Кто придумал фанфики. Что такое канон и неканон

Фанфик (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение (сиквел ), предысторию (приквел ), пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

Бета (Beta) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Бета-ридер (Beta-reader) иногда также называемая гаммой – бета, которая занимается литературной вычиткой текста

Дисклеймер (англ. disclaimer) - предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.

Предупреждение (англ. warning) - предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (слеш, OOC, AU, нецензурная лексика, смерть персонажа и тому подобное).

Рейтинг (англ. rating) - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп.

Обычно используется следующая шкала (по возрастающей):

G (General) - фанфики, которые можно читать кому угодно.

R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.

Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

NC-21 – в фанфике есть детальное описание жестокости и секса, различных извращений как моральных, так и физических. На большинстве ресурсов такие фанфики запрещены.

Пейринг (англ. pairing) - графа обычно используется для любовных жанров фанфика, описывающих романтические и/или сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие персонажи окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж). Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.

Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.

Виды фанфиков:

По наличию в сюжете любовной линии:

«Джен» (от англ. general audience) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.

«Гет» (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.

«Слэш» , или «слеш» (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.

Фем-слэш (англ. fem-slash) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.

По соответствию реалиям мира оригинала:

«AU» (от англ. Alternative Universal) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.

«не-AU» (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.

По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:

«OOC» (от англ. Out Of Character) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.

«В характере» - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Ярко выраженную классическую Мери-Сью не так сложно узнать, поскольку она обязательно ослепительно прекрасна и необычайно умна. Традиционно, у нее необыкновенная внешность – не просто красивая, а оригинальная и с изюминкой, как автор это понимает. Зовут Мери-Сью либо как автора, либо сложным оригинальным именем. Если формат канона позволяет, то у Мери-Сью есть еще и какие-нибудь невероятные магические способности. Появившись среди канонических героев, Мери-Сью всех затмевают своей красотой и талантами, вызывают уважение положительных героев, зависть отрицательных и безумный восторг всех представителей противоположного (а в слэше – и своего) пола. Потом они-таки закручивают роман с теми героями канона, которые больше всего нравятся автору, ну и наконец спасают мир, открывают древние тайны, мирят принципиальных врагов, убивают главного злодея и т. д. После спасения мира они счастливо выходят замуж за любимого героя автора… ну а у особо «оригинальных» авторов – погибают героической смертью под дружные рыдания всех персонажей.

Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью.

OFC (сокращенное Original Female Character) – «Оригинальный женский персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НЖП – новый женский персонаж. С НЖП надо быть осторожными – они все время рискуют превратиться в Мери-Сью.

Соответственно НМП - новый мужской персонаж.

«Жанр» - особая пометка об общем «настроении» фанфика.

Общие жанры:

Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) - юмористический фанфик.

Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.

Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

POV (Point of view) - «точка зрения», повествование от первого лица одного из героев.

Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.

Любовные жанры:

Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами. Романтика, романтика и еще раз романтика.

Прочие жанры:

H/C (Hurt/comfort) - «Кнут и пряник», фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.

ER (Established Relationship) - установившиеся отношения между героями.

PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет?) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения

Смат (Smut) – фанфик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.


Фанфикшн (fan – фанат, поклонник; fiction – прозаическая литература) – литературное творчество, основанное на образах из произведений, авторские права на которые принадлежат кому-то другому.

Откуда

У исследователей фанфикшна нет единого мнения о возникновении этого феномена, так что можете выбрать ту версию, которая кажется вам наиболее правдоподобной!

Возможно, изначально жанр зародился среди поклонников оригинального сериала «Звёздный путь» (он же – «Стартрек»), в числе которых было немало девушек из научно-технической среды. Они организовывали фанатские конвенции и своими силами издавали тематические журналы с рассказами о персонажах сериала, причём небольшая, но заметная часть этих рассказов касалась возможных сексуальных отношений между главными героями – капитаном Кирком и Споком.

