Кто считается коренным петербуржцем.

Тестов и определителей на принадлежность к коренному населению СПб множество. Как известно – петербуржец существо особое и есть черты, отличающие его от просто населения страны. Всем известно, что в Санкт-Петербурге все всегда не так. Здесь другое время, пространство, выборы, солнечный свет и граждане.

Предлагаю текст на основе своих наблюдений и жизненного опыта по данному вопросу. Думаю, что читатели меня поймут правильно и отнесутся к данным заметкам не очень серьезно, не фатально и даже где-то с долей юмора. В противном случае текст лучше вообще не читать. Про "поребрики” и "парадную” здесь не будет ничего. Про это вам расскажет Задорнов.

Коренной потомственный житель Санкт-Петербурга – это такая особая порода людей, отличных не только от среднего россиянина, но и от местного жителя недавнего розлива. Среди коренных санкт-петербуржцев действительно много выходцев исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами и поколениями, вросли в генетику и неизменяемы. Потому их сравнительно легко отличить от некоренных жителей. Это может быть полезно знать приезжающим в город для правильной ориентации. Надо сказать, что по привычкам к жителям Санкт-Петербурга всегда было близко русскоязычное население Прибалтики в первую очередь потому, что составлялось оно там из засланных военно-морских семей (по-местному – оккупантов), чье происхождение часто вело в тот самый Санкт-Петербург.

Какие же это отличия? Коренной житель Санкт-Петербурга:

1) ненавидит и никогда не употребляет слово "Питер” и питерцы. Он будет публично стыдить того человека, кто так говорит. Надо говорить "Санкт-Петербург” и даже "ленинградцы” лучше чем "питерцы”, поскольку это слово пролетарских окраин; коренные пролетарских окраин употребляют его охотно. Например, Купчино со своей субкультурой, которое как всем известно, считается у местных столицей мира

2) Санкт-Петербург это империя с центром в Эрмитаже. По меткому выражению население Питера делится на тех, кто работает в Эрмитаже и тех, кто не знает где там выход. Последнее утверждение относится, как вы понимаете, к тем, кто не является в Санкт-Петербурге коренным;

Коренной петербуржец если и не работает на данный момент в Эрмитаже, то мечтает работать, или рядом живет, или бабушка работала, или дедушка состоял в офицерской охране дворца, или в школе и вузе водили каждую неделю и т.п. Короче, не связанным с Эрмитажем коренной житель быть не может.

Воскресенье в Санкт-Петербурге. Сбор пазла на Дворцовой площади


3) коренной житель любит не только отдельно взятый Эрмитаж, но и свой город в целом, Петра I, корюшку и местный трамвай. К белым ночам относится без особого пиитета, как к неизбежному бедствию, когда ошалевшие от этого явления приезжие своими восторженными воплями не дают спать по ночам коренному петербуржцу;

Весна на улицах города


4) чисто внешне питерского жителя вычислить на улице легко по невзрачной, затертой одежде (ее быстро затирают в давке общ. транспорта). Обувь питерского жителя выглядит всегда лучше чем одежда. Ботинки начищать (пусть и старые) он будет постоянно и ежедневно на автопилоте. А также кроссовки, кеды и наглаживать стрелки на старые драные джинсы. При этом он ненавидит так называемое «дохлое пижонство» и презирает зацикленных на шмотках. Одежда сэконд-хэнд, популярная в 90-е годы, не считалась моветоном, это в недалеком прошлом местный вид "спортивной охоты” часто ради процесса. Как сказано было в исследовании другого автора на эту тему: «Процветает секонд-хэнд, и не из-за бедности или скупости петербуржцев, а потому, что таким образом опять посрамляется могучий враг, пытавшийся подбить горожанина на дохлое пижонство, то есть на расход». Валентина Матвиенко, ликвидировавшая секонд-хенд, нанесла чувствительный удар по менталитету местного населения, продемонстрировала этим свою «понаехавшую» сущность, и то, что ей так и не удалось в этом городе стать коренной;

