Кто сказал что дубу страшно. Экология

Богданова Ирина
Экология. Проект «Дуб дождя и ветра вовсе не боится»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 города Светогорска»

ПРОЕКТ

ТЕМА : Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов через экологическое воспитание

«Дуб .»

КПК : Современные технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка- дошкольника.

Выполнил : Богданова Ирина Васильевна

Девиз проекта .

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

Тема : «Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Тип проекта : проектно - исследовательский .

Вид проекта : творческо - исследовательский.

Участники проекта : дети 6лет, воспитатель, родители.

По продолжительности : краткосрочный

Предмет исследования : деревья на нашем участке.

Актуальность :

Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания , экологической культуры , способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Проблема :

1. Деревьяокружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных

2. Дерево- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3. Деревьяиграют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку , в которой они обитают.

4. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных» , легче представить его другом.

Цель проекта :

Исследовательская деятельность по изучению жизни дуба, деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

Формировать у дошкольников представления о жизни дуба, деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи :

Обучающие :

Формировать у детей представление о деревьях, дубе;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие :

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные :

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты :

Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

Основные формы реализации проекта :

Визуальные наблюдения, опыты, эксперименты, индивидуальная исследовательская деятельность. Цикл бесед, цикл целевых прогулок, природоохранные акции, создание видеорепортажей и фотоальбомов, сочинение рассказов и сказок, продуктивная деятельность, развлечения.

План действий :

1. Постановка цели;

2. Поиск формы реализации проекта ;

3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5. Определение направлений поисковой практической деятельности;

6. Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

7 .Коллективная реализация проекта , его демонстрация.

Этапы проекта :

1. Подготовительный :

Цель : формирование экологической грамотности ребенка .

Задачи :

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие) .

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к природе родного края.

Методы исследования : наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

2. Исследовательский :

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми : беседа о деревьях.

Цель : заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о дубе, их отношение к нему.

Вопросы :

1. Чем дерево дуба отличается от других деревьев?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Почему считают, что дуб самый могучий и сильный?

10. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

3. Заключительный :

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

интеграция образовательных областей

Коммуникация

Свободное общение

Познание

Рассказ воспитателя

- Рассматривание : фото, репродукций, иллюстраций

Исследовательская деятельность :

Обследование и рассматривание листьев; коры, ствол, кроны

-определять форму : круглые, овальные, резные;

-окраску : оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость) ;

Величину – использовать в определении более точные градации : мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа : гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

Загадывание загадок

Рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

Социализация

- Экскурсии : по участку детского сада и в парк

Наблюдения

Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Подборка материалов для изготовления гербария, конструирования

Подборка классической и народной музыки, хороводные танцы

Физическое развитие

Подвижные игры, физкультминутки

Здоровье

Свободное общение «Могут ли деревья лечить?» , «О пользе деревьев и кустарников»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Наблюдения за деревьями, их обследование

Беседа : «Деревья нашего двора» ;

Аппликация способом отрыва : «Деревья» ;

Психогимнастика : «Дуб» ;

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников;

Дидактические игры : «Назови дерево» , «Парные картинки» , «Какого дерева не стало» ;

Рисование : «У Лукоморья дуб зелёный» ;

Подвижные игры : «Беги к тому дереву, которое назову» ;

Гербарий : «Деревья на территории детского сада» ; Коллекция семян и плодов;

Коллажи «Строение дуба» , «Как дуб связан с животными» , «Кто дружит с дубом» ;

Рассказы «Моё любимое дерево» ;

Алгоритм посадки жёлудей и лист наблюдений за ростом дубочков;

Видеоматериал «От жёлудя до дуба» ;

Росток дубочка, помещённый в сосуд для наблюдения за ростом корневой системы;

Выращенные дубки для посадки весной на территории детского сада;

Макет дерева дуба;

Экологические знаки «Нельзя ломать ветки деревьев» , «Осторожно! Молодые саженцы!»