А может, истоки фанфиков надо искать ещё в 19 веке, когда преданные почитатели произведений о Шерлоке Холмсе создавали клубы по интересам и писали свои версии приключений сыщика?

Почему бы не назвать одной из версий происхождения жанра приключенческие истории по мотивам книг и фильмов, которые каждый ребёнок, включая нас с вами, придумывал в детстве?

Изобретение интернета повлекло за собой появление удобных и доступных по всему миру площадок для общения поклонников, их число и сплочённость сильно возросли. Фанатские сайты стали бесплатной площадкой, объединившей людей, которые ходят читать новые истории о любимых персонажах, с людьми, готовыми такие истории писать.


Масштабы явления

Думаете, что аноним из интернета никогда не сможет по-настоящему прославиться и достичь успеха? Уверены, что творчество поклонников не нужно никому, кроме их узкого круга?

Ошибаетесь!

Написание фанатской литературы в последнее десятилетие из постыдного «клейма позора» на репутации начинающего автора скорее стала «знаком качества». Причина этого отчасти в том, что некоторые авторы, начинавшие с фанфиков, стали звёздами мирового масштаба.

Пожалуй, самый яркий пример – Э.Л. Джеймс, чьи «50 оттенков серого» выросли из фанатской повести по «Сумеркам». Разумеется, для соблюдения авторских прав писательнице пришлось убрать совпадающие имена, вампиров и прочие детали, явно выдававшие первоисточник, да и саму повесть она впоследствии убрала из сети.

Также и постоянно публикующиеся писатели не брезгуют использовать идеи фанатов для своих последующих произведений. Например, Рейнбоу Рауэлл фанфики по её книге «Фанатка» вдохновили написать сиквел «Продолжай».


Научное признание

Пару лет назад Анна Джемисон, профессор Университета Юты, опубликовала потрясающее исследование под названием «Фанфик: Почему фанатская литература завоёвывает мир», в написание которого внесли вклад представители многих фандомов (фанатских сообществ, посвящённых тому или иному произведению).

Её исследование подвело итог ранее написанным фанатами из академической среды книгам и статьям, которые объясняли поведение поклонников определённых произведений с научной точки зрения. Среди учёных, уделявших внимание этой теме, можно найти антропологов, психиатров, и, с недавнего времени, литературных критиков и филологов (к примеру, профессор Джемисон также является экспертом в творчестве Кафки).

Они изучали различные аспектам фанатского творчества – социальной, эмоциональной, эстетической уникальности, присущей фанфикам.

Вот только несколько тем, затронутых в этих трудах:

слэш и гомосексуальные «пейринги»,

(два персонажа оригинального произведения, связанные романтическими/сексуальными отношениями, в описании фанфика обычно обозначается через косую черту, например: «Кирк/Спок»)

особенности организации и иерархия в фанатских комьюнити,

отдельные фандомы и их уникальные черты.


Борьба с правообладателями

В этих книгах, однако, было немного самих фанфиков: даже напечатанный в университетском издательстве не для продажи сборник был невозможен ещё пять лет назад, ведь корпорации, владеющие авторскими правами на оригинальные произведения, угрожали судом в случае публикации фанатской литературы.

Вероятно, судебные иски были бы ими проиграны, ведь такая некоммерческая публикация при указании оригинального источника и его авторов, является вполне законной, но дело было в самом факте угроз. Теперь же некоторые из корпораций рассматривают фанфики как бесплатную рекламу, другие попросту сдались, ведь интернет слишком большой, чтобы его контролировать.

Если бы ситуация не изменилась, не были бы возможны и огромные сообщества фикрайтеров (авторов фанфиков) со своей внутренней солидарностью, конфликтами, мемами, нормами публикации, хотя бы просто потому, что владельцы авторских прав могли бы засудить авторов за действия, порочащие репутацию, учитывая, сколько среди фанфиков эротического и гомосексуального контента.