Публика на улице (в театре, бутике, рынке и т.п.) в мехах, шелках, бархате, украшениях, кольцах, стразах и на высоких каблуках – это все приезжий люд на выезде в Санкт-Петербурге, определяется по этим признакам безошибочно. Так же как разнаряженная, каждый день меняющая наряды губернатор воспринималась как чужая в городе (конечно!). Удивительно, что ей это в свое время никто не подсказал. Скорее всего, потому что ее ближайшие советники и имиджмейкеры тоже не были коренными и не знали про эту фундаментальную особенность коренного санкт-петербуржца (ленинградца). Нынешний губернатор не зациклен на эффектной одежде, да и вообще он на все забил, похоже что и на город и горожан. Одна, привычная уже в котором поколении губернаторов Санкт-Петербурга украинская фамилия царапает немного, но в целом город сегодня похоже живет сам по себе, на автопилоте

5) также в ресторанах Санкт-Петербурга в основном шикуют приезжие. Для коренного жителя характерно ходить в пышечную, рюмочную или пирожковую прежних времен

6) в магазине его легко отличить потому что он ВСЕГДА:

* покупает ржаной хлеб (а не дарницкий как все приезжие) и городской соленый батон(с отрубями, овсом и пр. полезными добавками), а не пухлый сладкий огромный нарезной. При этом раньше он часто говорил "булка” "булка хлеба”, а не "белый хлеб”, "батон”. В последнее время после упоминания этого факта в СМИ и на эстраде такие выражения встречаются реже

* не ест импортных шоколадок, но только горький, пористый фабрики им. Крупской или Бабаевский или любой другой натуральный немолочный шоколад без наполнителей

* как гарнир к мясу, рыбе предпочитает рис. Может есть его годами каждый день. Никогда не ест рис в сладких кашах и макароны с сахаром. Способен порвать отношения с человеком, употребляющим макароны с сахаром.

* любит неизвестную никому в стране рыбу корюшку, слагает о ней легенды что она из семейства лососевых. Цена на эту посредственную мелкую рыбку растет каждый год вне всяких разумных пределов и уже превышает цену на самые дорогие сорта рыбы

* везде шаурма, а в Санкт-Петербурге - шаверма, москвичей это вводит в ступор

* у коренного жителя всегда неизлечимый хронический насморк, и он часто хлюпает носом

Дождливый день


* предпочитает пиву – водку, портвейн, коньяк, а собак – собачкам и кошечкам. Хотя гламурная мода на котиков в последнее время доломала наконец и Санкт-Петербург, собаки в нем становятся все мельче, приспосабливаясь к формату кошки

* нередок алкоголизм, который принято тщательно скрывать. Пиво – напиток простонародья, селян. Питерский житель не пьет его даже с похмелья. Большое количество пивзаводов и любителей пива в Питере – это как раз промысел и привычки "понаехавших тут”, составляющих уже более половины населения города (навскидку)

7) любовь к собакам и их обилие в домах, аллеях, дворах и того, что после них остается – это особая, отдельная песня о Петербурге. Способен на разрыв отношений с человеком не любящим собак, а уж если не понравилась его личная собака, то враг нажит навсегда;

8) слова "понаехали тут” употребляет легко и непринужденно, если его правила нарушают или права ущемляют. При этом наблюдается высокий уровень толерантности и благожелательности в отношении к приезжим, принявшим, понявшим и соблюдающим коренные правила жизни;

9) до сих пор, конечно, остается неизменным всегда обращение к женщине любого возраста и социального статуса "дама”, а не "женщина”, "девушка”, а тем более "гражданка” или "сударыня”;

Елагин остров. Зима


10) Немного жадноват и прижимист. Любит экономить, чтобы потом купить (в драных джинсах) самые дорогие сигареты, вино, коллекционную вещь или парфюм, короче что-то непрактичное, для души;

11) Представление иногородних о петербуржце как об унылом закомплексованном робком типе неверны. Коренной петербуржец это веселый оптимист, имеет при всей своей деликатности ярко выраженное чувства юмора, иронии, сарказма, может поставить весьма деликатно и незаметно, а если надо, то и резко, насмешливо на место любого, не чураясь при этом мата, ненормативной лексики, которые употребляет непринужденно, к месту и с большим изяществом;

12) И наконец. Он никогда не бывает олигархом. У любого, кто притворяется коренным питерцем и олигархом, если чуть глубже копнуть, обнаруживается бабушка из Чутовки Полтавской губернии, живущая в прикупленной ей квартирке в хорошем спальном районе.

Девушкам, мечтающим о потомственно-дворянском аристократе-олигархе лучше эту чушь из головы выкинуть и переориентироваться на ушлого мужичонку из провинции, у которого больше шансов оказаться олигархом.

