Кто платит за сброс загрязняющих веществ.

В собственности организации — земельный участок и расположенное на нем здание с прилегающей к нему асфальтированной площадкой. Вид деятельности - сдача в аренду помещений здания под склады. Никаких производств, в том числе потребляющих воду, а также автомобилей у организации нет. Образуются ли при осуществлении этой деятельности выбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты? Надо ли перечислять плату за выброс загрязняющих веществ в поверхностные водные ресурсы (дождевые и талые стоки)?

Вопрос с сайта www.сайт

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы определяются Законом об охране окружающей среды и иными федеральными законами.

Загрязняющие вещества, образовавшиеся в ходе хозяйственной деятельности, могут сбрасываться в водные объекты одновременно с отведением поверхностных стоков, образовавшихся после обычных атмосферных явлений (снега, дождя) или полива (мокрой уборки асфальтированных и бетонных покрытий). Обязанность вносить плату за негативное воздействие возникает в зависимости от способа отведения стоков - в ливневую канализацию или на рельеф местности.

Стоки в ливневую канализацию отводит водоканал на основании соответствующего договора. В этом случае обязанности по внесению платы за негативное воздействие у общества не возникает, поскольку непосредственный сброс сточных вод в водные объекты производит водоканал. При отсутствии ливневой канализации (неподключения к ней) стоки отводятся на рельеф местности (овраги, кюветы), что приводит к неорганизованному сбросу загрязняющих веществ в водные объекты и влечет обязанность по внесению платы. Но при этом учитываются многие факторы.

Справка

Под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

Природопользователь

Плату за неорганизованный сброс вносят природопользователи, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду. К ним по ст. 1 Закона об охране окружающей среды относятся хозяйствующие субъекты, использующие природную среду, которая включает совокупность компонентов природной среды (в том числе землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух), природных объектов и природно-антропогенных объектов. Использование организацией в хозяйственной деятельности земельного участка позволяет отнести ее к природопользователям.

В настоящее время плата за неорганизованный сброс законодательно не определена. Поэтому следует руководствоваться Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологией России 29.12.98 (далее - Методические указания). По заключению Минюста России этот документ не нуждается в госрегистрации и носит рекомендательный характер. Вместе с тем ВАС РФ признает правомерным использование органами Ростехнадзора Методических указаний при определении размера платы за сброс загрязняющих веществ, если невозможно определить их фактический сброс (Определение от 16.12.2008 № 15973/08).

Вид использования земельного участка

    Размер платы за неорганизованный сброс определяется в зависимости от функционального использования земельного участка. Методические указания выделяют четыре вида территории природопользователя:

    промышленно-урбанизированные территории;

    сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками);

    эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения;

    площади рубок леса главного пользования.

Справка

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344, в 2003 г. и в 2005 г. применяются в 2010 г. с коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46.

В пункте 3.1 Методических указаний приведен открытый перечень промышленно-урбанизированных территорий, к которым относятся земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями. Такая формулировка нормы позволяет к указанным организациям отнести также те, которые осуществляют деятельность по сдаче в аренду складских помещений в здании, расположенном на земельном участке, поскольку они являются несельскохозяйственными, а значит, обязаны платить за неорганизованный сброс веществ.

Вместе с тем есть нюанс, который ставит под сомнение возникновение у таких организаций обязанности по внесению платы за неорганизованный сброс.

Плата за негативное воздействие осуществляется природопользователями, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Платежи дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Это позиция Конституционного суда РФ (Определение от 10.12.2002 № 284-О).

Сдача в аренду складских помещений не признается природопользованием, поэтому организации-арендодатели не относятся к природопользователям, даже если являются собственниками промышленно-урбанизированной территории (земельного участка).

В этом случае плательщиками за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты являются фактические пользователи земельного участка, то есть арендаторы складских помещений, поскольку аренда помещений предполагает одновременно право пользования земельным участком (ст. 652 ГК РФ).

