинцев. В этом значении употребляется с 1970-х годов в русском языке (сначала во Львове, затем на всей Западной Украине) вместо малоупотребительного хохол, в других регионах Украины малоизвестно. В последнее время есть тенденция чаще употреблять слово рагуль в русском языке в первом значении, как и в украинском, то есть безотносительно национальности.

Рагу́ль попало в русский язык из украинского. Украинский филолог Л. Ставицкая указывает, что слово встречается в уголовном жаргоне и характеризирует его как полонизм. Есть также два варианта "народной этимологии". Согласно одному из них слово «рагуль» произошло от слов «рог», «рога́тий» (намекало, что приезжие из сёл - тупые, как быки). По другой версии ругательство произошло от слова «рогатка», как назывались шлагбаумы на городских заставах, за которые во времена предшествующие включению Западной Украины в состав УССР грязно одетых крестьян не пускали.

Рогуль - это... Что такое Рогуль? —

[ ] [где? ] - пренебрежительное прозвище со значением «примитивный человек, некультурный селянин». В украинском уголовном жаргоне употребляется для обозначения любого сельского жителя.

По одной из версий, термин «рагуль» происходит от слова рогатка (rogatka) - так назывались небольшие сооружения (будки и шлагбаумы), которые на перекрёстках дорог Австро-Венгрии и Польши служили своеобразными таможенными пунктами на въездах в города. В частности, этой версии придерживается писатель и публицист Юрий Винничук , исследовавший обычаи и культуру Львова. По его мнению, рагулями в Австро-Венгрии и Польше называли жителей пригородов Львова, которым позволялось проезжать через рогатки в город и привозить продукты на продажу только ночью, а с наступлением рассвета они были обязаны покидать пределы города. И когда кого-то хотели охарактеризовать как «недалёкого селюка», то его называли «рагулём».

В дальнейшем рагулями стали называть бывших селян, которые формально стали жителями города и утратили сельскую культуру, но оказались неспособными принять культуру городскую. При этом они отличались безапелляционностью и самоуверенностью, не просто отвергая любое альтернативное мнение, но относились к нему с воинственным пренебрежением.

От слова «рогуль» созданы жаргонные слова: рогулизм , рогульство - дурость, примитивность, нечто абсурдное.

Напишите отзыв о статье "Рагуль"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рагуль

– Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу.
Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.
– Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния.
– Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа.
– Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его.

Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.

Наверное, любому рационально мыслящему человеку приходилось не единожды в своей жизни сталкиваться с особями, не заботящимися о полезности воспроизводимых ими умозаключений, лишенных фактажа и даже элементарной логики. Обычно такие "экземпляры" в дискуссиях делают ставку на эмоциональность изложения своих доводов, дабы довести собственную правоту любой ценой. Прежде всего стараются произвести впечатление на аудиторию не знанием истины, а душещипательностью, иронией и напористостью своих изречений. Зачастую в диалоге с такими "знатоками всего на свете", с их стороны в ответ постоянно исходят колкости и провокации. Ни доли сомнения в своей собственной "правоте"! Одна сплошная уверенность, даже, как может оказаться, в вопиющей глупости!

Так чем же вызвана такая манера поведения? Воспитанием? Обстоятельствами? Или всё-таки вопрос рассматриваемого психотипа неугомонной, взбалмашной, необузданной личности не так поверхностен? Во истину справедливо сказано: "Зри в корень"! Название этому диагнозу - "рагулизм"!

В данной работе мы даем определение слову "рагуль", которое вжилось в сущность многих жителей, преимущественно, западноукраинских регионов, но к сожалению уже и не только их.

Ранее, исследования о "рагулях" проводил писатель и публицист Юрий Винничук, изучавший обычаи и культуру Львова.