Поэтому современным девушкам (в том числе и коренным) коренной питерский мужчина понравиться не может, потомства не оставит и вскорости этот вид вымрет со всеми своими особенностями и недостатками.

Использованы собственные фотографии автора

Copyright PostKlau 2014

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ в Петербурге выше, чем в Москве, он вообще самый высокий в России. Зато петербуржцы запросто получают шенгенскую мультивизу в финском консульстве, написав в анкете, что собираются ездить в Финляндию за покупками.

В МОСКОВСКОМ СУПЕРМАРКЕТЕ петербурженке предлагают говорить громче и быстрее. В петербуржском супермаркете думают, что москвич хочет им что-то продать. В московском метро так целеустремленно бегут к свободному месту, что петербуржец понимает: в этом городе колебаться нельзя.

ПЕТЕРБУРЖЦЫ ЛЮБЯТ ГУЛЯТЬ ПО ГОРОДУ , москвичи тоже любят гулять по этому же городу, по Москве гулять не любит никто. Не дальше, чем от подъезда до машины, от машины до клуба, бара, ресторана. Разговоры на ходу в Москве не приняты, потому что перемещение в пространстве пешком — это то временное состояние, из которого все хотят выйти как можно скорее.

ЧТОБЫ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ МОСКВИЧОМ , достаточно прожить в Москве несколько лет. Чтобы стать петербуржцем, нужно родиться им в третьем поколении.

КОРЕННОЙ МОСКВИЧ вполне может сказать: «Я не люблю Москву», и никто его за это не осудит, коренной петербуржец своих чувств прямо не выражает, но услышав, что кто-то оскорбительно сравнил его город со Стокгольмом, затаивает злобу.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ НЕДОУМЕВАЕТ , как это в Москве все послушно выстраиваются в очередь перед передней дверью автобуса с турникетом, — он привык к кондуктору, который подойдет к нему сам, пока он с комфортом висит на поручне.

ПЕТЕРБУРЖСКАЯ БОЛЕЗНЬ — хронический гайморит. Московская болезнь — хронический стресс. При переезде взаимно обогащаются.

МОСКОВСКАЯ ДИСКУССИЯ о том, где хорошие сырники и до скольких их подают, петербуржцу непонятна. Завтраками он интересуется в последнюю очередь, да и вообще ест реже и меньше, чем москвич. Предложение от московских друзей встретиться в 9 утра за завтраком воспринимает стоически, но опаздывает на полчаса, потому что лег в пять, а перед тем как лечь, думал и курил.

МИФИЧЕСКАЯ ЭЛЕГАНТНОСТЬ петербуржцев происходит не от хорошей жизни. Принцип сложился еще до войны: носить темное, не надевать белый воротничок, не выглядеть буржуазно. «Бывшие» боялись выделяться. И до сих пор петербуржец старается сделать костюм минималистичным. Москвичи хотят быть нарядными, и плевать они хотели на климат, покупая розовые туфли.

В МОСКВЕ ПРИНЯТО собирать разношерстные компании малознакомых людей. В Петербурге собираются узким кругом «своих», этих «своих» везде тащат с собой, если впереди замаячило благо.

ПЕТЕРБУРЖСКИЕ ТЕАТРАЛЫ покупают билеты на третий ярус, чтобы не тратить на партер 6 тысяч, которых у них все равно нет. Перед третьим звонком бегут в кассу, спрашивают, какие места не проданы, несутся в партер и плюхаются на них. В Москве свободных мест не бывает.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ ВОЗМУЩАЕТСЯ , когда кто-то из местных путается в названиях «Съездовская» - «Съезжинская». Переехав в Москву, заявляет: да тут все понаехавшие, дорогу спросить не у кого, и ничего в этом плохого нет.

И МОСКВИЧИ, И ПЕТЕРБУРЖЦЫ ругают свои дороги и пробки одними и теми же словами. Но, оказавшись в Москве, петербуржец понимает, что диалог «Где вы живете? — В пробке на Кутузовском» вполне достоверен.

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО НЕ ГОРОД, А СЕКТА . Город небольшой, поэтому одной футбольной команды достаточно. Все болеют за «Зенит» и сидят «ВКонтакте». Москвичи не страдают болезненным патриотизмом.