Однако обязанность по внесению платы за неорганизованный сброс может быть возложена на арендодателя, если в договоре аренды стороны определили такой порядок. Если договор аренды не содержит такого указания, все претензии по неуплате за неорганизованный сброс органы Ростехнадзора должны предъявлять арендаторам складских помещений - непосредственным загрязнителям окружающей среды.

Ответственность

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, к которой относится и неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Количество i- го загрязняющего вещества М i , сбрасываемого со сточными водами в водоём, т/год, определяется по формуле

где С i – фактическая концентрация i -го загрязняющего вещества, мг/дм 3 или г/м 3 ;

q – расход сточных вод, м 3 /год.

Аналогично определяются годовые предельно допустимые сбросы вредных веществ М i ПДС – см. формулу (4.1). При этом величина концентрации С i доп подставляется в мг/дм 3 , что численно равно концентрации в г/м 3 . Пересчёт в тонны на год делается с помощью сомножителя 10 -6 .

Если фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами М i год, меньше предельно допустимых сбросов М i ПДС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.1).

Когда фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами M i год , больше, чем предельно допустимые сбросы M i ПДС, но в пределах лимитированных значений M i ВСС, то плата рассчитывается по формуле (1.2). если же фактические сбросы загрязняющих веществ со сточными водами выше лимитированных значений M i ВСС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.3).

Следует обратить внимание на то, что коэффициент экологической ситуации К э определяется для водных объектов по бассейнам основных рек по табл. 1.6, а норматив платы Ц i за сброс 1 т загрязняющих веществ – по табл. 1.2.

Если на сбросы загрязнений в водоём нет разрешений соответствующих экологических органов, то расчёт платы ведётся по формуле (1.5).

Пример 4.1

Предприятие сбрасывает сточные воды в реку с концентрацией взвешенных веществ С в.в. = 1000 мг/дм 3 и нефтепродуктов С н = 50 мг/дм 3 в количестве q = 20000 м 3 /год. Расчётная кратность разбавления n = 100 раз. Содержание взвешенных веществ в реке С в.в. 0 = 9,8 мг/дм 3 , а нефтепродуктов С н 0 = 0,05 мг/дм 3 . Рассчитать плату за сброс загрязняющих веществ в бассейн р. Дон (Ростовская область) в 2005 г.

Расчёт

1 Определяем допустимую концентрацию взвешенных веществ в сточной воде по формуле (4.3), полагая, что река первой категории:

, мг/дм 3 .

Для реки С у = 0,25 мг/дм 3 ; С 0 = 9,8 мг/дм 3 , тогда

2 Определяем допустимую концентрацию нефтепродуктов в сточных водах по формуле (4.4):

Из табл. 4.1 следует, что ПДК в нефтепродуктов в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения равна 0,1 мг/дм 3 , а С н 0 = 0,05 мг/дм 3 , тогда

3 Рассчитаем фактические годовые сбросы взвешенных веществ:

, т/год;

М в.в. год = 1000 · 20000 · 10 -6 = 20 т/год.

4 Рассчитаем фактические годовые сбросы нефтепродуктов:

, т/год;

М н год = 10 -6 · 50 · 20000 = 1 т/год.

5 Определяем предельно допустимые сбросы взвешенных веществ:

т/год;


М в.в. ПДС = 34,8 · 20000 · 10 -6 = 0,696 т/год.

6 Определяем предельно допустимые сбросы нефтепродуктов:

т/год;

М н ПДС = 5,05 · 20000 · 10 -6 = 0,1 т/год.

7 Сравниваем фактические и предельно допустимые значения сбрасываемых веществ. Так как фактические сбросы взвешенных веществ и нефтепродуктов превышают предельно допустимые значения, то плата за них определяется по формуле (1.2).