На перекрёстках дорог Польши и Австровенгрии, на въездах в города существовали пропускные пункты, называемые "rogatka". Это были небольшие сооружения, представляющие собой будки и шлагбаумы. Через эти "рогатки", крестьянам, привозящим продукты на продажу, разрешалось въезжать в город только ночью, для того чтобы продать свой товар за бесценок перекупщикам. С рассветом они были обязаны покинуть пределы города, дабы срамным, нищенским видом не раздражать городское население и не осквернять своим омерзением городские пейзажи и интерьер городских улиц. От этих "рогаток" на прямую зависело благополучие простых крестьян, пропустят или не пропустят- было вопросом жизни и смерти. Из-за такой жёсткой привязки к "рогаткам"- пропускникам, этих несчастных стали называть "рагулями". По мнению Винничука название "рагуль" стало впервые применяться по отношению к жителям окрестностей Львова. В последствии это унизительное название распространилось на всех крестьян на Галичине, которые всегда являлись низшей прослойкой Польши и Австровенгрии.

Крепостное право было отменено в Австровенгрии в 1848 году. В города Галичины стала просачиваться бедствующая прослойка галицкого крестьянства в поисках работы. Не все из галицких крестьян, кто становился городскими жителями, могли избавиться от низменных привычек, которые веками передавались им от родителей. Быть крепостным рабом унизительно и страшно! Это отложило свой неизгладимый отпечаток на менталитет бывших крепостных галичан. Даже проживая в городе, эти бедолаги не могли поднять свой социальный статус выше старшего кельнера (официанта). "Рагулизм" из новоиспеченных городских жителей пер наружу. Характерные черты, которые свойственны "рагулю" - это безапеляционность и излишняя самоуверенность, неспособность принять чье-либо альтернативное мнение, перерастающая в воинственное пренебрежение. Типичное - "Я прав понад усэ!" (Я прав не взирая ни на что!). Ко всему этому "рагуля" выдавало неумение соблюдать элементарную чистоплотность и иметь аккуратный опрятный вид. К перечисленному набору можно добавить излишнюю беспокойность по каждому поводу и без повода, что порой может переходить в неконтролируемые повадки - где-нибудь почесаться, поковыряться, за что-нибудь подергать и т.д. "Рагуль", перебравшись в город, утратил свою сельскую культуру, но так же не смог освоить и принять городскую и в городской обстановке испортил себе нервную систему.

Именно из "рагульской" прослойки появились первые группы "украинцев", тогда ещё не ставшие нацией, существовавшие на правах политических групп, щедро финансируемых австрийской короной. Трещавшей по швам, многонациональной Австровенгрии нужно было как-то сглаживать внутреннюю накаленную социальную и политическую обстановку. Униженному коренному населению Галичины, австрийской короной была милостиво предоставлена возможность отказаться от своего русского имени, став "украинцем". Но уважения в народной среде к "украинским" партиям, состоявшим из "рагулей", не было, представители которых, перебравшись в города, стали выносить горшки из-под панов. Тем более, что у руля этих партий стояли поляки, которым был включён зелёный свет для уничтожения всего русского на Галичине. Украинский язык поляками уже был изобретен. Не верите? Тогда ради интереса сравните украинские и польские слова. Я лично на вскидку сравнил более трехсот украинских слов с польскими. Передраны из польского один в один. Действительно, зачем изобретать велосипед. Тоже самое с гимном Украины, которую предполагалось изначально создать на галицких землях. Польский гимн "Ще польска нэ сгинэла" стал основой для написания гимна "Ще нэ вмэрла Украина". При желании можно ещё найти некоторые подробности.

Все, кто отказался преступать через свою кровь переписываться из русского на "украинца", были безжалостно уничтожены. И теперь не мудрено, что мы имеем враждебную ко всему русскому западную Украину, где с непоколебимым спокойствием рассказывают о праве первой брачной ночи невесты с паном, перед тем как она пойдёт к своему жениху.

Нынче на украинском культурном фронте равнение устремлено на Галичину. Скажите, Вам охото перенимать менталитет приспособленца - невольника, который готов быть кем угодно, в том числе и "рагулем", в угоду кому угодно? Вы готовы стать "рагулем"?

А для почитателей западноукраинской воспитанности и врожденной доброты в заключение приведу строки Фаины Раневской: "Лучше быть хорошим человеком "ругающимся матом", чем тихой воспитанной тварью".

Просто надоело слышать с украинских телеканалов о русском хамстве и бескультурии. Хороших людей среди русского населения, особенно на Украине, на самом деле очень много. Среди "рагулей" я таких вообще не знаю. За собой "рагули", как всегда, следить не умеют! И к тому же эти выродки забыли, что их предки когда-то тоже были русскими!