Коренной потомственный житель Санкт-Петербурга - это такая особая порода людей, отличных не только от среднего россиянина, но и от местного жителя недавнего розлива. Среди коренных потомственных санкт-петербуржцев действительно много потомков исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами, вросли в генетику и неизменяемы. Потому их сравнительно легко отличить от некоренных жителей. Это может быть полезно знать приезжающим в город для правильной ориентации. Надо сказать что по привычкам к жителям Санкт-Петербурга всегда было близко русскоязычное население Прибалтики в первую очередь потому что составлялось оно там из засланных военных семей(по-местному - оккупантов) чье происхождение часто вело в тот самый Санкт-Петербург.

Какие же это отличия? Коренной житель Санкт-Петербурга

1) НЕНАВИДИТ и никогда не употребляет слово "Питер" и питерцы. Он будет публично стыдить того человека, кто так говорит. Надо говорить "Санкт-Петербург" и даже "лениниградцы" лучше чем "питерцы", поскольку это слово пролетарских окраин

2)чисто внешне питерского жителя вычислить на улице легко по невзрачной, затертой одежде(ее быстро затирают в давке общ. транспорта). Обувь питерского жителя выглядит всегда лучше чем одежда. Ботинки начищать(пусть и старые) он будет постоянно и ежедневно на автопилоте. А также кроссовки, кеды и наглаживать стрелки на старые драные джинсы. Одежда сэконд-хэнд не считается моветоном,это местный вид "спортивной охоты" иногда ради процесса. Удачливым "охотникам" завидуют независимо от соц. статуса. Хотя не всегда хватает времени на это удовольствие

4) в магазине его легко отличить потому что он ВСЕГДА

* покупает ржаной хлеб(а не дарницкий как все приезжие) и городской соленый батон(с отрубями, овсом и пр. полезными добавками), а не пухлый сладкий огромный нарезной. При этом говорит всегда "булка" "булка хлеба", а не "белый хлеб", "батон"

* не ест импортных шоколадок, но только горький или пористый фабрики им. Крупской

* как гарнир к мясу, рыбе предпочитает рис. Может есть его годами каждый день. Никогда не ест рис в сладких кашах и макароны с сахаром. Способен порвать отношения с человеком, употребляющим макароны с сахаром.

*любит неизвестную никому в стране рыбу корюшку, слагает о ней легенды что она из семейства лососевых. Цена на эту посредственную мелкую рыбку растет каждый год вне всяких разумных пределов и уже превышает цену на самые дорогие сорта рыбы

* препочитает пиву - водку, портвейн, коньяк и собак - собачкам и кошкам. Нередок алкоголизм. Пиво - напиток простонародья, селян. Питерский житель не пьет его даже с похмелья. Большое количество пивзаводов и любителей пива в Питере - это как раз промысел и привычки "понаехавших тут"

Любовь к собакам и их обилие в домах, аллеях, дворах и того, что после них остается - это особая, отдельная песня о Петербурге. Способен на разрыв отношений с человеком не любящим собак, а уж если не понравилась его личная собака, то враг нажит навсегда

Слова "понаехали тут" употребляет легко и непринужденно, если его правила нарушают или права ущемляют. Никогда не скажет их приезжему, принявшему и соблюдающему коренные правила жизни.
Будет делать вид или искренне считать его местным жителем, получающим право говорить на нарушителей "понаехали тут"

При этом конечно остается неизменным всегда обращение к женщине любого возраста и соц. статуса "дама", а не "женщина", "девушка" или "сударыня"

И наконец.Он никогда не бывает олигархом. У любого, кто притворяется коренным питерцем и олигархом если чуть глубже копнуть, то обнаруживается бабушка из Чутовки Полтавской губернии, живущая в прикупленной ей квартирке в спальном районе. Девушкам, мечтающем о потомственном аристократе-олигархе лучше эту чушь из головы выкинуть и переориентироваться на ушлого мужичка из провинции, у него больше шансов оказаться олигархом.
Поэтому современным девушкам(в том числе и коренным) коренной питерский мужчина понравиться не может, потомства не оставит и вскорости этот вид вымрет со всеми своими особенностями и недостатками.

Говорят, «питерцы» кардинально отличаются от москвичей. Опираясь на исследования, попробуем понять, так ли это.

Психологические портреты

Представители компании «КОМКОН-СПб» на основании исследования различных целевых групп попытались составить психологический портрет москвича и петербуржца. Результаты выявили в определенной степени противоположные образы.