Таблица 4.1

Предельно допустимые концентрации вредных веществ

в водных объектах, мг/л

МЭР МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Мэра Москвы от 3 мая 2012 года N 310-РМ .
____________________________________________________________________

В развитие постановления Правительства Российской Федерации N 1310 от 31 декабря 1995 года "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" , на основании постановления Правительства Российской Федерации N 167 от 12 февраля 1999 года "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" , в целях приведения в соответствие с действующим законодательством существующего порядка взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы:

2. Установить для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства статус специализированных организаций, осуществляющих производственную деятельность с целью снижения сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду через системы коммунального водоотведения.

3. Полученные от абонентов системы коммунального водоотведения суммы платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ поступают в доход предприятий, эксплуатирующих эти системы.

4. Освободить от платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города население, проживающее в домах жилищного фонда, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, домах жилищных, жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, садоводческие и огороднические товарищества, граждан - в домах и квартирах, принадлежащих им на праве частной собственности, общежитиях предприятий и учебных заведений, домах престарелых и инвалидов, а также учреждения и организации по содержанию жилищного фонда независимо от форм собственности. Настоящий пункт не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица, которые осуществляют производственную деятельность и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему коммунального водоотведения в жилом фонде.

5. Пункт утратил силу - ..

6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 29 сентября 1998 года N 745 "Об утверждении Положения о порядке взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения и за загрязнение окружающей природной среды через эти системы" и пункт 6 распоряжения Мэра Москвы от 22 июня 1993 года N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г.Москвы" .

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П. (пункт в редакции распоряжения Мэра Москвы от 3 мая 2012 года N 310-РМ .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение. Рекомендации о порядке исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы

1. Общие положения

Устанавливают порядок исчисления и взимания платы с предприятий и организаций, непосредственно присоединенных и пользующихся услугами системы коммунального водоотведения города Москвы, за сброс загрязняющих веществ со сточными водами;

Определяют взаимоотношения между предприятиями и организациями, сбрасывающими загрязняющие вещества со сточными водами в системы коммунального водоотведения города, и владельцами этих систем.

- "сточные воды" - загрязненные воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций), а также поверхностные сточные воды, поступающие с территории абонентов;

- "система коммунального водоотведения" - комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объекты;

- "владельцы систем коммунального водоотведения" - предприятия водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы - Московское государственное унитарное предприятие "Мосводоканал" и Государственное унитарное предприятие "Мосводосток";

- "абоненты" - юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоотведения города Москвы;

- "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунального водоотведения.

2. Порядок установления нормативов сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения

2.1. При сбросе сточных вод в системы коммунального водоотведения нормированию подлежат: объем сточных вод, принимаемый в систему коммунального водоотведения, количество и качество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы загрязняющих веществ рассчитываются по каждому веществу как произведение объема сточных вод на допустимую концентрацию данного вещества в сточных водах. В договорах на прием сточных вод в системы водоотведения, заключаемых между предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами (далее - Договор), указываются: объем (лимит) сброса сточных вод, перечень и нормативы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

2.2. Лимит сброса сточных вод, перечень и нормативы сбросов (предельно допустимые и/или временно согласованные) загрязняющих веществ в составе сточных вод для абонентов устанавливаются и вносятся в Договоры, исходя из:

Лимитов объемов, временно согласованных нормативов выбросов, сбросов в окружающую природную среду, лимитов размещения отходов, установленных специально уполномоченным государственным органом природопользования и охраны окружающей среды для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы;

Отраслевой специфики абонента;

Проектных параметров систем коммунального водоотведения города Москвы.

2.3. Нормативы сбросов загрязняющих веществ для абонентов определяются предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства на основании рассчитанных ими и утвержденных в установленном порядке предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях и правил пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве.

2.4. Ставки платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города абонентам устанавливаются владельцами систем коммунального водоотведения. При этом владельцы систем коммунального водоотведения применяют ставки платы , утвержденные распоряжением Мэра Москвы от 22 июня 1993 года N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г.Москвы" , с учетом повышающего коэффициента индексации платы, коэффициента деноминации, коэффициента экологической ситуации и экологической значимости, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством.

3. Порядок осуществления контроля

3.1. Контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов и условий сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения осуществляется владельцами систем коммунального водоотведения путем проведения контрольных анализов и инспекционных проверок.