Один из ключевых моментов сдвига парадигмы произошёл в 2007 году с открытием онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own («Наш Архив»), который стал основным местом публикации разнообразных фанатских работ (включая песни, комиксы, видео).

Этот ресурс стал «островком безопасности» для людей, объединённых общими целями, вкусами, работающих безвозмездно, неофициально, зачастую анонимно. По этим причинам, подобные ресурсы смогли оказать гораздо лучшее сопротивление правообладателям, чем их соперники, работающие на коммерческой основе.


Зачем люди пишут фанфики

Коппа, профессор литературы и театра в колледже Мюленберга, помогла основать «Архив». Её альманах «Читатель фанфиков» объединил истории, которые, на её взгляд, могут дать представление об этом феномене: сравнительно короткие произведения в рамках известных фандомов, с долей эротики, но без откровенно шокирующих извращений. Коппа также написала вступительное эссе, затрагивающее темы, которым посвящены фанфики. Рассказы в книге подобраны увлекательные, их интересно читать, даже если вы не знакомы с героями, это глубокие, качественные произведения.

Их можно было бы легко переделать в рассказы, не связанные с определённым фандомом. Но в этом случае потерялись бы внутренние, понятные только фанатам шутки, мотивация, атмосфера, которые наполовину делают рассказ таким классным.

Тут мы приходим к интересному вопросу, который состоит даже не в том, может ли фанатская литература быть хорошей в соответствии с общепринятыми литературными стандартами (конечно, может!), а в том, в чём и для чего фанфики особенно хороши.

Написать фанфик по любимой книге – всё равно, что вернуться в ресторан, в котором вам очень понравилось, или научиться готовить еду, которую там подают.

  • Это отправная станция, своеобразный инкубатор. Писатели, начинающие с фанфиков, получают необходимую смесь одобрения и критики, что может вдохновить их на коммерческую публикацию «настоящих» книг.
  • Жёсткие рассказы служат своего рода «предохранительным клапаном»: в творчестве человек выражает тайные желания, которые гораздо меньше проявляются в его реальной жизни.
  • Творчество фаната может стать способом критики исходного текста, когда, например, меняя расовую принадлежность персонажа, фанат показывает, как изменилась бы история. Коппа в книге по этому поводу проводит аналогию с современными постановками Шекспира.
  • Фанфики, привлекая внимание, позволяют своим авторам и читателям задумываться над абстрактными, требующими рефлексии жизненными вопросами.
  • Читателю гораздо интереснее читать рассуждения любимых героев, чем каких-то неизвестных персонажей, которых автор только что выдумал.
  • Рисуя образы персонажей, которых люди уже хорошо знают и о чьих дальнейших приключениях уже хотят почитать, авторы-непрофессионалы могут найти отзывчивую аудиторию из незнакомых и непредвзятых читателей. В истории нашей цивилизации ещё не существовало более прямого пути для начинающих писателей к потенциально заинтересованным читателям.

«Все истории – правда, даже те, которые вы выдумываете в детстве», – говорит персонаж фанфика за авторством KaydeeFalls по фандому «Доктор Кто».

Но не все истории интересны другим людям. Если у вас получится переработать свои воспоминания, размышления или фантазии о переезде, смене пола, выходе на пенсию в рассказ о Брюсе Уэйне и Дике Грейсоне, возможно, людям, которым не безразличны Бэтман и Робин, появится дело и до ваших мыслей и жизненного опыта.

КСТАТИ. В России почитать чужие и выложить свои фанфики можно на сайтах: https://ficbook.net и http://fanfics.me . Поклонникам Гарри Поттера стоит заглянуть на сайт http://hogwartsnet.ru . Почитатели саги «Сумерки» найдут единомышленников на https://twilightrussia.ru .