Применительно к высказыванию: Слово тихий для "рагулей" явно не подходит и матом они не ругаются только по телевизору, а вот твари ещё те и считают себя чересчур воспитанными! Просто в условиях неволи сформировался определённый тип личности - когда днём они с тобой ведут себя вежливо, учтительно, обходительно и даже заискивающе, а ночью с такой же обходительностью исподтишка они просто либо пристрелят, либо перережут горло. Тема "рагулизма" на Украине сейчас самая актуальная и животрепещущая. Плачевные последствия этому уже есть. Майдан и АТО - самые яркие тому подтверждения!

Родниться с украинской субкультурой и становиться "рагулем" или нет - решать вам!

Олег Полянский

Статья написана специально для сайта «Геополитика и мировая политика ».
При полной или частичной перепечатке материала ссылка на сайт «Геополитика и мировая политика » обязательна.


Дата публикации: 12 марта 2016 г.

«Быдло, всегда, останется оным» – закон, не подлежащий диалектическим рассуждениям.

Часто встречая, некультурного, малосимпатичного человека, мы называем его – быдлом. Называем, не вникая в суть понятия, а кем же является данный человек, чем живет, дышит, как проводит досуг, где работает?! Многие жители Восточной, Центральной и Южной Украины, даже не догадываются, что особый подвид «быдла», из Западной Украины, называется Рагуль. Не слышали? Удивлены? А давайте подробнее.

Краткая справка.

Рагуль (рогуль, мн. рагули, жен. рагулька, рагулиха, дет. рагуля)

- некультурный, примитивный, тупой человек, деревенщина.

Слово используется в западных областях Украины, в русском и украинском языках как ругательство. Слово «рагуль» встречается в текстах современных украинских писателей Любко Дереша и Юрия Андруховича.

В русском языке рагуль (или рог) также используется как пренебрежительное и оскорбительное прозвище западных украинцев. В этом значении употребляется с 1970-х годов в русском языке (сначала во Львове, затем на всей Западной Украине) вместо малоупотребительного хохол, в других регионах Украины малоизвестно. В последнее время есть тенденция чаще употреблять слово рагуль в русском языке в первом значении, как и в украинском, то есть безотносительно национальности.

От слова «рагуль» произошли термины рагулизм, рагульство - дурость, примитивность, нечто абсурдное.

Итак, рагули, живут на Западной Украине и разговаривают на украинском языке.

Быдло

– это слово польского происхождения, означает “рабочий скот”. В применении к людям означает безвольное и покорное стадо, рабы. Раньше словом “быдло” помещики называли крестьян. Быдло это не лексикон и не манера поведения в обществе. Быдло это система ценностей. Для быдла важно чтобы кто-то сверху им командовал, а быдло полностью и покорно выполняло эти команды. Быдло отрицает личность во всех ее проявлениях. И прежде всего такие черты как свобода, собственность и достоинство. Прежде всего, отрицается свобода. Самое страшное для быдла это лишиться своего хозяина, и получить свободу. Потому что быдло не может жить в условиях свободы, оно не может зарабатывать самостоятельно, оно боится брать на себя ответственность за собственную жизнь, зато стремиться переложить её на хозяина. Быдлом можно назвать любого наёмного рабочего, отрицающего либеральные ценности. При этом его социальный статус, воспитание, образование, уровень доходов и прочее, значения не имеют.

Например: У меня на работе на складе “быдло” получает 40$.

Итак , быдло, преимущественно, живет на Востоке Украины и разговаривает на русском языке.

1 .Отношение к алкоголю.

Рагули – пьют редко, в основном по праздникам.

Быдло – не пьет, в основном, когда кончились деньги.

2.Досуг.

Рагули – їсти смачно, попрацювати на городі, піти до церкви в неділю, піти в гості до кума.

Быдло – забухать, набить кому-нибудь «фейс», покурить «дури», опохмелиться в воскресенье.

3 .Семья.

Рагули – женятся рано, детей более 2, жена – домработница.

Быдло – женятся по залету, детей, зависит от того, вытащил или нет, жена – домработница, собутыльница и груша.