Знакомство с литературными произведениями : В. Зотов из книги «Лесная мозаика» : «Берёза» , «Дуб» ; «Деревья - украшение нашей планеты» .

Работа с родителями :

Консультации : «Прогулки в природу» , «Зеленый мир за окном»

Участие в совместном экологическом празднике ;

Изготовление книжки – малышки : «Экологические сказки »

Изготовление макета дерева дуба

Оформление фотовыставки «Зеленый дуб»

Заключительный этап :

Изготовление альбома «Береги лес» .

Физкультурно-экологический праздник .

Развлечение «У Лукоморья»

Фотовыставка «Лесная сказка»

В начале лета на нашем сайте опубликован список предлагаемой к прочтению будущим первоклассникам литературы. Среди них стихи о деревьях советской поэтессы И. Токмаковой. Их полезно не только прочитать, но и выучить наизусть.

Знаем, что части родителей лениво будет сходить в библиотеку (хоть и напрасно). Они, скорее всего, обратятся к всемирной паутине. Для облегчения поиска стихов о деревьях для дошкольников мы решили собрать их в одно место.

Стихи о деревьях И. Токмаковой

Берёза

Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Ива

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

Ели

Ели на опушке -
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.

Осинка

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару...
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
бедной осинке.

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.

Яблонька

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!

Дуб

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый!
Значит, закалённый!

Чтобы стихи о деревьях лучше запоминались, важно знать, как выглядят сами деревья. Нарисуйте деревья, их листья. Каждое дерево чем-то особенное, от других отличается. Этим отличия помогут его узнать.

  1. У берёзки ствол белый в крапину.
  2. Листики осинки все время трепещут, дрожат.
  3. У ивы ветки поникли до самой воды. Иву так и называют "плакучая".
  4. У сосны и ёлки вместо листьев иголки.
  5. Листья дуба долго не желтеют осенью.

Здорово, когда ребёнок учится быть наблюдательным в природе и чувствительным к словам родного языка.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

Токмакова Ирина

Он дуб, как дуб, такой, как есть,
Живущий строго по своим законам.
И почитают многие за честь
Передохнуть в его шатре зеленом.
Его не занавешено окно,
Живет открыто, смело, без опаски.
Он тот, который Пушкиным давно
Описан ярко в дивной русской сказке.
Под осень величав, могуч и нем
Усыплет землю желудями густо.
Секач зимой свой приведет гарем
Полакомиться вместе ими хрустом.
А он стоит — могучий исполин,
На высоту небес с земли взирая,
Как будто ищет в сером небе клин
Летящей журавлиной грустной стаи.

Старый дуб!
Твои сынки -
эти юные дубки.
Вверх потянется орава,
и получится дубрава.

Насимович Ю.

Затаил обиду Дуб:
«Все считают, что я туп!
И дразнить всё время рады:
Сила есть – ума не надо…»

Слуцкая Лидия

Могучий, сильный, вековой
дуб в лесу стоит большой
листья тихо шелестят
желуди под ним лежат
шепчет дивная дубрава
вон березки те, что справа
гнутся ветки их в поклоне
только дуб тот непреклонен.

Субботина Н.

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь -
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

Николай Заболоцкий

Из жёлудя вырос дубок молодой,
Могу я верхушку потрогать рукой.
А годы пройдут, а годы пройдут
И будет расти здесь развесистый дуб.
И будет стоять он у речки над кручей,
Цепляя ветвями заснувшие тучи.
Он будет листвою шуметь целый день,
Прохожим давая прохладу и тень.

Нехаева Н.

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал -
И могучим дубом стал!

Санин Е.

Листья ветром снесены –
Голо и уныло.
В ожидании зимы
Всё вокруг застыло.
Но гляди-ка: вот стоят
Тёмные дубочки,
И на их ветвях шумят
Тёмные листочки.
Крепко рядышком сидят
С веток падать не хотят.