Москвичи – динамичные и энергичные люди, у которых преобладает амбициозность, прагматизм, и в какой-то мере эгоизм. Петербуржцы – интеллигентные, самодостаточные, гостеприимные, но в тоже время сдержанные и осторожные.
Образ москвича вписывается в три категории:
1. Коренной москвич, рожденный в столице как минимум в третьем поколении. Он в корне отличается от приезжих своей интеллигентностью и внутренней культурой.
2. Жители столицы, переехавшие в Москву из другого города в детстве. Именно они создают образ типичного москвича. Это активные молодые люди, занятые работой и карьерой, у которых есть время и на культурный досуг.
3. Люди, приехавшие в столицу в сознательном возрасте исключительно для реализации своих целей. Они учатся и зарабатывают деньги.

Образ жителя Северной столицы более целостен. Подавляющим числом респондентов идеальный петербуржец воспринимается как интеллигент и традиционалист. Качества его характера в основном положительные, среди которых преобладают доброта, отзывчивость и коммуникабельность.

Но один из главных критериев, по которому петербуржцев отличают от москвичей – это отношение к деньгам. По мнению исследователей, для жителей Петербурга деньги не являются самоценностью, а служат средством для достижения более высоких целей. Любопытно, но опрошенные отмечают, что Москве, притягивающей огромное количество мигрантов свойственна высокая степень толерантности. А Санкт-Петербург, по их мнению, наоборот более нетерпим ко всему чужеродному.

Стиль жизни

Несмотря на то, что и Москва, и Санкт-Петербург - современные мегаполисы, они воспринимаются представителями различных целевых групп антиподами. Жизнь в Северной столице размеренная, стабильная и спокойная, а в Белокаменной напротив – динамичная, суетливая и даже агрессивная. По отношению к Северной столице респонденты неоднократно упоминали выражение «окно в Европу», комментируя, что для жителей Петербурга свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью и постоянством.

Москву же больше воспринимают как «центр торговли» с тенденцией к новизне и маргинальности. В характеристиках Санкт-Петербурга часто встречалось название «культурная столица», что обосновывается статистикой: петербуржцы чаще москвичей посещают музеи, выставки и концерты.

Кроме того, жители Петербурга отмечают отсутствие среди населения своего города «перманентного состояния веселости», сходясь во мнении, что каждый живет сам по себе. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. Данные опросов показывают, что значительная часть жителей Первопрестольной не прочь развлечься в больших, шумных и зачастую малознакомых компаниях, в то время как петербуржцы предпочитают провести свободное время в тесном кругу близких людей.

Лингвистика

Лингвисты отмечают, что несмотря на постепенно стирающуюся разницу между столицами, пока еще существуют особенности московского и петербургского говора. В частности в петербургской устной речи обращается внимание на манеру «говорить как пишется».

Речь москвича более свободна и избирательна. Но, например, филолога Марию Каленчук настораживает то, что в Москве появилось слишком много носителей другой нормы произношения: «Страшно, когда меняется слой населения, который воспринимается как носитель языка». Результат – уже устоявшие искажения, например, при образовании множественного числа: «бухгалтерА», «инженерА», «договорА».

В то же время исследователи отмечают влияние петербургского говора на московский. Это приводит к постепенному уходу смягчающего произношения, к примеру, в таких словах как «яичница» или «скучно», где «ш» заменяется на «ч».
Согласно результатам лингвистических исследований, 92% опрошенных москвичей при произношении слова «шинель» не заменили «е» на традиционное для Москвы «э». А слово «дождь» 86% опрошенных в Первопрестольной произнесли как «дошть», вместо популярного ранее «дощщь». Респонденты Санкт-Петербурга произнесли «дошть» в 74% случаев.

Однако, в отличие от петербуржцев, практически все опрошенные москвичи в слове «конечно» произносят «ш». Пока еще устойчивым, преимущественно у возрастных жителей столицы, остается «аканье». Несхожесть в разговорной речи между жителями двух столиц заметна при употреблении слов, обозначающих один и тот же предмет. Вот некоторые из лексических различий: подъезд/парадная, шаурма/шаверма, бордюр/поребрик, проездной/карточка, батон/булка, палатка/ларёк, курица/кура.

Маркетологи считают, что корни особенностей местного потребления нужно искать в извечной оппозиции Петербурга к Москве. Столица по-прежнему остается городом больших возможностей и перспектив. Именно сюда едут за легкими деньгами. А в Петербурге «транжирство» не в чести.