3.2. После получения результатов проведенных анализов сточных вод в 20-дневный срок абоненты заключают Договоры или в существующие Договоры вносят изменения и дополнения по фактическому сбросу загрязняющих веществ. В случае непредставления абонентом оформленного Договора или изменения (дополнения) к нему в указанные сроки владельцы систем коммунального водоотведения вправе ограничить или прекратить прием сточных вод.

3.3. В соответствии с заключенными Договорами абоненты обязаны соблюдать установленные нормативы и условия сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения.

3.4. Сведения о фактическом сбросе загрязняющих веществ со сточными водами представляются абонентами владельцам системы коммунального водоотведения.

3.5. Отбор проб для проведения контрольных анализов сточных вод, поступающих от абонентов, осуществляется в контрольном колодце абонентов на каждом выпуске в систему коммунальной канализации или открытые водотоки. При наличии автоматического пробоотборника на время отбора контрольной пробы абонентом обеспечивается пломбировка пробоотборника. В случае отсутствия автоматического пробоотборника производится отбор разовой пробы с ее обязательной пломбировкой.

4. Порядок расчета и взимания платежей за объем сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города

4.1. Плата за сброс сточных вод в пределах установленного объема сброса взимается по установленным тарифам.

4.1.1. Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса.

4.1.2. Объем сбрасываемых абонентами сточных вод определяется по фактически зарегистрированному объему приборами учета, а при отсутствии приборов учета - расчетным путем в соответствии с Правилами предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Российской Федерации, Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве и Договором.

4.2. Платежи абонентов за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения рассчитываются абонентом самостоятельно и вносятся на основании Договора и настоящего раздела в порядке, определяемом подпунктами 4.2.1-4.2.3 настоящих Рекомендаций, на расчетный счет владельцев систем коммунального водоотведения.

4.2.1. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в размерах, не превышающих установленные абоненту предельно допустимые нормативы сбросов загрязняющих веществ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения, на повышающий коэффициент, учитывающий эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Повышающий коэффициент, учитывающий эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, определяется предприятиями водопроводно - канализационного хозяйства самостоятельно.

4.2.2. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в пределах временно согласованных абоненту нормативов сбросов загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между временно согласованными и предельно допустимыми нормативами сбросов загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения, на повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, и суммирования полученных произведений по видам загрязнений. Повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, определяется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно.

4.2.3. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами сверх установленных абоненту временно согласованных нормативов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ над установленными временно согласованными нормативами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

4.3. Пункт утратил силу - распоряжение Мэра Москвы от 3 мая 2012 года N 310-РМ ..

4.4. Владельцы систем коммунального водоотведения вправе уменьшить своим абонентам плату за превышение сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения на объем денежных средств, необходимый для выполнения согласованных с ними мероприятий, направленных на уменьшение сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы.

4.5. За сброс абонентом агрессивных стоков с РН менее 2 и более 12, загрязняющих веществ, запрещенных и не согласованных к приему в системы коммунального водоотведения, а также за установленный факт залпового сброса* всех видов загрязнений весь сброс считается сверхнормативным и подлежит оплате абонентом в повышенном размере по ставкам платы для временно согласованных нормативов с применением к ним двадцатипятикратного повышающего коэффициента. Повышенная плата взимается за период с момента обнаружения вышеуказанных действий абонента до даты проведения предыдущего анализа сточных вод, выполненного аккредитованной лабораторией, но не более, чем за один год.
________________
* Залповым сбросом считается сброс сточных вод с превышением в 100 и более раз допустимой концентрации по любому виду загрязнений.

4.6. Абоненты, заявившие в течение суток о возникновении аварийной ситуации, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, освобождаются от повышенных платежей на время работ по устранению причин превышения сброса, указанного в графике проведения аварийно-восстановительных работ, согласованном с соответствующим владельцем системы коммунального водоотведения. В случае неустранения аварийной ситуации, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, в сроки, определенные согласованным графиком проведения аварийно-восстановительных работ, повышенная плата взимается за весь период с момента обнаружения в соответствии с частью первой подпункта 4.4 настоящих Рекомендаций.