Фикрайтерство часто скрывает имя автора и даёт ему же окрыляющее чувство равенства всех писателей в сообществе. Восприятие новичка как «дерзкого выскочки» остаётся далеко в мире коммерческих издательств и престижных романистов, отношение скорее можно описать лозунгом поэтов-авангардистов 70х годов: «Впахивай, чтобы изменить язык и никогда не прославиться».

Фикрайтеров можно сравнить с американским инди-роком до группы Nirvana, с той лишь заметной разницей, что фанфики пишут в основном женщины.

Если вы привыкли читать старомодные прозаические сборники, и в то же время открыты идее о том, что фанфики – новая и важная часть литературы, обладающая уникальными преимуществами, вы будете очарованы сборником «Читатель фанфиков» ещё до того, как прочтёте его. Однако люди, которые живут и дышат фикрайтерством, смотрят на это иначе.

Надеемся, что многие читатели после этой статьи посетят сайты с интересующими их фандомами, и, возможно, попробуют не только читать фанфики, но и писать сами!

Поэтому у нас конкурс.

Напиши фанфик на тему книг «Игра престолов» и пришли его на почту [email protected].
Объём – 3000 знаков.

Что такое фанфик? Такой вопрос посещает многих, кто слышал это непонятное иностранное слово. Впрочем, русского аналога у термина нет, поэтому и приходится пользоваться заимствованием. Итак, фанфик (англ. fanfiction) - это являющийся разновидностью фанатского творчества, в основе имеющий оригинальное Фанфики (творения данного направления) создаются по мотивам популярных кинофильмов, сериалов, книг, комиксов, а иногда и песен. Придя к нам с Запада, они стремительно набирают популярность.

Чаще всего поклонники создают свои истории забавы ради. На этом, как правило, всё заканчивается, авторские права никак не нарушаются. Если же дело доходит до публикации, то отношения фаната с автором оригинала будут регулироваться законодательством той страны, где продвигается произведение.

Авторов фанфиков называют фикрайтерами. Они не задумываются над фанфик, а просто творят. Читают всё это фикридеры - люди, которым мало того, на что расщедрились мэтры, те, кто желает ещё раз погрузиться в любимый волшебный мир.

Всё, что душе угодно

Многообразие используемых фикрайтерами видов, жанров и направлений порой мешает разобраться в том, что такое фанфик. Любимые фанатами фильмы, книги получают продолжения, приквелы, описание случившихся событий, альтернативные развития сюжета и жутко популярный пейринг (описание любовных отношений героев).

Одним из главных объектов любительского творчества стал Гарри Поттер, фанфики о котором столь многочисленны, сколь и разнообразны. Кто-то описывает драматические отношения маленького волшебника с тётушкой Петуньей на каникулах, другие отправляют его попутешествовать во времени и исправить ошибки прошлого, третьи фантазируют о том, что было бы, попади Гарри на Слизерин вместо Гриффиндора и т. д.

Что такое фанфик для литературы в целом?

Художественная ценность фанфиков носит спорный характер. В первую очередь потому, что их авторы не создают новых персонажей, а лишь заимствуют. Но в огромной серой массе периодически находятся настоящие бриллианты, которые могут стать в один ряд с оригиналом. Кроме того, развитие данного направления создаёт благоприятную среду для молодых писателей, которые, опробовав свои силы, смогут заняться собственными уникальными произведениями.

Также мешает фикам упрочить свои позиции то, что очень часто авторы в процессе написания и публикации глав бросают свои труды и больше к ним не возвращаются. Это типично для непрофессионалов, начальный порыв упирается в необходимость детальной проработки произведения, и руки опускаются. Либо находятся более насущные заботы, ведь это не основной вид деятельности большинства фикрайтеров, а лишь хобби.

В глобальной сети существует масса фанатских ресурсов, каждый из которых имеет свой архив фанфиков. Большая часть из них - англоязычные, но и число отечественных стремительно возрастает. Интерес к литературе у молодёжи находится в плачевном состоянии, поэтому можно только порадоваться, что появилось новое направление, побуждающее людей не только читать, но и творить!