Груданов Е.

Утро. Стол под кряжистым стволом.
Старый дуб, поведай о былом!
С листьев капли хлынули на стол.
Дуб поведал: «Ночью дождь прошёл».

Валентин Берестов

Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой,
И с востока налетает,
Но меня он не сломает!
Дуйте, ветры, — не боюсь –
Дубом как-никак зовусь!

Вайнилайтис М.

Ты росток,
И я росток,
Раз — листок,
И два — листок,
Подрастем еще чуток,
И — чего же проще!
Ты — дубок,
И я – дубок,
Станем рядом бок о бок,
Вот и будет роща!

Не смейся, не дивися мне,
В недоуменье детски грубом,
Что перед этим дряхлым дубом
Я вновь стою по старине.

Не много листьев на челе
Больного старца уцелели;
Но вновь с весною прилетели
И жмутся горлинки в дупле.

Афанасий Фет

Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это дуб.

Синючкова Ж.

На лужайке у реки
Посадили мы дубки.
Веселей расти, дубрава,
Всем на радость,
Нам на славу!
С каждым годом расцветай,
Шум зеленый поднимай.
Будьте счастливы, дубки,
На лужайке у реки!

Прокофьев А.

Я видел дуб.
Огромный дуб.
Над рыжей кручею Кубани
Стоял он,
Гордый солнцелюб,
В осеннем ярком одеянье.
Гроза и буря сотни лет
Его сломить пытались вместе.
А дуб — один! — шумел в
Ответ листвою жесткой, как
Из жести.
И сам в волну,
Как поплавки,
Ронял он желуди устало, —
И по течению реки
Дубрав немало вырастало.

Я видел дуб.
Он сотни лет,
Все глубже корни простирая,
Держался крепко на земле,
Макушкой небо подпирая.
Но вот в весенний свой разлив, река,
Хмелея ночью черной,
Подмыла берег, оголив
Витые жилистые корни.
На миг притихло все кругом,
И дуб огромный, ахнув глухо,
В корнях сжимая глины ком,
В Кубань бушующую рухнул…

Я видел дуб.
Тот дуб река
Несла, казалось, без усилий.
А на обоих берегах
Дубки — сыны его —
Толпились.
Они, расслабнув от тепла, стояли в
Крапинках апреля. Кубань
Размашисто текла, шипя и буйствуя
На мелях…

Весна, весна!
Кругом звучит
Хорал высокий обновленья,
И простираются лучи зари
Над новым поколеньем!

Кашпуров Иван

Для избы и для колодца
Из него отличный сруб.
И боится расколоться
Лишь в грозу могучий дуб.

Лисица А.

Стоит, молчит засохший дуб.
Он выше всех деревьев в роще.
Его обходит лесоруб –
Так много в нем суровой мощи!

С тех пор, как был он молодым
И до земли порой сгибался,
Столетия прошли над ним,
И он упорно не сдавался.

У вьюг пощады не просил
И не роптал в минуты зноя.
Когда же не хватило сил,
Не дрогнул он и умер стоя!

Товарков В.

Говорили на опушке
Две залетные кукушки:
«Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами».
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.

Бояринов В.

За рекой на пригорке
Дуб могучий стоит.
Он солдатскою кровью
Был когда-то полит.

Он стоит, он все помнит,
Как гремела война,
Помнит дуб, как под корни,
Бьет взрывная волна.

Как он кроны могучей
Ветви вниз опустил.
Помнит дуб этот случай,
Когда не было сил.

Но солдат из Сибири
Был на той высоте.
Немцы били, как в тире,
Дуб хранит пули те.

Не позволил солдат тот,
Дуб могучий свалить.
Ценой жизни когда-то,
Русь сумел сохранить.

Дуб остался на горке.
Где поныне стоит,
А под дубом могучим
Русский парень лежит.