4.7. Внесение платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации не освобождает абонента от возмещения в полном объеме реального ущерба предприятию водопроводно-канализационного хозяйства.

4.8. Средства, взимаемые с абонента за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, перечисляются абонентами в порядке и в сроки, установленные в Договоре и настоящими Рекомендациями. При несвоевременном внесении оплаты с абонента могут взиматься пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы платы за каждый день просрочки платежа.

4.9. В случае уклонения абонента от заключения и/или изменения (дополнения) Договора весь сброс загрязняющих веществ в систему коммунального водоотведения считается сверхнормативным, и плата взимается владельцами систем коммунального водоотведения по фактически отобранной пробе в порядке, предусмотренном подпунктом 4.2.3 настоящих Рекомендаций, вплоть до момента заключения указанного Договора.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Постановление Правительства Московской области
от 14.02.2005 г. № 93/5

Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов” и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 “Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации”, в целях приведения в соответствие с законодательством порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, Правительство Московской области постановляет:

1. Утвердить Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области (прилагается).

2. Установить для организаций водопроводно-канализационного хозяйства и владельцев систем коммунального водоотведения статус специализированных организаций, осуществляющих производственную деятельность с целью снижения сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду через системы коммунального водоотведения.

3. Установить, что для систем коммунального водоотведения, расположенных на территории двух и более муниципальных образований Московской области, а также для имеющих более двух владельцев, исчисление и взимание платы за сброс загрязняющих веществ осуществляют владельцы систем, в состав инженерных сооружений которых входят сооружения очистки сточных вод с последующим отведением их в водные объекты.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Горностаева А.В.


Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 14.02.2005 № 93/5

Порядок
взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов
на территории Московской области

1.Общие положения

1.1. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области (далее - Порядок):

регулирует вопросы взимания платы с организаций, непосредственно присоединенных и пользующихся услугами систем коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов;

определяет взаимоотношения между организациями, сбрасывающими сточные воды и загрязняющие вещества в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, и владельцами этих систем.

1.2. Термины, применяемые в Порядке:

сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций);

система коммунального водоотведения - комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объекты;

владельцы систем коммунального водоотведения - организации водопроводно-канализационного хозяйства и иные организации, эксплуатирующие системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области;

абоненты – юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, в пользовании или оперативном управлении объекты, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на прием (сброс) сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;

контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунального водоотведения.

2. Порядок установления нормативов сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения

2.1. При сбросе сточных вод в системы коммунального водоотведения нормированию подлежат: объем сточных вод, принимаемый в систему коммунального водоотведения, количество и качество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы загрязняющих веществ рассчитываются по каждому веществу как произведение объема сточных вод на допустимую концентрацию данного вещества в сточных водах. В договорах на прием сточных вод в системы водоотведения, заключаемых между владельцами систем коммунального водоотведения и абонентами (далее - Договор), указываются: объем (лимит) сброса сточных вод, перечень и нормативы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

2.2. Лимит водоотведения, для абонентов владельцами систем коммунального водоотведения устанавливается в Договорах, исходя из:

Отраслевой специфики абонента;

Проектных параметров систем коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области;

Правил приема сточных вод в систему канализации населенных пунктов, согласованных территориальным органом МПР России по Московской области и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

Утвержденных лимитов сброса сточных вод в поверхностные водные объекты.

2.3. Нормативы сброса загрязняющих веществ для абонентов определяются владельцами систем коммунального водоотведения на основании рассчитанных ими и утвержденных в установленном порядке предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях и правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

2.4. Для расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области применяются нормативы платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления” с учетом повышающего коэффициента индексации платы.

3. Порядок осуществления контроля

3.1. Контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов и условий сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения осуществляется владельцами систем коммунального водоотведения путем проведения контрольных анализов и инспекционных проверок.