4.Секс.

Рагули – классический секс. Эпиляция не приемлема, эксперименты практикуются редко. Презервативы традиционно не приемлют.

Быдло – секс по «синьке!» Эпиляция не приемлема, эксперименты тоже. Главное, чтобы «мужик» получил удовольствие. На презервативы нет денег.

5 .Работа.

Рагули – натуральное хозяйство, «заробитчане».

Быдло – шахтеры и работники предприятий олигархов. Безработные, живущие на пособия по безработице, гоп стопщики.

6. Одежда и стиль.

Рагули – одеты, как среднестатистические европейские бомжи. Не придают значения, как выглядят на работе, зато в церковь надевают лучшие вещи.

Под мышками не бреют, в паху, тем более, что такое маникюр знают из рассказов «заробитчан» побывавших в Европе.

Быдло – одеты, как среднестатистические русские бомжи. Предпочитают выглядеть « хреново», в основном деньги уходят на «бухло». Из одежды предпочитают спортивный стиль «неоригинальных» спортивных марок:

« Абибас», «Чума», « Ридок». Под мышками не бреют, в паху, тем более, что такое маникюр знают из телевизора.

7. Религия.

Рагули – очень набожны. По воскресеньям посещают церковь, всей семьей. Дома имеют много икон. Церковные праздники – святое, повод не работать, даже на огороде.

Быдло – бог – бутылка, в основном с водкой. Церковные праздники, а что это????

Конечно же, повод «напиться» и устроить пьяный дебош с приводом в милицию.

8. Музыка.

Рагули – слушают разную музыку, но особенно предпочитают народную, по типу « Червона Рута». Любимый исполнитель Руслана, Василь Зинкевич, Владимир Ивасюк.

Быдло – шансон и попса. Быдланам особенно дорог Михаил Круг. В последнее время набирает движение быдло-репа, по типу репера Сявы.

9. Еда.

Рагули – любимая еда: борщ, вареники, крученики, хлеб пекут сами. Основа массы блюд – сало.

Быдло – любимая еда – закуска: колбаса, пельмени, сыр, огурцы соленые, под пиво – семечки.

10. Отношение к Соседям.

Рагули – озлобленные «националисты», которые не любят всех, кто хоть раз посягался на Независимость Украины.

Особенно, не любят поляков, которые долгие столетия нещадно их эксплуатировали. Питают ненависть к Жителям Восточной Украины. «Любя», называют жителями Даунбасса.

Быдло – озлобленные «алконафты», которые не любят всех, кто хоть раз не давал бухать.

Любят Россию, зато, что президент России, обещает при присоединении Восточной Украины к России, выдавать повышенные пособия, а это значит больше купленной и выпитой водки. Жителей Западной Украины, считают иждивенцами и Бендеровцами. «Любя», называют жителями Бендерштата.

11. Язык.

Рагули – украинский с элементами польского и венгерского.

Быдло – русский с элементами русского мата. Вернее, мата с элементами русского.

Вывод.

Несмотря на некую схожесть внешнего вида: неряшливость, полное отсутствия вкуса и стиля, чрезмерное чревоугодие, примитивное мышление, не видящее, дальше выстроенных рамок, некультурность, и нарочитое нежелание достигнуть высоких жизненных достижений. Быдло и рагули, существенно и конъюнктурно отличаются, не только языком, на котором разговаривают.

Глобальное отличие в восприятии культуры употребления алкоголя и отношения к заработку. Если рагуль, как сорока все тащит в дом, работая по «заграницам», быдло все тащит из дома, лишь бы выпить. Обладая работящей натурой, рагуль, при полном отсутствии интеллектуальных познаний, умудряется заработать на дом или квартиру. Быдло, на квартиру не зарабатывает, она достается в наследство либо достается по разнарядке завода или шахты. Поэтому выпивка, дебоши, случайные сексуальные связи (обычно при распитии алкоголя), и посиделки с друзьями становятся основным смыслом жизни. Цель жизни любого «малозначимого» Рагуля – семья, дом и заработок, выгодно отличаются от целей жизни самого «успешного» быдлана.

Беспризорников, на Западной Украине в разы меньше, чем на Восточной.

Advertisements