Произведение, написанное фанатами в качестве продолжения истории героев или же для раскрытия какого-то нетипичного направления этой истории. Фанфики можно найти по всем известным произведениям литературы, кино, сериалов, комиксов, их создают по сюжетам мультфильмов или аниме.

Обычно создают фанаты ради развлечения, для того, чтобы история любимых героев не заканчивалась в момент окончания книги или кино или для того, чтобы изменить некоторые сюжетные линии и истории персонажей. Фанфики создаются людьми разного возраста и в совершенно разных жанрах: прозе, в форме мини-рассказа или значительного по объему произведения, сравнимого с повестью или даже романом. Объединяет фанфики только одно: любовь авторов и читателей к созданному миру.

Фанфик, как видно из его , – несамостоятельное произведение, то есть создано по сюжету другого автора с использованием его героев, их характеров и сюжетных линий. Авторских прав фанфики не нарушают только в том случае, если их автор отказывается от всех прав и не извлекает коммерческой выгоды от распространения своих произведений. Лучше, чтобы в шапке фанфика, то есть сразу под его названием и кратким , этот отказ от прав был расписан.

Там же, в шапке, автор фанфика обычно указывает его рейтинг – для удобства читателей. Традиция рейтингов в фанфиков пришла из западных стран, где рейтинги произведениям литературы и кино начали ставить задолго до принятия подобного закона в России и странах СНГ. Поэтому в рейтингах фанфиков по старой привычке ставится западная : G – для всех категорий читателей, не содержит нецензурных выражений или подтекста, PG – для детей под присмотром родителей, PG-13 – не рекомендуется для читателей, младше 13 лет, R – для читателей до 17 лет только в присутствии родителей, NC-17 – не рекомендуется для читателей младше 17 лет.

Встает закономерный вопрос: ? Зачем столько трудиться над созданием фанфика, если от его распространения автор не получает гонорары, как настоящие писатели. Не лучше ли создать что-то свое и постараться опубликовать собственное произведение? Однако авторов в бурном море литературных произведений заметить не так-то просто. Поэтому добиться популярности получается далеко не у всех. Фанфики же дают таким авторам возможность быстро найти свою читательскую аудиторию и известность.

Кроме того, не все создатели фанфиков стремятся стать профессиональными писателями, так что для них написание произведений по мотивам их любимого романа или кино не более чем хобби. Впрочем, известны и другие случаи, когда писатели фанфиков использовали свои первые шаги в литературе для успешного старта писательской карьеры. Наиболее ярким примером будет звучать имя Эрики Леонард Джеймс, которая, создавая фанфик по известной серии книг, в конечном итоге превратила его в самостоятельное произведение «Пятьдесят оттенков серого» и стала всемирно известным автором романов.

Вот, решила для памяти поместить здесь сей опус, ибо я фанфики иногда почитываю, а их классификацию забываю. да и в беседах с Читателями и Друзьями не раз приходилось сталкиваться, что кто-то не знает, что есть гет, а что AU. Ну так чтобы не забывать - публикую здесь этот вполне подробный и грамотный список. Если кто знает ещё какие пункты, не включённые здесь - будьте столь добры и предупредительны, дополните.

* * *
Что такое фанфик?

Фанфик - от англ fan fiction (фэнское чтиво) - текст, написанный фанатом какого-либо фильма, (книги, сериала) по мотивам оригинального произведения. Фанфик может продолжать произведение (рассказ о том, что случилось после окончания), заполнять пустые места (где автор, к примеру, написал «прошло 2 года»), рассказывать о юности героев, или быть альтернативной историей (допустим, фанату «Дозоров» не понравилась гибель Кости и он написал фанфик, где Костя остался жив, нашел себе невесту и т.д.) Такие фанфики помечаются аббревиатурой AU (Alternate Universe , Альтернативная Вселенная)

Какие жанры фанфика бывают?

Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Экшен, Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) - юмор, всем понятные шутки, а также то, над чем могут похихикать только фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.

Пародия (Parody) - юмор с изрядной долей иронии.

Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом. Часто добавляют в описание фанфика, только из-за того, что конец фанфика «плохой».

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Дарк, Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Кроссовер (Crossover) - оригинальный жанр. Это история, в которой действуют герои из двух и более различных сериалов либо герои одного переносятся в мир другого. Чаше всего встречаются кроссоверы Гарри Поттера с Властелином Колец, со Звездными войнами, а также с другими популярными произведениями и сериями.

Сонгфик (Song fic) - фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель, во-первых, должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и, в-третьих, не раздражаться от, то и дело мелькающих в тексте, стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.

Филк (Filk) - фанфик в виде песни. Часто берется ранее существовавшая песня и переделывается так, чтобы отразить некие аспекты жизни любимого автором персонажа. Встречаются и совершенно оригинальные филки, даже с мелодиями. Как правило, эти песни бывают юмористическими.

Что такое пейринг и с чем его едят?

Пейринг(Pairing) - в слэшных (см. слэш) и гетных (см. гет) фанфиках пары персонажей. Пишется через косую черту, первым обозначается ведущий в паре. Например, «Завулон\Алиса» значит, что в фанфике есть романтические отношение между Завулоном и Алисой, и ведущим в этой паре будет Завулон.

G (General) - безобидные фанфики, которые можно читать кому угодно.

PG (Parental Guidance) - можно давать читать детям до двенадцати лет.

- >R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, ругательства.

NC-17 (No Children under 17) - не для детей до 17 лет, самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике полным-полно секса и/или насилия. Прячьте деток. Эквивалентен обозначению Х в кино.

Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

Зачем пишут дисклеймер?

Кто такая бета?

Бета - человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных - характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Что такое гет?

Гет (Het) - сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений.

Что такое слэш?

Фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, (часто - приписывание однополых отношений изначально гетеросексуальным героям), фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе “пейринг”.

Существует также Фемслэш (Femmeslash) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.

Зачем нужно предупреждение?

Предупреждение - последнее, что может остановить человека от прочтения неприятной ему вещи. Предупреждение информирует читателя о том, что именно содержится в фанфике.

Например, слэш, фемслэш, инцест (сексуальное взаимодействие между членами семьи), BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism - сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения.), флафф (теплые отношения между персонажами, приятный, ни к чему не обязывающий, фанфик. Свет, радость и все такое.). POV (Point of view, точка зрения, повествование от первого лица одним из героев), PWP (Porn without Plot или Plot, what Plot? - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.), OOC (Out Of Character - "Вне характера". Предупреждение автора о том, что характер персонажа не соответствует канону), RPF (real person fiction - героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли "любимцев" или просто знаменитости), Mpreg (Мужская беременность, слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет).

Кто такая Мэри-Сью?

Мэри-Сью (Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть. Мэри-Сью обычно легко вычислить, поскольку они все как одна сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех и вся, ложатся в постель с теми героями канона, которых автор больше всего хотела бы видеть голыми в ванной, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за облюбованного канонического героя замуж, либо погибают героической смертью под дружные рыдания остальных персонажей. Мэри-Сью не любят ни в одном фандоме, в основном потому, что читать фанфики людей побуждает интерес к каноническим, а не оригинальным персонажам, как бы красивы и потрясающе умны последние ни были. Развитию сюжета они тоже не особенно помогают, учитывая, что они - само совершенство, и по всем признакам понятно, что мир таки будет спасен. Мэри-Сью существуют не только в женской, но и в мужской ипостаси, и их роль не всегда ограничивается фанфиками. Не все Мэри-Сью плохи, попадаются и те, которым удается скромно держаться в тени и со временем превратиться в полноправных зрелых персонажей. Но таких считанные единицы.