Строго дуб охраняет
Парня русского сон
И лишь крону склоняет
Словно плачет о нем.

Гаврюшкин Александр

Смотри, — синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твой!
Зачем же тенью благотворной
Всё кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?

Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придет медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?

И под изрытою корою
Ты полон силой молодою.
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Давно заржавленной бронёй.

Когда же, вод взломав оковы,
Весенний ветр несёт в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты.

Афанасий Фет

При дороге одиноко
Дуб растет тысячелетний,
На траве зеленой стоя,
До земли склоняя ветви.

Легкий ветер на рассвете
Между листьев пробегает,
Будто время молодое
Старику напоминает.

И поет он о минувшем,
Про безвестного кого-то,
Кто вскопал впервые землю,
Проливая капли пота.

Кто зажег в нем искру жизни?
Кто такой? Откуда родом?
Государем был великим,
Полеводом, садоводом?

Кем он был — не в этом дело:
Пот его в земле — от века,
Труд его — в стволе могучем:
Дуб живет за человека!

Сколько здесь прошло народу —
Проходившим счета нету!
Каждый слышал песню дуба,
Каждый знает песню эту.

Путник прячется в ненастье
Под навес зеленолистый;
В зной работников усталых
Дуб зовет во мрак тенистый;

И недаром лунной ночью
Он влечет к себе влюбленных,
Под шатром соединяя
Тайной страстью опаленных;

Заблудившимся в буране
Путь укажет самый краткий;
Тех, кто жнет, горячим летом
Напоит прохладой сладкой…

Преклонюсь перед тобою,
Счастлив ты, земляк далекий.
Памятник тебе достойный
Этот старый дуб высокий.

Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.

Джалиль Муса

Древний дуб у дороги,
Вдали от селений,
Тишь деревни заброшенной
На берегу,
Только ветра в листве
Заунывное пение,
Да скрипишь, как вздыхаешь,
Усталый ведун.
Пролетала лихая
Мамайская конница,
В полон гнали славян
И селения жгли —
Всё-то ты повидал.
И навечно запомнилось,
Как железом гремя,
Вдаль кандальники шли,
И крестьян,
На земле что стояли веками,
От родных очагов,
От родного двора,
Посчитав за врагов
И назвав кулаками,
На Урал и в Сибирь
Власть гуртами гнала —
Видел ты.
А теперь
По дороге забытой
Путник лишь тихой тенью
Усталый пройдет.
Простучат иногда
Одиноко копыта.
Да седая луна
Погостить забредёт.

Мрыхин Николай

Вот родился бы деревом,
Рос бы три века.
Был бы тенью и «веером».
Для человека.

Может быть оказался.
Бревенчатым срубом.
Уцелел бы, остался,
Пожизненно дубом!

И под кроной своей.
Прожил лет, этак, триста…
Это лишь у людей.
Век стремительно быстрый.

Сами чинят насилие.
Ничего им не чуждо.
Обязательно спилят,
На житейские нужды.

ОшкурЯт и положат.
В основу строения.
И придётся смириться,
С обычным гниением.

Кем родиться,
Чтоб больше пожить мне на свете?
Это всё не на этой,
Зелёной планете.

А на той, где лишь за год,
Проходит сто лет.
Как попасть мне туда?
Дайте добрый совет.

Не хотелось бы мне.
Как бы проще сказать?
Все три века в земле,
Молча дубом лежать!

Лихачёв Андрей

Не травите душу мне печали,
Вы и так надолго забрели,
С вами справиться смогу едва ли,
Я как дуб, поверженный вдали.

Я как он, стоит так одиноко,
Чуть качая царскою листвой,
Он как я, в раздумии глубоком,
Ждёт волнуясь, влаги дождевой.

И как жаль, что это неизменно,
Обстоятельства не может он сломить,
Ну а я, воспряну непременно,
Чтоб надеяться и верить, и любить.

Овчинникова Ольга

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.