3.2. После получения результатов проведенных анализов сточных вод в 20-дневный срок абоненты заключают Договоры или в существующие Договоры вносят изменения и дополнения по фактическому сбросу загрязняющих веществ. В случае непредставления абонентом оформленного Договора или изменения (дополнения) к нему в указанные сроки владельцы систем коммунального водоотведения вправе ограничить или прекратить прием сточных вод.

3.3. В соответствии с заключенными Договорами абоненты обязаны соблюдать установленные нормативы и условия сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения.

3.4. Сведения о фактическом сбросе сточных вод и загрязняющих веществ представляются абонентами владельцам систем коммунального водоотведения.

3.5. Отбор проб для проведения контрольных анализов сточных вод, поступающих от абонентов, осуществляется в контрольном канализационном колодце абонентов на каждом выпуске в систему коммунальной канализации или открытые водотоки. При наличии автоматического пробоотборника на время отбора контрольной пробы абонентом обеспечивается пломбировка пробоотборника. В случае отсутствия автоматического пробоотборника производится отбор разовой пробы с ее обязательной пломбировкой.

4. Порядок расчета и взимания платежей за объем сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области

4.1. Плата за сброс сточных вод в пределах установленного объема сброса взимается по установленным тарифам за услуги водоотведения.

4.2. Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса.

4.3 Объем сбрасываемых абонентами сточных вод определяется по фактически зарегистрированному приборами учета объему, а при отсутствии приборов учета – расчетным путем.

4.4. Платежи абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в

системы коммунального водоотведения рассчитываются абонентом самостоятельно в порядке, определяемом абзацем вторым настоящего пункта.

Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных абоненту нормативов сбросов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножением этих сумм на двадцатипятикратный повышающий коэффициент.

4.5. Контроль за правильностью расчетов абонентов осуществляют владельцы систем коммунального водоотведения, которые вправе самостоятельно произвести расчеты по отобранной пробе и взыскать со своих абонентов сумму платежей. Владельцы систем коммунального водоотведения и(или) абоненты могут привлекать специализированные организации для осуществления контроля правильности расчетов платежей за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения.

4.6. Абоненты, заявившие в течение суток о возникновении аварии, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, освобождаются от повышенных платежей на время работ по устранению причин превышения сброса, указанного в графике проведения аварийно-восстановительных работ, согласованном с соответствующим владельцем системы коммунального водоотведения. В случае неустранения аварии в сроки, определенные согласованным графиком проведения аварийно-восстановительных работ, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, повышенная плата взимается за весь период с момента превышения срока устранения аварии в соответствии с абзацем вторым пункта 4.4 Порядка.

4.7. Внесение платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации не освобождает абонента от возмещения в полном объеме реального ущерба владельцу системы коммунального водоотведения.

4.8. Средства, взимаемые с абонента за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, перечисляются абонентами в порядке и в сроки, установленные в Договоре. При несвоевременном внесении оплаты с абонента могут взиматься пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы платы за каждый день просрочки платежа.

4.9. Полученные от абонентов системы коммунального водоотведения суммы платежей за сброс сточных вод и загрязняющих сверх установленных норм поступают в доход организаций, эксплуатирующих эти системы, и направляются на мероприятия по развитию и улучшению эксплуатации систем водоотведения.

4.10. От уплаты за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города освобождаются граждане, проживающие в домах жилищного фонда независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, садоводческие и огороднические товарищества, а также организации по содержанию жилищного фонда. Настоящий пункт не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица, которые осуществляют производственную деятельность и сброс загрязняющих веществ сверх установленных норм в составе сточных вод в систему коммунального водоотведения в жилищном фонде.

4.11. В случае уклонения абонента от заключения и (или) изменения (дополнения) Договора весь сброс загрязняющих веществ в систему коммунального водоотведения считается сверхнормативным, и плата взимается владельцами систем коммунального водоотведения по фактически отобранной пробе в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 4.4 Порядка, до момента заключения Договора.